УДК 343.8
В. В. Антонченко, О. А. Шиманская ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
V. V. Antonchenko, O. A. Shimanskaya THE HUMANIZATION OF THE CRIMINAL POLICY OF RUSSIA AS THE MAIN DIRECTION OF ITS DEVELOPMENT
Законодательное закрепление гуманизма как одного из основных принципов уголовной политики государства отвечает международным стандартам в сфере борьбы с преступностью. Практическая реализация указанного принципа является важным фактором формирования уголовной политики современной России.
Upholding the humanity as one of the basic principles of criminal policy, meet international standards in the fight against crime. The practical realization of this principle is an important factor in shaping the criminal policy of modern Russia.
Ключевые слова: преступление, наказание, уголовная политика, гуманизация.
Key words: crime, punishment, criminal policy, humanization.
Стратегия противодействия преступности в наши дни предполагает поиск новых подходов к решению «старых» задач, к которым относятся, в частности, соответствие наказания преступному деянию, повышение эффективности воспитательного воздействия на осуждённого, «экономия кары» и т. д.
Несмотря на то, что ужесточение уголовной политики кажется естественной реакцией на рост преступности, исторический и зарубежный опыт показывает, что правоохранительная стратегия не обязательно должна быть связана с ужесточением законодательства и правоприменительной практики. Как показывает зарубежный опыт, преобладающей тенденцией в период обострения борьбы с криминалом в европейских странах нередко было не ужесточение, а рациональное формирование и даже смягчение уголовной политики. Реакция парадоксальна, однако она обусловлена ограниченностью материальных и профессиональных ресурсов, которые общество может использовать для противодействия преступности. Невозможно увеличивать эти ресурсы темпами, пропорциональными росту криминальных проявлений. Опыт европейских стран, особенно стран Восточной Европы, переживших реконструкцию политической и экономической систем, свидетельствует, что при либерализации уголовной политики темп прироста относительного количества осуждённых при возрастании количества преступлений, как и уровень судимости в период реформирования общества, был либо незначительным, либо оставался стабильным или даже уменьшился.
Наш собственный исторический опыт показывает, что ужесточение законодательства и правоприменительной практики, давление громоздкой системы уголовной юстиции на все сферы общественной жизни может привести к более разрушительным последствиям, чем сама преступность.
Снижение количества осуждённых, судимых и находящихся в местах лишения свободы достигается как декриминализацией части преступлений,
так и депенализацией, т. е. расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Другим направлением развития концептуальных положений уголовной политики на перспективу может быть использование института условного осуждения, досрочного и условно-досрочного освобождения.
Сокращение относительного количества приговоров к лишению свободы и снижение сроков лишения свободы требует от отечественного нормативного правового регулирования в данной сфере серьёзной коррекции законодательства, изменения судебной практики, а также развития структур исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Россия, уже начавшая процесс гуманизации своей уголовной политики, сталкивается на этом пути с рядом проблем как теоретического, так и практического свойства. Прежде всего, проблемой является неразработанность методов для определения приемлемого для общества уровня безопасности населения, показателей возможного или приемлемого уровня судимости населения, предельного наполнения мест лишения свободы и других элементов, определяющих уровень реализации уголовной политики. И здесь концептуальные положения могут опираться на зарубежный опыт. Используя этот опыт, необходимо выработать стратегию совершенствования уголовной политики, прежде всего в сфере законодательства, на которое впоследствии могла бы твёрдо опереться судебная практика. Одна из основных проблем, которую нужно решить отечественному законодателю и правоприменителю - это избыточность уголовной репрессии. Например, в ФРГ приговоры, связанные с изоляцией человека от общества, составляют не более 5 %, в России - более трети. Около 60 % из приговоров к лишению свободы в ФРГ определяют срок до 1 года, в России - примерно 20 %. Вообще по относительному показателю количества заключённых (на 100 тыс. граждан) Россия занимает второе место в мире (см. приложение), а по абсолютной их численности - третье (после США и Китая).
Большое значение для нас имеет решение проблемы преодоления нестабильности в развитии уголовной политики. Стратегия уголовной политики в области характера и степени воздействия государства на преступников подвержена серьёзным колебаниям, отражающимся как в уголовном законодательстве, так и в судебной практике.
Однако здесь нет ничего нового, уголовная политика в нашей стране на протяжении разных лет отличалась крайней нестабильностью. Периоды ужесточения карательной практики сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции в правоприменении, необоснованно широкой заменой общепринятых средств и способов государственного принуждения мерами общественно-воспитательного воздействия.
Действительно, российское общество помнит, как периоды ужесточения карательной практики сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции и даже подменой общепринятых способов государственно-правового принуждения мерами общественно-
воспитательного воздействия. Такие колебания свидетельствуют об отсутствии научно обоснованной концепции воздействия государства на преступность а, в целом - отсутствии осмысленной и последовательной государственной правоохранительной политики. Неудивительно, что к долгосрочному эффекту в сфере борьбы с преступностью такие колебания привести не могли.
В ближайшем (и отдалённом) будущем уголовная политика государства должна предусматривать разумное сокращение карательной сферы деятельности своих субъектов путём декриминализации некоторых деяний; применения видов наказаний, не связанных с лишением свободы; основанной на законе корректировки следственной и судебной практики в направлении расширения возможностей для прекращения уголовных дел на всех стадиях расследования, а также применения мер, заменяющих уголовное наказание (например, применение принудительных мер воспитательного и медицинского характера).
Одним из принципов уголовной политики может быть следующий: в случае полного восстановления нарушенных прав и свобод потерпевшего (по делам, не связанным с преступлениями против личности человека) уголовное преследование должно быть прекращено. Важным направлением сокращения численности граждан, изолированных от общества, является развитие системы «восстановительного» правосудия, т. е. процедуры примирения между потерпевшим и обвиняемым. Развитые страны (США, Великобритания, Франция, Япония) широко используют данную систему, которая позволяет не превращать определённую часть оступившихся граждан в осуждённых и направлять их в места заключения, примиряя жертв и обидчиков. Это прежде всего касается случаев совершения правонарушений несовершеннолетними.
Примирение - это деятельность, направленная на преодоление последствий преступления, где усилиями сторон достигается взаимопонимание по поводу криминальной ситуации, формируется и реализуется соглашение о компенсации ущерба, причинённого преступлением. Примирение получило широкое признание международных организаций, что отразилось в различных правовых документах и рекомендациях. Так, указания по применению альтернативных методов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей включены в Минимальные стандарты положений по ювенальной юстиции ООН. Положение рекомендует включать в национальное законодательство правила, которые позволяют откладывать или прерывать судопроизводство, обращаясь к альтернативным возможностям воздействия на правонарушителя1.
Таким образом, восстановительное правосудие - это процесс, способствующий уменьшению карательной направленности уголовного
1 Перминов О. Г. Теоретические основы уголовной и уголовно-исполнительной политики // Чёрные дыры в Российском Законодательстве.- 2003. - № 2.
правосудия, гуманизации уголовной, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики.
Концептуального осмысления и разработки на доктринальном уровне требует такое направление уголовной политики, как частичное замещение органов уголовной юстиции иными юридическими органами. Помимо внедрения уже упомянутых примирительных и компенсационных процедур, необходимо внедрение ювенальной юстиции, третейских судов по экономическим правонарушениям и других направлений «щадящего» правосудия. Безусловно, эта работа в основном нацелена на перспективу и связана с серьёзным реформированием уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административного законодательства.
Уголовное законодательство должно повысить роль жертвы. От жертвы в большей степени, чем от государства, должна зависеть судьба преступника, который в таком случае будет заинтересован устранить конфликт, возместить в полном объеме вред, причинённый совершением преступления, устранить его последствия. Этот процесс во многих странах сопровождается созданием структур, которые используют нерепрессивные технологии, заключающиеся в оказании социальной помощи жертве (потерпевшему) и правонарушителю.
Концепция уголовной политики должна отражать концентрацию усилий государства и общества на тяжких и особо тяжких преступлениях, прежде всего - совершённых против личности. Только таким образом можно реализовать конституционный принцип - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства1.
В условиях значительного возрастания преступности уголовная политика должна предусматривать ужесточение практики назначения наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления и смягчение наказаний за преступления небольшой и средней тяжести. Необходимо продуманно и «бережно» применять уголовную репрессию, поскольку её избыточность не только увеличивает категорию судимых лиц, но и существенно ухудшает социальный климат в обществе, приводит к усилению темпов воспроизводства преступности. 30 % из ранее судимых вновь совершают преступления и ещё 25 % оказывают неблагоприятное воздействие на окружающих.
На самом высоком государственном уровне имеется ясное осознание проблем, стоящих перед государством в правоохранительной деятельности и путей их решения. Так, федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ указанные принципы гуманизации законодательства начали воплощаться в жизнь. В частности, к преступлениям небольшой тяжести отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 2009. - № 7. - 21 января.
наказание не превышает трёх лет (ранее - двух лет) лишения свободы, а к преступлениям средней тяжести, в том числе неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года (ранее -два года) лишения свободы.
Предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по делам
0 преступлениях в сфере экономической деятельности лиц, впервые совершивших преступления (уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица, с организации, неисполнение обязанностей налогового агента), если ущерб, причинённый бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещён в полном объёме.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен новой главой, предусматривающей порядок исполнения наказания в виде принудительных работ. Декриминализированы некоторые деяния, не представляющие серьёзной угрозы обществу, такие как клевета, оскорбление, дискриминация. За данные деяния установлена административная ответственность1.
Одним из выражений идеологии уголовной политики России настоящего периода, без сомнения, является также Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, целями которой являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общественного развития; гуманизация условий содержания лиц, заключённых под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов; сокращение рецидива преступлений, совершённых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счёт повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам2.
Цифры статистики свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции снижения количества «тюремного населения» в России. По состоянию на
1 января 2012 г. в учреждениях УИС содержится 755,6 тыс. человек (-63,6 тыс. человек к началу прошлого года).
В 758 исправительных колониях отбывало наказание 639,6 тыс. человек (-54,8 тыс. человек), в том числе: в 148 колониях-поселениях отбывало наказание 44,0 тыс. человек (-5316 человек); в 5 ИК для осуждённых к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1774 человека (+35 человек); в 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 112,1 тыс. человек (-6877 человек); в 7 тюрьмах отбывало наказание 1,0 тыс. человек (-676 человек); в 46 воспитательных колониях для
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ // Российская газета. - 2011. -09 декабря.
2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Российская газета. -2011. - 8 марта.
несовершеннолетних - 2,8 тыс. человек (-1221 человек); в учреждениях содержится 59,2 тыс. женщин (-7107 человек), в том числе 49,5 тыс. осуждённых, содержащихся в ИК, и 9,7 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу1.
Таким образом, медленно, но верно отечественная уголовная политика разворачивается лицом к человеку, всё больше руководствуется принципом: борьба не с человеком, а за человека.
Как уже отмечалось, государство не может увеличивать ресурсное обеспечение субъектов уголовной политики пропорционально росту преступности. Необходимо перераспределение имеющихся ресурсов на борьбу с наиболее опасными видами преступности: тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности, организованной преступностью, наркобизнесом, распространением оружия, вовлечением в преступную деятельность несовершеннолетних и т. д.
И здесь также уместно воспользоваться цифрами статистики. В период 2004-2011 гг. пожизненное лишение свободы за умышленное убийство было назначено от 0,2 % до 0,6 % всех осуждённых за это преступление. Максимальный срок лишения свободы назначен лишь менее чем 5 % всех осуждённых. За нанесение тяжкого вреда здоровью (в том числе и повлекшего смерть - фактически то же убийство) максимальный срок лишения свободы назначен менее чем 0,02 % (из более чем 250 тыс. осуждённых за это преступление). Треть всех осуждённых за это преступление получили условный срок лишения свободы. Максимальный срок лишения свободы из общего числа лиц, осуждённых за бандитизм, назначен менее чем 0,2 % всех бандитов. Из более чем 150 тысяч лиц, осуждённых за разбой, максимальный срок лишения свободы получили менее 0,05 % осуждённых .
Приведённые цифры могут означать, что зачастую преступники, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, не несут должного наказания. Т. е. нарушается принцип гуманизма по отношению к потерпевшим и обществу, так как такая ситуация порождает среди определённой части граждан чувство безнаказанности. Правоохранительная система по существу черпает воду решетом. Немного «попугав» «опальных» преступников, она вновь запускает их в общество. А там они продолжают жить по своим «волчьим» законам, совершая все
3
мыслимые и немыслимые по жестокости преступления .
Таким образом, говоря о гуманизации отечественной уголовной политики, необходимо помнить, что, поскольку правовая категория гуманизма затрагивает интересы: а) государства, б) общества, в) потерпевшего и г) осуждённого, данный процесс должен быть разнонаправленным. Прежде всего гуманизм как сложное и многогранное понятие предполагает защиту интересов личности, общества и государства.
1 Официальный сайт ФСИН России. Ы1р://фсин.рф (от 12.01.2012).
2 Официальный сайт МВД России. http://www.mvd.ru/mvd (от 12.01.2012).
3 Интервью с В. Овчинским // Свободная пресса. - 2011. - 7 февраля.
На первый план следует выдвигать не проявление принципа гуманизма к лицам, совершившим преступление, а защиту интересов общества и государства от преступных посягательств.
Итак, гуманизм уголовной политики, с одной стороны, выражается в охране интересов общества и прав граждан от посягательств со стороны преступников, с другой - в индивидуализации назначения и исполнения наказания, в заботе об исправлении осуждённых. Только при таком подходе гуманизм как специфический принцип уголовной политики будет соответствовать идее признания человека высшей ценностью и повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, достижению целей наказания и минимизации негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осуждённых от общества.
Указанные концептуальные подходы к развитию уголовной политики позволят уменьшить карательный «пресс», заменив его иными мерами юридической ответственности, снизить уровень неблагоприятных последствий - непомерные в современных экономических условиях расходы на уголовную юстицию, что должно привести к оздоровлению ситуации с преступностью в России и положительно сказаться на проводимых реформах.
Среднее количество заключённых на 100 тыс. граждан в 2006-2011 гг.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 2009. - № 7. - 21 января.
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 09 декабря.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Российская газета. - 2011. - 8 марта.
4. Перминов О. Г. Теоретические основы уголовной и уголовно-исполнительной политики // Чёрные дыры в Российском Законодательстве.- 2003. - № 2.
5. Официальный сайт ФСИН России. http^/фсин.рф (от 12.01.2012).
6. Официальный сайт МВД России. http://www.mvd.ru/mvd (от 12.01.2012).
7. Интервью с В. Овчинским // Свободная пресса. - 2011. - 7 февраля.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
The professional education in Penal System
УДК 343.83; 378.1
В. Б. Дворцов
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
V. B. Dvortsov
FEATURES OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE STAFF OF DEPARTMENTS OF SAFETY OF CORRECTIONAL FACILITIES
OF PENAL SYSTEM
В статье раскрываются основные профессиональные и специальные компетенций, которыми должны обладать сотрудники отдела безопасности исправительного учреждения, особенности профессиональной подготовки, профессиональная направленность образовательного процесса.
In article the main reveal professional and special competences which security department specialists of correctional facility have to possess, features of vocational training, professional orientation of educational process.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, обучение, компетенции, функции.
Key words: vocational training, training, competences, functions.
Специфика деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сложность организационной структуры, многоплановость и многофункциональность УИС, специфичность условий, в которых трудятся сотрудники, необходимость постоянного взаимодействия с осуждёнными, многие из которых являются лицам с устойчивой асоциальной направленностью, обусловливают набор оптимальных требований к личностным, деловым и специальным профессиональным качествам сотрудника отдела безопасности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник отдела безопасности исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы должен: