Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России (Заседание «Меркурий-клуба»)'

Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России (Заседание «Меркурий-клуба») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
921
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России (Заседание «Меркурий-клуба»)»

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 35.073.5

Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России

(Заседание «Меркурий-клуба»)

8 октября 2014 года в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России».

В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, бизнеса и общественных организаций, известные политики, ученые, профильные эксперты

Открыл заседание и выступил с вступительным словом директор клуба Валерий Алексеевич Кузнецов Вел дискуссию и задал тон обсуждению президент «Меркурий-клуба», академик Российской академии наук Евгений Максимович Примаков В своем докладе он подчеркнул, что речь должна идти именно о комплексном развитии Арктики и прилегающих российских территорий

В ходе дискуссии рассматривались различные аспекты арктической зоны — экономические, транспортные, военные, экологические, анализировались международные соглашения, в том числе готовящиеся, по разграничению арктических пространств, обсуждались проблемы северных регионов, возможные направления их развития, привлечения инвестиций на эти территории

Предлагаем читателям стенограмму заседания, предоставленную оргкомитетом «Меркурий-клуба» (печатается в оригинальном виде) .

Е.М. Примаков

Примаков Е.М.:

— Уважаемые коллеги, друзья, товарищи! Как, уже сказал наш уважаемый генеральный директор, он опередил меня, сегодня на заседании «Меркурий-

© Примаков Е. М . , 2014

11

Заседание «Меркурий-клуба»

клуба» мы обсуждаем одну из важных комплексных проблем, имеющих большое значение для обеспечения национальных интересов России .

Прошло пять месяцев с того времени, когда вопросы реализации государственной политики в Арктике были рассмотрены на Совете безопасности России . Хотелось бы сегодня услышать не только и не столько о значении региона Арктики для нашей страны . Я думаю, что участники нашего заседания достаточно хорошо осведомлены об этом, и доказывать друг другу общеизвестную истину, согласитесь, не очень логично

Однако следовало бы рассмотреть, что уже делается для реализации нашей политики в Арктике, что еще нужно сделать, на что обратить особое внимание и как видится разворот нашей политики в Арктике в будущем В этой связи хотел бы затронуть несколько тем с невыстраиваемой иерархией, потому что считаю, что каждая из них очень важна в нашей арктической политике

Первая проблема Оформление на основе международного права внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Ряд успехов в этой области, нужно сказать, уже достигнут. Так пленум Комиссии ООН по континентальному шельфу России согласился с нашими доводами по расширению российского континентального шельфа на Охотском море за счет участия, которое ранее считалось открытым Но на этом нельзя ставить точку Необходима постоянная кропотливая работа на двустороннем и многостороннем уровнях с правительствами при-арктических государств, когда приходится отстаивать наши права на другие участки континентального шельфа

Хотелось бы услышать мнения участников сегодняшней встречи, и что конкретно можно сказать по этому поводу

Вторая проблема . Следует констатировать некоторые успехи возрождения Северного морского пути . Но предстоит сделать больше, чем уже достигнуто Речь идет о нарастающем строительстве атомных и дизельных ледоколов, о совершенствовании систем навигации и связи на всем протяжении Северного морского пути .

Мы все знаем, что Россия переживает этап экономических трудностей, что наш бюджет напряжен, но особое внимание к развитию Северного морского пути имеет не только экономическое, но приобретает все большее политическое значение. Если иностранные судовладельцы будут ходить по Северному морскому пути под нашим флагом, то это станет еще одним шагом противодействия планам по изоляции России

Третья проблема . Освоение ресурсов, особенно энергетических, в Арктической части Российской Федерации, естественно, включая разработку на нашем континентальном шельфе. Работа в этом направлении начата Вдохновляющим примером служит разведка крупного месторождения нефти и газа на нашем шельфе в Карском море Месторождение назвали «Победа» . Это победа, в том числе с учетом того, что разведка проведена

12

Заседание «Меркурий-клуба»

«Роснефтью» вместе с «Эксон Мобил». Однако стало известно, что дальнейшее сотрудничество с этой американской компанией будет отложено из-за санкций . А это означает, что на определенном этапе нам придется вести расширение разведывательной деятельности и промышленной добычи на наших северных шельфах практически в одиночку Это важное обстоятельство должно учитываться, так как под санкции попал экспорт в Россию оборудования для глубинного бурения, в том числе и на шельфе .

В создавшихся условиях особое внимание следовало бы уделить импортозамещению, нацелив на решение этой задачи, в первую очередь, как представляется, наш ОПК, который может быть задействован в этом плане Конечно мы заинтересованы в иностранных инвестициях в разработку полезных ископаемых Арктики . Нужно прилагать все усилия для того, чтобы интересы иностранных компаний, в первую очередь крупных, возобладали над антироссийскими санкциями

Четвертая проблема Укрепление военной инфраструктуры в Арктическом регионе. В первую очередь речь идет о восстановлении заполярных аэродромов и создание базы на Новосибирских островах. Без арктической составляющей трудно рассчитывать на усиление обороноспособности России и, особенно с учетом сложившейся военно-политической обстановки в мире, на сохранение России в качестве мировой державы

Пятая проблема . Это реальное социально-экономическое развитие Арктической зоны России . Задача, поставленная президентом правительству предусмотреть полноценное финансирование программы начиная с 2017

13

Заседание «Меркурий-клуба»

года, отнюдь не означает пассивности в социально-экономическом развитии этого региона до 2017 года .

Что нужно сделать для этого в первую очередь? Хотелось бы услышать от выступающих. Естественно, не уходят в сторону и научноисследовательские работы, включая мониторинг климатического и экологического влияния Арктики на мир в целом . Кстати, это тоже площадка для совместной работы главным образом приарктических государств . Хотел бы еще раз подчеркнуть комплексный характер освоения Арктики и прилегающих регионов России . Разрешите на этом завершить мои вводные к нашей дискуссии замечания

Слово предоставляется Артуру Николаевичу Чилингарову — специальному представителю Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Чилингаров А.Н.:

— Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые коллеги! Я не предполагал о такой серьезной встрече, но для меня это радостно, потому что я всю жизнь занимаюсь Арктикой, арктической тематикой Поэтому я очень благодарен, что такое высокое собрание отметило необходимость обсуждения на этом уровне проблем Арктики и как здесь написано «Проблем и перспектив эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России».

Я несколько слов скажу, что делается по очень острому и очень важному политическому вопросу. Это все, что связано с внешней границей российского континентального шельфа Мы давно занимаемся этими проблемами, но разные ситуации были . До конвенции ООН по морскому праву, которая была подписана в декабре 1982 года и в 1994 году была ратифицирована, было секторное деление Арктики . Была граница от Кольского полуострова до Северного полюса, дальше — до мыса Уэлен Чукотки, где было четко написано руководством страны, что это полярные владения СССР Если это полярные владения СССР, значит то, что касается тех предложений конвенции, они не учитывались Конвенция предусматривает установление следующих разделений морского пространства: внутренние воды. Вы сказали, что нам удалось, большая победа всех, кто этим занимался: Охотское море теперь и внутренние воды — на территории России Но это был другой политический момент, когда нам удалось, с большим трудом, но ратифицировать территориальное море, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, проливы, использованные для международного судоходства, Открытое море, международный морской район, и конвенция отменила принцип секторного деления в Арктике. Мы эту конвенцию ратифицировали . Мы, в рамках предвидения тех вопросов, которые могли быть подняты в Арктике, провели очень активную,

14

Заседание «Меркурий-клуба»

в советский период времени особенно, работу по определению континентального дна Ледовитого океана . Была сделана такая карта . Сотни ученых садились на лед на лыжах Ан-2, определяли рельеф дна Ледовитого океана, и была такая карта, которую мы представили как нашу заявку в Комиссию по морскому праву, но она не была принята Были определенные замечания, связанные с точностью определения координат. Не приняли эту нашу первую заявку. Сейчас мы готовимся представить новую заявку, а мы обязаны предоставлять, чтобы определить внешнюю границу российского континентального шельфа Нужны большие научные исследования В последние четыре года Роснедра, Министерство природных ресурсов проводили очень большую экспедиционную работу по вопросам определения границы российского континентального шельфа

Я могу сказать, что были проведены очень большие работы . У нас была хорошая кооперация с Минатомом и с морским флотом . Об этом мало писалось и говорилось, но в одной из экспедиций, два года назад, две подводных лодки военно-морского флота участвовали в работах, связанных с бурением на дне Ледовитого океана

Сегодня мы обработали очень многие эти материалы и готовы были представить заявку, но все решения зависят от политического руководства, то есть сегодня ситуация совсем другая Активизировались после определенных работ, которые, и я проводил, связанные с погружением на дно Ледовитого океана, все приполярные и полярные страны . Совершенно свежий пример: в августе Норвегия открыла свою дрейфующую станцию. Правда там всего четыре человека, но никогда еще во льдах . Очень давно американцы работали на ледяном острове Т-3, но это говорит о том, что они претендуют на довольно многие пространства Ледовитого океана: хребет Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, который мы считаем продолжением нашего шельфа . Есть много вопросов у других арктических стран . Активизировались . Кроме того, сегодня Арктический совет обозначил еще наблюдателей Арктического совета, которые проявляют активность, это в первую очередь Китайская Народная Республика, которая строит свои ледоколы, организует экспедиции

Я могу сказать, что сегодня есть очень жесткое понимание руководства страны, что мы должны развивать и дальше арктический атомный флот. Вы сказали об этом: три атомных ледокола, я думаю, Рукша Вячеслав Владимирович скажет об этом Один мы заложили вместе с ним на балтийском заводе, он строится, и три дизельных электрических ледокола . Это очень большие капитальные вложения, но это показатель того, что Арктика нужна России

Я бы хотел сказать, что все, касающееся конвенции, мы много обсуждали и говорили на эту тему Есть разные мнения, но общее мнение таково, что мы, может быть, поторопились с ратификацией конвенции по морскому праву, потому что эту конвенцию, Евгений Максимович, не

15

Заседание «Меркурий-клуба»

ратифицировали только Соединенные Штаты Америки . Каждый новый президент обещал обязательно ратифицировать конвенцию, а так получается, что они в своей политике думают о секторальном делении, секторах, хотя у нас сектор был четко определен . Поэтому нам надо больше научного потенциала . Мы проводим работу по восстановлению научного потенциала в Арктике, мы восстанавливаем полярные станции, мы определяем географическое и гидрометеорологическое обеспечение, — то, что после развала Советского Союза не проводилось Мы сегодня не имеем дрейфующей станции «Северный полюс», но мы находим внебюджетные средства . Мы должны максимум, в январе-феврале организовать свою дрейфующую станцию «Северный полюс», уникальные наблюдения, «ледовые платформы». Кроме того, мы, несмотря на отсутствие финансирования, Евгений Максимович, постоянно организуем (Русское географическое общество), во льдах Ледовитого океана нашу ледовую базу «Борнео» в районе Северного полюса . Уникальный способ доставки грузов: всё, что надо для жизни на этой станции (она живет очень коротко — полтора-два месяца), мы сбрасываем с воздуха с помощью самолетов военной авиации и военноморского флота . Это такая уникальная база, где более 100 человек проходят через зону, которая расположена в районе полюса, и проводятся наблюдения . Никто такой способ еще не повторил .

Что касается Северного морского пути, мы говорили, мы знали, что он будет необходим, мы к нему готовились, но самое главное, что нам удалось сделать (я как депутат пробивал это дело), — мы приняли Закон о Северном морском пути . Закон, в котором четко написано: Северный морской путь — национальная транспортная магистраль Это не так просто давалось, потому что были определенные вопросы, но в течение нескольких лет мы все-таки этот закон приняли, и он предусматривает сегодня администрацию Североморского пути . Вы помните исторический момент, когда Папанин возглавлял такую администрацию, она совсем в других количествах и задачах восстановлена Но я надеюсь, с учетом того, что Северный морской путь стал востребован сегодня, это отдельная тема, но я могу вам сказать, что мы здесь на правильном пути .

Что касается других вопросов, я бы хотел еще один отметить, что очень важно Сегодня принята программа очистки Арктики от воздействия промышленных и отходов, и военных в арктических регионах Мы в прошлом и позапрошлом годах очистили один остров Александра на земле Франца-Иосифа, а это около 50 тысяч бочек и другого оборудования, которые были брошены в период присутствия военно-воздушной базы России . Другой остров — Греэм-Белл, который имеет в пять раз больше отходов Эта работа началась и она получила цепочку развития, потому что очень многие регионы, которые выходят на Ледовитый океан, стали иметь свои программы восстановления полярных станций и очистки от промышленных и военных отходов, которые были оставлены в Арктике

16

Заседание «Меркурий-клуба»

Резонанс хороший . Я так понимаю, что это очень важно особенно сейчас, когда главной задачей доктрины стала экологическая безопасность в Арктике. Министерство природных ресурсов активно участвует, МЧС, которое построило и сейчас планирует несколько баз на побережье Ледовитого океана, которые могут оказать помощь в случае транспортировки и при разливах, которые могут быть в период прохождения во льдах Ледовитого океана Я готов отвечать на вопросы Спасибо

Выступающий:

— Маленькая ремарка . Артур Николаевич закладывал первый корпус головного ледокола вместе с Сергеем Владимировичем Кириенко.

Примаков Е.М.:

— Очень приятно. Мы это все знаем . Слово предоставляется Игорю Ильичу Меламеду — генеральному директору ЗАО «Международный центр развития регионов».

Меламед И.И.:

— Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые коллеги! За этот срок, который обозначил Евгений Максимович, произошло очень значимое событие: 21 апреля подписана государственная Программа развития арктической зоны Российской Федерации, 22 числа того же месяца состоялся Совет безопасности, а в начале мая президентом подписан Указ о границах

17

Заседание «Меркурий-клуба»

Арктической зоны Российской Федерации, который утвердил сухопутные границы Арктической зоны .

Я хотел бы как руководитель группы разработчиков немножко рассказать о государственной программе, что удалось сделать, что не удалось, потому что при всей звучности этих слов «государственная Программа развития Арктической зоны Российской Федерации» на самом деле удалось сделать далеко не столько, сколько планировалось Программу писал очень большой авторитетный коллектив. В нем участвовало больше 10 научных организаций . Очень большую роль, я бы отметил, сыграла Торговопромышленная палата Российской Федерации Поскольку мне писать программ приходится достаточно много, то я сказал бы, что это был очень положительный опыт, потому что мы первый раз столкнулись с тем, что на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации бизнес общается с разработчиками и министерствами совсем с другой степенью открытости, чем это происходит в стенах министерств . Этих дискуссий было несколько и когда мы здесь собирались, это совершенно другой уровень представительства, потому что рабочие группы министерств — это обычно люди уровня зам начальника департамента, которые решения не принимают. Здесь же у нас участвовали вице-президенты крупнейших компаний, и нам несколько раз удалось поговорить по нескольку часов очень откровенно, и мы совсем иначе стали представлять себе как бизнес готов взаимодействовать в Арктической зоне с государством и, по возможности, конечно, старались это отразить в программе.

Что дало принятие программы? Я сразу бы отметил два факта очень важных Во-первых, наконец была утверждена сухопутная граница Российской Федерации в Арктике Это позволило перейти от оценок к неким расчетным числам . Какую долю валового продукта в экономике Российской Федерации производит Арктическая зона, сколько людей там проживает, какая площадь и т д , целый ряд важнейших параметров, которые до этого были с довольно большим разбросом, как в научной, так и в официальной литературе Теперь это можно делать

Как выглядит у нас теперь Арктическая зона . Это семь субъектов, из которых четыре входят полностью и три частично . Полностью у нас входят Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ Здесь уже сразу возникла коллизия, что у нас Чукотский автономный округ оказался субъектом двух государственных программ — Дальнего Востока и Арктики . Частично входят шесть районов Архангельской области, два района Красноярского края и пять улусов Республики Саха-Якутия . В самый последний момент в согласованные документы удалось включить городской округ Воркуту. Если посмотреть на карту, то вырезается Республика Карелия, ее не удалось включить То есть у нас Арктическая зона получается с разрывом: есть Мурманская область, есть второй большой пласт — это всё, что

18

Заседание «Меркурий-клуба»

восточнее Карелии . От Карелии ничто не вошло, хотя Совет безопасности очень настаивал, чтобы некоторые северные районы Карелии тоже вошли . Это было бы, наверно, логично, потому что вот такой разрыв в Арктической зоне не очень понятен . И никак не удалось включить восемь улусов Республики Саха-Якутия . Я вообще не очень понимаю, почему такое противодействие этому процессу, но сколько бы раз эти документы не уходили, каждый раз мы получали назад не 13 улусов, а пять, это то, что мы сегодня имеем . Некоторая необъективность, на самом деле, присутствует.

Второй очень положительный момент. Раз у нас не было границ, то и Арктическая зона не была объектом статистического наблюдения, поэтому, когда мы пытались всякие вещи делать, мы всегда должны были писать: «по экспертной оценке вот такой-то параметр составляет. ..» и прочее. Вообще говоря, такие экспертные оценки иногда вызывали колоссальные споры . Вот у нас один из показателей программы — это численность белых медведей в Арктической зоне Российской Федерации . Та научная дискуссия, которая развернулась вокруг этого вопроса, достойна, конечно, очень серьезных размышлений И то, что этот вопрос в итоге кончился поручением президента «Роснефти» организовать, наконец, подсчет белых медведей в Арктической зоне Российской Федерации, — это тоже результат этой программы, потому что оценки очень сильно расходились

Что еще удалось сделать . Четко выделены те площадки, на которых сегодня бизнес реально производит развитие в Арктической зоне . Таких площадок оказалось 12 . Я не буду их перечислять . Это в основном те, которые связанны с добычей полезных ископаемых, в первую очередь, конечно, углеводородных, но в том числе это и добыча твердых полезных ископаемых на той же Чукотке, в Мурманской области и т.д . Я думаю, что здесь все представляют, что у нас есть в Арктической зоне

Что не удалось Сегодня имеет место при планировании откровенный отраслевой догмат Нам постоянно говорили: «Нет, развивать Арктику вы должны, развивая там отрасли, а развитие Арктики, как территории, — через отраслевое развитие вы, пожалуйста, это и делайте» В итоге сегодня программа как бы распадается на большое число отраслевых, которые не финансируются в рамках Арктической отдельно, а финансируются в рамках своих отраслевых программ . Явно это прописано в 14 программах . Самое большое, конечно, развитие транспортной системы Российской Федерации: это Северный морской путь и другие вопросы, которые сегодня упоминались и будут упоминаться . По ним удалось посчитать, что в Арктическую зону до 2020 года будет вложено порядка 145 млрд рублей, а все вопросы с глобальной инфраструктурой, которые упоминал Евгений Максимович, локальной инфраструктурой хотя бы этих 12 опорных зон развития и т д Все эти вопросы остались без финансирования, и по самой государственной Программе развития Арктической зоны на сегодня не выделяется ни рубля

19

Заседание «Меркурий-клуба»

Теперь по вопросу 2017 года, который поднял Евгений Максимович . Действительно, на Совете безопасности Президент во вступительном слове сказал: «Обеспечить финансирование этой программы, именно этой программы, начиная с 2017 года». Если вы посмотрите перечень поручений, то этот пункт в поручение не попал, поэтому сегодня там очень много что написано, в том числе надо более четко прописать место тех или других компаний в развитии, внести проекты в явном виде. Все они есть, но поручения организовать финансирование нет. Надеюсь, что эта программа теперь и после передачи функций перейдет к другому госзаказчику, может быть тогда это будет с большей настойчивостью выполняться . Благодарю за внимание

Примаков Е.М.:

— Спасибо. Слово предоставляется Андрею Николаевичу Клепачу — заместителю председателя государственной корпорации «Внешэкономбанк».

Клепач А.Н.:

— Уважаемые коллеги! В продолжение того, о чем говорил Игорь Ильич, в каком-то смысле Арктическая программа — это такой скачок в будущее. Мало понятно, что делать в настоящем, потому что действительно программа, с точки зрения финансирования, напрямую ничем не обеспечена Евгений Максимович правильно сказал, что хотя программа начинается с 2017 года, хотя и с 2017 года в бюджете ничего не стоит, надо понять, что делать сейчас Мне кажется, что действительно есть несколько моментов, которые нужно выделить и определиться с тем, какие шаги необходимо предпринимать и как их зафиксировать на государственном уровне

Первый вопрос, который действительно касался и самого проекта программы, и реальной жизни сейчас — это то, что есть отдельные отраслевые проекты по ледоколам, причем, даже в большей степени по ледоколам, чем по Северному морскому пути, имея в виду, загрузку, грузопоток и все прочее Есть определенные решения по линии Минобороны восстановления аэродромов, навигационных центров по развертыванию группировки, есть ряд других решений, но нет решений о комплексном развитии территорий О чем Игорь Ильич и сказал Мне кажется, нужно сейчас выработать вместе с регионами, вместе с научным сообществом подходы и критерии того, что означает это комплексное развитие применительно именно к Арктическим территориям, учитывая проблемы коренных народов, учитывая проблемы крайней чувствительности природы этого региона, в том числе задачи, связанные с освоением природных ресурсов, и выделить в рамках вопросов комплексного развития территорий некоторые ключевые очаги или зоны, где эти проекты или этот комплексный подход должны реализовываться . Потому что одни проекты есть на Чукотке,

20

Заседание «Меркурий-клуба»

абсолютно другая ситуация, как я понимаю, в Мурманской области, другие области мы хуже себе представляем, но они все крайне разные, поэтому вопрос вот этой проведенной границы, он же не только географический . Надо понять, а что содержательно за этим стоит. Поэтому, мне кажется, как мы часто любим говорить, нам нужна «дорожная карта» или план некоторых ключевых мероприятий, которые прописаны применительно к тем областям или отдельным частям этих областей, улусам, которые туда попали или должны попасть, и то, что мы должны делать в эти три года

Второй аспект, который здесь важен наряду с отстаиванием расширения нашего шельфа, — это вопрос разведки природных ископаемых. Он упирается во многом действительно в то, что необходимых технологий у нас для этого либо нет, либо мы предполагали, что эти технологии мы получим в партнерстве с западными компаниями, что сейчас перекрыто санкциями Поэтому нужна действительно ревизия и оценка, инвентаризация наших возможностей и поиск тех партнерств, которые мы можем здесь выстроить, если не с западными компаниями, которые попали под санкции, то с восточными партнерами для того, чтобы все-таки вести эту разведку в ледовых условиях . Скорее всего, нужно понять, что определенные планы по разведке месторождений или по освоению месторождений будут сдвигаться вправо точно так же, как это было по всем предыдущим планам — по Штокману и по ряду других проектов . Поэтому вопрос Арктической программы действительно, как мне кажется, разбивается на несколько этапов Первый переходный или подготовительный Это годы и может быть 2017—2018 годы, когда мы действительно должны сделать плацдарм и с точки зрения разведки, и с точки зрения в первую очередь создания инфраструктуры, на основе которой в дальнейшем можно будет разворачивать уже проекты по освоению природных ископаемых и по наращиванию мощностей Северного морского пути, потому что здесь тоже диапазон оценок крайне разный, и создание условий для сохранения среды обитания коренных народов, между экологией и экономикой всегда есть серьезные конфликты В полной мере их никогда не удается решить, но, так или иначе, необходимо предложить определенную модель такого соразвития экологической сферы, сохранения среды обитания и решения тех перспективных задач по освоению природных ресурсов, которые нам должны позволить, и под это нужны, в том числе определенные новые экономические механизмы, которые позволили бы сохранять природу, если необходимо платить за сохранение природы, которая в тундре и Арктике крайне уязвима Потому что без этого нельзя не повторять те ошибки, которые у нас были раньше и, по сути дела, нужно действительно выработать новую экономическую модель, которой пока у нас нет В этом смысле вызов Арктике, это опять же вызов не только нашему господству над крайне перспективным регионом с точки зрения полезных ископаемых,

21

Заседание «Меркурий-клуба»

углеводородов, подтверждение нашего геополитического контроля над этой зоной, которая была нашей со времен советской власти и Советского союза, но фактически необходимо предложить новую модель такого соразвития современной экономики и природы, которую нам еще предстоит выработать . Поэтому здесь опять же вопрос Арктики, вопрос, обращенный в будущее, но еще раз хочу вернуться к тому, о чем сказал Евгений Максимович, нам нужно иметь достаточно серьезные практичные шаги, которые надо реализовывать уже сейчас в 2015—2016 годах . Спасибо.

Примаков Е.М.:

— Большое спасибо. Слово предоставляется Вячеславу Владимировичу Рукше — генеральному директору ФГУП «Атомфлот» .

Рукша В.В.:

— Уважаемые дамы и товарищи! Я расскажу о задачах, которые мы решаем по созданию известной ледяной дороги — Северный морской путь Привожу цитату Ломоносова: «Все привыкли, что российское могущество будет прирастать Сибирью» — вторая часть цитаты говорит о необходимости изобретения северо-восточного мореплавания

В целом, конечно, русский путь в Индию мы начинали с XV века, не буду называть величайшими, но это без сомнения, великие северные экспедиции, которые решили свою главную задачу — полное описание всех северных Арктических земель

Большой этап — предвоенный — карские экспедиции Решении принято действительно по Главсевморпути, который сделал свою великую часть работы, и в предвоенные годы действительно отправной точкой стала экспедиция Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», прошедшая впервые за сезон всю трассу североморского пути

Мало кто знает, но порядка 20 процентов груза по ленд-лизу прошли североморским путем в очень короткий арктический сезон Представляете, в какой ледовой обстановке и с каким ледокольным обеспечением

Понятно, что мы действительно своим фасадом повернуты к Северному Ледовитому океану, и ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас Поэтому те задачи, которые решали сразу после войны, были связаны с созданием мощного атомного ледокола «Ленин». Обращаю внимание всех коллег: до сих пор такие темпы от принятия решения до принятия в эксплуатацию фактически пять лет мы не выдерживаем, а это было сделано сразу после войны

Важно, я не экономист, не буду оспаривать, отраслевой принцип развития точек роста, но вне сомнения мы все появились, я имею в виду атомный ледокольный мощный флот под задачи Норильского комбината с целью создания круглогодичной морской транспортной системы через двухметровые льды Карского моря и реки Енисей на порт Дудинка . Единственное,

22

Заседание «Меркурий-клуба»

что хотел сразу здесь сказать, что это были суда в районе 20—25 тысяч тонн, не больше, в последние годы . В целом было вложено по тем меркам порядка 200 млрд долларов на создание судов, и, вне сомнения, целой серии атомных ледоколов, включая два мелкосидящих специализированных ледоколов для реки Енисей .

График грузопотоков, который интересен, четко показывает, что происходило с Советским Союзом, когда начинало развиваться не так, как хотелось бы. Я привожу цифры, которые касались больше нас — 6,6 млн тонн, иногда приходится 8—9 млн тонн — максимальный грузопоток . Там часть грузопотоков не касалась практически трассы североморского пути

Сегодня мы тоже занимаемся транзитными рейсами . Это не так много, но крайне важно, что это позволило сегодня полностью сделать трассу североморского пути, включая северный маршрут выше Новосибирских островов, соответствующей всем стандартам Международной морской организации по связи, навигации и по всем другим частям аварийноспасательной готовности в ликвидации разливов нефти и т д

Бесспорно, мы являемся участниками пяти реальных арктических проектов Самый мощный проект — Ямал — сжиженный природный газ при полном развитии — 17,6 млн тонн грузов в год, напоминаю сегодня четыре Если добавить в тот же реальный проект, мы уже подписали первый контракт с Газпромнефтью на предстоящий зимний сезон по вывозу сырой нефти из района мыса Каменного — это месторождение Новопортовское —

23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заседание «Меркурий-клуба»

5 млн тонн, добавить возможные работы, связанные с шельфом, но это отдаленная перспектива . Но даже если сложить вот эти проекты, мы реально через 3—4 года должны обеспечить грузопоток в 20—25 млн тонн . Другой разговор, что пришел новый этап, новые отрасли углеводородного сырья, но и самая главная для нас задача — это, бесспорно, вывоз грузов на рынки не только Атлантики, но и на рынки Тихого океана .

Вот такой график занятости . Мы сегодня чуть сжались. Понятно, я уже сказал, в целом за 2019—2020 годы мы планируем порядка пяти ледоколов, трех новых атомных ледокола класса ЛК-60 и обеспечивать, как я сказал, порядка 25—30 млн тонн грузопотока, включая впервые транзитный грузопоток по всей трассе Северного морского пути . Ледокол класса ЛК-60 — это преодоление 3-х метровых льдов. Это возможность легко двигаться с хорошей скоростью 10—12 узлов во многолетних льдах.

Абсолютно новая установка «Ритм-200»: другие массогабаритные показатели Самое главное, что если наши установки проектировались на работу 20—22 года, эти установки уже сразу заложены в проекте с 40-летним сроком службы

Главная сейчас задача — не допустить ледовой паузы в районе 2017— 2019 годов. Я очень надеюсь, что объединенное судостроительная корпорация выдержит подписанные контракты с Балтийским заводом судостроения на принятие в эксплуатацию головного ледокола — в декабре 2017 года, первого серийного — в декабре 2019 года и второго серийного в декабре 2020 года, что позволит, на мой взгляд, как минимум на ближайшие 15—20 лет, не только обеспечить все задачи России в Арктике, но и иметь время для принятия решения о строительстве последующих ледоколов. Спасибо за внимание

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Слово предоставляется Евгению Николаевичу Амбросову — первому заместителю генерального директора ОАО «Совкомфлот».

Амбросов Е.Н.:

— Уважаемые коллеги! Я готовился к выступлению, но постараюсь быть кратким и обозначу основные задачи, которые мы решаем сегодня в Арктике, и те вызовы и текущие проблемы, которые перед нами сегодня стоят

Мы решаем достаточно обширную программу обеспечения круглогодичного вывоза грузов из арктических месторождений, арктических фур-тов, в основном это грузы углеводородов . Задача эта практически решается, начиная с 2008 года, когда мы впервые поставили три судна арктического класса под вывоз грузов с проекта «Варандей», и по сегодняшний день эта задача решается достаточно успешно — вывезено больше 300 млн тонн

24

Заседание «Меркурий-клуба»

нефти из этого месторождения . При нашей самой тесной работе с Вячеславом Владимировичем Рукшей и с возглавляемым им предприятием, нам ни разу за эти шесть лет работы не пришлось воспользоваться ледоколом, потому что суда, которые были построены для этого месторождения, с технической точки зрения позволяют работать без использования услуг ледокольного флота

Такой же проект, но уже в более российском исполнении, то есть суда строились на российском предприятии — Адмиралтейской верфи . Они начали свою реализацию в 2010 году, и в этом году мы уже вывезли две партии нефти с этого месторождения . Месторождение развивается и надеемся, что в этом году нам предстоит еще перевести несколько партий нефти . Предыдущие две партии мы перевозили в порт Роттердам Вместе с тем боролись с Гринписом, который сопротивлялся этой работе, но пока работаем успешно и без каких-либо особых проблем

Следующий проект, над развитием которых мы работаем, — это «Ямал СПГ». При всем масштабе этого проекта нам пришлось столкнуться с достаточно большими проблемами, связанными с техническими концепциями и техническими решениями, которые необходимо использовать для развития транспортной составляющей этого проекта . Первое судно уже находится в строительстве: пилотный проект запущен, и в середине 2016 года мы планируем получить это судно в эксплуатацию

Вопрос по остальным судам решался через международный тендер, в котором участвовали несколько судовладельцев Победили в этом тендере — наша компания, компания «Тикей» канадского происхождения и японская компания Строительство этих судов уже заказано и могу сказать, что одной из текущих проблем для нас является организация финансирования строительства этих судов. Учитывая санкции, которые были объявлены против участников этого проекта, пытаемся решать эту проблему в контакте с нашими и иностранными банками

Другой проект — Новопортовское месторождение. Мы участвуем в строительстве трех судов для этого месторождения, для компании «Газпромнефть» В принципе, те же самые проблемы решаются и здесь — это технические решения и вопросы, связанные с финансированием этих проектов . Кроме этого, мы занимаемся развитием международного сотрудничества: участвуем в работе Арктического экономического совета Планируем расширять наше сотрудничество в этом плане совместно с Торгово-промышленной палатой, компанией «Роснефть», которые также вошли в Арктический экономический совет Спасибо за внимание

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Слово предоставляется Валерию Брониславовичу Митько — президенту Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук

25

Заседание «Меркурий-клуба»

Митько В.Б.:

— Прежде всего я хотел бы выразить благодарность за приглашение на столь высокое собрание от имени членов Арктической академии наук и секции Геополитики безопасности Российской академии естественных наук, которую я представляю. В секции Геополитики безопасности, конечно, мы все вопросы начинаем рассматривать именно с геополитических позиций, то есть оценки основных геополитических факторов, которые влияют на устойчивое развитие не только человечества в целом, но, прежде всего, Арктики — региона, который сегодня является одним из самых актуальных. Мы, оцениваем на экспертном уровне влияния 10 геополитических факторов, перечислять не буду, от географического (что сегодня приобретает также большое значение) до фактора глобализации .

Как эти геополитические факторы связаны с основными социальными категориями? Поскольку кредо нашей академии — это гармонизация отношений «наука-власть-бизнес» в условиях формирования гражданского общества. Здесь, если говорить уже о российском отношении к Арктике, мы немножко переставляем акценты. Вот это осеверение России в XXI веке и другие факторы определяют наше отношение, в первую очередь, с точки зрения человека, условий . Я об этом скажу далее, рассматривая военный фактор, потому что большинство у нас в академии — военные люди . Битву за Арктику выиграет тот, кто обеспечит лучшие условия жизни . Никакими силовыми методами мы успехов в Арктике не добьемся, а защитой интересов — да

Выступающие говорили о том, что нам может быть вот здесь добавлен 1,2 млн кв . километров континентального шельфа . Одна только маленькая ремарка, которая заключается в том, что эта не наша территория, а территория, в которой мы имеем преимущественные права разведки и добычи — всё. Поэтому наш народ, как мы говорим, не очень хорошо разбирается, и просветительская работа здесь нами ведется очень настойчиво, поскольку действительно нужно понимать то, что не наша эта территория . А еще надо подумать: чем разведывать, чем добывать сегодня и что там вообще есть Поэтому уже в течение многих лет мы говорим об этом, но к этому надо подходить очень осторожно

Я хотел только сказать о том, что мы, говоря о российском отношении к Арктике, иногда так расставляем акценты, что мы должны иметь территорию, мы должны там разрабатывать, а мы говорим по-другому, это миссия России Арктика — это действительно для всего человечества, но роль России там совершенно другая, а самое главное, конечно, можно так образно сказать, это крест России, то есть Россия имеет колоссальные обязанности Я не буду перечислять, в связи с какими геополитическими факторами, в том числе, когда мы говорим о североморском пути, то это не транспортная магистраль, а это фактически фундамент евразийского единства, духовное единство нашего народа России Поэтому оценивать

26

Заседание «Меркурий-клуба»

ее с точки зрения рентабельности, сколько там стоит тонна грузоперевозки и т . д . , тоже не совсем правильно . Нужно учитывать и другие геополитические факторы . Поэтому в течение многих лет мы говорили о том, что в России должна быть арктическая доктрина . Мы ее представляли правительству много раз, и многие положения наши арктической доктрины нашли отражение и в основах государственной политики, и в стратегии, кроме одного, на наш взгляд, самого главного: там нет раздела «Арктическая организация государства», а без управления Арктикой устойчивое развитие совершенно бессмысленно, то есть нужна совершенно иная структура — особое управление Арктической зоной Российской Федерации, — и должно быть управление Арктикой в глобальном масштабе. Как это на сегодняшний день может быть достигнуто? Может быть Арктический совет, учитывая то, что уже много наблюдателей, что он уже принял одно из решений нам известных, о поиске и спасании в ответственности государств приарктических тоже секторальный принцип . Еще несколько таких обязательных исполнений всеми государствами-членами Арктического совета (и не только членами) и может быть Арктический совет будет одной из структур, которая будет действительно общей структурой управления в устойчивом развитии Арктики

Мы уже в развитии этого формируем 10 пунктов по обеспечению комплексной безопасности в Арктике, а дальше я уже говорил, что у нас большой процент военных, и в Арктике военная часть или военный фактор занимает колоссальное значение всем здесь известное Мы говорим о том, что ведение войны в Арктике вообще недопустимо, особенно традиционными методами Мы разрабатываем несколько направлений: это центрические воины, это использование нелетального оружия и, естественно, роботизированных системы Нашими учеными разработана методология оценки стратегической устойчивости России в Арктике и в целом она может быть применена для любого региона

Что мы понимаем под Арктической организацией государства . Это концепция или фактор, определяющий концепцию формирования такой платформы Арктической организации государства

У нас в Санкт-Петербурге в качестве одного из элементов, направленных на формирование платформы, создана при Морском совете Полярная комиссия, председателем которой является Артур Николаевич Чилингаров. Вот там мы уже сегодня предложили такой вариант Арктической организации государства, который наш губернатор доложил В В Путину Мы считаем, что без такой организации управлять устойчивым развитием Арктики практически невозможно

Нужна такая организация с созданием Центра управления Арктической зоной Российской Федерации . Вот здесь перечислены основные положения, которые характеризуют безальтернативность, как мы говорим, этого нашего проекта или нашего предложения . Я добавил бы только здесь

27

Заседание «Меркурий-клуба»

еще два-три положения, но одно очень интересное. Контактируя с нашими китайскими коллегами, мы обратили внимание, они нас как экспертов используют, конечно, что они идут именно по этому пути . У них уже в Пекине создано Управление по делам Арктики и Антарктики . Они создают Арктическую организацию государства, а детали и ледоколы — это уже практическая реализация чисто технологическая У нас в академии создан Центр Арктической геополитической безопасности, который как раз и формирует эти проблемы, решает и разрабатывает основную методологию, которую мы предлагаем на различных уровнях и вот сегодня говорим вам об этом

В качестве одной из реализаций мы предлагаем международный контекст реализации российских проектов . Один из проектов — Сейсмозащита Якутии . Вы знаете, что там очень сложная сейсмоактивная зона, и мы хотим на уровне продвигать и реализовать не только в Якутии, но и в других регионах, где проходит трасса Азербайджан имеет колоссальный опыт, Санкт-Петербург, Якутия . Уже руководство КПРФ поддержало нас .

И последнее слово об инвестициях. Вот здесь в перечнях вопросов, которые утверждены Евгением Максимовичем, говорится об инвестициях Мы считаем, что должен быть создан Арктический банк Мы говорили о том, что нужен Банк реконструкции и развития Арктики и только тогда инвестиции будут эффективными Короче говоря, эти инвестиции могут действительно быть эффективно использованы подобно реконструкции европейскому Спасибо за внимание

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Слово предоставляется Леониду Ивановичу Калашникову — первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Калашников Л.И.:

— Спасибо, Евгений Максимович. Мой коллега, Артур Николаевич, сказал о нашей правовой деятельности по обеспечению того, о чем здесь говорилось Но меня удивило, с одной стороны, что Рукша Вячеслав Владимирович, выступая сказал, вспомнив те самые знаменитые слова «прирастать Сибирью и другими территориями», а предыдущий выступающий меня вообще озадачил, говоря о том, что это не наша территория

Конечно, как ученый он, может быть, имеет право сказать это, но я сейчас хочу сказать об этом правовом нигилизме, который присутствует в определении наших территорий и, с одной стороны, сказать спасибо Артуру Николаевичу за Закон о североморском пути, с другой стороны, сказать о том, к чему мы пришли, определяя сегодня и отдаляясь от определения секторального, молясь вдруг на эту Конвенцию по морскому праву, которую мы ратифицировали только в XXI веке. Но мы умудрились сначала провести,

28

Заседание «Меркурий-клуба»

с одной стороны, с Востока, от знаменитой линии Беккера-Шеварнадзе, на которую, как потом стало известно, Политбюро не давало санкций и указаний, которая, до сих пор не ратифицирована в Государственной Думе, хотя уже прошло более 20 лет и понятно, что там действуют другие нормы . С другой стороны, мы умудрились, теперь уже к этому имею отношение и я в 2010 году, провести такую же линию с другой стороны уже опираясь на эту пресловутую конвенцию с Норвегией, определяя морские пространства на Западе И там мы вдруг нарушили международное законодательство, имея в виду Шпицберген, не указывая правоприменение по Шпицбергену, а, с другой стороны, опять отойдя и отдав часть нашей территории

Здесь находятся многие уважаемые люди, которые видели и были свидетелями переговоров по определению этой линии с Норвегией . Она шла с севера давно уже, лет 40 назад, еще в советское время . Эту переговорную позицию сначала вели рыбаки во главе с нашим легендарным министром, но потом, в новое время, вдруг вся эта ситуация перевернулась, когда Министерство природных ресурсов вместе с МИДом начали определять и расставлять там акценты . Когда мы в Думе проводили слушания, возбуждали общественность и разные научные точки зрения, например, я организовывал такие круглые столы, ничего этого к сожалению, не принималось во внимание Должен вам сказать, что мы потеряли и там территории, пройдя по этому принципу 50 на 50, хотя всё складывалось несколько иначе И даже, если бы мы не заключили такое соглашение, ничего страшного не произошло

29

Заседание «Меркурий-клуба»

Я это говорю сейчас не для того, чтобы констатировать или привести другую точку зрения в очередной раз, которая звучит в Государственной Думе, но для того, чтобы наметить некоторые правовые возможности выхода из другой ситуации, которая сложилась при подаче нашей заявки вот в эту самую Комиссию по определению границ внешнего континентального шельфа . И там мы проявили определенный правовой нигилизм, точнее Министерство природных ресурсов, подавая такую заявку вместе с МИДом, определили вдруг то, что привело в ужас четыре остальные арктические державы . Вот это то самое общее наследие человечества, где мы вдруг решили отказаться, провели самоограничительную линию и даже внесли новую карту

Сейчас мы и многие ученые, в отличие от предыдущего выступающего, доказываем, что все-таки, если мы оттолкнемся от конвенции, не будем молиться на конвенцию или на статью 79, которую часто применяют при делимитации, а применим другие статьи, которые там тоже есть, и применим обычное право, которое у нас осуществлялось со времен Ломоносова и в советское время, то мы имеем возможность не терять этих границ, не терять этот сектор и не терять то, что не нами приобреталось

Здесь я бы, конечно, попросил не допускать таких выражений, что это «не наша территория». Я думаю, мои товарищи считают, ученые считают, с которыми я общаюсь, эксперты, что все совершенно иначе. Я как парламентарий могу привести вам и другую точку зрения Вы сейчас сказали о каких-то сетентрических воинах, мы тут не должны допустить милитаризации Арктики . Я явлюсь членом Парламентской Ассамблеи НАТО, являлся, пока меня не включили в эти списки, но на последнем заседании Парламентской Ассамблеи НАТО, на трех заседаниях, в повестке присутствовала Арктика и она присутствовала отнюдь не в том плане, что давайте туда не ходить и не вмешиваться, и мы не должны здесь тоже самоуспокаиваться

Подводя итог, своего выступления, Евгений Максимович, я бы хотел сказать как парламентарий сегодняшний, что мне кажется, при рассмотрении новой заявки и при ее разработке, при освоении средств, которые мы пускаем на то, чтобы посмотреть все эти вопросы по хребтам, необходимо отказаться от позиций, которые мы уже заявили по самоограничению и по этому сектору, который вдруг объявили общим наследием человечества, чего не сделало ни одно другое государство, тем самым дав возможность проникновения туда под разными предлогами не Арктических государств Спасибо

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Слово предоставляется Льву Сергеевичу Воронкову — профессору Кафедры европейской интеграции, руководителю североевропейского направления Центра североевропейских и балтийских исследований НКСМИ МГИМО.

30

Заседание «Меркурий-клуба»

Воронков Л.С.:

— Мне хотелось бы начать с постановки вопроса, что мы имеем в виду, когда говорим об Арктике, где ее границы? Есть несколько критериев оценки — это изотерма июля 10 градусов, это круглогодичная ноль градусов, это граница лесов, это районы проживания коренных народов, это вечная мерзлота, то есть используются разные критерии, хотя наиболее часто используется определение Северный полярный круг. К Арктическим государствам по этому признаку относятся государства, которые этот Северный полярный круг пересекают. В части, касающейся Исландии, этот Северный полярный круг пересекает ее территориальные воды В соответствии с положениями Конвенции 1988 года на шельфах прибрежные Арктические государства в Арктике имеют 200-мильную зону, все минеральные углеводородные ресурсы принадлежат прибрежным Арктическим государствам, то есть в том числе и России .

Что касается исключительной экономической зоны, то биологические ресурсы этого района также принадлежат прибрежным Арктическим государствам . Я так понимаю, что сетовать на то, что нам что-то не выгодно в этой связи, не приходится, особенно учитывая то обстоятельство, что по оценкам от 94 до 97 процентов углеводородных ресурсов Арктики находятся именно в пределах 200-мильных зон

Арктические зоны Арктические зоны не совпадают иногда с границами Арктики . Скажем, Соединенные Штаты относят к Арктической зоне территории и пространства, находящиеся севернее Северного полярного круга, все иные районы Северного Ледовитого океана, а также Берингова моря, Алеутские острова в Тихом океане. Канада определяет свою арктическую область, как территорию, включающую все земли севернее параллели 60 градусов северной широты, а также прибрежные районы заливов Гудзонова и Джеймса . Дания относит к Арктической зоне не только Гренландию, но и Фарерские острова . Исландия считает всю свою территорию Арктической зоной, а Норвегия вообще заменяет этот термин северными территориями, то есть такого понятия нет. Что касается российской Арктической зоны, здесь говорили, я повторяться не буду, более-менее понятно, что это на данный момент из себя представляет

Позвольте мне сказать несколько слов о внешних границах . По сути, это выглядит таким образом В части, касающейся российского шельфа, зоны юрисдикции России — это 200 миль со всеми ресурсами и очень важно подчеркнуть, что независимых государственных игроков в этой зоне быть не может, потому что это вопрос нашего суверенитета . Концепция арктических секторов, о чем здесь говорилось, на самом деле, не нашла отражения в Конвенции и она вроде бы существует, никто ее не отрицает, она не отменялась, но и не оговорена в Конвенции . В этой связи хотелось бы сказать, что Россия, видимо, полностью не отказалась от этой Конвенции в части, касающейся, например, зоны ответственности

31

Заседание «Меркурий-клуба»

России в Арктике, в части, касающейся охраны окружающей среды или сферы ответственности в области поиска и спасения терпящих бедствия на море.

Кстати, когда речь шла о переговорах с норвежцами по поводу делимитации, Россия также руководствовалась секторальным принципом и на этой основе велись переговоры, поэтому я бы не стал списывать Концепцию арктических секторов полностью. Более того, я бы напомнил о том, что когда речь шла об акции Гринписа и о рассмотрении вопроса в трибунале, говорилось о том, что Россия при присоединении сделала оговорку, касающуюся ее юрисдикции в этой зоне. Поэтому, я так полагаю, арктический сектор концепции существует, но режим внутри этого сектора, который существовал во время холодной войны и исходил из того, что мы не можем допустить не зависимой от нас и не наблюдаемой нами деятельности в этом секторе, он просто стал другим . Из этого, я так полагаю, и следует исходить. Соединенные Штаты действительно не присоединились к Конвенции 1982 года . Однако следует отметить, что в Улюсатской конвенции 2008 года, когда пять прибрежных Арктических государств побыли в Улюсате, они приняли декларацию и в соответствии с этой декларацией Соединенные Штаты взяли на себя политическое обязательство следовать положениям Конвенции . Более того, в мае 2013 года в Кируне была сессия Арктического совета и там была подписана декларация видения Арктики, в которой также говорится о соблюдении положений Конвенции Соединенными Штатами, подпись Д. Керри стоит под этим документом. Таким образом, конечно, это неудовлетворительная ситуация, когда есть только политические обязательства Соединенных Штатов, надо дело доводить до ратификации, но пока Американский сенат это дело блокирует

Хотелось бы затронуть вопрос о североморском пути . Как известно североморской путь проходит по водам, которые имеют различный юридический статус: внутренние территориальные воды, где есть право свободного прохода в том числе военных судов при определенных условиях, а в исключительной экономической зоне свобода судоходству предусмотрена . Вопрос, связанный с согласованием исходных линий, от чего это отчитывается, но, видимо, это не самый главный вопрос

С моей точки зрения, мы вот говорим о североморском пути: он должен быть в национальной артерии, причем, не просто в национальной артерии, но круглогодично действующей В ином случае, если будет действовать эта артерия в течение 3—3,5 месяцев, то коммерческий смысл этой артерии теряется . Есть де-факто три возможности реализовать потенциал, в том числе получать прибыль за счет использования транзитного положения Российской Федерации .

Первое. Ждать, когда все растает. Глядишь и откроются пространства, о чем очень много пишут на Западе, но это, как вы понимаете, нереальная

32

Заседание «Меркурий-клуба»

вещь, и разные есть оценки по поводу перспектив потепления и освобождения ото льдов. В любом случае, за последние 250 лет период судоходства официально, хотя условия продолжают оставаться жесткими, увеличился от двух до трех с половиной месяцев . Большую часть года это артерия покрыта льдами . Надо исходить из этого.

Второй вариант. Дожидаться, когда Россия сама освоит этот путь . Это очень длительный путь: мы говорили о том, что ресурсов нет и т. д . , и это действительно очень ресурсоемкий проект

Третий вариант, который, мне кажется, наиболее интересным . Сейчас есть бизнес-форум, который создан при Арктическом совете. Это может быть очень крупный проект компаний, которые заинтересованы в совете, как китайцы, которые пришли и получили долю — они взяли на себя обязательства участвовать, в том числе и в развитии инфраструктуры этого региона

Я хотел просто упоминать о том, что здесь говорили о Зоне всемирного наследия — она действительно может появиться за пределами национальной юрисдикции после того, как будет окончательно решен вопрос о наших заявках по расширению нашей зоны до 50 морских миль Если заявки Канады, Дании и России будут признаны оправданными, тогда предстоит длительный период делимитации этих пространств Возможны теоретические появления зоны всемирного наследия за пределами зон национальной юрисдикции, но это было невозможно, пока Соединенные Штаты не стали членами этой Конвенции . Не может быть ситуации, когда четыре страны выполняют положение Конвенции, а Соединенные Штаты не выполняют. Таким образом, я предполагаю, что появление этой зоны, даже переговоры на эту тему, это дело не близкой перспективы

Мне кажется, что в части, касающейся ресурсов и их привлечения, важный момент — это подумать о возможности более гибкого использования концессий . Присмотревшись к опыту норвежцев, которые весьма успешно использовали эту философию для превращения страны в одного их мировых лидеров технологий Спасибо

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое Слово предоставляется Владимиру Владимировичу Барбину — послу по особым поручениям МИД России

Барбин В.В.:

— Спасибо. Не планировал свое выступление на сегодняшнем мероприятии и поэтому, если позволите, хотел бы прокомментировать некоторые тезисы, которые прозвучали у предыдущих докладчиков

В частности, был озвучен тезис о передаче Арктики под международное управление и возможности использования в качестве органа, которым

33

Заседание «Меркурий-клуба»

бы управлялась Арктика — Арктического совета . Хотел бы просто напомнить, что Арктический совет — это не организация, а форум высокого уровня для политического диалога и развития сотрудничества

Передача Арктики под какое-то международное управление означает делегирование суверенных прав, а на территории Арктической зоны проживают люди, есть промышленные объекты, экономические объекты, есть полезные ископаемые, и я думаю, что ни одно государство в здравом уме не откажется от своих суверенных прав на управление своими территориями, их передачи какому-то наднациональному международному органу. Я уверен, что аналогичные мысли разделяют и наши соседи по Арктическому региону. Это первая часть комментария .

Второй комментарий в отношении секторального принципа. Я, конечно, призываю всех коллег жить в сегодняшних реалиях и не возвращаться мыслями к тем временам, когда был провозглашен секторальный принцип Это нам позволит более правильно выстраивать нашу внешнюю политику и правильно определять наши практические шаги

Кроме того, хотел бы напомнить, что секторальный принцип никем и никогда не признавался и не закреплен в международном праве

Кроме того, критиковались и границы с Норвегией и Соединенными Штатами . Хотел бы просто напомнить коллегам, не вдаваясь в юридическую сторону, как и почему проводились именно такие границы, а не другие, что мы имеем сегодня . У нас есть разграничения и соседом-Западом, и соседом-Востоком . Договор с Норвегией, как было правильно сказано, ратифицирован, договор с Соединенными Штатами не ратифицирован, но он соблюдается, и все положения его выполняются У нас нет территориальных споров с нашими соседями по Арктике

Что касается внешних границ континентального шельфа, действительно, в перспективе может сложиться такая ситуация, что если Комиссия по континентальному шельфу одобрит или сочтет обоснованными наши заявки, заявки Дании и Канады, то у нас могут быть пересекающиеся претензии друг к другу или на континентальный шельф в районе Северного Ледовитого океана. В связи с этим между нашими странами достигнута договоренность, во-первых, не препятствовать подаче заявок друг друга в Комиссию по континентальному шельфу, во-вторых, если наши заявки будут удовлетворены и будут они пересекающимися, то эти вопросы надо будет решать дипломатическим путем, путем переговоров. Опять-таки, здесь нет потенциала для конфликта

Еще один момент, на который хотел бы обратить внимание, когда говорится о милитаризации Арктики Прежде всего это говорится теми, кто хотел бы усилить здесь свое военное присутствие и, как правило, это внерегиональные игроки В этой связи очень важно, как мы объясняем восстановление нашей военной инфраструктуры Наши партнеры делают то же самое по Арктике, но делают, как мне кажется, гораздо более умно

34

Заседание «Меркурий-клуба»

Они не говорят о восстановлении боевых способностей, боевых мощностей, а говорят о другом, говорят о том, что изменение климата, развитие новых технологий открывают Арктику для хозяйственного освоения . В связи с этим необходим контроль за Арктикой, за ее морскими пространствами, создание необходимой инфраструктуры для поиска и спасения, для мониторинга, для развертывания средств и сил быстрого реагирования, но опять-таки в полугражданских целях .

Мы, к сожалению, зачастую делаем те же самые вещи: восстанавливаем инфраструктуру, восстанавливаем аэродромы, которые просто необходимы для обеспечения контроля, для восстановления в нормальном объеме или в коммерческих объемах транзита по севморпути . Но, к сожалению, это подается с акцентом на боевое использование этой инфраструктуры, что, естественно, создает неправильное впечатление о наших военных действиях в Арктике. Хотя наши действия абсолютно аналогичны тем, что делают партнеры . Используются абсолютно оборонительные меры, но вопрос о том, как это подавать с тем, чтобы не было никаких, как называется, кивков, что вот Россия наращивает свое военное присутствие в Арктике. Спасибо.

Примаков Е.М.:

— Большое спасибо. Слово предоставляется Вячеславу Константиновичу Зиланову — председателю Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна

35

Заседание «Меркурий-клуба»

Зиланов В.К.:

— Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые представители исполнительных и законодательных органов власти федерального уровня и регионального, уважаемые коллеги и участники клуба! Прежде всего хотел бы поблагодарить от имени рыбаков Северного бассейна, а я представляю здесь рыбаков Мурманской области, Архангельской, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа, за приглашение на данный форум, и пожалуй, это один из тех форумов, где впервые дано слово представителю рыбаков высказать некоторые соображения С учетом того, что в ваших документах имеется статья по данному вопросу, изложенная мной в одном из журналов, постараюсь кратко, Евгений Максимович, остановиться на четырех вопросах, которые связаны с рыболовством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего напомню, что рыболовство — это один из тех видов деятельности, который традиционно ведется в Арктике и в северо-западном секторе Арктики: в Баренцевом, Белом морях, северной части Гренландского и Норвежского морей Мы — рыбаки — и на международном уровне считаем, что южная граница арктического рыболовства — это Северный полярный круг. В этом районе наш рыболовный флот добывает 1,2—1,3 млн тонн общей стоимостью 40 млрд рублей в год.

Мы сейчас здесь сидим, но около 250 судов непосредственно находится на лове Рыболовство в северо-западном секторе Арктики тесно связано не только со сложными гидрометеорологическими условиями, но и со сложностями правового поля морских пространств в данном районе В связи с тем, что регламентируются и международными договорами, и международными межправительственными многосторонними соглашениями, в этой связи тесные взаимодействия с соседними государствами и прежде всего с Норвегией и целым рядом Арктических государств крайне необходимы . В связи с этим хотел бы обратить внимание, что в связи с разграничением, которое было осуществлено в 2010 году, вся западная часть самая продуктивная с Баренцева моря отошла под юрисдикцию Норвегии В частности, один из таких районов, как район договора о Шпицбергене Хотя предпринят ряд шагов для закрепления нашего рыболовства, мы считаем, Евгений Максимович, что этого недостаточно, и нужно предпринять дополнительные шаги для защиты наших интересов Сейчас, по существу, создались условия, когда наше рыболовство в западных районах зависит как говорили ранее, от доброй воли нашего соседа, а она может меняться

Мы считаем, что необходимо внести в договор 2010 года и, в частности, в его приложение №1 соответствующие поправки, которые бы защитили наше рыболовство в этом районе. Это позволяет и сам договор, и мы вносили по данному вопросу целый ряд предложений Назрела необходимость их решать, а вести разговор о том, что это решит Российско-Норвежская смешанная комиссия по рыболовству — это просто несерьезно, поскольку этот орган решает технические вопросы, но не политико-экономические

36

Заседание «Меркурий-клуба»

Второе. В результате освобождения ото льда значительных пространств 200-мильной зоны Российской Федерации создались уникальные условия для проведения широкомасштабных исследований в 200-мильной зоне при-арктических морей Российской Федерации Вместе с тем здесь не хватает научно-исследовательского флота, нет соответствующей национальной программы . Тоже было бы полезным такую программу разработать по исследованию сырьевых, живых ресурсов приарктических морей, построить 3—4 научно-исследовательских поисковых судна и начать широкомасштабные исследования . Хочу заметить, что мы отстаем в этом вопросе от Норвегии, которая в ближайшее время введет первое судно ледового класса для этих исследований

Третье Также в результате освобождения ото льда в центральной части Северного Ледовитого океана образовался анклав открытой части Северного Ледовитого океана, находящейся за пределами 200-мильной зоны Площадь его — 2,8 млн кв . километров — это два Баренцева моря . На этот район претендуют многие, не то, что претендует, все могут вести исследования рыболовства, но мы, прежде всего, приарктические государства и Россия заинтересованы в том, чтобы здесь не развивался нерегулируемый, несообщаемый браконьерский промысел . Надо выступить и поддержать инициативу о заключении соответствующего межправительственного соглашения приарктических государств по данному вопросу Было бы целесообразным предложить провести совместные исследования открытой части с долевым участием финансирования и строительства для этих целей специального научно-исследовательского судна

Четвертое. Законодательство в области промышленного рыболовства, использования сырьевых ресурсов формировалось, как правило, для обычных районов морских, но Арктическая зона своеобразная, есть свои особенности По-видимому, назрела необходимость либо внести соответствующий блок в Законодательство о рыболовстве, специфика Арктики должна быть отражена применительно к рыболовству, либо пойти на создание отдельного законодательства

Хотел бы вам проиллюстрировать, что в Арктике довольно сложная обстановка . Это здесь уже указывалось . Если мы с вами приподнимемся и посмотрим сверху на Северный Ледовитый океан, мы увидим, что Берингово море, Чукотское море, дуга напряженности не ратифицированное соглашение с США, центральная часть — дуга образует напряженность в области рыболовства и, наконец, западная часть — неурегулированный вопрос, подвешенный вопрос весьма неразумно Считаю это трудности в районе Шпицбергена — тоже требуется решение.

И последнее. Здесь говорилось уже о границе полярных владений. Очень жаль, что на определенном этапе ряд ученых, политиков и специалистов начали пропагандировать идею, что Конвенция вроде бы отвергает границу полярных владений . Я солидарен с профессором, что Конвенцию

37

Заседание «Меркурий-клуба»

он не затрагивает этот вопрос и она не отрицается . Более того, граница полярных владений — это обычное право и нашим национальным интересам отвечает — отстаивать ее. Вы скажите: «Причем тут вы рыболовство?», а дело в том, что континентальный шельф — это ресурсы сидячие и мы тоже заинтересованы в эксплуатации только в национальных целях. Спасибо.

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Слово предоставляется Елене Михайловне Тихоновой — министру экономического развития Мурманской области

Тихонова Е.М.:

— Уважаемые дамы и господа! Прежде всего, разрешите поприветствовать вас от имени губернатора Мурманской области Марины Васильевны Ковтун и поблагодарить за выбранную тематику обсуждения . Она бы непременно приняла сегодня участие, но в это время проходит ее инаугурация на пост губернатора Мурманской области

Роль Мурманской области в арктической повестке дня уже всем очевидна Мы в Стратегии социально-экономического развития довольно подробно описали свое значение, и оно вполне совпадает с федеральной государственной политикой, реализуемой в Арктической зоне Российской Федерации .

Взгляд из региона вот то, на чем хотелось бы остановиться Правильно сказали, что все арктические регионы уникальны . Наша уникальность это, конечно, богатейшие природные ресурсы, более 60 видов минералов, биоресурсы и аквакультура, развитие которой с введением санкций стало наиболее актуально и обеспечение продукцией всей страны . Это, конечно, транспортная инфраструктура Мы — точка отправления Северного морского пути и целый ряд других преимуществ. Но, с другой стороны, это пресловутое северное удорожание, которое на сегодняшний день уже складывается не только из заработной платы, которая требует индексации в виду условий проживания в районах Крайнего Севера, но и отпуска, это провоз багажа, это все, что ложится на бизнес и снижает его конкурентоспособность

Конечно, это наша мазутозависимость Мурманская область — это, один из немногих регионов, который не газифицирован и сдвижка по срокам Штокмана отодвигает эту перспективу, новые решения рассматриваются

С одной стороны, решая важные геополитические задачи, обеспечивая национальную безопасность страны, мы имеем высокую степень милитаризации территорий, которая ограничивает приход инвестиций и ряд других особенностей . Без помощи федерального центра, в том числе путем финансирования через государственную программу, социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации этих вопросов не решить . Поэтому в данный переходный период передачи

38

Заседание «Меркурий-клуба»

полномочий от Министерства регионального развития Российской Федерации в Министерство экономического развития важно не упустить время и важно не упустить уже те наработки, которые уже сделаны . Не буду отвлекать внимание собравшихся, я думаю, что это всем и так очевидно. Спасибо.

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Поступила записка с просьбой предоставить слово для реплики Олегу Максимовичу Попцову. Пожалуйста .

Попцов О.М.:

— Спасибо большое. Я не буду углубляться в проблемы Арктики и Северного полюса, но могу только сказать, что сегодняшняя дискуссия чрезвычайно интересна и многопланова Мы сейчас обсуждаем сугубо арктические проблемы, а я бы хотел коснуться совершенно другого. Дело в том, что в этом году впервые бюджет страны был сформирован по новому принципу — программному, то есть на основании тех программ, которые были представлены ведомствами, регионами . Это была идея нашего Президента, что бюджет должен быть конкретизирован, и выполнение программы дает ответ, насколько эффективны затраты

Прошло семь месяцев и господину Шувалову поручено пересмотреть, сделать некий аудит тех программ, на основании которых был сверстан бюджет 2014 года, учитывая, что и те программы, которые затратны, эти затраты сократить, а которые не доказали свою эффективность, хотя очень трудно представить себе, как может программа в течение шести месяцев доказать свою эффективность, то их просто убрать

Я хотел бы предупредить присутствующих коллег, чтобы вы на это обратили внимание. Не дай Бог, чтобы этот сверхпрофессиональный подход нашего правительства, которое это демонстрирует каждый день, только странно, что это очень часто выходит боком стране, но это уже неважно . Важно, чтобы проблемы Арктики не попали под удар вот этих самых санкций Это чрезвычайно важно, потому что в общей суете, ссылаясь на санкции, ссылаясь на необходимость скорректировать бюджет, ссылаясь на необходимость сократить его нерентабельность, (хотя он сделан с минимальным уроном в 600 млрд . , как докладывало правительство, он почти бездефицитный) но, тем не менее, эта акция сейчас будет проводиться и ставится правительством как заглавная Я считаю необходимым сосредоточить внимание на данном вопросе

Мнение о том, что мы не должны делать упор на факторы безопасности в освоении Северного полюса и Арктики, отчасти верно Дескать, наши западные партнеры ведут себя тоньше, они там делают и говорят, что это все для гражданских нужд, а потом они там ставят ракеты . Я хочу сказать, коллеги, что если даже мы там начнем строить бани, западная

39

Заседание «Меркурий-клуба»

пресса скажет, что это бани для ракетных войск, так что это нас не спасет. Спасибо.

Примаков Е.М.:

— Может быть спасет. У нас выступило 13 человек, если кто-то настаивает, у нас есть еще 10-минутный резерв . Пожалуйста .

Выступающий:

— В 1994 году в Брюсселе в НАТО я участвовал в переговорах по программе «Партнерство ради мира», и в беседе я задаю вопрос очень «звездному» адмиралу, что пригласили на такое приятное мероприятие «Партнерство ради мира», а в это время три американских подводных лодки в нашей зоне недалеко от Северодвинска лежат. Я сказал: «Хотите, я назову фамилии командиров этих ваших лодок?». Адмирал говорит: «Не надо. НАТО не принимало решения, чтобы эти лодки лежали у ваших берегов Это вопрос отдельной страны». Спрашиваю: «Какой?». Отвечают: «Америки . Но НАТО здесь не причем». Мы должны быть бдительными .

Примаков Е.М.:

— Кто еще хочет выступить? Пожалуйста

Новожилов Г.В. — Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина:

— Работа в Арктике практически невозможна без использования авиации . Авиационный комплекс имени С . В . Ильюшина имеет большой опыт в этом деле. Наш поршневой самолет Ил-14 и сегодня добрым словом вспоминают все полярники, Ил-18 . Сегодня самолет Ил-76 в самых критичных ситуациях, которые складываются на наших дрейфующих ледовых станциях, оказывает поддержку с воздуха К сожалению, Артур Николаевич это отлично знает, мы до сих пор не имеем самолета на колесно-лыжном шасси . Есть такой самолет турбовинтовой двухдвигательный Ил-114. Он серийно производился на Ташкентском авиационно-производственном объединении им . Чкалова . Сейчас производство прекращено, но, тем не менее, вновь встает вопрос о том, чтобы этот самолет, который крайне необходим для обеспечения региональных перевозок на наших внутренних линиях, этот самолет спроектирован нами и как самолет на лыжно-колесном шасси

21 июля Владимир Владимирович был на заводе «Авиастар» в Самаре, где обсуждался вопрос о перезапуске этого самолета в серийное производство Разговоры идут, но пока дело не движется Я считаю, что было бы очень неплохо записать в решение нашего совещания, которое обсудило сегодня важнейшие вопросы развития Арктики, вопрос о необходимости перезапуска самолета Ил-114 в серийное производство и создания на его базе самолета с лыжно-колесном шасси Он необходим как

40

Заседание «Меркурий-клуба»

для освоения и работы в Арктике, так он крайне необходим и для работы в Антарктике

Я позволю себе зачитать буквально несколько строчек из письма министра природных ресурсов и экологии . Это письмо от 9 февраля 2012 года: «Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктиде на период до 2020 года и более отдаленную перспективу, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года

предусматривает создание летного исследовательского центра Арктики и Антарктики, оснащение его двумя самолетами Ил-76 ТД — это самолет с двигателем ПС-90 А-76 — и тремя самолетами Ил-114, 100 на лыжно-колесном шасси». На этом письме есть резолюция президента . Прошу ускорить. Но пока, на мой взгляд, дело движется крайне медленно, поэтому я думаю, что если мы запишем это в документах нашего сегодняшнего совещания, то докажем пользу обеспечения развития Арктики и использования в ней авиации, в частности, самолета Ил-114 на колесно-лыжном шасси .

Примаков Е.М.:

— Спасибо большое. Есть еще желающие выступить? Пожалуйста .

41

Заседание «Меркурий-клуба»

Филатов С. — обозреватель журнала «Международная жизнь»:

— Три тезиса .

Первый тезис . Огромное внимание к Арктике проявляют страны, которые никакого отношения к Арктическому поясу не имеют. Если не ошибаюсь, в нулевых годах в Виннипеге прошел Арктический совет, на котором присутствовал и громче всех говорил представитель Бразилии Там было, кстати, около 20 стран, а Арктических стран, по-моему, шесть или семь Тема о разграничении секторальном, либо разграничении государственной границы в Арктике столкнется с тем, что остальной мир все равно захочет свои куски

Второе. Если посмотреть на Арктику, то это все-таки Север Евразии, а Евразия сейчас к Югу подожжена . Если пройтись от Корейского полуострова через Южно-Китайское море, Гонконг, Ирак, Афганистан, Сирию с выходом на Украину, вы увидите, что все горит. Поэтому вопросы безопасности в Арктике, я полагаю, будут чрезвычайно важны уже в ближайшее время, тем более, что западные страны достаточно большой интерес проявляют к тому, как добраться до нас через Северный полюс

Третье. В 2010 году я читаю очень интересный доклад американцев, правда, написал его итальянский автор, но судя по всему, американец итальянского происхождения . Полный караул: теряет Северный полюс свою «шапку», ежедневно происходит потеря льда в объеме территорий Португалии и все это скоро превратит весь Северный Ледовитый океан в судоходную зону. Что происходит через четыре года? Через четыре года уже другой доклад, что на тот караул только в другую сторону малый ледниковый период, который охватит половину XXI века, и где-то в районе 2050 года будет чрезвычайное похолодание уже в арктических широтах, то есть на нашем побережье и все это дальше пойдет на Европу Поэтому хотелось бы предложить научному миру, все-таки, дать определенный ответ, что происходит, потому что это и деньги, и стратегия Спасибо

Примаков Е.М.:

— Спасибо. У нас выступило 15 человек . Мы работаем два часа . Я думаю, что на этом можно завершить, но я хотел бы сказать, что у нас на «Меркурий-клубе» не принято, чтобы председательствующий комментировал выступления . Должен просто сказать, что преобладающее большинство выступлений было очень интересны, и они достаточны для того, чтобы создать хороший документ, о котором мы проинформируем руководство страны . Это первое.

Второе У нас обычно после заседания расшифровываются все выступления, и выпускается брошюра по всем выступлениям

По первому вопросу я прошу Сергея Николаевича Катырина и нашего директора Валерия Алексеевича Кузнецова 10 дней на подготовку документа

42

Заседание «Меркурий-клуба»

Второе, тоже прошу постараться издать, не затягивая эту брошюру, и в то же самое время всех участвующих прошу по мере необходимости ознакомиться со своими выступлениями и внести те правки, которые они считают нужными, по сути дела, редакционные правки .

На этом наше заседание завершается . Я благодарю всех за участие. Спасибо.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.