Научная статья на тему 'Проблемы функционирования контрактной системы государственных закупок в России и возможные пути их решения'

Проблемы функционирования контрактной системы государственных закупок в России и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1058
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ / НЕКОНКУРЕНТНЫЕ СПОСОБЫ / PUBLIC PROCUREMENT / PLANNING / CUSTOMER INCOMPETENCE / NON-COMPETITIVE WAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотов Д.А.

Принятие Федерального закона №44-ФЗ не позволило решить все проблемы российской контрактной системы государственных закупок, которые присутствовали в Федеральном законе №94-ФЗ. Использование новых механизмов осуществления государственных закупок одновременно с устаревшими методами и критериями оценки существенно снижает уровень гласности и прозрачности на этапах размещения и заключения государственных контрактов, а также эффективности расходования бюджетных средств. В настоящее время наиболее актуальны для исследования проблемы планирования государственных закупок, недобросовестности заказчиков и участников торгов, злоупотребление неконкурентными способами определения победителя и несовершенства законодательного регулирования. Поэтому главной целью данного исследования является выявление возможных путей совершенствования контрактной системы госзакупок в России. Основным инструментом решения указанных в работе проблем является институт реформирования действующего законодательства в сфере госзакупок. Предложенные в данной статье способы совершенствования контрактной системы госзакупок могут быть использованы на дальнейших этапах реформирования. В основе исследования лежат аналитический и индуктивный методы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL PROBLEMS OF THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT IN RUSSIA AND POSSIBLE WAYS TO ADDRESS THEM

The adoption of the Federal Act No. 44-FZ did not allow to solve all the problems of the Russian contract system of public procurement in Russia. The use of new mechanisms for the implementation of public procurement at the same as outdated methods and assessment criteria reduces the level of publicity and transparency at the stages of awarding and conclusion of public contacts, as well as the efficiency of expenditure a budget. Currently, the problems of public procurement planning, dishonesty of customers and bidders, abuse of non-competitive ways to determine the winner and the inadequancy of legislative regulation are the most relevant for studying. Therefore, the main objective of this study is to identify possible ways to improve the contract system of public procurement in Russia. The main tool for addressing the issues mentioned in the work is the institution of reforming the current legislation in the field of public procurement. The proposed ways to improve the contract system of public procurement proposed in this article can be used at further phases of reforming. The study is based on analytical and inductive research methods.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования контрактной системы государственных закупок в России и возможные пути их решения»

УДК: 336.1

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ

Федотов Д.А., студент Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия E-mail: federer25@mail.ru

Аннотация. Принятие Федерального закона №44-ФЗ не позволило решить все проблемы российской контрактной системы государственных закупок, которые присутствовали в Федеральном законе №94-ФЗ. Использование новых механизмов осуществления государственных закупок одновременно с устаревшими методами и критериями оценки существенно снижает уровень гласности и прозрачности на этапах размещения и заключения государственных контрактов, а также эффективности расходования бюджетных средств. В настоящее время наиболее актуальны для исследования проблемы планирования государственных закупок, недобросовестности заказчиков и участников торгов, злоупотребление неконкурентными способами определения победителя и несовершенства законодательного регулирования. Поэтому главной целью данного исследования является выявление возможных путей совершенствования контрактной системы госзакупок в России. Основным инструментом решения указанных в работе проблем является институт реформирования действующего законодательства в сфере госзакупок. Предложенные в данной статье способы совершенствования контрактной системы госзакупок могут быть использованы на дальнейших этапах реформирования. В основе исследования лежат аналитический и индуктивный методы исследования.

Ключевые слова: государственные закупки; планирование; некомпетентность заказчиков; неконкурентные способы.

FUNCTIONAL PROBLEMS OF THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT IN RUSSIA AND POSSIBLE WAYS TO ADDRESS THEM

Fedotov D.A., student Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia E-mail: federer25@mail.ru

Abstract. The adoption of the Federal Act No. 44-FZ did not allow to solve all the problems of the Russian contract system ofpublic procurement in Russia. The use of new mechanisms for the implementation ofpublic procurement at the same as outdated methods and assessment criteria reduces the level of publicity and transparency at the stages of awarding and conclusion ofpublic contacts, as well as the efficiency of expenditure a budget. Currently, the problems of public procurement planning, dishonesty of customers and bidders, abuse of non-competitive ways to determine the winner and the inadequancy of legislative regulation are the most relevant for studying. Therefore, the main objective of this study is to identify possible ways to improve the contract system ofpublic procurement in Russia. The main tool for addressing the issues mentioned in the work is the institution of reforming the current legislation in the field of public procurement. The proposed ways to improve the contract system of public procurement proposed in this article can be used at further phases of reforming. The study is based on analytical and inductive research methods.

Keywords: public procurement; planning; customer incompetence; non-competitive ways.

Эффективность расходования бюджетных средств напрямую влияет на долгосрочный устойчивый экономический рост и обновление основных производственных фондов экономики страны [1, с. 3]. Предполагалось, что введение Федерального закона №44-ФЗ окажет позитивное воздействие на контрактную систему государственных закупок, при которой планировалось добиться значительной экономии бюджетных средств без снижения качественных характеристик закупаемых товаров работ и услуг [2]. Однако, как следует из правоприменительной

практики в сфере государственных закупок, 44-ФЗ до сих пор имеет много пробелов, в результате чего многие проблемы так и остаются не решенными. Наиболее важными проблемами являются:

1) Несостоятельное планирование будущих закупок.

2) Недобросовестное поведение участников торгов.

3) Злоупотребление способом закупки у единственного поставщика.

4) Избыточность и сложность

законодательного регулирования.

В первом случае наиболее часто встречающейся проблемой являются ошибки на этапе планирования закупок, то есть до непосредственного осуществления

государственных закупок. Впоследствии, выясняются новые обстоятельства, при которых начальная цена или основные положения теряют свою актуальность. В связи с этим, большое число контрактов признаются несостоявшимися, так как ни один участник не может соответствовать установленным требованиям. Возможными основаниями данной проблемы являются:

- некомпетентность заказчика при определении объема закупок, обосновании начальной цены контрактов или составлении технической карты закупок;

- невозможность определения начальную цену из-за пробелов в законодательстве (например, отсутствие законов, регламентирующих порядок образования цены госзакупки);

- некорректное прогнозирование изменения курса национальной валюты в условиях, при которых необходимо закупить продукцию зарубежного производства (например, при падении курса национальной валюты предложения участников не могут вписаться в установленные пределы);

- резкий скачок цен на продукцию по сравнению с заявленными на этапе планирования.

Таким образом, невзирая на допущения действующего законодательства вносить изменения в процедуру закупок, утвержденные бюджетные пределы являются основанием для признания закупки несостоявшейся. Все это влечет за собой увеличение расходов на осуществление закупок, усложнение ситуации для государственных компаний в сфере производства вследствие простоя и устаревания оборудования и секвестирование расходов на закупки в будущем плановом периоде.

Возможные пути решения исследуемой проблемы:

1) Увеличение меры наказания и расширение видов ответственности должностных лиц, организующих закупочную деятельность, за нарушения принципа профессионализма заказчиков. Сейчас многие заказчики в силу незнания специфической информации о закупаемой продукции довольно часто обращаются к потенциальным исполнителям для надлежащего описания объекта закупки. Последствием этого становится заключение государственного контракта с составлявшим проект закупки поставщиком. Вследствие чего наблюдается снижение уровня конкуренции и перекладывание ответственности заказчика на третьих лица. Поэтому следует законодательно закрепить порядок и основания привлечения третьих лиц на стадии планирования.

2) Использование эконометрических методов при определении настоящей реальной начальной цены контракта и для будущего прогнозирования в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры [7].

Вторым актуальным вопросом является недобросовестное поведение поставщиков товаров, работ и услуг. Нередки случаи, когда участники торгов вступают в сговор с целью завышения конечной цены контракта. В данной ситуации целесообразным будет введение единых минимальных профессиональных требований для потенциальных участников торгов независимо от способа определения поставщика. Следует подчеркнуть, что согласно законодательству всю ответственность за неправильность предоставляемых сведений несет не поставщик, а заказчик. В то же время поставщикам отводится всего десять календарных дней для подтверждения собственных сведений, вследствие чего многие из них не могут уложиться в данный срок. Поэтому ответственность за непредставление данных следует возлагать не только на заказчиков, но и также на участников торгов. Результатом введения данного положения должно стать снижение вероятности участия в торгах фирм-однодневок и уменьшение числа участников, использующих коррупционные

схемы.

Другим примером недобросовестного поведения является аффилированность участников торгов [4]. Так по сведениям Счетной Палаты России в результате проверки 280 заключенных государственных контрактов на сумму свыше 1,3 трлн. рублей выяснилось, что в 50 случаях бюджетные средства на сумму 273 млрд. рублей перечислялись на счета организаций, находящихся в оффшорных зонах [3, с. 120]. Причиной этому являются пробелы в сфере регулирования отношений с аффилированными лицами при заключении государственных контрактов. Поэтому необходимо выделить аффилированных лиц, как особенных субъектов гражданских

правоотношений.

Третьей в настоящее время наиболее актуальной проблемой является необоснованное использование способа закупки у единственного поставщика, исключающий какую-либо конкуренцию. Такая ситуация возможна в установленных законом случаях (статья 93 Федерального закона № 44):

- если закупки открытым конкурсом, двухэтапным конкурсом, конкурсом с ограниченным участием и запросом котировок или предложений были признаны несостоявшимися;

- если закупка товаров, работ и услуг осуществляется у субъектов, перечисленных в Федеральном законе от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» [6];

- если начальная (максимальная) цена государственных закупок не превышает 100 тыс. рублей;

- и иных случаях.

Самыми частыми фактами нарушения являются так называемые «вторичные» закупки, при которых текущая закупка является продолжением предшествующей ей закупке. Так как поставка товара по первой закупке создает такую ситуацию, что товары будущих закупок становятся зависимыми или не могут иметь аналогов, то для того, чтобы, например, сохранить гарантию, заказчику ничего не

остается, как заключить контракт с поставщиком первой закупки. Данное обстоятельство создает условия, при которых в результате сговора заказчика и поставщика происходит существенный демпинг начальной цены контракта первой закупки для автоматического заключения будущих контрактов по завышенной цене. Поэтому возможным решением данной проблемы является сокращение перечня оснований закупок у единственного поставщика.

Стоит также отметить проблему избыточного количества законодательных актов,

регулирующих сферу государственных закупок, а также затруднительность толкования статей Закона № 44-ФЗ. С одной стороны, большое число подзаконных нормативных актов, разных классификаторов и кодификаторов затрудняют и замедляют процесс заключения

государственного контракта. С другой стороны, отсутствие соответствующей квалификации некоторых заказчиков еще больше усложняет данную процедуру. В связи с этим наиболее важным направлением деятельности является не поиск нарушений при осуществлении государственных закупок, а их предупреждение. Это можно достичь путем организации специализированных форумов, а также увеличение числа обучающих семинаров.

Таким образом, основными проблемами в сфере государственных закупок в современной России являются непрофессионализм заказчиков и недобросовестность поставщиков, отсутствие или использование устаревших методов оценки начальной (максимальной) цены контракта, регулярное использование неконкурентных способов определения поставщика и сложная структура законодательного регулирования государственными закупками. Решение данных проблем позволит обеспечить гласность, прозрачность закупок и существенно увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Список использованных источников

[1]. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и

исполнения: монография [Электронный ресурс] / М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с. -URL: http://www .studentlibrary.ru/book/ ISBN9785720511418.html (дата обращения: 05.01.2019).

[2]. Кауфова, Ф.Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2017. - № 50. - С. 296-298. - URL: https://moluch.ru/archive/184/47242/ (дата обращения: 05.01.2019).

[3]. Назарова, Д.С. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный журнал] // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - Ижевск: УГУ, 2016. -№ 3. - С. 117-122. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-kriminalizatsii-moshennichestva-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd (дата обращения: 05.01.2019).

[4]. Татьяна Голикова назвала 6 актуальных направлений по борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: официальный сайт

Счетной Палаты РФ. URL:

http://audit.gov.ru/press_center/news/25419 (дата обращения: 05.01.2019).

[5]. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс: правовой сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 05.01.2019).

[6]. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс: правовой сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_7578/ (дата обращения: 05.01.2019).

[7]. Федотов, ДА. Совершенствование механизма нормирования начальной цены контракта в сфере госзакупок на примере эконометрического моделирования цены ноутбука [Электронный ресурс] // Научный результат. Экономические исследования. -Белгород: НИУ БелГУ, 2018. - Т.4. - №4. - С. 53-65. - URL: http://rreconomic.ru/journal/ download/1574 (дата обращения: 05.01.2019).

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.