Научная статья на тему 'Проблемы формирования правовой политики в сфере применения технологии искусственного интеллекта'

Проблемы формирования правовой политики в сфере применения технологии искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационная сфера / информационное право / правовая политика / цифровые технологии / технология искусственного интеллекта / information sphere / information law / legal policy / digital technologies / artificial intelligence technology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляковат А., Камалова Г. Г.

Статья выполнена в рамках выполнения Государственного задания № FMUZ-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности». в статье рассматриваются отдельные вопросы становления государственной политики в сфере цифровых технологий в процессе формирования правовых регуляторных механизмов в области применения технологии искусственного интеллекта и взаимосвязанной робототехники. В работе выделены основные перспективные направления развития правового регулирования в указанной междисциплинарной области и определены значимые дискуссионные аспекты. На основе проведенного исследования обоснован вывод о целесообразности единого вектора развития стратегического планирования и точечного регулирования отдельных видов искусственных интеллектуальных систем и устройств на базе технологии искусственного интеллекта для обеспечения баланса экономических интересов и необходимости защиты прав, свобод и законных интересов пользователей этих систем. Авторы также полагают важным научное осмысление существующих проблем с информационно-правовых позиций в целях обоснования правовой политики в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поляковат А., Камалова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of legal policy in the field of application of artificial intelligence technology

in the article, the authors consider certain issues of the formation of state policy in the field of digital technologies in the process of formation of legal regulatory robotics. The paper highlights the main promising areas for the development of legal regulation in this interdisciplinary area and identifies significant debatable aspects. On the basis of the study, the conclusion is substantiated about the expediency of a single vector for the development of strategic planning and targeted regulation of certain types of artificial intelligent systems and devices based on artificial intelligence technology in order to ensure a balance of economic interests and the need to protect the rights, freedoms and legitimate interests of users these systems. The authors also consider it important to scientifically comprehend the existing problems from informational and legal positions in order to substantiate the legal policy in the area under consideration.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования правовой политики в сфере применения технологии искусственного интеллекта»

Т.А. Полякова,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и.о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, заслуженный юрист РФ

Г.Г. Камалова,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой информационной безопасности в управлении Удмуртского государственного университета

T. A. Polyakova,

Doctor of Law, Professor, ChiefResearcher and Head of the Section of the Information Law and International Information Security of the Institute of State and Law ofRussian Academy of Sciences, Honored Lawyer of the Russian Federation

G. G. Kamalova,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department ofInformation Security in Management of Udmurt State University

§

С 28

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

.а DOI:

I

I ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА*

оо

^ Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы становления

государственной политики в сфере цифровых технологий в процессе формирования ^ правовых регуляторных механизмов в области применения технологии искусствен— ного интеллекта и взаимосвязанной робототехники. В работе выделены основные ^С перспективные направления развития правового регулирования в указанной меж-I— дисциплинарной области и определены значимые дискуссионные аспекты. На основе проведенного исследования обоснован вывод о целесообразности единого вектора О развития стратегического планирования и точечного регулирования отдельных видов искусственных интеллектуальных систем и устройств на базе технологии

искусственного интеллекта для обеспечения баланса экономических интересов § и необходимости защиты прав, свобод и законных интересов пользователей этих ® систем. Авторы также полагают важным научное осмысление существующих & проблем с информационно-правовых позиций в целях обоснования правовой политики

в рассматриваемой области.

Ключевые слова: информационная сфера, информационное право, правовая политика, цифровые технологии, технология искусственного интеллекта.

g PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL POLICY

cv IN THE FIELD OF APPLICATION OF ARTIFICIAL

INTELLIGENCE TECHNOLOGY

Abstract: in the article, the authors consider certain issues of the formation of state policy in the field of digital technologies in the process of formation of legal regulatory

* Статья выполнена в рамках выполнения Государственного задания № FMUZ-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».

mechanisms in the field of application of artificial intelligence technology and interconnected robotics. The paper highlights the main promising areas for the development of legal

regulation in this interdisciplinary area and identifies .significant debatable aspects. On the a

basis of the study, the conclusion is substantiated about the expediency of a single vector °

for the development of strategic planning and targeted regulation of certain types of artificial 1

intelligent systems and devices based on artificial intelligence technology in order to ensure 2

a balance of economic interests and the need to protect the rights, freedoms and legitimate g

interests of users these systems. The authors also consider it important to scientifically s

comprehend the existing problems from informational and legal positions in order g

to substantiate the legal policy in the area under consideration. |

Key words: information sphere, information law, legal policy, digital technologies, П

artificial intelligence technology. g

n

Актуальность исследования |

Сегодня очевидно, что для первой четверти 21-го, ин- g

формационного, века характерным является глобальное экспоненци- В

альное развитие цифровых технологий, оказывающих значительное ■§■

трансформирующее воздействие на самые различные общественные 2

отношения. Без сомнения, развитие, внедрение и коммерциализация ^

технологий больших данных, распределенного реестра, виртуальной |

и дополненной реальности, квантовых вычислений приобрели страте- |

гическое значение как на национальном, так и международном уровне, |

детерминируя возможность прорывного перехода на следующий уро- g

вень общественного, государственного устройства и экономики. В ка- g

честве приоритетных среди этих технологий, привлекающих к себе g особое внимание и в то же время вызывающих определенную тревогу,

О

следует выделить технологии искусственного интеллекта и взаимосвя- В

занной робототехники, которые, объединяя эффекты применения иных |

цифровых технологий, оказывают наиболее глубокое трансформиру- g

ющее воздействие практически на все сферы жизни общества. С уче- |

том этого становится очевидно, что право не может оставаться в сто- ||

~ i

роне, однако эта задача является неординарной для права, что связано g

со сложностью разработки теоретических вопросов их потенциальной правосубъектности и, соответственно, методологии исследований. 29 В связи с этим следует согласиться с метким выражением исследова- ^ . телей, что в этих условиях меняется «регуляторный ландшафт» [1]. К 2 Хотя теоретическая база технологии искусственного интеллекта g | была заложена в математической и иных науках еще в прошлом веке, В g эффекты внедрения устройств и программных решений на основе 01 2 этой технологии начали массово проявляться только в последнее десятилетие, влияя на весьма широкий круг общественных отношений, например в социальной сфере, что, несомненно, влечет необходимость

переосмысления в системе права межотраслевых и междисциплинарных научных подходов.

Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что сегодня особенно актуальной является стратегическая задача развития государственной политики, направленной на правовое регулирование в данной области, стоящая перед различными направлениями правовой науки, включая, несомненно, и информационно-правовое, вошедшее в условиях реформы научных специальностей в публично-правовые науки.

Роль, значение и важность научных исследований в сфере цифровых технологий в настоящее время трудно переоценить. В связи с этим очевидно, что предстоящее десятилетие неслучайно в России объявлено десятилетием науки. Президент РФ, определяя национальные стратегические задачи развития технологий искусственного интеллекта, отметил важность технологического прорыва, призвав „о обеспечить в нашей стране массовое внедрение данных технологий во все сферы, в каждый национальный проект и государственную программу [2]. При этом необходимо учитывать, что задачи фунда-№ ментального характера, связанные с осмыслением происходящих § процессов, поставлены и перед юридической наукой. § Уже сегодня технологии искусственного интеллекта приме-2 няются и имеют широкий горизонт дальнейшего использования ^ в спектре различных областей (например, в медицине, образова-— нии, промышленности, финансах, военном деле, ритейле, рекламе,

§ маркетинге, транспорте и, безусловно, 1Т-сфере). Несомненно, что с ~

§ одним из приоритетных направлений приложения искусственного § интеллекта является социальная сфера. Кроме того, в последние ^ годы лидером внедрения программных средств, функционирующих на базе технологии искусственного интеллекта в Российской о Федерации, продолжает оставаться финансовый сектор. Набирает ^ обороты также применение этой технологии в практике обеспечения С информационной безопасности.

Однако, невзирая на множество очевидных или предполагаемых 30 позитивных перспектив, внедрение самых разных решений на базе ^ технологии искусственного интеллекта и их продвижение таят в себе (V значительные риски, требующие взвешенных решений, в том числе ® правовых, и в отношении эффективного развития цифровой эконо-^ мики [3]. Право, выступая одним из универсальных регуляторов, совместно с этикой и иными регуляторными средствами должно определить основные правовые нормы построения общественных отношений в рассматриваемой сфере. Вместе с тем стоящие перед правом задачи в данной области представляются сложными в силу

революционности самой технологии и требуют взвешенных решений фундаментального характера на базе междисциплинарных подходов.

о

Вопросы формирования государственной политики |

в сфере применения искусственного интеллекта |

Правовые исследования в области применения технологий искус- 5

ственного интеллекта сегодня значительно активизировались. Работы |

ученых-юристов охватывают широкий круг как теоретических, так §

и отраслевых вопросов [4, 5, 6, 7]. Как показывает исследование, важ- | нейшими проблемами, на решение которых направлено большинство

научных исследований, являются вопросы определения универсаль- § ного понятийного аппарата в области регулирования искусственного

интеллекта и робототехники, их потенциальная правосубъектность, §

распределение ответственности за правонарушения, а также регули- 1

рование в связи с использованием отдельных видов программных §

решений и устройств, функционирующих на базе применения техно- ■§■ логии искусственного интеллекта, включая беспилотные летательные

аппараты. В рамках дальнейшего развития правового регулирования |

цифровых технологий уже сейчас ставится вопрос о становлении |

нового института - права искусственного интеллекта, что пока, |

безусловно, носит дискуссионный характер, на что авторы настоящей |

статьи уже обращали внимание [8]. §

В то же время во многих государствах в настоящее время приняты ^

|

документы стратегического планирования для решения национальных | задач государства в рассматриваемой сфере. Не стала исключением и Российская Федерация, в которой утверждена Национальная § стратегия развития искусственного интеллекта и робототехники [9]. | В рамках решения задач формирования регуляторных механизмов ут- § верждена Концепция развития регулирования отношений в сфере тех- | нологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 г. [10]. § Развитие технологии искусственного интеллекта и ее реализация & в настоящее время рассматриваются как важнейшая задача цифровой экономики, что усилилось в условиях санкционной агрессивной по- 31 литики западных государств. 15 декабря 2022 г. Президент РФ на ^ ^

Заседании Совета по стратегическому развитию и национальным ^

& а

проектам отметил, что продолжение развития нашей страны, проис- & §

ходящее, невзирая на внешнее давление, требует перехода на более § §

высокий технологический уровень, а также укрепления технологи- 01 ческого суверенитета России. Это, в свою очередь, диктует необходимость открытости и восприимчивости к современным практикам и подходам, к новейшим технологиям и методам работы [2].

Полагаем, что для исследователей в области информационного права одной из приоритетных в настоящее время является задача определения и осмысления ключевых векторов дальнейшего развития системы публичного права, связанной с применением цифровых технологий. Следует признать, что особенно это касается применения технологий искусственного интеллекта и робототехники. Однако системное решение актуальных задач в этой сфере должно основываться на взвешенной правовой политике с учетом развития теоретико-методологических основ правового регулирования цифровых технологий, в том числе информационно-правовых средств, в рамках дальнейшего развития публичного права.

Как известно, формирование новых правовых механизмов может происходить не только посредством приспособления уже имеющихся под возникшие регуляторные потребности, но и разработки ранее „о не существовавших механизмов регулирования существенно измерь нившихся общественных отношений. Вместе с тем представляется, что оба пути не являются антагонистами и могут быть применены № комбинированно. Так, сложившаяся регуляторная практика показала, § что правовое регулирование интернет-отношений сегодня включает § как комплексное использование системы норм так называемой доин-2 тернетовской эпохи, так и формирование новых правовых механизмов. ^ Полагаем, что такое гибридное сочетание правовых норм является — не только целесообразным, но и неизбежным при правовом регули-§ ровании искусственного интеллекта.

^ Кроме того, в рамках регулирования общественных отношений § в сфере применения технологии искусственного интеллекта не утра-^ чивает своей актуальности вопрос об опережающем правовом регулировании. Однако необходимость опережающего развития системы о правовых норм, регулирующих общественные отношения, в связи ^ с искусственным интеллектом вызывает определенные сомнения. С Возможно, следует согласиться с тем, что регулирование целесообразно развивать в рамках традиционного подхода, когда право следует 32 за общественными отношениями, а не опережает их. В связи с этим ^ ключевым в правовой политике является вопрос о том, какой путь СЧ правового регулирования более перспективен для эффективного раз® вития нашей страны, а также вопрос защиты прав, свобод и законных ^ интересов субъектов правоотношений в данной области.

Одновременно нельзя обойти вниманием и вопрос о пределах правового регулирования общественных отношений в области разработки и внедрения искусственного интеллекта. Этот вопрос, включая такой аспект, как пределы осуществления права, активно развивается

в ряде отраслей, включая гражданское и трудовое право. Вместе с тем концепция пределов права в российском информационном праве пока

не получила должного развития, хотя данная тема освещалась нами 5

в свое время [11]. Полагаем, что теория информационного права |

нуждается в развитии и обосновании этих вопросов. |

В настоящее время для российского информационного законода- 5

тельства характерно широкое применение таких правовых средств, |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

как разнообразные «ограничения». Так, ограничение доступа к сайтам §

&

устанавливается российским законодательством при распространении | в сети Интернет противоправной информации. Однако результаты анализа правового смысла таких «ограничений» с позиций теории 5 права позволяют в одних случаях выявить охрану государством прав одних лиц от злоупотребления правами других, т.е. законодательное § установление пределов информационных прав, а в других- опреде- 1 ленные временные «изъятия» из общего правила, устанавливаемые § в целях создания правовых механизмов регулирования инновацион- .§. ных цифровых технологий, т.е. механизмы экспериментальных правовых режимов. В приведенном выше примере ситуацию ограничений | доступа к сайтам, полагаем, следует рассматривать как введение || обеспечительных механизмов для охраны прав других лиц. При этом || для правового регулирования общественных отношений, связанных | с развитием и внедрением технологии искусственного интеллекта, §

в большей мере актуальны экспериментальные правовые режимы ^

|

и в силу, как уже отмечалось, революционности самой технологии. | Значимым в рамках настоящего исследования представляется 3 также то, что развитие регулирования в области искусственного ин- § теллекта должно сочетать правовое, техническое, этическое и иное || регулирование. В связи с этим является актуальным и требует решения § вопрос о пределах правового регулирования общественных отно- | шений, связанных с искусственным интеллектом, т.е. о том, в какой §§ мере право должно регулировать соответствующие общественные & отношения. Учитывая дискуссионность имеющихся подходов и определенную консервативность права, представляется, что значительную 33 роль в формируемых регуляторных механизмах в настоящее время ^ ^ должны играть нормы этики и технического регулирования, а также ^ так называемого мягкого права. При этом особенностью современного & § этапа формирования регуляторных механизмов в рассматриваемой § § области является возможная одновременность формирования регу- 01 ляции различных видов.

Вместе с тем исследование показывает, что современное состояние специального правового регулирования в России отношений, связан-

ных с развитием и внедрением технологии искусственного интеллекта, в целом находится в русле общемирового развития и происходит по следующим основным направлениям: стратегическое планирование, регулирование общественных отношений в связи с отдельными видами объектов на базе технологии искусственного интеллекта и акты так называемого мягкого права, регламентирующие этические и иные аспекты развития цифровых технологий в рассматриваемой предметной области. В связи с этим возрастает значение системного решения вопросов, связанных с приоритетом безопасности систем искусственного интеллекта и робототехники, контроля функционирования таких систем, стандартизации и сертификации в данной области, обеспечения конфиденциальности и защиты цифровых данных с тем, чтобы правовое регулирование не только развивалось, реагируя «на злобу дня», но и учитывало приоритетность вопросов безопасности

„о цифровых технологий.

го Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современная государственная правовая политика в области искус

34

о

ственного интеллекта в настоящее время основывается на балансе интересов, с одной стороны, разработчиков и производителей в целях продвижения цифровых технологий и обеспечения технологического

- -

<£ суверенитета, а с другой - пользователей искусственных интеллек-^ туальных систем. Политико-правовыми актами определяются ори— ентиры для будущего правового регулирования при одновременном § сохранении некой осторожности во введении правил в данной сфере, § т.е. имеет место реализация принципа «не навреди», что детерминиро-§ вано значением продвижения решений и устройств на базе технологии ^ искусственного интеллекта для обеспечения национальных интересов

Российской Федерации. Безусловно, правовое регулирование необхо-оо „

о димо, но не должно создавать препятствий для развития технологий, ^ и поэтому правовые нормы вводятся лишь в отношении ситуаций, где С без регулирования обойтись сегодня не представляется возможным. Но подходить к этому следует продуманно и обоснованно, на базе междисциплинарных научных исследований и прогнозирования возможных рисков.

СЧ Следует согласиться с тем, что особое значение для развития госу-® дарственной политики на современном этапе, включая правовое регу-^ лирование, имеет, как справедливо отмечает профессор Ю.М. Батурин совместно с С.В. Полубинской, выработка согласованного понятийного аппарата [12]. Такой позиции придерживаются и иные ученые [7, 13, 14]. Исследователи отмечают, что формируемый понятийный аппарат в данной области детерминирован уровнем развития систем

а

искусственного интеллекта и робототехники, их функционалом и сопоставимостью с охраняемыми правом объектами. С учетом

указанного решение ряда дискутируемых в праве вопросов и про- §

блем, включая один из ключевых, касающийся правосубъектности §|

искусственного интеллекта, пока находится в значительной степени |

в теоретической плоскости. Вместе с тем исследователи, выделяя ряд ^

векторов развития права и правовые проблемы в рассматриваемой |

сфере, отмечают, что «без осмысления этих ключевых проблем <...> & формирование научно обоснованных междисциплинарных подходов, | имеющих стратегическое значение для развития системы правового & регулирования, является весьма затруднительным» [14, с. 275-276]. §

Таким образом, полагаем, что сегодня преждевременным является I. утверждение о формировании нового правового института - «право

искусственного интеллекта», и пока даже сложно прогнозировать, |

|

на наш взгляд, перспективы регулирования в рассматриваемой п области. Вместе с тем следует согласиться с исследователями, от- | мечающими, что разнообразие сфер применения объектов на базе | технологии искусственного интеллекта неизбежно окажет воздей- | ствие на правовую систему в самых различных отраслях [12, с. 151], | и сегодня мы вступаем в эпоху искусственного интеллекта. В связи | с этим потребуется переосмыслить существующие подходы. Уже ¡3 сегодня следует отойти от первоначальной эйфории по поводу ис- § кусственного интеллекта и начать формирование концептуальной | модели будущего права искусственного интеллекта с учетом раз- 3 вития правовой политики в данной области и наработанного опыта 3 и теории информационного права по правовому регулированию 1 информационных технологий. §

I

Список литературы: §

1. Полякова, Т.А. О новом «регуляторном ландшафте» в условиях | цифровой трансформации системы права и экономики / Т.А. Полякова, & А.А. Чеботарева // Информационное право. - 2020. - № 2. - С. 4-8.

2. Материалы Заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ^ ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70086 (дата Н ь обращения: 18.12.2022). |§§

3. Камалова, Г.Г. Искусственный интеллект для развития бизнеса § | и охрана персональных данных: правовые проблемы обеспечения баланса & & интересов / Г.Г. Камалова // Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России : монография : в 4 т. / отв. ред. С.Д. Могилевский, Ю.Г. Лескова, С.А. Карелина, В.Д. Рузанова, О.В. Шмалий, О.А. Золотова, О.В. Сушкова. - М. : Проспект, 2020. - Т. 3. - С. 122-130.

35

4. Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии / В.В. Блажеев и др.; под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. - М. : Московск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2020. - 240 с.

5. Модели правового регулирования создания, использования и распространения роботов и систем с искусственным интеллектом : монография / Г.Г. Камалова и др.; под общ. ред. В.Б. Наумова. - СПб. : НП-Принт, 2019. - 252 с.

6. Бегишев, И.Р. Искусственный интеллект и робототехника: теоретико-правовые проблемы разграничения понятийного аппарата / И.Р. Бегишев, З.И. Хисамова // Вестник Удмуртского университета. Серия : Экономика и право. - 2020. - Т. 30. - № 5. - С. 706-713.

7. Минбалеев, А.В. Понятие «искусственный интеллект» в праве / А.В. Минбалеев // Вестник Удмуртского университета. - Серия : Экономика и право. - 2022. - Т. 32. - № 6. - С. 1094-1099.

8. Полякова, Т.А. «Право искусственного интеллекта» и его место в си-„0 стеме информационного права / Т.А. Полякова, Г.Г. Камалова // Правовое

государство: теория и практика. - 2021. - № 3 (65). - С. 133-145. § 9. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации :

* указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // Собр. законодательства

^ Рос. Федерации. - 2019. - № 41, ст. 5700.

10. Об утверждении Концепции развития регулирования отношений ® в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024

года : распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р // ^ Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 35, ст. 5593.

11. Камалова, Г.Г. Пределы и ограничения в информационном праве g России / Г.Г. Камалова // Национальная безопасность / nota bene. - 2020. ¡5 - № 2. - С. 11-30.

¡~ 12. Батурин, Ю.М. Искусственный интеллект: правовой статус или

О ~ ~ " _ _

I 00

СО «V О «V

правовой режим? / Ю.М. Батурин, С.В. Полубинская // Государство и право. - 2022. - № 10. - С. 141-154.

13. Архипов, В.В. На пути к юридическому определению искусствен-

О ного интеллекта / В.В. Архипов, А.Ю. Брагинец, А.В. Грачева, В.Б. Наумов ® // Информационное право. - 2021. - № 4. - С. 22-26.

С; 14. Соколов, А.Ю. Обзор круглого стола с международным участием

«Правовая политика в области регулирования искусственного интеллекта: 36 начало доверия» / А.Ю. Соколов, Е.А. Астахова // Правовая политика и право-

вая жизнь. - 2022. - № 4. - С. 274-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.