EDN: GZDYYT
И.А. Сумин - аспирант, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС), Москва, Россия, igsumin@gmail.com,
I.A. Sumin - postgraduate student, Russian state academy of intellectual property (RGIIS), Moscow, Russia.
ПРОБЛЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ PROBLEMS AND ECONOMIC CONSEQUENCES OF VIOLATION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN MODERN MEDIA
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем и экономических последствий нарушения интеллектуальной собственности в новых медиа и СМИ. Анализируются проблемы и последствия, связанные как с использованием чужого материала (интеллектуальной собственности), так и выявлением фактов использования собственного уникального контента в других источниках. Выявляются основные тенденции, происходящие в современном пространстве экономических коммуникаций, и подчеркивается высокая роль СМИ в них. Отмечается, что любые случаи неправомерного использования интеллектуальной собственности приводят к экономическим последствиям, выраженным в потерях или убытках, понесенных правообладателем, возникающих на фоне системы рисков (репутационные, риски конкурентоспособности, потери доходов по рекламе, утраты подписок или просмотров). Выделяется необходимость применения всего комплекса механизмов предупреждения экономических последствий, которые включают в себя внесудебные и судебные способы защиты. Определяются современные модели коммерциализации интеллектуальной собственности, позволяющие современным СМИ публиковать уникальный контент для собственной аудитории читателей и одновременно предупреждать риски и экономическое последствия нарушения интеллектуальной собственности.
Abstract. The article is devoted to the study of the problems and economic consequences of violation of intellectual property in new media and mass media. The problems and consequences associated with both the use of someone else's material (intellectual property) and the identification of facts of use of one's own unique content in other sources are analyzed. The main trends occurring in the modern space of economic communications are identified, and the high role of the media in them is emphasized. It is noted that any cases of misuse of intellectual property lead to economic consequences, expressed in losses or damages incurred by the copyright holder, arising against the background of a system of risks (reputational, competitiveness risks, loss of advertising revenue, loss of subscriptions or views). The need to use the entire complex of mechanisms to prevent economic consequences, which include extrajudicial and judicial methods of protection, is highlighted. Modern models of commercialization of intellectual property are determined, allowing modern media to publish unique content for their own audience of readers and at the same time prevent the risks and economic consequences of intellectual property violations.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, СМИ, новые медиа, контент, пиратство, товарные знаки, платный контент, подписки, модели коммерциализации, монетизация СМИ, реклама в СМИ, экономические последствия, экономический ущерб.
Keywords: intellectual property, media, new media, content, piracy, trademarks, paid content, subscriptions, commercialization models, media monetization, media advertising, economic consequences, economic damage.
Развитие цифровых технологий оказывает комплексное влияние на состояние современной экономики, определяя множество направлений-перспектив функционирования и предоставляя значительные возможности в организации трансформационных преобразований, ведущих к повышению эффективности. Вместе с тем, с появлением цифровых технологий и, как итог, новых сервисов, социальных сетей, интернет-СМИ и др., проявилось множество этико-правовых и экономических проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, которые обусловлены неправомерным применением объектов интеллектуальной собственности в деятельности современных масс-медиа. Актуальность данная проблема приобретает и ввиду того, что последние инновации, основанные на искусственном интеллекте и его алгоритмах, определили доступность неэтичного применения цифровых технологий в деятельности новых медиа и СМИ (ложная информация, отредактированные фотографии и др.). Кроме того, отметим, что в современных научных исследованиях тема интеллектуальной собственности, вопросов её защиты, а также нарушения прав раскрывается в большинстве своем с позиции норм права. Экономические последствия и вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности при этом остаются в целом малоизученными, что не позволяет вырабатывать общеприменительные практики защиты от экономических последствий нарушения прав на интеллектуальную собственность.
Как итог, все перечисленное подчеркивает необходимость рассмотрения проблем и экономических последствий нарушения интеллектуальной собственности в современных СМИ. Значимой задачей в этой связи становится задача определения наиболее актуальных и противоречивых тенденций в сфере нарушения прав интеллектуальной собственности в новых медиа и СМИ с выделением их влияния на экономическую безопасность и коммерческие возможности субъекта-правообладателя.
Цель исследования - охарактеризовать проблемы и экономические последствия нарушения интеллектуальной собственности в современных СМИ.
С развитием интернета и ростом количества пользователей в сети вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретали все более острый и значимый характер. Учитывая популяризацию новых медиа и СМИ, значительно превосходящих по уровню гибкости и общим возможностям традиционные, ведущее значение начинает приобретать проблема этики их деятельности, отчасти граничащая с защитой прав на интеллектуальную собственность. Как пишут Д.А. Прусакова и В.Л. Иньков, на смену традиционным СМИ приходит цифровая реальность, отличающаяся высокой скоростью публикаций, включенностью в интернет-пространство и мир технологий, в котором информация становится главной ценностью. Авторы отмечают, что современные СМИ занимают центральную роль в общественных отношениях, работая с информацией из различных источников, связанных с властью, наукой, бизнесом и обществом [9]. Соглашаясь с позицией авторов, отметим, что подобное положение СМИ предоставляет возможность последним оказывать прямое воздействие на массы, популяризировать или продвигать частные интересы, а также фокусироваться на определенной новостной повестке, принимая во внимание коммерческий интерес (негативная и неэтичная сторона деятельности). Нередко подобные проявления связываются с финансированием «теневой» деятельности, неправомерной рекламой или прямыми репутационными рисками компаний, против которых разворачивается политика конкретного СМИ.
И.Н. Демина, анализируя современные вызовы, стоящие перед экономической массовой коммуникацией, определяет, что рост значимости информации в экономике определяет повышенные риски экономического воздействия деятельности новых медиа и СМИ на отдельных субъектов экономических отношений. В качестве примера негативных проявлений автор приводит появление сегментов «производителей» информации, которые способны оказывать прямое влияние на поведение экономических агентов, функционирование экономической сферы в целом или её отдельные сегменты [3]. Отметим, что возрастающая роль сетевой экономики и коммуникаций определяет разворачивающуюся конкурентную борьбу между различными представителями новых медиа и СМИ. Достаточно ярко данная тенденция описывается в работе Е.А. Барановой и Д.Д. Андриановой, которые подчеркивают существование конкуренции между ежедневными СМИ и современными Telegram-каналами, демонстрирующими новостную направленность. Основной контур конкурентной борьбы в данном случае разворачивается на уровне рынка деловой информации, инсайдов, тенденций, изменений или актуальных новостей из мира экономики (или сопряженных с ней сфер) [1]. Конкуренция в пространстве новых медиа и СМИ в основном разворачивается на уровне концентрации целевой аудитории читателей, что предполагает сегментирование читателей и работу с конкретными интересами; как итог, новостные каналы, группы или чаты в социальных сетях обладают преимуществом в накоплении аудитории, гармонично встраиваясь в пространство человеческих коммуникаций. И именно новые медиа и СМИ в социальных сетях становятся наиболее проблемным с точки зрения интеллектуальных прав объектом, поскольку не всегда определяются как СМИ, имеют официальную регистрацию и т. д.
Тем не менее, становление сетевой экономики, в которой основная направленность производительной силы общества выстраивается с упором на коммуникацию, является позитивным фактором, что, впрочем, не исключает деструктивных проявлений в новых медиа и СМИ, ярким примером которых является нарушение прав на интеллектуальную собственность.
Интеллектуальная собственность в сети Интернет в целом подвержена повышенным рискам, о чем пишут Н.Б. Ельчанинова [5]; А.В. Дмитриева [4]; Т.К. Чернышева, В.С. Новикова [11]; и многие другие авторы. Несовершенство отечественного законодательства в регулировании интеллектуальной собственности в пространстве медиа коммуникаций определяет дополнительные экономические риски, связанные с интеллектуальной собственностью. Учитывая высокое значение интеллектуальной собственности в контексте развития отечественной экономики и инноваций, защита интеллектуальных прав по мнению И.М. Ширяева и соавторов требует особого внимания [12].
В вопросах сугубо экономического характера выделим исследование Н.П. Григорьева и А.П. Забайкало-ва, которые указывают на высокую роль интеллектуальной собственности в стимулировании и развитии института инноваций. Интеллектуальная собственность по мнению авторов является фактором экономического роста [2]. V. Nikolova-Minkova считает, что интеллектуальная собственность, будучи стратегическим активом для любой компании, нуждается в эффективном управлении, в отсутствие которого возникают непредвиденные экономические потрясения. Управление безопасностью интеллектуальной собственности и издержками, связанными с ней, также является задачей современных компаний [15]. Shulpin I. выделяет, что нарушение интеллектуальной собственности приводит к такому риску экономического характера, как упущенная выгода, вызывающему неопределенный по размерам экономический ущерб [16]. Khaustov V. верно замечает, что проблемы интеллектуальной собственности выходят за рамки экономических последствий, поскольку обладают более глубинным влиянием, связанным с рисками контрафакции, фальсификации, плагиата, пиратства, подделки товарных знаков и применения незаконно полученных объектов интеллектуального права в коммерческих целях, нанося ущерб правообладателю [13]. Несмотря на широчайший характер проблем интеллектуальной собственности, многие из них сводятся к прямым экономическим потерям (убыткам), о чем пишут S. Nagy, M.M. Tkachov, P. Pererva [14]. Нельзя не согласиться с позицией авторов; однако отметим, что не менее значимой категорией становится точное определение убытков, поскольку в ряде случаев объектом интеллектуальной собственности выступает информация, контент, репутация, неосязаемые активы, оценка которых отчасти затруднена.
Соответствующим образом, нарушение интеллектуальной собственности способно негативно сказаться на темпах экономического роста, привести к отрицательным последствиям, выраженным в утрате конкурентоспособности, потери интереса потребителей к продукции и др. В деятельности СМИ данные факторы раскрываются на уровне репутации СМИ, спроса на информацию, размещаемую в СМИ, готовности рекламодателей к сотрудничеству и др. факторов экономического характера. СМИ в условиях открытой публикации информации и взаимодействия с множеством источников сталкиваются с проблемами достоверности данных, реального соответствия информации. На фоне перечисленных проблем в деятельности СМИ возникает противоречие между необходимость оперативно работать с новостной информацией (в попытках завоевать дополнительных читателей) и проверкой её достоверности. В результате, возникают репутационные риски, за которыми следуют множественные экономические последствия.
Особенно актуальной данная проблема видится в реалиях СМИ, действующих в социальных сетях, где, зачастую, информация, в том числе принадлежащая к объектам интеллектуального права, быстро распространяется по многим сообществам, группам, общим и личным чатам, что определяет повышенные риски передачи недостоверных сведений, объектов интеллектуального права без указания источника или правообладателя.
Актуальным также остается вопрос выявления наиболее распространенных проблем в деятельности новых медиа и СМИ, которые приводят к нарушению интеллектуальной собственности. Среди таких проблем необходимо выделить:
- применение авторского контента без указания автора / наличия разрешений с его стороны; при этом возникает объективный вопрос, связанный с поиском первоисточника информации, подтверждением авторства конкретного лица и отношением контента (информации, дизайна, видеоролика, изображения и др.) к объекту интеллектуальной собственности;
- применение товарных знаков на незаконных основаниях; данная проблема раскрывается на уровне использования товарных знаков в рекламе, их размещения в новостях для привлечения внимания, что создает высокие риски репутационного характера, определяет потенциальные потери для правообладателя товарного знака. Применение товарного знака или торговой марки компании в рекламе в СМИ связано с отсутствием её полноценного регулирования. И хотя, согласно актуальным правкам в отечественное законодательство о рекламе, любая информация рекламного характера в интернете подлежит маркировке, маркировка присутствует далеко не на всех публикациях и рекламных сообщениях, что также создает риски неправомерного применения товарных знаков;
- мошенничество от чужого имени или намеренная порча репутации; в отдельных сообществах, в том числе новостных, способны продвигаться сообщения, имеющие недобросовестный и неподтвержденный посыл, связанный с распространением заведомо ложной информации, в том числе порочащей (также вызывает репута-ционные риски);
- влияние на конкуренцию, в том числе путем продвижения недостоверных сведений; предполагает некорректное, необоснованное сравнение компаний, составление непрозрачных рейтингов или продвижение с применением ложных данных.
Как можно заметить, ввиду ориентированности СМИ на информацию, любые нарушения интеллектуальной собственности связываются с информацией, контентом или конкретными точными сведениями, обладающими ценностью для бизнеса и оказывающими воздействие на хозяйственные процессы. Яркими примерами нарушения интеллектуальной собственности, принадлежащей СМИ, выступают:
1) повторная публикация информации (уникальной) в другом СМИ без указания ссылки на первоисточник (в том числе прямой плагиат, пиратство);
2) преобразование информации и её публикация в измененном виде (с сохранением идеи, первоначального посыла другого СМИ);
3) копирование уникального контента и его распространение по другим каналам коммуникации.
Отметим, что основные проявления нарушения интеллектуальных прав в деятельности новых медиа и
СМИ сгруппированы нами на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные проявления нарушения интеллектуальных прав в деятельности новых медиа и СМИ (составлено автором)
Вне зависимости от рассматриваемых проявлений, экономические последствия нарушения интеллектуальной собственности связаны с наносимым экономическим ущербом, который раскрывается на уровне:
1) рисков репутации правообладателя;
2) рисков недобросовестной конкуренции;
3) рисков потери доходов по рекламе;
4) рисков утраты подписок и просмотров;
При этом, нарушается интеллектуальная собственность с позиции применения товарных знаков, чужого контента, введения в заблуждение, а также проявлений мошенничества. Каждый из названных рисков определяет возникновение убытков компании, приводя к недополучению прибыли.
Так, отметим, что СМИ, работающие с уникальным и контентом и выступающие производителями этого контента нуждаются в проработке специализированных механизмов защиты интеллектуальной собственности, с фокусом на экономические последствия и снижение наносимого экономического ущерба. Наиболее распространёнными практиками защиты интеллектуальной собственности при размещении контента со стороны СМИ становятся:
Во-первых, заключение письменных соглашений на применение товарных знаков, о чем пишут В.В. Филатов и соавторы, определяя, что во избежание рисков ответственности необходимо устанавливать контакт с правообладателями перед размещением материалов с товарными знаками [10]. Более того, применение письменных соглашений достаточно эффективно и с точки зрения размещения уникального контента, авторских статей, фото-
графий, и т. д., что обеспечивает снижение вероятности экономических потерь по судебным тяжбам.
Во-вторых, соотношение доменных имен с информацией правообладателя, что по мнению Т. А. Ионовой определяет размещение информации от достоверных источников [6]. Например, в случае поступления запроса от рекламодателей, СМИ необходимо точно проверять информацию рекламного характера на предмет этичности, корректности и соответствия законодательным нормам.
В-третьих, прямое вознаграждение авторов уникального контента на договорных основах, на что указывает Т.Е. Орлова [8]. При использовании уникального контента, СМИ необходимо устанавливать договорные отношения с авторами, оплачивая возможность использовать уникальный контент в собственной деятельности (по аналогии с роялти).
Помимо перечисленных способов, СМИ необходимо защищать собственный креативный контент, что предполагает: размещение на странице с контентом знака правообладания, информации о правообладателе, о возможных способах использования контента (с указанием ссылки на первоисточник, с письменного согласия и др.) и т. д. По мнению Е.И. Кунина важным инструментом защиты интеллектуальных прав являются внесудебные способы защиты интеллектуальных прав, предполагающие предупреждение проблем (ранее перечисленные способы) с постоянным отслеживанием неправомерного использования интеллектуальной собственности [7]. Любая из перечисленных практик (или их конфигураций) становится прямым способом сокращения экономических потерь и предупреждения экономических последствий применения интеллектуальной собственности.
Более того, достаточно примечательной в контексте коммерциализации деятельности СМИ и защиты интеллектуальной собственности, перехода к монетизации контента и увеличению экономического эффекта от деятельности видим задачу по внедрению специальных моделей деятельности. Среди таких моделей необходимо рассматривать:
- модель лицензирования, которая предполагает заключение многосторонних партнерских отношений, установление сотрудничества с правообладателями и использование материала на законных основаниях; аналогичным образом участники соглашений способны влиять на недобросовестных игроков, совместно применяя способы внесудебного и судебного влияния, расширяя потенциально доступные ресурсы для защиты интеллектуальной собственности и её эффективной коммерциализации;
- модель постоянного контроля, в рамках которой СМИ осуществляет постоянную работу с авторскими правами и уникальным контентом, отслеживая нарушения прав на интеллектуальную собственность, соответствующим образом предупреждая экономические последствия;
- модель закрытого сервиса, что, как правило, применимо в контексте ресурсов со специфической узкой тематической направленностью, где публикуется уникальный материал. Покупатели подписки на сервис получают дополнительную возможность в потреблении контента высокого качества и за утечкой контента в открытый доступ происходит особый контроль;
- модель расширенного функционала, в рамках которой по подписке читателям становится доступным больше материалов, чем без подписки, что позволяет вознаграждать СМИ и авторов креативного контента.
Существуют и другие конфигурации моделей, предполагающие работу с эксклюзивными материалами и интеллектуальной собственностью, в том числе смешанные модели, когда компания (СМИ) объединяет несколько способов коммерциализации интеллектуальной собственности, обладая повышенной репутационной ответственностью за качество размещаемого материала.
Таким образом, результаты исследования позволяют подчеркнуть необходимость разделения проблем и экономических последствий нарушения интеллектуальной собственности в современных СМИ на два концептуальных направления. Первое направление отражает проблемы и последствия, связанные с использованием (размещением) в СМИ уникальных материалов и объектов интеллектуальной собственности других авторов, что вызывает комплекс репутационных рисков, рисков судебных тяжб, следствием которых являются экономические потери (убытки). Второе направление связано, напротив, с применением уникальных материалов, правообладателем которых является СМИ, со стороны других СМИ, авторов или компаний, что также вызывает экономические убытки для каждого бизнес-субъекта. Учитывая названные проблемы и экономические последствия, сводящиеся к финансовым потерям бизнеса, возникает объективная необходимость применения в деятельности СМИ внесудебных и судебных способов сокращения проблем и экономических последствий использования интеллектуальной собственности. Достаточно перспективным видится сценарий реализации различных моделей коммерциализации контента, что позволит финансировать деятельность по формированию уникального контента и отслеживанию его неправомерного использования в сети.
Источники:
1. Баранова Е.А., Андрианова Д.Д. Современный российский рынок деловой информации в условиях конкуренции ежедневных сми и telegram-каналов // Litera. - 2022. - №8. - С. 100-111.
2. Григорьев Н.П., Забайкалов А.П. Влияние интеллектуальной собственности на экономику и инновации // Образование и право. - 2023. - №7. - С. 225-228.
3. Демина И.Н. Цифровизация медиасреды: вызовы для экономической массовой коммуникации // Вестник ВУиТ. - 2020. - №1 (31). - С. 1-10.
4. Дмитриева А.В. Регулирование интеллектуальной собственности в Интернете // ЖССА. - 2014. - №5. - С. 36-51.
5. Ельчанинова Н.Б. Проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет // Общество: политика, экономика, право. - 2016. -№12. - С. 1-3.
6. Ионова Т.А. Соотношение доменных имен с объектами интеллектуальной собственности при размещении рекламы в электронных СМИ // Вестник экономической безопасности. - 2016. - №1. - С. 63-66.
7. Кунин Е.И. Внесудебные способы защиты интеллектуальной собственности в телематических сетях // Правовая информатика. - 2022. - №2. - С. 93-102.
8. Орлова Т.Е. Основные проблемы авторского права в экономике цифровых платформ. европейский опыт // Вопросы российской юстиции. - 2023. -№25. - С. 167-177.