и стратегии инновационного развития здравоохранения, а также формированием новой инновационной организационно-экономической модели отрасли.
Литература
1. Большой экономический словарь [под ред. А.Н. Азри-ляна]. 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.
2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. -М.: Аланс, 1995. - 224 с.
3. Кадыров Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений: Трудовые показатели. Производственная деятельность. Финансовое состояние. Составление смет. - М.: Междун. центр фин.-эконом. развития, 1999. - 198 с.
4. Карпов А.Е. Регламент системы бюджетирования. Кн. 2. - М.: Результат и качество, 2005. - 464 с.
5. Кораблев В.Н. Проблемы и перспективы инновационного развития здравоохранения Хабаровского края // Современные факторы формирования здоровья, методы оценки и прогнозирования общественного здоровья на территории Дальневосточного региона: мат-лы науч.-практ. конф. с междун. участием, посвящ. 70-летию Хабаровского края, 10-11 июня 2008 г. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2008. - С. 86-89.
6. Кораблев В. Н. Использование инновационных технологий управления для повышения эффективности здравоохранения региона. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2009. - 199 с.
7. Красовский Ю. Д. Организационное развитие: учеб. пос. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 472 с.
8. Основы инноватики [под ред. Н.З. Султанова]. -Оренбург: ОГУ, 2000. - 172 с.
9. Основы инновационного менеджмента [под ред. П.Н. Завлина]. - М.: Инфра-М., 2002. - 678 с.
10. Шайбакова Л.Ф., Лебедев Ю.А. Инновационный процесс в регионе (организационно-экономический аспект). - Екатеринбург, 1995. - 256 с.
11. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу: утверждены Указом Президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576 // http://www.mon.gov.ru.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (с изм. от 23.12.2004 г.).
13. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 615 с.
14. Экономическая теория: учеб. для вузов [под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича]. - СПб.: СПбГУЭФ; Интер Паблишинг, 1997. - 480 с.
Координаты для связи с автором: Кораблев Владимир Николаевич — доктор мед. наук, канд. эконом. наук, профессор, зав. кафедрой организации и управления сестринским делом ДВГМУ, тел.: 8-914-197-20-83.
□□□
УДК 614.29
Н.Н. Щукин1, О.Г. Хмелевская1, Н.А. Капитоненко2
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю»1, 680000, ул. Фрунзе, 67, тел.: 8-(4212)-32-53-94, e-mail: [email protected]; Дальневосточный государственный медицинский университет2, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, e-mail: [email protected], г. Хабаровск
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является одним из основных направлений комплекса реабилитационных мероприятий. В настоящее время созданы современные модели технических средств реабилитации (TCP), существенно увеличился их ассортимент (С.Н. Пузин, 2008).
Анализ практики свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы обеспечения инвалидов TCP (С.Н. Пузин, 2008). Федеральным законодательством не определен механизм индивидуального подбора средств реабилитации с учетом потребностей инвалида, что влияет на своевременность и эффективность
реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации.
Нуждаются в совершенствовании механизмы взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы с региональными отделениями Фонда социального страхования по вопросам предоставления инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг (С.Н. Пузин, 2008). Тесное сотрудничество Главного бюро с Фондом социального страхования приводит к сокращению срока от выявления нуждаемости в TCP до обеспечения ими (Ю.И. Захарченко, 2009). Активизация работы бюро медико-социальной экспертизы по составле-
нию индивидуальных программ реабилитации для обеспечения техническими средствами реабилитации снизит социальную напряженность (С. С. Меметов, 2009).
Решение на региональном уровне вышеперечисленных задач позволит своевременно и качественно обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации, что повысит эффективность комплексной реабилитации инвалидов в крае.
Материалы и методы
Материалами служили аналитические материалы учреждения медико-социальной экспертизы, письма Фонда социального страхования, локальные акты учреждения, методические материалы, формы статистической отчетности, информация электронного банка данных. Проводились аналитические и статистические методы исследования.
Результаты и обсуждение
В 2005 г. филиалами края разработано 21 597 программ реабилитации, процент охвата инвалидов разработанными ИПР составил 64,7. В последующие годы отмечается рост как абсолютного числа сформированных программ, так и процента охвата инвалидов: в 2006 г. — 96,7%, а с 2007 г. — 100%. В 2008 г. разработано 37 994 ИПР.
Проведен анализ обращений специалистов Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ХРО ФСС) по различным вопросам, касающимся разработки ИПР при определении нуждаемости в технических средствах реабилитации. В 2008 г. количество обращений ХРО ФСС в сравнении с 2007 г. увеличилось в 2 раза. Основными причинами обращений явились: неправильная формулировка функционально-технических характеристик TCP, отсутствие типоразмеров изделий, рекомендация видов (типов) TCP без учета медицинских показаний и противопоказаний, нарушение нормативов обеспечения средствами, дефекты
Резюме
Всем гражданам, признанным инвалидами, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). Одним из основных разделов ИПР являются технические средства реабилитации (TCP). Действующее законодательство определяет общие подходы рекомендаций по TCP, без учета индивидуальных особенностей инвалида, что затрудняет обеспечение их изделиями. Учреждением медико-социальной экспертизы совместно с Фондом социального страхования разработан и внедрен ряд мероприятий, позволивших улучшить организацию обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Ключевые слова: медико-социальная экспертиза, индивидуальная программа реабилитации инвалида, технические средства реабилитации.
N.N. Shchukin, O.G. Khmelevskaya, N.A. Kapitonenko
PROBLEMS AND THEIR RESOLUTIONS IN ORGANIZING PROVISION OF DISABLED
WITH TECHNICAL MEANS OF REHABILITATION IN THE KHABAROVSK REGION
Federal state institution «Main bureau of medical and social examination in Khabarovsk region»;
Far eastern state medical university, Khabarovsk
Summary
For every person, determined as a person with disability, there is individually developed rehabilitation program (IRP). One of its main parts is technical means of rehabilitation. Current legislation defines general approaches of recommendations on IRP without taking into consideration individual features of disabled making it difficult to provide them with technical means of rehabilitation. The Agency of social and medical examination, together with the Fund of social insurance, worked out and introduced various activities, allowing improvement of disabled provision with technical means of rehabilitation.
Key words: medical and social examination, individual rehabilitation program for disabled, technical means of rehabilitation.
оформления ИПР. Для оптимизации работы по данному направлению в четвертом квартале 2008 г. был предпринят ряд организационных мер. Вопросы обеспечения инвалидов TCP обсуждены на совместном совещании специалистов Главного бюро и ХРО ФСС, на заседании Координационного совета ХРО ФСС, в составе которого представители Главного бюро, разработаны методические материалы по техническим средствам реабилитации инвалидов для использования в работе специалистами учреждения медико-социальной экспертизы.
Позитивным моментом вышеперечисленных мероприятий явилось увеличение числа рекомендаций на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. За 6 мес. 2009 г. филиалами учреждения разработано 17 518 индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в которые включены 13 473 рекомендации на обеспечение различными видами технических средств
Количество рекомендаций по основным видам TCP
Виды рекомендаций 6 мес. 2008 г. 6 мес. 2009 г. % прироста
Сигнализаторы звука световые и вибрационные 46 290 + 530
Телевизоры с телетекстом 70 285 + 307
Трости, костыли, опоры, поручни 2193 5841 + 166
Противопролежневые матрацы и подушки 72 184 + 156
Ортезы 320 832 + 160
Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения 163 359 + 120
Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом 140 306 + 119
Кресло-стул с санитарным оснащением 197 416 + 111
Протезы 396 810 + 105
Эндопротезы 236 451 + 91
Ортопедическая обувь 667 1207 + 81
Абсорбирующее белье 527 874 + 66
Кресло-коляски (всего), из них с электроприводом 379 3 607 8 + 60
Слуховые аппараты 319 398 + 25
Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов 11 28 -
Специальная одежда 15 122 -
реабилитации в соответствии с федеральным перечнем (за 6 мес. 2008 г. — 6005 рекомендаций). Данные по основным видам технических средств реабилитации приведены в таблице.
Несмотря на рост в 2,2 раза числа рекомендаций на обеспечение инвалидов TCP, в 2009 г. оставались проблемы, возникающие на этапе формирования и реализации индивидуальных программ реабилитации.
1. Отсутствие утвержденных критериев определения показаний для назначения технических средств реабилитации, регламентов внесения записей в ИПР в части полноты и конкретности медико-технических характеристик средств реабилитации.
2. Отсутствие порядка и механизма индивидуального подбора технических средств реабилитации, обучения пользования ими.
3. Отсутствие в крае демонстрационных залов для ознакомления инвалидов и специалистов бюро МСЭ с видами и функциональными характеристиками TCP. Филиалы ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю», как и главные бюро других регионов, не имеют коллекции изделий, помещений для организации работы демонстрационных залов.
4. В Дальневосточном федеральном округе нет учреждений реабилитационной индустрии, осуществляющих выпуск технических средств реабилитации.
В целях решения вышеуказанных проблем, руководство Главного бюро обращалось в ХРО ФСС РФ с инициативой о создании демонстрационного зала. Вопросы отработки индивидуальных подходов к оформлению ИПР при определении нуждаемости в технических средствах реабилитации, причин роста числа рекомендаций на обеспечение TCP обсуждались совместно Главным бюро и ХРО ФСС. В результате для специалистов филиалов учреждения разработаны инструктивные письма, методические рекомендации, даны медико-технические характеристики, регламентирующие применение инвалидами технических средств реабилитации.
Итогом совместной работы Главного бюро и ХРО ФСС в период с IV квартала 2008 г. явилось то, что, несмотря рост в 2,2 раза в 2009 г. числа рекомендованных инвалидам TCP, количество обращений, претензий филиалов ХРО ФСС по вопросам формирования специалистами бюро медико-социальной экспертизы индивидуальных программ реабилитации снизилось за 9 мес. 2009 г. в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Выводы
1. Проведенная совместная работа Главного бюро медико-социальной экспертизы и ХРО ФСС показала положительные результаты в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации: снизилось количество обращений-претензий по данному вопросу в Главное бюро медико-социальной экспертизы, появилась возможность закупок технических средств Фондом социального страхования с учетом индивидуальных потребностей инвалидов, сократились сроки предоставления инвалидам TCP, повысилась эффективность реализации полного комплекса реабилитационных мероприятий.
2. Пример взаимодействия с ХРО ФСС показал, что реализация индивидуальных программ реабилитации в учреждениях разной ведомственной принадлежности невозможна без их тесного взаимодействия, обеспечения системного подхода. Назрела необходимость в создании законодательной нормативной базы по комплексной системе реабилитации инвалидов Хабаровского края.
Литература
1. Захарченко Ю.И., Чичерина Т. А., Терещенко Т.В. Пути совершенствования системы реабилитации на региональном уровне // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2009. - № 2. - С. 13-17.
2. Меметов С.С. Потребность инвалидов в обеспечении техническими средствами реабилитации и пути совершенствования данного направления реабилитационного процесса на современном этапе // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2009. - № 2. - С. 27-30.
3. Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Дымочка М.А. Современное состояние медико-социальной реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2008. - № 2. - С. 3-4.
4. Пузин С.Н. Принципы реабилитации инвалидов в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2008. - № 3. - С. 3-4.
Координаты для связи с авторами: Щукин Николай Николаевич — руководитель ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю», тел.: 8-(4212)-32-53-94, e-mail: [email protected]; Хме-левская Оксана Геннадьевна — зам. руководителя ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю», e-mail: [email protected]; Капито-ненко Николай Алексеевич — проректор ДВГМУ, доктор мед. наук, е-mail: [email protected].
□□□