Научная статья на тему 'Проблемы формированиягосударственной информационной политики в регионе(на примере Волгоградской области)'

Проблемы формированиягосударственной информационной политики в регионе(на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE GLOBAL NETWORK "INTERNET" / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ВОЛГОГРАДСКИЙ РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДИАЛОГ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ / INFORMATION POLICY / THE MEDIA / THE VOLGOGRAD REGION / A JOURNALIST / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богряшова Анна Геннадьевна

В статье отмечается, что Волгоградская область, как и вся Россия, находится на первоначальном этапе построения информационного общества. Успех этого важнейшего направления зависит от совокупных усилий всех региональных факторов и субъектов данного процесса, реализации задач и направлений государственной информационной политики. Ее проведение, по мнению автора, позволит создать новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и местного самоуправления о политической, социально-экономической жизни региона. Разработка и совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволят эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни страны при реализации их информационных прав и обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of the state information policy in the region (for example, the Volgograd region)

The Volgograd region like the rest of Russia is at the initial stage of the information society’s building the information society. Success of this important direction depends on the cumulative efforts involving all the regional factors and subjects, implementation of tasks and the state information policy. Its implementation in the regions will open up new opportunities to inform the public by state and local authorities on political, socio-economic life regularly. The development and improvement of legislation, legal and institutional arrangements will effectively regulate the relationship of all subjects political and public life in realization their information rights and responsibilities.

Текст научной работы на тему «Проблемы формированиягосударственной информационной политики в регионе(на примере Волгоградской области)»

Важное значение в процессах продуцирования государственной информационной политики имеет отбор информации при формировании сетки новостей, если учитывать психологический потенциал воздействия средств массовой информации на общественное сознание [3, с. 224].

Демократизация общества, принятие новых законодательных актов, гарантирующих права, свободу и независимость печати, издательств, все более широкое участие в Интернете являются реальным достижением демократии в России и ее регионах.

Информационные потребности населения Волгоградской области обусловлены рядом объективных обстоятельств:

- прогрессирующей информатизацией общества, развитием региональной элиты в различных сферах деятельности, достаточно высоким уровнем образования и культуры основной массы населения;

- процессом трансформации основных сфер общественной жизни, затрагивающим в условиях продолжения административной реформы уровень отдельных административно-территориальных образований и поселений, а также проблемами адаптации населения к социально-экономическим переменам и новым условиям жизни;

- географическим положением, определившим коммуникационную насыщенность территории (наличие транзитных транспортных потоков федерального значения, пересечение миграционных потоков из Средней Азии и Северного Кавказа);

- необходимостью межрегиональной интеграции как в рамках Южного федерального округа (для решения экономических, миграционных, экологических проблем, а также проблем безопасности), так и развития связей с областями Поволжья и Центральной России;

- полиэтничным и многоконфессиональным составом населения, создающим проблемы культурной адаптации и повышающим риск социальных конфликтов (особенно на микроуровне);

- наличием экологических проблем долговременного характера, неустойчивостью природно-климатических факторов и риском возникновения чрезвычайных ситуаций комплексного характера.

Государственная информационная политика региона должна рассматриваться прежде всего как инструмент усиления его управляемости, укрепления связи с федеральным центром и муниципальными образованиями. Концепция информационной политики региона должна представлять собой модель социального партнерства власти и населения. Для этого необходима «прозрачность» всех процессов: экономических, политических, социальных, информационных. Подлинный диалог, партнерство, доверие возможны только в атмосфере информационной открытости и свободного доступа к информации.

Информационная политика Волгоградской области должна быть направлена на изменение отношения населения как к СМИ, так и к органам государственной власти и управления [1, с. 23]. Количество, качество и доступность информационных ресурсов, имеющихся в структурах государственной власти, являются показателем информационной открытости власти и местного самоуправления.

Чем больше в регионе средств массовой информации разных форм собственности и тематической направленности, тем шире и полнее информированность населения, что выступает основополагающим фактором соблюдения требований Конституции РФ и пунктов «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. [7].

О значимости СМИ во власти свидетельствует встреча вновь избранного губернатора Волгоградской области А. Бровко с руководителями региональных СМИ, ведущими журналистами федеральных изданий, собкорами информационных агентств (в его первый рабочий день на этом посту). В рамках данной встречи были затронуты проблемы, касающиеся взаимоотношений прессы и органов власти, необходимости разработки стратегии информационной политики в регионе, перспектив социально-экономического развития области. «Журналисты - не обслуживающий персонал, как это иногда вы могли слышать от чиновников с искривленным самосознанием, вы -наши партнеры, - подчеркнул, обращаясь к присутствующим, губернатор А. Бровко, - именно вы можете сделать то, что, наверное, больше не может сделать никто: переформатировать тот имидж, который есть сейчас у Волгоградской области. А я считаю, что нашему региону необходимо сформировать новый образ». В качестве положительного примера такой работы глава администрации Волгоградской области привел деятельность СМИ города Урюпинска: «Смогли же местные

журналисты не только предложить идею представлять этот город как столицу российской провинции, но и реализовать ее. Что же нам мешает объединить усилия на общее дело, на благо волгоградцев и сформировать новый имидж области, который бы стал узнаваемым по всей стране?» [4].

Информационная политика призвана формировать у общественности желаемое представление о деятельности власти, ее текущих и перспективных задачах, наиболее острых проблемах региона. Условиями достижения данной цели являются системность, постоянство и динамичный, изменяющийся в зависимости от условий характер информационной функции. При этом даже эпизодические сбои, отражающиеся на качестве материала и программ, могут быть компенсированы системностью и регулярностью информационного воздействия, создающего прозрачный и предсказуемый для рядовых граждан образ власти и ее представителей. Лишь на основе такого образа может возникнуть и упрочиться доверие граждан к органам управления и должностным лицам, представителям общественных организаций и структур власти [1, с. 15].

Продуманная информационная политика в регионе подменяется эпизодическими культурно-развлекательными акциями (фестивалями национальных культур и пр.). Систематическая информационная деятельность в этом направлении имеет особое значение ввиду наличия тенденции к обострению межнациональных конфликтов на локальном и муниципальном уровнях, приобретения ими криминального характера.

Важная задача консолидации общественности заключается в поиске основы для объединения усилий и формирования мотивации достижений у большинства активного населения. Ее решение окажется возможным, если информационная политика, которая сама по себе является средством, будет подчинена стратегической цели развития региона. По нашему мнению, это должен быть «Большой Волгоградский проект», определяющий место региона в провозглашенных федеральной властью долгосрочных программах развития отдельных отраслей и всей страны.

Создание такого проекта должно включать в себя использование и конструирование информационных поводов долгосрочного действия, например, строительства второй очереди канала Волго-Дон, участия Волгограда и области в национальной программе железнодорожного и автодорожного строительства, реконструкции аэропорта с целью придания ему статуса международного терминала. В итоге может быть сформирован образ региона как нового трансконтинентального моста из Европы в Среднюю Азию, на Кавказ, Ближний и Средний Восток, где встречаются великие культуры и религии Запада и Востока.

Как отметил председатель областной думы В. Лихачев, «власть ждет помощи от массмедиа в создании нового, современного имиджа региона». Он считает оптимальным «такой микроклимат в регионе, чтобы люди не боялись работать с нами, чтобы ехали сюда, чтобы было за честь партнерствовать с Волгоградской областью» [6].

Консолидирующую роль может сыграть информационное обеспечение проекта формирования новой региональной идентичности, поиска символов, объединяющих большинство жителей региона. Следует учесть, что прежняя идентичность строилась на символике и мифологии советского периода, которая носила преимущественно военно-патриотический характер и сегодня не является достаточной и эффективной. Так, по данным центра социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» (Волгоград), отношение жителей области и города к историческому наследию региона, связанному с Великой Отечественной войной, неравнозначно. Осознание причастности к великому прошлому актуально лишь для жителей Волгограда, причем в основном среднего и старшего возрастов. Жители сельских районов области в ходе соцопроса не вспомнили о героических достопримечательностях ни разу [6].

Определение стратегических тем, которые выступают содержанием продуктов информационной деятельности всех средств распространения информации, используемых в регионе, обусловлено актуальными задачами развития страны и Волгоградского региона и осуществляется в соответствии с решением долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач.

На основе современных документов стратегического развития России и ее регионов можно выделить следующие общие темы: интеграция страны и ее регионов в российское и мировое информационное пространство; обеспечение посредством информационной политики национальной, территориальной и идеологической целостности и единства Российской Федерации и ее регионов; региональный вклад в развитие страны и мирового сообщества; проблемы становления и развития

инновационной экономики в регионе; вопросы реализации внутренних экономических резервов области; обеспечение позитивного имиджа региона на карте России и в мире; освещение хода реализации национальных проектов в регионе; формирование гражданских чувств, патриотизма как фактора национального самосознания граждан; толерантность как фактор гармоничного развития многонационального региона; самоценность человека как личности и как части социума и др. [9].

Для решения задач консолидации общества, развития региона, создания положительного социально-экономического климата необходима координация деятельности региональных властей, общественности и средств массовой информации по определению и освещению стратегических тем.

Исходя из опыта работы российских регионов в сфере информационной политики предлагается следующая модель работы со стратегическими темами. Совет администрации Волгоградской области, депутаты областной думы совместно с общественными организациями на основании программы социально-экономического развития региона, анализа общественного мнения и общей социально-политической ситуации должны выделить и сформулировать круг стратегических задач, которые требуют системного освещения в СМИ региона на протяжении определенного периода. Эти темы вносятся на утверждение заседания областной думы. После их утверждения и установления типового объема заказываемой информации организуется совместная работа власти и средств массовой информации по освещению выбранных тем.

Власти необходимо взять на себя ответственность за предоставление журналистам полной и достоверной информации по этим вопросам, обеспечивать общение СМИ с независимыми экспертами по данной проблематике, проводить обучающие семинары, форумы, организовать дискуссионные площадки по обсуждаемым стратегическим темам.

Объективное отражение всех процессов, происходящих в жизни региона, должно играть воспитательную роль в жизни общества, особенно молодежи.

Социологические исследования подтверждают относительность независимости СМИ в представлении объективной информации аудитории [2, с. 133]. Региональные СМИ как организаторы социальной коммуникации выступают субъектом, транслирующим общие смыслы и ценности регионального сообщества.

Вышеизложенное подтверждают результаты социологических исследований по Волгоградской области . Участники опроса определили роль региональных СМИ следующим образом: 36,5 % -расценивают их как информационный канал, транслятор новостей; 25,7 % - как инструмент влияния политиков на общественное мнение; около 1 % - как канал размещения рекламы; 8,1 % - видят в региональных массмедиа пропагандистов определенного стиля жизни; около 2 % - считают, что СМИ «создают» события в городе и регионе.

Таким образом, результаты опроса показали реальную зависимость региональных средств массовой информации от органов исполнительной власти. При этом на вопрос о выразителях интересов СМИ 22,5 % респондентов отметили, что они в первую очередь представляют интересы бюрократии и чиновничества; 20,5 % - указали, что в медийном региональном поле представлены интересы крупных предпринимателей; 14 % - подчеркнули, что региональные журналисты продвигают свои интересы, и только 5 % - придерживаются мнения о том, что региональные СМИ отстаивают интересы, регионального сообщества. Результаты опроса подтверждают тезис, согласно которому в медиаполе преобладает мнение реальных собственников медиатического капитала; журналисты являются лишь его проводниками, трансляторами.

Анализ информационного поля региона также предполагает определение основных «информационных потребностей» и «информационных ценностей» населения области, обозначение информационных ресурсов, существующих на сегодняшний день в регионе, и описание базы для дальнейшего развития информационного пространства Волгоградской области. Ввиду того что информационное поле региона представлено неравномерно (в некоторых населенных пунктах до сих пор отсутствует трансляция областного телеканала), в рамках реализации федеральной целевой

* Опрос проведен преподавателями кафедры социологии управления ВАГС в марте-апреле 2006 г., выборка квотная, репрезентирующая взрослое население (в возрасте 18 лет и старше) региона по значимым характеристикам (пол, возраст, образование, тип места проживания). Общий расчетный объем выборки составил 600 респондентов.

программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» [8] необходимо сделать упор на создание регионального общественного телевидения, доступного каждому жителю области.

Формирование единого информационного пространства подразумевает обеспечение открытого доступа к информационным ресурсам государственных органов и органов местного самоуправления, что актуализирует проблему повышения уровня интернетизации региона. Федеральная программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [5] предусматривает выполнение значительного объема работ по созданию систем информатизации населения. Она включает в себя внедрение электронного правительства с системой электронного межведомственного документооборота и единой точкой доступа к официальным интернет-сайтам органов власти.

Региональные законодательные акты в сфере массовой информации, базирующиеся на федеральном законодательстве, должны не только развивать, расширять и укреплять положения российского законодательства, но прежде всего учитывать специфику региона. Волгоградская область имеет достаточно высокий интеллектуально-образовательный потенциал, многообразие социальных, культурных, национальных и политических структур и одновременно - сравнительно небольшой рынок рекламы, невысокие покупательские способности и бюджетную обеспеченность населения области.

Реализация государственной информационной политики в регионе позволит: эффективно использовать экономический, промышленный, интеллектуальный и кадровый потенциал Волгоградской области в сфере информации и технологий; обеспечить согласованное развитие информационной сферы и отрасли с другими регионами Российской Федерации; создать единое информационное пространство Волгоградской области.

Механизм реализации государственной информационной политики должен иметь систему мониторинга и оценки эффективности ее осуществления. Для координации соответствующих планов и мероприятий необходимо создание Совета по информационной политике при главе администрации области.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Волгоградская область, как и вся Россия, находится на первоначальном этапе построения информационного общества. Успехи этого важнейшего направления зависят от совокупных усилий всех региональных факторов и субъектов процесса, реализации задач и направлений государственной информационной политики. Ее проведение позволит создать новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и местного самоуправления региона о его политической и социально-экономической жизни. Разработка и совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов дадут возможность эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни страны при реализации их информационных прав и обязанностей.

Литература

1. Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002.

2. Зацман И.М. Концептуальный поиск и качество информации. М., 2003.

3. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть. М., 2010.

4. Еженедельная газета «Волга и Дон» // http://www.gazeta-vid.rU/content/view/340/1/

5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (НТЦС) о федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (редакция на 01.08.2008) // http://www.internet-law .ru/intlaw/laws/e -rus.htm

6. Образ Волгоградской области в восприятии ее жителей // Международный имидж России. 2008 // http:livejornal.ru

7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 2008.11 февраля.

8. Концепция ФПЦ «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 20092015 годы» // http:www.cnews.ru

9. Официальный портал Администрации Волгоградской области // http://www. volganet.ru/irj/avo.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.