Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
228
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РАЗВИТИЕ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лейбинский Борис Ерахмилович, Яцык Роман Игоревич

В статье сообщается о перспективах и проблемах развития Арктики и Мурманской области как части Арктической зоны. Выделяется ряд системных проблем Севера Российской Федерации, таких, как слабая диверсификация экономики, существенная зависимость экономики от конъюнктуры мирового рынка, большие миграционные потери населения Севера, низкие показатели уровня и качества жизни, недостаточное инфраструктурное обустройство по сравнению с общероссийской ситуацией. Вместе с тем рассматриваются ресурсы региона: демографические, сырьевые, военно-стратегические, транспортные, культурные, научные и другие. В тесной увязке с геостратегическими и экономическими интересами Российского государства рассматриваются цели развития зоны Арктики и Мурманской области как её части. Это - расширение ресурсной базы, поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск ВС РФ в регионе, сохранение природной среды, обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение уровня качества жизни населения зоны Арктики. Авторы статьи делают вывод о том, что потенциал региона необходим для развития зоны Арктики, а последняя необходима для интенсивного (в отличие от нынешнего экстенсивного) развития региона. Вхождение Мурманской области в Арктическую зону должно привести к повышению инвестиционной привлекательности региона, оптимизации межбюджетных отношений и развитию программно-целевого планирования экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лейбинский Борис Ерахмилович, Яцык Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ON EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION

The article deals with the prospects and problems of development in the Arctic and the Murmansk region as part of the Arctic zone. It provided a number of systemic problems in the North of the Russian Federation, such as the weak diversification of the economy, a significant dependence of the economy on the situation on the world market, a large migratory population losses of the North, the low level and the quality of life, lack of infrastructure improvement as compared to the situation nationwide. However, the resources of the region are considered: demographic, raw, military- strategic, transport, cultural, scientific and other. In close coordination with the geo- strategic and economic interests of the Russian state considers development zone of the Arctic and the Murmansk region as a part of it. This - the expansion of the resource base, maintaining the necessary combat potential of the factions of the Russian Federation Armed Forces in the region, the preservation of the natural environment, ensuring an adequate level of basic and applied research, improving the quality of life of the population of the Arctic areas. Resulting in the conclusion that the potential of the region is essential for the development of the Arctic zone, and the latter is necessary for intensive (as opposed to the current extensive) development of the region, the occurrence of the Murmansk region in the Arctic zone should lead to increase of investment attractiveness of the region, optimization of intergovernmental relations and development program-target planning of economic development of the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 332.1

Б. Е. Лейбинский, Р. И. Яцык

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛЕЙБИНСКИЙ Борис Ерахмилович - кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Мурманский филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России». 183040, Садовая ул., 9, г. Мурманск, Россия. E-mail: univer@murman01.ru.

ЯЦЫК Роман Игоревич - заместитель директора по учебной работе. Мурманский филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», 183040, Садовая ул., 9, г. Мурманск, Россия. E-mail: univer@murman01.ru.

В статье сообщается о перспективах и проблемах развития Арктики и Мурманской области как части Арктической зоны. Выделяется ряд системных проблем Севера Российской Федерации, таких, как слабая диверсификация экономики, существенная зависимость экономики от конъюнктуры мирового рынка, большие миграционные потери населения Севера, низкие показатели уровня и качества жизни, недостаточное инфраструктурное обустройство по сравнению с общероссийской ситуацией. Вместе с тем рассматриваются ресурсы региона: демографические, сырьевые, военно-стратегические, транспортные, культурные, научные и другие. В тесной увязке с геостратегическими и экономическими интересами Российского государства рассматриваются цели развития зоны Арктики и Мурманской области как её части. Это - расширение ресурсной базы, поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск ВС РФ в регионе, сохранение природной среды, обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение уровня качества жизни населения зоны Арктики. Авторы статьи делают вывод о том, что потенциал региона необходим для развития зоны Арктики, а последняя необходима для интенсивного (в отличие от нынешнего экстенсивного) развития региона. Вхождение Мурманской области в Арктическую зону должно привести к повышению инвестиционной привлекательности региона, оптимизации межбюджетных отношений и развитию программно-целевого планирования экономического развития региона.

АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА; МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ; РАЗВИТИЕ; РЕСУРСЫ

Мурманская область - субъект Российской Федерации, который в пределах своих административно-территориальных границ полностью входит в зону Арктики1. Совершенно очевидно, что это определяет приоритетную значимость региона для Арктической зоны. По мнению известного ученого-полярника Артура Чилингарова «Будущее России неразрывно связано с судьбой полярных регионов» . Мурманская область, безусловно, к таковым относится. Расположена область на Северо-западе Европейской части России и объективно является одним из стратегических регионов страны в составе Северо-Западного федерального округа. Площадь - 144,9 тысяч кв. км. (0,85% площади Российской Федерации). Протяженность территории - 400 км с севера на юг и 550 км с запада на восток. Плотность населения - 5,8 человек на 1 кв. км (относится к территориям с низкой плотностью населения).

Демографическая ситуация в Мурманской области характеризуется устойчивой тенденцией снижения численности населения. Динамика сокращения численности населения за год составляет 1,2 % (9,4 тысяч человек). Численность трудоспособного населения - около 63%, старше трудоспособного - около 20%.

Мурманская область относится к наиболее урбанизированным регионам России - 92.7% населения проживает в городской местности. Демографическая ситуация свидетельствует о том, что проблемным фактором является прогрессивный характер миграционной убыли населения . Указанное обстоятельство заставляет думать о необходимости повышения качества жизни населения региона, от чего, в конечном итоге, зависит успех освоения Арктической зоны в целом. Этот вопрос корреспондирует с проблематикой устойчивого развития территорий.

1 Государственная система правовой информации [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/.

2 Чилингаров А. Под знаком большой медведицы / Артур Чилингаров // Аргументы и факты. - 2014. - №41.

3 Влияние социально-экономических условий на оценку качества жизни представителей городского и сельского населения Кольского Севера / Белишева Н.К., Михайлов Р.Е., Петрашова Д.А. и др. // Труды Кольского научного центра РАН. - 2015. - № 7.

222

Особенно актуальной является эта проблема для регионов Севера. Мировые тенденции в освоении Арктики ставит перед собой цель сохранения и саморазвития, на активизации диверсификационных процессов, на активизацию «человеческого» и «социального» капитала. Вместе с тем, в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» в качестве первоочередного национального интереса РФ в Арктике определяют «использование Арктической зоны РФ в качестве стратегической и ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны». Таким образом, создается впечатление, что на федеральном уровне в отношении к Арктике доминирует традиционный подход - геополитический и сырьевой. Такой подход неизбежно приведет к усилению системных проблем Севера РФ:

- слабая диверсификация экономики;

- существенная зависимость экономики от конъюнктуры мирового рынка;

- большие миграционные потери населения Севера, особенно в трудоспособном возрасте;

- более низкие показатели уровня и качества жизни, чем в других регионах РФ и на зарубежном Севере;

- недостаточное инфраструктурное обустройство по сравнению с общероссийской ситуацией.

Таким образом, без активной государственной политики в отношении «человеческого» и «социального» капитала Арктической зоне будет отведена роль ресурсного придатка России.

Безусловно, ресурсные перспективы Арктики впечатляют. По оценкам специалистов к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской недродобычи. На сегодня в Арктике выявлено более 20-ти крупных нефтегазовых месторождений. Согласно подсчетам Минприроды РФ в высоких широтах уже разведано 87 млрд. баррелей нефти и 84,5 трлн. кубометров газа. Россия с нынешнего 6-го места по уровню разведанных запасов нефти может перейти в первую тройку нефтевладельцев мира после Венесуэлы и Саудовской Аравии.

Считается, что Арктика скрывает в своих недрах более 20% общемировых запасов нефти и газа. Такая внушительная ресурсная база обостряет международную конкуренцию в Арктической зоне, и усиливает роль геополитической и военно-стратегической составляющих в освоении Арктики. До 2017 года будет сформировано новое командование «Север» (две бригады сухопутных войск). В составе Арктической военной группировки будет 80-я отдельная мотострелковая бригада в п. Алакуртти Мурманской области, что приведет к восстановлению и развитию депрессивного в настоящее время поселения.

На Арктических островах будет восстановлена инфраструктура ПВО, создана единая система базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, а также размещен элитный спецназ. Нам представляется, что военно-стратегический аспект может оживить диверсификационные, инновационные и инвестиционные процессы в экономике как региона, так и Арктической зоны. В Мурманской области имеется пять ЗАТО военно-стратегического значения, опыт управления которыми должен способствовать развитию инфраструктуры военных городков, строительство которых планируется на Арктических островах.

Выше отмечалось, что Российская Арктика - регион особых геостратегических и экономических интересов государства. Опыт зарубежных стран показывает, что функционирование и развитие таких периферийных территорий, как Арктическая зона РФ невозможно без эффективной работы такой системообразующей отрасли как транспорт. Одним из базовых элементов арктической транспортной системы является Северный морской путь. Море - это практически единственное средство доставки грузов почти в 100 российских пунктов на побережье Ледовитого океана и на островах. В настоящее время транспортная система северного региона характеризуется крайне неравномерным разветвлением и слабым уровнем освоенности. Ограниченная транспортная доступность северных территорий значительно увеличивает затраты на перевозку грузов пассажиров. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта Арктической зоны очень высока - около 60%.

Сегодня на трассах Северного морского пути действует самый мощный ледовый флот. Однако он также требует реконструкции и обновления.

Прогнозная оценка основных арктических грузопотоков на 20102020 годы в пессимистическом и оптимистическом вариантах в Арктической зоне РФ1:

Грузопотоки 2010 2015 2020 2010 2015 2020

Варианты перевозок пессимистический оптимистический

Экспорт нефти из 19000 19500 19500 20000 28500 29500

Белого и Баренцева

морей

Северный завоз 470 740 890 705 1100 1320

Дудинка 1195 1305 1310 1920 2630 2635

Вывоз из Арктики 720 935 1150 1415 2560 7985

Внутриарктический каботаж 145 210 250 295 460 560

Транзитные перевозки 0 0 0 100 150 250

Импорт 25 35 40 40 50 55

Всего 21555 30725 32140 24475 35450 42305

Огромное влияние на функционирование Северного морского пути оказывает портовая инфраструктура. Её развитие и реализация оптимистического варианта перевозок грузопотоков связаны с крупным инновационным проектом «Развитие Мурманского транспортного узла». Данный проект призван подготовить производственный потенциал, промышленную и транспортную инфраструктуру, трудовые ресурсы к эффективному освоению природных ресурсов Арктики с использованием новых технологических достижений.

Освоение зоны Арктики придает новый импульс туризму. Мурманская область, в силу своего географического положения и особенностей исторического развития, располагает необходимыми ресурсами для развития туризма. Туристический продукт может быть ориентирован на конкретных потребителей. Это - горнолыжные туры в Кировске, скалолазные маршруты разной категории сложности, водный туризм по рекам, озерам, Белому морю, рыбалка на сёмужных реках,

1 Шпак А.В. Транспортное освоение арктической зоны России в современных условиях / Шпак А.В., Серова В.А. // Север и рынок. 2011. №1. С. 165-170.

225

минералогические экскурсии по Хибинскому горному массиву, охотничьи туры на медведя, лося, боровую и водоплавающую дичь, посещение саамских селений, Праздник Севера, «Лыжня Дружбы» Баренц-региона, ледяное плавание, сплав по рекам, ралли «Арктик Трофи», круизы к Северному Полюсу, бизнес-мероприятия, культурно-познавательные экскурсии.

Перечисленные выше аспекты освоения зоны Арктики предусматривают непосредственное участие Мурманской области в их реализации. Совершенно очевидно, что потенциал региона необходим для развития арктической зоны, а последняя - необходима для интенсивного (в отличие от нынешнего экстенсивного) развития Мурманской области. Кроме упомянутых выше, этому также способствовали следующие предпосылки:

1. За 70 лет промышленного освоения Кольского Края накоплен колоссальный опыт в сфере охраны окружающей среды от антропогенного и технологического воздействия в условиях Крайнего Севера. Создана обширная база по социально-гигиеническому мониторингу. Экстраполяция накопленного опыта в Мурманской области на территорию Арктической зоны имеет большое значение, так как все коренные народы Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков, проживают в экстремальных условиях и полностью зависят от Арктической экосистемы в вопросах питания, проживания и сохранения собственной культуры.

2. Освоение Арктики невозможно без научного сопровождения. Кольский филиал РАН НИИ ПИНРО, Мурманский государственный технический университет, Мурманский Арктический государственный университет и другие могут полностью решить эту проблему.

3. В Мурманском регионе накоплен большой опыт участия в международном проекте «Баренц-регион» («Птица-Баренц»). Представляется логичным создание аналогичного международного проекта «Арктик-регион», а Мурманск мог бы стать административным деловым центром, штаб-квартирой зоны «Арктик-сотрудничества».

Взаимовыгодность Мурманской области и Арктической зоны в целом обеспечат достижение основных целей создания зоны Арктики:

1. Расширение ресурсной базы.

2. Поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск ВС РФ в регионе.

3. Сохранить природную среду.

4. Обеспечить достаточный уровень фундаментальных и прикладных научных исследований.

5. Повысить уровень качества жизни населения зоны Арктики. Вхождение Мурманской области в Арктическую зону должно

привести к повышению инвестиционной привлекательности региона, оптимизации межбюджетных отношений и развитию программно-целевого планирования экономического развития региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Белишева Н.К., Михайлов Р.Е., Каспарьян Ж.Э., Петрашова Д.А., Мартынова А.А., Пряничников С.В., Завадская Т.С., Соловьевская С.А., Пожарская В.В., Цыпышева О.Б. Влияние социально-экономических условий на оценку качества жизни представителей городского и сельского населения Кольского Севера // Труды Кольского научного центра РАН. 2015. № 27. С.119-135.

2. Горина Т.А. Программно-целевой подход в региональной экономической политике // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2010. №1(25).С. 25a-29. ISSN: 2220-802X

3. Государственная система правовой информации [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. текст. дан. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/

4. Козьменко С.Ю., Савельев А.Н. Стратегические перспективы развития морской растительности в Арктике // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. №1. С. 105-107.

5. Победоносцева Г.М. Возможности экономического развития Российской Арктики в современных условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2010. №1(25). C40a-43. ISSN: 2220-802X

6. Победоносцева Г.М. Экономическое развитие российской Арктики в современных условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. №1(27). С. 151-154. ISSN: 2220-802X

7. Савельева С.Б., Шиян Г.Н. Арктика: укрепление геополитических позиций и экономическое развитие // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. №1(13).С.115-119.

8. Симоненко В.П. Основные положения стратегии инновационного развития регионов Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. №1(27). С. 26-33. ISSN: 2220-802X

9. Чилингаров А. Под знаком большой медведицы / Артур Чилингаров // Аргументы и факты. 2014. №41.

10. Шпак А.В., Серова В.А. Проблемы и современные тенденции формирования транспортной инфраструктуры на Севере // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. №1. С.165-173. ISSN: 2220-802X

11. Шпак А.В., Серова В.А. Транспортное освоение арктической зоны России в современных условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. №1(27). С. 177-182. ISSN: 2220-802X

LEIBINSKY, Boris E. - Murmansk branch FSBEE HE «Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia». 183040, Sadovaya St., 9, Murmansk, Russia. E-mail: univer@murman01.ru.

YATSYK, Roman I. - Murmansk branch FSBEE HE «Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia». 183040, Sadovaya St., 9, Murmansk, Russia. E-mail: univer@murman01.ru.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ON EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION

The article deals with the prospects and problems of development in the Arctic and the Murmansk region as part of the Arctic zone. It provided a number of systemic problems in the North of the Russian Federation, such as the weak diversification of the economy, a significant dependence of the economy on the situation on the world market, a large migratory population losses of the North, the low level and the quality of life, lack of infrastructure improvement as compared to the situation nationwide. However, the resources of the region are considered: demographic, raw, military-strategic, transport, cultural, scientific and other. In close coordination with the geo-strategic and economic interests of the Russian state considers development zone of the Arctic and the Murmansk region as a part of it. This - the expansion of the resource base, maintaining the necessary combat potential of the factions of the Russian Federation Armed Forces in the region, the preservation of the natural environment, ensuring an adequate level of basic and applied research, improving the quality of life of the population of the Arctic areas. Resulting in the conclusion that the potential of the region is essential for the development of the Arctic zone, and the latter is necessary for intensive (as opposed to the current extensive) development of the region, the occurrence of the Murmansk region in the Arctic zone should lead to increase of investment attractiveness of the region, optimization of intergovernmental relations and development program-target planning of economic development of the region.

THE ARCTIC; THE MURMANSK REGION; DEVELOPMENT; RESOURCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.