Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЕЙ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЕЙ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НЕРАВЕНСТВО / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЦУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина Ольга Сергеевна, Елкин Станислав Евгеньевич, Сырчин Валерий Алексеевич

Представленное исследование направлено на обоснование и разработку рекомендаций по содействию внедрению концепции устойчивого развития в Российской Федерации. Для достижения указанной цели авторами выделен спектр проблемных факторов, затрудняющих реализацию указанной концепции в российских реалиях, и провести анализ их ключевых параметров с позиций политики устойчивого развития. В работе использованы методы сравнительного анализа для оценки динамики изменения значений статистических показателей, по отношению к которым методологической базой которых выступает политика устойчивого развития. Проведен содержательно-правовой анализ положений российских и международных нормативно-правовых актов. Представлен подход к систематизации теоретического материала по исследуемой проблеме на основе анализ проблемных зон целей устойчивого развития. Выявлена совокупность подходов к определению сущности устойчивого развития путем анализа отечественных и зарубежных литературных источников. В этой связи авторами выделены меры рекомендательного характера, позволяющие повысить эффективность продвижения в сторону социально-экономического развития, не подразумевающего нанесения существенного ущерба природно-климатической системе. Результатом работы стало выявление, на основе применения процессного подхода, таких «проблемных» целей устойчивого развития как «…получение доступа к здравоохранению и благополучию, построения миролюбивого общества и обеспечения доступа к правосудию, а также снижение неравенства…». По результатам проведенного сравнительного исследования в статье сделан вывод о том, что несмотря на определенные трансформационные сдвиги позитивного характера, подразумевающие приближение к достижению Целей устойчивого развития, в Российской Федерации имеют место ряд проблем, требующих существенного внимания. В то же время, например, в европейских государствах сложившихся трудностей, как показывает анализ, несколько меньше, следовательно, в российских реалиях обоснованным представляется повысить степень эффективности государственной политики и более глубоко и фундаментально осмыслить данную концепцию, подразумевая при этом сбалансированное развитие экономических, социальных и экологических компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ACHIEVING THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS BY RUSSIA

The study is aimed at substantiating and developing recommendations for promoting the implementation of the concept of sustainable development in the Russian Federation. To achieve this goal, it seems to the authors, it is necessary to identify a range of problematic factors that complicate the implementation of this concept in Russian realities, and to analyze their key parameters from the standpoint of sustainable development policy. The paper uses the methods of comparative analysis to assess the dynamics of changes in the values of statistical indicators, in relation to which the methodological basis of which is the policy of sustainable development. The substantive and legal analysis of the provisions of Russian and international normative legal acts has been carried out. An approach to the systematization of theoretical material on the problem under study based on the analysis of problem areas of sustainable development goals is presented. A set of approaches to defining the essence of sustainable development by analyzing domestic and foreign literary sources is revealed. In this regard, the authors highlighted recommendatory measures that make it possible to increase the effectiveness of advancing towards socio-economic development, which does not imply significant damage to the natural and climatic system. The result of the work was the identification, based on the application of the process approach, of such “problematic” sustainable development goals as “… gaining access to health care and well-being, building a peaceful society and ensuring access to justice, as well as reducing inequality…”. Based on the results of a comparative study, the article concludes that, despite certain positive transformational shifts, implying an approach to achieving the Sustainable Development Goals, there are a number of problems in the Russian Federation that require significant attention. At the same time, for example, in European states, the existing difficulties, as the analysis shows, are somewhat less, therefore, in Russian realities, it seems reasonable to increase the degree of effectiveness of state policy and more deeply and fundamentally comprehend this concept, implying a balanced development of economic, social and environmental component.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЕЙ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Проблемы и перспективы достижения Россией целей устойчивого развития

Елкина Ольга Сергеевна

доктор экономических наук, профессор,

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

E-mail: elkina-os@ranepa.ru

Елкин Станислав Евгеньевич

кандидат экономических наук, доцент,

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: elkin-se@ranepa.ru

Сырчин Валерий Алексеевич

студент,

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: vsyrchin-17-02@edu.ranepa.ru

Аннотация. Представленное исследование направлено на обоснование и разработку рекомендаций по содействию внедрению концепции устойчивого развития в Российской Федерации. Для достижения указанной цели авторами выделен спектр проблемных факторов, затрудняющих реализацию указанной концепции в российских реалиях, и провести анализ их ключевых параметров с позиций политики устойчивого развития. В работе использованы методы сравнительного анализа для оценки динамики изменения значений статистических показателей, по отношению к которым методологической базой которых выступает политика устойчивого развития. Проведен содержательно-правовой анализ положений российских и международных нормативно-правовых актов. Представлен подход к систематизации теоретического материала по исследуемой проблеме на основе анализ проблемных зон целей устойчивого развития. Выявлена совокупность подходов к определению сущности устойчивого развития путем анализа отечественных и зарубежных литературных источников. В этой связи авторами выделены меры рекомендательного характера, позволяющие повысить эффективность продвижения в сторону социально-экономического развития, не подразумевающего нанесения существенного ущерба природно-климатической системе. Результатом работы стало выявление, на основе применения процессного подхода, таких «проблемных» целей устойчивого развития как «...получение доступа к здравоохранению и благополучию, построения миролюбивого общества и обеспечения доступа к правосудию, а также снижение неравенства.». По результатам проведенного сравнительного исследования в статье сделан вывод о том, что несмотря на определенные трансформационные сдвиги позитивного характера, подразумевающие приближение к достижению Целей устойчивого развития, в Российской Федерации имеют место ряд проблем, требующих существенного внимания. В то же время, например, в европейских государствах сложившихся трудностей, как показывает анализ, несколько меньше, следовательно, в российских реалиях обоснованным представляется повысить степень эффективности государственной политики и более глубоко и фундаментально осмыслить данную концепцию, подразумевая при этом сбалансированное развитие экономических, социальных и экологических компонент.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, концепция развития, экономическая система, неравенство, благосостояние населения, ЦУР.

JEL codes: A10, D10, D60, F01, I30

Для цитирования: Елкина, О.С. Проблемы и перспективы достижения Россией целей устойчивого развития / О.С. Елкина, С.Е. Елкин В.А. Сырчин. - DOI 10.52957/22213260_2022_5_61. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №5. - С.61-71. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 28.05.2022)

DOI: 10.52957/22213260_2022_5_61

Введение.

Актуальность изучения проблем и перспектив достижения целей устойчивого развития объясняется возрастающем вниманием международных институтов к экологическим вызовам современности, заключающемся в том числе, в трудностях сохранения темпов экономической

© Елкина О.С., Елкин С.Е., Сырчин В.А., 2022

активности без нанесения значимого вреда природно-климатическим условиям. В этой связи страны-участницы международной системы в лице представителей политической элиты объективно приходят к необходимости заключения соглашений, выступающих своеобразным базисом для проводимой социально-экономической политики, немаловажную часть которого составляют инициативы устойчивого развития, принятые государствами, являющимися участниками Организации Объединенных Наций в 2015 году. Тем не менее, для России принятие резолюции не смогло стать началом трансформации относительно их начального положения, что подтверждает необходимость осуществления аналитических мероприятий, направленных на поиск причин недостаточной степени успешности реализации поставленных целей тысячелетия.

Целью научной работы выступает разработка рекомендаций по нейтрализации имеющихся проблем в сфере достижения ключевых параметров политики устойчивого развития. В качестве результата ожидается обоснование совокупности мер рекомендательного характера, направленных на повышение эффективности проводимой макроэкономической государственной политики, подразумевающей имплементацию инициатив в рамках концепции экономического развития, но не подразумевающей нанесение какого-либо значимого вреда для последующих поколений общества.

Гипотеза исследования заключается в признании наличия дифференциации в достижении целей устойчивого развития, обусловленный, с точки зрения прогресса, существованием накопленных социально-экономических проблем. При этом определенная новизна работы состоит в применении детализированного подхода, базирующегося на изучении степени достижения целей в области устойчивого развития не только с точки зрения имеющихся проблем, но и перспектив их изменения, а также выделения важнейших направлений рекомендательного порядка, позволяющих обеспечить в обозримой перспективе некоторое снижение остроты их протекания.

Изучению вопросов, связанных с реализацией Целей устойчивого развития (далее ЦУР), в том числе применительно к Российской Федерации, посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей. В частности, необходимо отметить А.Г. Сахарова и О.И. Колмар, которые осуществили анализ достижения ЦУР, выявив при этом ряд проблемных областей и сфер, характеризующихся значительным прогрессом в плане достижения целевых установок [14]; А.Ю. Круглова, определившего ключевые тенденции при переходе от целей развития тысячелетия к целям в области устойчивого развития [8]; А.К. Бахматову и М.Г. Саришвили, выявивших целый спектр проблем, свойственных механизму достижения в области ЦУР (авторами отмечается замедленный характер процесса разработки показателей, сбора и обработки данных, а также сопутствующее отсутствие механизмов распределения ответственности на государственном уровне). [1]

Среди зарубежных ученых, посвятивших свое внимание теоретическому исследованию Целей устойчивого развития, необходимо отметить Р. Эмас, систематизировавшая совокупность подходов к определению устойчивого развития и основополагающие принципы, лежащие в рамках данной концептуальной установки [30]; Е. Даламира и С. Настис, внесшие значительный вклад с точки зрения углубления понимания концепции устойчивого развития путем разработки различных теоретических моделей [24]; Г. Мур, работы которой следует обозначить в качестве значительного вклада в теоретическое осмысление исследуемой предметной области, подразумевающего признание необходимости внедрения политики устойчивого развития как важнейшего элемента обеспечения современного социально-экономического прогресса общества [25]; К. Мио , С. Панфило и Б. Блундо, осуществившие подробную систематизацию академической литературы о роли бизнеса в устойчивом развитии, в частности, в достижении ЦУР [22]; Б. Багуа^ауакеэауаШ - в работе автора нашли свое отражение методы решения проблем развивающихся стран при реализации целей устойчивого развития, что представляет собой значительную степень актуальности применительно к Российской Федерации. [33]

Представляется немаловажным отметить отдельную категорию зарубежных исследователей, изучивших вопросы реализации концепции устойчивого развития с точки зрения возможных

проблем и трудностей. К таким авторам необходимо отнести Э. Флорини и М. Паули, научная работа которых направлена, прежде всего, на выявление результатов имплементации Повестки ООН в области устойчивого развития, ключевых тенденций и «тревожных сигналов», включающих в себя разрыв между бизнес-руководством и уровнем выполнения операционных задач в рамках понимания важности и актуальности реализации концепции, недостаток в отсутствии ряда показателей [21]; Р. Чанг, Ц. Цзо, Ч. Чжао, В. Соебарто и др., обобщившие широкий спектр подходов, предполагающих осуществление перехода к устойчивому развитию с последующим сопоставлением, выявлением проблем и разработки рекомендаций, направленных на их совершенствование [31]; П. Сешайер и К. Макнили, выявившие вызовы, поставившие под угрозу достижения ряда целевых показателей Целей устойчивого развития в свете распространения пандемии в 2020 году [29]; С. Баруа, определившая, в частности, совокупность вызовов, свойственных реализации ЦУР и подходы к их устранению на основе проведенного анализа широкого круга литературных источников [32]; Я. Люйтимяки, Х. Сало , Р. Лепенис и другие исследователи Академии Финляндии, которые сформировали перечень рисков, свойственных использованию индикаторов устойчивого развития. [26]

Результаты и их обсуждение

Прежде всего, следует выделить некоторые ключевые характеристики используемого в научном исследовании понятийного аппарата. Под концепцией устойчивого развития следует понимать «... модель развития цивилизации, исходящую из необходимости соблюдения баланса между решением социальных, экономических проблем и сохранением окружающей среды». [9] По мнению А.Д. Урсул, в качестве термина «устойчивое развития» следует понимать «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения указанного отечественного исследователя, отметившего в своей научной статье ключевую цель необходимости перехода к устойчивому развитию, заключающуюся в «выживании и обеспечении существования человечества на будущие неопределенно долгие времена». [15, С. 685] При этом, С.Н. Бобылев и С.В. Соловьёва отмечают дихотомический характер понимания устойчивого развития в России и в рамках общепринятой мировым сообществом парадигмы, поскольку в российских реалиях под указанным определением подразумевается обеспечение устойчивых темпов экономического развития в отличие от развитых стран, где имеет место более фундаментальное осмысление такой концепции, а именно - «сбалансированное развитие экономических, социальных и экологических компонент». [2, С. 26] В этой связи немаловажным выступает отметить вклад российского исследователя С.Н. Суслова, которым обобщена совокупность подходов к трактованию рассматриваемого понятия, указываемого в отечественных литературных источниках, а также выделены два ключевых направления в трактовании устойчивого развития в контексте хозяйствующего субъекта. [13, С. 62]

Тем не менее, существует и другие подходы к дефиниции устойчивого развития. В частности, согласно точке зрения Рэйчел Эмас, исследователя международного университета Флориды, концепцией устойчивого развития следует признать некоторую систему взглядов, базирующейся на признании необходимости сохранения ресурсов для будущих поколений, что выступает отличительной чертой понятия по отношению к традиционной экологической политике. Таким образом, автором называется общая цель, лежащая в основе данной парадигмы и заключающаяся в необходимости обеспечения долгосрочной стабильности экономики и окружающей среды, являющееся достижимым путем интеграционных процессов, а также признания социально-экономических, а также экологических проблем в процессе принятия решений. [30] При этом, как замечает А.В. Горелкин в проведенном научном исследовании, определяющим фактором популярности мировоззренческой парадигмы, базирующейся на признании ценностных ориентиров устойчивого развития, выступает возможность эффективного преодоления кризисных явлений и решения социальных проблем. [6, С. 91]

Для реализации такой концепции закономерным выступило формирования ряда целей, каждая

из которых содержит задачи, осуществление которых проявляется в достижении или наоборот - отсутствии реализации используемых для оценки показателей. Тем не менее, по результатам проведенного анализа российскими исследователями выявляются ряд проблем, свойственных достижению поставленных целевых установок. С теоретической точки зрения следует утверждать о том, что поддержание существующего процесса в новой среде не приводит к достижению желаемой цели, или в случае, когда цель не может быть достигнута известными способами действия, в результате чего имеет место снижение эффективности функционирования экономической системы. [23, С. 562] В частности, по мнению С.Н. Бобылёва и С.В. Соловьёвой, имеет место неполное отражение принятых Москвой параметров устойчивого развития в стратегических документах, а именно - 12-15 целей в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». [2, С. 28]

Кроме того, С.Н. Бобылевом выделяются три проблемы теоретического и практического характера, свойственные концепции устойчивого развития не только для России, но и других мировых держав, и заключающиеся в вопросах «благосостояния и устойчивого развития», «количественной интерпретации и индикаторах», а также «трансформации энергетического сектора как важнейшего драйвера устойчивого развития». [12, С. 109] Автором при этом отмечается, что очень часто решение экологических проблем придается незначительное внимание (особенно применительно к развивающимся странам), оправдывающееся, в частности, теоретической моделью «экологическая кривая Кузнеца», согласно которой следует обеспечить высокий уровень социально-экономического развития страны, а уже далее - снижение уровня деградации окружающей среды и объема загрязнений. Действительно, во многих случаях фиксируется такая эмпирическая зависимость, однако, как отмечает автор, «в последнее время обострение многих глобальных экономических проблем порождает сомнения в полной адекватности указанной модели реальным процессам». [12, С. 110]

Как отмечает О.В. Шнайдер в своем исследовании, нацеленное на теоретическое изучение имплементации устойчивого развития в российских реалиях, такая концепция нашла свое отображение в 10% всех отечественных субъектов хозяйствования, а во главе локомотива каких-либо изменений и продвижений в данной сфере стоят крупнейшие компании промышленной отрасли. При этом, автором выделяется существование некоторых трудностей, связанных с реализацией экологических инициатив, в связи с отсутствием возможности «сформулировать целевые установки, определить показатели эффективности и обеспечить финансирование программ и мероприятий». [20, С. 100]

Российские исследователи А.Г. Сахаров и О.И. Колмар в научной работе, посвященной проблематике достижения целей устойчивого развития, отсутствие в стране «подходов к их реализации на национальном уровне», а также формулировки «адаптированной стратегии устойчивого развития». При этом, авторами выделяется некоторая доля запаздывания по отношению к общемировым тенденциям, что проявляется, прежде всего, в представлении добровольного отчета только в 2020 году, что следует признать значительно большим временным лагом по отношению ко многим другим странам-участницам целей политики устойчивого развития. Согласно мнению научных работников, проблемными областями в российских реалиях выступают три сферы, а именно - «получение доступа к здравоохранению и благополучию, построения миролюбивого общества и обеспечения доступа к правосудию, а также снижение неравенства». [14, С. 189-206] В этой связи представляется необходимым исследовать данные «болевые точки», подавляющие реализацию поставленных на международном уровне целей, выявить спектр проблем и перспективы их последующих трансформаций.

Среди задач в отношении достижения третьей цели устойчивого развития «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», выполнение которых предполагает некоторые трудности в России, следует отметить «обеспечение доступа

к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам». [18] В этой связи следует отметить ряд недавних упоминаний, касающейся данной проблематики, сделанное высшими должностными лицами органов государственной власти. Так, по мнению Игоря Краснова, генерального прокурора Российской Федерации, в настоящее время множество объектов здравоохранения находятся в неудовлетворительном состоянии, а оснащенность диагностическим оборудованием следует признать в качестве недостаточной. Ситуацию усугубляет имеющий место дефицит квалифицированного кадрового состава, особенно в неблагополучных регионах. [5]

Достижение второй структурной компоненты одной из задач в области устойчивого развития, а именно - обеспечение населения оптимальными с точки зрения ценовых и качественных характеристик лекарственными препаратами, препятствуют многочисленные нарушения в области ценообразования на фармацевтическом рынке. Согласно утверждению первого заместителя генпрокурора России Александра Буксмана, «двадцать процентов поставщиков лекарств состоят в картельных сговорах для поддержания максимальных цен на аукционах», [4] что является неприемлемым не только с точки зрения создания необходимых условий для доступности средств, предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний, но и в целом обеспечения экономической безопасности на макроуровне. Тем не менее, поддержанию высоких цен на лекарственные средства способствуют и другие факторы, выделенные А.А. Потаповым в научном исследовании, в частности следующие [10, C. 163-168]: (1) низкое качество отечественных аналогов, вызванное отставанием отечественной промышленности в части технологического обновления; (2) нестабильность курса национальной валюты с яркой тенденцией к ослаблению к доллару США и евро, вследствие которого импортные операции влекут за собой для поставщиков повышение издержек; (3) разбалансировка интересов субъектов рынка (населения, производителей, оптовых и розничных продавцов, а также государства, реализующего социальную политику); (4) недостаточная транспарентность определения цен в рамках товаров фармацевтического рынка и отсутствие общедоступных источников мониторинга, что создает информационный вакуум и выступает драйвером совершения правонарушений в сфере ценообразования.

В этой связи для нейтрализации проблемы автором предлагается повышение гибкости в отношении установления предельных надбавок к стоимости лекарственных препаратов на региональном уровне, заключающейся в применении спектра механизмов ценообразования (фиксированный и дифференцированный варианты, а также способ установления минимальных цен на средства нейтрализации заболеваний), учитывающих рыночные особенности каждого из субъектов Российской Федерации. Кроме того, российский исследователь отмечает значимость таких методов снижения остроты проблематики, как реализация «единых принципов управления системы здравоохранения и фармацевтики», использование «зарубежного опыта в области ценообразования на лекарственные средства» и осуществление «поддержки отечественных производителей и выпуск импортозамещающей продукции». [10, C. 167]

Таким образом, можно утверждать о наличии ряда сдерживающих факторов достижения цели устойчивого развития, заключающейся в повышении благополучия населения. Тем не менее, согласно данным, указанным в национальном обзоре, существуют и конкретные достижения в сфере отечественного здравоохранения, состоящие в снижении смертности населения и повышательной динамике изменения ожидаемой продолжительности жизни.

В рамках проведения исследования важно выявить совокупность проблем, свойственных достижению десятой цели устойчивого развития «Сокращение неравенства внутри стран и между ними», что в свою очередь непосредственным образом влияет на уровень человеческого развития в государстве, являющегося одним из ключевых драйверов социально-экономических преобразований в обществе, а также включающий в себя элементы «Равенство» и «Расширение возможностей», в рамках которых принято подразумевать соответственно наличие равных возможностей в

экономической жизни и создание среды, направленной на развитие способностей каждого человека. [28, С. 57] Согласно официальным статистическим данным, в 2019 году имеет снижение индикатора расслоения общества по доходам до 0,406 (против 0,412 годом ранее). Однако в целом динамика изменения показателей свидетельствует о пролонгации тенденции сохранения высокой степени дифференциации населения Российской Федерации.

В некоторых научных работах отмечается, что несмотря на значимые сдвиги с точки зрения снижения абсолютной бедности, в период с 1990 по 2008 года произошли серьезные негативные изменения применительно к степени дифференциации доходов населения, вследствие которых были поставлены мировые «антирекорды», а коэффициент Джини повысился почти в два раза с 0,26 до 0,42. [16] Среди первоисточников сложившегося положения исследователями отмечается в том числе существование неравенства зарплат внутри и за пределами конкретной отрасли, чрезмерная концентрация дохода, полученного вследствие осуществления предпринимательской деятельности, у ограниченного круга лиц, а также низкая эффективность перераспределения доходов, в том числе, в рамках налогообложения. [16, С. 3] При этом, специалистами международной конфедерации «Оксфам» отмечается существование взаимосвязи «между степенью экономического неравенства в России и пространственной дифференциацией», [16, С. 10] проявляющейся в необходимости предоставления из федерального бюджета финансовой поддержки депрессивным регионам в форме межбюджетных трансфертов. В этой связи стоит отметить, что помимо Российской Федерации широкая палитра национальных субъектов мировой экономики имеют проблемы с точки зрения реализации данной цели, заключающейся в снижении дифференциации социально-экономического благосостояния населения. В частности, как иллюстрирует Н.В. Говорова в своей научной работе, страны-участницы Евросоюза не продемонстрировали значимого прогресса в рамках ЦУР 10 «Сокращение неравенства», имея при этом по большинству других позиций какой-либо прогресс (от небольшого до значительного). По мнению автора, для указанного экономического и политического объединения европейских государств существуют некоторые результаты только в отношении устранения дифференциации населения между странами-участницами, а не внутри них, что подразумевает рост числа граждан, живущих за порогом бедности. [3, С. 41, 43]

Вторым по значимости видом неравенства после доходов согласно точке зрения участников опроса, проведенного институтом социологии Российского академии наук, признается доступ к медицинским услугам, следовательно, можно утверждать о наличии взаимосвязи между выявленными российскими исследователями проблемными зонами перехода к политике устойчивого развития путем достижения заявленных на международном уровне целей. Среди проявлений дифференциации с точки зрения здравоохранения отмечается существование дискриминации лиц, относящихся к категории старшего поколения, сложности в получении бесплатной медицинской помощи для лиц с хроническими заболеваниями, а также недостаточная степень доступности специализированной амбулаторной помощи для жителей поселений и небольших городов по сравнению с населением мегаполисов. [16, С. 18]

В этой связи следует отметить ключевые положения рекомендательного характера, оказывающие подавляющие воздействие с точки зрения возникновения рисковых ситуаций и стимулирующие продвижение в сторону реализации концептуальных основ устойчивого развития. Как уже было отмечено в исследовании, имеет место три направления, на которые следует направить особое внимание с точки зрения разработки мер рекомендательного характера. Во-первых, на наш взгляд негативное сложившееся положение в области здравоохранения, затрудняющее достижение ЦУР «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», вероятно, лежит в плоскости недостаточно привлекательных трудовых условий для работников сферы здравоохранения, в том числе несоответствия заработной платы желаемому уровню, нарушением режима труда и отдыха, а также трудными с физической точки зрения условиями выполнения должностных обязанностей. В данном случае в перечень возможных мероприятий

необходимо включить следующие: (1) увеличение финансирования из федерального бюджета, направленное на оказание бесплатной медицинской помощи, что подразумевает в том числе рост заработной платы персонала медицинских организаций; (2) повышение бесплатного лекарственного обеспечения российских граждан в амбулаторных условиях; (3) обеспечения высокой степени эффективности контрольно-надзорных процедур по расходованию государственных средств в сфере здравоохранения; (4) снижение имеющей место высокой степени дифференциации оплаты труда управленческого состава государственных учреждений и рядовых медицинских сотрудников путем закрепления в нормативно-правовых актах положений ограничительного характера. В этой связи значимую роль имеет пенсионная система, особенность функционирования которой заключается, согласно результатам некоторых исследований, в тенденции увеличения необеспеченного роста пенсионных выплат и опережающего роста дефицита бюджета Пенсионного фонда России. По мнению авторов, важным представляется оптимизация, в частности структуры государственной пенсионной системы, тарифной политики в области пенсионного обеспечения, а также методов учета пенсионных прав различных категорий граждан страны и критериев эффективности отечественной пенсионной системы. [27, С. 258-259]

В рамках создания необходимых условий для полноценного и качественного обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами, по мнению авторов, необходимо задействовать механизмы ценообразования, в том числе заключения соглашений между производителями отечественный фармацевтических препаратов и розничных сетей, предусматривающие снижение их цены при поставке. Оказание мер государственной поддержки производителям за счет представления льготных кредитов по ставке до 5 процентов годовых.

Также следует отметить, что необходимо постепенно увеличивать эффективность существующей системы экологического образования и воспитания в государстве. По мнению Е.П. Фертиковой, одним из методов устранения проблем и достижения целей устойчивого развития выступает «институционально оформление экологической культуры общества», подразумевающая создание и развитие специализированных институтов, направленных на достижение экологических потребностей общества. [17, С. 172] Кроме того, автором отмечает, что достаточно перспективным мероприятием в этой связи следует признать создание инфраструктуры в рамках заповедников и национальных парков, поскольку, как представляется, такой фактор существенно сдерживает возможности повышения образованности российского населения в экологических аспектах. Ведь почти половина граждан Российской Федерации, как показывают результаты социологических опросов, никогда не посещали заповедники, заказники или национальные парки, одной из важнейших задач которых признается просвещение населения. [17, С. 173-174]

Выводы

Таким образом, в исследовании приведена проблематика и варианты достижения целевых показателей в рамках концепции устойчивого развития. Выявлена взаимосвязь между недостаточно высокой степени реализации цели, связанной с получением доступа к здравоохранению и благополучию, и обеспечением снижения неравенства в обществе. Авторами предложены некоторые пути нейтрализации негативных последствий и трансформации сложившегося положения в них, в том числе заключающиеся в повышении финансирования из федерального бюджета в процентах к ВВП. В этой связи стоит отметить точку зрения Н.В. Цуркан и Д.В. Шведова, отметивших в своей научной работе три важнейших направления перехода России к устойчивому развитию и заключающиеся в «разработке устойчивого нормативно-правового базиса в области перехода к устойчивому развитию, системы стимулирования экологически безопасной хозяйственной деятельности и определения допустимого антропогенного воздействия на экологические системы». [19, С. 5] Немаловажным выступает смена «ценностных ориентиров и моральных установок», что выделяют российские исследователи В.Н. Ремарчук, В.А. Иноцемцев и Н.Д. Лепская. По мнению авторов, трансформационные сдвиги в общественном создании представляется закономерным

этапом развития общества, а концепция устойчивого развития выступает своего рода важнейшей «магистральной линией формирования новой экологической парадигмы» [11, C. 91]. Существующее же в настоящее время мировоззрение, заключающееся в постановке на первую ступень материальных благ, а не отношения человека с окружающей средой, как справедливо пишет Е.Г. Гущина, «становится очевидной бесперспективностью». [7, C. 23]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахматова А.К., Саришвили М.Г. Механизм достижения целей устойчивого развития в России: проблемы и пути их решения // Фундаментальные исследования. - 2021. - С. 12-16. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=45049806 (дата обращения 01.02.2022).

2. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - С. 107-113. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29041904& (дата обращения 01.02.2022).

3. Бобылёв С.Н., Соловьёва С.В. Цели устойчивого развития для будущего России // Проблемы прогнозирования. - 2017. - C. 26-33. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29713014& (дата обращения 01.02.2022).

4. Генпрокуратура заявила о картельном сговоре на рынке поставщиков лекарств / Официальный интернет-портал «Российской газеты», 26.04.2021. - URL: https://rg.ru/2021/04/26/genprokuratura-kartelnye-sgovory-prichina-vysokih-cen-na-lekarstva.html (дата обращения 01.02.2022)

5. Генпрокурор озвучил вскрывшиеся из-за COVID-19 / Официальный интернет-портал ООО «МИЦ «Известия», 17.06.2020. - URL: https://iz.ru/1024654/2020-06-17/genprokuror-ozvuchil-vskryvshiesia-iz-za-covid-19-problemy-zdravookhraneniia-rf (дата обращения 01.02.2022)

6. Говорова Н.В. Европейский союз и цели устойчивого развития ООН // Европейский союз: факты и комментарии. - 2019. - С. 40-44. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38163342 (дата обращения 01.02.2022).

7. Горелкин А.В. Устойчивое развитие Кемеровской области: теоретико-методологические проблемы выделения показателей и опыт оценки // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - С. 91-95. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22777644 (дата обращения 01.02.2022).

8. Гущина Е.Г. Концепция структурной модели устойчивого регионального развития // Экономика: теория и практика. - 2015. - С. 23-28. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24315893 (дата обращения 01.02.2022).

9. Концепция устойчивого развития / Электронный онлайн-ресурс «Большая российская энциклопедия». - URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2094308 (дата обращения 01.02.2022)

10. Круглов А.Ю. Акценты перехода: Цели в области устойчивого развития как проблемный подход в реализации Целей развития тысячелетия // Устойчивое развитие: вызовы и возможности. -2020. - C. 156-162. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44053613 (дата обращения 01.02.2022).

11. Потапов А.А. Проблема ценообразования на лекарственные средства в Российской Федерации. - 2009. - С. 163-168. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15615009 & https://finbiz.spb.ru/wp-content/uploads/2009/10/4_2009_potapov.pdf (дата обращения 01.02.2022).

12. Ремарчук В.Н., Иноземцев В.А., Лепская Н.Д. Концепция устойчивого развития и формирование экологической парадигмы в общественном сознании // Экология человека и природы в информационно-технической среде (ЭкоМир-10). - 2020. - С. 90-93. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42656594 (дата обращения 01.02.2022).

13. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2019. - С. 189-206. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39141944 (дата обращения 01.02.2022).

14. Суслов С.Н. Понятие и факторы устойчивого развития организации // Символ науки: международный научный журнал. - 2019. - С. 60-70. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36940684& (дата

обращения 01.02.2022).

15. Урсул А.Д. Глобальные цели устойчивого развития // Национальная безопасность / Nota bene.

- 2015. - С. 683-698. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24362667& (дата обращения 01.02.2022).

16. Ухова Д. Знак неравенства: проблемы неравенства и пути их решения в современной России / Международная конфедерация Оксфам. - 2014. - C. 3. - URL: https://oxfam.ru/upload/iblock/c26/c260 a90fb29a863c00b7e5a6cd68d51c.pdf (дата обращения 01.02.2022).

17. Фертикова Е.П. Институты экологического образования: современное состояние и перспективы развития // Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт. - 2019.

- С. 169-175. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41112687 (дата обращения 01.02.2022).

18. Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте / Официальный интернет-портал Организации Объединенных Наций. - URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/health/ (дата обращения 01.02.2022)

19. Цуркан Н.В., Шведов Д.В. Концепция устойчивого развития на современном этапе развития общества // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. - 2019. - С. 165-170. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39906852 (дата обращения 01.02.2022).

20.Шнайдер О.В. Устойчивое развитие: цель, задачи, условия, концепция // Научный вектор Балкан. - 2019. - С. 98-101. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40413891& (дата обращения 01.02.2022).

21.Ann Florini, Markus Pauli (2018) Collaborative governance for the Sustainable Development Goals / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1002/app5.252 (дата обращения 01.02.2022).

22.Chiara Mio, Silvia Panfilo, Benedetta Blundo (2020) Sustainable development goals and the strategic role of business / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1002/ bse.2568 (дата обращения 01.02.2022).

23.Elkin, S.E., Elkina, O.S., Metelev, S.Y. (2017) Design methods of human development management system // International Journal for Quality Research. - URL: https://doaj.org/article/7eb4fc1cecf549f3ab66e8 4659bcfc59 (дата обращения 01.02.2022).

24.Evropi-Sofia Dalampira, Stefanos A. Nastis (2019) Mapping Sustainable Development Goals: A network analysis framework / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/ doi/10.1002/sd.1964 (дата обращения 01.02.2022).

25.Henrietta L. Moore (2015) Global Prosperity and Sustainable Development Goals / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1002/jid.3114 (дата обращения 01.02.2022).

26.Jari Lyytimäki, Hanna Salo, Robert Lepenies, Leonie Büttner, Jyri Mustajoki (2020) Risks ofproducing and using indicators of sustainable development goals / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1002/sd.2102 (дата обращения 01.02.2022).

27.Kalinina, N.M., Elkin, S.E., Chyzhyk, V.P. (2014) Peculiarities of Russian Federation pension system functioning under current economic conditions: problems and prospects // Actual Problems of Economics. -URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ape_2014_8_32 (дата обращения 01.02.2022).

28.Metelev, S.E., Elkin, S.E., Kalinina, N.M. Formation of scientific views on human development // Actual Problems of Economics. - URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ape_2015_2_9 (дата обращения 01.02.2022).

29.Padmanabhan Seshaiyer, Connie L. McNeely (2020) Challenges and Opportunities from COVID-19 for Global Sustainable Development / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp. nwipa.ru/doi/10.1002/wmh3.380 (дата обращения 01.02.2022).

30.Rachel Emas (2015) The Concept of Sustainable Development: Definition and Defining Principles. Emas, Rachel. (2015). 10.13140/RG.2.2.34980.22404. Published in the United Nations' 2015 Global Sustainable Development Report - URL: https://www.researchgate.net/publication/339003550_The_Concept_of_ Sustainable_Development_Definition_and_Defining_Principles (дата обращения 01.02.2022).

31.Rui-dong Chang, Jian Zuo, Zhen-yu Zhao, Veronica Soebarto, George Zillante, Xiao-long Gan (2017) Approaches for Transitions Towards Sustainable Development: Status Quo and Challenges / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1002/sd.1661 (дата обращения 01.02.2022).

32.Suborna Barua (2019) Financing sustainable development goals: A review ofchallenges and miligation stratehies / Willey Online Library. - URL: https://onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1002/bsd2.94 (дата обращения 01.02.2022).

33.Suriyanarayanan Sarvajayakesavalu (2015) Addressing challenges of developing countries in implementing five priorities for sustainable development goals / Willey Online Library. - URL: https:// esajournals-onlinelibrary-wiley-com.idp.nwipa.ru/doi/10.1890/EHS15-0028.1 (дата обращения 01.02.2022).

Problems and prospects of achieving the un sustainable development goals by Russia

Elkina Olga Sergeevna

Doctor of Economics, Professor,

NWIM RANEPA, St. Petersburg, Russian Federation.

E-mail: elkina-os@ranepa.ru

Elkin Stanislav Evghenievich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, NWIM RANEPA, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: elkin-se@ranepa.ru

Elkin Stanislav Evghenievich

Student,

NWIM RANEPA, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: vsyrchin-17-02@edu.ranepa.ru

Annotation. The study is aimed at substantiating and developing recommendations for promoting the implementation of the concept of sustainable development in the Russian Federation. To achieve this goal, it seems to the authors, it is necessary to identify a range of problematic factors that complicate the implementation of this concept in Russian realities, and to analyze their key parameters from the standpoint of sustainable development policy. The paper uses the methods of comparative analysis to assess the dynamics of changes in the values of statistical indicators, in relation to which the methodological basis of which is the policy of sustainable development. The substantive and legal analysis of the provisions of Russian and international normative legal acts has been carried out. An approach to the systematization of theoretical material on the problem under study based on the analysis of problem areas of sustainable development goals is presented. A set of approaches to defining the essence of sustainable development by analyzing domestic and foreign literary sources is revealed. In this regard, the authors highlighted recommendatory measures that make it possible to increase the effectiveness of advancing towards socio-economic development, which does not imply significant damage to the natural and climatic system. The result of the work was the identification, based on the application of the process approach, of such "problematic" sustainable development goals as "... gaining access to health care and well-being, building a peaceful society and ensuring access to justice, as well as reducing inequality.". Based on the results of a comparative study, the article concludes that, despite certain positive transformational shifts, implying an approach to achieving the Sustainable Development Goals, there are a number of problems in the Russian Federation that require significant attention. At the same time, for example, in European states, the existing difficulties, as the analysis shows, are somewhat less, therefore, in Russian realities, it seems reasonable to increase the degree of effectiveness of state policy and more deeply and fundamentally comprehend this concept, implying a balanced development of economic, social and environmental component.

Keywords: sustainable development goals, development concept, economic system, inequality, welfare of the population

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.