liifi
трцш грипп:, ¡ыиш, ii. 1лнiipi)б1;л с к11>( кил илшпшмх пунктов
УДК 711.4
Кадыров Тимур Эрнестович
заместитель главного архитектора
E-mail: [email protected]
Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани
Адрес организации: 420012, Россия, г. Казань, ул. Груздева, д. 5
Проблемы формирования общественных пространств
в структуре городских агломераций (на примере Казанской агломерации)
Аннотация
Постановка задачи. В статье рассмотрены проблемы (особенности, условия, факторы) формирования общественных пространств в структуре городских агломераций на современном этапе. Автором поставлена задача: на основе учета особенностей развития территории выявить факторы и условия функционирования общественных пространств в структуре городской агломерации. На основе анализа литературы и нормативно-правовых актов, натурного исследования показаны современные тенденции и роль общественных пространств в развитии городской агломерации.
Результаты. В ходе исследования автором представлены исторические предпосылки, проблемы функционирования общественных пространств. Освещены меры по формированию общественных пространств в городской агломерации. Представлены причины возникновения общественных пространств. Рассмотрены современные тенденции развития общественных пространств на примере Казанской агломерации, выявлены, как их положительные стороны, так и недостатки. Даны предложения по развитию общественных пространств с целью освоения территории Казанской агломерации.
Выводы. Значимость полученных результатов исследования для архитектуры заключаются в выработке предложений, направленных на планомерное освоение территории Казанской агломерации в контексте рассматриваемой проблемы. К выделенным условиям развития общественных пространств относятся: снятие управленческих барьеров, совершенствование инструментария территориального планирования, синхронное проведение преобразований, создание новых профессиональных компетенций, повышение статуса некоторых населенных пунктов.
Ключевые слова: общественные пространства, мегаполисы, агломерация, урбанизированный ареал, градостроительная деятельность, совершенствование, пространственная организация территории, маятниковая (рабочая) миграция.
Введение
В современный период в силу объективных экономических тенденций активно развиваются крупные города, притягивая людские ресурсы в большей мере за счет жителей региона. В таких городах происходит концентрация ресурсов - материальных, культурных, финансовых и др. Мегаполисы становятся катализаторами развития близлежащих малых городов, пригородов, сельских поселений, формируемых в агломерацию. Тяготение населения к крупным городам приводит к росту численности населения не только в мегаполисах, но и в близлежащих территориях. Наблюдается центростремительный процесс усиления взаимосвязей пригородов, периферийных зон, городов-спутников, сельских и городских поселений с центральными городами агломераций [1, 154 с.].
Конечно, агломерационные процессы имеют под собой исторические предпосылки: в Древней Греции складывались города-полисы, в новое время признаки агломерации были характерны для Парижа и Лондона. В России к концу ХУШ за каждым губернским и уездным городом были закреплены достаточно большие территории для экономического освоения. Города, выполнявшие административные функции, были отдалены на значительные расстояния друг от друга. К XIX в. появились условия для возникновения городских агломераций. Санкт-Петербургская агломерация с самого
начала уникально развивалась, как многоядерная. Уникальность состояла в том, что город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно: Петергоф, Гатчина, Царское село, Кронштадт, Сестрорецк, Колпино - выполняли различные функции. В начале XX в. Э. Говард сформулировал концепцию городов-спутников, которая отвечала объективным тенденциям развития агломераций.
Процесс формирования городских агломераций в советский период соответствовал развитию территориально-производственных комплексов, что способствовало созданию полицентричности [2, 89 с.].
В современный период лишь шесть городов-миллиоников: Москва (Центр), Санкт-Петербург (Северо-Запад), Самара-Тольятти, Нижний Новгород (Поволжье), Екатеринбург (Урал), и Новосибирск (Сибирь) являются сложными по структуре агломерациями. На сегодня в РФ сформировалось более 30 агломераций, в которых сосредоточено примерно 35-40 % населения и более 40 % научно-профессионального потенциала страны. Из основных агломераций следует назвать Московскую, Самарскую (Тольятти), Сочинскую. В Московской агломерации проживают примерно 30-35 млн. человек [3, 97 с.].
Спецификой формирования агломераций в настоящий период является поглощение мегаполисами сельских территорий, на которых создается производство и промышленная переработка сельскохозяйственной продукции, (например, в РТ - совхоз «Майский»), а также организуются объединения садоводства, огородничества и дачного строительства. На территориях агломераций сосредоточивается мощный потенциал, усиливающийся производственными, технологическими, трудовыми и культурными взаимосвязями, развивающейся дорожной и логистической инфраструктурой. Так как для агломераций характерен высокий уровень диверсификации производства и отраслей экономики, то это является основой социально-экономической устойчивости в сложных рыночных условиях [4, 78 с.].
В тоже время, в связи с интенсивным развитием новых отраслей промышленности, трудовой миграцией, возникли экономические, территориальные предпосылки для углубленного развития агломераций. Фактором дальнейшего развития агломераций является концентрация ресурсов инновационного движения, это, прежде всего, население, модернизационные ресурсы, производственные технологии, отвечающие вызовам времени и выступающие гарантией поступательного развития социально-экономической системы. Поэтому развитие агломераций представляет собой регулирование использования территорий посредством различных мер, в том числе и формированием общественных пространств, направленных на повышение самопроявления людей [5, 128 с.].
Различные аспекты формирования общественных пространств в системе городской агломерации рассмотрены в работах А.Э. Гутнова. Наполняемость общественных пространств как критерия городской среды во взаимосвязи с агломерациями исследованы В.А. Глазычевым. Проблемы границ пространств и территорий изучены в работах К. Линча. Проблемы территориального и пространственного планирования, развития агломераций рассмотрены в работах А. А. Дембич [6].
В данной статье понятие агломерации мы рассматриваем как территориальное образование с компактно расположенными поселениями, тяготеющими к мегаполису (ядру) и объединенными не только территориально, но и во взаимосвязи с культурными, хозяйственными, транспортными межселенными контактами и интенсивным внутренним движением трудовой миграции. В связи с тем, что агломерации являются непрерывно урбанизирующей территорией, то определение границ носит условный характер.
Под общественными пространствами мы понимаем часть городской среды, целенаправленно формируемой в интересах горожан и гостей города для свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления способностей во благо общества [7].
Общественные пространства как фактор развития агломераций
Среди основных мер развития агломераций выделяется градостроительная деятельность, которая направлена на совершенствование пространственной организации территории. Для успешного и поступательного развития агломераций требуются умения
пространственного планирования в части сочетаний и соподчиненности стратегического, бюджетного, градостроительного и территориального планирования. Поэтому важное место в развитии агломераций должно занять формирование общественных пространств, в связи с тем, что они интенсифицируют использование территорий как среды жизнедеятельности человека, тем самым определяя качество жизни человека. Поэтому проблема формирования общественных пространств в агломерационном развитии территорий актуализируется, так как общественные пространства способствуют равновесию в использовании территории, регуляции миграционных потоков, стабилизации численности населения.
Следует отметить, что маятниковая миграция - массовые и постоянные поездки населения из одного населенного пункта в другой с целью работы, учебы или отдыха является одним из основных факторов востребованности общественных пространств в структуре агломерации. Такая миграция показывает, что размещение производства и расселение людей - диссонирует, значит, пространственное планирование территории не сбалансировано. Трудовая миграция в рамках городской агломерации усиливает востребованность достаточности уровня дорожно-транспортной инфраструктуры, которая позволяет людям перемещаться, способствует мобильности населения и оказывает большое влияние на жизненный уклад. Зачастую границы агломерации определяются именно маятниковой (рабочей) миграцией населения. Формирование общественных пространств решит проблему отдыха, улучшения экологической обстановки и транспорта, так как вызовет новые точки притяжения людей в структуре агломерации, а также будет выполнять регулирующие функции в организации дорожной инфраструктуры.
С принятием «Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», усиливается процесс дальнейшего развития и создания новых агломераций. Это предполагает, что основным направлением пространственного развития территорий станет интенсификация человеческого капитала, совершенствование и развитие инфраструктуры и ресурсов в больших городах. В связи с чем планируется создание на территории страны 20 агломераций с концентрацией населения более 1 млн. человек в каждой. Данные агломерации должны быть способны реализовывать специализированные международные функции в глобальной экономике, стать катализаторами социально-экономического роста и формирования новых инновационных промышленных кластеров [8].
Общественные пространства в Казанской агломерации
В «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан-2030» на территории республики предусмотрено формирование трёх агломерации: Казанской, Камской и Альметьевской. Основу Стратегии составляют три приоритетных направления: развитие человеческого капитала на данных территориях, инфраструктуры, отвечающей вызовам времени, формирование комфортной городской среды и поступательное развитие социально-экономической сферы поселений [9].
Казанская агломерация одноядерная, несмотря на то, что наряду с Казанью (1 млн. 250 тыс. чел.) включает Зеленодольск (100 тыс. чел.). В Казанскую агломерацию вовлечены населенные пункты 6 районов республики: Атнинского, Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского и Верхнеуслонского муниципальных районов, находящиеся примерно в одночасовой транспортной доступности от Казани. Территория Казанской агломерации неоднородна и разделена рекой Волгой. Преимущества Казани как крупного экономического, научного, образовательного центра усиливаются радиальной дорожно-транспортной сетью. Поселения (городские и сельские), расположенные в округе центра агломерации по своей структуре полифункциональны, что создает предпосылки для формирования единого пространства с точки зрения функциональности, ментальности и культуры. Несбалансированность территорий и неравномерное расселение вызывает диспропорции давления на территорию и требует переноса некоторых функций (потребление, отдых, производство и т.п.) из центра агломерации на периферию, в поселения, с последующим их рассредоточением. В результате пригороды получат возможность планомерного развития и финансовую стабильность в рамках единого
пространственного развития. Агломерация таким образом становится важным звеном в пространственной структуре территории республики. Несмотря на то, что территория Казанской агломерации загружена неравномерно, имеются резервы для оптимизации их использования. Например, проект «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» (СММЛЦ), предполагает сконцентрировать грузопотоки в Поволжье, что ускорит перенос их из Казани на территорию СММЛЦ. Все это будет способствовать созданию условий для развития общественных пространств, т.к. появятся свободные городские территории. Положительным фактором будет организация на побережье Волги туристских и рекреационных объектов.
В настоящее время сдерживающими факторами развития общественных пространств в казанской агломерации являются: неравномерность и диспропорции пространственного развития территорий, перегруженность центрального ядра, недостаточное экономическое развитие пригородных территорий и муниципальных районов. Сейчас дорожно-транспортная сеть, связывающая Казань с близлежащими территориями агломерации, не соответствует современным реалиям и увеличивающимся транспортным нагрузкам. Наличие только одного автодорожного моста через реку Волгу сдерживает рекреационное и промышленное освоение правого берега Волги. Это проявляется в слабой наполняемости горнолыжной базы в Верхнеуслонском районе, замедленном экономическом развитии, затрудняет связь (культурную, трудовую и т.п.) нового города Иннополиса с центром агломерации.
Стихийное развитие пригородных территорий Казани, экономическая слабость, недостаточное благоустройство вызывает отток населения. Покидает территорию население, которое предъявляет требования к комфортности городской среды, размещению общественных пространств и соответствующей архитектурной среды на современном уровне.
Меры по развитию общественных пространств Казанской агломерации
Для развития общественных пространств в Казанской агломерации требуется безотлагательно провести ряд социально-экономических и градостроительных мер:
- создание структуроформирующего дорожно-транспортного каркаса агломерации, который включал бы строительство нового автодорожного кольца и второго моста, железнодорожного обхода города, что ускорит организацию зон отдыха и новых точек роста в Верхнеуслонском районе. Строительство дороги-дублера Горьковского шоссе. Следует рассматривать Горьковское шоссе как городскую улицу, для чего необходима организация въезда и выезда с дороги. Это усилит не только мобильность населения, но и частично снимет диспропорции промышленного развития;
- усиление экономической деятельности в пригородных территориях. Возможно переформатирование Васильево как курортного поселка или города, в котором сформирована система общественных пространств. Это позволит создать дополнительную опору в агломерационном развитии;
- редевелопмент устаревших промышленных территорий освободит место для жилищного строительства и создания общественных пространств;
- обустройство берегов Волги, что позволит улучшить экологическую обстановку и сформировать природно-рекреационный ландшафт;
- обновление близлежащих к Казани поселений, их благоустройство позволит остановить отток населения.
Проведение расселения населения позволит планомерно осваивать территории и равномерно распределять промышленное давление на природно-ландшафтную структуру. Для этого необходимо:
- В пригородных городских поселениях проведение модернизационных мероприятий, благоустройство, строительство современного жилья с целью роста населения в Зеленодольске и Васильево;
- обновление бывших городских промышленно-коммунальных площадок под жилищное строительство и проектирование общественных пространств (Приволжский и Кировский районы Казани);
- создание рекреационных территорий вдоль Волги (Адмиралтейская слобода -Юдино - поселки Октябрьский и Васильево);
- развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в ближайшей зоне Казани с учетом тенденции развития акватории Волги;
- принятие программы развития поселков городского типа с целью рационального использования территориального пространства и регулирования роста населения.
Казанская агломерация обладает большим рекреационным потенциалом. В пригороде Казани функционирует торговый молл «Новая Тура». Только в поселке Васильево существуют музей художника К.Васильева, два санатория и база баскетбольного клуба «Уникс». Но культурно-оздоровительный потенциал данного поселения почти не используется, даже в самом поселке отсутствуют общественные пространства и люди вынуждены с целью отдыха проводить время в Зеленодольске или Казани. В Зеленодольском районе расположен музей-заповедник «Остров-град Свияжск», а также православный монастырь «Раифа». Горожан и гостей города привлекает инновационный город «Иннополис», но транспортная доступность для горожан затруднена.
Обновление промышленно-коммунальных территорий необходимо для проектирования общественных пространств. Некоторые территории обладают высокой степенью градостроительной ценности, поэтому необходима их инвентаризация, взаимодействие с собственниками, мониторинг градостроительных активов, проведение конкурсов на разработку концепций развития общественных пространств в контексте сложившейся городской среды.
Особенностями формирования общественных пространств в структуре агломераций являются:
- наличие больших расстояний и необходимость создания развитой дорожно-транспортной инфраструктуры;
- дефицит профессиональных компетенций, так как часть населения агломераций сельское;
- неравномерность развития территорий, которая может иметь несколько уровней. Например, В Казанской агломерации Атнинский и Пестречинский районы будут медленнее модернизироваться, в отличие от Зеленодольского района, так как находятся на периферии агломерации.
Обустройство прибрежных территорий Волги, формирование общественных пространств (парки, скверы, пляжи и т.п.) с обеспечением максимальной доступности для жителей будет способствовать сохранению экологического равновесия. Создание природно-ландшафтного каркаса центра агломерации позволит повысить качественные характеристики территории, их привлекательность не только для постоянного населения, но и для гостей города. Зеленый экологический каркас позволяет нивелировать отрицательные стороны растущей экологической нагрузки на территории. Включение прибрежных природных ландшафтов в систему общественных пространств увеличивает возможности для коммуникации людей и их отдыха.
Программа Республики Татарстан «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы» предусматривает всемерное продвижение общественного транспорта (в том числе метро и легкорельсовый транспорт) и соответствующей инфраструктуры с целью формирования устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации [10].
Формирование и развитие агломераций способствует повышению конкурентоспособности экономики и обеспечению стабильного притока ресурсов развития. В тоже время усиливается проблема регулирования трудовой миграции внутри агломерации из малых и средних поселений в центр агломерации. Создание общественных пространств будет способствовать частичному регулированию миграционных потоков.
Выводу агломерации на международный уровень как экономически развитого региона способствуют не только производственно-технологические достижения, но и культурные взаимосвязи и проекты. Общественные пространства в структуре агломерации позволяют осуществлять контроль развития города-ядра и предотвращать избыточное давление на территорию. Включенные в агломерационное развитие
муниципальные образования увеличивают степень участия в культурных мегапроектах и доступа к финансовым ресурсам, что возможно сделать только совместно [11, 137 с.].
Анализ тенденций урбанизации показывает, что концентрация населения побуждает к профессиональному развитию и приобретению новых компетенций. Высокая плотность населения формирует точки профессионального роста (примерно 350 чел. на метр квадратный). Поэтому необходимо рассредоточение учебных заведений по территории агломерации, прежде всего среднего профессионального образования. Малозаселенные пространства не способны к продуктивным импульсам, не могут являться надежным рынком сбыта товаров и услуг. Развитая рыночная экономика успешно функционирует на территориях с высокой плотностью населения и высоким уровнем урбанизации. Поэтому агломерации, по сути - точки роста людских ресурсов [12, р. 375].
Практика создания агломераций в России значительно опережает теорию, поэтому формирование общественных пространств в структуре агломераций требует не только анализа и обобщения существующей социальной практики, но и является вызовом для совершенствования государственного управления и проявляется на уровне административно-территориального деления, осуществления административно-управленческой деятельности.
Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных общественных пространств в агломерационных процессах то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ.
Заключение
В России пространственные факторы играют значительную роль в развитии страны по сравнению с другими государствами. Поэтому мегаполисы - центры агломераций становятся важным фактором регулирования расселения, обеспечения устойчивости народонаселения и формирования стабильных экономических взаимосвязей гармоничного территориального развития.
Формирование общественных пространств в структуре агломераций способствует созданию инфраструктуры и комфортных условий для жизни людей. Необходимы единые подходы в развитии общественных пространств в структуре агломераций, стимулирование межмуниципального взаимодействия, совершенствование нормативно-правового, бюджетного, градостроительного процесса. На повышение эффективности пространственного управления должны быть направлены и инструменты государственной градостроительной политики. Развитие общественных пространств в структуре агломераций - это сбалансированное освоение территорий и формирование дополнительных точек притяжения.
К практическим шагам, которые необходимо предпринять в ближайшее время, можно отнести совершенствование инструментария территориального планирования в части снятия существующих барьеров для проектирования общественных пространств в структуре агломераций. Необходимы проведение мероприятий по рассредоточению и созданию новых производств, а также создания условий по рассредоточению учебных заведений, повышения статуса некоторых населенных пунктов. Общественные пространства в условиях агломерации способствуют непрерывному развитию территорий, усиливают инвестиционную привлекательность, обеспечивают единый транспортно-инженерный менеджмент и природно-экологическое равновесие города.
В России пространственные факторы играют значительную роль в развитии страны по сравнению с другими государствами. Поэтому мегаполисы-центры агломераций становятся важным фактором регулирования расселения, обеспечивания устойчивости народонаселения и создания стабильных экономических взаимосвязей гармоничного территориального развития, создания инфраструктуры комфортных условий для жизни людей. Увеличение числа таких ареалов, становится важнейшим направлением государственной политики России.
Необходимы единые подходы в развитии общественных пространств в структуре агломераций, стимулирование межмуниципального взаимодействия, совершенствование нормативно-правового, бюджетного, градостроительного процесса. На повышение
эффективности пространственного управления должны быть направлены и инструменты государственной градостроительной политики. Развитие общественных пространств в структуре агломераций - это сбалансированное освоение территорий и формирование дополнительных точек притяжения.
К практическим шагам, которые необходимо предпринять в ближайшее время, можно отнести совершенствование инструментария территориального планирования в части снятия существующих барьеров для проектирования общественных пространств в структуре агломераций. Общественные пространства в условиях агломерации способствуют непрерывному развитию территорий, усиливают инвестиционную привлекательность, обеспечивают единый транспортно-инженерный менеджмент и природно-экологическое равновесие города.
Список библиографических ссылок
1. Амин Э., Трифт Н. Города: переосмысляя городское. Нижний Новгород : Красная ласточка, 2017. 224 с.
2. Ребайн Т. Я. Концепция пространственного развития города Самары. Самара : САГМУ, 2015. 114 с.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М. : ГУ ВШЭ, 2013. 292 с.
4. Burdett Ricky. The Endless City. London, 2011. 510 p.
5. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда : Проектная группа 8, 2015. 170 с.
6. Глазычев В. Л., Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: лицо города, 1990.
7. Кадыров Т. Э. Демократические общественные пространства. Вызовы Российских городов. Милан, 2013. 107 с.
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 18.12.2018).
9. Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 года. URL: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения: 18.12.2018).
10. Государственная Программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы», утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2013 № 1012. URL: https://docs.kzn.ru/uploads/document/file/3688/_297_27.10.2017.pdf (дата обращения: 18.12.2018).
11. Lynch K. The image of the city. The MIT Press. England. 2013. 194 p.
12. Le Gates R. T., Stout F. The Urban sociology reader. San Fr. State University. 2013. 447 p.
Kadyrov TimurErnestovich
deputy chief architect
E-mail: [email protected]
Kazan City Planning and Architectural Department
The organization address: 420012, Russia, Kazan, Gruzdeva st., 5
Public spaces organization problems in the structure of urban agglomerations (on the example of Kazan agglomeration)
Abstract
Problem statement. The article discusses the problems (features, conditions, factors) of the formation of public spaces in the structure of urban agglomerations at the present stage. The author has set the task: on the basis of taking into account the peculiarities of the development of the territory, to identify factors and conditions for the functioning of public spaces in the
structure of the urban agglomeration. Based on the analysis of literature and legal acts, field research, the current trends and the role of public spaces in the development of urban agglomeration are shown.
Results. In the course of the study, the author presents historical background, problems in the functioning of public spaces. Covered measures for the formation of public spaces in the urban agglomeration. The reasons for the emergence of public spaces are presented. The current trends in the development of public spaces are considered by the example of the Kazan agglomeration, and both their positive aspects and disadvantages are revealed. The proposals for the development of public spaces with the aim of developing the territory of the Kazan agglomeration are given.
Conclusions. The significance of the research results lies in the development of proposals aimed at the systematic development of the territory of the Kazan agglomeration in the context of the problem under consideration. The selected conditions for the development of public spaces include: the removal of administrative barriers, the improvement of spatial planning tools, the synchronous implementation of transformations, the creation of new professional competencies, and the elevation of the status of some localities.
Keywords: public spaces, megalopolises, agglomeration, urbanized area, urban planning activity, improvement, spatial organization of the territory, pendulum (working) migration.
References
1. Amin E., Trift N. Cities: reinterpreting the city. Nizhny Novgorod : Red Swallow, 2017. 224 p.
2. Rebyne T. Ya. The concept of spatial development of the city of Samara. Samara : SAGMU, 2015. 114 p.
3. Granberg A. G. Basics of the regional economy. M. : Higher School of Economics, 2013. 292 p.
4. Burdett Ricky. The Endless City. London, 2011. 510 p.
5. Sanoff G. Participative design. Practices of public participation in shaping the environment of cities and towns. Vologda : Project Group 8, 2015. 170 p.
6. Glazychev V. L., Gutnov A. E., Glazychev V. L. The world of architecture: the face of the city, 1990.
7. Kadyrov T. E. Democratic public spaces. Challenging Russian cities. Milan, 2013. 107 p.
8. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030. URL: http://static.government.ru/media/files/41 d457592e 04b76338b7.pdf (reference date: 18.12.2018).
9. Strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan until 2030. URL: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (reference date: 18.12.2018).
10. The State Program Development of the transport system of the Republic of Tatarstan for 2014-2022 was approved by a resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated December 20, 2013. № 1012. URL: https: //docs.kznn/uploads/document/ file/3688/_297_27.10.2017.pdf (reference date: 18.12.2018).
11. Lynch K. The image of the city. The MIT Press. England. 2013. 194 p.
12. Le Gates R. T., Stout F. The Urban sociology reader. San Fr. State University, 2013. 447 p.