Вопрос о социальной защищенности для многих стран является в настоящее время актуальным. Главный вопрос - это достижение и поддержание социальной стабильности общества. В этом видится залог будущего эффективного развития экономики.
Использованные источники:
1.Демографический ежегодник России 2008. Статистический сборник M., Росстат, 2008.
2.Роик В. (Валентин). Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России/Валентин Роик //Человек и труд. -2005.
3.Тарасова Н. и др. Рисковая коммуникация в современном обществе/Наталия Тарасова, Анна Курочкина, Алла Мозговая //ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2007.
4.Тихонова Н. Е. (Наталия Евгеньевна). Приоритеты социальной политики государства в оценках и представлениях россиян/Тихонова Н.Е. //Управленческое консультирование.- 2006.-
Макарова В.В. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВО РГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В статье проанализированы проблемы реализации стратегий регионального развития на базе программно-целевого подхода. Выделены типовые сценарии реализации долгосрочных целевых программ, определены недооцениваемые в теории и практике последствия неэффективной реализации программ. На примере Рязанской области выявлено несоответствие целей стратегического развития и целевых программ. Предложены направления решения этих проблем.
Ключевые слова: целевые программы, стратегия, регион, эффективность, планирование.
The article analyzes the problems of implementation of regional development strategies based on program-oriented approach. Typical scenarios for implementing long-term targeted programs, defined underappreciated in theory and practice the consequences of ineffective implementation of programs. On the example of Ryazan region revealed the discrepancy between the objectives of the strategic development and targeted programs. Proposed directions to solve these problems.
Key words: target program, strategy, region, efficiency, planning. Экономическое положение России, как и большинства стран, определяется качеством управления на всех уровнях и, в первую очередь -на государственном и региональном.
Качество стратегий и стратегических планов развития задает базовый уровень управления. На федеральном и региональном уровнях стратегические планы формируются в виде системы программ и проектов, программно-целевой подход является основным методом стратегического управления в России.
Однако, несмотря на существующий с советского периода и активно накапливаемый последние 10 лет опыт реализации программно-целевого подхода, значительная часть выполняемых в настоящее время программ и проектов не достигает первоначально поставленных целей. Расходы федерального бюджета только на федеральные целевые программы (ФЦП) были запланированы в объеме 740 млрд руб., согласно первоначальным планам на 2011 год предполагалось выделение 1,2 трлн руб. [1]. Эффективность ФЦП в большинстве случаев недостаточна, так эффективность исполнения программы «Электронная Россия» - 2002-2010 по состоянию на конец 2010 год оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.
Результативность реализации целевых программ и проектов Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась [13]. Наличие проблемы эффективности ФЦП подтверждается практически 50% урезанием бюджетных расходов на ФЦП от запланированного первоначально уровня (2011 г.), причем в значительной части за счет отказа от запуска новых программ. В регионах разрабатываются и реализуются долгосрочные целевые программы (ДЦП), в последнее время появился новый тип программных инструментов - комплексные инвестиционные планы (КИП), отличающиеся большей конкретностью и более четкой целевой направленностью по сравнению с ДЦП.
Выделены наиболее часто встречающиеся варианты развития событий и их последствия для участников.
Целевые программы и стратегия развития Рязанской области Одно из наиболее негативных, недооцениваемых последствий является потеря доверия - к инициатору программы (государственные органы), разработчикам (ученые, специалисты, эксперты), к партнерам (инвесторы, подрядчики, соисполнители разных уровней).
Потеря доверия влечет потерю мотивации и снижение уровня вовлеченности всех возможных участников программы в ее возможную доработку, адаптацию, реализацию.
В связи с этим представляется актуальной задача качественного исследования причин низкой результативности и эффективности реализации программ и проектов стратегического развития в регионах России. Рязанская область в этом плане представляет особый интерес. Согласно большинству исследований, она является полифункциональным старопромышленным
регионом, при этом проблемы промышленного сектора сохраняются неизменными длительное время - высокая доля «оборонки» при низком проценте госзаказов, высокий износ основных средств, кадровый дефицит по техническим направлениям всех уровней, конкуренция со стороны импортных аналогов.
Как привести целевые программы в соответствие целям стратегического развития?
В методических основах реализации программ и проектов разработанных М. Боровской, А. Гранбергом, И. Ворониной, Е. Егоровым,
H. Кетовой, О. Пчелинцевым в качестве причин недостаточной эффективности указывается отсутствие интегрирующей функции в механизмах планирования регионального развития, в результате чего в допускается дублирование мероприятий программ различного уровня.
Решением выявленных проблем является структуризация разработки системы стратегических планов регионального развития от целей к стратегии, от стратегии - к сбалансированному портфелю ДЦП, от отдельно взятой ДЦП - к сбалансированному портфелю проектов, включая КИП.
Развитие проектного подхода и использование технологий и стандартов управления проектами при разработке и реализации системы стратегических планов обеспечит повышение уровня эффективности и результативности реализации программ и проектов развития регионов.
Использованные источники:
I. Минфин России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget.
2. Проектная практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmpractice.ru/solution/goverment.
3. Реестр целевых программ Рязанской области. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.avo.ru.
4. Бородуля Е.Б. Проблема оценки эффективности экономической деятельности предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№2. -С. 43-49.
5. Жирнов А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13). - С. 731-734.
6. Жирнов А.В. Проблемы развития материально-технической базы сельскохозяйственных организаций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. -2014. -№ 3(12). -С. 89-92
7. Жирнов А.В. Участие агробизнеса в развитии сельских территорий / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых «Устойчивое развитие сельских территорий: теоретические и методологические аспекты» Ульяновск, 2014. - с. 68-73
8. Жирнов А.В. Эффективность концентрации и специализации производства в районных агропромышленных объединениях / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - № 5. - 2007. - С. 85-88
9. Зимин Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК / Н.Е. Зимин, А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В .П. Горячкина. Москва, 2006. -Вып. № 4(19). -С. 27-30
10.Лапшина Г.В. Анализ кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. 2013.-№ 3. -С. 71-74.
11. Лапшина Г.В. Программно-целевой подход к социальному развитию села Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Н.Р. Александрова, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2013. -№1. -С. 61-66
12. Лапшина Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международная научно-практическая конференция «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых» Москва, 2014. - С. 146-149
13.Олейник А. Час икс: Асоциальная сеть // Ведомости. - 2010. - № 226 (2744).
14. Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. - Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с.
Маликова Т.Л. студент ЭБ1532 Коровин В.Е. магистр
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный
аграрный университет Россия, г. Краснодар ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Монополия, в условиях рыночной экономики, является особым правом на производство, торговлю и другие виды деятельности, которое сосредоточенно в руках одного лица, определенной группы лиц или государства. Монополия - определенная сила, которая подрывает конкуренцию и стихийный рынок. То есть все процессы на рынке движутся по прогнозам предприятия-монополиста.
Роль монополии в экономике весьма противоречива и отношение общества и государства, контролирующего все вопросы, касающиеся данной сферы с помощью антимонопольной политики, всегда двойственно. Здесь, как и в других экономических вопросах, имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Главная отрицательная сторона монополии - это можно сказать отсутствие конкуренции, отсюда и происходит рост цен и отсутствие выбора для покупателей. Положительная сторона заключается в том, что на современном этапе развития экономики в России все больше крупных предприятий и организаций, обладают значительной частью рынка