Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корепанова С.Ю.

В статье исследуются проблемы взаимодействия организаций жилищно-коммунального комплекса - управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. Исследуются риски управляющих организаций, выполняющих роль посредника в части исполнения финансовых обязательств населения при получении жилищно-коммунальных услуг. Анализируются последствия наступления рисков для предприятий жилищно-коммунального комплекса.The article deals with cooperation problems between organizations of housing-communal complex, management companies and energy supply companies. The author explores managing organizations' risks that perform the role of a mediator in terms of execution of financial obligations of the population with housing and communal services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

настолько конкурентным, что при условии постоянной здоровой конкуренции будет повышаться качество текущего обслуживания жилищного фонда. В свою очередь, реализация государственной политики по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в России и Казахстане не должна становиться объектом всеобъемлющего популизма среди политических деятелей, а должна являть собой эффективный инструмент взаимодействия государства, частного бизнеса и общества.

Использованные источники:

1. "Ваши деньги превратятся в пыль!": жильцов екатеринбургской пятиэтажки призвали не платить взносы за капитальный ремонт. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.e1.ru. ( дата обращения 25.05.2016 г.);

2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ// "Парламентская газета", N 7-8, 15.01.2005;

3. ЖКХ от ЮКОСа.//[Электронный ресурс] Режим доступа URL: www.expert.ru ( дата обращения 25.05.2015);

4. Закон Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 11.07.1991, N 28, ст. 959;

5. Половина многоквартирных домов в Казахстане требуют капитального ремонта.//[Электронный ресурс] Режим доступа URL: wwwkz.mir24.tv (дата обращения 25.05.2016 г.);

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 01 ноября 2010 г. № 1146 «Об утверждении Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года»//[Электронный ресурс] Режим доступа URL: www/online.zakon.kz. (дата обращения 25.05.2016 г.);

7. Реформа сектора жилищно-коммунального хозяйства в Казахстане. Анализ текущих условий и проблем в секторе ЖКХ.//Институт экономики города. Москва, 2010 г.;

8. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». //"Собрание законодательства РФ", 23.07.2007, N 30, ст. 3799;

Корепанова С.Ю. магистрант, 2 курс Уральский институт управления- филиал РАНХиГС Российская Федерация, г. Екатеринбург ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация

В статье исследуются проблемы взаимодействия организаций жилищно-коммунального комплекса - управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. Исследуются риски управляющих

организаций, выполняющих роль посредника в части исполнения финансовых обязательств населения при получении жилищно-коммунальных услуг. Анализируются последствия наступления рисков для предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Ключевые слова: управляющая компания, ресурсоснабжающая организация, риски, банкротство.

Annotation:

The article deals with cooperation problems between organizations of housing-communal complex, management companies and energy supply companies. The author explores managing organizations' risks that perform the role of a mediator in terms of execution of financial obligations of the population with housing and communal services.

Keywords: management company, energy supply companies, risks, failure.

С вступлением в силу в 2005 году Жилищного кодекса Российской Федерации55 ( далее по тексту - ЖК РФ), собственникам жилья в многоквартирных домах было предоставлено право определиться, каким образом будет осуществляться управление многоквартирным домом.

В статье 162 ЖК РФ определены следующие способы управления:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

На практике, непосредственное управление встречается крайне редко. Однако, в контексте настоящей статьи, автор обращает внимание на третий способ управления - управляющей организацией.

Ранее, сфера жилищно-коммунального хозяйства в части осуществления функций управления многоквартирными домами была занята предприятиями-монополистами, которым в период 2005-2008 гг. в большинстве своем был передан жилищный фонд от бывших МУПов, ЖЭКов. И лишь крайние три-четыре года в крупных городах стали образовываться небольшие управляющие организации, в основном осуществляющие управление вновь построенными многоквартирными домами.

Первая причина появления таких небольших управляющих компаний, -предприятию, осуществляющему строительство многоквартирных домов, вполне удобно передавать жилой фонд в подконтрольную управляющую организацию. Так гораздо проще осуществлять взаимодействие в рамках исполнения гарантийных обязательств, а в отдельных случаях и наоборот, не

55 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ// "Парламентская газета", N 7-8, 15.01.2005.

исполнять таковые. Вторая причина все же конкурирует с первой, - при грамотном управлении жилищным фондом, учитывая и состояние вновь построенных объектов, внедрение ресурсосберегающих технологий на этапе строительства, использование современных, соответствующих стандартам качества материалов при строительстве, и, безусловно, предприятие может иметь стабильную прибыль.

Организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами все без исключения являются коммерческими структурами, целью которых является извлечение прибыли. Но не стоит забывать и о возможных рисках.

Деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, во многом зависит от организации деятельности такой компании самим руководством, от того, каким образом организована работа по обслуживанию жилищного фонда, работа с населением и т.д. Немаловажным здесь является и уровень платежеспособности потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Основная деятельность любой управляющей организации в секторе ЖКХ сводится к предоставлению, в первую очередь коммунальных услуг -электроэнергия, холодное и горячее водоотведение, газоснабжение, водоотведение. К услугам «второй очереди», не менее важным, но уже сопутствующим, относятся услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме - уборка территории и мест общего пользования, обслуживание инженерных коммуникаций, строительных конструкций многоквартирного дома и так далее. Кроме этого, управляющие организации выполняют работы по текущему и капитальному ремонту общего имущества. Учитывая изменения по порядку финансирования капитального ремонта многоквартирных домов на территории Российской Федерации, указанная тема остается за рамками настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В свою очередь, за предоставление управляющей организацией жилищно-коммунальных услуг, собственники помещений обязаны вносить плату в соответствии с требованиями статей 153-156 Жилищного кодекса.

Однако, по сути своей, управляющая организация при предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению, чаще всего выполняет лишь посреднически-управленческие функции, осуществляя сбор денежных

средств и распределяя их по контрагентам. Контрагентами являются как подрядные организации, занимающиеся вопросами эксплуатации жилищного фонда, так и коммунальные гиганты в прямом смысле этого слова -ресурсоснабжающие организации.

Управляющая организация в данном случае лишь звено между ресурсоснабжающими организациями ( далее по тексту - РСО) и конечными потребителями, и, здесь законодателем управляющие компании поставлены в довольно затруднительное положение, когда управляющая компания несет ответственность перед потребителем за качество той услуги, которую фактически предоставляет РСО, и, кроме этого, несет ответственность за своевременное поступление платежей за такие услуги от населения и своевременное перечисление таких платежей в счет оплаты потребленного коммунального ресурса РСО.

И если на сегодняшний день у собственников помещений в многоквартирном доме есть право выбора управляющей организации, то выбора ресурсоснабжающей организации, как правило, нет.

Итак, основная статья расходов населения за жилищно-коммунальные услуги складывается из взимания платы за предоставление коммунальных услуг. На сегодняшний день, порядок предоставления коммунальных услуг населению, проживающему в многоквартирных домах, регламентируется Постановлением Правительства РФ №2 307 «О предоставлении коммунальных услуг гражданам»56, утвержденном 23.05.2007 г., Постановлением правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»57 от 06.05.2011 г.

При предоставлении коммунальных услуг гражданам необходимо учесть, что управляющая компания признается исполнителем, то есть юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги. В свою очередь ресурсоснабжающая организация ( далее по тексту - РСО) является юридическим лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов. В данном контексте управляющая организация выступает посредником между РСО и потребителем, с чем и связаны крупные риски.

Между управляющей организацией и РСО заключается Договор поставки коммунального ресурса для дальнейшего предоставления такого ресурса потребителям. При этом, цена закупаемого ресурса является регулируемой государством в лице Региональных энергетических комиссий

56 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.// "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2501.

57 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.// "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3168._

субъектов. Законодательством и Договорами четко закреплен порядок расчетов между потребителем и исполнителем, между исполнителем и РСО. И здесь управляющие компании зачастую становятся заложниками ситуации, коммунальные услуги, предоставляемые РСО, должны быть оплачены вне зависимости от полноты поступления денежных средств за коммунальные услуги от владельцев помещений в обслуживаемых многоквартирных домах.

Ни одна из управляющих организаций на сегодняшний день не застрахована от рисков связанных с неплатежеспособностью жильцов, и вытекающего отсюда нерационального распределения финансовых ресурсов.

Таким образом, фактически, любая из управляющих организаций подвержена неплатежеспособности в случае неоплаты жилищно-коммунальных услуг населением, что может привести к банкротству.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»58 ( далее по тексту - Закона о банкротстве) несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В случае, если управляющая организация не может в необходимом объеме погасить образовавшуюся задолженность по обязательствам и выплатить обязательные платежи, то она может быть признана банкротом.

И, естественно, в целях недопущения банкротства предприятия, управляющая организация должна принимать меры в части осуществления своевременного сбора платежей в первую очередь с «проблемных» помещений, владельцы которых несвоевременно и (или) не полностью вносят плату за жилищно-коммунальные услуги.

Однако, все же если управляющая организация признается банкротом, необходимо последовательное прохождение процедуры, включающей в себя следующие этапы:

- подача заявления о банкротстве;

-введение процесса наблюдения;

-внешнее управление управляющей организацией;

-введение процедуры конкурсного производства;

-мировое соглашение/реструктуризация/ликвидация компании в зависимости от исхода предпоследнего этапа.

На стадии подачи заявления о признании должника банкротом, с таким заявлением в соответствии со ст. 7 Закона о банкротстве могут обратиться:

- кредитор управляющей организации;

- должник-управляющая организация в лице руководства;

- партнеры организации;

- собственники помещений в многоквартирном доме.

58 "О несостоятельности (банкротстве)". Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.// "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190._

Как правило, подача Заявления о признании управляющей компании несостоятельной (банкротом) приводит к тому, что управляющая компания прекращает свою деятельность на рынке ЖКХ.

Случаи, когда арбитражные управляющие все же выводят управляющие компании из банкротного состояния, на практике крайне редки. Кроме этого, признание управляющей организации несостоятельным (банкротом) позволит учредителям таким способом уйти от кредитных обязательств и долгов.

На стадии наблюдение проводится анализ финансового состояния должника, обеспечивается сохранность имущества должника, рассматривается возможность восстановления платежеспособности должника с целью продолжения дальнейшей хозяйственной деятельности. Однако, на практике, стадия наблюдение при банкротстве организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, применяется крайне редко. Как правило, к банкротству прибегают управляющие организации уже в тех случаях, когда реальная задолженность перед РСО в разы превышает задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги.

На стадии наблюдение проводится анализ финансового состояния компании, в результате которого фактически признается беспорядочное распоряжение финансовыми ресурсами, а возможно, выявляются мошеннические действия, приведшие к преднамеренному банкротству. В случае, когда восстановить эффективную деятельность управляющей организации уже не представляется возможным, в этом случае, месяца через два, как правило, вводится процедура конкурсного производства.

Следующая стадия - стадия внешнего управления управляющей организацией. Здесь, после того, как проведен анализ финансового состояния управляющей организации и есть шанс по восстановлению платежеспособности управляющей организации, арбитражным судом принимается решение о введении внешнего управления. Такое решение действительно может быть эффективным в том случае, если имеются достаточные основания и доказательства полагать, что задолженность управляющей организации перед кредиторами образована исключительно вследствие задолженности собственников помещений в многоквартирном доме перед такой организацией.

В этом случае, необходимо инициировать взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с собственников помещений в судебном порядке, с возложением на таких должников не только судебных расходов, но и взыскания штрафов и пеней за просрочку исполнения обязательств.

Однако, в данном случае следует учитывать и особенности взыскания задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг с собственников помещений. Процедура взыскания денежных средств может быть сокращена во временном промежутке посредством вынесения судебного приказа, например. И важен не сам факт получения такого приказа, или же судебного

решения о взыскании денежных средств, сколько сам факт реальности взыскания денежных средств с должника-физического лица. А здесь уже необходимо рассматривать и процедуру взыскания денежных средств, и сам факт получения денежных средств на расчётный счет управляющей организации, то есть сам момент исполнения решения суда. К сожалению, на сегодняшний день часто возникают такие ситуации, когда гражданин является неплатежеспособным, отсутствуют официальные источники доходов и т.д. учитывая, что на сегодняшний день функционирует институт признания банкротом физического лица, фактически, процедура взыскания задолженности с населения на стадии внешнего управления может привести «ни к чему».

Следующая стадия называется конкурсным производством, на которой осуществляется удовлетворение требований заявившихся кредиторов. Очередность удовлетворения требований кредиторов указана в ст. 134 Закона о банкротстве. Стоит отметить, что в первую очередь погашаются текущие задолженности.

Конкурсная масса, за счет которой осуществляется удовлетворение требований кредиторов, определяется в соответствии с требованиями ст. 131 Закона о банкротстве. В состав конкурсной массы включается:

- имущество управляющей организации, которое имелось на момент начала процедуры конкурсного производства;

- имущество управляющей организации, которое было обнаружено в период инвентаризации, в процессе проведения конкурсного производства;

В конкурсную массу включается то имущество, которое принадлежит такой управляющей организации на праве собственности. То есть технические средства, транспортные средства, инвентарь должны быть учтены на балансе организации. Как правило, к моменту инвентаризации имущества на балансе организации нет. Часть имущества списывается, а часть изначально была выведена за пределы организации, например, посредством заключения договоров аренды на снегоуборочную технику, если речь идет о крупных управляющих организациях с большим количеством жилого фонда в управлении.

Интересным представляется подробно рассмотреть вопрос о том, включается ли в конкурсную массу денежные средства, поступающие от потребителей жилищно-коммунальных услуг. По закону, денежные средства, поступившие в счет оплаты за жилищно-коммунальные услуги распределяются пропорционально по всем статьям в платежном документе. Вопрос о том, подлежат ли поступающие платежи за жилищно-коммунальные услуги включению в конкурсную массу решается в судебном порядке. Здесь необходимо выяснить вопрос, являются ли поступающие на расчётный счет управляющей организации платежи текущими платежами в целях осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом, или же указанные платежи признаются прибылью

управляющей организации.

Чаще всего, как показывает практика, денежные средства, поступающие на расчетный счет управляющей организации, признаются судом прибылью такой организации и включаются в конкурсную массу. Данный подход, сформировавшийся в арбитражных судах, представляется автору настоящей статьи необоснованным. Денежные средства собственников помещений в соответствии с п. 118 Постановления правительства № 354, должны быть распределены пропорционально по всем видам жилищно-коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией населению.

Таким образом, фактически поступающие платежи за жилищно-коммунальные услуги уже распределяются пропорционально тем услугам, которые указаны в платежном документе и представляется возможным учитывать судам то обстоятельство, что платежи распределяются в соответствии со своим целевым назначением и таким образом могут быть распределены между кредиторами.

Банкротство предприятий жилищно-коммунального комплекса происходит достаточно часто. Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги далеко не единственная причина неблагоприятного финансового состояния предприятия.

К таким причинам можно отнести:

- повышение конкуренции на рынке управляющих организаций;

- халатное отношение руководства и сотрудников предприятия к осуществлению деятельности;

Основные статьи расходов организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами это оплата услуг ресурсоснабжающим организациям, затраты для обслуживания многоквартирных домов, затраты на персонал организации.

Руководство управляющих организаций не боится банкротства предприятия - долги будут списаны, а спустя некоторое время может быть создана новая компания, и даже с одноименным названием с предыдущей.

После того, как пройдены все этапы банкротства, организация может быть ликвидирована.

На этой стадии возможны несколько вариантов развития событий:

1) создание новой, а возможно и одноименной управляющей организации и получение в управление все того же жилищного фонда (стоит отметить, что в свете необходимости лицензирования управляющих организаций, такой вариант все же возможен);

2) инициация органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации на многоквартирный дом;

3) инициация собственниками процедуры выбора способа управления - организация и создание товарищества собственников жилья, выбор иной управляющей организации;

Банкротство организаций жилищно-коммунального комплекса имеет

свои особенности с учетом специфики деятельности. Будучи исполнителем в части предоставления коммунальных услуг, управляющая организация фактически является агентом в части осуществления сбора денежных средств с населения и перечисления указанных денежных средств ресурсоснабжающим организациям. И, к сожалению, указанная особенность не отражена и в Законе о банкротстве, и не регламентирована в жилищном законодательстве, с точки зрения однозначного определения целевого назначения денежных средств для оплаты коммунальных услуг - являются ли все денежные средства собственностью управляющей организации с момента поступления таких денежных средств на расчетный счет, или же указанные денежные средства имеют строго целевое назначение - для непосредственной оплаты коммунальных услуг по Договорам с РСО, заключаемым управляющей организацией.

Использованные источники:

1. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ// "Парламентская газета", N 7-8, 15.01.2005.

2. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.// "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2501.

3. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.// "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3168.

4. "О несостоятельности (банкротстве)". Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.// "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.

Лавренова Е. С. магистрант 1 курса экономический факультет Национальный исследовательский Томский государственный

университет (НИ ТГУ) Россия, г. Томск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ

БУМАГ

В статье приводится обоснование понятия «правовое регулирование российского рынка ценных бумаг». Отмечены основные цели, задачи государственного регулирования. Особое внимание уделено соотношению понятий государственное регулирование и государственное управление. Определена сущность и проблематика мегарегулятора на рынке ценных бумаг.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг, мегарегулятор, Банк России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.