ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е.А. Хорошилова, магистрант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-3-58-61
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования инфраструктуры социальной консолидации в муниципальном образовании. Отмечается, что современное российское общество столкнулось с комплексом вызовов и угроз, от реакции на которые во многом зависит вектор его дальнейшего развития. Обосновано, что в нестабильном обществе становится крайне востребованной идея социальной консолидации. Особое значение процесс консолидации приобретает на уровне муниципальных образований. Необходимость консолидации определяется задачами воспроизводства местных сообществ. Сегодня одной из направлений работы органов местного самоуправления становится поиск технологий формирования благоприятных условий для развития консолидационных процессов. К числу важнейших условий относится формирование инфраструктуры социальной консолидации, под которой понимается совокупность учреждений, предприятий, общественных организаций, а также ресурсных центров, способствующих сплочению местного сообщества для достижения общих целей и решения проблем муниципального образования посредством регулярной и конструктивной коммуникации.
Ключевые слова: консолидация, солидарность, доверие, взаимопомощь, инфраструктура консолидации.
Современное российское общество столкнулось с комплексом вызовов и угроз социокультурного и социально-экономического характера. Среди них: снижение уровня межличностного и институционального доверия в обществе, социальная и экономическая поляризация, ценностный раскол. От реакции общества на данные вызовы во многом зависит вектор его дальнейшего развития.
Все большую востребованность в нестабильном обществе приобретает идея социальной консолидации. А.Л. Маршак и Л.В. Рожкова отмечают, что: «В условиях происходящих дезинтеграционных, кризисных процессов меняется структура и иерархия ценностного пространства, происходит утрата единых ценностно-нормативных ориентиров. На первый план выходит проблема консолидации общества» [1]. С.С. Баженов пишет, что «на фоне роста социального неравенства, снижения уровня жизни населения, отсутствия возможностей реализовать свои права и неравенства всех перед законом, едва ли не на первый план выдвигается соци-
альная консолидация, которая играет все более решительную роль в деле устойчивости социальной структуры общества» [2].
Особое значение процесс консолидации приобретает на уровне муниципальных образований, в рамках которых осуществляется процесс жизнедеятельности, где граждане имеют возможность самостоятельного и инициативного решения вопросов местного значения для удовлетворения актуальных интересов и потребностей. Именно на локальном уровне возможно развитие социальной консолидации через механизмы поддержки гражданских институтов, общественных инициатив, формирования солидарных отношений.
Сегодня становится актуальным поиск технологий формирования благоприятных условий для консолидационных процессов, а именно - развития инфраструктуры социальной консолидации, которая является условием воспроизводства местных сообществ.
Инфраструктура социальной консолидации - это совокупность учреждений,
предприятий, общественных организаций, а также ресурсных центров, которые способствуют сплочению местного сообщества для достижения общих целей и решения проблем муниципального образования посредством регулярной и конструктивной коммуникации. Она выполняет ряд функций. Во-первых, способствует развитию коммуникации, как между гражданами, так и граждан с муниципальной властью. Во-вторых, создает благоприятные предпосылки для социальной взаимопомощи, поддержки, развития взаимного доверия. В-третьих, формирует институциональную основу социальной консолидации (в виде ресурсных центров, общественных организаций, ТОС и т.д.).
С целью определения основных проблем в изучаемой сфере нами была рассмотрена практика формирования инфраструктуры социальной консолидации в Белгородском районе Белгородской области, в частности, проанализированы: основные каналы коммуникации граждан с муниципальной властью; наиболее сформированные в муниципальном районе элементы самоуправления; реализуемые в муниципалитете программы и проекты, направленные на развитие гражданской активности, участия; функционирующие на территории муниципалитета общественные организации и ресурсные центры.
Результаты исследования. Проведенный нами анализ инфраструктуры социальной консолидации в Белгородском районе Белгородской области позволяет отметить, что она сформирована недостаточно. Среди основных проблем ее формирования можно выделить следующие.
1. Коммуникационный разрыв между гражданами и властью в цифровой среде. В Белгородском районе имеют место два формата взаимодействия власти и общественности: традиционный (личные приемы граждан, обращения граждан, встречи) и цифровой (общение с гражданами через Интернет-сервисы и социальные сети). Сегодня формы общения граждан и власти все больше перетекают в виртуальную среду. В последние два года сформировалась тенденция увеличения обращений
граждан в органы местного самоуправления через электронные источники. Однако на данном этапе цифровизация коммуникаций «власть-общество» носит «стихийный», а не системный характер, так как отношение населения к цифровым средствам коммуникации с властью еще окончательно не сформировалось. М.А. Ковшов в этой связи пишет, что «государство находится на начальном этапе выстраивания коммуникации с социумом в интернет-пространстве: к 2021 г. диалог власти с обществом в социальных сетях характеризуется низкой эффективностью, малой вовлеченностью аудитории, а система конструктивного взаимодействия власти и общества начала запускаться во всех субъектах РФ только с конца 2020 г» [3].
2. Ограниченность форм участия граждан в решении вопросов местного значения. Анализ практики развития различных форм самоуправления в Белгородском районе Белгородской области показал, что одной из самых развитых является территориальное общественное самоуправление.
В настоящее время в Белгородском районе функционируют 140 ТОС, 370 уличных и 318 домовых комитетов. С целью поддержки ТОС в муниципалитете ежегодно проводятся такие конкурсы как «Лучшее территориальное общественное самоуправление Белгородского района» и «Территория инициатив», осуществляется грантовая поддержка социально значимых проектов ТОС. Помимо поддержки администрации Белгородского района, поддержку ТОС оказывают некоммерческие организации, в частности в 2018 году был создан «Фонд содействия развитию территориального общественного самоуправления Белгородского района».
Однако, даже несмотря на поддержку со стороны местной власти, работа ТОСов сталкивается с рядом проблем, таких как: формальный характер их функционирования; пассивность населения, зависимость от властных структур.
Следует отметить, что развитие самоуправления как одного из условий консолидации не должно ограничиваться ис-
ключительно поддержкой ТОС, важным является формирование инфраструктуры, способствующей проведению общественных обсуждений наиболее значимых проблем и задач развития муниципалитета, совершенствование процедуры публичных слушаний, расширение набора инструментов оценки мнения населения об основных проблемах муниципального образования и направлениях их решения.
3. Низкий уровень доверия граждан к общественным организациям и объединениям. На стимулирование консолидацион-ных практик большое влияние оказывает деятельность общественных организаций, объединений, советов, которые выступают своеобразными «площадками», способствующими согласованию интересов различных социальных групп. В настоящее время на территории муниципального района функционирует 115 некоммерческих общественных организаций различной направленности. Но разнообразие некоммерческих организаций еще не свидетельствует об их эффективности как элемента инфраструктуры социальной консолидации. Как правило, граждане не доверяют их деятельности и даже не всегда знают об их существовании.
В.П. Бабинцев и Н.Н. Пшеничная отмечают: «Оценка реальной ситуации уже сегодня позволяет говорить о своего рода определенной «избыточности» НКО, если учитывать степень их востребованности в общей массе населения. Отношение населения к НКО характеризуется преимущественно односторонней информированностью об их работе и крайне слабо выраженным желанием в ней участвовать» [4].
Как справедливо отмечает
В.Н. Руденкин, «среди причин недоверия граждан к общественным организациям следует назвать то, что значительная их часть независимы лишь формально и продолжают тяготеть по ряду причин (материальных, организационных) к властным структурам, а также разобщенность этих организаций. В обществе пока не сложилось более или менее четкого понимания
того, что сильные и ответственные профсоюзы, принципиальные правозащитные и другие общественные организации, являются важнейшим условием преодоления бедности и нищеты, снижения аномально глубокой социально-экономической дифференциации, справедливого решения разного рода спорных проблем» [5].
4. Отсутствие целевых муниципальных программ, направленных на развитие инфраструктуры социальной консолидации. Одним из важнейших элементов инфраструктуры консолидации является наличие в муниципальном образовании проектов и программ, направленных на развитие и внедрение консолидационных практик. В Белгородском районе приняты и реализуются программы и проекты, в рамках которых проводятся мероприятия, направленные на поддержку гражданской активности, общественных инициатив. С помощью программ пытаются охватить широкий спектр задач: от поддержки НКО до инициативного бюджетирования. Но развитие консолидационных практик программы затрагивают лишь косвенно, что свидетельствует о недооценке органами муниципальной власти развития инфраструктуры консолидации как самостоятельной задачи.
Разумеется, рассмотренные нами проблемы формирования инфраструктуры социальной консолидации не являются исчерпывающими и могут быть дополнены после более глубокого исследования и анализа.
Заключение. Идея поддержки социальной консолидации, формирования солидарного общества должна быть «встроена» в общую концепцию развития муниципального образования и стать управляемым процессом, который предусматривает: развитие коммуникаций «человек-человек», «человек-власть» на местном уровне; поддержку многообразных форм участия граждан в решении вопросов местного значения; создание благоприятных условий для реализации общественных инициатив.
Библиографический список
1. Маршак А.Л. Культурная консолидация как инновационная основа развития социальной структуры российского общества / А.Л. Маршак, Л.В. Рожкова // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2020. - № 3. - С. 27-39.
2. Баженов С.С. Ценностная консолидация Российской молодежи: научный рудимент или новый вектор государственного развития // Вопросы управления. - 2017. - №4 (47). -С. 94-101.
3. Ковшов М.А. Анализ современного состояния сетевой коммуникации власти и общества в интернет-пространстве // Общество: политика, экономика, право. - 2021. - №3 (92). - С. 30-36.
4. Бабинцев В.П. Некоммерческие организации в восприятии белгородцев: реалии и заблуждения / В.П. Бабинцев, Н.Н. Пшеничная // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - №8 (88). - С. 15-21.
5. Руденкин В.Н. Доверие к государственным и общественным институтам как условие гражданской самоорганизации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2015. - №1 (30). - С. 52-59.
PROBLEMS OF FORMING THE INFRASTRUCTURE OF SOCIAL CONSOLIDATION IN MUNICIPAL EDUCATION
E.A. Khoroshilova, Graduate Student Belgorod National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. The article deals with the problems of forming the infrastructure of social consolidation in the municipality. It is noted that modern Russian society is faced with a complex of challenges and threats on the reaction to which the vector of its further development largely depends. It has been substantiated that in an unstable society the idea of social consolidation becomes extremely popular. The process of consolidation is ofparticular importance at the level of municipalities, as the government bodies closest to the population. The need for consolidation is determined by the tasks of reproduction of local communities. Today, one of the areas of work of local self-government bodies is the search for technologies for creating favorable conditions for the development of consolidation processes. Among the most important conditions is the formation of the infrastructure of social consolidation, which is understood as a set of institutions, enterprises, public organizations, as well as resource centers that help to unite the local community to achieve common goals and solve problems of the municipality through regular and constructive communication.
Keywords: consolidation, solidarity, trust, mutual assistance, consolidation infrastructure.