Научная статья на тему 'Проблемы формирования «зелёной экономики»'

Проблемы формирования «зелёной экономики» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Зеленые тетради
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования «зелёной экономики»»

С.Н. Бобылев,

профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Заслуженный деятель науки РФ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»1

«Зеленая экономика»: Мир и Россия

Состоявшиеся в последние годы конференции ООН и принятые на них решения призваны радикально изменить экономическую траекторию развития человечества и отдельных стран мира. Следует выделить концептуальные документы, принятые на следующих конференциях: в Рио-де-Жанейро (июнь 2012), посвященной устойчивому развитию и «зеленой экономике»2; в Нью-Йорке (сентябрь 2015), принявшей Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals) для человечества и всех стран3; в Париже (декабрь 2015), наметившей новые приоритеты для экономики мира в связи с климатическими ограничениями4. Фактиче-

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 14-06-00385.

2 Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. -Рио-де-Жанейро, 2012. - Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc. а8р?8ушЪо1=АЖЕВ/66/288&Ьа^=К. (Дата обращения - 18.05.2016.)

3 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Итоговый документ саммита Организации Объединенных Наций по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года / ООН. - 2015. - 25.09. - Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/ view_doc.asp?symbo1=A/RES/70/1&Lang=R (Дата обращения - 18.05.2016.)

4 Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата / ООН. - 2015. - 12.12. - Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/109r.pdf (Дата обращения -18.05.2016.)

ски эти и многие другие решения международных организаций (ООН, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского союза и др.) ориентированы на переход к новой модели экономики, которую чаще всего определяют как «зеленую».

За последнюю четверть века мировой ВВП вырос в 4 раза1, однако такой рост во многом был достигнут за счет глобального истощения природного капитала и деградации экосистем. Сегодня в мире резко обострились экологические проблемы, такие как растущий дефицит пресной воды и продовольствия, изменение климата, сокращение биоразнообразия и лесов, опустынивание территорий. В предстоящие десятилетия негативные экологические тренды могут стать причиной роста мировых продовольственных цен на 30-50% в реальном исчислении, что резко ухудшит положение экономически отсталых групп населения. Наибольшие риски ожидают 1,3 млрд человек, занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, охоте и собирательстве.

Ввиду этого в мире все глубже осознается необходимость нового типа экономического развития. Контуры такого курса предложены в инициативах ООН по переходу к «зеленой экономике» (green economy)2, программах «зеленого роста» (green growth) стран ОЭСР (2008-2015)3. В международных документах все шире используются термины «зеленая промышленность» (green industry), «зеленые рынки» (green markets), «зеленая занятость» (green jobs) и другие термины с прилагательным «зеленый». Все чаще говорят о «зеленых инновациях» (green innovations), под которыми подразумеваются новые технологии с минимальным воздействием на окружающую среду (альтернативная энергетика, электротранспорт, биотопливо и т.д.).

1 Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2013. Устойчивое развитие: Вызовы Рио. Цели развития тысячелетия в России: Взгляд в будущее / Под общей ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН в РФ, 2013. - 202 с.

2 Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. -Рио-де-Жанейро, 2012. - Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/66/288&Lang=R (Дата обращения - 18.05.2016); Навстречу «зеленой» экономике: Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур / ЮНЕП. - 2011. - 44 с.

3 Declaration on Green Growth / OECD. - 2009. - 25.06. - 2 p. - Mode of access: https://www.oecd.org/env/44077822.pdf (Дата обращения - 24.05.2016); Putting Green Growth at the heart of development / OECD. - 2013. - 192 p. - (OECD Green Growth Studies). - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1787/9789264181144-en (Дата обращения - 24.05.2016.)

По определению, данному в докладах Программы развития ООН, «зеленая экономика» определяется как экономика, существенно снижающая риски для окружающей среды и при этом обеспечивающая социальную справедливость» . Важными чертами такой экономики являются:

• эффективное использование природных ресурсов;

• сохранение и увеличение природного капитала;

• уменьшение загрязнения окружающей среды;

• низкие углеродные выбросы;

• сохранение биоразнообразия;

• рост доходов и занятости населения.

В настоящее время наблюдается все больше признаков перехода именно к такой модели развития2. В программы перехода к «зеленой экономике» уже вложены сотни миллиардов долларов. Во многих случаях процесс подстегивается кризисными явлениями в мировой экономике. Многие государства активно разрабатывают антикризисные программы, в которых значительное место занимает экологический компонент. Среди них План Европейского Сообщества 20:20:20 на 2020 г. (повышение энергоэффективности и доли возобновляемых источников энергии на 20% с уменьшением выбросов парниковых газов на 20%), масштабные программы по сокращению выбросов парниковых газов в США, «зеленый план» Китая (инвестиции на уровне 500 млрд долл. в «экологизацию» экономики в течение пяти лет) и т.д.

Переход к «зеленой экономике» в разных странах будет происходить по-разному, поскольку процесс зависит от специфики природного, человеческого и физического капиталов каждой страны, уровня ее развития и социально-экономических приоритетов, экологической культуры общества. В заключительном документе Конференции ООН в Рио-де-Жанейро «Будущее, которое мы хотим» (2012) подчеркивается, что в переходе к «зеленой экономике» каждая страна может выбирать подход в соответствии со своими

1 Навстречу «зеленой» экономике: Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур / ЮНЕП. - 2011. - 44 с.

2 Порфирьев Б.Н. «Зеленая» экономика: Общемировые тенденции развития и перспективы // Вестник РАН. - 2012. - Т. 82, № 4. - С. 323-344; Фюкс Р. Зеленая революция: Экономический рост без ущерба для экологии / Пер. с нем. -М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 330 с.

национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития; здесь не должно быть жесткого набора правил1.

При этом важно учитывать: в силу глобальности экологических проблем необходима глобальная «зеленая экономика». Одни лишь развитые страны не могут создать у себя экологически устойчивую экономику, отгородившись от всего мира. Это ярко показал Климатический саммит ООН в Париже (декабрь 2015)2. Достаточно привести примеры Китая и Индии - крупнейших эмитентов парниковых газов, - чтобы понять неэффективность «зеленых экономик», ограниченных национальными рамками.

«Зеленая экономика» для России

О необходимости развития «зеленой экономики» и ее преимуществах говорят и в России. Представлявший Россию на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (2012) Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подчеркивал, что «общество, экономика и природа - неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы - с другой, должны быть сбалансированы и ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энергоэффективной, так называемой "зеленой" экономики, который, безусловно, выгоден всем странам»3.

Для России понятия «зеленая экономика», устойчивое развитие, «зеленый рост», низкоуглеродная экономика являются довольно новыми, и они фактически не используются в официальных документах. Тем не менее намеченные страной цели на

1 Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. -Рио-де-Жанейро, 2012. - Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc. а8р?8ушЪо1=А/ЯЕ8/66/288&Ьа^=К. (Дата обращения - 18.05.2016.)

2 Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата / ООН. - 2015. - 12.12. - Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/109r.pdf (Дата обращения -18.05.2016.)

3 Выступление Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева на третьей сессии пленарного заседания Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», Рио-де-Жанейро, 21 июня 2012 года. - Режим доступа: http://archive. government.ru/docs/19427/ (Дата обращения - 18.05.2016.)

ближайшие 10-20 лет во многом перекликаются с целями перехода к «зеленой экономике». Это отражается в общей политике использования ресурсов и охраны окружающей среды на перспективу, созданных правовых и экономических инструментах. Главная задача российской экономики на современном этапе, отраженная в основных документах развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, выступлениях Президента РФ и Председателя Правительства РФ, - уход от сырьевой модели экономики. Напомним, что эта задача является центральной в концепции «зеленой экономики». Ее цели в большинстве своем включены в стратегические документы государства: Концепцию долгосрочного развития РФ (2008), проект Стратегии долгосрочного развития страны («Стратегия 2020») (2012), Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденные Президентом РФ (2012), и др. В последнем документе не используется термин «зеленая экономика», однако стратегической целью государственной политики в области экологического развития до 2030 г. провозглашается «решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики»1. В данном контексте термин «экологически ориентированный рост экономики» во многом совпадает с термином «рост "зеленой экономики"».

Важнейшая цель «зеленой экономики» - повышение энергоэффективности - является приоритетной и для России. Эта цель присутствует в Энергетической стратегии России до 2030 г. (2010), Указе Президента РФ «О повышении энергетической и экологической эффективности» (2008), Законе об энергоэффективности (2009). Приоритеты развития для секторов «зеленой экономики» нашли свое отражение в имеющихся долгосрочных программах по отдельным ресурсам.

Главные принципы развития природопользования и охраны окружающей среды в РФ заложены в двух Государственных программах: «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (2012-2020) и «Охрана окружающей среды» (2012-2020). Вопросы «экологизации» секторов отражены: по энергетическим ресурсам, в том числе возобновляемым, - в уже упомянутой Энер-

1 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Утверждены Указом Президента РФ от 12 апреля 2012 г.]. - Режим доступа: http://krem1in.ru/events/president/news/ 15177 (Дата обращения - 18.05.2016.)

гетической стратегии до 2030 г.; по водным - в Водной стратегии РФ до 2020 г. (2010); по земельным - в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (2012); по рыбным - в Концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» (2008) и др.

Начиная с 1990-х годов Россия довольно активно формировала экологическое законодательство и стратегические документы по соответствующим направлениям. Помимо перечисленных выше следует отметить «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994); Указ Президента «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996); Экологическую доктрину Российской Федерации (2002); Федеральную целевую программу Российской Федерации «Экология и природные ресурсы» (2002-2010) и др. В 2002 г. был утвержден новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Были приняты Водный и Лесной кодексы.

Климатический Саммит ООН (2015) подтвердил, что важнейшей чертой «зеленой экономики» является ее низкоуглеродность (low carbon economy), значительное снижение выбросов парниковых газов1. В связи с этим необходимо отметить наличие в России Климатической доктрины (2009). В ней предусматривается повышение энергетической эффективности во всех секторах экономики; развитие энергосбережения на объектах производственного и инфраструктурного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке; повышение топливной экономичности транспортных средств и энергоэффективности зданий; более широкое использование возобновляемых и альтернативных

1 Выступление Президента РФ В. В. Путина на пленарном заседании юбилейной, 70-й Генеральной ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 28 сентября 2015 года. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385 (Дата обращения - 18.05.2016); Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата / ООН. - 2015. - 12.12. -Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf (Дата обращения - 18.05.2016); Climate change 2014: Synthesis report. Contribution of working groups I, II and III to the Fifth Assessment report of the Intergovernmental Panel on climate change / IPCC. - Geneva, 2014. - 151 p.

источников энергии1. В 2011 г. был принят правительственный план реализации Климатической доктрины на период до 2020 г. Для практической реализации мер по адаптации и борьбе с изменениями климата большое значение имеет принятая Правительством РФ «Концепция формирования системы мониторинга, отчeтности и проверки объeма выбросов парниковых газов в РФ» (2015).

Тем не менее, несмотря на лозунги модернизации, инновационного развития, диверсификации производства, инерция сырьевого развития в РФ пока еще не преодолена2. Более того, в стране сформировались «антиустойчивые» тенденции развития, о чем свидетельствуют следующие факторы:

• системная зависимость от цен на энергоресурсы;

• истощение природного капитала как фактора экономического роста;

• существенное сокращение (вплоть до отрицательных) величин макроэкономических показателей, в которых учитывается экологический фактор;

• недоучет экономической ценности природных ресурсов и услуг;

• структурные сдвиги в экономике, повышающие удельный вес природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей;

• рост экологических рисков в связи с высоким физическим износом оборудования;

• высокий уровень показателей природоемкости;

• природноресурсный характер экспорта;

• экологически несбалансированная инвестиционная политика, ведущая к росту диспропорций между природоэксплуати-рующими и перерабатывающими, обрабатывающими и инфраструктурными отраслями экономики;

• серьезное воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека и др.

1 Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2013 г. - М.: Росгидромет, 2014. - 109 с.; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р. «План мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75% объема указанных выбросов в 1990 году».

2 Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эко-лого-экономические основы устойчивого развития. Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России» / Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ. - М.: 2012. - № 60. - 90 с.; Бобылев С.Н., Захаров В.М. Модернизация экономики и устойчивое развитие. - М.: Экономика, 2011. - 295 с.

Неустойчивые тенденции развития России во многом обусловлены недоучетом экологического фактора в макроэкономической политике, что приводит к дальнейшей деградации окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов.

Развитие «антиустойчивых» тенденций также во многом связано с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е годы в пользу сырьевых и загрязняющих окружающую среду секторов; ухудшением «экологического качества» физического капитала, происходившим на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. На «утяжеление» структуры российской экономики повлияли и высокие цены на энергоносители в 2000-е годы. После 1990 г. удельный вес энергетического сектора вырос в 3 раза и составляет сейчас почти треть всей экономики. Если при этом учесть еще и металлургический сектор (черная и цветная металлургия), то российская экономика более чем наполовину состоит из энергетики и металлургии, т. е. секторов, оказывающих наибольшее среди промышленных отраслей воздействие на окружающую среду. За этот же период значительно снизилась доля отраслей, оказывающих сравнительно небольшое воздействие на окружающую среду, в частности машиностроения. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей. Президент РФ В.В. Путин охарактеризовал результат сложившихся тенденций как «масштабную деиндустриализацию»1. Между тем в мире наблюдались противоположные тенденции: в подавляющем большинстве стран ОЭСР и стран с переходной экономикой в 1990-2000-е годы. происходило сокращение удельного веса в экономике добывающих и с высоким экологическим воздействием отраслей и видов деятельности. В России экологически негативные структурные сдвиги усугубил экономический кризис 2009 г., во время которого выжили прежде всего экспортные сырьевые отрасли (во многом благодаря государственной поддержке). Российская экономика становится все больше экспортно-сырьевой экономикой.

В 2014 г. экспорт России достиг суммы в и$497 млрд долл., увеличившись почти в 5 раз по сравнению с 2000 г.2 Превращение российской экономики в экспортно-сырьевую хорошо видно на примере структуры экспорта. Подавляющая часть экспортного

1 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. - М., 2012. -30.01, № 3029.

2 Россия в цифрах 2015: Крат. стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 543 с.

потенциала Российской Федерации приходится на природные ресурсы, в основном на невозобновляемые. Доля топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта составляет почти 70%. А с учетом значительного объема вывоза из страны руды, концентратов, металлов, лесоматериалов и продуктов их переработки, удобрений, химических продуктов и другой природоемкой продукции эта цифра существенно возрастет и составит более 90% всего экспорта. В то же время на долю высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей (машины и оборудование) приходится лишь 5% от всего экспорта.

На формирование экспортно-сырьевой модели экономики повлияла мировая ценовая конъюнктура 2000-х годов. Только за 2000-2012 гг. средние экспортные цены на российские нефть, газ и уголь увеличились в 3-4 раза1. Аналогичный высокий рост цен наблюдался и на многие другие сырьевые товары: железные руды, медь, никель. Положительный внешнеторговый баланс являлся важным фактором поддержания макроэкономической стабильности. Отражением сырьевого характера российской экономики и незначительной доли в экспорте высокотехнологичных и инновационных товаров является структура импорта - закупки продукции машиностроения, составляющие почти половину всего импорта (48%) в 2014 г.

Инерционный рост чреват дальнейшим расширением масштабов загрязнения и деградации окружающей среды, нарушением баланса биосферы, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития человеческого потенциала / капитала. Приблизительные оценки рисков от загрязнения воды и воздуха позволяют говорить о том, что экономические издержки для здоровья населения России, связанные с загрязнением воздуха и воды, составляют в среднем не менее 4-6% от ВВП2. В регионах ущерб для здоровья по экологическим причинам может достигать 10% ВРП, в частности в регионах Урала.

Как сформировать новую модель развития российской экономики? Ответ на этот вопрос определит и меры, которые необходимо предпринять. Небольшой объем экспорта обрабатывающих

1 Россия в цифрах 2015: Крат. стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 543 с.

2 Устойчивое развитие: Методология и методики измерения / Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В., Власов Ю.С. - М.: Экономика, 2011. -310 с.; Бобылев С.Н., Захаров В.М. Модернизация экономики и устойчивое развитие. - М.: Экономика, 2011. - 295 с.

отраслей на фоне огромного объема импорта машиностроительной продукции свидетельствует о растущей технологической зависимости РФ от развитых стран, что усугубляет экономическую уязвимость страны. Антироссийские санкции, принятые в 20142015 гг., подтверждают существование такой опасности. Скорейшая масштабная модернизация российской экономики - важнейшая задача, стоящая перед страной.

Направления перехода к «зеленой экономике»

Для формирования «зеленой экономики» и перехода к экологически устойчивому развитию России необходимо изменить сложившийся тип развития, переломить «антиустойчивые» тенденции в экономике. Ключевую роль в этом процессе должен сыграть переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модели экологически сбалансированной модернизации экономического развития, «экологизации» экономики.

С точки зрения экологической устойчивости будущая экономика должна обладать следующими характеристиками:

• в концептуальном плане в экономические стратегии / программы / планы включаются направления, сформулированные в документах ООН и ОЭСР, посвященных «зеленым» экономике и росту, низкоуглеродной экономике;

• существенное значение приобретают экологические условия жизни населения и их обеспечение;

• приоритет в развитии получают наукоемкие, высокотехнологичные, обрабатывающие и инфраструктурные отрасли с минимальным воздействием на окружающую среду;

• уменьшается удельный вес сырьевого сектора в экономике;

• радикально повышается эффективность использования природных ресурсов и их экономия, что отражается в резком снижении затрат природных ресурсов и объемов загрязнений на единицу конечного результата (снижение индикаторов природоемко-сти и интенсивности загрязнений);

• уменьшается загрязнение окружающей среды.

Для перехода к устойчивому развитию необходимы меры по компенсации истощения природного капитала страны за счет роста инвестиций в человеческий и физический капиталы. В практическом плане необходимо резкое увеличение инвестиций в науку, образование, здравоохранение, инновационное развитие, учрежде-

ние специальных фондов вроде Фонда будущих поколений, которые имеются во многих странах мира.

Необходима модернизация экономики на принципах так называемого «двойного выигрыша» - т.е. обеспечения как экономической эффективности, так и неистощительного использования природных ресурсов. В связи с этим реализация экологических приоритетов должна сочетаться с экономическими задачами страны: экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды. В России имеются огромные резервы получения экологических эффектов - в виде ликвидируемых потерь и сэкономленных природных ресурсов, снижения загрязнений - за счет стандартных и сравнительно недорогих экономических мероприятий (включая внедрение многих энергоэффективных и экологически чистых технологий). В развитых странах такого рода резервы, по существу, уже исчерпаны и получение новых экологических эффектов требует больших издержек (как, например, в противодействии климатическим изменениям). Что касается России, здесь возможно повышение уровня материального благосостояния населения в 2-3 раза без дальнейшего увеличения эксплуатации природных ресурсов.

В России направления перехода к инновационной социально-ориентированной экономике и к экологически устойчивому развитию в ближайшие годы фактически совпадают. Достаточно в связи с этим указать на необходимость радикального повышения энергоэффективности (на 40% к 2020 г.), что даст огромный экологический эффект. Таким образом, в ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша».

Особое значение для формирования новой «зеленой» модели экономики в стране может иметь закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят в 2014 г. Суть нового закона - во введении концепции так называемых «наилучших доступных технологий» (НДТ), предполагающей использование наиболее передовых технологий при максимальном сокращении негативных воздействий на окружающую среду. Важными принципами такой технологии является ее коммерческая приемлемость, экономическая (инвестиционная) доступность и экологическая эффективность. Вводятся достаточно жесткие технико-экологические рамки для технологической модернизации предприятий с большим экологическим воздействием,

которые входят в энергетический, металлургический, химический сектора. Это очень важный вектор для ускорения низких темпов обновления физического капитала и технологического отставания.

По сути дела, сегодня в России принята концепция НДТ Европейского союза, где она разрабатывалась и апробировалась с 1970-х годов, а позже была включена в Директиву ЕС «О комплексном предотвращении и сокращении загрязнения окружающей среды» (2008). В настоящее время имеются десятки европейских справочников по НДТ, которые регулярно обновляются. Для реализации российского закона о НДТ важной задачей является адаптация европейских или разработка национальных информационно-технических справочников по НДТ для секторов и отраслей экономики и придание им соответствующего правового статуса. Сегодня в России уже издано десять таких справочников.

Концепция НДТ может стать основой для экологически сбалансированной модернизации, связанной с радикальным технологическим обновлением всей материальной базы экономики страны. Старые технологии не способны обеспечить эффективное использование природных ресурсов. В РФ фактически половина основных фондов промышленности физически изношена. Массовое старение производственных фондов приводит к увеличению числа экологических аварий и катастроф. Старое оборудование в недостаточной степени заменяется новым из-за недостаточного инвестирования: коэффициент обновления составляет всего лишь около 4%1 Речь не идет о простой замене фондов - она неизбежна в силу их физической изношенности: необходимо обеспечить существенно более высокое технологическое качество такой замены. Для радикального изменения сложившейся ситуации с деградацией физического капитала необходимы значительные инвестиции и быстрое распространение прогрессивных ресурсосберегающих технологий.

Для перехода к «зеленой экономике» России понадобится долгий период трансформации и модернизации экономики, структурно-технологических изменений, формирования новой экономической модели. В связи с этим важной задачей является снижение издержек такого перехода и радикальное повышение эффективности использования природных ресурсов. В связи с этим здесь можно выделить два направления.

1 Россия в цифрах 2015: Крат. стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 543 с.

Во-первых, необходимо усилить действенность государственного регулирования природопользования в сфере добычи и использования ресурсов. С помощью экономических и правовых инструментов (налоги, платы, тарифная политика, штрафы, соблюдение нормативов и стандартов и др.) необходимо заставить государственные и частные монопольные компании повышать эффективность использования ресурсов, предотвращать их потери, адекватно компенсировать внешние (экстернальные) издержки и экологический ущерб, наносимый обществу и природе. Принцип «загрязнитель платит» должен заработать на практике - в отличие от чисто формального его действия на современном этапе.

Во-вторых, важную положительную роль в переходном периоде могут сыграть создание конкурентной среды, конкуренция между производителями, уход от преобладающего сегодня монополизма в энергетике и всей экономике. Эти факторы могут и должны повлиять на снижение затрат, стимулировать предприятия к инновациям, диверсификации производства, глубокой переработке сырья, что приведет к повышению энергоэффективности и снижению природоемкости продукции за счет внедрения новых технологий.

Важной задачей макроэкономической политики должна стать экономическая поддержка экологизации экономики, ее «зеленого» роста, включая налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины, страхование. Сохранению сырьевой модели способствует важная бюджетообразующая и налоговая роль природоэксплуати-рующих секторов, прежде всего энергетики. Препятствует структурным изменениям в экономике и ситуация, когда современная налоговая нагрузка в обрабатывающих отраслях с небольшим экологическим воздействием выше, чем в сырьевых и «коричневых» обрабатывающих отраслях, что препятствует экологизации экономики. Очевидно, что вся налоговая система должна быть трансформирована с учетом целей устойчивого развития, диверсификации и модернизации экономики: максимальные налоги должны налагаться на природоэксплуатирующие и загрязняющие виды деятельности при минимизации налоговой нагрузки на обрабатывающие, перерабатывающие, высокотехнологичные и инфраструктурные сектора.

Наряду с экономическими регуляторами для перехода к «зеленой экономике» государство должно шире использовать правовые и институциональные механизмы в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в частности:

• по исполнению достаточно обширного экологического законодательства (в частности, должны быть усилены санкции за нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды);

• по модернизации в российском законодательстве процедур оценки воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) и государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), отражению в них соответствующих международным стандартам и требованиям экологических конвенций и соответствующих им требованиям международных финансовых институтов (особенно в сфере реализации проектов с существенным экологическим воздействием: энергетика, химическая промышленность и т. д.).

• по «экологизации» политики государственных и муниципальных закупок, внедрению требований по экологической безопасности товаров и услуг, закупаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для социальной сферы (образование и здравоохранение), армии и всей оборонной сферы, инфраструктуры (в частности, энергетической и транспортной). Такие закупки представляют собой огромный рынок, достигая 10-20% ВВП. Для закупаемых товаров правительства могут устанавливать определенные правила, в частности показатели энергоэффективности, возможности утилизации товаров и их упаковки и т.д.;

• по расширению практики маркировки товаров (эко-марки-ровки) для повышения спроса на экологически дружественную продукцию;

• по повышению результативности текущего экологического контроля, для которого целесообразно сконцентрировать внимание на наиболее экологически опасных объектах и проблемных предприятиях с целью предотвращения и ликвидации последствий возможных аварий и грубых нарушений. Необходимо увеличить численность инспекторского состава на местах, включая введение института внештатных экологических инспекторов. Одновременно можно ослабить давление на предприятия, не относящиеся к опасным экологическим объектам.

«Зеленая экономика» и энергетика

Судьба «зеленой экономики» в России (как, впрочем, и во всем мире) зависит, среди прочего, от экологических трансформаций энергетического сектора. Надо четко представлять себе двойст-

венные последствия развития углеродной энергетики. С одной стороны, Россия является энергетическим донором значительной части мировой экономики, занимая второе место в мире по добыче нефти и газа, шестое - по углю1. Сектор обеспечивает экономическое развитие и решение социальных задач: в ВВП доля его отраслей составляет около 30%, в объеме налоговых поступлений - около 50%, в экспорте - две трети. С другой стороны, нетронутые территории с большими запасами нефти и газа играют важнейшую роль в поддержании стабильности биосферы. А в этом - не только экологические, но и экономические перспективы для будущего развития России. Поэтому реализация планов расширения добычи на северных территориях (Ямал и др.) и шельфах (Сахалин, Баренцево и Карское моря), а также строительства инфраструктуры (трубопроводов, линий передач, дорог и т. д.), возможно, приведет к значительным нарушениям экосистем на этих территориях. Это может повлечь за собой непредсказуемые экологические последствия не только для страны, но и для всего мира (климатические изменения в результате деградации болот и лесов, сокращение биоразнообразия, загрязнение морей и т.д.), - изменения, ставящие под угрозу глобальные экосистемные / экологические возможности страны и ее роль глобального энергетического донора2.

В последние годы появляется все больше свидетельств быстро растущей рентабельности возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Колоссальный прогресс наблюдается в удешевлении ВИЭ: стоимость солнечной энергии с 2007 г. сократилась на 6080%, мощность ветротурбин возросла в 40 раз. Предполагается, что в ближайшем будущем солнечная генерация станет самым дешевым способом получения энергии.

Важно четко определить, как обеспечивать энергетический базис дальнейшего развития страны и ее роли энергетического донора. Есть по крайней мере два ответа: увеличивать валовое производство энергоносителей или использовать резервы. Необходимо жестко определить приоритеты развития, так как инвестиций у государства и компаний не хватит на оба эти достаточно затратные направления. В условиях кризиса и трансформации российской экономики очевидна необходимость ориентации развития энергетики на конечные, а не на промежуточные результаты в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Россия в цифрах 2015: Крат. стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 543 с.

2 Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystems and human well-being / UNEP. - Wash.: Island Press, 2005. - 302 p.

виде добычи энергоресурсов и производства энергии и тепла. Последние три-четыре года показали, что в России энергетическая безопасность вполне может быть обеспечена за счет повышения энергоэффективности, масштабной экономии энергоресурсов без значительного экстенсивного роста производства энергоресурсов. Проблема огромных резервов и потерь энергии была подчеркнута в Указе Президента РФ (2008), в Энергетической стратегии России до 2030 г., в исследованиях Всемирного банка, компании МакКинзи, российского Центра по эффективному использованию энергии1. Экономическая логика содержащихся в этих документах подходов ясна. В стране с помощью достаточно простых технологий можно сберечь почти половину потребляемых энергоресурсов. Этот путь гораздо эффективнее и имеет более низкие экологические риски. Энергосбережение потребует в 3 раза меньше инвестиций по сравнению с валовым наращиванием добычи энергоресурсов (Ц^320 млрд долл. против более чем 1 трлн долл. на расширение добычи). Окупаемость энергосберегающих затрат составляет всего два-четыре года, что в разы меньше рискованных инвестиций в новые месторождения и гораздо более экологически безопасно.

При возможном общем уменьшении добычи энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности и внутреннего энергосбережения размеры доходов страны и отдельных компаний могут значительно возрасти за счет увеличения экспорта энергоресурсов и углубления переработки и диверсификации производства. Снижение энергоемкости может позволить сэкономить только природного газа до 240 млрд м3, что составляет более трети его добычи в нашей стране, и обеспечить потребности в газе как внутри страны, так и за ее пределами.

Парадоксальный тезис «зарабатывать больше, не добывая больше» вполне актуален для современной экономической политики. Для российских энергетических компаний такой путь не

1 Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации обще-

ства в России. Перспективы до и после 2050 г. / Под ред. И. А. Башмакова. - М.: ЦЭНЭФ, 2014. - 208 с.; Энергоэффективная Россия. Пути снижения энергоемко-

сти и выбросов парниковых газов / Компания МакКинзи. - 2010. - 24 с. - Режим доступа: http://www.rugbc.org/assets/files/259/original/1_3_CO2_Russia_RUS_final. р(И?13148844840/о201Ше (Дата обращения - 24.05.2016); Энергоэффективность в России: Скрытый резерв / Всемирный Банк. - 2008. - 162 с. - Режим доступа: http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/967366804b5f69048cd1bd6eac26e1c2/EE-2008-rus-print.pdf?MOD=AJPERES (Дата обращения - 24.05.2016.)

требует радикального изменения их структуры и управления, так как они уже являются вертикально-интегрированными структурами и охватывают всю цепочку от добычи до сбыта продукции.

Нужно четко осознавать: энергоемкая и отсталая структура нашей экономики сама является огромным альтернативным месторождением энергоресурсов, из которого их можно добывать ежегодно сотни миллионов тонн. Как ни парадоксально, главные запасы энергоресурсов страны находятся в европейской части страны, где формально кладовая месторождений нефти, газа, угля минимальна. Именно здесь расположена подавляющая часть объектов промышленности, энергетики, жилищно-коммунального сектора, транспорта, которые из-за устаревших технологий перепотребляют и растрачивают сотни миллионов тонн ценного сырья. Из этого источника страна может в ближайшие 10-15 лет брать энергоресурсы для своего развития и обеспечения экспортных прибылей для поддержки бюджета.

Индикаторы «зеленой экономики»

Новая «зеленая экономика» делает акцент на качественном, а не количественном развитии. Не нужно стремиться наращивать объемы добычи и использования природных ресурсов - нужно эффективнее использовать сырье и материалы, которые уже вовлечены в экономический оборот. Россия имеет огромные резервы природных ресурсов, которые можно поставить на службу модернизации. Поэтому не следует гнаться за количественными показателями, будь то стоимостные индикаторы (ВВП и пр.) или физические объемы (нефть, газ, металлы и т.д.). Показатель ВВП более всего адекватен для традиционных индустриальных экономик. Современные реалии постиндустриальных стран, требования модернизации для трансформирующихся экономик во многом другие. Например, для стран с большим природным капиталом рост ВВП за счет сырьевого сектора - индикатор проблематичный. Чаще всего такой рост достигается за счет сверхэксплуатации месторождений энергоресурсов, леса, земли и т.д. Между тем сегодня все шире осознается необходимость разработки новых показателей прогресса общества и экономики. Еще в конце 1980-х -начале 1990-х годов сформировались новые концептуальные и методические подходы к оценке развития общества и экономики.

Большую роль в их выработке сыграла ООН. Разработанные под эгидой организации концептуальные подходы и конкретные показатели внесли огромный вклад в теорию и практику развития. В концептуальном плане можно отметить две новые теории, оказавшие огромное влияние на формирование современных подходов к обществу и экономике: развитие человеческого потенциала (human development) и устойчивое развитие (sustainable development). Обе эти теории сформировались в рамках структур ООН, что придало им международный статус. Очень важно, что эти концептуальные подходы были подкреплены конкретными индикаторами, такими как индекс человеческого развития (Human Development Index)1, система индикаторов устойчивого развития2. В 2015 г. ООН приняла Цели устойчивого развития для человечества (Sustainable Development Goals), которые пришли на смену Целям развития тысячелетия3.

Не остались в стороне и другие международные организации. Всемирным банком разработан Индекс скорректированных чистых накоплений (adjusted net savings), который более адекватно отражает социальные и экологические аспекты развития4. Стоит отметить, что в успешном для России 2006 г., несмотря на 8%-ный рост ВВП, показатель скорректированных чистых накоплений был тем не менее отрицательным (-13,8%), во многом из-за истощения природных ресурсов5. В 2012 г. в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и РИА Новости с участием

1 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. Цели развития тысячелетия в России: Взгляд в будущее / Под общей ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН в РФ, 2010. - 152 с.; Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2013. Устойчивое развитие: Вызовы Рио. Цели развития тысячелетия в России: Взгляд в будущее / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН в РФ, 2013. - 202 с.

2 Устойчивое развитие: Методология и методики измерения / Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В., Власов Ю.С. - М.: Экономика, 2011. - 310 с.

3 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Итоговый документ саммита Организации Объединенных Наций по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года / ООН. - 2015. - 25.09. - Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/ view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (Дата обращения - 18.05.2016); Universal Sustainable Development Goals. Understanding the transformational challenge for developed countries. Report of a study / Stakeholder Forum. - 2015. - May. -24 p. - Mode of access: www.stakeholderforum.org (Дата обращения - 24.05.2016.)

4 World Development Indicators / World Bank. - Wash., 2008.

5 World Development Indicators / World Bank. - Wash., 2014.

автора настоящего материала был разработан и рассчитан эколого-экономический индекс регионов России, базирующийся на концепции и методике расчета индекса скорректированных чистых накоплений Всемирного банка1.

Принципиальным моментом для всех новых индикаторов является вычитание (или включение со знаком минус) показателей истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, ущерба для здоровья населения. Такая коррекция принципиально меняет картину развития: деградация природного и человеческого капиталов ставит под сомнение формальную успешность экономического роста в рамках традиционной экономической парадигмы.

Л Л Л

Экспортно-сырьевая модель экономики России с природо-эксплуатирующими приоритетами зашла в тупик. Необходим поиск новых направлений развития экономики. В мире новая модель связывается с переходом к «зеленой экономике» и устойчивому развитию, их поддержкой с помощью экономических и правовых инструментов. Для формирования «зеленой экономики» и «экологизации» экономической политики России важнейший приоритет можно сформулировать следующим образом: не надо использовать больше природных ресурсов, так как они ограничены и их эксплуатация приводит к дополнительной нагрузке на экосистемы, истощению природного капитала и загрязнению окружающей среды. Имеющиеся отсталые ресурсоемкие технологии также приводят к избыточному потреблению («перепотреблению») и огромным потерям природных ресурсов, росту загрязнения окружающей среды. Следует инвестировать в улучшение использования уже эксплуатируемых природных ресурсов и охрану окружающей среды на основе модернизации экономики, поддержки инноваций, замены природоемких технологий на ресурсосберегающие и энергоэффективные (наилучшие доступные технологии), углубление и диверсификацию переработки сырья. Это и есть магистральное направление формирования в России «зеленой экономики»: инве-

1 Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В. Вызовы кризиса: Как измерять устойчивость развития? // Вопросы экономики. - М.: 2015. - № 1. -С. 147-160.

стируя в ресурсосберегающую структурную перестройку, радикально меняя ее технологический базис, добиваясь ее «экологизации» и сокращения природоемкости, мы тем самым сберегаем природный капитал, минимизируем затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития в будущем. Все это позволит увеличить ВВП в 2-3 раза при современном уровне изъятия сырья и эксплуатации природного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.