Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ И.Т. ФРОЛОВА'

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ И.Т. ФРОЛОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GLOBAL PROBLEMS / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / UNIVERSAL HUMAN VALUES / ПЕРЕСТРОЙКА / REARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Мария Ивановна

Статья посвящена исследованию роли и места проблемы гуманизма в творческом наследии выдающегося русского философа академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929-1999). И.Т. Фролов обозначил принципиально новую ситуацию в исходном отношении «человек - природа», когда человек сам становится объектом антропогенного воздействия, а природа выступает как встроенная в человеческую деятельность. Эпоха НТР требует от человечества перестроить свои общественные отношения и отношения с природой на гармоничной основе, так, чтобы всякие частные интересы были подчинены задаче выживания и развития человечества. В этой глобальной перестройке мышления и практики заключается стратегия создания новой цивилизации и нового человека - не только разумного, но и гуманного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Humanism in the Works of I.T. Frolov

The article is devoted to the investigation of the role and place of the problems of humanism in the creative heritage of outstanding Russian philosopher, academician Ivan Timofeevich Frolov (1929-1999). I.T. Frolov marked a fundamentally new situation in the original relation "man - nature": when a person becomes an object of anthropogenic impact, and nature acts as a built in human activity. Period of IR requires from humanity to rebuild their social relations and relations with nature on a harmonious basis, so that any private interests were subordinated to problem of survival and development of humanity. In this global rearrangement of thinking and practice there is a strategy to create a new civilization and a new man - not only reasonable but also humane

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ И.Т. ФРОЛОВА»

М.И. Фролова

Проблемы гуманизма в творчестве И.Т. Фролова

Статья посвящена исследованию роли и места проблемы гуманизма в творческом наследии выдающегося русского философа академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929-1999). И.Т. Фролов обозначил принципиально новую ситуацию в исходном отношении «человек - природа», когда человек сам становится объектом антропогенного воздействия, а природа выступает как встроенная в человеческую деятельность. Эпоха НТР требует от человечества перестроить свои общественные отношения и отношения с природой на гармоничной основе, так, чтобы всякие частные интересы были подчинены задаче выживания и развития человечества. В этой глобальной перестройке мышления и практики заключается стратегия создания новой цивилизации и нового человека — не только разумного, но и гуманного.

Ключевые слова: гуманизм; глобальные проблемы; общечеловеческие ценности; перестройка.

В 60-х гг. ХХ в. в советской философии начали широко исследоваться проблемы гуманизма. Особенно основательно они разрабатывались в трудах академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929-1999) (см.: [2; 4; 6-9; 16]). Главным в философском творчестве И.Т. Фролова было исследование проблемы человека в условиях современной научно-технической революции, когда человек начинает вмешиваться не только во внешнюю, но и в свою собственную природу. Это сопряжено со множеством непредвиденных рисков. Явным следствием новых отношений между человеком, обществом и природой становятся глобальные проблемы.

И.Т. Фролов был одним из пионеров изучения глобальных проблем. Он подчеркивал, что глобальные проблемы не являются чем-то внешним по отношению к человеку. Это проблемы его самого, и в эпоху глобального кризиса именно проблема человека находится в центре системы глобальных проблем, возникающих в результате человеческой деятельности, охвативших теперь всю планету. Но в кризисном социуме человеческая деятельность носит отчужденный характер. Поэтому результаты ее оборачиваются против человека.

И.Т. Фролов всегда подчеркивал, что не следует демонизировать науку и технику, возлагать на них ответственность за процессы дегуманизации. Важно, в какой мере процессы развития науки и техники подконтрольны обществу. Общество вправе знать о возможных опасностях не постфактум, а заранее, говорил И.Т. Фролов. В этой связи им была выдвинута стратегия гуманитарной

экспертизы любых социально-экономических и научно-технических проектов, затрагивающих жизнь и здоровье людей. Сам философ участвовал в Правительственной комиссии, которая положила конец проекту поворота сибирских рек на юг. Проект, который привел бы не только к экологической, но и к культурной и антропологической катастрофе.

Комплексный, взаимосвязанный характер глобальных проблем в концепции И.Т. Фролова вытекает из планетарного характера человеческой деятельности. Он считал, что ни одна из глобальных проблем не может быть решена в отдельности. Комплексный характер глобальных проблем хорошо просматривается в современных вооруженных конфликтах. Как правило, причиной их становится ресурсная проблема — нехватка нефти для обеспечения функционирования экономик развитых стран. Одновременно возникают и проблемы отсталости развивающихся стран. Если конфликты заканчиваются войнами, то это приводит к обострению экологической проблемы. В свою очередь, падение жизненного уровня в послевоенных странах приводит к ухудшению положения в демографии и здравоохранении.

И.Т. Фролов в качестве концепции, которая бы указывала выход из сложившейся в мире кризисной ситуации, выдвинул методологию комплексного междисциплинарного подхода к изучению человека и идеологию нового научного гуманизма. Сегодня, отмечал И.Т. Фролов, все науки в той или иной степени становятся науками о человеке. Задача философии должна заключаться в том, чтобы налаживать взаимодействие специалистов разных наук в изучении комплексных проблем. Комплексные исследования — это не просто сложение результатов разных наук, а взаимодействие между ними в решении проблем на уровне методологии.

И.Т. Фролов выдвинул в связи с разработкой комплексной методологии познания природы и человека и новое понимание роли философии в науке и культуре. Современная наука представляет собой весьма сложное образование. И.Т. Фролов считал тенденцию к интеграции знания ведущей, главной, так как в ряде ^учаев в результате интеграции могут возникать «комплексные системы» [14: с. 28], включающие наряду с научной и иные составляющие: общественную, политическую, нравственную, художественную. Ядрами объединения выступают глобальные проблемы человеческой деятельности, решение которых не может не носить комплексного характера.

В результате интеграции возникают так называемые междисциплинарные «стыки», иными словами, «точки роста» нового знания. Междисциплинарные стыки отражают, с одной стороны, реальную сложность познаваемой природы, тем более природы, преобразованной деятельностью человека. С другой стороны, реальной основой сложного узла взаимодействий выступает углубляющееся разделение труда, в котором научный, технический и производственный труд уже нельзя выделять в чистом виде, столь сильна степень взаимной дополнительности. Скажем, изучение проблемы здоровья сегодня

немыслимо в монодисциплинарном ключе. Необходимо привлекать и практикующего врача, и физиолога, и химика, и социолога, и демографа, и эколога, и этика. Сразу же возникает проблема интеграции столь разнородного знания об одной и той же комплексной проблеме. Роль интегратора здесь должна брать на себя философия.

И.Т. Фролов постулировал триединую задачу философии в комплексном исследовании человека [14: с. 25-26]. Первая ее задача или же функция — интегративная. Она заключается в постановке новых проблем на стыках разных наук. То есть интеграция, синтез понимаются И.Т. Фроловым глубоко диалектически. Соединение наук ведется не через обнаруженные моменты сходства, а через постановку новой проблемы, в решении которой каждая из наук призвана занять свое место, взаимно дополняя друг друга.

Возникает вопрос о способах налаживания диалога между представителями разных наук — известная проблема нахождения «общего языка». В 1985 г., когда И.Т. Фролов выдвинул на страницах «Литературной газеты» идею создания Института человека для разработки комплексных проблем, вопрос обеспечения междисциплинарного диалога возник одним из первых [13: с. 3]. И.Т. Фролов считал, что эту проблему решает вторая функция философии — методологическая. Философия призвана анализировать пути познания, вырабатывать, теоретически оттачивать методы исследования. Согласно И.Т. Фролову, философия налаживает взаимодействие разных наук через взаимодействие их методов.

Третья функция философии: ценностно-регулятивная, аксиологическая, суть которой в соотнесении процесса познания с гуманистическими идеалами, в его социально-этической оценке. Важнейшее значение эта функция приобретает в познании, связанном с человеком. И.Т. Фролов считал необходимой выработку различных этических кодексов, которые бы регулировали процесс научного исследования, затрагивающий сами основы жизни человека, и подчеркивал, что возрастание правовой и этической ответственности ученых вовсе не ведет к ограничению свободы научного поиска. Просто со свободой всегда сопряжена ответственность, тем более если речь идет о будущем человечества.

Особенно опасно, когда к научному интересу примешивается интерес социальный. Никакое законодательство не остановит спекуляций в сфере продления жизни или клонирования умерших по клеточному материалу, если в сферу науки будут допущены рыночные отношения. И.Т. Фролов предлагал в случаях, когда принятие решения на эксперимент сопряжено с непредсказуемыми опасностями, отложить решение на будущее. В этом заключен глубокий социальный смысл, так как последствия — как социальные, так и биологические — такого рода экспериментов предсказать невозможно.

Кроме того, И.Т. Фролов всегда призывал не переоценивать наши сегодняшние знания о человеке. Мы можем, не зная ряда сложных корреляций,

вторгнуться в такие сферы, откуда возврата назад уже не будет. Самодовольство недостаточного знания бывает хуже незнания. Оно может породить такие формы существования, которые могут вступить в борьбу со своим прародителем — человеком, и человек с ними справиться не сможет. Этот вид отчуждения преодолеть не удастся. Сегодня мы видим, насколько эти опасения актуальны. (Стоит только ознакомиться с проектами российских трансгуманистов «Детство - 2030» и «Россия - 2045».)

И.Т. Фролов выдвинул новаторскую идею нового типа науки. В философии и методологии науки продолжается дискуссия о роли ценностей в научном познании. Весьма распространена точка зрения, что процесс научного познания не подлежит нравственной оценке. Научное познание ориентировано исключительно на поиск истины. Подобная трактовка объективности познания восходит к Декарту. Но в современном познании ситуация меняется. Классическая методология Нового времени выносила познающего субъекта «за скобки». Но сегодня любой изучаемый объект так или иначе включен в глобальную деятельность человека. Более того, все чаще наука сталкивается с ситуациями, когда в познании приходится совершать этический выбор. Особенно наглядно это видно на примере генетики человека. Поэтому ценностное измерение должно учитываться в научном познании не только при оценке полученных результатов, но и при постановке проблемы, и при выборе путей и средств исследования, и в самом процессе исследования. Соответственно в процессе научного познания возрастает роль философии.

Поэтому важнейший принцип концепции И.Т. Фролова — приоритет человека. Он подчеркивал, что разного рода технологические, экологические, конфликтологические и прочие проблемы — лишь частные случаи проблемы человека. Но почти всегда при исследовании проблем берутся за анализ частного, не видя общего. Необходимо, говорил И.Т. Фролов, перевернуть пирамиду наук так, чтобы в основании нее находилось постижение человека, чтобы этой цели служили все науки — от астрофизики до молекулярной биологии.

И.Т. Фролов был тем философом, благодаря которому в контекст науки и общественного сознания второй половины 1980-х гг. был включен принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Согласно И.Т. Фролову, изучение глобальных проблем должно вестись комплексом наук, а решение их должно стать плодом совместных усилий всех стран. Поэтому основным принципом в решении глобальных проблем должен стать принцип приоритета общечеловеческих ценностей. И.Т. Фролов выводит этот принцип из известного Манифеста Рассела - Эйнштейна 1955 г., в котором говорилось о необходимости нового мышления в ядерный век. Мыслить по-новому значит исходить из приоритета общечеловеческих интересов над любыми частными интересами. Только так в нашу эпоху можно преодолеть отчуждение и обеспечить выживание человечества.

И.Т. Фролов выдвинул идею новой цивилизации. Можно рассматривать эту идею как своего рода прогноз будущего, когда будет решена проблема

Смыслы и ценности общества

37

новой гармонизации отношений между индивидом и обществом, проблема преодоления глобального социально-антропологического кризиса XX-XXI вв. Суть идеи новой цивилизации состоит в том, что будущее человечества напрямую зависит от изменения его ценностных установок, от того, станут ли доминировать гуманистические ценности. Только в обществе с такой ценностной системой возможна новая цивилизация.

И.Т. Фролов считал, что в глобализующемся мире общецивилизационные процессы начинают доминировать над формационными. Будучи причастен к формированию политической линии нашей страны в период перестройки, И.Т. Фролов сформулировал глобальную мирную стратегию. Суть ее заключалась в сотрудничестве государств с различным социальным строем в решении глобальных проблем на благо всего человечества. В этом виделся приоритет, а не в бессмысленной конфронтации и гонке вооружений.

Отсюда понятна взаимосвязь принципа приоритета общечеловеческих ценностей и принципа новой цивилизации. И.Т. Фролов в статье «Новое мышление и новый гуманизм» писал, что «в новых условиях развивающихся взаимосвязей экономического, политического, научного, культурного характера, которые все больше объединяют мир, обнаруживают его целостность, когда мы утверждаем приоритет этих целостных связей, в этих условиях мы должны научиться видеть то общее, что объединяет человечество и характеризует самого человека» [1: с. 513]. Выдвигая этот принцип, И.Т. Фролов, безусловно, заглядывал далеко в будущее. Сегодня наглядно видны попытки использовать общецивилизационные процессы интеграции в интересах узких групп, господствующих в мировой экономике. Подобная стратегия уже привела к глобальному экономическому кризису.

И.Т. Фролов обладал уникальным даром научного предвидения, который присущ лишь истинному философу. Еще в середине 1970-х гг. он писал о том, что в результате экологических проблем человеческая природа подвергается все большему испытанию. В связи с этим он ставил задачу адаптации человеческой природы к миру, сильно измененному в результате антропогенных воздействий [1: с. 514].

Важно видеть оригинальность просветительских установок И.Т. Фролова. В отличие от просветителей, считавших природу человека неизменной, И.Т. Фролов, используя выражение Маркса, говорил, что человечество находится в «абсолютном движении становления», что человеческая природа изменчива, более того, что человек сам начинает теперь формировать ее и несет за это ответственность. Он формулировал идентичность человека через постоянное отрицание им своего наличного состояния и движение к очередному идеальному состоянию. Так следует понимать высказанную им идею о том, что диалектика развития человека составляет предмет философской науки о человеке [15: с. 20].

Понимание человека у И.Т. Фролова новаторское. В нем нет каких-либо констант, нет приписывания природе человека тех или иных постоянных

качеств. Человек здесь — существо, постоянно превосходящее самого себя. И.Т. Фролов выдвигал идею нового определения человека — не только как человека разумного, но как человека разумного и гуманного. Соединение разума и гуманности он называл мудростью. И.Т. Фролов не мыслил новый гуманизм отдельно от задачи решения глобальных проблем человечества.

Важнейшими текстами, в которых И.Т. Фролов изложил учение нового гуманизма, стали его речь «К постижению человека разумного и гуманного» на XIX Всемирном философском конгрессе (1993) и статья «Новый гуманизм» [12].

В речи на Всемирном философском конгрессе в Москве в качестве одной из важнейших проблем И.Т. Фролов обозначил следующую: «...гуманистическая культура: кризис и пути выхода из него» [1: с. 538-548]. Он решительно выступил против дискредитации идеи приоритета общечеловеческих ценностей, которая велась одновременно с противоположных сторон. Против нее ополчились догматики-сталинисты в нашей стране, а на Западе — те мыслители, которые видели, подобно Хантингтону, будущее мира в виде глобального конфликта цивилизаций. Осознавая удесятерившуюся сложность проблем, И.Т. Фролов подчеркивал необходимость воспитания новых поколений в культуре мира и диалога, что сформировало бы среду, готовую воспринимать идеи нового мышления и приоритета общечеловеческих ценностей.

Главную опасность И.Т. Фролов видел в том, что современная наука, затрагивающая непосредственно человека, развивается под воздействием политических и коммерческих факторов. Гуманистическая ориентация науки существенно ослабела в последние десятилетия. И.Т. Фролов вновь, как в 60-е и 70-е годы, вынужден был говорить об опасности технократизма и сциентизма. «Чисто сциентистский и технократический подход неизменно приводит к негативным или даже трагическим последствиям», — говорил И.Т. Фролов, обращаясь к философам всего мира [1: с. 538-548]. В числе новейших проблем, стоящих перед человечеством, он назвал проблемы генной инженерии и биотехнологии и предостерегал от серьезной опасности манипуляции человеком и его природой с использованием новейших достижений науки. И.Т. Фролов все больше размышлял об этической стороне развития современной науки, о выработке системы запретов, которая позволила бы предотвратить отрицательные последствия использования новых технологий.

Вывод, который следует из этой мысли для социальной философии, состоит в том, что сегодня философские вопросы развития общества невозможно не только решать, но даже ставить вне гуманистической, социально-этической проблематики. Гуманистическая проблематика в социальной философии завязывает в единый узел вопросы социального неравенства, технического прогресса, войны и мира, будущего человечества. И.Т. Фролов обосновывал в своем докладе принципиально новый уровень, на который выходит современный гуманизм. Это — гуманизм научный. Он связан с решением комплекса глобальных проблем

и опирается на новейшие знания о человеке, добытые наукой. Поэтому новый гуманизм у И.Т. Фролова — это научный гуманизм. В статье «Новый гуманизм» И.Т. Фролов отметил, что вопрос о гуманизме определяется тем, как мы понимаем человека и философию. Он вернулся к известной в эпоху Просвещения идее «нового человека», которая позднее была дискредитирована, отчасти справедливо, отчасти злонамеренно. И.Т. Фролов обратил внимание на то, что, когда человеческое общество стало глобальным, насущной стала задача выработки идеала того, каким должен быть человек, чтобы соответствовать новым возможностям и угрозам. Жизнь вновь поставила вопрос об идеале человека. Ответ на него призвана искать философия. Для И.Т. Фролова философия только тогда соответствует своему назначению, когда она выступает как учение о человеке в мире. В этом случае она становится делом человека, востребована людьми, а не замыкается в «башне из слоновой кости».

Человеческое предназначение философии особенно проясняется в переломные периоды развития общества, к каковым, безусловно, относится и наша эпоха. Как говорил И.Т. Фролов, философия сама по себе не может спасти мир, но мир не будет спасен, если человек не начнет выверять достижения, несомые прогрессом, человеческой мерой, мерой добра, разума, справедливости [12: с. 102].

Проанализировав драматический путь развития нашей страны в XX веке, когда в жертву неопределенному будущему приносились интересы людей сегодняшних, И.Т. Фролов сделал вывод, что гуманизм не может быть отложен «на потом». С другой стороны, он отметил, что гуманные начала общежития, уважение к правам личности должны вызреть в обществе, они не могут быть привнесены в него извне. Поэтому перед обществом и человеком встает задача постепенной гуманизации общественной жизни, привнесения в нее гуманистических начал.

Анализируя, каким образом философия может сыграть свою роль в этом процессе, И.Т. Фролов отмечал, что последствия деятельности философов вначале не заметны, но постепенно меняется мышление людей, меняется система ценностей. Дело это далеко небезобидное. Оно требует борьбы с другими идеологиями, оправдывающими зло и насилие соображениями целесообразности. Поэтому философское осмысление человека имеет своим продолжением борьбу за человека. Сегодня гуманизм — это стратегия решения глобальных проблем и духовная основа общечеловеческой солидарности. Современный гуманизм подчеркивает непреходящее значение индивидуальных усилий каждого в строительстве новой цивилизации.

И.Т. Фролов отдавал себе отчет, что новый гуманизм пока во многом цель и идеал, но кое-где — и практика. Свою роль он видел в том, чтобы способствовать формированию гуманистической системы ценностей и утверждению ее через деятельность международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, международных движений за мир, разоружение, экологическую

40

вестник мгпу ■ серия «философские науки»

безопасность и социальную справедливость. Сегодня мы знаем, что новый генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова заявила новый гуманизм основополагающей линией работы ЮНЕСКО [3]. Практическим аспектом философской работы в этом направлении он считал выработку принципов глобального поведения, глобальной этики.

Последними выступлениями И.Т. Фролова, в которых он затрагивал проблемы гуманизма, стали его речи на Первом и Втором российских философских конгрессах [10-11]. И.Т. Фролов сформулировал девиз Первого конгресса: «Человек — философия — гуманизм». В своей речи он заявил, что большим достижением отечественной философии считает то, что гуманизм получил у нас глобальные, общечеловеческие измерения, стал составной частью демографических, экологических, биоэтических исследований. Он закончил свою речь следующим призывом: «Наш долг — укреплять мирное сосуществование и сотрудничество в мире, чтобы не дать возобладать (в том числе и у нас) националистическим и шовинистическим амбициям, милитаристской идеологии. Наш долг — постоянно утверждать приоритет человека во всех сферах жизни» [11: с. 17-18].

В интервью по поводу I Всероссийского философского конгресса академик И.Т. Фролов высказал следующую мысль о роли философии в культуре: «Нужно обратиться к человеческим измерениям политики, экономики, науки. И если философы не будут постоянно напоминать об определенных принципах и моральных нормах, человечество очень быстро деградирует. Люди перестанут быть людьми» [5].

Анализируя концепцию гуманизма И.Т. Фролова, можно констатировать, что гуманизм является методологической и мировоззренческой ориентацией, наилучшим образом отвечающей оптимальному решению социальных проблем общества в условиях глобальных вызовов человеческой цивилизации.

Литература

1. Академик Иван Тимофеевич Фролов. Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М. Наука. 2001. 648 с.

2. Ань Цинянь. Философия гуманизма И.Т. Фролова // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 151-162

3. Бокова И. Новый гуманизм в XXI веке.// Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М. URSS. 2013. С. 12-18.

4. Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке // Человек. 2004. № 3. С. 66-78.

5. Интервью с И.Т. Фроловым / «Философы рано вышли из катакомб» // Новое время (Санкт-Петербург). 1997. 5 июля. С. 1.

6. Корсаков С.Н. Иван Тимофеевич Фролов. М.: Наука, 2006. 576 с.

7. Корсаков С.Н. Комплексная концепция человека в философии И.Т. Фролова. Тверь: СФК-офис. 2009. 172 с.

8. Ли Шандэ. Философия человека И.Т. Фролова // Яо Ин. Философия гуманизма И.Т. Фролова. М.: УРСС, 2013. 264 с. С. 169-219.

9. Пастушный С.А. От исследования сущности жизни к этюдам гуманизма // Иван Тимофеевич Фролов. М.: РОССПЭН, 2010. 568 с.

10. Фролов И.Т. Век грядущий и перспективы человека // Вестник Российского философского общества. 1999. № 2. С. 35-38.

11. Фролов И.Т. Вступительное слово // Человек - Философия - Гуманизм: Основные доклады и обзоры Первого Российского философского конгресса (г. Санкт-Петербург, 4-7 июня 1997 г.): в 9 т. Т. IX. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1998. 288 с. С. 14-18.

12. Фролов И.Т. Новый гуманизм // Свободная мысль. 1997. № 4. С. 96-102.

13. Фролов И.Т. Институт человека // Литературная газета. 1985. 27 февраля. С. 3.

14. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат,1989. 559 с.

15. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983. 350 с.

16. Яо Ин. Философия гуманизма И.Т. Фролова. М.: УРСС, 2013. 264 с.

Literatura

1. Akademik Ivan Timofeevich Frolov. Ocherki. Vospominaniya. Izbranny'e stat'i. M. Nauka. 2001. 648 s.

2. An' Cinyan'. Filosofiya gumanizma I.T. Frolova // Voprosy' filosofii. 2012. № 3. S. 151-162

3. Bokova I. Novy'j gumanizm v XXI veke.// Mesto i rol' gumanizma v budushhej civilizacii. M. URSS. 2013. S. 12-18.

4. Borzenkov V.G. Na puti k edinoj nauke o cheloveke // Chelovek. 2004. № 3. S. 66-78.

5. Interv'yu s I.T. Frolovy'm / «Filosofy' rano vy'shli iz katakomb» // Novoe vremya (Sankt-Peterburg). 1997. 5 iyulya. S. 1.

6. Korsakov S.N. Ivan Timofeevich Frolov. M.: Nauka, 2006. 576 s.

7. Korsakov S.N. Kompleksnaya koncepciya cheloveka v filosofii I.T. Frolova. Tver': SFK-ofis. 2009. 172 s.

8. Li Shande'. Filosofiya cheloveka I.T. Frolova // Yao In. Filosofiya gumanizma I.T. Frolova. M.: URSS, 2013. 264 s. S. 169-219.

9. Pastushny'j S.A. Ot issledovaniya sushhnosti zhizni k e'tyudam gumanizma // Ivan Timofeevich Frolov. M.: ROSSPE'N, 2010. 568 s.

10. Frolov I.T. Vek gryadushhij i perspektivy' cheloveka // Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshhestva. 1999. № 2. S. 35-38.

11. Frolov I.T. Vstupitel'noe slovo // Chelovek - Filosofiya - Gumanizm: Osnovny'e doklady' i obzory' Pervogo Rossijskogo filosofskogo kongressa (g. Sankt-Peterburg, 4-7 iyunya 1997 g.): v 9 t. T. IX. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 1998. 288 s. S. 14-18.

12. Frolov I.T. Novy'j gumanizm // Svobodnaya my'sl'. 1997. № 4. S. 96-102.

13. Frolov I.T. Institut cheloveka // Literaturnaya gazeta. 1985. 27 fevr. S. 3.

14. Frolov I.T. O cheloveke i gumanizme. M.: Politizdat,1989. 559 s.

15. Frolov I.T. Perspektivy' cheloveka. M.: Politizdat, 1983. 350 s.

16. Yao In. Filosofiya gumanizma I.T. Frolova. M.: URSS, 2013. 264 s.

M.I. Frolova

Problem of Humanism in the Works of I.T. Frolov

The article is devoted to the investigation of the role and place of the problems of humanism in the creative heritage of outstanding Russian philosopher, academician Ivan Timofeevich Frolov (1929-1999). I.T. Frolov marked a fundamentally new situation in the original relation "man - nature": when a person becomes an object of anthropogenic impact, and nature acts as a built in human activity. Period of IR requires from humanity to rebuild their social relations and relations with nature on a harmonious basis, so that any private interests were subordinated to problem of survival and development of humanity. In this global rearrangement of thinking and practice there is a strategy to create a new civilization and a new man — not only reasonable but also humane.

Keywords: humanism; global problems; universal human values; rearrangement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.