Научная статья на тему 'Проблемы гуманитарного знания в сериальных изданиях ИНИОН'

Проблемы гуманитарного знания в сериальных изданиях ИНИОН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ТВОРЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СУДЬБА КУЛЬТУРЫ / ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / МИР ЧЕЛОВЕКА / ХРИСТИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ МИСТЕРИЯ / РОССИЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА / НОВАЯ ВИЗУАЛЬНОСТЬ / ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИИ / HUMAN / CREATIVE SELF-CONSCIOUSNESS / FATE OF CULTURE / CHRISTIANITY / EUROPEAN CULTURE / HUMAN WORLD / CHRISTIAN CIVILIZATION / CHRISTIAN MYSTERY / RUSSIAN SELF-CONSCIOUSNESS / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / ART THINKING / PLASTIC THINKING / HUMAN LIFE-CREATION / NEW VISUALITY / DEMYTHOLOGIZATION OF HISTORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левит С. Я.

В статье рассматриваются проблемы гуманитарного знания, нашедшие свое отражение в сериальных изданиях ИНИОН, освещается вклад издательских проектов в информационное обеспечение фундаментальных исследований и сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN INION SERIES ISSUES

The article deals with the problems of humanitarian knowledge that are reflected in INION series, and with the contribution of its publishing projects to information support for basic research and education area.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманитарного знания в сериальных изданиях ИНИОН»

УДК: 130.2

DOI: 10.31249/hoc/2020.02.02

Левит С.Я.

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СЕРИАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ ИНИОН

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы гуманитарного знания, нашедшие свое отражение в сериальных изданиях ИНИОН, освещается вклад издательских проектов в информационное обеспечение фундаментальных исследований и сферы образования.

Ключевые слова: человек; творческое самосознание; судьба культуры; христианская религия; европейская культура; мир человека; христианская цивилизация; христианская мистерия; российское самосознание; эстетическое сознание; художественное мышление; пластическое мышление; жизнетворчество человека; новая визуальность; демифологизация истории.

Поступила: 21.01.20 Принята к печати: 01.02.20

Levit S. Ya.

Problems of humanitarian knowledge in INION series issues

Institute of Scientific Information ^ for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract. The article deals with the problems of humanitarian knowledge that are reflected in INION series, and with the contribution of

its publishing projects to information support for basic research and education area.

Keywords: human; creative self-consciousness; fate of culture; Christianity; European culture; human world; Christian civilization; Christian mystery; Russian self-consciousness; aesthetic consciousness; art thinking; plastic thinking; human life-creation; new visuality; demythologization of history.

Received: 21.01.20 Accepted: 01.02.20

Особое место в изданиях ИНИОН РАН занимает научно-информационное обеспечение фундаментальных исследований культуры.

В сериях «Лики культуры», «Книга света», «Российские Пропилеи», «Humanitas», «Письмена времени», «Зерно вечности», «Summa culturologiae» были опубликованы переводы трудов философов, культурологов, историков культуры, социологов, вошедшие в сокровищницу мировой философской и культурологической мысли, а также исследования отечественных ученых. Вышло около 500 томов. Издание трудов выдающихся мыслителей оживило не только учебный процесс в гуманитарных вузах, но и существенно повлияло на исследовательскую деятельность, фундаментальные исследования. Вместе с тем и в ИНИОН осуществлялись фундаментальные исследования: были созданы энциклопедии по культурологии; «Культурология. ХХ век. Энциклопедия» (1998)1, не имевшая аналогов в мировой науке, и «Культурология. Энциклопедия: Summa culturologiae»2, в которую включены все культурные эпохи, стили, культурные миры. Эта энциклопедия стала лауреатом 2008 г. в номинации «Лучшее словарно-энциклопедическое издание». Кроме того, издано десять словарей по культурологии, философии, истории, художественно-эстетической культуре, истории культуры, психоанализу, теории искусства3.

В 2019 г. продолжилась работа в издательских проектах «Книга света», «Российские Пропилеи», «Humanitas», «Культурология. ХХ век», «Письмена времени». В них дается информация о выдающихся мыслителях, культурологах, культурфилософах, историках культуры, а также о концепциях культуры; рассматриваются теоретические проблемы культурологии, диалог культур, морфология современной культуры, культура повседневности, история мировой культуры. 40

В серии «Культурология. ХХ век» изданы тома культурологического альманаха: «Звучащие смыслы: творческое самосознание», «Звучащие смыслы: космос культуры». Альманахи решают важную проблему - понимания и освоения духовного наследия выдающихся мыслителей, освещения новейших исследований в области культурологии, расширения концептуального поля гуманитарного знания.

В 2007 г. вышел в свет первый выпуск альманаха, в который вошли исследования по истории и философии культуры, философии музыки, знаковым системам, семиотике, а также работы, давно ставшие библиографической редкостью, обретшие в наши дни новое звучание.

Новый выпуск альманаха «Звучащие смыслы: творческое самосознание» [Звучащие смыслы: творческое... 2019] откликается на значимое событие - в 2019 г. отмечалось 150-летие со дня рождения выдающегося русского мыслителя М.О. Гершензона. Этому событию в альманахе посвящен раздел, в котором представлены исследование творчества Гершензона, а также его статьи «Творческое самосознание» [Гершензон, 2019 а, с. 4-63], «Завещание Гоголя» [Гершензон, 2019 Ь, с. 64-85], в которых подводятся итоги размышления о самосознании и духовной, чувственно-волевой жизни русской интеллигенции, о кризисе индивидуального сознания, о глубоком качественном различии между душевным строем народа и интеллигенции, о начале общественного движения к творческому самосознанию.

Проблемы элиты и ее судьбы в эпоху коллективного надругательства над человеческой личностью и над человеческим достоинством анализирует известный философ, богослов, литературный и музыкальный критик Вл.Н. Ильин. В центре его исследования - трагический путь исчезновения научной, философской, артистической, писательской элиты через ее насильственное подавление, а вслед за исчезновением элиты - «ведущего образа» в духовном и физическом смысле - возникновение эпохи сверхпошлости, культа серой бездарности, переоценки ценностей навыворот [Ильин, с. 405-409]. В альманахе «Звучащие смыслы: Космос культуры» [Звучащие смыслы: Космос. 2019] значительное внимание уделяется анализу изменений образа и понятия человека в пространствах культур, а также истории самосознания человека, его представлений о себе и символической вселенной - культуре. Освещаются проблемы гуманитарного мышления, культурфилософские концепции и идеи, разъясняются основные понятия культурологии, прослеживается эволюция этих понятий.

Наряду с концепциями, идеями культурологии в альманахе рассматриваются культурные феномены, культура повседневности и символизм социальной жизни.

В серии «Книга света» исследователям, преподавателям, студентам, широкому кругу читателей представлены переводы работ выдающихся мыслителей - Т. Адорно, Э. Ауэрбаха, Г. Башляра, Р. Бультмана, А. Вебера, М. Вебера, В. Дильтея, Э. Жильсона, Э. Кассирера, Ю. Кристевой, Э. Левинаса, К. Леви-Строса, Б. Малиновского, Э. Маритена, Ф. Мейнеке, Х. Плеснера, П. Рикёра, О. Розенштока-Хюсси, П. Тиллиха, М. Фуко, М. Шелера, А. Шюца, Н. Элиаса и многих других. В 2019 г. вышел сборник работ известного французского философа А. Бергсона «Мысль и движущееся» [Бергсон, 2019], в котором излагаются, уточняются и развиваются основные положения его философии, отражается его теоретическая эволюция, многоплановость его научных интересов и тем: от онтологии, теории познания к эстетике, проблемам морали. Этот сборник впервые выходит в России в том виде, как его задумал и издал в свое время А. Бергсон. Идеи Бергсона, многие из которых опередили свое время, были оценены по достоинству последующей философией и наукой и представляют огромный интерес для современных исследователей, несмотря на продолжающиеся дискуссии вокруг его концепции, его главных идей.

В серии «Российские Пропилеи», в которой представлены труды выдающихся мыслителей России и русского зарубежья, как ушедших от нас, так и живых, вышел в свет девятый том М.О. Гершензона «Избранное. Человек, пожелавший счастия» [Гершензон, 2019]. Этот культурфилософ, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2019 г., оставил глубокий след в российском самосознании. Его исторические, философские, психологические исследования духовной жизни России, умонастроений, стиля жизни, повседневного бытия людей, кризиса культуры и цивилизации пронизаны вековечной тоской по трансцендентным векторам истории культуры. В том включена последняя книга Гершензона, опубликованная В.Ю. Проскуриной в США в 1997 г. (в России публикуется впервые). Статьи, вошедшие в книгу «Пальмира», были написаны в кульминационный период творчества Гершензона - с 1918 по 1922 г. Эти статьи выросли на почве начатых еще в годы мировой войны дискуссий о судьбе культуры и о судьбе России во «вселенском деле», и они подытоживают прежние споры. «Книга создавалась под аккомпанемент "музыки" революции и "в лучах" "заката Европы" (выход первого и второго томов книги 42

Освальда Шпенглера "Закат Европы", определившей моральный тонус европейского послевоенного поколения, совпадал с "крайними" датами написания "Пальмиры"») [Проскурина, с. 244-245]. Эсхатологическая тональность этой книги была продиктована картиной гибели русской культуры, и судьба России проецировалась на судьбу всей современной общеевропейской культуры, переживающей «крушение гуманизма».

Событием стало издание в серии «Российские Пропилеи» книги русского богослова и философа Михаила Тареева (1867-1934) - «Избранное. Философия жизни» [Тареев, 2019]. Эта книга могла исчезнуть при пожаре ИНИОН. Но, к счастью, ее набор осуществлялся не в моем кабинете, который бесследно исчез со всеми своими сокровищами, а на втором этаже - там все было залито водой... Но чудо! Владимир Иванович Герасимов спас этот труд. Он проник в комнату на втором этаже и извлек из залитого водой и лежащего на полу компьютера - Шопенгауэра, Тиллиха, Тареева и т.д. В качестве комментатора книги Тареева пригласила Вадима Вениаминовича Сапова - человека увлеченного, творческого. Он добавил к «Философии жизни» «Цель и смысл жизни», а также исследование А.И. Бродского, сделал новый основательный комментарий... И вот наши «невидимые миру слезы»...

Издание произведений Тареева имеет большое значение. Его идеи и теоретические построения предвосхитили многие идеи западной богословской и философской мысли второй половины ХХ в. Теперь, в начале XXI в., его труды возвращаются к нам, чтобы помочь осветить варианты будущего общественного развития.

Тареев, по словам Г. Флоровского, - «философ, "мудрец" больше, чем богослов» [Флоровский, 1988, с. 444]. Его творчество - это стремление вырваться из стен семинарий и академий, «пойти по пути свободного философствования, превратить богословскую науку в увлекательную философию жизни, в ясную практическую мудрость» [Бродский, 2019, с. 8].

Религиозная устремленность к божественному трансцендентному началу совмещалась в нем с восторженной любовью к «миру», к светской европейской культуре. Тареев стремился найти «формулу», объединяющую религиозную и мирскую жизнь, такую формулу, «которая ничего не урезывала бы в христианстве, которая брала бы христианскую религию не в ее исторической условности, а в ее чисто евангельской абсолютности, и которая ничего не урезывала бы в нашей культуре, но принимала бы всю природную и общественно-историческую

жизнь во всей полноте и свободе ее естественных законов [Тареев, 1908, с. 194].

Как отмечает А.И. Бродский, для Тареева единственной реальностью, в пространствах которой возможно решение всех религиозных и экзистенциальных проблем, является внутренний, интимный мир личности. И с индивидуализмом Тареева неразрывно связан христианский пессимизм, свидетельствующий о самодостаточности человека: «Только каждый человек в отдельности и в глубине своей души может преодолеть противоречие между сущим и должным, вне внутреннего мира личности сущее и должное не соединяются никогда. Индивидуализм и пессимизм - вот та "формула жизни" Тареева, которая призвана объединить мирское и религиозное устремление человека, европейскую культуру и христианство, "Афины и Иерусалим"» [Бродский, 2019, с. 14].

Творчество Тареева стоит в стороне от основных путей русской религиозной философии и во многом противоречит самому духу русской философской мысли. И то, что сделало его такой одинокой фигурой в истории философии, А.И. Бродский определяет двумя понятиями, отражающими суть его мировоззрения, - индивидуализм и пессимизм. Но в современных условиях его философия востребована.

Об актуальности наследия Тареева можно сказать его же словами: «Мы - дети христианства и европейской культуры, нам дорого то и другое. Наше мировоззрение должно обнимать эти два полюса нашей жизни. И на наших плечах лежит тяжесть новой задачи - объединить то, что в исторической действительности разошлось, а в наши дни враждебно сталкивается» [Тареев, 1908, с. 194].

У многих русских философов и общественных деятелей жизнь продолжается и после смерти, их труды актуализируются, вокруг них возникают дискуссии, переосмысливается их наследие, возникают новые интерпретации их идей, разрушаются прежние трактовки их взглядов.

В своей новой книге В.К. Кантор расколдовывает несколько мифов: Н.Г. Чернышевский - символ революционной демократии, И.С. Тургенев - апологет дворянской культуры, М.Н. Катков - реакционер, пособник царизма, Ф.М. Достоевский - мистик, исследователь глубин души человеческой и т.д. [Кантор, 2019].

Задачу философии В.К. Кантор видит в том, чтобы избавиться от мифов, на протяжении истории человечества являвшихся структурообразующими скрепами сознания, задать себе и миру сложные вопро-44

сы, не доверяя мифу как знанию, сделать мир заново непонятным, все перепроверить, открыть, «расколдовать» мир, демифологизировать историю и собственную жизнь.

Развенчивая миф «особого пути России», которую «умом не понять», автор полагает, что именно умом ее понять можно: она осмысливается как европейская страна, идущая цивилизационными путями, управляемая законом как христианская цивилизация, «как страна, способная к самотворчеству европейской культуры» [Кантор, 2019, с. 34]. И восстановление сегодня утерянного русско-европейского диалога - важнейшая задача, стоящая перед русской мыслью. Исходя из понимания сложности мира, нужно не мифологизировать происходящие события, а в самой реальности открыть возможности преображения действительности, возвращения России в контекст европейской культуры.

Свою задачу Кантор видит в демифологизации русской культуры посредством развития личности, он стремится показать, как мнение толпы обретало господство в обществе и как истина, которой владеет личность, противостоит общепринятому безумию.

Оперируя громадными социальными и историческими пластами, Кантор все сводит к проблеме личности - ее свободы, независимости; в книге речь идет только о человеке, его прошлом, настоящем и будущем, ибо лик Божий отражен в человеке-личности, а не в массе, толпе. Эту парадоксальность содержания книги отмечает рецензент В.В. Калмыкова [Калмыкова, 2019, т. 2].

Книга демифологизирует образ одного из крупнейших мыслителей России - Н.Г. Чернышевского. Жизненную задачу Чернышевского Кантор формулирует следующим образом: «В новом - совершенно светском варианте - дать идеи христианства, чтобы они были услышаны. Как раз его идея разумного эгоизма - одна из таких попыток» [Кантор, 2019, с. 290].

Размышляя о судьбе Чернышевского - реформатора, постепеновца, блистательного мыслителя, вернувшего России идеи христианства, из которого власть создала фантом революционера, а советские ученые превратили христианского мыслителя в атеиста, вождя революционных демократов, идеолога беспощадного русского бунта, В.К. Кантор осуществляет реабилитацию его не только как мыслителя, но и как личности. «Самое поразительное, что Чернышевского судили и обвиняли в революционности, как вождя грядущего бунта, а он всеми силами пытался противостоять бунту» [Кантор, 2019, с. 114], пропо-

ведовал независимость мысли. А любой автократический режим не приемлет независимость мысли и духа, «автократическому режиму трудно перейти в модус свободы. И когда есть безумный страх, что человек свободы, даже посмертно, может оживить в душах людей понятие о свободе - уже тем, что такой был, его стараются из общества изъять» [Кантор, 2019, с. 117].

Не менее парадоксальной, чем с Чернышевским, выглядит ситуация М.Н. Каткова, которого в соответствующем мифе представляли как сторонника и защитника самодержавия, верноподданного его раба.

Кантор развенчивает эти мифы, отмечает их несостоятельность, так как в действительности Катков - образованный человек, имперский европеец, говоривший о европейском пути России, сохраняющей независимость и самостоятельность.

Разговор на равных с Европой и способность России остаться самой собой - две сквозные мысли книги Кантора. Европа для Кантора -западника - такой же символ, как и Рим, «понятие не столько географическое, и уж тем более не геополитическое, но философское» [Калмыкова, 2019, т. 2, с. 174]. Именно способностью к усвоению чужих смыслов, всемирной отзывчивостью, русский народ относится к европейской культуре, выросшей на усвоении греко-римского наследства.

В монографии М.В. Пащенко «Сюжет для мистерии: Св. Грааль -Град Китеж - Золотой Петушок» [Пащенко, 2018] разворачивается филологическая история оперы, прослеживается рождение христианской мистерии в точке слияния оперной традиции и филологической, культурологической науки. В рамках проблемы исследуется напряженный русско-германский диалог, эпохально знаковые сюжеты о Св. Граале, Граде Китеже и Золотом Петушке, их последующая судьба в поэзии и философской мысли, а также новаторское направление в филологии - русская историческая поэтика.

Автор стремится отграничить музыковедческое понятие о музыке от поэтологического и философского с целью уточнить роль музыки в предмодернистских и модернистских теориях синтеза искусств. В книге дается сопоставительный анализ «Парсифаля» Вагнера и «Сказания о граде Китеже» Римского-Корсакова, которые утвердились в истории искусства в статусе христианских мистерий. Автор выявляет механизмы построения и поэтического оформления их сюжета, координируя художественные принципы с филологической теорией сюжета в исторической поэтике Веселовского.

Книга В.В. Бычкова представляет собой творческую биографию автора - это своеобразное подведение итогов научной деятельности, творчества. В центре книги - становление эстетического сознания в процессе бесчисленных контактов с людьми, произведениями искусства, мыслителями разных времен и народов. Эстетическое сознание автор определяет как «настроенность всей сознательно-бессознательно-сверхсознательной сферы человеческого духа на эстетический опыт» [Бычков, 2019 а, с. 10], т.е. это та часть сознательно-внесознательной духовно-эмоциональной деятельности человека, которая направлена на эстетический опыт, эстетическое творчество, эстетическое восприятие, эстетическое созерцание. Таким образом, под эстетическим сознанием автор имеет в виду не сознание в узком смысле слова, как языковую рассудочно-рациональную деятельность, но прежде всего внеязыковую, бессознательно-сверхсознательную сферу сознания, с которой связаны эстетический опыт человека [там же].

Книга носит дневниковый характер, в ней непосредственно отражаются значимые моменты эмоционально-эстетического состояния автора в конкретные моменты физического и экзистенциального времени, прослеживаются философско-религиозные, научные, художественные искания автора, показывается, как от юношеских увлечений психологией и семиотикой искусства, структуралистскими теориями автор восходил к более сложным философско-эстетическим представлениям, основывающимися на феноменологии и метафизике эстетического опыта. Феномен эстетического путешествия по выдающимся памятникам искусства и художественным музеям мира, по мирам конкретных произведений искусства занимает особое место в книге, позволяет постичь многоплановость творчества автора, историю становления его эстетического опыта.

Автор полагает, что все написанное им и пишущееся через него «есть один единый целостный Текст, некое многоуровневое и полисемантичное Древо, на котором все листья, ветви, даже сухие сучья и ствол - нечто целое, взаимодополняющее и взаимоуказующее, а возможно, и нечто знаменующее» [Бычков, 2019, с. 14]. И, вероятно, его опыт духовно-эстетического становления и жития в трудном, но радостном контакте и гармонии с Универсумом может оказаться интересным и вдохновляющим.

В серии «Humanitas», ориентированной преимущественно на учебный процесс в высших учебных заведениях, обеспечение преподавателей и студентов монографиями, словарями по гуманитарным

наукам, вышел авторский словарь К.Г. Исупова «Космос российского самосознания», над созданием которого много лет трудился известный исследователь. Словарь призван сохранить преемственность фи-лософско-культурной самобытной традиции в ее диалогической открытости животворным влияниям Запада и Востока.

В словаре представлена система категорий, отражающих фундаментальные концепты национальной культуры. В этих категориях, мифологемах, философемах, универсалиях культуры и цивилизации отражена этноязыковая, религиозная, конкретно-философская историческая семантика.

Россия выступает как «объект и метаобъект ментального самоопознавания, проблемно-оценочного размышления и напряженной философско-эстетической рефлексии» [Исупов, 2020, с. 8]. Показываются органичные для русской культуры концептуальные миры мыслителей, писателей, ученых, художников, а также типы общественного и личного поведения, формы общения, «вся диалогическая фактура внутреннего пространства творческой России» [Исупов, 2020, с. 7]. В диалогическом пространстве проясняются статусы «своего», «Другого», «чужого», опыт и способы диалога различных мировоззренческих позиций.

Вышла в свет многострадальная книга А. Демченко «Н.Г. Чернышевский. Научная биография (1859-1889). Автор этой уникальной книги замечательный исследователь, профессор Саратовского государственного университета Адольф Андреевич Демченко погиб на пожаре через месяц после того, как он поблагодарил меня за выход в 2015 г. первой части биографии Н.Г. Чернышевского - «Н.Г. Чернышевский. Научная биография (1828-1858) [Демченко, 2015] и отправил мне новую книгу. Три года не было возможности ее опубликовать, но мы с Владимиром Карловичем Кантором объединили наши усилия, и издательство РОССПЭН выпустило эту книгу. В ней Н.Г. Чернышевский выступает как христианский мыслитель, в основе миропонимания и мироощущения которого лежала основная проблема - проблема моральной заповеди христианства: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40). Как отмечает В.К. Кантор, из мыслителя, вернувшего России идеи христианства, человека, ни разу не унизившегося до просьб о помиловании, с 48

невероятным чувством собственного достоинства, - создали фантом революционера, что способствовало развитию тех сил, против которых он выступал [Кантор, 2016] [Кантор, 2019].

В своих книгах Адольф Демченко последовательно освещает различные периоды жизненного пути писателя, условия формирования его личности и демократических убеждений. Книга «Н.Г. Чернышевский. Научная биография (1859-1889) [Демченко, 2019] завершает научно-биографическое исследование, в ней рассматриваются последние годы петербургского периода его жизни. На основе обширного архивного материала уточнены подробности ареста, заключения в Петропавловскую крепость, представлена литературная работа тюремного периода, привлечен новый документальный материал, проясняющий обстоятельства его творческой деятельности в области литературы, истории, философии.

Петербургский период жизни Чернышевского отмечен напряженным творческим трудом, протекавшим в условиях подготовки важнейшей для России крестьянской реформы. Основу мировоззрения Чернышевского составляла идея неизбежности исторического прогресса, но «по убеждению русского мыслителя, необходимо учитывать зависимость прогресса от форм, под влиянием которых должен вырабатываться этот прогресс» [Демченко, 2019, с. 8]. Он полагал, что в рамках абсолютистского государства Александра II невозможно осуществление подлинно демократических реформ. «Демократизмом пропитаны его убеждения, демократизм стал главным нервом его существования» [там же]. Чернышевский приходит к мысли о необходимости разработки теоретических проблем демократии, нуждающихся в собственной идеологии, в глубоком историческом, философском, экономическом обосновании.

Новая книга известного культуролога и философа, исследователя по русской культуре И.В. Кондакова посвящена массовой культуре в России [Кондаков, 2019]. Эта работа носит комплексный, междисциплинарный характер. Феномен массовой культуры традиционно вызывает ожесточенные споры: чем является массовая культура для общества - культурным благом или социальным злом?

В отличие от большинства исследователей, полагающих, что массовая культура сложилась лишь в ХХ в., И.В. Кондаков предлагает оригинальную гипотезу - массовая культура существовала с незапамятных времен. Массовая культура XVII, ХУШ, XIX и начала XX в. предстает в качестве предыстории современного масскульта.

Автор исходит из того, что в каждую историческую эпоху возникает свое понимание масс и массовости культуры, как и свое представление об элите и элитарности искусства. Монография И.В. Кондакова вписывает массовую культуру в целостный контекст актуальной культуры каждой эпохи, раскрывает связи массовой культуры на каждом этапе ее существования с культурой народной, элитарной, популярной, рассматривает массовую культуру как универсальный феномен.

Автор монографии стремится представить историю отечественной культуры от барокко XVII в. до символизма Серебряного века как развивающуюся систему жанров и творческих принципов, сюжетов и героев, проблем и мотивов, относящихся к ведению «массовой» и «элитарной» культур своего времени.

И.В. Кондаков считает, что импульс самостоятельности русский масскульт получает с выделением личностного начала и формированием персонифицированной культуры в XVII в., а противопоставление массовидного в культуре барокко выливается в становление двух парадигм - Предвозрождения и Предпросвещения, которые предвосхищают становление массовой и элитарной культур в допетровской и постпетровской Руси. Он отмечает, что кризис классической парадигмы в XIX в. и «литературоцентризма» русской культуры привел к становлению постлитературных жанров и стилей, связанных с модернизмом и постмодернизмом, к обновлению как массовой, так и элитарной культуры начала ХХ в.

В книге М.В. Бабковой и Н.Н. Трубниковой «Буддийская община глазами наставника Догэна» [Бабкова, Трубникова, 2019] собраны статьи и переводы, выполненные в рамках исследования «Догэн и развитие традиции дзен в японской буддийской общине XШ-XIV вв.». Наставник созерцания Догэн (1200-1253) - один из первых японских учителей созерцания, дзен, и один из самых активных религиозных лидеров своей эпохи. Монография освещает учение Догэна в контексте процесса восприятия японцами материкового буддизма. Авторы показывают, как в XШ-XIV вв. новшества в образе жизни монахов, в культовой практике и в способах подвижничества приживались среди членов общества.

Авторы ставили перед собой задачу исследовать идеи Догэна с учетом его личного религиозного опыта и наставнической практики, а также в соотношении с другими буддийскими учениями, распространенными в его время в Японии. Они стремились показать, что «различные стороны деятельности Догэна как мыслителя и буддийского 50

автора, как учителя созерцания, как руководителя общины отражают одно и то же мировоззрение, сформированное под влиянием буддийских писаний, личной медитативной практики и религиозного опыта» [Бабкова, Трубникова, 2019, с. 315]. Исследовательские статьи чередуются с переводами сочинений Догэна. Это позволяет, получив некоторую вводную информацию, прочесть слова самого Догэна и составить собственное мнение о его наставлениях.

В книгах Н.А. Хренова «Визуальная коммуникация: культурологические исследования» [Хренов, 2019 а] и «Новая визуальность как проблема культуры» [Хренов, 2019 Ь] предпринят анализ развития зрелищных форм в культуре XIX-XX вв. Автор демонстрирует панораму визуальных форм культуры в сочетании с их анализом, рассматривает феномен нарушения логики перехода от тактильно-осязательных систем видения к оптическим системам как следствие вторжения в культуру новой визуальности. При осмыслении новой визуальности в ее актуальных проявлениях затрагиваются такие вопросы, как мозаичные структуры коммуникации, прорыв принципа программности в сюжетные построения, роль монтажа в организации произведения, а также нарастание в культуре процессов виртуализации. Феномен виртуальной реальности описывается на кинематографической фазе ее истории. Анализируя кинематографический этап в истории виртуальной реальности, автор дает панораму истории кино, показывает его роль в эпоху тоталитаризма, функции кинематографа в социодинамике культуры ХХ в.

В своем анализе Н.А. Хренов использует социологию, социальную психологию, историю, семиотику, функциональный анализ, универсальный культурологический подход. Для автора фотография, кино, телевидение, Интернет - это фазы становления виртуальной реальности, которая не тождественна художественной реальности. Эти виды искусства, возникшие на технологической основе, предстают способами репродуцирования и тиражирования традиционных видов искусства, а также сами трансформируются в новые художественные формы и служат средствами коммуникации.

Основной лейтмотив книг Н.А. Хренова в том, что технологии не только создают формы, которые соотносятся с будущим, но и возвращают в архаику. И это позитивный процесс - это реакция на распад тех поздних уровней культуры и идеологии, которые определяли прежде сознание и поведение человеческих коллективов. Как и на ранних этапах истории, изображения вплетаются в форму ритуала и

мифа, которые для архаического человека были и моралью, и системой воспитания, и религией, и культурой. Системы видения, характерные для технических видов искусства, включаются в идеологию, политику, пропаганду, социальную жизнь, в ритуал.

Итак, виртуальная реальность - способ реабилитации всех тех форм сознания и познания (в чувственных, мифологических, магических формах), которые в эпоху Просвещения оказались упраздненными. Наблюдается возврат к ранним системам видения, к тому, что отождествляют с тактильно-осязательной доминантой, но одновременно и к истокам искусства, когда оно было слагаемым ритуала. Происходит смена циклов в истории культуры, и цикл, характерный для культуры последних столетий, обозначаемый в исследовании Н.А. Хренова как культура чувственного типа, отступает перед очередным циклом, в границах которого осуществляется становление альтернативной культуры.

В книге «Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии» [Пластическое мышление... 2019] исследуются классические и неклассические способы созидания художественной формы в живописи, архитектуре, кино, фотографии, рассматриваются типы пластического мышления как особые «формулы» выразительности и одновременно - как основания человеческого Бытия. Пластическое мышление трактуется как «мышление посредством чувственных форм, объемов, линий, красок, света, тени - т.е. мышление посредством всей совокупности визуальных характеристик объекта» [Пластическое мышление... 2019, с. 5].

Рецензент этой книги Нина Геташвили, отмечая ее новаторский характер, подчеркивает суть пластического мышления: это не вербальное, не понятийное мышление, а мышление в материале, особое композиционное мышление, способность к построению целостной художественной формы. И главным здесь является то, что смыслы не привносятся художником извне, а возникают как итог пластического претворения, в процессе рождения «новой вещественности искусства» [Геташвили].

Авторы книги исходят из предпосылки, что типы пластического мышления - «это не только особая "формула" пластической выразительности, но и одновременно - особая формула человеческого Бытия с ее доминантами мироощущения, жизнеустройства, самосознания, самопознания, самовыражения» [Пластическое мышление... 2019, с. 7]; авторы полагают, что свойства пластического мышления укоре-52

нены в характеристиках «меры человеческого» и ее модификациях. Влиятельность художественных течений, полагают исследователи, означает явленность в них архетипов, вторгающихся в витальную онтологию творчества и жизнетворчества человека.

В серии «Письмена времени», которая представляет исследования по истории мировой культуры, истории художественного мышления, истории музыкальной культуры, вышли книги о жизни и творчестве композитора и музыкального педагога Ю.В. Николаева - «Верю в тебя, Россия», «Жизнь в Музее: Татьяна Шаборкина и Музей А.Н. Скрябина».

Книга «Верю в тебя, Россия» [«Верю в тебя, Россия...» 2019] адресована музыкантам-профессионалам, а также всем, интересующимся историей российской музыкальной культуры. В книге собраны тексты, хранящиеся в основном в семейном архиве: интереснейшие воспоминания о Харбине 20-30-х годов ХХ в., автобиография Юрия Васильевича Николаева, выдержки из записных книжек, письма, стихи. В книгу включены также работы Ю.В. Николаева, посвященные фортепианному трио Франца Шуберта, сонате для альта и фортепиано Д. Шостаковича, фортепианному квинтету и кларнетовой сонате Мечислава Вайнберга, сравнительной характеристике редакций оперы «Борис Годунов» Мусоргского, выполненных Римским-Корсаковым и Шостаковичем. В книге воссоздается образ большого музыканта, внесшего свой вклад в культуру России.

Книга «Жизнь в Музее: Татьяна Шаборкина и Музей А.Н. Скрябина» [Жизнь в Музее, 2019] повествует о музыкально-общественной деятельности бессменного директора Музея-квартиры А.Н. Скрябина с 1941 по 1984 г. Т.Г. Шаборкина, возглавлявшая музей Скрябина более сорока лет, подчеркивала, что скрябинский музей - это не склад драгоценных для потомства застывших вещей, а живой организм. И задача музея - дать почувствовать посетителям живого Скрябина с его вкусами, устремлениями, исканиями; сохранить не только творческое наследие великого русского композитора и пианиста, но и тот контекст, который окружал Скрябина. «Живое общение позволяет посетителю совершенно по-новому воспринять окружающее пространство и почувствовать себя... в гостях у Скрябина» [Жизнь в Музее, 2019, с. 317].

В книге публикуются статьи музыковеда Т. Шаборкиной, посвященные А. Скрябину, вопросам организации музея, а также воспоминания о Б.Л. Яворском, В.В. Софроницком, Г.Г. Нейгаузе, С.Н. Дуры-

лине, Л.А. Скрябиной. Огромный интерес представляет обширная переписка Шаборкиной с искусствоведом и богословом С. Дурылиным, музыковедами Б. Яворским, С. Протопоповым, В. Беляевым и др., а также воспоминания о Шаборкиной современников. Книга погружает нас в сложную эпоху - в ХХ век, со всеми его горестями, страданиями и радостями.

Книги, изданные в этих сериях, обращены к студентам, аспирантам, преподавателям, исследователям в сферах философии, культурологии и в целом гуманитарного знания, вооружают новой информацией, обеспечивают современный уровень преподавания и исследований.

Реализация обширной программы изданий зарубежных и отечественных мыслителей, фундаментальные исследования ИНИОН РАН стали возможны при взаимодействии сотрудников многих институтов Российской академии наук, а также совместной деятельности ученых РАН и преподавателей университетов России.

Примечания

1 Культурология. ХХ век: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. -Т. 1 / гл. ред., сост. и автор проекта С.Я. Левит. - 447 с.; Культурология. ХХ век: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 2 / гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - 447 с.

2 Культурология: энциклопедия: в 2 т. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1 / гл. ред., сост. и автор проекта С.Я. Левит. - 1392 с. -(Серия «Summa culturologiae»).

Культурология: Энциклопедия: в 2 т. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 2 / гл. ред, сост. и автор проекта С.Я. Левит. - 1184 с. -(Серия «Summa culturologiae»).

3 Словари:

Культурология. ХХ век: словарь / гл. ред., составитель и автор проекта С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

Словарь персонажей русской литературы: вторая половина XVIII-XIX в. / сост. Г.А. Гудимова. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 362 с. - (Серия «Summa culturologiae»).

Портреты историков: Время и судьбы: в 2 т. - М.: Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. - Т. 1: Отечественная история / сост. Г.Н. Севостьянов, Л.Т. Мильская. - 432 с. (Серия «Summa culturologiae»).

Портреты историков: время и судьба: в 2 т. - М.: Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. - Т. 2: Всеобщая история / сост. Г.Н. Севостьянов, Л.Т. Мильская. - 464 с. (Серия «Summa culturologiae»).

Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 632 с. (Серия «Summa culturologiae»).

Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 624 с. (Серия «Summa culturologiae»).

Лексикон нонклассики: художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В.В. Бычкова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. -607 с. (Серия «Summa culturologiae»).

ЛапланшЖ., ПонталисЖ.-Б. Словарь по психоанализу / пер. с франц и науч. ред. Н.С. Автономовой. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 751 с. (Серия «Humanitas»).

Философы Франции: словарь / сост. и отв. ред. И.И. Блауберг. - Изд. 2-е, доп., перераб. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 464 с. (Серия «Humanitas»).

Кривцун О.А. Основные понятия теории искусства: энциклопедический словарь. -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 448 с. (Серия «Humanitas»).

ИсуповК.Г. Космос российского самосознания: словарь. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 370 с. (Серия «Humanitas»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

БабковаМ.В., ТрубниковаН.Н. Буддийская община глазами Догэна. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 352 с. - (Серия «Humanitas»).

Бергсон А. Мысль и движущееся: статьи и выступления. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 272 с. - (Серия «Книга света»).

Бродский А.И. Михаил Тареев // Тареев М.М. Избранное: Философия жизни. -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - С. 7-14.

Бычков В.В. Vita Longa. Становление эстетического сознания. Книга I. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 a. - 512 с.: илл. - (Серия «Российские Пропилеи»).

Бычков В.В. Vita Longa: становление эстетического сознания. Книга II. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 b. - 624 с.: илл. - (Серия «Российские Пропилеи»).

«Верю в тебя, Россия...» Книга о жизни и творчестве композитора Ю.В. Николаева. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Петроглиф, 2019. -512 с. - (Серия «Письмена времени»).

ГершензонМ.О. Творческое самосознание // Звучащие смыслы: творческое самосознание. Культурологический альманах. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 а. - С. 4-63.

Гершензон М.О. Завещание Гоголя // Звучащие смыслы: творческое самосознание. Культурологический альманах. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 Ь. - С. 64-85.

Гершензон М.О. Избранное. Человек, пожелавший счастия / сост. С.Я. Левит. -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 с. - 400 с. - (Серия «Российские Пропилеи»).

Геташвили Н. Пятна, цвет и след руки. Как смыслы возникают в процессе творения - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-10-17/14_1002_sled.html

ДемченкоА.Н. Г. Чернышевский. Научная биография (1828-1858). - М.: Петроглиф, 2015. - 624 с.

ДемченкоА.Н. Г. Чернышевский. Научная биография (1859-1889). - М.: РОССПЭН, 2019. - 687 с. - (Серия «Нитап^»).

Жизнь в Музее. Татьяна Шаборкина и Музей А.Н. Скрябина. - М.; СПб.: Петроглиф: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 352 с. - (Серия «Письмена времени»).

Звучащие смыслы: космос культуры. Культурологический альманах / отв. ред. и составитель С.Я. Левит. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 528 с. -(Серия «Культурология. ХХ в.»).

Звучащие смыслы: творческое самосознание. Культурологический альманах / отв. ред. и сост. С.Я. Левит. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. -496 с. - (Серия «Культурология. ХХ век»).

Ильин Вл. Судьба элиты в нашу эпоху // Звучащие смыслы: творческое самосознание. Культурологический альманах. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - С. 402-410.

ИсуповК.Г. Космос русского самосознания: словарь. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 370 с. - (Серия «Ниташ1аз»).

КалмыковаВ.В. Книга против бунта. - М., 2019. - Т. 2, № 3: «Философические письма. Русско-европейский диалог». - С. 169-176. - Рец. на кн.: Кантор В.К. Демифологизация русской культуры. Философические эссе. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 400 с.

Кантор В.К. «Срубленное древо жизни». Судьба Николая Чернышевского. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 528 с. - (Серия «Российские Пропилеи»).

Кантор В.К. Демифологизация русской культуры. Философические эссе. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 400 с. - (Серия «Российские Пропилеи»).

Кондаков И.В. Русский масскульт: от барокко к постмодерну. Опыт системного анализа. - М.; СПб.: Петроглиф, 2019. - 544 с. - (Серия «Humanitas»).

Пащенко М. Сюжет для мистерии: Св. Грааль - Град Китеж - Золотой Петушок. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 720 с. - (Серия «Российские Пропилеи»).

Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фото. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - (Серия «Humanitas»).

Проскурина В.Ю. «Пальмира»: последняя книга Михаила Гершензона // Гершен-зонМ.О. Избранное. Человек, пожелавший счастия / составитель С.Я. Левит. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - С. 243-253.

Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. - Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908. - Т. 4. - 423 с.

Тареев М.М. Избранное: Философия жизни. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 400 с. - (Серия «Российские Пропилеи»).

Флоровский Г. Пути русского богословия. - Париж: YmcaPress, 1988. - 618 c.

Хренов Н.А. Визуальная коммуникация: Культурологические исследования. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 а. - 480 с. - (Серия «Humanitas»).

Хренов Н.А. Новая визуальность как проблема культуры. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019 b. - 416 с. - (Серия «Humanitas»).

References

Babkova, M.V. & Trubnikova, N.N. (2019). Buddijskaya obshchina glazami Dogena. -Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Bergson, A. (2019). Mysl' i dvizhushcheesya: Stat'i i vystupleniya. Moscow: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Brodskij, A.I. (2019). Mihail Tareev. In M.M Tareev..Izbrannoe: Filosofiya zhizni (pp. 7-14). Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Bychkov, V.V. (2019). Vita Longa.Stanovlenie esteticheskogo soznaniya. Kni-ga I. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ (ill.).

Bychkov, V.V. (2019). Vita longa: stanovlenie esteticheskogo soznaniya. Kniga II. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ (ill.).

«Veryu v tebya, Rossiya...» Kniga o zhizni i tvorchestve kompozitora Yu.V. Nikolaeva. (2019). - Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ; Petro-glif.

Gershenzon, M.O. (2019 a). Tvorcheskoe samosoznanie. In Zvuchashchie smysly: tvorcheskoe samosoznanie. Kul'turologicheskij al'manah (pp. 4-63). Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Gershenzon, M.O. (2019 b). Zaveshchanie Gogolya. In Zvuchashchie smysly: tvorcheskoe samosoznanie. Kul'turologicheskij al'manah (pp. 64-85). Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Gershenzon, M.O. (2019 c). Izbrannoe. Chelovek, pozhelavshij schastiya (Comp. ed S. Ya. Levit). Centr gumanitarnyh iniciativ.

Getashvili, N. (2019). Pyatna, cvet i sled ruki. Kak smysly, voznikayut v processe tvoreniya. Retrieved from: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-10-17/14_1002_sled.html

Demchenko, A. (2015). N.G. Chernyshevskij. Nauchnaya biografiya (1828-1858). Moscow: Petroglif.

Demchenko, A. (2019). N.G. Chernyshevskij. Nauchnaya biografiya (1859-1889). Moscow: Politicheskaya enciklopediya.

Zhizn' v Muzee.Tat'yana Shaborkina i Muzej A.N. Skryabina. (2019). Moscow; Saint Petersburg: Petroglif, Centr gumanitarnyh iniciativ.

Levit S. Ya. (Ed & comp) (2019). Zvuchashchie smysly: Kosmos kul'tury. Kul'turologicheskij al'manah. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Levit S. Ya. (Ed & comp) (2019). Zvuchashchie smysly: Tvorcheskoe samosoznanie. Kul'turologicheskij al'manah. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Il'in, Vl. (2019). Sud'ba elity v nashu epohu. In S. Ya.Levit (ed. & comp.)Zvuchashchie smysly: tvorcheskoe samosoznanie. Kul'turologicheskij al'manah (pp. 402-410). Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Isupov, K.G. (2020). Kosmos russkogo samosoznaniya. Slovar'. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Kalmykova, V.V. (2019). Kniga protiv bunta. Rec. na kn.: Kantor V.K. Demifologizaciya russkoj kul'tury. Filosoficheskie esse. Recenziya: «Filosofiches-kie pis'ma. Russko-evropejskij dialog» (vol. 2) 3 169-176. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Kantor, V.K. (2016). «Srublennoe drevo zhizni». Sud'ba Nikolaya Chernyshevskogo. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Kantor, V.K. (2019). Demifologizaciya russkoj kul'tury. Filosoficheskie esse. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Kondakov, I.V. (2019). Russkij masskul't: ot barokko kpostmodernu. Opyt sistemnogo analiza. Moscow; Saint Petersburg: Petroglif.

Pashchenko, M. (2018). Syuzhet dlya misterii: Sv. Graal' - Grad Kitezh - Zolotoj Pe-tushok. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Plasticheskoe myshlenie v zhivopisi, arhitekture, kino i foto. (2019). Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ, - (Seriya «Humanitas»).

Proskurina, V. Yu. (2019). «Pal'mira»: poslednyaya kniga Mihaila Gershenzona. In Gershenzon M.O. Izbrannoe.Chelovek pozhelavshij schastiya (Comp. S. Ya. Levit) (pp. 243-253). Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ. 58

Tareev M.M. Osnovy hristianstva. Sistema religioznoj mysli. Sergiev Posad, Tip. Sv.-Tr. Sergievoj lavry, 1908. T. 4. - 423 s.

Tareev, M.M. (2019). Izbrannoe: Filosofiya zhizni. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Florovskij, G. (1988). Puti russkogo bogosloviya. Parizh, Ymca Press. Hrenov, N.A. (2019). Vizual'naya kommunikaciya: Kul'turologicheskie issledovaniya. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

Hrenov, N.A. (2019). Novaya vizual'nost' kak problema kul'tury. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.