Научная статья на тему 'НАЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

НАЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА / ТЕРРИТОРИИ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ДЕГРАДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ПРОЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ / КАРТА-СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ГРАНИЦАХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ПРИНЦИП РАВНОВЕСНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NATURE AND SOCIETY / TERRITORIES OF THE FAR NORTH / SPECIALLY PROTECTED TERRITORIES / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / TRADITIONAL MANAGEMENT / RATIONAL ORGANIZATION OF THE USE AND PROTECTION OF LAND RESOURCES / LAND DEGRADATION / A PROJECT FOR THE FUNCTIONAL ZONING OF THE TERRITORY / MAPS OF FUNCTIONAL ZONES / A DIFFERENTIATED REGIME FOR THE USE OF LAND WITHIN SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / THE PRINCIPLE OF EQUILIBRIUM NATURAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Подковырова Марина Анатольевна, Прошина Виктория Вадимовна, Иванова Нина Сергеевна

В статье на основе результатов анализа изменения функциональных зон, комплексного состояния экосистем природного парка «Нумто» представлено обоснование перспективы функционального зонирования его территории в условиях многоцелевого и крупномасштабного освоения Северных территорий. Единственным инструментом разрешения данной проблемы по мнению авторов выступает функциональное зонирование особо охраняемых территорий, обеспечивающее рациональное природопользование со стороны недропользователей и поддержания природной хозяйственной ценности территорий традиционного природопользования коренными малочисленными народами, а также сохранение их природоохранной, экологической значимости. Важным шагом при функциональном зонировании является принцип равновесного природопользования, согласно которого любой его вид должен исходить из максимально возможного предотвращения изменений в исторически сложившейся природе ландшафтов, их функций и качеств, обеспечивая тем самым охрану историко-культурных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Подковырова Марина Анатольевна, Прошина Виктория Вадимовна, Иванова Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSE OF FUNCTIONAL ZONING OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS IN SETTLEMENT OF USE AND PROTECTION OF LAND RESOURCES OF THE FAR NORTH

Based on the results of the analysis of changes in functional zones, the complex state of ecosystems of the natural park «Numto» the article presents the substantiation of the prospect of functional zoning of its territory in the context of multipurpose and large-scale development of the Northern territories. According to the authors, the only tool for solving this problem is the functional zoning of specially protected areas, which ensures rational use of natural resources on the part of subsoil users and the maintenance of the natural economic value of territories of traditional nature use by indigenous small peoples, as well as the preservation of their nature conservation and ecological significance. An important step in functional zoning is the principle of balanced nature management, according to which any of its types should proceed from the maximum possible prevention of changes in the historically established nature of landscapes, their functions and qualities, thereby ensuring the protection of historical and cultural objects.

Текст научной работы на тему «НАЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

НАЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА PURPOSE OF FUNCTIONAL ZONING OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS IN SETTLEMENT OF USE AND PROTECTION OF LAND RESOURCES OF THE FAR NORTH

Подковырова Марина Анатольевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности института сервиса и отраслевого управления ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (ТИУ) (625000, Россия, г. Тюмень, ул. Луночарского, д. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4809-8265, podkovyrova.54@mail.ru Прошина Виктория Вадимовна, специалист сектора геоинформационного обеспечения Акционерного общества «Тюменнефтегаз» (АО «Тюменнефтегаз») (625026, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 143а), proshinavv@mail.ru

Иванова Нина Сергеевна, аспирант кафедры геодезии и кадастров, факультета горно-технологического, ФГБОУ ВО «Уральский государственный горного университет» (УГГУ) (620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 30), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2792-3847, ivanovan2305@yandex.ru

Podkovyrova Marina A., Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Department of Geodesy and Cadastr Activities, Institute of Service and

УДК 502.173(571.122)+711.52 DOI 10.24411/2588-0209-2020-10220

Industry Management, Tyumen Industrial University (2 Lunocharskogo st., Tyumen, 625000 Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4809-8265, podkovyrova.54@mail.ru

Proshina Viktoria V., specialist of the geoinformation support sector of the Tyumenneftegaz Joint Stock Company (143a Republic st., Tyumen, 625026 Russia), proshinavv@mail.ru

Ivanova Nina S., graduate student of the Department of Geodesy and Cadastre, Ural State Mining University (30 Kuibyshev st., Ekaterinburg, 620144 Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2792-3847, ivanovan2305@yandex.ru Аннотация. В статье на основе результатов анализа изменения функциональных зон, комплексного состояния экосистем природного парка «Нумто» представлено обоснование перспективы функционального зонирования его территории в условиях многоцелевого и крупномасштабного освоения Северных территорий. Единственным инструментом разрешения данной проблемы по мнению авторов выступает функциональное зонирование особо охраняемых территорий, обеспечивающее рациональное природопользование со стороны недропользователей и поддержания природной хозяйственной ценности территорий традиционного природопользования коренными малочисленными народами, а также сохранение их природоохранной, экологической значимости. Важным шагом при функциональном зонировании является принцип равновесного природопользования, согласно которого любой его вид должен исходить из максимально возможного предотвращения изменений в исторически сложившейся природе ландшафтов, их функций и качеств, обеспечивая тем самым охрану историко-культурных объектов.

Summary. Based on the results of the analysis of changes in functional zones, the complex state of ecosystems of the natural park «Numto» the article presents the substantiation of the prospect of functional zoning of its territory in the context of multipurpose and large-scale development of the Northern territories. According to

the authors, the only tool for solving this problem is the functional zoning of specially protected areas, which ensures rational use of natural resources on the part of subsoil users and the maintenance of the natural economic value of territories of traditional nature use by indigenous small peoples, as well as the preservation of their nature conservation and ecological significance. An important step in functional zoning is the principle of balanced nature management, according to which any of its types should proceed from the maximum possible prevention of changes in the historically established nature of landscapes, their functions and qualities, thereby ensuring the protection of historical and cultural objects.

Ключевые слова: устойчивое развитие природы и общества, территории Крайнего Севера, особо охраняемые территории, природопользование, традиционное природопользование, рациональная организация использования и охрана земельных ресурсов, деградация земель, проект функционального зонирования территории, карта-схемы функциональных зон, дифференцированный режим использования земель в границах особо охраняемых природных территорий, принцип равновесного природопользования.

Keywords: sustainable development of nature and society, territories of the Far North, specially protected territories, environmental management, traditional management, rational organization of the use and protection of land resources, land degradation, a project for the functional zoning of the territory, maps of functional zones, a differentiated regime for the use of land within specially protected natural territories, the principle of equilibrium natural management.

Многоцелевое и крупномасштабное освоение Северных территорий часто сопровождается нанесением значительного ущерба природным ресурсам, в особенности земельным, в результате чего происходит деградация и уничтожение оленьих пастбищ, охотничьих и промысловых угодий, которые являются основными объектами хозяйственной деятельности коренных народов. И, зачастую, недропользователям

приходится разрабатывать и добывать полезные ископаемые на территориях, имеющих особо ценное, природное, культурное и эстетическое значение, находящихся под государственной охраной. В данном случае речь идёт об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), требующих разрешения противоречий между недропользованием и традиционным природопользованием. Одним из ключевых инструментов регулирования выступает классическое землеустройство, базирующееся на принципах рационального природопользования, рациональной организации использования и охраны земельных ресурсов.

Основы землеустроительного подхода заложены учеными в научных основах землеустройства и землеустроительного проектирования. Среди них заслуживают внимания исследования, проведенные С. А. Удачиным, С. Н. Волковым, В. М. Чупахиным, Н. Ф. Реймерсом, Ф. Н. Мильковым, А. А. Чибилевым, В. Б. Михно, В. В. Козиным, М. А. Сулиным, Ю. М. Рогатневым, Т. А. Емельяновой, А. А. Мурашевой и многими другими учеными.

Вместе с тем на сегодняшний день актуальность исследования современной концепции кадастрового, землеустроительного, геоинформационного обеспечения образования и управления устойчивым развитием ООПТ определена необходимостью организации землепользования данных территорий, как естественной природы и фактора стабилизации, а также саморегуляции природных процессов в условиях мощного техногенного и антропогенного прессинга на геосистемы. В большей степени это касается территорий Крайнего Севера, являющихся важнейшим экономическим и стратегическим резервом России. Однако развитие системы нефтегазодобывающих комплексов, негативно сказывается на сохранении и развитии природно-ресурсного потенциала данных территорий. Значительное антропогенное вмешательство в сложившиеся экосистемы, характеризующиеся высокой степенью уязвимости, в конечном итоге может привести к резкому истощению природно-ресурсного потенциала и экологическому кризису данных территорий. В разрешении

сложившихся проблем особое значение приобретает разработка научно-методических и правовых положений по совершенствованию землеустроительного и кадастрового обеспечения земельно-имущественного комплекса особо охраняемых природных территорий и комплекса организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих их реализацию; установление в регионе ландшафтно-экологического равновесия на основе научного анализа ландшафтно-экологической организации особо охраняемых территорий, а также ландшафтно-экологической оптимизации их территориальных моделей.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных и техногенных воздействий на окружающую среду ООПТ разработан инструмент защиты данной территории - функциональное зонирование, которое устанавливает дифференцированный режим использования земель в ее границах. Функциональные зоны и режим особой охраны территории определяются Положением о конкретном ООПТ в индивидуальном порядке [4, 7, 9]. При этом функциональное зонирование территорий ООПТ можно сравнить с территориальным планированием земель населённых пунктов, в результате которого формируются территориальные зоны, устанавливающие конкретный правовой режим использования земельных участков, речь идет о видах разрешенного использования. Согласно Градостроительному кодексу градостроительные регламенты, устанавливающие режим использования земельных участков, не распространяются на земли ООПТ, следовательно, для каждого ООПТ регламентированы свои правовые нормы по организации и использованию земель в соответствии с установленными функциональными зонами.

Зонирование ООПТ осуществляется в соответствии с видом особо охраняемой природной территории на основании проекта зонирования и утверждаются Положением «О данной особо охраняемой природной территории». При этом следует отметить, что проект зонирования ООПТ является основанием для разработки Положения «Об особо охраняемой

природной территории» и разрабатывается на основе комплексного анализа сложившихся природно-эколого-экономических условий данной территории. Результаты разработки проекта представлены в таблице 1 [5].

Таблица 1. Результаты проекта зонирования ООПТ

Функциональное зонирование устанавливается не для всех видов ООПТ, а только для национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов. Положительной стороной данного типа зонирования является то, что оно позволяет учесть интересы всех сторон, и является регулятором взаимоотношений между разными видами хозяйственной деятельности, как традиционного природопользования коренных малочисленных народов, так и недропользования при разведке и добыче полезных ископаемых. Особый режим использования данных земель позволяет добывающим компаниям на легальных правах размещать свои объекты в пределах выделенной им зоны,

но при этом не запрещает вести устоявшийся быт и сохранять многовековые обычаи местным коренным жителям (таблица 2).

Таблица 2. Функциональные зоны национальных парков

1 Заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии п в границах, которой запрещается осуществление любой экономической деятельности

2 Особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состояшш п в границах, которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма

3 Рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развнтш физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев п информационных центров

4 Зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предназначенная для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности

5 Зона хозяйственного назначения, в траншах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории ООПТ

6 Зона традиционного экстенсивного природопользования предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерашш

Для природных парков действующим законодательством предусмотрены: природоохранная, рекреационная, агрохозяйственная зона, зона охраны историко-культурных комплексов и объектов, а также иные функциональные зоны. В проведенном исследовании, в качестве объекта принята особо охраняемая территория Природного парка «Нумто», расположенного в центре Западно-Сибирской равнины на Северном склоне Сибирских Увалов в восточной части Белоярского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с общей площадью равной 556 664 га [1].

Таблица 3. Анализ изменения функциональных зон природного парка

«Нумто»

Этап изменения: нормативно-правовой акт 1.

Постановление Губернатора ХМАО от 28 января 1997

№71 «О создании в

Ханты-Мансийском автономном

округе Природного

парка окружного значения «Нумто» 2.

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13 февраля 2001 № 54-п «Об утверждении

проекта зонирования природного

Функциональные зоны

1. Зона заповедного режима. 2. Зона заказного режима. 3. Зона традиционного

экстенсивного природопользования. 4. Зона агрохозяйственного использования. 5. Зона охраны историко-культурных объектов.

6. Зона рекреационного

использования.

7. Зона познавательного

туризма.

8. Зона хозяйственного

назначения.

1. Зона заповедного режима. 2. Зона заказного режима (водно-болотные угодья). 3. Зона рекреационного использования. 4. Участки археологических памятников и мест обитания редкой орнитофауны. 5. Зона хозяйственного использования.

Площа Изменения дь, га

721 797 1)

уменьшение общей площади природного

парка «Нумто» на 165133 га

721 797 2)

уменьшение количества функциональ ных зон в последнем зонировании по

сравнению с первоначаль

парка ным

окружного

значения

«Нумто»

3. 1. Заповедная зона. 556 664 3)

Постановление 2. Природоохранная зона. исключение

Правительства 3. Рекреационная зона. зон

ХМАО-Югры от 4. Зона охраны объектов агрохозяйств

28.10.2016 № культурного наследия. енного

415-п «О 5. Зона хозяйственного использован

положении о назначения. ия и

природном 6. Зона традиционного познавательн

парке «Нумто» экстенсивного ого туризма

природопользования. навсегда

За период существования природного парка «Нумто» несколько раз вносились изменения в его функциональное зонирование, а также менялось Положение о природном парке (таблица 3, рисунки 1 -3). При первом варианте формирования парка «Нумто» было утверждено и разработано Положение, но разработки схема функционального зонирования не были проведены.

Анализ причин внесения изменений в функциональное зонирование Природного парка «Нумто» показал, что [7, 8]:

Рисунок 1. Второй вариант функционального зонирования Природного парка

«Нумто» (производственный материал) 1. Основной причиной внесения изменений в функциональное зонирование Природного парка «Нумто» послужила инициатива компании ОАО «Сургутнефтегаз» с целью пересмотра существующего зонирования для выделения в зоне заказного режима (водно-болотных угодий) участка для строительства трёх скважин №№ 4717, 4718 и 4719, поскольку планируемая на перспективу инфраструктура в южной части парка пересекает заповедные участки и западную часть водно-болотных угодий [2, 12]. Режим, установленный вторым вариантом зонирования, запрещает вести

деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых в данной зоне (рисунок 2).

ж шшш^ Щ '4718 , • > 4717 . г-; J^V P/4719 Ж iv яШ /

Рисунок 2. Варианты функционального зонирования Природного парка «Нумто» в зоне водно-болотных угодий (производственный материал) 2. В рассматриваемых трёх вариантах, только в третьем существующем варианте зонирования (рисунок 3) учтено Положение о парке с Проектом функционального зонирования, который предполагает разработку карта-схемы функциональных зон. Карта-схема второго варианта составлена на основании внесения изменений в нулевой вариант зонирования Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.02.2001 г. № 54-п. Так как Проект зонирования является неотъемлемой частью Положения о природном Парке, и только в составе Положения имеет легитимный статус, то не установлен какой-либо документ, утверждающий обновленное Положение, разработанное на основе утвержденного Проекта зонирования в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13 февраля 2001 г. № 54-п «Об утверждении проекта зонирования природного парка окружного значения «Нумто». Таким образом, при формальном рассмотрении вопроса, определенные в Проекте зонирования границы и режимы природопользования нормативно не урегулированы [13, 14].

Рисунок 3. Третий вариант функционального зонирования Природного парка

«Нумто» (производственный материал)

3. Дифференцированный режим охраны, защиты и использования территории парка первого и второго вариантов зонирования представляет из себя очень краткий и скудный перечень видов разрешенной и запрещенной деятельности, вследствие чего появляется необходимость в их конкретизации [15,16].

4. Недостаток сведений по регулярным исследованиям и мониторингу территории парка «Нумто» (материалы анализа компонентов окружающей среды, изменения природных условий и структуры ландшафтов, динамика численности животных и растений вызывает необходимость в уточнении существующей экологической ситуации и возможного пересмотра перечня и границ функциональных зон).

5. Отсутствие полной информации о завершенных исследованиях по объектам культурного наследия, вследствие чего появление новых объектов

историко-культурного наследия и установление их особого режима охраны. Это связано с проведением новых исследований по изучению на предмет наличия памятников истории и культуры коренных малочисленных народов. На данный момент археологами пока обследовано лишь порядка 10-15% территории природного парка «Нумто» и выявлено не более 20-25 % всех археологических памятников.

6. Заповедные зоны и зона заказного режима (водно-болотные угодья) не перекрывают все ценные выделы. Часть заповедных участков попадает на уже нарушенные территории и на места охоты и другого пользования коренным малочисленным населением.

7. Зона рекреации попадает частично на священные места коренного малочисленного населения.

8. Места концентраций околоводных мигрирующих птиц не покрыты в достаточной мере режимом охраны, причем в существующей зоне водно-болотных угодий интенсивно ведется традиционное хозяйство.

9. Часть южных заповедных участков представлена гарями.

В настоящее время функциональное зонирование Природного парка «Нумто» установлено на основании Постановления Правительства ХМАО-Югры от 28.10.2016 г. № 415-п «О положении о природном парке «Нумто», согласно, в границах парка образовано шесть функциональных зон (таблица

Таблица 4. Перечень функциональных зон Природного парка «Нумто» (3

4).

Вид зоны

вариант)

Площадь, га

% от общей

площади

Заповедная зона Природоохранная зона Рекреационная зона Зона охраны объектов

89790,66 88174, 72 8925, 9 8645,97

16,1 15,8 1,6 1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культурного наследия Зона хозяйственного

278955,96

50,1

назначения Зона традиционного экстенсивного

82 170,79

14,8

природопользования В таблице 5 представлено описание функциональных зон третьего действующего варианта функционального зонирования. Таблица 5. Описание функциональных зон Природного парка «Нумто» по

третьему варианту Вид зоны Территориальная модель Описание

функционального зонирования Природного парка «Нумто»

Заповедн

Для сохранения уникальных

и эталонных природных комплексов в естественном

ая зона

состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой

Природоо хранная зона

экономической деятельности Для охраны наиболее ценных

участков ландшафта, уникальных природных комплексов, охраны

местообитаний и

поддержания популяций

мигрирующих околоводных птиц, в границах которой

Зона традицио

нного экстенсив

ного природоп ользован ия

Рекреаци онная зона

Зона охраны объектов культурн

ого наследия

Действующее функциональное зонирование Природного парка «Нумто»

Зона хозяйстве нного

допускается проведение экскурсий в разрешенный период Для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов не истощительного природопользования Для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, а также для размещения объектов туристической

индустрии Для сохранения объектов культурного наследия и в границах которой допускается осуществление

необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной

деятельности Для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе направленной на

назначен ия

обеспечение функционирования парка

Результаты анализ правовых режимов функциональных зон Природного парка «Нумто» даны в таблице 6. Таблица 6. Анализ существующего правового режима относительно видов природопользования на территории Природного парка «Нумто»

Наименование функциональной зоны, удельный вес от общей

площади ООПТ Заповедная зона (15 %)

Природоохранная зона (15 %)

Зона охраны культурного

наследия (1,6 %) Рекреационная зона (1,6 %) Зона традиционного экстенсивного природопользования (15 %) Зона хозяйственного назначения (51,8 %)

Правовой режим Правовой режим

зоны относительно зоны

традиционного относительно

природопользования недропользования

Запрещено Ограничено

Разрешено

Ограничено Разрешено

Запрещено Запрещено

Запрещено

Запрещено Запрещено

Разрешено

Разрешено

Пользование ресурсами экосистемы в свою очередь должно отвечать принципу разумного использования, учитывающему природно-экологические, социально-демографические, ландшафтно-биологические, территориально-географические особенности функционирования территории при их организации использования (таблица 7).

Таблица 7. Принципы эколого-социально-экономического подхода

Устойчивое пользование определяется как использование ресурсов человеком, при котором оно может приносить максимальную постоянную пользу, и. в то же время сохранять свой потенциал удовлетворения потребностей будущих поколений.

Эффективное использование природных ресурсов должно быть достигнуто путем объединения особенностей двух разнокачественных по характеру процессов (развитие природы как объективной реальности и развитие общества).

Особый интерес в данном направлении представляет эколого-социально-экономический подход, основанный на принципах, представленных в таблице 6 [3, 6, 8, 10, 11]. Выводы:

Применение эколого-социально-экономического подхода к функциональной организации территории Природного парка «Нумто» в большей степени позволит:

1. Учесть интересы всех сторон, урегулировать взаимоотношения между разными видами хозяйственной деятельности, как традиционного природопользования коренных малочисленных народов, так и недропользования при разведке и добыче полезных ископаемых.

2. Обеспечить его устойчивое развитие в правовом, социальном, экологическом и экономическом направлениях.

Литература

1. Автономный округ-Югра. Публичное обсуждение проектов и действующих нормативных актов органов власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры : [Интернет портал]. - URL:

http: //regul ation.admhmao .ru/ (дата обращения: 10.09.2020). - Текст : электронный.

2. Белоярский район. Органы местного самоуправления Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Протокол публичных слушаний по проекту внесения изменений в зонирование природного парка «Нумто» от 28.02.2016 г. - Белоярский : Природный парк «Нумто», 2009. - 58 с. - Текст : непосредственный.

3. Варламов, А. А. Экология землепользования и охрана природных ресурсов : учебник / А. А. Варламов, А. В. Хабаров. - Москва : Колос, 1999. - 159 с. -Текст : непосредственный.

4. Гатина, Е. Л. Зонирование особо охраняемой природной территории регионального значения / Е. Л. Гатина. - Текст : непосредственный // Антропогенная трансформация природной среды. - Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет. - 2013. - С. 53-59.

5. Зайцев, А. А. Современное состояние особо охраняемых природных территорий регионального значения : 25.00. 23 : дис. ...канд. геогр. наук / А. А. Зайцев. - Пермь, 2012. - 242 с. - Текст : непосредственный.

6. Ковалева, И. С. Экологическое право : учебное пособие / И. С. Ковалева, О. В. Попова. - Москва : Международный юридический институт, 2013. -348 с. - Текст : непосредственный.

7. Особо охраняемые природные территории России. ИАС «ООПТ РФ» : сайт. - URL : http://oopt.aari.ru/ (дата обращения: 18.09.2020). - Текст : электронный.

8. Подковырова, М. А. Функциональное зонирование особо охраняемых природных территорий как инструмент взаимодействия между недропользователями и коренными малочисленными народами Крайнего Севера на примере Природного парка «Нумто» / М. А. Подковырова, И. А. Курашко, В. В. Прошина. - Текст : непосредственный // Экологические проблемы природо- и недропользования «Экология-2019» : материалы XIX

Междунар. молодежной науч. конф. - Санкт-Петербург : СПбГУ. - 2019. - С. 281-285.

9. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых природных территориях : Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ : [Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года : редакция 26 июля 2019 года]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2019). - Текст : электронный.

10. Реймерс, Н. Ф. Особо охраняемые природные территории / Н. Ф. Реймерс, Ф. Р. Штильмарк. - Москва : «Мысль», 1978. - 298 с. - Текст : непосредственный.

11. Экосистемы и благосостояние людей : доклад концептуальной рабочей группы по «Оценке экосистем на пороге тысячелетия». - URL https: //greenpeace. ru/ (дата обращения: 30.08.2020). - Текст : непосредственный.

12. Greenpeace : сайт. - URL https://greenpeace.ru/ (дата обращения: 05.09.2020). - Текст : непосредственный.

13. Кравченко Е.Г., Воронин А.В. Проблемы развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области) //Проблемы современной экономики. -2011. -№ 3(39). -Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3739

14. Черных Е. Г. Информационное обеспечение градостроительной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е. Г. Черных, О. В. Пелымская, А. В. Кряхтунов. - Тюмень: ТИУ, 2016. - 60 с.

15. Kryakhtunov A, Pelymskaya O and Chernykh E 2017 System for Conservation of Specially Protected Natural Areas as Sustainable Urban Development Element IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 262 012188

16. Chernyh E, Zotova N and Bogdanova O 2019 Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation Espacios 40 pp 3-10

References

1. Avtonomnyi okrug-Yugra. Publichnoe obsuzhdenie proektov i deistvuyu-shchikh normativnykh aktov organov vlasti Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga-Yugry : [Internet portal]. - URL: http://regulation.admhmao.ru/ (data obrashcheniya: 10.09.2020). - Tekst : ehlektronnyi.

2. Beloyarskii raion. Organy mestnogo samoupravleniya Beloyarskogo raiona Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga-Yugry. Protokol publichnykh slushanii po proektu vneseniya izmenenii v zonirovanie prirodnogo par-ka «NumtO» ot 28.02.2016 g. - Beloyarskii : Prirodnyi park «NumtO», 2009. - 58 s. - Tekst : neposredstvennyi.

3. Varlamov, A. A. Ehkologiya zemlepol'zovaniya i okhrana prirodnykh resur-sov : uchebnik / A. A. Varlamov, A. V. Khabarov. - Moskva : Kolos, 1999. - 159 s. -Tekst : neposredstvennyi.

4. Gatina, E. L. Zonirovanie osobo okhranyaemoi prirodnoi territorii re-gional'nogo znacheniya / E. L. Gatina. - Tekst : neposredstvennyi // Antro-pogennaya transformatsiya prirodnoi sredy. - Perm' : Permskii gosudar-stvennyi natsional'nyi issledovatel'skii universitet. - 2013. - S. 53-59.

5. Zaitsev, A. A. Sovremennoe sostoyanie osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii regional'nogo znacheniya : 25.00. 23 : dis. ...kand. geogr. nauk / A. A. Zaitsev. - Perm', 2012. - 242 s. - Tekst : neposredstvennyi.

6. Kovaleva, I. S. Ehkologicheskoe pravo : uchebnoe posobie / I. S. Kovaleva, O. V. Popova. - Moskva : Mezhdunarodnyi yuridicheskii institut, 2013. - 348 s. -Tekst : neposredstvennyi.

7. Osobo okhranyaemye prirodnye territorii Rossii. IAS «OOPT RF» : sait. - URL : http://oopt.aari.ru/ (data obrashcheniya: 18.09.2020). - Tekst : ehlektronnyi.

8. Podkovyrova, M. A. Funktsional'noe zonirovanie osobo okhranyaemykh prirodnykh territorii kak instrument vzaimodeistviya mezhdu nedropol'-zovatelyami i korennymi malochislennymi narodami Krainego Severa na primere Prirodnogo parka «Numto» / M. A. Podkovyrova, I. A. Kurashko, V. V. Proshina. - Tekst : neposredstvennyi // Ehkologicheskie problemy prirodo- i

nedropol'zovaniya «Ehkologiya-2019» : materialy XIX Mezhdunar. molodezhnoi nauch. konf. - Sankt-Peterburg : SPBGU. - 2019. - S. 281-285.

9. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh : Federal'nyi zakon ot 14.03.1995 № 33-FZ : [Prinyat Gosudar-stvennoi Dumoi 15 fevralya 1995 goda : redaktsiya 26 iyulya 2019 goda]. - URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 25.10.2019). - Tekst : ehlektronnyi.

10. Reimers, N. F. Osobo okhranyaemye prirodnye territorii / N. F. Reimers, F. R. Shtil'mark. - Moskva : «Mysl'», 1978. - 298 s. - Tekst : neposredstvennyi.

11. Ehkosistemy i blagosostoyanie lyudei : doklad kontseptual'noi rabochei gruppy po «Otsenke ehkosistem na poroge tysyacheletiya». - URL https://greenpeace.ru/ (data obrashcheniya: 30.08.2020). - Tekst : neposred-stvennyi.

12. Greenpeace : sait. - URL https://greenpeace.ru/ (data obrashcheniya: 05.09.2020). - Tekst : neposredstvennyi.

13. Kravchenko E.G., Voronin A.V. Problems of the development of low-rise housing construction (on the example of the Tyumen region) // Problems of modern economics. -2011. -No. 3 (39). -Access mode: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3739

14. Chernykh E. G. Information support of urban planning activities [Text]: tutorial / E. G. Chernykh, O. V. Pelymskaya, A. V. Kryakhtunov. - Tyumen: TIU, 2016 .-- 60 p.

15. Kryakhtunov A, Pelymskaya O and Chernykh E 2017 System for Conservation of Specially Protected Natural Areas as Sustainable Urban Development Element IOP Conference Series: Materials Science and Engineer-ing 262 012188

16. Chernyh E, Zotova N and Bogdanova O 2019 Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation Espacios 40 pp 3-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.