Научная статья на тему 'Проблемы философии и культурологии в трудах ИНИОН РАН (к 20-летию выхода сериальных изданий)'

Проблемы философии и культурологии в трудах ИНИОН РАН (к 20-летию выхода сериальных изданий) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы философии и культурологии в трудах ИНИОН РАН (к 20-летию выхода сериальных изданий)»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

С.Я. Левит

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ В ТРУДАХ ИНИОН РАН (к 20-летию выхода сериальных изданий)

Левит Светлана Яковлевна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

«Опять, как в годы золотые», мы с чем-то боремся. Увы! В 2000 г. содружество ученых отбило у чиновников культурологию, а сейчас впали в немилость все гуманитарные науки. Да что науки - замахнулись на Академию наук, которая существует около 300 лет и умножает духовную славу России. Вот таков контекст. А текст иной: более 20 лет тому назад в российской культуре с ее всемирной отзывчивостью открылись, наконец, неизвестные «культурные пласты» мировой гуманитарной науки и появилась надежда ее более плодотворного развития в будущем.

В 90-е годы ХХ в. стали доступными переводы фундаментальных работ крупнейших западных мыслителей, посвященные проблемам философии, осмыслению культуры и культурных процессов с разных методологических позиций. Переводы работ З. Фрейда, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, К. Ле-ви-Строса, К. Ясперса в серии «Мыслители ХХ века» издательства «Республика» оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук.

В ИНИОН РАН в 90-е годы выходят переводы Э. Мунье. Персонализм (М.: ИНИОН, 1993); Г. Мадинье. Сознание и любовь (М.: ИНИОН, 1995); К. Ясперс. Философская вера (М.: ИНИОН, 1992); М. Бубер. Проблема человека (М.: ИНИОН, 1992); К. Манхейм. Диагноз нашего времени (М.: ИНИОН, 1992); К. Манхейм. Человек и общество в эпоху преобразования (М.: ИНИОН, 1991); К. Ясперс. Духовная ситуация нашего времени (М.: ИНИОН, 1990); В. Виндельбанд. Избранное. Философия и культура (М.: ИНИОН, 1994); П. Тиллих. Христианство и мировые религии (М.: ИНИОН, 1994);

Д. Флуссер. Иисус (М.: ИНИОН, 1992), М. Бубер. Я и Ты (М.: ИНИОН, 1993); Э. Фромм. Из плена иллюзий (М.: ИНИОН, 1991)1 и др.

Возникла потребность в целенаправленной издательской политике в рамках ИНИОН, в разработке проектов серий книг, дающих научной общественности представление об опыте исследований культуры в западной науке, трансляции основополагающих ориентаций классической философии в культурологические исследования.

Постепенно сложилась «Программа научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований культуры». Первоначально она включала переводы, а затем дополнилась сериями книг отечественных авторов. Эта программа предлагалась многим издателям, но диалог по разным причинам не возникал. Наконец, М.М. Скибицкий познакомил меня с директором издательства «Юристъ», и началась работа.

В 1992 г. была основана серия «Лики культуры», и с 1994 г. в издательстве «Юристъ» вышли в свет переводы классиков культурологии, философии, социологии, в частности: М. Вебер. Избранное. Образ общества (М., 1994); Э. Трёльч. Историзм и его проблемы (М., 1994); К. Манхейм. Избранное. Диагноз нашего времени (М., 1994); П. Тиллих. Теология культуры (М., 1995); Я. Буркхардт. Культура Возрождения в Италии (М., 1996); Г. Зиммель. Избранное: В 2 т. (М., 1996); Э. Кассирер. Избранное. Опыт о человеке (М., 1998); В. Виндельбанд. Избранное. Дух и история (М., 1995) и др.

Серия была представлена на книжных ярмарках Германии и Израиля. Согласно рейтингам, публикуемым еженедельником «Книжное обозрение», книги серии неизменно становились «бестселлерами для интеллектуалов». Это косвенно подтверждается множеством глубоких и стимулирующих рецензий в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Вестник РГНФ», «Новое литературное обозрение», «Новая и новейшая история», «Литературное обозрение», «Вопросы философии» и др. Один из рецензентов, высоко оценивший серию, отмечал особый пафос ее создателей, вписанный в определенный культурный стереотип. В действительности это скорее был не пафос, а «профессиональное вдохновение», возникшее не на пустом месте.

1. В 70-80-е годы под редакцией Я.М. Бергера, Р.А. Гальцевой, В.Н. Листовской были изданы: М. Вебер. Протестантская этика. Ч. I; Ч. II-III (М.: ИНИОН АН СССР, 1972); М. Вебер. Исследования по методологии науки. Ч. I-II (М.: ИНИОН АН СССР); Макс Вебер и методология истории (Протестантская этика). Вып. 1-2 (М.: ИНИОН АН СССР, 1985); Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии (М.: ИНИОН АН СССР, 1985); К. Ясперс. Истоки истории и ее цель (М.: ИНИОН АН СССР, 1978); К. Манхейм. Идеология и утопия (М.: ИНИОН АН СССР, 1976); Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века: Сб. переводов (М.: ИНИОН АН СССР, 1979) и др.

В течение многих лет в ИНИОН РАН выходили рефераты и переводы книг выдающихся западных мыслителей.

В рецензии Е. Ознобкиной на «Лики культуры» отмечалось, что благодаря этой серии отечественная гуманитарная культура открыла для себя во всей полноте произведения, «выходившие в течение столетия в америках и евро-пах своим чередом», но известные у нас в «сублимированном» виде - в форме рефератов и пересказов. Особенно подчеркнуты профессионализм, огромный объем квалифицированного труда, вложенного в подготовку книг серии.

Реализация программы стала возможной благодаря вдохновенному труду небольшого высокопрофессионального коллектива: переводчиков - М.И. Левиной, А.В. Михайлова, А.М. Руткевича, А.В. Дранова, талантливого исследователя и научного редактора Л.Т. Мильской, вклад которой в подготовку этой серии трудно переоценить. Оригинальное оформление этой серии принадлежит художнику П.П. Ефремову: остроумный дизайн суперобложки -воспроизведение живописных срезов мрамора, для каждого автора разных, слагается в некую «жилу» мудрости, что являет зрителю свою прихотливую и тонкую «игру на века».

В этой серии было положено начало изданию трудов Э. Кассирера2. В томе «Избранное. Опыт о человеке» (М., 1997) были собраны исследования этого выдающегося мыслителя, для которого характерен широкий культурологический взгляд на проблему познания. Кассирер трансформировал трансцендентальную философию как теорию познания в теорию миропонимания и смысла. В кассиреровской интерпретации проблема бытия смещается из области онтологии (теории бытия) в область семантики (смысла понятия бытия), где главным «действующим лицом» выступает смысл (значение).

Событием серии явилось издание работ Георга Зиммеля, одного из создателей нового языка философии, традиционно считавшегося мыслителем «второго ряда». В произведениях Зиммеля пластика философского языка опирается одинаково свободно и на понятия, и на образы. Зиммель, как и Хайдеггер, заворожен странным отсветом «немыслимого», который они замечают за «мыслимым». Как отмечала Е. Ознобкина, «сама напряженность мыслительного поля, где должен был появиться язык философии ХХ в., - передана Зиммелем удивительно сильно» [18, с. 364].

Создание этой серии, отмечает в своей рецензии Г.С. Померанц, было замечательным шагом в возрождении духа русской философии, духа живого отклика на глобальные проблемы, ибо без обращения к выдающимся мысли-

2. В серии «Книга света» изданы другие труды Э. Кассирера, в том числе его фундаментальный труд «Философия символических форм» (Кассирер Э. Философия символических форм. — М.; СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 1. — 272 с.; Т. 2. — 280 с.; Т. 3. — 398 с. — (Серия «Книга света»).

телям Запада - М. Веберу, Э. Кассиреру, Я. Буркхардту, Г. Зиммелю, К. Ман-хейму, Э. Трёльчу, П. Тиллиху, без вхождения в поток европейской мысли такое возрождение невозможно. В своих размышлениях о книгах, представленных в серии, Г.С. Померанц поднимает важную проблему - понимания и освоения духовного наследия предшественников, проникновения в живую суть их мышления, постижения «ветвистости» их мыслей, а не огрубления этих мыслей застывшими формулами [19, с. 183].

Книги серии «Лики культуры» - это в большинстве своем труды признанных классиков философии, живших и творивших преимущественно в конце XIX - первой половине ХХ в. В рамках серии осуществляется диалог этих выдающихся авторов, их метапространственное взаимодействие, перекличка идей, ведется разговор по важнейшим вопросам человеческого существования. Во всех книгах серии присутствует культурологический аспект, дается подробное и разнообразное толкование ключевого гуманитарного понятия - «культура».

Формирование культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Культурологическая парадигма становится определяющей для гуманитарных наук в XXI в. Доменом культурологии является взаимодействие культурных миров в условиях стремительного процесса глобализации и возникновения единого информационного пространства. Она стремится понять мир культуры, ее бытие, «символическую вселенную» человека не как простое скопление разрозненных явлений, фактов, а осмыслить эти явления и факты как целостность.

Для осмысления становления культурологии как принципиально новой науки была создана в 1998 г. серия «Культурология. ХХ век». Программа этой серии обширна. В ней изданы: Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (СПб., 1997, 2006); Антология исследований культуры. Отражения культуры (М., 2011); Антология исследований культуры. Символическое поле культуры (М., 2011). Составитель этих антологий Л. А. Мостова (1949-2000) - талантливый исследователь, внесшая свой вклад в развитие культурологии.

В серии изданы избранные труды классиков культурологии Л. Уайта, У. Уорнера, Б. Малиновского, А. Крёбера, К. Гирца.

Особое место в этой серии занимает К. Гирц3, оказавший существенное влияние на общее развитие антропологических исследований в последней четверти ХХ в., а также на проблематику культурологии. Книги и лекции К. Гирца положили начало интерпретативной антропологии - наиболее динамичному и интеллектуально ориентированному направлению в американ-

3. Гирц К. Интерпретация культур: Пер с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 560 с. — (Серия «Культурология. ХХ век»).

ской антропологии конца 70-х - начала 90-х годов ХХ в. Ему принадлежит первая в американской антропологии попытка совместить «материальное» и «идеальное» - символические формы с реалиями человеческой жизни. Издание работы К. Гирца «Интерпретация культур», междисциплинарной по установкам, методам, исследуемому материалу и выводам, оказало огромное воздействие на все области гуманитарных и социальных наук, в том числе и на культурологию, которая в условиях постмодерна - интеллектуального движения, охватывающего все гуманитарные и социальные науки, - нередко трактуется как шанс возвращения к целостному миру из расколотого и отчужденного его состояния.

На становление культурологии большое влияние оказало издание в 1997 г. «Словаря», а в 1998 г. - энциклопедии «Культурология. ХХ век», не имевших аналогов в мировой литературе. Энциклопедия представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия; основное внимание сосредоточено на проблемах формирования культурологии в ХХ в. В издание включены статьи, дающие представление об основных направлениях, школах, познавательных категориях и понятиях культурологии, а также о наиболее крупных мыслителях ХХ в., заложивших основы этой науки. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях и идеях культуры, ключевых проблемах культурологии. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена авторская концепция, выявлены трудности, связанные со становлением культурологии в ХХ в. Работа по определению предметного поля культурологии была продолжена в издании «Культурология. Энциклопедия», охватывающем более обширный период.

В значительной мере осмыслению становления культурологии как науки XXI в. способствовало создание в 1997 г. проекта «Книга света» для издательства «Университетская книга». Название отсылает нас к Декарту. Книга света - это книга мира, и Декарт намеревался прочитать ее в свете истины. В наше смутное время, когда рушатся привычные системы ценностей, распространяются ксенофобские, шовинистические, расистские устремления, оживают самые чудовищные и разрушительные мифы, усиливаются деструктивные процессы в обществе, несомненно, возрастает роль гуманитарных наук, признанных выполнять важнейшую функцию очеловечивания человека через приобщение его к осмыслению интеллектуальных и духовных сокровищ предшественников и формирование на этой основе активного компетентного деятеля исторического и культурного процессов. В серии «Книга света» исследователям, преподавателям, студентам, широкому кругу читателей стали доступны тексты выдающихся мыслителей Т. Адорно, Р. Арона, Э. Ауэрбаха, Г. Башляра, А. Бергсона, Р. Бультмана, А. Вебера, М. Вебера,

В. Дильтея, Э. Жильсона, Э. Кассирера, Ю. Кристевой, Ж. Лакруа, Э. Левина-са, К. Леви-Строса, Б. Малиновского, Э. Маритена, Ф. Мейнеке, Х. Плеснера, П. Рикёра, О. Розенштока-Хюси, П. Тиллиха, М. Фуко, М. Шелера, А. Шюца, Н. Элиаса и мн. др.

Издание трудов этих выдающихся мыслителей оживило не только учебный процесс в гуманитарных вузах, но и существенно повлияло на исследовательскую деятельность.

В подготовке этой серии принимали участие замечательные переводчики: И.С. Вдовина, И.И. Блауберг, В.П. Гайдамака, И.А. Осиновская, А.Н. Ма-линкин, Г.М. Тавризян, А.М. Руткевич, Н.Б. Маньковская, В. Л. Махлин, А.Г. Гаджикурбанов, М.И. Левина, А.В. Михайлов, В.Г. Николаев, Н.М. Смирнова, С.А. Ромашко, Г.В. Вдовина, З.А. Сокулер, В.А. Брун-Цеховой, А.В. Михайловский, Д.В. Трубочкин, В.Н. Порус, И.Ж. Кожанов-ская, Г.К. Косиков, Б.П. Нарумов, М.Н. Корнилов и мн. др. Редакторами этих томов были высококвалифицированные специалисты - Л.Г. Мильская, А.Н. Кожановский, С.В. Лёзов, Л.Б. Комиссарова, Р.А. Гальцева, И.С. Вдовина, Е.Н. Балашова, О.Ю. Бойцова, О.Ф. Кудрявцев, И.С. Култышева, Т.Н. Красавченко, А.Н. Дорошевич, А.В. Матешук, Д.М. Носов.

В 1998 г. была основана серия «Российские Пропилеи», в которой представлены труды выдающихся мыслителей России и русского зарубежья, как ушедших от нас, так и живых. Если Пропилеи - парадный вход на Акрополь, то Российские Пропилеи - парадный облик России. Перед читателем, сменяя друг друга, проходят мыслители XIX, XX и XXI вв., прошлого и современности. Их идеи, духовные искания способны высветить многие грани современной жизни. Серию открывает книга известного философа, культуролога, публициста, писателя Г. Померанца «Страстная односторонность и бесстрастие духа»4. В ней сформулированы мысли, проясняющие предназначение культурологии, королевским доменом которой являются белые пятна, оставшиеся между научно установленными фактами. Она оперирует предметами, которые не распадаются на отдельные факты, целостностями разных порядков. «Выход культурологии за рамки немецкой философии культуры, общее признание культурологии как науки и рост культурологического сознания связаны с чувством угрозы целому цивилизации и общим поворотом к проблемам целостности общества, целостности биосферы - или, в негативном описании: духовного кризиса и экологического кризиса»5.

Теоретическое ядро этой серии определяют книги: Н.С. Автономова. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров (М., 2009);

4. Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С. 557. — (Серия «Российские Пропилеи»).

5. Там же. — С. 557.

В.В. Бычков. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica: В 2 т. (М.; СПб., 1999); А.Н. Веселовский. Избранное: Историческая поэтика (М., 2006); Р.А. Гальцева. Знаки эпохи. Философская полемика (М., 2008); И.Л. Галинская. Потаенный мир писателя (М.; СПб., 2007); К.Г. Исупов. Русская философская культура (СПб., 2010); В.К. Кантор. Русская классика, или Бытие России (М., 2005); Г.С. Кнабе. Избранные труды. Теория и история культуры (М.; СПб., 2006); Ю.С. Пивоваров. Полная гибель всерьез (М., 2004); Г.С. Померанц. Выход из транса (М., 2010); Г.Г. Шпет. Мысль и слово. Избранные труды (М., 2005); В.Г. Щукин. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей (М., 2007); М.В. Юдина. Лучи Божественной любви (М.; СПб., 1999) и мн. др.

В многочисленных рецензиях на книги этой серии говорится о литерату-роцентризме российской цивилизации: в рецензии М.В. Черномырдина [26] на книгу В.Г. Щукина, в рецензии И.В. Кондакова на книгу В.К. Кантора «Русская классика, или Бытие России» и др. Как отмечает И.В. Кондаков [15], у Кантора вся русская классика является ключом к пониманию российской истории, средством понимания России как цивилизации. Книга, литература и в историческом, и в онтологическом аспектах трактуется как основа вхождения России в мировую цивилизацию.

Событием культурной жизни был выход томов, посвященных наследию крупнейшего музыканта и христианского мыслителя ХХ столетия Марии Вениаминовны Юдиной - Мария Юдина. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие (М.; СПб., 1999); Высокий стойкий дух. Переписка 19181945 гг. (М., 2006); Обреченная абстракции, символике и бесплотности музыки. Переписка 1946-1955 гг. (М., 2008); Жизнь полна Смысла. Переписка 1956-1959 гг. (М., 2008); В искусстве радостно быть вместе. Переписка 19591961 гг. (М., 2009); Дух дышит, где хочет. Переписка 1961-1963 гг. (М., 2010); Нереальность зла. Переписка 1964-1966 гг. (М., 2010). Эти тома воссоздают эволюцию гениальной личности М.В. Юдиной; образ великой женщины нашей эпохи предстает в разных ипостасях: мудрого художника и педагога, христианского филантропа, стойкого борца за справедливость, страстно любящей натуры, мыслителя, останавливающего свое внимание на онтологических вопросах культуры.

Объемистый том «К портретам русских мыслителей» - это книга-итог, собравшая труды десятилетий. Сочетание «дара веры» с даром «интеллектуальной пытливости» «делает интересным путешествие по лабиринтам русской философской мысли с такими проводниками, как Ирина Роднянская и Рената Гальцева» [17, с. 190].

В 1960-е годы часть интеллигенции, отринув господствующую фальшь, в поисках ответа на вопрос о смысле человеческого существования обратилась к великому наследию русской религиозной философии. Среди тех немногих, 214

кто не только открывал труды блистательных русских философов для себя, но и адекватно писал о них, расширяя горизонты дозволенного, были, как отмечает в своей рецензии А. Латынина, эти замечательные авторы, включившие в свой том не только работы последних десятилетий, но и более ранние исследования. Сегодняшнему читателю, вероятно, трудно будет понять, сколь велика была их роль, как много было ими сделано для того, чтобы мы сегодня могли свободно размышлять о Бердяеве, Шестове, Франке, о. Павле Флоренском и других выдающихся русских философах.

В этой серии вышло более 70 книг. Издание работ Н.С. Автономовой, Ф.И. Буслаева, В.В. Бычкова, А.Н. Веселовского, С.И. Великовского,

A.Г. Габричевского, Р.А. Гальцевой, М.О. Гершензона, А.Я. Гуревича,

B.К. Кантора, Г.С. Кнабе, В.И. Мильдона, А.В. Михайлова, А.И. Патрушева, Г.С. Померанца, И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шмита, Г.Г. Шпета, В.Г. Щукина, М.В. Юдиной открывает важный пласт истории культуры. В этих работах освещается комплекс важнейших проблем, таких как единство европейской культуры, мир античной культуры; категории средневековой культуры, культура эпохи Возрождения, барокко как язык культуры, феноменология русской культуры, диалог между русской и западной культурами, русское религиозное сознание, русская художественная традиция; русское западничество, история повседневности как история культуры, христианство перед лицом современной цивилизации, геокультурный образ мира.

В 1999 г. была основана серия «Нишапйаз». Она ориентирована преимущественно на обеспечение преподавателей и студентов высших учебных заведений монографиями по культурологии, философии, философской антропологии, социологии, истории культуры, социальной психологии - наукам о человеке, обществе, культуре. В серии вышли в свет книги: Н.С. Автономова. «Познание и перевод. Опыты философии языка» (М., 2008); С.И. Великов-ский. «В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции» (СПб., 2012); П.П. Гайденко. История греческой философии в ее связи с наукой (М., 2000); П.П. Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой (М., 2000); В.В. Глебкин. Лексическая семантика: культурно-исторический подход (М.; СПб., 2012); А.В. Гордон. Историческая традиция Франции (М.; СПб., 2013); В.Д. Губин, Е.Д. Некрасова. Философская антропология (М.; СПб., 2000); Б.Л. Губман. Современная философия культуры (М., 2005); П.С. Гуревич. Философское толкование человека (М.; СПб., 2012); Л.А. Микешина. Диалог когнитивных практик. Из истории социальной эпистемологии и философии науки (М., 2010); Г.С. По-меранц, З.А. Миркина. Великие религии мира (М., 2012); В. Розин. Семиотические исследования (М.; СПб., 2001); Л.В. Скворцов. Информационная культура и цельное знание (М., 2011); С.Г. Семенова. Метафизика русской

литературы. Т. 1-2 (М., 2004); Эволюционная эпистемология. Антология (М., 2012) и др.

Многие книги этой серии носят характер экспериментальный - они не столько предлагают готовые окончательные знания, сколько стимулируют размышления, привлекают внимание исследователей к анализу и решению проблем в сфере информационной культуры, философии, антропологии, ког-нитологии, выявлению специфики гуманитарного знания - второго полушария сферы научного знания наряду с первым - естественно-научным6. Совокупное знание, которое содержит в себе эта серия, несет заряд обновления общества, выработки на основе глубинного исследования человека нового гуманистического миросозерцания.

В 2004 г. была основана серия «Письмена времени». В этой серии представлены исследования по истории мировой культуры, истории искусства, истории музыкальной культуры, истории художественного мышления, синтетической истории искусств. В серии изданы избранные труды А.Я. Гуревича, А.В. Михайлова, И.И. Иоффе, М.Н. Лобановой и др. Книги этой серии стимулируют исследования в области гуманитарных наук.

В подготовке этих серий необходимо отметить работу таких высококвалифицированных редакторов, как Г.Э. Великовская, Б.П. Гинзбург, А.В. Матешук, И.И. Ремезова, Е.В. Якимова.

В рецензиях П.С. Гуревича на книги многих серий этой программы отмечается, что они неизмеримо расширяют наше представление о философии и истории культуры, дают возможность вести теоретические исследования о специфике культуры, о культурогенезе, о современной ситуации в информационной культуре, функциях информации и культуры, проблеме идентичности в современной культуре, о иерархии культурных феноменов, о функциях когнитологии как науки, ее связи с метафизикой и философской антропологией, о когнитивных процессах, сопутствующих ментальным особенностям разных культур [3; 4; 5; 6; 7].

Особое место в «Программе научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований культуры» занимает серия «Summa culturolo-giae» (основана в 1999 г.). В этой серии изданы словари «Средневековая культура в реалиях и понятиях» (М., 2007); «Персонажи русской литературы» (М.; СПб., 2000); «Портреты историков» (Т. 1-2. М., 2000); «Лексикон художественно-эстетической культуры ХХ в.» (М., 2003).

Событием стало издание «Культурология. Энциклопедия»: В 2 т. (М., 2007) (Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с.). Предполагалось издать энциклопедию

6. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. — М.: ООО «Изд-во МБА», 2011. - 440 с. - (Серия «ЕишапИав»).

в 5 томах, но издательство придало ей ныне существующую форму. Эта энциклопедия стала лауреатом 2007 г. в номинации «Лучшее словарно-энциклопедическое издание». В энциклопедии собрана информация о достижениях человеческой духовности по всему миру, и тем самым осуществляется «полезный для общества просветительский проект». Составители предприняли попытку «продемонстрировать грандиозность, сложность, тотальность и величие феномена человеческой культуры - продемонстрировать именно в воссоздании когнитивной, теоретической, смысловой модели этого феномена. Практически каждая статья энциклопедии не столько описывает данное культурологическое явление, сколько раскрывает его смысл, т.е. переводит в категорию знания, теоретического понятия и тем самым относит к своему творцу - умственной рефлексии человека» [1, с. 159].

Инновационный подход в составлении энциклопедии, отмечает Али-Заде, побуждает читателя не просто к усвоению некоторой новой информации, а к эвристическому прочтению текстов энциклопедии - самостоятельному достижению более широкого знания, чем то, которое непосредственно содержит статья. Предметное многообразие словаря энциклопедии, «состыковывающее» знания, категории, персоналии из разных областей человеческой культуры, делает «данный энциклопедический проект уникальным» [1, с. 157].

А.Л. Доброхотов отмечал, что появление этой культурологической энциклопедии позволяет надеяться на то, что предыстория культурологии подходит к концу и просматриваются контуры той территории, которую эта наука сможет назвать своим доменом. Он положительно оценивал редакционные принципы энциклопедии, обусловившие ее непохожесть на традиционные справочники [9, с. 187-188].

Н.А. Хренов и М.В. Гришин в своей рецензии акцентируют внимание на диалогичности этого труда, формирующего своеобразное смысловое поле, в котором возможен диалог различных гуманитарных дисциплин, исследовательских подходов, самих исследователей, а основным принципом подачи материала является «принцип дополнительности». Отмечая плодотворность такого подхода, рецензенты полагают, что эта форма открывает перед читателями возможность получить более объемное знание, включает его в работу, позволяя на основе изложенных концепций выработать свой взгляд на изучаемую тему и связанную с ней проблематику [25, с. 188].

Осмысление накопленного классикой философской и культурологической мысли материала, представленного в изданиях всех серий, в том числе и в мемуарной - «Зерно вечности» и в серии малых форм «Лики культуры», стимулирует дальнейшие исследования в области философии, культурологии и других гуманитарных наук. Книги, изданные в этих сериях, входят в список

обязательной литературы по философии, культурологии, социологии. Они активно используются и студентами, и преподавателями, и исследователями.

Реализация обширной программы изданий зарубежных и отечественных мыслителей стала возможна при взаимодействии сотрудников институтов Российской академии наук - ИНИОНа, Института философии, Института всеобщей истории, Института российской истории, Института мировой литературы, а также совместной деятельности ученых Российской академии наук и преподавателей МГУ, РГГУ и других университетов России. Плодотворность такого сотрудничества особенно дала о себе знать при подготовке таких изданий, как «Культурология. ХХ век. Энциклопедия». Т. 1-2 (СПб., 1998) и «Культурология. Энциклопедия. В 2 т.» (М., 2007), в которых участвовали более 300 авторов.

Осуществление этой программы было бы невозможно без всесторонней поддержки и помощи В.А. Виноградова, Ю.С. Пивоварова, Л.В. Скворцова, А.И. Осиновского, И.Л. Галинской.

Невозможное стало возможным благодаря профессионализму и энтузиазму замечательных издателей этих книг - П.В. Соснова и А.К. Сорокина.

Литература

1. Али-Заде A. Что такое «человеческая культура»? [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. - (Summa culturologiae)] // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 10. - С. 154-159.

2. Гамазкова Т. И Музыкой, и Словом. [Рец. на кн.: М. Юдина. Лучи Божественной любви. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 815 с. - (Российские Пропилеи)] // Независимая газета. Приложение «Религия». - М., 2000. - № 10, 31.V. - С. 7.

3. Гуревич П.С. Философские просторы теории познания: (Тематический обзор). [Рец. на кн.: Микешина Л. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 575 с. - (Серия «Humanitas»); Зинченко В., Пружинин Б., Щедрина Т. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 415 с. - (Серия «Humanitas»); Пружинин Б.И. «Ratio servens»? Контуры культурно-исторической эпистемологии. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 423 с. - (Серия «Humanitas»); Шпет Г.Г. Философия и наука: Лекционные курсы. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 496 с. - (Российские Пропилеи); Философия познания. К юбилею Л. А. Микешиной. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 663 с. - (Серия «Humanitas»)] // Философия и культура. -М., 2011. - № 6 (42). - С. 170-179.

4. Гуревич П. С. Против сервильности разума. [Рец. на кн.: Пружинин Б.И. Ratio servens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 423 с. - (Серия «Humanitas»)] // Философия и культура. - М., 2010. -№ 3 (27). - С. 106-110.

5. Гуревич П.С. Эон как время цивилизации [Рец. на кн.: Л.В. Скворцов. Информационная культура и цельное знание / М.: ООО «Изд-во МБА», 2011. - 440 с. - (Серия «Humanitas»)] // Философия и культура. - М., 2011. - № 9 (45). - С. 194-199.

6. Гуревич П.С. Феномен художественной идентичности (тематический обзор книг: Ве-ликовский С.И. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 271 с. - (Серия «Humanitas»); Перельштейн Р.М. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 255 с. - (Серия «Humanitas»); Прозорова Н.И. Философия театра. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 223 с. - (Серия «Лики культуры»); Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 544 с. - (Серия «Humanitas»); Габричевский А.Г. Биография и культура: Документы, письма, воспоминания: В 2 кн. / Сост. О.С. Се-верцева. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 775 с. - (Серия «Российские Пропилеи») // Психология и психотехника. - М., 2012. - № 5 (44). - С. 98-106.

7. Гуревич П.С. Сумма культурологии. [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. - (Summa culturologiae)] // Эдип. - М., 2008. -№ 1. - С. 180.

8. Дмитриева О. Кантор В. К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: Российская политическая энциклопе-

ия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи) // Космополис. - М., 2008. - № 1(20). -С. 199-201.

9. Доброхотов А.Л. Алфавит культуры. [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. - (Summa culturologiae)] // Новый мир. - М., 2008. - № 7. - С. 185-188.

10. Доброхотов А.Л. Достоевский - европеец. [Рец. на кн.: В.К. Кантор. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Новый мир. - М., 2010. - № 8. -С. 186-188.

11. Доброхотов А.Л. Морфология хаоса, или услышанные пророчества Достоевского. [Рец. на кн.: В.К. Кантор. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Вторая навигация: Альманах. - Харьков, 2010. - Вып. 10. - С. 203-214.

12. Доброхотов А.Л. Вигилии в дремлющем Третьем Риме. [Рец. на кн.: Р.А. Гальцева, И.Б. Роднянская. К портретам русских мыслителей. - М.: Петроглиф; Патриаршее подворье храма - домового мц. Татианы при МГУ, 2012. - 748 с. - (Российские Пропилеи)] // Новый мир. - М., 2012. - № 1. - С. 197-199.

13. Евлампиев И.И. Плодотворное преодоление очевидностей. [Рец. на кн.: Кантор В.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Вестник русской христианской гуманитарной академии. - М., 2010. - № 11, Вып. 3. - С. 244-251.

14. Калмыкова В.В. [Рец. на кн.: Кантор В.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. -422 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2010. - № 10. - С. 174-177.

15. Кондаков И.В. Россия, понятая умом. [Рец. на кн.: Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 768 с. -(Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2006. - № 11. - С. 177-182.

16. Курбатов В. Земная и небесная. [Рец. на кн.: Мария Юдина. Лучи Божественной Любви. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 815 с. - (Российские Пропилеи)] // Москва. -М., 2000. - № 7. - С. 190-195.

17. Латынина А. Дар веры и дар философского вопрошания. [Рец. на кн.: Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. К портретам русских мыслителей. - М.: Петроглиф; Патриаршее подворье храма - домового мц. Татианы при МГУ, 2012. - (Российские Пропилеи)] // Знамя. - М., 2012. -№ 10. - С. 184-190.

18. Ознобкина Е. Заметки по поводу серии «Лики культуры» // Новое литературное обозрение. - М., 1996. - № 20. - С. 361-366.

19. Померанц Г. Развертывание альтернатив. [Рец. на серию «Лики культуры»] // Октябрь. - М., 1998. - № 2. - С. 182-185.

20. Порус В.Н. Имперское сознание... после империи? [Размышления над книгой В.К. Кантора «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России». - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),

2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2008. - № 9. - С. 125134.

21. Прокофьев А.В. О новой книге В.К. Кантора «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России». - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи) // Вопросы философии. - М., 2008. - № 9. - С. 140-146.

22. Сендеров В.А. [Рец. на кн.: В.К. Кантор. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи)] // Знамя. - М.,

2009. - № 11. - С. 217-222.

23. Сендеров В.А. Русская империя против русского национализма. [Рец. на кн.: В.К. Кантор. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2008. - № 9. - С. 135140.

24. Соколов М.Н. Выход из транса. [Рец. на кн.: Г. Померанц. Выход из транса. - М.: Юрист, 1995. - 575 с. - (Лики культуры)] // Октябрь. - М., 1997. - № 1. - С. 182-185.

25. Хренов Н.А., Гришин М.В. [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),

2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. - (Summa culturologiae)] // Вопросы философии. - М.,

2008. - № 3. - С. 186-189.

26. Черномырдин М.В. [Рец. на кн.: В.Г. Щукин. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 608 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2007. -№ 12. - С. 175-182.

27. Щукин В.Г. [Рец. на кн.: Кантор В. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. -(Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2010. - № 10. - С. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.