вание. Эти инвестиции могут финансироваться из различных источников, таких, как выпуск долговых обязательств (облигаций), привлечение долгосрочных кредитов, эмиссия акций. Однако кредиты зачастую трудно получить при неустойчивом финансовом положении предприятий малого бизнеса строительной сферы и высоких рисках, связанных с нестабильной ситуацией на микроуровне особенно в период финансового кризиса.
Кроме того, для успешной реструктуризации важно и привлечение инвестиций в трудовые ресурсы, особенно в области маркетинга, стратегического управления предприятием или управлением финансами.
Заключительным этапом является реструктуризация собственности, которая может включать слияние компаний, создание холдинговых компаний, отделение деятельности, не связанной с основным производством.
Заключение
Учитывая реальное положение, создавшееся на предприятиях строительной отрасли, и реальную макроэкономическую ситуацию, процедуру реструктуризации целесообразно подразделить на два этапа по процедуре различных источников финансовых ресурсов. На этапе оперативной реструктуризации не привлекаются дополнительные вложения капитала, поскольку в убыточные компании капитал невозможно привлечь, и она проводится собственными средствами. На этапе стратегической реструктуризации, когда предприятие работает рентабельно, дальнейшее ее развитие происходит за счет инвестиций и привлечения долгосрочных кредитов. В целом, оперативная и стратегическая реструктуризация направлена на дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности предприятий малого бизнеса строительной отрасли.
Библиографический список
1. Белых Л.П., Реструктуризация предприятий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Пелих А.С., Экономика предприятия (фирмы). М.: ИКЦ«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
3. Кантора Е.Л. и Маховикова Г.А. Экономика промышленного предприятия. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.
4. Гританс Я.М., Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономическое, управленческие и правовые аспекты: практ. пособие по управ-лен. и финанс. консультированию - 2-е изд., доп. М.: Волтерс Клувер, 2008.
5. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.П. Экономический энциклопедический словарь. М.: Вуз и школа, 2005.(Сер. Президентская программа подготовки управленческих кадров).
Theoretical foundations of restructuring of enterprises of small business building industry
L.A. Andrianova
We consider the restructuring - as a process aimed at creating conditions for effective use of all factors of production in order to enhance financial stability and competitiveness of small business construction industry.
Андрианова Людмила Ивановна - соискатель Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований -проблемы реструктуризации предприятий в строительной сфере. Имеет 16 опубликованных работ. email: [email protected].
Статья поступила 15.06.2010 г.
УДК 330.190.2:69
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
А.Ф. Андрюшенков
Аннотация: В данной статье рассматривается проблемы формирования предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве начиная с двадцатых годов прошлого столетия и по настоящее время.
Ключевые слова: предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство, реформа жилищно-коммунального хозяйства.
Введение Современные проблемы и необходимость
коренных перемен в сфере жилищно-
коммунального хозяйства во много связаны с происшедшей в советский период деформацией того, что в еще дореволюционный период называлось «жилищное дело». Основой этой деформации послужила ликвидация разных форм собственности и сведение их к единой государственной собственности.
Основная часть
Мощным толчком к серьезным преобразованиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства стали, по общему мнению, страшные террористические взрывы домов, гремевшие в России. Многие тогда всерьез задумались: «Как могли попасть сотни килограммов взрывчатки в жилые дома, где практически постоянно бывают их обитатели?» Именно тогда власти и горожане до конца осознали свою беззащитность перед злоумышленниками. Поняли, что подобное могло произойти только при полном безразличии жителей современных многоэтажек к своим домам. Такое наше поведение тем более непонятно, если принимать в расчет, что большинство квартир уже приватизировано жителями. Но нужно было, чтобы «грянул гром» тех мощных взрывов в столице, взлетели на воздух жилые дома в Буйнакске и Волгодонске. А мы прозрели и пришли к мысли самостоятельно и надежно защитить себя от подобных эксцессов в будущем. Неужели так было всегда?
Вспомним НЭП и жилтоварищества, когда в столице декретом Совнаркома от 23 мая 1922 года было разрешено строить частные жилые дома и владеть жилыми помещениями. Гражданам разрешалось продавать и покупать здания и квартиры, менять и передавать их по наследству. Москвичи, объединившись в кооперативы и жилищные товарищества, могли на личные сбережения построить дом, которым предполагали (по закону) пользоваться на протяжении последующих 40 - 60 лет [2]. Именно такими мерами удалось преодолеть в двадцатые годы полную разруху в жилищном хозяйстве, которое оказалось в ту пору в критическом положении после долгой череды революционных событий и затяжной Гражданской войны в России. Правда, уже через несколько лет все жилтоварищества были ликвидированы. За несколько месяцев их попросту «смахнули» с исторической арены. Страна вступила в эпоху первых пятилеток. Ставка была сделана на централизованное плановое управление народным хозяйством страны, в том числе и жильем.
Постепенно те функции, которые выполнял город как целостная структура, были разделены между центральными ведомствами. Все функции распорядительного характера сосредоточились в Центре, а Советы и их исполкомы создали у себя на местах соответствующие отделы, напрямую подчиненные выше-
стоящему уровню власти. Действовавшая в течение десятилетий система вертикального отраслевого управления плюс монополия государства на жилищный фонд разрушили город как целостный организм, как местное сообщество. Произошло превращение - хозяйство коммуны перестало принадлежать коммуне. Так единое городское хозяйство коммуны как сообщество местных жителей исчезло.
Город превратился в так называемый соцгород, то есть город при промышленности, где жилье, а также сферам обслуживания населения отводится второстепенная роль. Такое положение было закреплено постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1932 г. «Об устройстве населенных мест РСФСР». Это первый законодательный акт, отвечавший идее соцгорода и установивший последовательность приоритетных целей: от промышленности к ее необходимому средству - трудящимся.
Представление о развитии города (населенных пунктов) также трансформировалось, поскольку финансовые и материальные средства по территориям стали распределяться Центром. Городское планирование, в том числе и планирование жилья, до сих пор ассоциируется со строительством жилья. Поэтому развитие города и его строительство в общем понимании стали синонимами. Строительство получило самостоятельное значение, оторвавшись от всех остальных видов городской деятельности, руководимых ведомствами Центра, и, формируя самостоятельное ведомство, строительство приобрело значение основного и даже единственного способа развития и устройства.
В 30-е годы строительство подчиняется Наркомату коммунального хозяйства [1], а в 1943 году Наркомхоз разделяется на два ведомства - коммунальное и строительное. По существу речь шла о разделении жилищного дела на две самостоятельные отрасли народного (городского) хозяйства, развивающиеся по отдельным отраслевым планам.
Вопрос об истории обособления ЖКХ в советской системе заслуживает особого внимания, поскольку помогает осмыслить ту логику, в которой осуществляется современная реформа и решаются проблемы становления рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг. Состояние жилищно-коммунального комплекса в дореформенный период характеризовалось жестким государственным регулированием всех жилищных отношений и доминированием государственной собственностью.
Отличительными чертами этой системы были следующие:
- все ресурсы распределялись централизованно, в частности вновь вводимый жилищный фонд распределялся по принципам жилищной нуждаемости граждан и очередности; практически полностью отсутствовали кредитно-финансовые механизмы финансирования;
- права собственности на жилье практически не отличались от прав квартиросъемщиков жилья в государственном жилищном фонде;
- государственные предприятия были наделены функциями обеспечения своих работников жильем и содержанием жилищного фонда.
С 1991 года в отрасли ЖКХ осуществляется новая государственная жилищная политика, основная цель которой - переход ЖКХ в режим безубыточного функционирования и расширенного воспроизводства основных фондов [3].
Системы финансирования, управления и ценообразования предпринимательской деятельности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в современных социально - экономических условиях не обеспечивают не только развитие, но и стабильного уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов. Темпы роста доли платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, без заметного улучшения их качества, все чаще вызывают неудовлетворение низкодоходной части населения. При этом во многом высокие эксплуатационные затраты ЖКХ вызваны низким качеством проектирования и строительства объектов, применением недолговечных материалов, пренебрежением к последующим затратам на текущее содержание жилья и коммунальной инфраструктуры.
Заключение
Жилищно-коммунальное хозяйство в России традиционно считается мертвым грузом эконо-
мики и головной болью властей. Решить накопившиеся в ЖКХ проблемы в одиночку государство не в состоянии. Единственный выход - активное участие частного бизнеса и инвестиции. От того, насколько решительно и эффективно будет действовать бизнес, как сложатся его отношения с муниципалитетом и основным потребителем жилищно-коммунальных услуг - населением, от этого будет зависеть, какие дома и улицы мы передадим нашим детям и внукам.
Библиографический список
1. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. - Ростов н/Д: Феникс, 2005, - 348 с.
2. Говоренкова Т.М., Савин Д.А., Чуев А.В. Жилищные реформы периода НЭПа и возможность применения их опыта в современной Рос-сии.//"Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование". - 2004.-, № 1 (18).
3. Багаев А.Н. Реформа жилищнокоммунального хозяйства: все, что о ней слышали и хотим знать. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 224 с.
Problems of formation of enterprise activity in housing and communal services
A.F. Andrushenkov
In given article it is considered problems of formation of enterprise activity in housing and communal services since twentieth years of last century and on the present.
Андрюшенков Александр Федорович - аспирант гОу ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - проблемы предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства. Общее количество публикаций -3. email: [email protected]
Статья поступила 14.06.2010 г.
УДК 330.35
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В. А. Ванеев
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы возрастания конкурентоспособности экономики благодаря воздействию человеческого капитала; исследуются пути повышения производительности труда посредством эффективной политики инвестирования в человеческие ресурсы.
Ключевые слова: человеческий капитал, ресурсы, экономический рост, факторы роста, инвестиции.
Введение