Научная статья на тему 'Проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта'

Проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROGRAM MODEL / VALUE ORIENTATIONS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троценко Илья Николаевич

Приводятся данные констатирующего эксперимента, связанного с выявлением ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста. Охарактеризованы проблемы, которые испытывают педагоги в работе по формированию ценностных ориентаций учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Value Orientations Development of High School Pupils Based on the Federal Educational Standard

The article presents the research data demonstrating the value orientations of high school students. The problems of the development of value orientations identified by teachers are described.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта»

И. Н. Троценко

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Приводятся данные констатирующего эксперимента, связанного с выявлением ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста. Охарактеризованы проблемы, которые испытывают педагоги в работе по формированию ценностных ориентаций учащихся.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, примерная образовательная программа, ценностные ориентации, формирование.

I. Trotsenko

The Problems of Value Orientations Development of High School Pupils Based on the Federal Educational Standard

The article presents the research data demonstrating the value orientations of high school students. The problems of the development of value orientations identified by teachers are described.

Keywords: Federal State Educational Standard, educational program model, value orientations, development.

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Эти изменения проявляются в открытости России в современном мире, в становлении и развитии инноваций в сфере образования, науки и технологий. Именно поэтому в современной политике страны особое место занимает развитие образования, которое рассматривается как один из ведущих ресурсов развития России и фактор, обеспечивающий ее стабильность и прогресс.

Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — Стандарты), что, очевидно, окажет существенное влияние на совокупность взаимоотношений, возникаю-

щих в образовательном процессе, поскольку определяет новое содержание образования, организацию образовательного процесса и систему оценки качества.

Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). Именно в ней определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации» [2, с. 11]. Это же определение национального воспитательного идеала приводится во ФГОС каждой ступени образования.

К традиционным источникам развития ценностных ориентаций в Концепции отнесены понятия: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество — именно эти источники в дальнейшем определяют базовые национальные ценности [2, с. 18].

Известно, что ценностные ориентации являются характеристикой зрелой, сформированной личности, их система влияет на мотивацию личности, определяет поведение человека в обществе.

Вслед за М. Г. Казакиной под ценностными ориентациями мы будем понимать «интегративное образование, характеризующее целостную личность, её направленность». «Ценностные ориентации — это

ценностное отношение к объективным ценностям, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [3, с. 264].

Именно поэтому изучение возможностей формирования ценностных ориента-

ций учащихся старшего школьного возраста в условиях введения ФГОС является актуальным.

Для разработки обоснованного содержания деятельности педагогов по формированию ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста необходимо ясное представление о том, каковы ценностные ориентации учащихся. С этой целью был проведён констатирующий эксперимент на базе Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа.

Анализируя результаты исследований ценностных ориентаций М. Г. Казакиной [3] и С. Г. Вершловского [1], мы определили методы своего исследования — анкетирование и интервьюирование. Респондентами выступили студенты первого курса (15-17 лет), преподаватели и администрация колледжа.

В анкете студентам было предложено выбрать из списка десяти базовых национальных ценностей три позиции, которые, на их взгляд, наиболее важны для любого человека, и три позиции, которые студенты отнесут к личным ценностям.

Результаты обработки полученных данных (см. рис. 1.) демонстрируют, что обозначенную совокупность ценностей можно условно разделить на три группы. К первой

Ценностные ориентации студентов

группе относятся ценности, которые в равной степени обозначены студентами как личные, так и общие для всех. Ко второй группе относятся ценности, которые студенты обозначают как общие для всех людей, но являются принятыми в полной мере для себя лично. Третья группа — это ценности, принятые студентами лично, но не обозначены ими как ценности, важные и присущие любому человеку.

Детальный анализ анкет показал, что наиболее важными для студентов являются ценности «семья», «труд и творчество», «социальная солидарность», «наука».

Такие ценности, как «семья», «религия», «искусство и литература», студентами в равной степени были обозначены как личные, так и общие для всех. Можно предположить, что ценность «семьи» заложили родители учащихся собственным примером или же сами ученики самостоятельно осознали важность этой ценности, ориентируясь на общественный идеал; ценность «религии», в основном, указана иностранными студентами, которые исповедуют ислам; ценность «искусства и литературы» обозначена и принята студентами, занимающимися в учреждениях дополнительного образования или состоящими в студенческом самоуправлении.

Ценности «гражданственность» и «человечество» были отмечены студентами как личные в большей степени, чем как ценности для каждого человека. Очевидно, объяснение этому — неполное понимание сути этих понятий, на что указали некоторые студенты.

Для определения позиции преподавателей по проблемам формирования ценностных ориентаций было проведено анкетирование и интервьюирование представителей администрации. Педагогам было предложено обозначить свои позиции по вопросам о том, кто должен формировать ценностные ориентации учащихся и с какими трудностями сталкивается при этом педагог.

Анализ ответов педагогических работников на вопрос, кто должен заниматься формированием ценностных ориентаций, показал:

1. 63% считают, что формированием ценностных ориентаций должна заниматься семья, так как она является первичным институтом социализации ребёнка, что указывает на недостаточную готовность педагогов принять на себя такую ответственность.

2. 29% указали, что непосредственное взаимодействие семьи и педагогических работников должно успешно формировать ценностные ориентации студентов.

3. 8% считают, что все ценностные ориентации можно сформировать у студентов только в образовательном учреждении непосредственно во время педагогического процесса.

Среди «основных трудностей формирования ценностных ориентаций у студентов» педагогами были отмечены: несогласованность с семейными ценностями подростка — 52%; недостаточное количество учебного времени — 16%; недостаточное методическое обеспечение — 12%; неготовность учителя к выполнению данного вида деятельности — 8%. Кроме того, к трудностям формирования ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста педагоги причисляют несоответствие ценностей, формируемых в образовательном учреждении, ценностям, преобладающим в обществе; отсутствие жизненных ценностей, приоритетов, целей у студентов; неготовность самих учащихся к восприятию некоторых ценностных ориентаций.

Эти данные в значительной мере были подтверждены результатами интервью с руководителями образовательного учреждения. Заместители директора по учебной и воспитательной работе обозначили ряд проблем, которые испытывают не только руководящие работники образовательного учреждения, но и непосредственно педагоги-практики. К этим проблемам были отнесены: отсутствие преемственности между

ФГОС общего и профессионального образования; отсутствие целевой установки по формированию и развитию ценностных ориентаций учащихся в воспитательной работе учреждения; отсутствие методических рекомендаций и указаний для педагогов учреждений среднего специального образования по формированию и развитию ценностных ориентаций учащихся.

Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно обозначить круг проблем, которые формулируют в анкете современные педагоги:

1. Дефицит методического обеспечения организации духовно-нравственного развития и воспитания студентов.

2. Недостаточная подготовленность педагогических работников системы среднего специального образования к воспитанию и развитию ценностных ориентаций студентов в современных социокультурных условиях.

3. Такие ценности, как «патриотизм», «социальная солидарность», «труд и творчество», «природа», «наука» респондентами были обозначены, как присущие человеку вообще, в большей степени для всех людей, но не для себя самих. Это даёт возможность говорить о том, что студенты понимают значимость этих ценностей, но, к сожалению, не считают их важными для себя лично.

Анализируя ответы учащихся и педагогов, можно обозначить ряд задач для исследования проблем формирования ценностных ориентаций учащихся образовательных учреждений. К ним можно отнести необходимость разработки программ формирования ценностных ориентаций учащихся; необходимость разработки программ внутрифирменного обучения педагогов образовательного учреждения, целью которого станет подготовка педагогических кадров к решению данных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершловский С. Г Портрет выпускника петербургской школы: (опыт социально-педагогических исследований) // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 244-260.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.

3. Казакина М. Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. 768 с.

4. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.

REFERENCES

1. Vershlovskij S. G. Portret vypusknika peterburgskoj shkoly: (opyt sotsial’no-pedagogicheskih issledovanij) // Voprosy obrazovanija. 2004. N 4. S. 244-260.

2. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontsepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2011. 24 s.

3. KazakinaM. G. Shkol’naja zhizn’ v Rossii i Amerike: vospitanie chelovechnosti. SPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2006. 768 s.

4. Piskunova E. V. Sotsiokul’turnaja obuslovlennost’ izmenenij professional’no-pedagogicheskoj dejatel’nosti uchitelja: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. 324 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.