Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессионально-коммуникативных компетенций студентов в современных условиях'

Проблемы формирования профессионально-коммуникативных компетенций студентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕЦИИ / КОМПЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАИВНЫЙ ПОДХОД / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко Т. В.

В данной статье рассматриваются понятия компетенции и компетентности, а также некоторые аспекты формирования профессиональ-коммуникативных компетенций в современной высшей школе, предъявляемые требования и возможности их внедрения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессионально-коммуникативных компетенций студентов в современных условиях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 378

Т.В.Никитенко

Старший преподаватель Финансовый университет при Правительстве РФ

Омский филиал Г.Омск, Российская федерация

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В данной статье рассматриваются понятия компетенции и компетентности, а также некоторые аспекты формирования профессиональ-коммуникативных компетенций в современной высшей школе, предъявляемые требования и возможности их внедрения на практике.

Ключевые слова

Компетеции, компентности, профессионально-коммуникаивный подход, современные требования к

системе высшего образования.

Процесс реформирования системы высшего образования в России предполагает, в первую очередь, изменение содержательного и организационного компонентов образовательных программ.

Конкретизацию требований к уровню подготовки можно найти как в государственных программных документах, так и в специальных исследованиях, посвященных данному вопросу.

Признавая достоинства традиционного российского образования, которое отличалось глубиной проработки теоретического материала, готовило «генералистов», т.е. специалистов широкого профиля с блестящей эрудицией, - сегодня нельзя не отметить его недостатки, необходимость его «осовременивания». Качество подготовки специалистов сегодня определяется его готовностью к эффективной профессиональной деятельности, способностью к адаптации к быстро меняющимся и неопределённым условиям современного мира, владением профессиональными умениями и навыками, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. В качестве основной задачи всё чаще выдвигается требование личностно-смысловой сферы студента, осуществляемое за счёт более рационального использования мотивационных ресурсов. Это предполагает, в первую очередь, формирование рефлективного типа мышления, умение выстраивать коммуникацию при групповом решении проблем, способность проектировать новые формы действия, умение критически мыслить.

В соответствии со Стратегией модернизации содержания образования, основополагающей тенденцией которого является гуманизация, предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1) гуманизация процесса преподавания всех общетеоретических и специальных дисциплин в вузе, что предполагает обогащение этих дисциплин материалом, соответствующим современным научным концепциям интеграции специальных знаний в содержание обучения, обеспечивая тем самым разнообразие, полноту знаний с одной стороны, и профессионализм другой стороны; зависимость прогресса от личностных качеств будущего специалиста;

2) профилизация преподавания гуманитарных дисциплин через введение специальных курсов, раскрывающих и дополняющих базовое содержание учебных программ, через анализ актуальных проблем специального знания и деятельности специалиста как социокультурного феномена, что обеспечивается разнообразием различных форм работы со студентами, а также через изменение содержания учебно-методического комплекса. [4, с.4]

Таким образом, нарастающая глобализация, структурные изменения в экономике, необходимость работать в условиях экономического кризиса значительно повышают требования к качеству подготовки специалистов в современных условиях. [6, с. 140]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Содержание профессионального образования определяется стандартами, новое поколение которых разрабатывается на компетентностной основе. Под компетенцией понимается способность и готовность работника к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретённых благодаря обучению. Профессиональная компетентность характеризует степень готовности студента к профессиональной деятельности. [5, с.67]

Понятия «компетенция» и «компетентность» являются ключевыми для оценки результатов образования, мы постоянно говорим о необходимости применения компетентностного подхода в образовании. Под «компетентностью» понимается актуальное, формируемое личностное качество, как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека.[3, с.23] А под «компетенцией» понимается совокупность правил, знание, структура знаний. Таким образом, понимание компетенции сводится к совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определённой работы. Компетентность является объектом приложения компетентностного подхода, результатом образовательного процесса, а затем сопряжённой с ним профессиональной деятельности человека.

Следовательно, говоря об организации образовательного процесса, необходимо исходить из позиций компетентностного подхода. Необходимо создавать определённые организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования и, прежде всего, коррекцию его содержания на всех уровнях, а именно: не теоретическом, на уровне учебного предмета, на уровне учебного материала. Успешная реализация данных условий требует адекватной формы организации образовательного процесса, а именно, внедрение значительного объёма самостоятельной работы студентов с использованием различных современных информационных технических ресурсов. [2, с.24]

Овладение профессиональными компетенциями тесно связано с потребностью саморазвития и самореализации.

Формирование речевой компетенции как профессионального качества будущего специалиста может выступать ведущей целью обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки. Эффективность данного процесса зависит от соблюдения ряда условий, а именно:

- содержание обучения иностранному языку будет отражать содержание профессиональной деятельности и специфику профессиональной речи будущего финансиста;

- педагогическая технология формирования речевой компетентности будет использовать возможности иностранного языка как средства формирования этого профессионального качества;

- формирование речевой компетентности будет происходить на основе обновления содержания учебно-методического комплекса, имеющего целью обеспечить формирование речевой компетентности как профессионального качества. [4, с.5]

Следовательно, в процессе реформирования системы высшего образования в России важно, в первую очередь, изменить содержательный и организационный компоненты образовательных программ. Предъявляемые временем требования определяют набор критериев, касающихся уровня подготовки будущих специалистов, среди которых остро стоит проблема введения инноваций и ориентация на практическую подготовку.

Применение на уроках иностранных языков современных форм как ,например, метод проектов, а также развитие материально-технической базы вузов и применение мультимедийных средств обучения позволит усилить мотивацию студентов к изучению иностранного языка и создаст благоприятные условия для успешного формирования профессионально-коммуникативных компетенций.[6, с.141]

Список использованной литературы:

1. Стратегия модернизации содержания образования.

2. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица - 2008 - №11 -С.33-34.

3. Зимняя И.В. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня - 2006 -№8 - С.21-26.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

4. Мусохранова М.Б. Формирование речевой компетентности будущего врача в процессе обучения иностранному языку: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - ОмГПУ, г.Омск - 2002 - С.3-5.

5. Кязимов К.Г. Формирование профессиональных компетенций // Профессиональное образование. Столица - 2008 - №5.

6. Никитенко Т.В. Проблемы формирования профессионально-коммуникативных компетенций у студентов финансовых вузов на уроках иностранного языка. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Реализация компетентностного подхода в теории и практике педагогической деятельности. - Тара - 2009 - С. 139 - 141.

© Никитенко Т.В., 2016

УДК37

А.Ю. Плешивцев

к.п.н., преподаватель Р.В. Камнев

к.п.н., старший преподаватель ВА МВД России, Волгоград, Российская федерация

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ОКАЗЫВАЕМОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

Согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ст. 20, гл. 5) сотрудник полиции имеет право на применение физической силы против правонарушителей и преступников. Тем не менее, в соответствии со ст. 19 этого же закона, сотрудник полиции при применении физической силы или специальных средств должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила и специальные средства, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Однако, по мнению специалистов, большинство сотрудников полиции действуют без предупреждения о решении применить физическую силу в отношении правонарушителей, часто используют боевые приемы борьбы неадекватно сложившейся ситуации (С.В. Кузнецов, Н.Н. Устюжанин, 1996; С.В. Кузнецов, С.М. Сусликов, 2006; А.Н. Савицкий, 2008; В.А. Овчинников, 2010) [1-3]. Конечно, такие действия будет справедливым в отношении опасных правонарушителей, группы нападающих, а также вооруженных преступников. Но большинство граждан болезненно реагируют на силовое воздействие со стороны правоохранительных органов и желают более гуманного к себе отношения [4, с. 5].

Дело в том, что в предшествующих и действующем Наставлении по физической подготовке, а также примерных учебных программах по дисциплине «Физическая подготовка» для образовательных организаций МВД России основная часть боевых приемов борьбы, которые должен освоить сотрудник полиции, направлена на противодействие активному сопротивлению правонарушителей и нападению преступников. Как известно, в таких случаях сотрудники правоохранительных органов используют различные броски, удары, болевые и удушающие приемы. К правонарушителям, не оказывающим активного сопротивления, такие меры неприемлемы и противозаконны.

Боевым же приемам борьбы, которые эффективно применяются в ситуациях неповиновения правонарушителей, в рамках учебного процесса на практических занятиях в образовательных организациях МВД России уделяется крайне мало времени. Кроме того, не акцентируется внимание обучаемых на правомерности применения тех или иных приемов в зависимости от вида противодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.