11. Жижко А. А. Управление органами внутренних дел при стихийных бедствиях. Лекция. М., 1989.
12. Закон РСФСР «О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48.
13. Инфекция благодушия // Правда. 1988. 14 июня.
14. Лесков С. Взрыв поездов под Уфой: пять лет спустя прорабы назначены стрелочниками // Известия. 1994. 15 ноября.
15. Микеев А. К., Порфирьев Б. Н. Управление деятельностью органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М., 1995.
16. Петрухин И. Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. 1993. № 2.
17. Петрухин И. Л. Чрезвычайное положение и права человека // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994.
18. Рушайло В. Б. Конституционные и административно-правовые основы содержания режима военного положения в Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 12.
19. Савичев В. Н. Основы организации административной деятельности ОВД при ликвидации последствий на АЭС. Минск, 1990.
20. Сила подземной стихии // Аргументы и факты. 1988. № 51.
21. Тревога в Цхинвали // Социалистическая индустрия. 1988. 26 апреля.
22. Янгол Н. Г. Правовой режим чрезвычайного положения, вводимый в условиях обострения социальных конфликтов / СПбГУАП; СПбУ МВД России. СПб., 1999.
УДК 325.1:342
И. В. Бородушко
Проблемы государственного регулирования миграционных процессов в РФ
I. V. Borodushko. Problems of government regulation of migration processes
in the Russian Federation
В статье рассмотрены и проанализированы проблемы государственного регулирования международных миграционных процессов. Уделено внимание социально-экономическим последствиям международной миграции, раскрыты современные тенденции международной миграции. Представлен правовой статус субъектов международных миграционных правоотношений, механизм реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов. Акцентировано внимание на содержании института обжалования действий и решений, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан.
The Article considers and analyzes problems of the government regulation of international migration processes. Attention is paid to the social and economic consequences of international migration, the current trends of international migration are described. Legal status of parties to the legal relationships concerning international migration is outlined. The nature of the institution of appeal against actions and decisions, which contravene rights and freedoms or violate lawful interests of citizens, is highlighted.
Ирина Васильевна Бородушко — профессор кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук.
© И. В. Бородушко, 2012.
Ключевые слова: миграция, международная Key words: migration, international migra-
миграция, национальная безопасность, по- tion, national security, consequences of in-
следствия международной миграции, ми- ternational migration, migration policy.
грационная политика.
Контактные данные: 190103, Санкт-Пе- Contacts: 190103, Saint-Petersburg, Lermon-
тербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) tovsky Pr., 44; (812) 332-02-73; urfac_ime@
332-02-73; [email protected]. rambler.ru.
Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, положениях Конституции РФ и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах субъектов Федерации, в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ, Положением «О правительственной комиссии по миграционной политике» (Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 450 в действующей ред.) на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность реализации единой государственной миграционной политики.
Несмотря на существующие системы государственного воздействия на миграционные процессы, все большую актуальность в мире обретает проблема нелегальной международной миграции. В своем подавляющем большинстве нелегальные мигранты прибывают в страну с целью трудоустройства на временной основе. По мере своего нарастания нелегальная миграция постепенно порождает особые неофициальные сети организации этих миграционных потоков, интегрируется с теневым, а нередко и с криминальным бизнесом.
Оценка роли миграции в развитии экономики любой страны не может быть однозначной — с ней связаны как позитивные, так и негативные факторы общественной жизни. Но совокупный итог этих двух векторов развития однозначно складывается в пользу признания миграции как необходимой предпосылки общественного прогресса, что подтверждается всем историческим опытом человеческой цивилизации и реалиями современной жизни. Но это отнюдь не исключает возможности появления значительных рисков для национальной безопасности, связанных именно с миграционными процессами.
Глобальной многими авторами признается тенденция, когда приток дешевой рабочей силы из других стран обостряет конкуренцию на внутренних рынках труда развитых стран, что приводит к обострению межэтнических отношений и росту национализма. Лишь отчасти острота проблемы смягчается за счет того, что иммигранты занимают преимущественно рабочие места, остающиеся не востребованными со стороны коренного населения страны. Ряд специалистов придерживается иного мнения, утверждая, что иммиграция рабочей силы позволяет снизить диспропорции на рынке труда и «исследования, проведенные в странах ОЭСР, не нашли жесткой корреляции между миграцией и безработицей» [1, с. 67]. К сожалению, детальное исследование вопроса о международной миграции затруднено в силу ограниченности информации — в большинстве стран основным источником данных являются только заявления о выдаче виз.
Международная миграция в основе своей является трудовой миграцией. Но постепенно растет значимость такого ее сегмента, как учебная миграция, последствия которой особенно важны: одна часть молодых специалистов возвращается на родину, повышая качественный уровень ее трудового потенциала; другая часть остается на постоянное жительство в стране обучения, ускоряя накопление ее
человеческого капитала. В первом случае происходит сближение качества трудового потенциала разных стран, во втором — закрепляется и даже нарастает дифференциация регионов и стран мира по качественному уровню рабочей силы.
Некоторую часть международной миграции составляют потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Несмотря на свою малочисленность, эти потоки являются значимым фактором снижения уровня национальной безопасности. Как отмечает С. И. Горбань, в мире распространено бегство от локальных войн и этнических чисток, воинствующего национализма и религиозной нетерпимости, которые приобретают в XXI в. все более опасные масштабы в связи с глобализационными процессами [2, с. 149].
Массовому распространению нелегальной миграции способствует всеобщая заинтересованность в ней. Как отмечают Г. И. Глущенко и В. А. Пономарев, о существовании «черного рынка» рабочей силы знают все — и полиция, и налоговики, и подрядчики. Но всех устраивает такое положение дел. По негласному договору перед проведением проверок нелегалов заранее предупреждают. Денежные переводы на родину многие мигранты осуществляют по нелегальным каналам, поэтому не являются достоверными данные о суммах переводов в платежных балансах принимающих стран и стран-доноров [1, с. 189].
Происходит дифференциация потоков нелегальных мигрантов в зависимости от способов незаконного проникновения в принимающую страну. Принято разграничивать три основные формы нелегальной миграции. Наиболее распространенным является въезд в страну при нелегальном пересечении государственных границ. Это может быть осуществлено как самостоятельно, так и с помощью специальных незаконно организованных каналов перемещения через границу. Вторая форма нелегальной миграции — въезд по фальшивым документам. Третьей формой нелегальной миграции является легальный въезд с последующим нарушением условий пребывания в стране. Основные виды таких нарушений: превышение официально установленного для данного лица срока пребывания в стране; трудоустройство лиц, прибывших на учебу, по туристической визе, по частному приглашению; транзитные мигранты с просроченной визой и др.
Принимающая страна заинтересована в сокращении масштабов нелегальной миграции. Для этого необходимо знать, в силу каких причин люди отдают предпочтение нелегальным формам въезда в страну и пребывания в ней. Как показывает практика, такими причинами чаще всего являются: невозможность получения официального разрешения на въезд в страну или на работу в конкретной сфере экономики; нежелание тратить время и денежные средства на регистрацию и получение разрешения на работу.
Социально-экономические последствия международной миграции, и изменение уровня национальной безопасности в том числе, следует оценивать дифференцированно по четырем основным категориям субъектов, причастных в той или иной форме к миграционным процессам. Такими субъектами являются: сами мигранты; принимающее государство; государство, из которого происходит эмиграция; работодатели в принимающем государстве. При более детальном анализе могут быть дополнительно рассмотрены следующие субъекты: страны, через которые проходят транзитные потоки мигрантов; население в принимающей стране; объекты инфраструктуры в принимающей стране, семьи и родственники на родине мигрантов.
Для каждой категории названных выше субъектов, связанных с деятельностью мигрантов, возникают определенные позитивные и негативные последствия. Каждый субъект оценивает их, определяя положительный эффект и возможные
риски. На этой основе он выстраивает свое поведение и отношения с мигрантами.
Ключевая роль в оптимизации международной миграции принадлежит государству, его миграционной политике и эффективности ее реализации. Главной предпосылкой жизнеспособности миграционной политики государства являются ее своевременность, адекватность экономической ситуации, умелое совмещение текущих и стратегических целей управления миграцией. Существенно также соответствие национальной миграционной политики международным стандартам в данной сфере, Конституции страны, другим общепринятым нормам права. Особенно важно принимать во внимание и по возможности согласовывать (в пределах законности и требований национальной безопасности) позиции всех заинтересованных сторон — самих мигрантов, работодателей, местного населения, государства. На таком комплексном подходе должна быть основана стратегия управления миграционными процессами и прежде всего — внешней трудовой миграцией.
Сложность механизмов формирования потоков международной трудовой миграции определяется, в частности, тем, что большое значение имеет структура спроса и предложения на международном рынке труда. Развитые страны нуждаются в привлечении извне рабочей силы двух категорий — высококвалифицированных специалистов и работников малоквалифицированного труда. Соответственно, различными должны быть источники пополнения этих кадров и способы привлечения работников.
Наибольшие трудности возникают в связи с привлечением иммигрантов — высококвалифицированных специалистов, так как их численность в мире ограничена и их труд является высокооплачиваемым. Дефицитность данной категории работников породила в международной практике такое явление, как «утечка умов». Россия, сама остро нуждающаяся в квалифицированных талантливых специалистах, стала, к сожалению, донором для более развитых и более богатых стран. В аналогичном положении оказался ряд стран Восточной Европы.
Международные интеграционные процессы стимулировали заключение межгосударственных соглашений по различным аспектам экономического развития, и в том числе — по вопросам международной трудовой миграции. В условиях глобальных мирохозяйственных связей исследованием вопросов международной миграции занимается ряд международных организаций: ООН, МОМ (Международная организация по миграции), МОТ (Международная организация труда), Сассекский центр изучения миграции, CASAS (Центр прикладных исследований стран Южной Азии), CEME (организация «Совместные усилия по организации эмиграции»), IAD (Межамериканский диалог), IMP (организация «Политика в области международной миграции»), МВФ, ВТО и др. Этими организациями был проведен ряд прикладных исследований международной трудовой миграции. Разрабатывались теории международной миграции. Одним из направлений этих исследований явилась оценка влияния международной миграции на развитие национальных экономик принимающих стран и стран-доноров. Определялись и социальные последствия международной миграции. Обнаруживался противоречивый характер связей между миграцией и социально-экономическим развитием.
В настоящее время наиболее характерными тенденциями международной миграции населения являются: 1) расширение географических границ зоны активных территориальных перемещений населения; 2) рост объема денежных переводов семьям в страны — экспортеры рабочей силы, что положительно влияет на платежный баланс этих стран; 3) нарастание значимости государствен-
ного регулирования международной миграции населения; 4) влияние международной экономической интеграции на расширение зоны, где полностью либерализованы государственные границы; 5) возрастание значимости интеллектуальной миграции (научных, военно-технических кадров); 6) возникновение новых типов экономических миграционных потоков, мотивируемых бегством от налогов, отмыванием денег; 7) формирование устойчивых центров притяжения мигрантов — Западная Европа, США, Канада, нефтедобывающие страны Персидского залива.
Отличительными признаками международной миграции населения, по сравнению с внутренней миграцией, являются необходимость пересечения государственной границы и соответствующий государственный контроль за фактом самого передвижения через границу в стране выезда и в стране въезда. В принимающей стране осуществляется наблюдение за последующими событиями в жизни иммигрантов — трудоустройством, поступлением на учебу или стажировку и др. Действенность такого контроля зависит от степени «прозрачности» государственных границ, от направленности государственной миграционной политики, от действующего в данной сфере законодательства.
Основными зонами действия прозрачных границ являются территории ЕС, североамериканского союза НАФТА, ближневосточного содружества, СНГ и др. К концу ХХ в. стали все более возрастать значение и масштабы приграничной миграции, что представляет одно из проявлений процесса международной интеграции и глобализации. Растет значимость транзитной миграции, особым видом которой является так называемая пошаговая миграция, при которой принимающая страна выступает в качестве своеобразного перевалочного пункта.
Общее число мигрантов и другие количественные параметры международной миграции поддаются лишь приблизительной оценке. Такое положение обусловлено отсутствием надежной системы сбора первичной информации об этой сфере и широким развитием нелегальной миграции. По оценкам специалистов, общий объем международного перемещения населения стремительно нарастает.
Одним из основных приемов характеристики международной миграции является классификация миграционных потоков по нескольким основаниям — по территориальной направленности, по составу мигрантов, по продолжительности пребывания в принимающей стране, по степени законности и др. Наибольшую познавательную ценность представляет анализ, основанный на сочетании (комбинировании) этих подходов.
По территориальной направленности международные миграционные потоки могут рассматриваться с позиций обмена между: 1) отдельными государствами; 2) группами государств (развитые, развивающиеся, страны бывшего социалистического лагеря); 3) континентами.
Во втором и третьем случаях миграция может быть внутренняя и внешняя относительно отдельных групп государств или континентов соответственно. Например, внутренней миграцией для конкретных групп государств является миграция в рамках промышленно развитых стран, миграция населения между развивающимися странами. Внешними относительно отдельных групп государств являются миграционные потоки между развитыми и развивающимися странами. Миграция может быть межконтинентальной и внутриконтинентальной. Наиболее мощные миграционные потоки в настоящее время (особенно в перспективе) представлены перемещением населения из менее развитых стран в более развитые. Современной тенденцией является и нарастание интенсивности миграции между самими развивающимися странами.
По составу мигрирующего населения основным классификационным признаком является квалификационный уровень взрослого населения — рабочей силы. Различают потоки мигрантов, представленные квалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силой, а также миграцию специалистов с наиболее высоким интеллектуальным и творческим потенциалом (так называемая утечка мозгов). Следует отметить, что актуальность проблемы утечки умов была впервые отмечена в 1951 г. французским ученым А. Сови в его работе «Общая теория населения». А. Сови отмечал, что миграция лиц высокой квалификации наносит большой ущерб странам, откуда выезжают иммигранты.
К числу основных аспектов анализа международной миграции населения относится исследование ее причин и последствий. Прежде всего, следует отметить, что международная миграция принципиально отличается от внутренней по своим механизмам, способам регулирования, факторам и последствиям. Колебания экономической конъюнктуры и экономические циклы влияют на международную миграцию, которая посредством механизмов обратных связей смягчает кризисные ситуации в странах эмиграции и иммиграции.
Последствия миграции населения важно оценивать с позиций национальной безопасности каждой страны. Тот факт, что в целом миграция составляет неотъемлемый элемент развития экономических систем, не исключает необходимости тщательного мониторинга рисков и угроз национальной безопасности, обусловленных нерациональными и неконтролируемыми потоками международной миграции.
Вместе с тем отток высококвалифицированной рабочей силы из стран-экспортеров снижает уровень их научно-технологического потенциала, углубляя и закрепляя дифференциацию национальных экономик по уровню развития, снижая конкурентоспособность более отсталых стран на мировом рынке, увеличивая масштабы дифференциации уровня и качества жизни населения.
В целом соотношение позитивных и негативных последствий международной миграции определяется взаимным балансом интересов стран — участниц обмена населением, соотношением реальных и оптимальных параметров миграции и возможностями целенаправленного их регулирования и контроля, ограничением масштабов нелегальной миграции. Вопросы регулирования международных перемещений населения решаются на международном и национальном уровнях.
Оценка современной позиции России в международном обмене демографическими ресурсами и определение задач государственного регулирования ситуации в данной сфере должны включать предварительный анализ по следующим направлениям: современная ситуация на внутреннем рынке труда и ее перспективы на ближайшие десятилетия; тенденции и факторы эмиграции, иммиграции, реэмиграции и вынужденной миграции населения; организационно-правовые основы статуса России в функционировании мирового рынка труда и в международной трудовой миграции; государственная программа регулирования внешней миграции на ближайшую и более отдаленную перспективу; тенденции нелегальной иммиграции, методы оценки ее масштабов и разработка мер миграционной политики в отношении нелегальных иммигрантов.
Положение иммигрантов в России в немалой степени определяется сложившимся общественном мнении среди коренного населения, которое носит дифференцированный характер в отношении различных категорий иммигрантов — русских вынужденных переселенцев из стран СНГ, гастарбайтеров из стран СНГ, Китая, Вьетнама, Кореи и других государств.
Характер влияния миграции на экономическую безопасность существенно зависит от вида и формы миграции, от основных направлений миграционных
потоков. Весь исторический опыт нашей страны показывает неизменно негативное влияние эмиграции на ее развитие и, в основном, позитивный эффект иммиграции. В современную эпоху спонтанный и совершенно неподготовленный выход России в 1990-е гг. на мировые рынки, и в том числе — на международный рынок труда, был сопряжен со многими неоправданными издержками. Наиболее тяжелой потерей стала массовая утечка умов, существенно подорвавшая национальную безопасность страны. Хаотичная нерегулируемая взрывоподобная иммиграция из постсоветского пространства не позволила эффективно и целенаправленно использовать этот ресурс пополнения населения страны и ее трудового потенциала. За истекшие почти два десятилетия проблема эффективного регулирования трудовой миграции остается не решенной до конца. Следовательно, миграция, при всех ее положительных моментах, по-прежнему несет определенные угрозы национальной безопасности.
В целом влияние международной миграции является более значимым, чем влияние внутренней миграции. Нелегальная миграция порождает значительно больше проблем для принимающей страны, чем легальная миграция. Стимулируется нелегальная трудовая миграция значительным и растущим спросом на их труд со стороны неформального и криминального секторов российской экономики.
Нелегальными трудовыми мигрантами традиционно являются преимущественно лица малоквалифицированного труда, занятые на временных сезонных работах в неформальном секторе экономики. В России постепенно расширяется практика привлечения нелегальных мигрантов на постоянной основе (но без заключения трудовых договоров) к работе в достаточно крупных организациях — в сферу строительства, розничной торговли и услуг, ЖКХ, ремонтных служб, общественного транспорта, промышленности. Часть иммигрантов осуществляет индивидуальную трудовую деятельность. Крупные города и мегаполисы все в большей мере становятся центрами притяжения не только легальных, но и нелегальных мигрантов.
Основные маршруты следования нелегальных мигрантов в Россию пролегают через границы страны с Казахстаном, Украиной, Китаем. Наиболее распространенная форма такой миграции — легальный въезд на территорию России, в дальнейшем утрата легального статуса, так как не оформляются в установленном порядке и установленные сроки регистрация по месту пребывания и разрешение на трудовую деятельность.
Порождаемые крупномасштабной нелегальной миграцией угрозы национальной безопасности России в основном заключаются, по мнению И. Алешковского и В. Ионцева [3, с. 41-42], в следующем:
• нелегальные иммигранты способствуют развитию и поддержанию неформального сектора экономики, так как возникают необоснованные конкурентные преимущества у их работодателей (неуплата налогов, заниженная оплата труда и др.);
• стимулируется развитие теневого сегмента рынка товаров и услуг, тормозится создание эффективного цивилизованного рынка труда;
• стимулируется распространение проституции, наркобизнеса, контрабандных операций, преступности;
• государство несет финансовые потери в связи с: неуплатой нелегальными мигрантами налога с доходов физических лиц; отсутствием отчислений с теневого фонда оплаты труда компаниями работодателей нелегальных мигрантов; недополучением платы от организаций за использование иностранной рабочей силы; ростом расходов государственного бюджета на социальное обеспечение иммигрантов (обучение детей, общественная безопасность, содержание мест лишения свободы и др.);
• на нелегальных мигрантов не распространяются нормы права о минимальном размере оплаты труда и, следовательно, снижается фактический средний размер оплаты труда неквалифицированных рабочих;
• работодатели могут не соблюдать требования законодательства об охране труда и здоровья работников, что ведет к росту уровня производственного травматизма среди нелегальных мигрантов;
• для коренного населения из-за контактов с мигрантами возникает повышенный риск инфекционных и паразитарных заболеваний, ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка, так как нелегальные мигранты чаще являются вирусоносителями (не проходят необходимые медицинские обследования, для них затруднено получение медицинской помощи, они зачастую живут и трудятся в антисанитарных условиях, подвергаются чрезмерной трудовой эксплуатации);
• нелегальные мигранты чаще могут становиться объектами преступных посягательств, что способствует ухудшению криминогенной ситуации;
• возрастает опасность усиления социальной и межэтнической напряженности, экстремистских националистических течений, тормозится интеграция мигрантов в местное общество в связи с появлением обособленных зон компактного расселения мигрантских общин с большой этнокультурной и эт-ноконфессиональной дистанцией от коренного населения;
• оценки населением государственной политики в отношении нелегальных мигрантов могут неблагоприятным образом повлиять на политический климат в регионах и стране.
Распределение иммигрантов по территории страны может складываться стихийно и не соответствовать экономическим интересам принимающей страны. Поэтому существует мировая практика целенаправленного регулирования миграции, и в том числе — распределения иммигрантов по территории и по сферам деятельности. В России, к сожалению, подобной действенной системы нет. Не приобрела решающего значения практика определения квот на использование организациями труда иммигрантов. Одна из причин — низкая доля легальных мигрантов среди всех трудовых мигрантов. Ведется определенная работа по выявлению нелегальных мигрантов. Но ее результаты совершенно несопоставимы с масштабами нелегальной миграции, оцениваемой в млн человек, а выявляются — тыс. человек. Например, за период с января по октябрь 2010 г. ФМС было выявлено в ходе проверок 167 219 человек, незаконно находящихся на территории РФ. Из них привлечено к уголовной ответственности 235 человек, к административной ответственности — 166 058 человек, в том числе выдворено за пределы страны 19 354 человека. С поддельными документами было выявлено за этот же период 4946 человек, из которых 658 привлечено к уголовной ответственности [4].
Основными зонами притяжения иммигрантов в России являются Москва и Московская область, территория нефтегазового комплекса в северной части Западной Сибири (по своему составу это нефтяники и газовики из Украины) и приграничные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока (в основном прибывают из Китая, Кореи и Вьетнама).
Существенные угрозы экономической безопасности России могут возникнуть из-за нерациональных потоков внутренней миграции населения. Мощный и стабильный поток чистой миграции в Центральный федеральный округ из других регионов страны усиливает территориальные диспропорции по многим параметрам. В ряде субъектов Российской Федерации снижается плотность населения, возникает острый дефицит рабочей силы, появляются трудности с развитием
производства, созданием современной инфраструктуры, формированием доходной части региональных бюджетов, сохраняется низкий уровень жизни населения. Все это стимулирует дальнейший отток населения и дальнейшую деградацию экономики региона, снижая уровень экономической безопасности региона и, соответственно, страны в целом.
Литература
1. Глущенко Г. И., Пономарев В. А. Миграция и развитие. М.: Экономика, 2009.
2. Горбань С. И. Безопасность экономической интеграции России в мировое хозяйство: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2008.
3. Алешковский И., Ионцев В. Нелегальная миграция в общественно-политическом дискурсе // Международная миграция: экономика и политика. М.: ТЕИС, 2006.
4. Материалы Федеральной миграционной службы РФ. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/.
УДК 342.9
И. В. Куртяк, А. П. Куртяк
Нормотворческие отношения в системе административных правоотношений
I. V. Kurtyak, A. P. Kurtyak. Legislative relations within the system of administrative legal relationships
Нормотворческие отношения в системе административных правоотношений образует регламентированная норма по изданию нормативных правовых актов, осуществляемая в рамках процедуры, устанавливающая взаимосвязь участников и необходимую направленность их волевых актов по поводу нормотворческой деятельности. Участники нормотворческих отношений, наделенные государственной волей, выраженной в норме права, до их совершения опосредуются индивидуальной волей участников нормотворческих отношений. Таким образом, нормотворческие отношения взаимосвязаны с административными правоотношениями и взаимообусловлены с законотворческим процессом Правительства РФ, судебным правотворчеством и функциями нормотворчества.
Legislative relations within the system of administrative legal relationships are formed by the legal standard for the enactment of normative legal acts, to which effect is given within the framework of procedure, and which establishes the interrelationship among parties and the required orientation of their volitional acts as related to legislation. Parties to legislative relations, upon whom state will, expresses in legal standards, has been conferred, are mediated by the individual will of those parties until legislative relations are implemented. Thus, legislative relations are inter-connected to administrative legal relations and interdependent with the legislative process of the Government of the Russian Federation, with judicial law-making, and with rulemaking functions.
Иван Владимирович Куртяк — доцент кафедры трудового права и охраны труда Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат юридических наук.
Александра Петровна Куртяк — доцент кафедры трудового права и охраны труда Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
© И. В. Куртяк, А. П. Куртяк, 2012.