ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ТУМХАДЖИЕВ А.Б.,
старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет
им. академика М.Д. Миллионщикова, e-mail: L.idigova@mail.ru
В работе раскрываются региональные особенности развития транспортной инфраструктуры, особенности ее развития в условиях рыночных отношений, предлагаются меры по повышению эффективности формирования и функционирования транспортной инфраструктуры комплекса
Ключевые слова: транспортная инфраструктура; эффективность функционирования; особенности развития; природно-климатические; рельефные и географические особенности формирования транспортной инфраструктуры.
In work the article regional features of development of a transport infrastructure, feature of its development in the conditions of market relations reveal, measures on increase of efficiency of formation and functioning of a transport infrastructure of a complex are offered.
Keywords: a transport infrastructure; efficiency of functioning; feature of development; prirodno-climatic; relief and geographical features of formation of a transport infrastructure.
Коды классификатора JEL: R40, R48
Чеченская Республика, являясь составной частью Северного Кавказа и России в целом, все в большей и большей степени интегрируется в систему внутригосударственных и мировых экономических и политических отношений. Все более сказывается на экономике Северного Кавказа воздействие экономических и политических процессов, происходящих в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и во всем мире.
Формирующиеся рыночные отношения диктуют необходимость переориентации факторов и критериев развития в русле новых целей и задач, стоящих перед транспортной инфраструктурой в современных условиях.
Эффективность функционирования региональной экономики в значительной степени зависит не столько от базовых отраслей материального производства и непроизводственной сферы, сколько от своевременности и полноты удовлетворения потребностей отраслями транспорта, связи и т.д.
В развитии каждого региона транспортная инфраструктура должна формировать достаточные условия для эффективного функционирования и развития отраслей базового производства и обеспечить максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала данного региона. Современный этап развития экономики характеризуется разрывом межотраслевых и территориальных производственно-экономических связей. На фоне экономической стагнации, а в некоторых отраслях и спада основных экономических показателей, возрождение тенденций формирования эффективных кластеров экономики зиждется на базе активной реанимации транспортной инфраструктуры [1].
В этой связи исследование проблем разработки трендов развития и размещения транспортной инфраструктуры региона предполагает выявление особенностей ее функционирования в условиях Чеченской Республики. Тем более, что стратегические планы развития существенной частью зависимы от специфики транспортной отрасли.
В условиях Чеченской Республики нами видится группировка этих особенностей в следующей иерархической последовательности.
Первая особенность состоит в зависимости формирования транспортной инфраструктуры от географических особенностей региона, его природно-климатических условий и рельефа местности. Суть данной особенности заключается в том, что в зависимости от характера обслуживаемых отраслей проявляются особенности расположения и размещения объектов и элементов транспортной инфраструктуры. Так, в условиях Северного Кавказа влияние этих факторов (особенно горный рельеф) привело к тому, что достаточно развита сеть путей сообщения в виде автомобильных дорог, а строительство железнодорожных линий затруднено и требует больших капитальных затрат. По этой же причине размещение постоянных устройств и подвижного состава, реализация экономических связей между районами республики имеют свои особенности.
© А.Б. Тумхаджиев, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
96
А.Б. ТУМХАДЖИЕВ
Вторая особенность заключается в социальной составляющей функционирования отрасли, так как имеет место факт использования транспортной инфраструктуры не только в производительных целях, но и в социальных. Подходом к решению этой задачи является использование таких рыночных механизмов, которые обеспечивают учет как экономической, так и социальной эффективности транспортной инфраструктуры.
Третья особенность является следствием проявления второй, так как реализуемая в настоящее время в Чеченской Республике стратегия и тактика развития производительных сил предполагает первоочередное формирование базисных отраслей народного хозяйства, что влечет за собой использование в процессе финансирования проектов развития транспортной инфраструктуры по «остаточному» принципу. Вместе с тем высокая корреляция развития транспортной инфраструктуры с ростом социально-экономического благосостояния граждан республики вступает в противоречие с системой финансирования отрасли. Из-за высокой стоимости и дальности перевозок, неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог и невозможности осуществления массовых перевозок с наименьшими потерями, приводящими в конечном счете к выпуску неконкурентного товара на рынке, становятся неэффективными размещения многих видов как промышленного, так и сельскохозяйственного производств. Необходимо учесть и влияние специализации производства конкретного региона на формирование и развитие транспортной инфраструктуры. Обслуживание разных отраслей народного хозяйства предполагает определенные требования к транспорту
Так, развитие отраслей хозяйства являющихся отраслями специализации республики нефтедобыча, нефтепереработка и химическая промышленность, сельское хозяйство, рекреационный сектор и др. требуют оснащения народного хозяйства — необходимым специализированным подвижным составом железнодорожного и, автомобильного транспорта, а также организации и перевозки выращенной продукции в другие регионы страны.
Четвертая особенность транспортной инфраструктуры лежит в плоскости принадлежности и множественной подведомственности ее объектов, что исключительно затрудняет процесс ее управления и координацию ее эксплуатации, развития и финансирования. Данное положение определяет необходимость разработки программ (регионального и территориального) ее развития с учетом комплексного вовлечения как бюджетных средств, так и средств всех пользователей транспортных услуг. Только этим путем можно вывести транспортную инфраструктуру в ряд высокоэффективных звеньев народного хозяйства (тем более в условиях рыночных отношений).
Пятая особенность заключается в высокой капитало- и фондоемкости транспортных объектов, длительные сроки их создания и функционирования. Суть данной особенности кроется в том, что транспорт, оказывая услуги отраслям народного хозяйства одновременно потребляет значительные объемы материальных и финансовых средств для своего функционирования и развития, поэтому учет ресурсного аспекта приобретает важное место и требует, координации действий республиканских и местных органов по формированию магистральной (ее основной части), региональной и местной сети. Соответственно формирование региональной и локальной сети транспорта требуют координации действий федеральных и республиканских органов, отдельных предприятий. Наконец, эта особенность наиболее четко проявляется в условиях рынка, когда отдельные предприятия и компании прямо не заинтересованы в выделении средств для развития транспорта и его отдельных отраслей и звеньев (например, дорог). Поэтому решение проблемы, учитывающее влияние этого фактора, заключается в государственном вместе с тем рыночном регулировании инвестиций и банковских процентов, увеличенных размерах амортизационных отчислений, снижении или ликвидации на время налогов на средства, направляемые на развитие транспортной инфраструктуры и ее подразделений.
Шестая особенность определяется спецификой транспортной инфраструктуры как комплекса составных элементов с глубокой взаимосвязью и взаимозаменяемостью. Однако у транспортной инфраструктуры как системы наблюдаются свойства, не присущие ее подсистемам и блокам и наоборот сумма элементов, составляющая транспортную инфраструктуру, не связанную особыми системообразующими связями, а следовательно, имеет место несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов. В экономической науке данное явление получило название — эмерджентности [2].
Так, это свойство диктует первоочередность исследования отношений между различными видами транспорта, транспортом и складским хозяйством, частично между транспортом и связью. В зависимости от конкретных региональных условий уровни развития отраслей транспортной инфраструктуры различаются. Свойство эмерджентности приобретает чрезвычайно важное значение в проблемах сбалансированного развития отраслей транспортной инфраструктуры, особенно в условиях дефицитности, нехватки и ограниченности капитальных вложений, выделяемых на ее развитие. Поэтому это свойство требует учета стартового состояния транспорта и его отдельных отраслей для выработки политики и концепции перспективного формирования с точки зрения эффективности мероприятий как по развитию транспортной инфраструктуры в целом по региону, так и ее отдельных элементов, звеньев, отраслей [3]. Учет этой особенности транспортной инфраструктуры, таким образом, требует, с одной стороны, анализа и определения состояния развития каждой ее отрасли и, с другой стороны, разработки стратегии развития отдельных сфер с выявлением приоритетных первоочередных задач.
Седьмая особенность — наличие в процессе развития транспортной инфраструктуры этапов и важность учета особенностей каждого этапа развития в процессе формирования долгосрочных и краткосрочных перспектив развития отрасли. Поэтому объекты транспортной инфраструктуры должны иметь резерв пропускных и провозных способностей для своевременного удовлетворения изменяющихся объемов услуг. В противном случае транспорт будет сдерживающим фактором в развитии народного хозяйства. Такая особенность транспортной инфраструктуры еще раз доказывает необходимость разработки и наличия долгосрочных прогнозов развития и размещения как всего народного хозяйства, так и его отдельных отраслей для обоснованного определения вариантов перспективных потребностей в услугах транспорта в каждом временном разрезе рассматриваемого периода.
Восьмая особенность заключатся в том, что географическая структура расположения транспортной инфраструктуры имеет характерный сетевой рисунок, ибо формируется под влиянием как природно-экономических, климатических и
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ.
97
рельефных факторов, так и социальных и экономических, а также уровня развития и размещения производительных сил. Имеющуюся взаимосвязь между транспортом и развитием и размещением производительных сил необходимо учитывать с помощью транспортного фактора размещения производства, так как сетевой характер влияет как на размещение его собственных объектов (дороги, грузовые дворы, станции и т.д.), так и размещение промышленных, сельскохозяйственных и др. предприятий.
Влияние транспортного фактора на развитие и размещение производства в Чеченской Республике является существенным, а зачастую становится наиважнейшим среди других факторов. Поэтому в ряде регионов республики дальнейшее развитие и размещение производства, вовлечение в оборот природно-экономических и трудовых ресурсов всецело зависит от наличия степени развития транспорта и его коммуникаций и элементов.
И наконец, формирование и развитие элементов и отраслей транспортной инфраструктуры зависит от выбранной долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики и иерархии народнохозяйственных, региональных и местных интересов, так как, во-первых, дают возможность сформулировать первоочередные задачи развития транспортной инфраструктуры как в целом по республике, так и в разрезе отдельных территорий и, во-вторых, ранжировать проблемы для нахождения их приоритетов [4].
Среди задач развития транспортного комплекса в современных условиях, основными на, наш взгляд, являются следующие:
Формирование институциональной структуры функциональных звеньев комплекса адекватных складывающимся экономическим условиям и появление на основе этого процесса новых субъектов управления в виде компаний, акционерных обществ, коллективных и частных предприятий.
Подготовка этапа в развитии материально-технической базы транспорта в условиях снижения государственных ассигнований на формирование инвестиций и создание нового механизма государственного регулирования.
Обеспечение сбалансированной структуры комплекса, состоящей из предприятий, обладающих конкурентными преимуществами, жизнеспособных и чутко улавливающих рыночную конъюнктуру.
Разработка стратегии развития и изменения организации и производства предприятий транспорта в рыночных условиях.
Создание организационной структуры адекватной существующим рыночным условиям и организация оперативной деятельности предприятий транспорта.
Формирование единого комплекса материального обращения на транспорте и в экономике, создание новых универсальных транспортных рыночных предприятий.
Формирование и развитие новых отраслей транспортного обслуживания основного производства.
Таким образом, в изменившихся условиях в связи с переориентацией стратегии развития экономики на рыночные рельсы разработка плановых материалов, например, схемы формирования и развития производительных сил и транспортного комплекса требует обязательного учета и решения вышеназванных задач в рамках прогнозируемых работ [5]. В этой связи традиционные задачи по разработке проблем развития и размещения производительных сил должны быть дополнены включением вышеназванных вопросов и проблем развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования рыночных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородянский Г.А., Кац А.В. и др. Эффективность строительства автомобильных дорог местного значения. М.: Транспорт, 2003.
2. Бронштейн Л.А., Гарманов Е.Н. Экономическая эффективность капитальных вложений в автодорожное строительство / Под ред. акад. Т.С. Хачатурова. М.: Высшая школа, 2006.
3. Бугроменко В.И. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 2007.
4. Единая транспортная система: Учеб. для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимсошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 1996. С. 295.
5. Леонтьев Р.Г. Формирование единой региональной транспортной системы / Программно-целевой подход. М.: Наука, 2007.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2