Научная статья на тему 'Проблемы формирования управленческой компетентности учителя сельской школы'

Проблемы формирования управленческой компетентности учителя сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / CONTENT / MANAGEMENT COMPETENCE OF TEACHER AT RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайличенко Андрей Юрьевич, Нуриахметова Надия Рафаильевна

В статье исследуется содержание, специфика управленческой компетентности учителя сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайличенко Андрей Юрьевич, Нуриахметова Надия Рафаильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS

The article deals with content, specific management competence of the teacher at rural school.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования управленческой компетентности учителя сельской школы»

УДК 371

А. Ю. Михайличенко, Н. Р. Нуриахметова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В статье исследуется содержание, специфика управленческой компетентности учителя сельской школы.

Ключевые слова: содержание, управленческая компетентность учителя, сельская школа.

Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования отмечено: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [1; 2].

Развиваясь в основном в теоретическом аспекте, управленческая наука оказывает недостаточное воздействие на учителей школ в плане эффективного управления ими коллективами учащихся и процесса обучения в целом, в повышении педагогического управленческого мастерства, уровня образования, соответствия выделенным ключевым компетенциям.

Профессиональная управленческая деятельность учителя характеризуется тем, что ее содержание и средства сосредоточены в сфере прав, обязанностей, возможностей влиять на учебно-познавательную деятельность и личность школьников, ответственности за результаты этого влияния. Явно выраженная персонификация управленческой деятельности учителя, ее тесная связь с личностными характеристиками педагога и спецификой индивидуального восприятия, понимания и отношения к средствам, условиям, объектам и участникам образовательной деятельности делают ее, по сути, творческой, гибко реагирующей на объективные и субъективные условия ее осуществления.

Успешная реализация основных управленческих функций требует от учителя глубокого знания управляемых объектов и процессов, законов управления и предъявляет высокие требования к личностным особенностям педагога.

Любую образовательную организацию, являющуюся социально-экономической системой, можно охарактеризовать как группу людей, осуществляющих четко структурированную совместную деятельность, создаваемую (существующую) для достижения общих целей по обучению и подготовке выпускников. В зависимости от степени централизации управления, специализации и типа организационной структуры выделяют несколько разновид-

ностей образовательных организаций: общеобразовательные; с углубленным изучением ряда предметов; гимназии и лицеи, ориентированные на вуз (базовые); профильные. Особое место занимает сельская школа.

Политика любого образовательного учреждения - система правил, в соответствии с которыми она функционирует, по которым действует ее педагогический коллектив. Кроме финансовой, педагогической, методической, научно-экспериментальной политики каждая организация разрабатывает управленческую политику, включающую систему целей и вытекающую из них совокупность норм, методов набора, критериев работы с педагогическими кадрами, способными гибко реагировать на изменение социального образовательного запроса. Чтобы эффективно функционировать в современных социально-экономических условиях, любому образовательному учреждению необходимо проводить активную работу по подготовке и обучению педагогических кадров, включающую в себя привлечение к деятельности в образовательном учреждении квалифицированных педагогических кадров, развитие и обучение педагогических кадров непосредственно в рамках образовательной организации, закрепление кадров в образовательном учреждении.

Стратегия и планы управления образовательным процессом любого образовательного учреждения ориентируются на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, обусловливая решение стратегических, тактических и оперативных задач обучения. В этом случае задачи учителя связаны с принятием управленческого решения, ориентацией во времени и охватывают следующие направления (таблица).

Образовательные учреждения должны учитывать изменение иерархии ценностей: главной внутри образовательного учреждения является компетентность педагогического коллектива, вне ее - заказ на качественное удовлетворение образовательных потребностей социума. Основными факторами, сдерживающими рост эффективности процесса обучения, в большинстве случаев выступают недостаточное поощрение инициативы школьников, низкая связь оценки результатов обучения с практической деятельностью, консерватизм и сопротивление в освоении новых технологий обуче-

ния, в том числе и информационных, недостаточная подготовка педагогов к работе в условиях информатизации образования.

Коренных изменений в работе конкретного образовательного учреждения можно достичь путем улучшения организации и условий труда педагогического коллектива, введения более эффективной системы стимулирования и усиления контроля за отношением к выполнению своих профессиональных функций, повышения качества подготовки педагогических специалистов и получения более высокой квалификации, внедрения новых технологий обучения, формирования организационно-управленческой компетентности учителя.

Основными функциями в реализации подготовки учителя в области управления стали:

- ориентационная (цели, задачи, базовые ориентиры для учителя информатики);

- концептуальная (методологическое и научнометодическое обеспечение управленческой подготовки);

- консолидационная (образование коллективного субъекта деятельности);

- организационная (механизмы единого функционирования всех субъектов образовательного пространства);

- координационная (согласование действий всех участников образовательного процесса в системе образования).

Особенности управленческой компетентности учителя складываются в процессе взаимодействия его с окружающей педагогической и социальной

средой. Рассмотрим наиболее характерные проблемы.

Образовательным учреждениям приходится функционировать в условиях нестабильной внешней среды [3]. Компенсировать эту нестабильность в рамках одной организации учителя не в силах, но они могут помочь в ее преодолении. Для этого, в случае если прогнозы невозможны, прибегают к так называемым сценарным методам. Вопросы построения новых образовательных стратегий развития школы, изменения содержания образования, многовариативности организации приобретают большое значение для любой образовательной среды. Сегодня единственно возможный принцип эффективной деятельности внутришкольного управления - согласование интересов всех участников образовательного процесса [4].

Разрешение внутриорганизационных учебных конфликтов - еще один острейший вопрос, требующий вмешательства учителя со сформированной управленческой компетентностью.

Следующая проблема - отсутствие управленческой команды. В рамках централизованной образовательной политики необходимости в ней не было, поскольку было достаточно строго выполнять распоряжения руководителя учреждения. До сих пор многие руководители полагают, что управленческая команда - это круг их непосредственных подчиненных, которые точно выполняют или передают распоряжения в образовательную среду. Дееспособность такой «управленческой» команды, конечно, низка. Настоящая команда должна состоять

Задачи учителя как специалиста, управляющего образовательным процессом

Основные направления Управленческие решения с ориентацией во времени

краткосрочные среднесрочные долгосрочные

Отбор содержания и организация обучения Разработка плана учебного занятия и схемы его реализации Определение критериев отбора содержания учебного материала блока, курса. Разработка плана действий по результативному освоению выбранного содержания Определение параметров знаний, умений и навыков выпускника, требуемых для освоения по данному предмету, и возможности их применения в реальной практической деятельности

Система мотивации школьников к обучению Разработка системы стимулирования и поощрений за эффективную работу на конкретном учебном занятии Изучение вопросов и технологий мотивации школьников Определение перспективных технологий мотивации к обучению с учетом возможных изменений целей и задач образовательного учреждения

Оценка качества, эффективности результатов обучения Разработка системы оценок деятельности каждого ученика во время учебного занятия Формирование системы оценок результатов обучения по всему блоку, курсу (портфолио) Выделение главного в оценке, прогноз динамики развития потенциала ученика

Развитие учащихся Разработка методов и способов, направленных на развитие школьников в ходе учебного занятия Разработка программы развития творческих и исследовательских способностей школьников (элективные курсы) Оценка имеющихся потенциальных возможностей и направлений развития школьников с учетом целей и задач образовательного учреждения

Рефлексия собственной деятельности по обучению Определение возможных отклонений от плана учебного занятия и планирование способов устранения нежелательных отклонений Определение линии продвижения учащихся по освоению блока, курса в соответствии с личностными индивидуальными интересами и потребностями Разработка долговременной системы определения соответствия с требованиями к уровню подготовки выпускника

из профессионалов, знакомых с теорией и практикой управления образовательным процессом. Это могут быть не только члены администрации, но и активные учителя, обладающие талантом организатора и исследователя проблем.

В современных условиях школа должна обеспечивать образовательную подготовку учащихся, выраженную в системе их знаний и способов деятельности, основу для формирования мировоззрения, определяющего мотивацию социального поведения и самовоспитания, развитие интеллекта, эмоциональной сферы и волевых качеств личности, развитие творческой активности личности, укрепление здоровья детей и формирование представлений о здоровом образе жизни.

Моделируя образ выпускника, школа в праве выработать образовательный курс движения коллектива школы к реализации заданных устремлений. «...Путь руководителей школы и всего ее коллектива к достижению искомых результатов лежит через освоение духовных, ценностных оснований, через консолидацию коллектива на базе школьной философии, миссии, устремлений, политики и стратегии. С таким багажом коллектив входит в педагогическую систему школы» [5]. Весьма перспективна мысль о том, что центром образовательного процесса является взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее три важнейших аспекта: обмен информацией, организация и самоорганизация деятельности и общение.

Образовательные процессы в общем виде характеризуются взаимодействием конкретного учителя и конкретной группы учащихся. В связи с этим развитие школы невозможно представить без

профессионального развития ее персонала. Для эффективной организации учебно-познавательной деятельности учителю необходимо овладеть основными положениями науки управления, основными функциями управления и способами их реализации в ходе осуществления собственной деятельности. Особенностью практической деятельности является то, что она направлена на преобразование конкретной ситуации, а целью теоретической деятельности оказывается выявление способа этого преобразования на основе вскрытия закономерностей. Опираясь на это положение, можно разделить управленческие знания на конструктивные (реализация информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической функции) и практические (реализация организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функции).

Деятельность учителя следует рассматривать с учетом этих составляющих [6], и тогда становится очевидной необходимость формирования управленческой компетентности, обеспечивающей целостный управленческий цикл образовательной деятельности.

Формирование управленческой компетентности учителя непосредственно связано с реализацией нового подхода в управлении образованием -управление по результатам. Этот подход позволяет ответить на вопрос о том, как используется или может быть использован подход управления по результатам на рабочем месте каждого учителя, какими должны быть шаги, направленные на применение этого подхода в управление образовательным процессом?

Список литературы

1. Шевырев А. В. Доклад на совещании-семинаре УМО РФ по образованию в области менеджмента 24 декабря 2003 г., п. Московский, Московская область. М.: Просвещение, 2003.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Центр гуманитарной литературы, 2004.

3 Изучение основ информатики и вычислительной техники: метод. пособие для учителей и преподавателей средних учебных заведений: в 2 ч. / под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова, С. А. Бешенкова и др. М.: Просвещение, 1985-1986.

4. Ильенко Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 2. С. 34-36.

5. Поташник М. М. Управление развитием общеобразовательного учреждения // Советская педагогика. 1995. № 2. С. 34-39.

6. Бердяев Н. А. Самопознание (опыты философской автобиографии). М.: Книга, 1991.

Михайличенко А. Ю., кандидат философских наук, проректор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: mihaylichenko@tspu.edu.ru

Нуриахметова Н. Р., соискатель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: pravo@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 22.11.2011.

A. Y. Mikhailichenko, N. R. Nuriakhmetova PROBLEMS OF FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS

The article deals with content, specific management competence of the teacher at rural school.

Key words: content, management competence of teacher at rural school.

Mikhaylichenko A. Y.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: mihaylichenko@tspu.edu.ru

Nuriakhmetova N. R.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: pravo@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.