го о ^
|о| Л.П. Реутова, Ю.А. Болгова
О -û
^ ^ о
Ф го m
5 л го
^ О
Проблемы гуманитаризации естественно-научных дисциплин в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза
I и Q. Ш
Œ
В статье обозначены проблемы гуманитаризации изучаемых в медицинском вузе естественно-научных дисциплин: определение методологической позиции к отбору их содержания; «гуманитарных стратегий» в их изучении, связанных с социокультурными изменениями; технологий конструирования содержания в виде системы проблемных и практико-ориентированных задач, заданий и упражнений; диагностических, методических и технологических процедур усвоения содержания; вида обучения (модульного), разработки дидактических модулей дисциплин и их программно-учебно-методического обеспечения. Обозначенная совокупность проблем в перспективе отражает направления оптимизации учебного процесса в вузе, связанного с выявлением гуманитарного потенциала данных дисциплин; введением гуманитарных регулятивов в учебный процесс для полноценного формирования различных видов деятельности студентов.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование, проблемы гуманитаризации, гуманитарные стратегии, гуманитаризация содержания и процесса изучения естественно-научных дисциплин.
Технократизация современной жизни, потеря гуманистических ориентиров, мировоззренческий кризис дают основу для понимания того, что именно человек является главной целью развития общества. Достижению этой цели способствует личностно ориентированное образование, при котором деятельность преподавателя вуза является условием развития личностного роста преподавателя и студента.
Миссия современного вуза заключается не только в подготовке мобильного, профессионально компетентного выпускника вуза, но и в подготовке субъекта познания мира и творца в различных сферах человеческой деятельности (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич, Л.С. Подымова, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сла-стенин, В.И. Слободчиков, B.C. Шубинский, И.С Якиманская и др.).
В.В. Сериков отмечает, что именно личностно ориентированное образование в большей мере влияет на внутреннюю организацию субъектов
со
о
учебного процесса и в меньшей мере - на строение предметно-содержательной области обучения [11, с. 42-44]. Придерживается такой же позиции и И.А. Колесникова, считая, что «личностно-гуманная» парадигма - это «двудоминантное понимание учебно-воспитательного процесса» [5, с. 3].
В условиях личностно ориентированного образования до сих пор о ^ остро стоит проблема гуманитаризации естественно-научных дисци- Svg плин, хотя и для гуманитарных дисциплин, которые не дают системного с понимания предмета, этот вопрос по-прежнему остается актуальным [3].
В психолого-педагогической литературе, на страницах педагогической печати все чаще появляются и обсуждаются вопросы, связанные с гуманитаризацией естественно-научного образования (M. Абрамов, Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Э.К. Брейтигам, М.В. Богуславский, Л.А. Жохов, Т. Имамичи, А.А. Касьян, И.Я. Каплунович, М. Клайн,
A.Н. Колмогоров, Л.Д. Кудрявцев, A.M. Новиков, М.М. Постников,
B.А. Садовничий, Г.И. Саранцев, В.М. Тихомиров, Е.Н. Шиянов и др.).
Проведенный анализ теоретического материала свидетельствует, что
проблемы гуманитаризации естественно-научных дисциплин далеки от своего решения. Это подтверждает и авторский опыт преподавания в медицинском вузе.
Концептуальным положением гуманитаризации естественно-научного образования в нашем случае является положение о понимании гуманитаризации как «системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов не только в содержании образования, но в формировании личностной зрелости обучаемых» [9, т. 1, с. 239-240].
При этом формирование личностной зрелости обучаемых возможно, как считает Н.С. Розов, в контексте развития общекультурных компонентов, воспроизводимых при смене поколений системы образцов поведения, сознания людей, предметов и явлений в жизни общества [8].
В.П. Зинченко убежден в том, что именно культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии личностной зрелости обучаемых, которая выступает посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным началом человека [3].
В исследованиях Ю.В. Сенько выделяются два пути гуманитаризации образования: экстенсивный и интенсивный. Первый путь ученый предлагает связать с обновлением содержания учебных дисциплин и наполнением их гуманистическими нормами и идеалами, универсальными способами познания, достижениями общественных наук и искусства [10]. Второй путь, по его мнению, должен быть связан с перестройкой
О ^ ш
к ^ о
Ф го т 5 л го О О.
го о к
" о 1 учебного процесса и всей образовательной среды. При этом Ю.В. Сень-ко обращает внимание на сам процесс гуманитаризации образования, считая, что «он обеспечивается не только предметным содержанием, но се у о и способами развертывания этого содержания, адекватными гуманитар-о-е- ной природе самого знания и процесса образования» [10].
^ И.С. Якиманская, занимаясь решениями вопросов развивающего обучения, отмечает, что гуманитаризация образования возможна при соблюдении определенной культуры, которая накопила за счет общественной практики знания, методы познания и правила действия, и тогда при этом условии образование будет являться эффективным средством умственного развития обучающихся [13, с. 64-76]. Такой подход, по ее мнению, меняет взгляд на образовательную среду, которая перестает ею быть и становится специально организованным пространством (учебно-пространственной средой), построенным для овладения обучающимися личностно значимыми ценностями при реализации специальных технологий [Там же, с. 66]. Именно такую учебно-пространственную среду И.С. Якиманская называет развивающей.
Таким образом, сегодня в распоряжении научного сообщества и специалистов имеется достаточно объемный теоретико-методический материал, позволяющий размышлять над обозначенными проблемами.
Конкретизируем проблемы гуманитаризации естественно-научных дисциплин, изучаемых в медицинском вузе.
Первая проблема связана с выбором методологической позиции к конструированию содержания естественно-научных дисциплин и проектированию процесса их изучения, определению вида обучения (модульного), когда возможно вариативное построение учебного процесса в медицинском вузе, который в максимальной степени раскроет сферу личностного опыта студентов, личностные и профессиональные качества, субъект-субъектные отношения участников. Сегодня это проблема уже не педагогическая, а скорее национальная, поскольку, как считает Д.В. Аносов, «необходимо перейти от воспитания исполнителей чужих решений к воспитанию самостоятельных, активных, инициативных и заинтересованных членов современного общества» [2, с. 139-162]. Следовательно, в процессе вузовского обучения необходимо формировать такие качества личности студента, которые необходимы не только для профессионального роста, но и для всей его жизнедеятельности.
Кроме этого, анализ опыта показал, что естественно-научная подготовка в вузе требует больших временных затрат и дополнительных ресурсов, а именно: времени на изучение, которого не хватает; разработки разноуровневого естественно-научного содержания, методических
рекомендаций по усвоению данного материала, фонда оценочных | средств и др. Поэтому оптимизация естественно-научного образования § ® в вузе связана, прежде всего, с выбором «верной» методологической g ° позиции, поиском новых путей и средств подготовки высоко образо- 1 1 ванных людей, умеющих адаптироваться к изменениям потребностей | g современного общества. о §
Вторая проблема связана с разработкой содержания естественно- So научных дисциплин в виде системы проблемных и практико-ориенти- с рованных задач, заданий и упражнений, составлением дидактических модулей, определением способов усвоения материала, отражающего профессиональную направленность и являющегося средством личностного проявления и развития студентов медицинского вуза.
Решение второй проблемы, по мнению А.А. Касьяна, предполагает вооружение обучающегося методами научного поиска, приобщение его к духовной культуре и творческой деятельности [5]. Ученый отмечает, что гуманитарное начало имеется во всякой науке, если в ней содержится человеческое «измерение» научного знания [Там же, с. 17-22]. Сегодня любому специалисту помимо предметных знаний важен навык конструирования общественной реальности, в которой все его профессиональные познания проявятся в ситуации социального контекста. Следовательно, усвоение естественно-научного знания должно быть реализовано в контексте «человеческих» атрибутов. В этом случае содержание естественно-научных дисциплин должно быть выстроено так, чтобы, во-первых, учитывалась та социальная ситуация неопределенности, в которой будущему специалисту предстоит жить, работать, самоопределяться; во-вторых, в процессе профессиональной подготовки сформировать в сознании специалиста такое предметно-научное ядро профессиональных компетенций, которое было бы адекватным конкретной социокультурной ситуации.
Таким образом, гуманитаризация естественно-научного знания для студентов медицинского вуза должна являться отправным моментом формирования нового типа рефлексии предметно-научного знания.
Третья проблема связана с переосмыслением и переоформлением способов работы с естественно-научным знанием и их применением. Г.В. Лаврентьев, изучая проблемы и перспективы гуманитаризации математического образования, писал, что высшее образование должно заняться переоформлением способов работы со знанием и его применением. Ученый предлагал исследовательские формы деятельности, к которым относил методы проектирования и моделирования в профессиональной подготовке студентов. В этих случаях, по его мнению, знание принимает консультативную форму, и тогда его можно использовать
го о к
ЪС ' —
л Ч
О
^ о х в контексте определенной прагматической цели - для наращивания
си га т 5 л го
о а.
«социальной компетентности» [6]. Исследователь предлагал подвергнуть гуманитаризации все обучающие технологии, которые направ-^ уо лены на выработку средств для самостроительства личности, ответ-о-е- ственной за все, что с ней происходит в процессе профессиональной _ ^ подготовки. Приоритетными Г.В. Лаврентьев считал ряд антропотех-ник по развитию способностей обучающихся, аргументируя их выбор тем, что «студент должен получить не только знания, умения и навыки по математическим предметам, но и ответить себе на вопросы, что он будет с ними делать, как специалист, зачем ему тот или иной метод, отвечает ли он за свои открытия перед своими согражданами, есть ли моральные запреты или в его поиске все дозволено, почему он делает это так» [7].
Таким образом, решая вторую проблему, педагогу необходимо развернутое определение диагностических, методических и технологических процедур по усвоению и применению естественно-научных знаний.
В последние годы ученые активно обсуждают проблему соотношения деятельностно-поведенческого развития личности студента через учение, в рамках этой проблемы активно дискутируются вопросы формирования опыта презентации своего «Я», опыта социальной коммуникации и опыта взаимодействия и сотрудничества. Все это отражают «гуманитарные стратегии». Это четвертая проблема. Феномен «гуманитарных стратегий» в высшем образовании связан, прежде всего, с социокультурными изменениями. Смена типов культур приводит к смене типов культурной организации: постфигуративная культура, ориентированная на безусловную ценность передачи опыта от старших к младшим, сменяется конфигуративным и префигуративным типом культурной организации, ориентированным на ценность настоящего и будущего. Таким образом, по мнению Б.Г. Ананьева, происходит переход от осмысления всеобщих форм мышления и деятельности к субъектным, персонифицированным, ответственным действиям-поступкам [1].
Современная культурная ситуация в социальном сознании оформляется как ощущение неопределенности. О. Тоффлер считает жизнь в ситуации неопределенности базовым социальным процессом и вводит специальный термин, характеризующий массовое умонастроение, - «болезнь будущего» [12]. В такой ситуации человек осознает свою невозможность действовать привычным способом; репродуктивно освоенные нормы, эталоны, образцы, знания не срабатывают в нестандартной ситуации и конфликтуют с ней. В связи с этим нужна новая «гуманитарная стратегия», требующая принципиального изменения в отношении качества изучения естественно-научных дисциплин,
СС "sf
переосмысления социокультурных функций образования, подходов | ^
к обучающим технологиям с позиций ценностно-рефлексивного
ния и конструктивной аксиологии. g °
В разработке такой гуманной стратегии Н.С. Розов рекомендует | i исходить из системы ценностей и ценностных ориентаций; осознанно- | g го принятия общечеловеческих ценностей; актуализации потребности о § и способности к свободному и ответственному выбору; профессиональ- So ной компетентности, включающей в себя предметно-профессиональ- с ный и ценностно-содержательный аспекты; самоактуализации личности в жизни, культуре, профессии [8].
Таким образом, целесообразным является оптимизация учебного процесса в вузе, связанная с выявлением гуманитарного потенциала естественно-научных дисциплин; введением гуманитарных регулятивов в учебный процесс для полноценного формирования различных видов деятельности студентов: познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативной и др.
Гуманитаризация естественно-научных дисциплин, изучаемых в медицинском вузе, имеет свойство развития способов движения студентов к социальному прогрессу, обеспечивает достижение целевых установок: формирование естественно-научных компетенций, профессионального мировоззрения, личностных и профессиональных качеств студентов, личностной зрелости обучаемых и гуманитарных регулятивов.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997.
2. Аносов Д.В. Образование для жизни // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. М., 2000.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
4. Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. № 2. 1998. С. 17-22.
5. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. ... д-ра пед. наук. Л., 1991.
6. Лаврентьев Г.В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы. Барнаул, 2001.
7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Процесс разработки содержания учебных модулей // Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Томск, 2000. Т. 2. С. 253-257.
8. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.
9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993.
10. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. М., 2000.
го о сс
so! 11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепции и техноло-
о 5 m гии: Монография. Волгоград, 1994.
^ ™ pg 12. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге
S XXI века. М., 1991.
13. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным
о-е- на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2.
t^R С. 64-76.
П!
Реутова Людмила Петровна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Черкесск
E-mail: reutova-60@mail.ru
Болгова Юлия Андреевна - старший преподаватель кафедры физики и математики, Пятигорский медико-фармацевтического институт - филиал Волгоградского университета Минздрава России
E-mail: Bolgovajuli2014@yandex.ru
L. Reutova, Yu. Bolgova
Problems of the humanitarization
of natural science disciplines in professional training
of students of a medical university
The article outlines the problems of humanitarization of natural science disciplines studied in a medical university: the determination of a methodological position for selecting the content of natural science disciplines, "humanitarian strategies" in their study associated with socio-cultural changes; technologies for constructing content in the form of a system of problematic and practice-oriented tasks and exercises; diagnostic, methodical and technological procedures for assimilating the content of natural science disciplines; type of training (modular), the development of didactic modules of natural science disciplines and their program - educational and methodological support. The set of problems identified in the article in the long term reflects the directions of optimization of the educational process in the university, connected with the identification of the humanitarian potential of natural science disciplines; the introduction of humanitarian regulations into the educational process for the full formation of various types of student activities.
Key words: personality-oriented education, humanitarization problems, humanitarian strategies, humanitarization of the content and process of studying natural science disciplines.
Reutova Lyudmila P. - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Theory and Methods of Professional Education, Aliyev Karachay-Cherkess State University
Bolgova Julia A. - Senior Lecturer at the Department of Physics and Mathematics, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - Branch of Volgagrad Medical University of the Ministry of Health of Russia