УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КАРКАСА ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Борталевич С.И., д.э.н., главный научный сотрудник ФГБУН «Институт проблем рынка РАН», Москва, Россия, [email protected]
В статье рассматриваются проблемы реализации комплексной энергетической политики на основе критериев эффективности, устойчивости и сбалансированности энергообеспечения при модернизации промышленности России.
Ключевые слова: управление; модернизация; сценарии; промышленность; инновации.
PROBLEMS OF FORMATION OF A NEW ENERGY FRAMEWORK FOR MODERNIZATION OF RUSSIAN INDUSTRY
Bortalevich S., Ph.D., Chief Scientist of staff FGBUN «Institute of Market Problems Russian Academy of Sciences», Moscow, Russia,
e-mail: [email protected]
This article discusses the implementation of a comprehensive energy policy based on the criteria of efficiency, sustainability and energy balance in the modernization of Russian industry.
Keywords: management; modernization; scripts; industry; innovation.
Развитие энергетической инфраструктуры региональных экономических систем за годы несистемных рыночных реформ в России фактически зашло в тупик (в «инфраструктурную ловушку») вследствие гипертрофированных экономико-энергетических диспропорций, достигших критических показателей, что особенно остро проявилось в формировании комплекса регионов с крайне высокой стоимостью энергоресурсов, блокирующих все усилия федеральных и региональных властей по выводу регионов на устойчивые темпы социально-экономического роста и нахождению ресурсов для решения наиболее острых проблем в региональных ТЭК и ЖКХ.
Теоретического обоснования выхода из сложившейся системно-кризисной ситуации в рамках господствующей в последние два десятилетия теоретико-методологической либерально-рыночной парадигмы не выработано [14]. Альтернативный вариант возврат к жестко централизованному государственному планированию и управлению на всех уровнях экономических систем России, что предполагает деприватизацию энергетических активов и ЖКХ, в силу экономико-политических реалий невозможен [9].
Выходом из сложившейся ситуации является выработка новой теоретической парадигмы на основе системно-структурного подхода к исследованию процессов управления энергетическим развитием региональных экономических систем [13]. Необходимо обеспечить приоритеты энергобезопасности региона для формирования организационно-технологических решений по уменьшению затрат и технологической нагрузки на энергоинфраструктуру через снижение доли энергоперетоков в энергообеспечении региона с одновременным повышением надежности энергоснабжения потребителей [4]. Такие меры определяют необходимость налаживания координированного взаимодействия на региональном уровне административных и хозяйствующих субъектов управления через механизмы концентрации (крайне ограниченных вследствие достигнутого предельного уровня роста цен и тарифов ЖКХ) финансовых и материальных ресурсов в инновационных программах нового строительства и модернизации [3]. Это обеспечит снижение (замедление роста) величины тарифно-ценового обременения потребителей [6].
Субъекты российского энергетического рынка нуждаются в стимулировании процессов интеграции в энергосистему больших объемов распределенной генерации и повышение управляемости потоками электроэнергии, производимой на электростанциях с нерегулярными режимами выработки энергии с ориентацией на повышение надежности энергоснабжения потребителей.
Существует острая потребность в принятии и реализации решений, оптимизированных по критерию повышения эффективности и устойчивости на основе средств автоматизации, связи и вычислительной техники [11]. Эти системы координировано функционируют на разных уровнях иерархии: на энергообъектах (электростанции, подстанции, ЛЭП, электрооборудовании потребителей с регулируемой нагрузкой) и в центрах управления (в структурах ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС») с выходом на региональные синергетические эффекты энергоснабжения потребителей [5]. Данные управленческие
мероприятия необходимы для ликвидации критических диспропорций в процессах обеспечения энергетической безопасности [2]. Требуется внедрение новых информационно-аналитических сервисов на основе пакета информационно-технологических решений для массового применения, обеспечивающего переход к интеллектуальной энергетической системе на базе активно-адаптивной сети [7]. В т.ч. необходимо включение в управленческий оборот новых динамично изменяющихся сверхбольших объемов данных, характеризующих неоднородные и нелинейные процессы колебаний спроса на энергоресурсы и энергоуслуги и пр.[15]. Поставленные цели могут быть осуществлены с опорой на реализацию комплексной региональной энергетической политики [10]. Требуется выработка критериев эффективности, устойчивости и сбалансированности энергообеспечения региона [12]. Также необходимо уточнение инвестиционных программ, нацеленных на интеллектуализацию управления энергосистемой и ее электросетевого комплекса для балансирования по первичным энергоресурсам [8]. Здесь создается возможность оптимизации производства и перетоков электроэнергии [и тепла] в рамках парадигмы внедрения smart grid [1].
Такая ситуация поставила структуры управления территориально распределенными энерго-кластерами при инновационном преобразовании сложившихся форм технологического развития региональных ТЭК перед необходимостью внедрения новых -адаптивных механизмов, интегрированных с электросетевой и телекоммуникационной инфраструктурой.
Литература:
1. Агеев А.И. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.
2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энергоинфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.
3. Борталевич С.И. Управление энергосбережением и энергоэффективностью региональной экономики // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда, 2012, № 4. С.12-20.
4. Борталевич С.И. Экономика энергоэффективности и тарифная политика предприятия // Вестник БГУ, 2011, № 2. С.8-12.
5. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 107-109.
6. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.
7. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №28. С.2-10.
8. Логинов Е.Л. «Интернет вещей» как аттрактор объективной экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты
и безопасность, 2010, №18. С.30-34.
9. Логинов Е.Л., Логинова М.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит, 2012, №16. С.2-7.
10. Логинов Е.Л. Нооэкономика: генезис конструирования новой социально-экономической реальности // Финансы и кредит, 2011, №39. С.15-19.
11. Лукин В.К. Проблемы глобализационной трансформации форм долгового финансирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 196-199.
12. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Фи-
нансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
13. Райков А.И., Ефремов Д.Н. Образовательно-научно-производственная сеть как системообразующий и конвергентный факторы в инфраструктуре информационного общества // Информационное общество, 2014, №2. С.408.
14. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
15. Эриашвили Н.Д., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.
АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА КОНЕЧНЫХ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УСЛУГ И РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ И ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Коришева О.В., ассистент кафедры «Финансы и кредит» Института экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ), г. Москва, e-mail: [email protected]
Формирование конкурентного рынка грузовых перевозок в процессе структурного реформирования железнодорожной отрасли проходило в условиях стратегических проблем железнодорожного транспорта. Данное условие привело к усилению угроз экономической устойчивости грузовых транспортных компаний. Грузовые железнодорожные транспортные компании стали важнейшим элементом экономики страны в целом, гарантирующим эффективное функционирование и развитие железнодорожной отрасли. Соответственно, современные угрозы устойчивому развитию грузовых транспортных компаний требуют отдельного рассмотрения.
Ключевые слова: экономическая устойчивость; социальная сфера; железнодорожные операторы грузов; угрозы и риски устойчивому развитию.
ANALYSIS OF THE TRANSFORMATION OF THE MARKET OF END OF FREIGHT RAIL SERVICES AND THE DEVELOPMENT OF ELEMENTS AND FACTORS OF THE ECONOMIC SUSTAINABILITY OF THE TRANSPORT COMPANIES IN THE
FIELD OF RAIL FREIGHT
Korisheva O., lecturer, «Finance and credit» chair, Institute of Economics and Finance, Moscow State University of railway engineering (MIIT),
Moscow.
The formation of a competitive market of cargo transportation in the process of the structural reform of the railway sector passed in conditions of strategic problems of railway transport. This condition has led to increased threats to the economic sustainability of freight transport companies. Cargo rail transport companies are essential to the economy as a whole, ensuring efficient operation and development of the railway industry. Respectively, current threats to the sustainable development of cargo transportation companies require separate consideration.
Keywords: economic sustainability; social services; railway operators, cargo; threats and risks sustainable development.
В ходе проведения структурной реформы железнодорожного транспорта формирование конкурентного рынка конечных грузовых железнодорожных услуг выявило необходимость адекватного изменения в управлении грузовыми перевозками. Изначальная парадигма построения рыночной модели в сегменте грузовых перевозок способствовала количественному росту и активному поведению компаний, оперирующих грузовыми вагонами. Однако, негативные тенденции и нерешенные проблемы, снижающие эффективность работы железнодорожного транспорта, сформировали внутренние и внешние угрозы экономической устойчивости для транспортных компаний в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Наличие этих угроз обусловлено падением объемов перевозок в связи с замедлением темпов роста промышленного производства в России, усилением конкуренции со стороны других видов транспорта, снижением эффективности использования парка грузовых вагонов, увеличением эксплуатационных расходов и сокращением доходов компаний и др. Решение обозначенных проблем непосредственно связано с обеспечением экономической устойчивости транспортных компаний в сфере грузовых железнодорожных перевозок и инфраструктурного базиса железнодорожной отрасли в целях сохранения экономической целостности, независимости и обороноспособности страны.
Их решение в условиях динамичной трансформации рынка конечных грузовых железнодорожных услуг, в том числе реализация Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок
на период до 2015 года, утвержденной Правительством РФ от 13.01.2011 г., обусловливает необходимость поиска новых походов к разработке эффективного инструментария, методик управления и оценки экономической устойчивости хозяйствующего субъекта в сегменте грузовых перевозок, а также к минимизации рисков в деятельности грузовых компаний, что определяет актуальность данной темы.
В процессе структурной реформы железнодорожной отрасли выделение конкурентных видов деятельности из структуры монопольного холдинга привело к формированию крупного рынка конечных грузовых железнодорожных услуг в сегменте грузовых перевозок. Тип рынка на этапе становления представлял собой олигополию с доминирующей корпорацией - ОАО «РЖД» (см. рисунок 1). Стимулирование конкуренции привело к значительному количественному росту грузовых компаний, которые в условиях стратегических проблем отрасли столкнулись с принципиальными угрозами устойчивому развитию. Отраслевые проблемы и угрозы сегмента грузовых перевозок привели к консолидации рынка перевозочных компаний, оперирующих подвижным составом, в результате чего начался процесс трансформации типа рынка. Автором выделена разновидность олигопольного рынка с явными признаками нечеткости и неопределенности - «условная олигополия», характерная для рынка конечных грузовых железнодорожных услуг. Отличием условной олигополии является отсутствие чувствительности компаний рынка к ценовой и маркетинговой стратегии друг друга. Контроль за дей-