Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАММОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАММОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Грамотность / личность / несвобода / неполная семья / образовательное учреждение / подростки / право / правовое образование / профилактика / студенты.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новосёлова Ю.В.

В статье поднимается вопрос о проблемах формирования правовой грамотности у подростков, проживающих в неполных семьях. Рассмотрен процесс формирования правовой грамотности у подростков, проживающих в неполных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАММОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ»

УДК 00 - 748

Новосёлова Ю.В. студент Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАММОТНОСТИ У

ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация. В статье поднимается вопрос о проблемах формирования правовой грамотности у подростков, проживающих в неполных семьях. Рассмотрен процесс формирования правовой грамотности у подростков, проживающих в неполных семьях.

Ключевые слова: Грамотность, личность, несвобода, неполная семья, образовательное учреждение, подростки, право, правовое образование, профилактика, студенты.

Novosyolova Yu. V.

student

Omsk State Pedagogical University

PROLEMS OF LEGAL LITERACY FORMATION AMONG TEENAGERS LIVING IN SINGLE-PARENT FAMILIES

Annotation. The article raises the issue of the problems of legal literacy formation among adolescents living in single-parent families. The process of formation of legal literacy among adolescents living in single-parent families is considered.

Keywords: Literacy, personality, lack of freedom, incomplete family, educational institutional, teenagers, law, legal education, prevention, students.

Актуальность. Особенностью сегодняшней структуры семьи является постоянное увеличение количества неполных семей (чаще материнских), источником которых являются, как правило, разводы и внебрачные рождения. Специфический образ жизни с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе подростка. Поскольку у учащихся колледжа личность и гражданская позиция еще не сформированы, то процесс воспитания и образования в правовом поле для них особенно важен, а для подростков из неполных семей данный процесс важен вдвойне.

Работа по формированию правовой грамотности и профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социально -правовых мер, которые направлены на правовое просвещение родителей и обучающихся, также мер по восстановлению социального статуса, обучающегося в коллективе сверстников. Но решать эти задачи в одиночку

невозможно. Необходимо объединить усилия классных руководителей, учителей, социально-психологической службы школы, колледжа, родителей, работников ПДН и КДН, учреждений дополнительного образования.

Прежде чем рассматривать понятие правовой грамотности, следует определить общее значение понятия «грамотность». Согласно Словарю педагогического обихода, грамотность - это уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности [3, с. 1012].

В современном мире понятие грамотности вышло за рамки классического значения. Появился термин «новая грамотность», в который входят [2, с. 324]:

^ компьютерная и технологическая грамотность, ^ информационная грамотность, ^ социальная грамотность, ^ духовная и религиозная грамотность, ^ экологическая грамотность, ^ экономическая грамотность, ^ правовая грамотность.

Согласно словарному определению, «право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия [5, с. 34]». Таким образом, правовая грамотность - знание совокупности установленных государством общеобязательных норм поведения и умение руководствоваться ими в социальной жизни на основе своей гражданской позиции.

Формирование начального уровня правовой грамотности человека приходится на период обучения в школе. Но поскольку в это время личность еще до конца не сформирована, а ответственность за ребенка еще в большей мере несут родители, а не он сам, то и знания в области права на данном этапе поверхностные и неглубокие.

Окончание школы и поступление в средние профессиональные образовательные учреждения - период перехода от старшего подросткового к юношескому возрасту. В возрасте до 16-17 лет старшие подростки еще не имеют четко сформированной гражданской позиции, их мировоззрение отличается незрелостью и юношеским максимализмом. Понимание своих прав у студентов 1 -2 курсов колледжей, как правило, сводится к ошибочным знаниям о том, что они могут делать с наступлением определенного возраста

[4, с. 12].

В период 16-18 лет происходит развитие самосознания, самоопределения в профессиональной сфере. В этом возрасте формируются интересы, способность строить дальнейшие жизненные планы, нравственные установки и характер человека в целом.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье

закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждения человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Особенностью сегодняшней структуры семьи является постоянное увеличение количества неполных семей (чаще материнских), источником которых являются, как правило, разводы и внебрачные рождения. Неполные семьи - это семьи с одним родителем и детьми [7, с. 91]. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Специфический образ жизни с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Жизнь в неполной семье - источник многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых и материально-бытовых проблем. Особенно остро эти трудности могут проявляться в период вступления ребенка в подростковый возраст, который знаменуются качественным сдвигом в развитии, происходят глубокие физиологические, психологические и нравственные преобразования, меняется социальная ситуация развития, статусная структура взаимоотношений с окружающими.

На одном из первых мест в работе с этими семьями и детьми стоит проблема низкого уровня правовой компетентности и правовой культуры общества, которые, в свою очередь, формируются в процессе правового образования. Правовая культура личности определяется знаниями в области права, уважением к закону, сознательным соблюдением правовых норм, пониманием юридической ответственности, непримиримостью к правонарушениям.

Низкий уровень правовой грамотности семьи подростка может поставить молодого человека в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, тем самым лишая его фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

Дети в неполных семьях зачастую становятся участниками и свидетелями событий психотравмирующего характера. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями [6, с. 423-424]. Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних подростков. По экспертной оценке, более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство

собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Неблагоприятное бытовое окружение - одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, образовательное учреждение, досуг - в двух ему плохо.

Уходя от несвободы семьи и образовательного учреждения, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие - обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Таким образом, у подростков из неполных семей отмечается низкий уровень правовой компетентности и правовой культуры, который может поставить молодого человека в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, тем самым лишая его фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности. Для формирования правовой грамотности подростков из неполных семей необходимо организовать работу с обучающимися, семьей, педагогами, досуг детей.

Для поддержки подростков из неполных семей существуют следующие педагогические направления работы [1, с. 15-16]:

• работа с обучающимися;

• работа с семьей;

• работа с педагогами;

• организация досуга детей.

Использованные источники:

1. Иванова Е.А. Условия преодоления правового нигилизма подрастающего поколения / Е.А. Иванова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 3(8). - С. 15-17.

2.Миронова, М.Т. Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи / М.Т. Миронова // Молодой ученый. - 2021. - № 15 (357).

- С. 324-326

3.Наумова, Н. В. Правовая культура как «правовой иммунитет» общества / Н.В. Наумова, П.А. Позднякова // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1012-1015.

4.Правовой навигатор подростка. Методические рекомендации. Под ред. Василенко Н.В., Галстян М.Н., Голубевой Н.Т., Зеленикиной Н.Г., Севастеевой Н.В., Старкова А.Н., Шибанова А.С., Шмакова А.В.Иркутск: -ЦПРК, 2019. - 31 с.

5. Правоведение: учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под общ. ред. д ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабловой.— Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. — 192 с.

6.Чепуркова, Е.И. Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России / Е. И. Чепуркова, И. Ю. Гнатышин // Молодой ученый.

- 2017. - № 2 (136). - С. 339-341.

7. Черткоева Д.Н., Хадикова И.М. Роль семьи в воспитании ценностных ориентаций детей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая деятельность как творческий процесс». Грозный, 2016. - С. 423-429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.