Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самушия К.А., Загородный Г.М.

Решающим, фактором, достижения спортивного результата является конструктивное взаимодействие тренера и врача, формирование единых подходов к рационально обоснованному научно-методическому полифакторному анализу, контролю и учету физической нагрузки и критериев оценки адаптации. Приведены конкретные предложения по коррекции имеющейся системы врачебно-педагогического обеспечения спортивной подготовки.The key determinant in achieving a sports result is the structural interaction between a coach and a doctor, the formation of common approaches to rational scientific and methodological multifactorial analysis, control and accounting of physical activity and criteria for assessing adaptation. Specific solutions for the correction of the existing system of medical and pedagogical support of sports training are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

УДК 61:796

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

К. А. Самушия, канд. мед. наук,

Белорусская медицинская академия последипломного образования;

Г. М. Загородный, канд. мед. наук, доцент,

Республиканский научно-практический центр спорта

Аннотация

Решающим фактором достижения спортивного результата является конструктивное взаимодействие тренера и врача, формирование единых подходов к рационально обоснованному научно-методическому полифакторному анализу, контролю и учету физической нагрузки и критериев оценки адаптации. Приведены конкретные предложения по коррекции имеющейся системы врачебно-педагогического обеспечения спортивной подготовки.

PROBLEMS AND PECULIARITIES OF MEDICAL SUPPORT

IN THE GENERAL SYSTEM OF SPORTSMEN'S PREPARATION

Abstract

The key determinant in achieving a sports result is the structural interaction between a coach and a doctor, the formation of common approaches to rational scientific and methodological multifactorial analysis, control and accounting of physical activity and criteria for assessing adaptation. Specific solutions for the correction of the existing system of medical and pedagogical support of sports training are given.

Современный спорт высших достижений подводит организм спортсмена к предельному, а зачастую и запредельному уровню физических и психических нагрузок. Формирование способности организма оперативно приспособиться к долговременным спортивным нагрузкам различной направленности и интенсивности, приобрести необходимый уровень устойчивой тренированности и показать высокий спортивный результат, зависит от целого комплекса факторов и мероприятий, проводимых тренерским и медицинским персоналом.

В спорте высших достижений подготовка спортсмена всегда включает две главные составляющие - педагогические и медико-биологические программы обеспечения тренировочного процесса. Безусловно, приоритетной является педагогическая уже на том основании, что опре-

деленный спортивный результат может быть достигнут и без участия медицинской службы, но никакие усилия одной медицины не сформируют высокий спортивный результат.

Уровень, конкретная форма и скорость возникновения адаптации к тренировочной нагрузке напрямую зависят от педагогической программы подготовки спортсмена. При субмаксимальном уровне нагрузок и соблюдении дидактических принципов тренировки врачебная помощь требуется только на старте, а также периодического контроля, особенно на этапе формирования спорт-ассоциированной патологии, которая иногда может стать противопоказанием для занятий спортом. Особенно высоки риски в детском спорте, где уровень нагрузок ни в коем случае не должен вызывать спорт-ассоциированную патологию.

С приближением к спорту высших достижений уровень нагрузки неуклонно нарастает и достигает предельных адаптационных значений. Такой уровень нагрузки предопределяет и самый мощный адаптивный ответ организма спортсмена для получения суперкомпенсации и рекордного результата. Он же предопределяет и необходимость медицинского контроля переносимости нагрузок, поскольку приближение к предельному уровню тренировок создает реальную угрозу срыва адаптации и даже жизни спортсмена. Научно доказано, что только многократно повторяемые околопредельные физические нагрузки формируют прирост функциональных возможностей физиологических систем организма, обеспечивающих данную физическую работу. Таким образом, медико-биологический контроль физиологических сдвигов - обязательное условие в правильной организации построения тренировочного процесса [1, 5, 6, 8 и др].

На подготовительном этапе работа врача и тренера приобретает сложный характер, который можно обозначить как проблему медико-педагогического взаимодействия.

С одной стороны, врач медицинским средствами помогает тренеру повысить переносимость нагрузок и реализует искушение тренера увеличить нагрузку и получить еще более высокий результат. Варьируя компонентами физической нагрузки, тренер целенаправленно формирует конкретные возможности организма спортсмена, мобилизует необходимые физиологические процессы энергообеспечения напряженной мышечной деятельности и устойчивость внутренней среды, вызывая необходимую степень и направленность ответных физиологических реакций, тем самым обеспечивая достижение желаемого тренировочного результата [7, 8]. Улучшая переносимость нагрузки, врач зачастую идет на поводу у тренера, на свой страх и риск заводя ситуацию в зону риска для здоровья спортсмена.

С другой стороны, нередко перед врачом стоит задача ограничить или изменить нагрузку и не допустить возникновение патологии и срыв адаптации с длительной спортивной нетрудоспособностью. И такая задача спортивного врача является реальной проблемой, поскольку управ-

ление нагрузкой находится в руках тренера, а ответственность за здоровье и жизнь спортсмена лежит на плечах врача. Это самая частая причина возникновения проблем медико-педагогического взаимодействия.

С третьей стороны, индивидуализация тренировочной нагрузки может быть реализована только тренером, который может не иметь либо времени, либо желания, либо знаний, либо всего вместе для таких подвигов. Гораздо проще потребовать от врача усилить медицинское воздействие на спортсмена, что является прямой дорогой к применению иногда и допинг-препаратов. Логично, что традиционно ответственными за «такой» спортивный результат признаются как тренер, так и врач.

С четвертой стороны, для создания полноценной программы поддержки тренировочного плана доктор должен ее спланировать на основании существующего педагогического плана, созданного тренером на достаточно длительный период. Важной часть такого плана должно быть выделение специального времени на проведение контрольных исследований, в том числе психофизиологических и психосоциальных сторон тренированности. Однако нередко приходится наблюдать отсутствие такого плана или его «экспромтный» характер, что создает большие сложности в планировании как обследований, так и медико-биологической, особенно фармакологической и нутритивной поддержки.

Таким образом, необходимость в медицинском сопровождении спорта появляется с момента, когда:

1. Достижение необходимого спортивного результата крайне затруднительно без определенного увеличения психофизиологических возможностей организма спортсмена. Например, реализация спортивной нагрузки с энергопотерей более 6000 ккал в день почти невозможна без специального медико-биологического сопровождения.

2. Необходимый спортивный результат достижим, но в неприемлемо отдаленном будущем; при этом есть возможность ускорить этот процесс медицинскими средствами и методами. Например, своевременное потенцирование переносимости тренировочной нагрузки позволяет тренеру раньше дать такие нагрузки, которые, не вызывая разрушительных изменений в организме спортсмена, позволяют быстрее получить адаптивный, тренировочный ответ на высокую нагрузку.

3. Психофизиологическая стоимость получаемого результата приводит к значительному нарушению здоровья и ограничению перспектив продолжения спортивной деятельности. Например, медицинское усиление антиокислительных способностей тканей и ускорение элиминации ксенобиотиков позволяет предупредить разрушение тканей и глобально сохранить способность к продолжению спортивной деятельности.

4. Сохранение спортивной работоспособности в течение определенного периода времени требует ускорения и рациональной оптимизации восстановительных мероприятий. Например, обеспечение возможности проведения нескольких стартов или игр в течение дня или нескольких дней требует быстрого восстановления работоспособности до каждого из стартов и сохранения ее длительное время.

5. Возникновение в процессе спортивной деятельности патологических изменений в организме спортсмена требует активного мульти-направленного участия медицинской службы.

Основная же цель спортивно-медицинской службы - способствование достижению максимального спортивного результата за счет предельного сохранения во времени спортивной работоспособности медицинскими методами и средствами.

С точки зрения ответственности за спортивный результат деятельность медицинской службы может влиять на:

- достижение того или иного уровня психофизиологической (функциональной) готовности спортсмена, который является медико-биологической основой, позволяющей тренеру добиться педагогическими методами соответствующего спортивного результата. Роль и ответственность врача - динамический контроль и способствование росту функциональной готовности спортсмена медицинскими средствами;

- отбор и допуск к тренировкам и соревнованиям только тех атлетов, чей уровень функциональной готовности соответствует уровню текущей нагрузки. Роль и ответственность врача - профилактика травматизма и заболеваемости;

- сроки восстановления спортивной трудоспособности после перенесенных заболеваний и травм. Роль и ответственность врача - организация качественных лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.

И тренер, и врач должны работать с одним и тем же понятием механизмов развития и оценки адаптации к физической нагрузке. Конечная цель их усилий едина - конечный спортивный результат. Разница оценочных критериев и подходов, которые они используют, не влияет на сущность процесса адаптации, а только подчеркивает многогранность явления. Это единство точки приложения усилий и должно стать основой для их тесного взаимодействия и взаимоподдержки.

Научно обоснованный мониторинг нагрузок спортсмена является важнейшей составляющей правильного контроля адаптации спортсмена и снижения травматизма. Мониторинг нагрузки спортсмена должен быть только индивидуальным. Не существует единого показателя, который сигнализирует о неправильной адаптации спортсмена к нагрузкам. Поэтому рекомендуется использовать комбинации внешних и внутренних показателей, важных и специфических для каждого вида спорта в отдельности. Субъективные показатели нагрузки весьма важны. Стресс неспортивного характера, утомление, физическое восстановление, общее самочувствие, спортивная форма - показатели, чувствительные к постоянным и тяжелым тренировкам.

Нагрузка - это необособленная переменная, поэтому ее необходимо рассматривать в совокупности с другими смежными показателями как спортивный и медицинский анамнезы, физиологические, психологические, биохимические, иммунологические, генетические факторы, окру-

жающая среда, возраст, пол спортсмена. Особое внимание следует уделить мониторингу «острой» и постоянных нагрузок, коэффициенту постоянной нагрузки у каждого спортсмена в отдельности.

Высокие спортивные нагрузки могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на риск появления травм. Критическими факторами являются частота получения нагрузки в сочетании с внутренними факторами риска.

Малые скачки в объеме тренировочной нагрузки более благоприятно воздействуют на спортсменов, чем большие. Данные, полученные опытным путем, доказывают, что высокая постоянная нагрузка и ее быстрое повышение в объеме, который спортсмен может усвоить, могут способствовать профилактике травм в некоторых видах спорта.

Нагрузку всегда необходимо рассчитывать индивидуально, так как спортсмены значительно различаются между собой по таким показателям, как время реакции на нагрузку, характер адаптации, скорость восстановления и другие. Систематический мониторинг состояния спортсменов позволяет обеспечить распределение нагрузок на необходимом уровне с целью максимального повышения спортивных результатов и минимизации риска появления травм и заболеваний.

Компетентность, уверенность, взаимосвязь и характер - это достоинства спортсмена, которые должен использовать тренер в тренерской работе. Обязанностью тренера является создание позитивной атмосферы на тренировке и соревнованиях и установление взаимоотношений между спортсменами, которые направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей и повышение результативности, личностное развитие. Проведение многочисленных позитивных мероприятий, направленных на укрепление взаимопомощи и развитие достоинств спортсменов, оказывают длительный положительный эффект на результативность и спортивную деятельность.

Главным в работе тренера является обучение специфическим навыкам определенного вида спорта, ее эффективность также связана со способностью устанавливать, развивать отношения с другими и учиться на своих ошибках. Поэтому тренер должен применять комбинацию из профессиональных (специфических, касающихся определенного вида спорта), межличностных (отношения со спортсменами, родителями и местным сообществом) и внутриличностных (рефлексия и самоанализ) знаний.

Проблема медико-педагогического взаимодействия сегодня не только не снижает свою остроту, но и является, на наш взгляд, существенным фактором, ограничивающим результативность тренировочного процесса. Причиной такого рассогласования кроется и в качестве подготовки врача и тренера.

Существующее сегодня медицинское обеспечение спорта высших достижений в нашей стране имеет следующие особенности:

1. Полная доступность медицинской помощи в лечении травм и заболеваний, в том числе доступность медицинского этапа реабилитации.

2. Недостаточное число врачей-специалистов, знакомых со спорт-ассоциированной патологией, особенностями оценки гомеостаза у спортсменов.

3. Большая разница с «неспортивным» населением в экспертизе нетрудоспособности. Обычная длительность и протоколы лечения зачастую не устраивают как спортсменов, так и тренеров.

4. Ограниченность реальной базы спортивной реабилитации, подготовленных реабилитологов. Проблема практической реализации поэтапной педагогической части реабилитационных программ при малочисленности тренеров по общей физической подготовке, кинезотерапевтов.

5. Неограниченная доступность фармакологических препаратов, БАДов и спортивного питания.

6. Проблемное питание спортсменов вследствие нерационально сформированных пищевых привычек спортсменов, особенностей менталитета, препятствующих самостоятельному питанию спортсмена с соблюдением индивидуальной диеты; отсутствия спортивных диетологов в учреждениях спортивного питания спортивных баз.

7. Недостаточно регламентированый «полевой» контроль в рамках выполнения ВПН.

8. Наличие проблем в системе отбора талантливых детей (когда подбирается не спорт для ребенка, а ребенок для спорта).

Кроме этих глобальных проблем, надо выделить и не менее важные научно-организационные и правовые проблемы повышения эффективности медицинского обеспечения:

1. Отсутствие юридически закрепленных компетенций, ответственности и технологий взаимодействия врача и тренера в формировании психофизиологической готовности спортсмена.

2. Отсутствие четких и согласованных критериев оценки медицинского обеспечения спорта высших достижений и механизмов их регуляции госорганами и нанимателями.

3. Неопределенность должностных обязанностей и полномочий тренера-врача команды в рамках задачи усиления и сохранения спортивной работоспособности.

Медицинская служба, так или иначе, всегда реагирует на педагогические решения тренера, зачастую не имея возможности участия в их формировании. Отсюда закономерное отношение к спортивным врачам только как к помощникам тренеров, с соответствующим ранжированием их отношений и полномочий. При этом, ответственность за конечный спортивный результат несут и тренер, и врач команды. В связи с этим, не снимая коллективной ответственности за конечный спортивный результат, считаем необходимым разделить педагогическую и медицинскую ответственность за его достижение.

Эффективность медицинского обеспечения спорта в целом может быть описана следующими критериями:

1. Оптимальное усиление и сохранение спортивной работоспособности разрешенными соответствующими возрасту медицинскими средствами и методами.

2. Уменьшение сроков временной утраты спортивной работоспособности спортсменов.

Соответствие показателей квалификационным требованиям позволит поставить врачей спортивной медицины в те же условия, что и любые другие врачи специалисты, с возможностью фиксировать медицинские параметры своей деятельности и составлять по ним отчет о проделанной работе, безотносительно к итоговым спортивным результатам.

В этом случае появляется возможность:

- сформировать технологию содружественного (независимого), а не вертикального (зависимого) взаимодействия врача и тренера при выработке и индивидуализации тренировочных программ;

- вычленить и объективизировать собственно медицинскую составляющую спортивного результата и ответственность за нее;

- акцентировать внимание врача и тренера на необходимости, уровне и способах (в первую очередь педагогических) достижения конкретного уровня функциональной готовности к планируемому спортивному результату;

- устранить педагогический волюнтаризм, научно обосновать и разработать критерии оценки уровня функциональной готовности к соревнованиям в различных видах спорта, являющиеся основой для принятия решения как тренера, так и врача;

- разработать протоколы формирования и оценки функциональной готовности по видам спорта, обязательные к исполнению и врачами и тренерами;

- научно обосновать и разработать критерии оценки деятельности спортивного врача, привязанные к выполнению обязательных протоколов формирования функциональной готовности спортсменов по видам спорта;

- подготовить образовательные программы для подготовки и повышения квалификации спортивных врачей на основе разработанных протоколов.

В целях совершенствования научно-методического и медицинского обеспечения подготовки спортсменов национальных и сборных команд Республики Беларусь государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр спорта» разработаны стратегии развития спортивной медицины, которые были опубликованы в международном научно-теоретическом журнале «Прикладная спортивная наука» и открыты для обсуждения всеми заинтересованными [11].

Таким образом, осознание и признание существующих проблем и особенностей в медицинском обеспечении отечественного спорта как фактора, снижающего эффективность подготовки спортсменов, позволит нацелить научные, финансовые и организационно-методические усилия на их корректировку и преодоление.

Список использованных источников

1. О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 15.01.2014. - № 2/2123

2. Лубышева, Л. И. Современный спорт : проблемы и решения / Л. И. Лубышева // Человек. Спорт. Медицина. 2014. № 1. - Режим доступа: https: // cyberleninka.ru / article / n/sovremennyy-sport-problemy-i-resheniya. - Дата доступа: 04.03.2019.

3. О внесении изменения в постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 января 2017 г. № 2/6 [Электронный ресурс]: постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь и Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 9 августа 2017 г. № 24/81 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 25.08.2017. - № 8/32358.

4. Спортивная медицина. Национальное руководство / под ред. С. П. Миронова, Б. А. Поляева, Г. А. Макаровой. - Гэотар-Медиа, 2013. -596 с.

5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2016. - 495 с.

6. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

7. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2016. - 495 с.

8. Коррекция функционального состояния спортсменов суммированным индексом оперативного контроля / В. А. Таймазов [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. - 2012. - № 4. - С. 203-208.

9. Фудин, Н. А. Системный подход к оценке функциональной подготовленности спортсменов / Н. А. Фудин // Комплексное сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов: итоговый сборник Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М. : ФНЦ ВНИИФК, 2013. - С. 43-56.

10. Фудин, Н. А. Медико-биологические технологии при подготовке спортсменов высшей квалификации (краткий обзор литературы) / Н. А. Фудин, С. В. Чернышев, С. Я. Классина // Вестник новых медицинских технологий. - 2016. - Т. 23, № 2. - С. 206-213.

11. Загородный, Г. М. О совершенствовании научно-методического и медицинского обеспечения подготовки спортсменов национальных и сборных команд Республики Беларусь / Г. М. Загородный // Прикладная спортивная наука. - 2018. - № 1 (7). - С. 92-98.

25.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.