Научная статья на тему 'Проблемы формирования муниципальных бюджетов'

Проблемы формирования муниципальных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1128
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Дмитрий Вячеславович

Местный бюджет имеет огромное значение для социально-экономического развития регионов и страны в целом, так как за счет него происходит финансовое обеспечение таких важных для каждого человека учреждений как школы, поликлиники, организации социального назначения. Между тем острота проблемы дефицита местных бюджетов сохраняется, а вместе с этим и трудности по их формированию. В статье исследуются проблемы формирования муниципальных бюджетов и вносятся предложения по преодолению из дефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE MUNICIPAL TREASURY FORMATION

The municipal treasury is of great relevance for the social and economic development of the regions and the country as a whole, because it provides financial support for such important for each person institutions as schools, hospitals, organizations of social nature. Meanwhile the severity of the problem of the deficit of local budgets remains, and at the same time, the difficulties in their formation. The article explores the problems of the formation of municipal budgets and makes proposals for overcoming the deficit.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования муниципальных бюджетов»

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

8.3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Воробьев Дмитрий Вячеславович, аспирант Место учебы: НИУ РАНХиГС

[email protected]

Аннотация: местный бюджет имеет огромное значение для социально-экономического развития регионов и страны в целом, так как за счет него происходит финансовое обеспечение таких важных для каждого человека учреждений как школы, поликлиники, организации социального назначения. Между тем острота проблемы дефицита местных бюджетов сохраняется, а вместе с этим и трудности по их формированию. В статье исследуются проблемы формирования муниципальных бюджетов и вносятся предложения по преодолению из дефицита.

Ключевые слова: муниципальный бюджет, формирование бюджета, местные налоги, дефицит бюджета.

PROBLEMS OF THE MUNICIPAL TREASURY FORMATION

Vorobyov Dmitry V., postgraduate student Study place: NIU RANEPA

[email protected]

Annotation: the municipal treasury is of great relevance for the social and economic development of the regions and the country as a whole, because it provides financial support for such important for each person institutions as schools, hospitals, organizations of social nature. Meanwhile the severity of the problem of the deficit of local budgets remains, and at the same time, the difficulties in their formation. The article explores the problems of the formation of municipal budgets and makes proposals for overcoming the deficit. Keywords: municipal treasury, municipal treasury formation, local taxes, deficiency of municipal treasury.

Органы местного самоуправления получили от государства финансовые гарантии, которые заключаются в том, что они, в целях обеспечения экономической самостоятельности, могут формировать доходы муниципальных образований, распределять и контролировать процесс их использования. Однако сохраняющаяся в стране проблема дефицита местных бюджетов не позволяет муниципалитетам эффективно решать вопросы местного значения, установленные главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общи принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вынуждает их для покрытия своих расходов постоянно прибегать к финансовой помощи вышестоящих бюджетов.

При формировании местного бюджета важным законодательным требованием является разработка прогноза социально-экономического развития территории муниципального образования, который предшествует созданию проекта бюджета, и составляется по показателям социально-экономического развития территории муниципального образования последнего отчетного периода, а также с учетом текущего прогноза до конца базового года. И таким образом, всякое изменение прогноза социально-экономического развития неизбежно предполагает изменение тех или иных характеристик местного бюджета.

На базе местного бюджета текущего года разрабатывается не только проекты бюджетов на новый финансовый год и на три года, но также перспективный финансовый план по укрупненным показателям бюджетной классификации для того, чтобы информировать представительные органы власти о положительных и негативных тенденциях социально-экономического развития.

В правоприменительной практике органов местного самоуправления используются и иные виды бюджетов. Так, линейно-объектный или постатейный бюджет является наиболее ранним подходом к составлению бюджета; его отличают точность и возможность строго контроля за исполнением, благо-

даря чему органам власти удобно использовать данный тип. В таком бюджете все средства разделяются по определенным статьям расходов; расходы на оплату труда, приобретение оборудования рассчитываются таким образом, что соответствующая служба имеет лишь ограниченную возможность (при наличии обоснования) повысить на некоторую сумму расходы, которые предусматривались по данной статье в прошлом финансовом году.

Несмотря на преимущества линейно-объектного бюджета, исследователи отмечают и некоторые недостатки: ограниченная применимость; сложное соотнесение с целями; игнорирование возможных альтернатив; невозможность интеграции функций планирования [1, с. 5].

Исполнительный бюджет предполагает распределение затрат по видам деятельности, а не по статьям, как в линейно-объектном бюджете. Он ориентируется на конкретные задачи и позволяет органам власти оценивать эффективность работы организаций по определенным стандартам. Эти стандарты измеряются на основе затрат рабочего времени и соотношения количества работающих качеству их деятельности. Для такого бюджета требуется больше информации об использовании рабочих процессов, качестве оказываемых услуг и их стоимости.

Если исполнительный бюджет основывается на опыте прошлой работы, то программный бюджет создается, опираясь на оценки таких результатов, которые ожидаются в будущем. Чтобы обеспечить достижение поставленных в программе целей данный бюджет систематизирует бюджетные расходы. В качестве элементов этого процесса выделяют: планирование на долгий период времени; определение целей; разработка самой программы; анализ текущей деятельности.

Практика показывает, что в случае допущения ошибок при постановке целей или разработке программ негативный эффект может проявиться во всей деятельности органов местной власти.

Воробьев Д. В.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Разработка программного бюджета требует прохождения нескольких этапов:

- определение целей и методов, временных рамок для достижения цели;

- подсчитать затраты, необходимые для реализации каждого шага;

- подготовка полной программы действий, требующихся для воплощения целей;

- разработка критериев для оценки достигнутых результатов [4, с. 290].

Постановка целей - трудный этап, потому что разные участники программы могут иметь отличные друг от друга взгляды на проблемы, которые должны будут решаться в программе. А для разработки и использования программного бюджета могут понадобиться существенные изменения, способные оказать эффект и на другие области.

Государство для покрытия внутренних долгов использует средства бюджета нижестоящего уровня, а субъекты РФ, как правило, также стремятся сконцентрировать в своем бюджете максимум возможных доходов. В результате такой практики муниципальным образованиям достаются необеспеченные финансами бюджетные обязательства и исполнять свои полномочия в полной мере они уже неспособны. Следовательно несостоятельность местных бюджетов обусловлена тем, что распределение доходных полномочий между Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями приводит к высокому уровню централизации доходов на федеральном уровне.

Составление и исполнение бюджета связано также с межбюджетным взаимодействием, поскольку между бюджетами разных уровней (местного и бюджета субъекта РФ) происходит определенное движение финансовых потоков. Такие межбюджетные отношения должны строиться на следующих принципах:

- взаимная ответственность;

- применение единой методологии анализа финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности;

- выравнивания доходов муниципальных образований;

- сокращение встречных финансовых потоков;

- открытость и гласность межбюджетных отношений.

В настоящее время органы самоуправления всецело зависят от решений федеральных и региональных органов власти по поводу отчисления налогов, выделения дотаций и субвенций. Согласно Налоговому Кодексу РФ только два налога полноценно поступают в казну муниципального образования: земельный и налог на имущество физических лиц, но они достаточно трудоемкие с точки зрения сбора и малопроизводительные с точки зрения доходности налоги. И поэтому местные налоги не могут быть главными источниками покрытия всех затрат муниципального образования, хотя безусловно они играют важную роль в формировании бюджета. Зачастую помощь из региона не стимулирует местные органы управления к совершенствованию своей деятельности, более полноценному использованию имеющихся на территории муниципального образования ресурсов.

Когда большинство социальных объектов было передано в ведение региональных и местных органов власти, большая часть расходов стала финансироваться за счет территориальных бюджетов. В таких условиях расходы бюджета стали оперативно превышать доходы, что естественно привело к несбалансированности бюджета. Также местный бюджет пока не отвечает основному требованию - сбалансированности.

Серьезной проблемой, негативно сказывающейся на доходные поступления в бюджет, является неэффективное использование муниципальных земель. Выгодные по расположению, крупные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, продаются крупным предпринимателям. Нередко, по мнению местных властей, такой вариант использования земель является лучшим, поскольку близлежащая территория облагораживается благодаря вложениям бизнесменов и налоговые отчисления ожидаются более высокие, чем в ситуации, когда земля была муниципальной собственностью. Но все же такая распродажа земель, которым почему-то не находиться более полезного применения, выглядит не очень логичной. Целесообразно качественное управление муниципальной собственностью и контроль за ее использованием, что является выгодным и с финансовой точки зрения это источник доходов бюджета.

Для повышения уровня самостоятельности муниципальных территорий требуется совершенствование и расширение внутренних источников доходов, необходимо строго контролировать соблюдение учета объектов имущества и земель. Например, изымать участки земли, взятые без разрешения в пользование.

Как отмечает Кожанова К.Е., для усиления контроля нужно использовать разные способы инвентаризации и постановки на учет муниципального имущества и земельных участков:

- в случаях, когда граждане оформляют права собственности на землю и имущество - корректировать саму процедуру оформления и постановки на учет;

- отслеживать владельцев неучтенного имущества и земельных участков;

- образовывать специальные группы, которые будут выявлять земельные и имущественные объекты, не прошедшие регистрацию [2].

Повышение информированности населения о налогообложении объектов недвижимости и укрепление взаимосвязи между органами, осуществляющими регистрацию, инвентаризацию и конфискацию также должно способствовать повышению уровня доходов в местный бюджет. При этом сведения об учете и инвентаризации желательно постоянно сверять с данными, которые представлены в регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органах.

Для повышения эффективности межбюджетных отношений расходные полномочия должны осуществляться прежде всего опираясь на собственные силы. Это не значит, что не должно быть никаких средств из вышестоящих бюджетов. Но во избежание полного содержания территорий большей частью за счет федеральной помощи, такие вспомогательные выплаты должны оказываться при недостаточности налогового потенциала и по объективным причинам. Только опираясь на собственные силы, можно достичь эффективного регулирования межбюджетных отношений и самостоятельности местных бюджетов.

Возможно, для устранения существующих проблем, целесообразно ввести механизм адресной финансовой помощи местным бюджетам. Чтобы ликвидировать пропорции бюджетной системы на местном уровне требуется изменение межбюджетных отношений. Предполагается совершенствование управления общественными финансами на основе принципа оптимального перераспределения функций управления средствами бюджета. Такое изменение означает, что должны быть введены строго установленные правила, разграничивающие расходы по уровням бюджетной системы, новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов.

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

Приоритеты муниципальной долговой политики в последующих годах:

- поддержание объема муниципального долга в рамках ограничений, установленных бюджетным законодательством;

- обеспечение умеренной долговой нагрузки на бюджет города [3, с. 28].

В целях эффективного управления муниципальным долгом проводится работа с кредитными организациями с целью уменьшения процентных ставок по существующим муниципальным контрактам.

Чтобы укрепить доходную часть бюджета можно установить стабильные налоговые источники. Отказаться от выравнивания, а перейти к закреплению за каждым уровнем бюджетной системы собственных налогов благодаря использованию фондов финансовой поддержки муниципальных образований.

Например, положительным моментом для обеспеченности муниципальных образований была бы передача транспортного налога на местный уровень, потому что содержание и строительство дорог инженерных сооружений в границах муниципального образования, являются полномочиями этого же образования, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения.

Хорошим изменением для покрытия выпадающих доходов было бы введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Это снизило бы налоговую нагрузку с граждан: учителей, врачей, деятелей науки и культуры, общий заработок которых не превышает 100 тысяч рублей в год. А для категорий граждан с годовым заработком свыше 1 миллион рублей, установить ставку налога повыше. Убеждение, что люди с высокими доходами будут их скрывать, звучит больше как отговорка, ведь органы финансового контроля должны выполнять свою работу при любой шкале налога на доходы физических лиц. Если шкала налога будет дифференцирована, то перераспределение налоговой нагрузки будет более равномерное, и у граждан, ограниченных в размере доходов, будет возможность улучшить свое финансовое положение.

Вывод очевиден: управлять эффективно финансами муниципального образования невозможно, если постоянно искать более рациональный механизм распределения финансов и их

использования. Главная задача заключается в стабилизации местных финансов, путем улучшения финансового положения производителей, поддержки и развития производства, наращивания инвестиций и создания новых рабочих мест. При условии работы в таком направлении преодоление тенденций депрессивности и отсталости в формировании бюджетов территорий возможно.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,22%.

Список литературы:

1. Клецкова М.Ю., Баранова Е.А., Сазонов С.П. Анализ проблем формирования, использования и контроля бюджета муниципального образования . М.: Управление. Бизнес. Власть. 2017. № 5 (14). С. 5-9.

2. Кожанова К.Е., Чепкасова Е.А. Проблемы формирования местных бюджетов и возможные пути их решения. Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 22.02.2018).

3. Савина О.Н. Проблемы формирования доходов бюджетов муниципальных образований. М.: Научные Известия. 2017. № 6. С. 26-33.

4. Чижма В.В., Храмченко А.А. Проблемы формирования бюджета муниципальных образований и пути их решения. В сборнике: International scientific research 2017 Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 290-291.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта Д.В. Воробьева на тему: «Проблемы формирования муниципальных бюджетов» В статье исследуется актуальная проблематика вопросов, связанных с формированием местных бюджетов в условиях современной России. Достоинством статьи является широкий анализ правоприменительной практики муниципалитетов по формированию бюджетов различных видом, при этом автор опирается на мнения специалистов при формулировании рекомендаций и предложений по оптимизации всего процесса разработки местных бюджетов.

Работа ранее не публиковалась и не содержит закрытой информации. Статья достойна публикации в журналах, рекомендованных ВАК.

доктор экономических наук, профессор

Головин Е.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.