Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1126
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чесноков Д.С.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить проблемы в государственном регулировании особо охраняемых природных территорий и предложить возможные пути их решения. Определяющей идеей является мысль, что целью федерального регулирования проводимой политики в области сохранения особо охраняемых природных территорий в России является построение общей концепции, создание, развитие и улучшения комплекса особо охраняемых природных территорий для того, чтобы сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие, которое является основой биосферы, при этом учитывать некоторые факторы: природные катастрофы, хозяйственную деятельность человека. Автор акцентирует свое внимание на причинах того, что не исполняются решения органов конституционной юстиции, а также говорит о видах ответственности. Далее обсуждается то позитивное, что есть по решению данной проблемы через налаживание контактов с надзорными органами. Также предлагаются пути решения, которые бы гарантировали исполнение решений конституционных судов. Можно сделать вывод , что законодательное регулирование особо охраняемых природных территориях на всех его этапах должно повышать качество государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий для того, чтобы обеспечивалась экологическая стабильность, охрана биологического и ландшафтного разнообразия, сохранялось и рационально использовалось природное и культурное наследие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чесноков Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки»

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law"

m

Т. 6. № 4, 2020

Vol. 6, no. 4, 2020

Юридические науки Law

УДК 502.4

DOI 10.30914/2411-3522-2020-6-4-407-411

Проблемы государственного регулирования

особо охраняемых природных территорий Д. С. Чесноков

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить проблемы в государственном регулировании особо охраняемых природных территорий и предложить возможные пути их решения. Определяющей идеей является мысль, что целью федерального регулирования проводимой политики в области сохранения особо охраняемых природных территорий в России является построение общей концепции, создание, развитие и улучшения комплекса особо охраняемых природных территорий для того, чтобы сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие, которое является основой биосферы, при этом учитывать некоторые факторы: природные катастрофы, хозяйственную деятельность человека. Автор акцентирует свое внимание на причинах того, что не исполняются решения органов конституционной юстиции, а также говорит о видах ответственности. Далее обсуждается то позитивное, что есть по решению данной проблемы через налаживание контактов с надзорными органами. Также предлагаются пути решения, которые бы гарантировали исполнение решений конституционных судов. Можно сделать вывод, что законодательное регулирование особо охраняемых природных территориях на всех его этапах должно повышать качество государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий для того, чтобы обеспечивалась экологическая стабильность, охрана биологического и ландшафтного разнообразия, сохранялось и рационально использовалось природное и культурное наследие.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, законодательство, государственное регулирование, нормативные документы, правовой режим

Для цитирования: Чесноков Д.С. Проблемы государственного регулирования особо охраняемых природных территорий // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 4. С. 407-411. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-407-411

Abstract. The purpose of the research consists in revealing problems in state regulation of especially protected natural areas and to offer possible ways of their decision. The determining idea is the idea, that the purpose of federal regulation of the current policy in the field of conservation of specially protected natural areas in Russia is the construction of a general concept, creation, development and improvements of a complex of specially protected natural areas to keep biological and landscape diversity, which is the basis of biosphere,

Problems of state regulation

of specially protected natural areas

D. S. Chesnokov

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

© Чесноков Д. С., 2020

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». Т. 6. № 4. 2020

thus to take into account some factors: natural accidents, human economic activity. The author focuses his attention on the reasons why decisions of the constitutional justice bodies are not executed, and also speaks about the types of responsibility. Further, the positive aspects of solving this problem are discussed through establishing contacts with supervisory authorities. Solutions which would guarantee the execution of constitutional court decisions are also proposed. It can be concluded, that the legislative regulation of specially protected natural areas at all its stages should improve the quality of public administration in the sphere of organization and functioning of the system of specially protected natural areas in order to ensure environmental stability, protection of biological and landscape diversity, preserve and rationally use natural and cultural heritage.

Keywords: specially protected natural areas, the legislation, state regulation, normative documents, legal regime

For citation: Chesnokov D.S. Problems of state regulation of specially protected natural areas. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 4, pp. 407-411. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-407-411

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», «особо охраняемые природные территории -участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение»1.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Особо охраняемые природные территории подразделяются на федеральные, региональные, местные.

Целью федерального регулирования проводимой политики в области сохранения особо охраняемых природных территорий в России является построение общей концепции, создание, развитие и улучшение комплекса особо охраняемых природных территорий для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, с учетом возрастания

1 Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. на 31 июля 2020 г.).

природных катастроф и катаклизмов в результате хозяйственной деятельности человека.

Данное регулирование на современном этапе ставит следующие главные цели:

- поддержание экологического баланса и стабильности территорий, которые подверглись существенным изменениям в результате хозяйственной деятельности;

- восстановление особо значимых природных ресурсов;

- сохранение здоровой среды для жизни человека и последующего создания условий для развития туризма;

- проработка, создание и воплощение в жизнь эколого-просветительских программ;

- проведение основных и прикладных исследований в области естественных наук;

Субъекты РФ как участники данных правоотношений могут образовывать и присваивать наименования ООПТ на местном (региональном) уровне. Именно на региональном уровне формируется список данных объектов, некоторые из них впоследствии становятся федеральными. Каждый из объектов, которому присваивается статус особо охраняемого, имеет особый правовой режим, определяемый на законодательном уровне и в правоустанавливающих документах по каждому конкретному объекту особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления РФ наделены правом по созданию иных видов ООПТ. Правовой режим природных комплексов, которым присвоен статус особо охраняемых, определяется нормативно-правовыми документами местных органов власти, которые осуществляют текущий

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 4, 2020

контроль за деятельностью организаций, занимающихся разными видами хозяйственной деятельности на территории местных особо охраняемых природных территорий.

В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регламентирующим режим особо охраняемых природных территорий, является Закон «Об особо охраняемых природных территориях», в котором определен порядок формирования таких территорий, определены их категории и виды, закреплены преимущества в государственном регулировании данной сферы, прописаны требования к режиму конкретных особо охраняемых природных территорий.

Помимо вышеуказанного Федерального закона нормативную базу, призванную регулировать данную отрасль, составляют следующие нормативные акты:

Земельный кодекс Российской Федерации ст. 95 от 25 октября 2001 № 136-ФЗ.

Следует заметить, что землю государственных заповедников и национальных парков нельзя приватизировать. Национальные парки в первую очередь могут приобретать эти земли. Чтобы территории государственных природных заповедников и национальных парков составляли единый неразрывный комплекс, предполагается, что им будет разрешено выкупать либо иным способом приобретать участки земли, которые принадлежат другим владельцам1.

Лесной кодекс Российской Федерации ст. 103 от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, являются согласно ст. 10 ЛК РФ самостоятельной категорией защитных лесов. Заповедные лесные участки, помимо этого, относятся к особо защитным участкам лесов.2

Водной кодекс Российской Федерации ст. 66 от 03.06.2006 №74-ФЗ (в ред. 24.04.2020)3.

Водный Кодекс Российской Федерации устанавливает виды деятельности, благодаря которым развивается водохозяйственный комплекс в нашей стране, обеспечивающий водопользова-

1 Земельный кодекс Российской Федерации ст. 95 от 25 октября 2001 № 136-ФЗ. С. 232 (с изм. на 15 октября 2020 г.).

2 Лесной кодекс Российской Федерации ст. 103 от 04.12.2006 № 200-ФЗ. С. 10 (с изм. на 31 июля 2020 г.).

3 Водной кодекс Российской Федерации ст. 66 от 03.06.2006 № 74-ФЗ (в ред. 24.04.2020). С. 56 (с изм. на 24 апреля 2020 г.).

ние, охрану водных объектов, защиту от неблагоприятного воздействия.

Согласно части первой комментируемой статьи к особо охраняемым водным объектам могут быть отнесены водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. С одной стороны, данное регулирование целесообразно прежде всего, с точки зрения сохранения водных объектов, которые представляют ценность по вышеобозна-ченным критериям. С другой стороны, это регулирование не полностью продуманно, так как не совсем отражает то, что объект может иметь статус особо охраняемого. А органы федеральной исполнительной власти имеют право признать или не признать объект особо охраняемым.

Важно на законодательном уровне четко закрепить, какие действия наносят непоправимый ущерб в пределах обозначенных границ ООПТ, если этого не делать, то ответственность за данные действия не наступит.

Следует отметить, что аналогичный состав правонарушения указан в ст. 8. 39 КОАП РФ. При анализе данной нормы можно отметить первый недостаток: разграничение преступления и административного проступка законодатель произвел по признаку наличия значительного ущерба.

Вторым существенным недостатком, регулирующим данную отрасль, является то, что не привлекаются нужные специалисты и эксперты.

Следующая проблема, на которую стоит обратить внимание, заключается в отсутствии ООПТ как квалифицирующего признака в некоторых составах преступления. В статье 250 УК РФ, в которой говорится о загрязнении вод, сказано, что совершение данных преступлений в заказниках или заповедниках отягчает ответственность, а в статьях 254, в которой говорится о порче земли, в ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений), 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений) не указан такой квалифицирующий признак, как территория ООПТ. Преступления такого рода могут быть совершены и на этих территориях, и для правильной квалификации в этом случае было бы уместно на это указать в составе преступления.

Еще одним недостатком действующего законодательства является отсутствие четких признаков, характеризующих состав преступления,

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». Т. 6. № 4. 2020

недостаточность правовой литературы и анализа судебной практики, которая помогла бы работником правоприменительных органов квалифицировать данные деяния.

Верховный суд РФ на данный момент не разъясняет о квалификации деяний, а также иным вопросам, которые возникают при применении норм об ответственности за посягательства на природную среду в пределах особо охраняемых природных территорий и объектов.

Таким образом, для правильной и четкой квалификации деяния следует точно знать размер причиненного ущерба. В Постановлении Пленума ВС РФ № 21 от 18.10.2012 сказано: «Значительность ущерба, причиненного окружающей среде в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории, определяется судом не механически, а исходя из конкретных материалов дела. Суд должен обратить внимание на вид охраняемой природной территории, ее

значимость, возможность восстановления и так далее. В необходимых случаях для определения значительности ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты»1.

Итак, можно сделать вывод, что целью законодательного регулирования особо охраняемых природных территорий на всех его этапах являются качественные изменения механизма государственного управления в части организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий, чтобы обеспечить экологическую стабильность, охрану биоразнообразия, а также для сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

1 Постановление Пленума ВС РФ № 21 от 18.10.2012 (в ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». С. 1.

Литература

1. Анисимов А.П., Доржи-Горяева Э.В., Чикильдина А.Ю. Современный взгляд на проблемы и перспективы землепользования в границах особо охраняемых природных территорий // Юрист. 2012. № 15. С. 24-29. URL: https://center-bereg.ru/i349.html (дата обращения: 05.09.2020).

2. Гришина В.В. Некоторые проблемы применения законодательства о правовом режиме особо охраняемых природных территорий // Молодой ученый. 2016. № 10.3 (114.3). С. 2-4.

3. Козырь О.М. Особо охраняемые природные территории - анализ современного правового регулирования // Аграрное и земельное право. М. : Право и государство. 2009. № 11 (59). С. 68-77.

4. Леонтьева B., Забелина Т.И. Особенности правового регулирования охраняемых природных территорий // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 9. С. 47-49. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33192 (дата обращения: 05.09.2020).

5. Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития: коллективная монография / под ред. М.В. Ларионова. Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2017. 122 с.

6. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. М., 2005. С. 213-214.

7. Пыркова А.Г. Виды (категории) особо охраняемых природных территорий и природных объектов по уголовному праву России // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 3. С. 128-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-kategorii-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-i-prirodnyh-obektov-po-ugolovnomu-pravu-rossii (дата обращения: 05.09.2020).

8. Романов А.А. Совершенствования правового регулирования особо охраняемых природных территорий как общесоциальная мера профилактики экологических правонарушений // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 3. С. 31-36.

9. Рохлин В.И., Мечетин Ю.А. Особенности субъективных признаков состава преступления при нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2006. № 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-subektivnyh-priznakov-sostava-prestupleniya-pri-narushenii-rezhima-osobo-ohranyaemyh-territoriy-i-prirodnyh-obektov (дата обращения: 05.09.2020).

10. Хмелева Е.Н. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий: проблемы, их решения и вопросы без ответов // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27). С. 16-23. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21251523 (дата обращения: 05.09.2020).

References

1. Anisimov A.P., Dorzhi-Goryaeva E.V., Chikildina A.Yu. Sovremennyi vzglyad na problemy i perspektivy zemlepol'zovaniya v granitsakh osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii [Modern view on issues and prospects of land use within the boundaries of specially protected natural territories]. Yurist = Jurist, 2012, no. 15, pp. 24-29. (In Russ.).

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 4, 2020

2. Grishina V.V. Nekotorye problemy primeneniya zakonodatel'stva o pravovom rezhime osobo okhranyaemykh prirodnykh ter-ritorii [Some problems of application of the legislation on the legal regime of specially protected natural areas]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 10.3 (114.3), pp. 2-4. (In Russ.).

3. Kozyr' O.M. Osobo okhranyaemye prirodnye territorii - analiz sovremennogo pravovogo regulirovaniya [Specially protected natural areas - analysis of modern legal regulation]. Agrarnoe i zemel'noe parvo = Agrarian and Land Law, Moscow, Law and State Publ., 2009, no. 11 (59), pp. 68-77. (In Russ.).

4. Leontyeva B., Zabelina T.I. Osobennosti pravovogo regulirovaniya okhranyaemykh prirodnykh territorii [ Features of the legal regulation of protected natural areas]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technologies, 2013, no. 9, pp. 47-49. (In Russ.).

5. «Osobo okhranyaemye prirodnye territorii: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya»: kollektivnaya monografiya [Specially protected natural territories: state, problems and development prospects: collective monograph]. Ed. by M.V. Larionova, Novosibirsk, ANS "SibAK" Publ., 2017, 122 p. (In Russ.).

6. Polyakova M.A. Okhrana kul'turnogo naslediya Rossii [Protection of the cultural heritage of Russia]. Moscow, 2005, pp. 213-214. (In Russ.).

7. Pyrkova A.G. Vidy (kategorii) osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii i prirodnykh ob"ektov po ugolovnomu pravu Rossii [Types (categories) of the specially protected nature areas and nature objects according to the Russian criminal law]. Aktual'nye problemy ekonomiki iprava = Actual Problems of Economics and Law, 2008, no. 3, pp. 128-131. (In Russ.).

8. Romanov A.A. Sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii kak obshche sotsi-al'naya mera profilaktiki ekologicheskikh pravonarushenii [Improving the legal regulation of specially protected natural areas as a general social measure for the prevention of environmental offenses]. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no.3, pp. 31-36. (In Russ.).

9. Rokhlin V.I., Mechetin Yu.A.. Osobennosti sub"ektivnykh priznakov sostava prestupleniya pri narushenii rezhima osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii i prirodnykh ob"ektov [Features of subjective signs of corpus delicti in violation of the regime of specially protected natural areas and natural objects]. Vestnik Sankt-Petersburgskogo Universiteta MVD Rossii, 2006, no. 3 (31). (In Russ.).

10. Khmeleva E.N. Pravovoe regulirovanie osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii: problemy, ikh resheniya i voprosy bez otvetov [Legal regulation of specially protected natural areas: problems, their solutions and unanswered questions]. Astrakhanskii vestnik ekologicheskogo obrazovaniya = Astrakhan Bulletin for Environmental Education, 2014, no. 1 (27), pp. 23-31. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 08.10.2020 г.; принята к публикации 25.11.2020 г.

Submitted 08.10.2020; revised 25.11.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Чесноков Дмитрий Сергеевич

аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, chesnokov. dim@yandex. гы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Dmitry S. Chesnokov

Postgraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, chesnokov.dim@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.