Научная статья на тему 'Проблемы формирования организационной культуры студентов'

Проблемы формирования организационной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL CULTURE / CORPORATE CULTURE / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Г. С.

В статье рассматриваются базовые проблемы формирования организационной культуры будущих специалистов. Сделана попытка выявить задачи, условия, пути и способы, способствующие повышению эффективности развития организационной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of students' organizational culture forming

In this article the author deals with the basic problems of creating an organizational culture of future specialists. It was an attempt to define tasks, problems, ways and methods that improve effective development of organizational culture of students.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования организационной культуры студентов»

УДК 378.18

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ

Г.С.Зятева

В статье рассматриваются базовые проблемы формирования организационной культуры будущих специалистов. Сделана попытка выявить задачи, условия, пути и способы, способствующие повышению эффективности развития организационной культуры студентов.

Ключевые слова: организационная культура, корпоративная культура, организационное поведение.

В настоящее время система отечественного образования переживает период коренных преобразований, что обусловливает необходимость поиска новых подходов к осуществлению профессиональной подготовки будущих специалистов.

Существенно возрастает роль профессионального образования в обеспечении конкурентоспособности страны. Первоочередными задачами вузов и колледжей становятся социализация, подготовка к занятости и трудовая адаптация будущих специалистов, повышается степень социальной ответственности учебных заведений в вопросах качества образования, востребованности специалистов, обеспечения их социальной и профессиональной мобильности.

Анализ современной ситуации на рынке труда позволил сделать вывод, что организационные качества потенциального сотрудника имеют для работодателя не меньшее значение, чем интеллектуальные, и рассматриваются как один из ведущих компонентов профессиональной компетентности. В условиях быстро изменяющейся внутренней и внешней среды слишком дорого обходится неготовность кадров решать стратегические и тактические задачи организации, в которой им приходится работать.

В связи с этим, в качестве системообразующего фактора профессиональной деятельности специалиста стала выступать его организационная культура.

Идея формирования организационной культуры личности является относительно новой для педагогической науки. До недавнего времени вопросы организационной культуры ставились в рамках социологии и экономических наук, причем исследователей интересовала преимущественно организационная культура предприятия или организации. В научных публикациях делались попытки дать определение и раскрыть отдельные аспекты динамики организационной культуры.

Например, Д. Ньюстром и К. Дэвис определяли организационную культуру как набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации [2].

По мнению Т. О. Соломандиной [3], организационная культура - это социальнодуховное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху.

Таким образом, организационная культура рассматривается как предельно широкое понятие, включающее в себя определяющие элементы жизни организации, такие, как набор ценностных ориентиров, трудовая этика и мотивирование, коммуникационная система и язык общения и т.п. Но, несмотря на многообразие трактовок, личность выступает в каждой из них как носитель организационной культуры предприятия или организации.

В связи с этим проблема формирования организационной культуры студента образовательного учреждения становится все более актуальной, и ряд исследователей (М.Е. Иванова, Л.Е.Теплова, И.А. Чайковская и др.) обращают внимание на необходимость поиска общих точек в формировании организационной культуры как в сфере образования, так и в организациях и предприятиях разного уровня.

Вместе с тем, в исследованиях слабо изучены возможности педагогического процесса для формирования организационной культуры студентов. Недостаточная разработанность важнейших теоретико-методологических, психолого-педагогических положений в этой области ведет к тому, что предпринимаемые усилия по формированию организационной культуры студентов не дают ожидаемых результатов.

Таким образом, обнаруживается противоречие между социально-экономическими требованиями в специалистах с высоким уровнем сформированности организационной культуры и недостаточным качеством работы по формированию организационной культуры выпускников профессиональных учебных заведений. В соответствии с этим необходимо выявить задачи, условия, пути и способы, которые позволят повысить эффективность развития организационной культуры студентов.

В процессе формирования организационной культуры у студентов перед организаторами этого процесса встают следующие задачи:

1) обеспечение мотивационной готовности студентов к формированию культуры организационного поведения;

2) формирование у студентов положительного эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам корпоративной этики;

3) формирование у студентов базовых гуманистических нравственных ценностей, профессиональных идеалов;

4) формирование у студентов умений межличностного взаимодействия;

5) координация и коррекция процесса формирования у студентов организационной культуры.

В качестве показателей мотивационной готовности студентов к развитию их организационной культуры следует рассматривать сформированные внутренние мотивы (стремление к самореализации в деятельности, мотивация к успеху, готовность к риску) и внешние проявления готовности к деятельности (желание работать по выбранной специальности, успешное овладение профессиональными знаниями, хорошая успеваемость, активное участие во внеучебной деятельности).

Задача формирования у студентов положительного эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам корпоративной этики напрямую перекликается с задачами педагога по нравственному воспитанию обучающихся.

Как подчеркивает М. Сухорукова [4], ядром организационной культуры являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения. Именно ценности, разделяемые членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а следовательно, обеспечивается достижение целей организации. Воронин В.В. [6] рассматривает организационную культуру личности как систему ценностей, установок, стилей поведения, эмоциональных реакций, обусловленных базовой культурой личности и опосредованных корпоративной культурой.

Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций в студенческой среде должен являться ключевым компонентом в развитии организационной культуры будущих специалистов, и систему ценностей, складывающуюся в образовательном учреждении, необходимо строить с учетом адаптации выпускника к требованиям социума. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения.

Задача развития у студентов умений межличностного взаимодействия тесно связана с проблемой формирования коммуникативных компетенций, выражающейся в способности убеждать оппонентов, выступать публично. Она может реализовываться посредством предоставления студентам возможности решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным ситуациям профессиональной деятельности. За время обучения студенты имеют возможность накопления опыта публичных выступлений через участие в проектной деятельности, студенческих конференциях, форумах и т.п. В то же время, студенты должны быть ориентированы на групповую работу, проявлять способность вести диалог, учитывать мнения товарищей, понимая, что практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Определяющим условием формирования организационной культуры студентов должна стать преемственность в требованиях, предъявляемых личности в ходе социализации. Наиболее предпочитаемым личностным комплексом в образовательном учреждении является высокий интеллектуальный уровень, неконфликтность, усидчивость. Активность и самостоятельность хотя и отмечаются педагогами, но в иерархии важных характеристик «идеального выпускника» занимают невысокие ранговые позиции.

Работодатели, напротив, как наиболее желаемый обозначают симптомокомплекс,

включающий активность, гибкость, адаптивность, высокую скорость вхождения в деятельность.

Анализ работ по проблемам организационной культуры (Иванова М.Е., Сухорукова М.А., Чайковская И.А.) позволяет выявить ряд качеств, присущих личности с развитой организационной культурой. К ним относятся: соблюдение общекультурных норм; соблюдение норм и правил организации; уважение к старшему по возрасту, статусу, званию; достойное поведение в сложных ситуациях; личная инициатива и готовность пойти на риск; направленность и согласованность действий; готовность открыто выражать свое мнение; позитивная реакция на лиц, имеющих власть; желание конкурировать; умение убеждать; стремление играть роль неформального лидера; терпимость к рутинной административной работе.

Формирование названных свойств личности будет успешно реализовано при условии совершенствования гуманитарной подготовки студентов. Специфика гуманитаризации связана с приобретением определённого аспекта знаний - углублением его социально-культурной направленности и организацией на основе этих знаний соответствующей познавательной и общественно-полезной деятельности. Гуманитаризация профессионального образования включает, как минимум, три момента:

1. Формирование у студентов потребности в развитии собственной культуры;

2. Обеспечение профессионального интереса и гуманитарной грамотности студентов;

3. Формирование у студенческой молодежи нравственно-этических качеств.

Формирование организационной культуры будущих специалистов связано с поиском

новых способов совместной творческой деятельности преподавателя и студента. Одним из эффективных способов мы считаем возможность использования электронных ресурсов, таких как сайт организации, внутриорганизационную систему «онлайн» коммуникаций.

Актуальное информационное сопровождение жизнедеятельности, создание эффективно действующих каналов коммуникации оказываются особенно значимыми при организации работы со студенческой молодежью, для которой интернет-ресурсы являются ведущим источником информации.

Таким образом, процесс формирования организационной культуры студентов будет успешным и эффективным, если будут учтены определенные условия:

- воспитание организационной культуры будущего специалиста в системе профессионального образования будет определяться социально-культурной ситуацией в обществе;

- повышение уровня организационной культуры будет связано с процессом гуманитаризации всего учебно-воспитательного процесса;

- формирование организационной культуры будет проходить в процессе культурнотворческой деятельности студентов как основы образовательного процесса.

In this article the author deals with the basic problems of creating an organizational culture of future specialists. It was an attempt to define tasks, problems, ways and methods that improve effective development of organizational culture of students.

The key words: organizational culture, corporate culture, organizational behavior.

Список литературы

1. Иванова М.Е. Организационная культура как форма отражения социальных ценностей [Текст] / Материалы X научно-практической конференции Гуманитарного университета 5-6 апреля 2007 года. Екатеринбург, 2007. С. 417-420.

2. Ньюстром Д. и Дэвис К. Организационное поведение [Текст] СПб., 2000.

3. Соломанидина, Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах [Текст] / Т.О.Соломанидина. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры [Текст] // Управление персоналом. 2000. №11. С. 16-19

5. Чайковская И.А. Организационная культура в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды [Текст] // Вестник ОГУ №12 (118)/декабрь 2010. С. 34-42.

6. Организационная культура: теория и практика [Текст] С-Пб.: Питер, 2001.

Об авторе

Зятева Г.С. - магистр физико-математического образования, преподаватель ГБОУ

СПО «Технологический колледж № 34» города Москвы, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, zvateva tk34@rambler.ru.

The problem of students’ organizational culture forming

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.