тах и других заимствованиях, которые предлагаются банками ке, которая не показывает устойчивую тенденцию к росту. Для
и другими кредитными организациями. решения этой проблемы необходимо развивать финансовый
Еще одна проблема связана с деятельностью финансово- рынок Армении таким образом, чтобы на нем были представ-
го рынка. Общепринятая практика предоставления кредитов лены не только коммерческие банки, но и такие участники
местными банками такова, что реальному сектору экономики рынка, каковыми являются: инвестиционные банки и фонды,
не предоставляются «дешевые деньги», притом в таком коли- пенсионные фонды, инвестиционно-дилерские организации,
честве и на тех условиях, которые устраивали бы коммерческую трастовые, страховые компании, венчурные компании, проме-
организацию. А международные кредитные организации не жуточные заемщики, а также международные организации,
заинтересованы в предоставлении кредитов такой экономи- занятые кредитованием бизнеса.
Литература
1. Гражданский кодекс Республики Армения. — Ереван: ЗАО «Официальный бюллетень РА», 2011. — С.8.
2. Социально-экономическое положение РА за январь-декабрь 2014 года. — Ереван: НСС РА, 2015. — С.106.
3. Социально-экономическое положение РА за январь-декабрь 2015 года. — Ереван: НСС РА, 2016. — С.106.
4. Государственный долг Республики Армения. — Ереван: Министерство финансов РА, 2015. — С. 6.
5. Статистический ежегодник Армении 2015. — Ереван: НСС РА, 2016, с. 393-395.
6. Статистический ежегодник Армении 2014. — Ереван: НСС РА, 2015, с. 396-398.
7. Статистический ежегодник Армении 2011. — Ереван: НСС РА, 2012, с. 403-406.
8. Статистический ежегодник Армении 2007. — Ереван: НСС РА, 2008, с. 383-385.
9. Статистический ежегодник Армении 2004. — Ереван: НСС РА, 2005, с. 414-418.
10. Статистический ежегодник Армении 1997, 1998. — Ереван: НСС РА, 2001, с. 366-369.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Г.Ж. Аллаева,
старший преподаватель кафедры экономики и маркетинга Ташкентского государственного технического университета
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития инновационной энергетики в Республике Узбекистан и роль инновационной энергетики в устойчивом развитии топливно-энергетического комплекса. Приводятся данные по прогнозным темпам роста мировой экономики, среднеразвитых стран и Узбекистана, факторы обеспечения роста ВВП в увязке с эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, а также показаны удельные капитальные вложения и стоимость производства электроэнергии при использовании различных видов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Исследуются перспективы развития ВИЭ, а также меры по вовлечению ВИЭ в энергетический баланс республики.
Ключевые слова: Республика Узбекистан, топливно-энергетический комплекс, устойчивое развитие экономики, энергобаланс, энергоструктура, энергоемкость ВВП, возобновляемые источники энергии, инновационная энергетика, энергетические ресурсы, инвестиции, удельные капиталовложения, стоимость электроэнергии.
УДК 621.31:338 (075.8)
В условиях глобальной мировой конкуренции преимущество имеют те страны, которые смогли создать развитую инфраструктуру и институты по разработке, коммерциализации и внедрению инноваций. Ныне, когда все страны, хотя и в разной мере, испытывают последствия финансово-экономического кризиса, понятно, что из сложившейся ситуации с наименьшими потерями выйдут те из них, в которых своевременно будут приняты меры по перевооружению производства и освоению новых технологий, обеспечению за счет этого выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими издержками. Одной из важнейших мер по преодолению последствий финансово-экономического кризиса является ускоренное инновационное развитие топливно-энергетического комплекса. Это направление было и остается приоритетным в политике Республики Узбекистан [9].
Важным результатом экономических реформ, осуществляемых в Узбекистане, стало техническое и технологическое обновление одной из ключевых отраслей реального сектора — топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Принятыми мерами руководства страны Узбекистан еще в 1995 г. добился нефтяной и, в целом, энергетической независимости. В настоящее время, учитывая самообеспеченность республики, принимаются меры для среднесрочного и долгосрочного удовлетворения ее потребностей необходимыми качественными энергоресурсами на основе устойчивого инновационного развития отрасли.
Топливно-энергетический сектор играет ключевую роль в развитии экономики Узбекистана: в этот сектор направляется почти 50% капиталовложений, он дает 7% общего объема валового внутреннего продукта (ВВП). Осуществляются конкретные меры по повышению эффективности использования мощностей электростанций, снижению удельной энергоемкости, сокращению доли природного газа за счет увеличения использования угля в процессе энергопроизводства, на основе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, внедрения ресурсосберегающих технологий, и, как результат, обеспечение надежного и качественного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией в долгосрочной перспективе [1].
В то же время, в условиях глобализации мировой экономики, сокращения прироста невозобновляемых энергетических ресурсов, усиления конкуренции на мировых рынках жидких углеводородов и твердых видов топлива для обеспечения устойчивого экономического развития все большее значение приобретает модернизация существующих и разработка и внедрение новых технологий на предприятиях топливно-энергетического комплекса республики, а также поиск и широкое вовлечение новых альтернативных источников энергии в энергетический баланс страны. Также, одной из главных проблем в настоящее время является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не всегда
позволяет выдержать конкуренцию с зарубежными производителями даже на внутреннем рынке (рис.2). Данная проблема справедлива и в отношении предприятий ТЭК. Отсюда и появляется необходимость в разработке и внедрении эффективной инновационной политики на предприятиях ТЭК Республики Узбекистан, главной задачей которой является создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал данной отрасли.
Великобритания Италия Германия Япония Франция США
мир
Южная Корея Индия Канада Китай Россия Казахстан
Узбекистан о
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,0
20,0
40,0
60,0
80,0
они способны генерировать и поддерживать экономический рост, обеспечивать увеличение благосостояния населения, сокращать бедность, нивелировать климатические катаклизмы без дополнительных капиталовложений путем повышения инновационного потенциала национальных и мировой экономических систем.
Следовательно, главной задачей на период до 20202030 гг. является обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивых высоких темпов экономического роста, улучшение его качественных параметров за счет дальнейшей диверсификации отраслей экономики. Особенно данное направление актуально для энергетической отрасли, учитывая ее системообразующую роль в экономике Узбекистана.
Среднесрочные целевые ориентиры развития национальной экономики определяются необходимостью решения в долгосрочной перспективе задачи максимального сокращения разрыва развития экономики Узбекистана со средним уровнем развития развивающихся стран. Оценка перспектив развития стран, входящих в категорию среднеразвитых стран мира, выполнена в увязке с развитием мировой экономики в целом. Прогнозные оценки показали, что рост мировой экономики на период до 2015-2020 гг. составит — 3,8-4,1"% в среднегодовом исчислении с последующим сокращением до 3,5% к концу прогнозного периода. Темпы роста стран, входящих в категорию среднеразвитых стран мира, составят около 4% [8]. 16
Рис. 1. Энергоемкость ВВП по ППС Узбекистана в сопоставлении с другими странами (т н.э./тыс. долл.)[8]
Вместе с тем экономика Узбекистана является очень энергоемкой по международным стандартам. Узбекистан уступает в этом отношении среднему показателю по странам Западной Европы — в 4-5 раз, США — в 3,5 раза, Японии и Кореи — более чем в 4 раза. В группе стран СНГ, Узбекистан имеет самое высокое значение по этому показателю. Энергоемкость ВВП Узбекистана превышает сложившееся значение этого показателя в России — на 80%, Казахстане — на 70%, Украине — на 20% (рис.1) [9].
Это обусловлено использованием технологически устаревшего оборудования, высокой долей топливно-энергетических ресурсов в экспорте страны, сравнительно низкими ценами на электроэнергию и некоторые виды топлива, неадекватной системой учета производства и потребления электроэнергии и энергетических ресурсов и др.
Руководство страны понимает данную проблему и в целях снижения энергоемкости экономики, обеспечения рационального и эффективного использования невоспроизводимых углеводородных ресурсов в Узбекистане была принята Программа мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 гг., утвержденная Постановлением Президента республики от 5 мая 2015 года.
Промышленность
Электроэнергетика
Цветная металлургия
Химическая
Машиностроение
ПСМ
Мировой уровень
ш
2004г 200?Г- 2006г 2007г. 200Sг 2009г. 2010г. 2011 г 201?г. 2020г. 2025 г.
3 Мироваяэкономика в истом •Россия
3 Развивающиеся страны ■Узбекистан
Рис. 2. Показатели износа ОППФ, влияющие на высокий уровень энергоемкости производства промышленной продукции (% от общей стоимости фондов) [8]
С другой стороны, глобальный экономический кризис продемонстрировал научную и практическую значимость проблемы предотвращения в будущем резкого падения ВВП стран мира путем реализации экономического и инновационного потенциала их топливно-энергетических комплексов. Являясь системообразующей структурой глобальной экономики,
Рис. 3. Прогнозные темпы роста мировой экономики, среднеразвитых стран и Узбекистана (в процентах к предыдущему году)
Источник: Прирост ВВП — мировая экономика и развивающиеся страны — Global Development Finance (2004-2010 гг.), 2011-2025 — оценки
Следовательно, для достижения такого уровня развития, Узбекистану понадобятся существенно более высокие темпы прироста ВВП — с 8,6-9,5% в 2012-2015 гг. и до 12,5-13,5% в 2020-2025 гг., с последующим их умеренным сокращением, но не менее 11,5-12,0% [3]. Основными условиями достижения таких высоких темпов экономического роста должны стать: рост экспортного потенциала, улучшение структуры экономики, а также устойчивое развитие энергетического комплекса республики за счет более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения инновационных технологий добычи и переработки энергии, в том числе энергии получаемой от ВИЭ (возобновляемых источников энергии).
Обеспечение прогнозных объемов производства первичных топливно-энергетических ресурсов по благоприятному сценарию развития сырьевой базы ТЭК позволит сохранить достигнутый уровень обеспеченности перспективного спроса на приемлемом уровне, но при безусловном снижении энергоемкости ВВП с 0.60 кг н.э./тыс. долл до 0.46-0.30 кг н.э./тыс. долл. в 2015-2020 гг. и до 0,35-0,30 кг н.э./тыс. долл в 20252030 гг. Уровень самообеспеченности, с учетом сохранения объемов экспорта топливно-энергетических ресурсов составит в период 2020-2030 гг. — 0.96-0.94 (т.е. суммарный спрос на первичные топливно-энергетические ресурсы будет лишь на 4-6% покрываться за счет импорта нефти и конденсата против 1-2% в 2010-2015 гг.) [8].
Также одним из важнейших факторов устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в средне- и дол-
госрочнои перспективе выступает успешное решение задач по развитию инновационной энергетики, или, так называемой «зеленой» энергетики, подразумевающей широкое применение ВИЭ. Баланс спроса и предложения топливно-энергетических ресурсов будет обеспечен при значительном вовлечении в баланс большого потенциала ВИЭ, и в приоритетном порядке гидроэнергетического потенциала, потенциала солнечной, ветровой, геотермальной энергии и биомассы. В целях обеспечения сбалансированности внутреннего и внешнего спроса на первичные топливно-энергетические ресурсы необходимо уже к 2015 г. более чем в 2,5 раза увеличить долю ВИЭ - с 0,9% в 2010 г. до 2,3% в 2015 гг. и до 3,3% - 4,1% в 2020-2030 гг.[3].
Сегодня развитие возобновляемой энергетики — один из важнейших вопросов национальной и глобальной безопасности. В последние десятилетия стало очевидным негативное влияние на окружающую среду при добыче, использовании газа, нефти, угля и высокая цена, которую платит общество за их использование (так называемые «побочные внешние» затраты на экологию). Чем раньше начнётся полномасштабный переход на экономически выгодную и экологически безопасную возобновляемую энергетику, тем меньше будет риск энергетического кризиса и тем больше экономический выигрыш для страны.
Развитые страны мира ведут интенсивный поиск эффективных технологий по использованию ВИЭ и в настоящее время различные виды ВИЭ используют более чем в 70-ти странах мира. Объем энергии, производимой на основе ВИЭ превысил 10% общего объема мирового энергопотребления, несмотря на присущие им недостатки: временная и пространственная изменчивость и нестабильность производства энергии; низкая плотность энергии; дороговизна оборудования и вырабатываемой энергии (кроме гидроэнергии); необходимость резервирования генерирующей мощности на ВИЭ; потребление реактивной мощности.
Конкурентоспособность электроэнергии на базе ВИЭ также ослабляется текущими ценами на электричество, которые в настоящее время отражают лишь затраты на топливо, эксплуатацию и обслуживание текущих генерирующих мощностей и, не учитывают затраты на введение новых.
Сегодня главным препятствием, сдерживающим широкое применение ВИЭ, является дороговизна оборудования и цена производства энергии, которые пока остаются выше стоимости традиционных источников электроэнергии на органическом топливе.
Как видно из таблицы 2 по удельным капиталовложениям только современные и относительно недорогие гидроэлектростанции и ветроэлектрические установки могут конкурировать с электрическими станциями традиционной энергетики (кроме тепловых электростанций, сжигающих природный газ). По показателю стоимости производства электроэнергии, электростанции на ВИЭ сегодня не могут конкурировать с некоторыми типами электростанций традиционной энергетики за исключением ГЭС, ВЭС [4].
Энергетика республики Узбекистан преимущественно развивается за счет ТЭС, сжигающих природный газ, поставляемый им по ценам ниже рыночных цен в несколько раз. Поэтому современный уровень соотношения показателей удельных капитальных вложений и стоимости энергии, вырабатываемой за счет ВИЭ и традиционной энергетикой является одним из основных препятствий на пути развития ВИЭ в республике.
Особо следует остановиться на аргументах в пользу развития ВИЭ, которые вытекают из сложившейся структуры
Таблица 1
Факторы обеспечения роста ВВП и требуемый уровень эффективности использования топливно-энергетических ресурсов
Наименование индикаторов Прогноз 2030 г.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Ожидаемый спрос на первичные ТЭР, тыс. т.у.т. 87,90 89,83 92,025 96,715 98,325 105,0
Энергоемкость ВВП, кг н.э/тыс. долл. 0.52 0.49 0.46 0.35 0.30 0.28
Источник: расчеты автора на основе данных Статистического ежегодника Республики Узбекистан за 2015 г.
мощностей в энергетике республики, а также определяются установившимися темпами роста потребности в электроэнергии:
— на протяжении нескольких лет потребность в электроэнергии в республике практически не имеет роста. В этих условиях ориентироваться на обеспечение прироста потребности в электроэнергии путем развития традиционной энергетики с крупными энергоблоками не имеет смысла. Это может привести к снижению надежности электроснабжения, а также создать дополнительные проблемы и неэффективное использование мощностей в периоды пиковых нагрузок. Из сказанного можно сделать вывод, что республика получила некоторый «тайм-аут» для развития традиционной энергетики (исключая вопросы модернизации существующих электростанций). В этот период:
— развитие традиционной энергетики не только неэффективно, а с точки зрения надежности энергообеспечения небезопасно;
— в этих условиях республика получает хороший шанс для развития энергетики на базе использования ВИЭ;
— в свою очередь, если развитие традиционной энергетики в республике заведомо предполагает импорт энергетического оборудования, для производства которого республика не располагает необходимым научным, проектным и техническим заделом, то развитие ВИЭ, напротив, может способствовать становлению национальной промышленности по производству комплектующих и оборудования для отдельных направлений ВИЭ. В частности это могут быть гидротурбины средней, малой и микро мощности, ветроустановки и солнечные энергетические установки, комплексы, электростанции.
Опыт Европейских стран показывает, что, несмотря на то, что первоочередными объектами для возобновляемой энергетики являются потребители, находящиеся в районах с полным отсутствием централизованного электроснабжения, наибольшие объемы производства энергии от ВИЭ могут быть получены только при их работе на общую сеть. Например, большие ветротурбины требуют реактивной энергии для своей работы, которую могут пот-
Таблица 2
Удельные капитальные вложения и стоимость производства электроэнергии при использовании различных видов ВИЭ
№ Виды возобновляемых источников энергии Капитальные вложения, долл/кВт Стоимость электроэнергии, цент/кВт-ч
2005 г. 2030 г. 2005 г. 2030 г.
Возобновляемые источники
1 Биомасса 1000-2500 950-1900 3,1-10,3 3,0-9,6
2 Геотермальная энергетика 1700-5700 1500-5000 3,3-9,7 3,0-8,7
3 Большая гидроэнергетика 1500-5500 1500-5500 3,4-11,7 3,4-11,5
4 Малая гидроэнергетика 2500 2200 5,6 5,2
5 Солнечная фотоэнергетика 3750-3850 1400-1500 17,8-54,2 7,0-32,5
6 Солнечная теплоэнергетика 2000-2300 1700-1900 10,5-23,0 8,7-19,0
7 Приливная энергетика 2900 2200 12,2 9,4
8 Морская ветроэнергетика 1500-2500 1500-1900 6,6-21,7 6,2-18,4
9 Наземная ветроэнергетика 900-1100 800-900 4,2-22,1 3,6-20,8
Традиционная энергетика
10 Атомные электростанции 1500-1800 - 3,0-5,0 -
11 Теплоэлектростанции на угле 1000-1200 1000-1250 2,2-5,9 3,5-4,0
12 Теплоэлектростанции на газе 450-600 400-500 3,0-3,5 3,5-4,5
Источник: Международное энергетическое агентство, 2005 год.
реблять от централизованных энергосетей. Также стохастический характер энергии ветра и солнца требует применения резервного электроснабжения, что обуславливает присоединение таких установок к сетям централизованного электроснабжения [8].
В целом, для развития ВИЭ в республике существуют все необходимые предпосылки: экологические, экономические, социальные и энергетические. Тем не менее, для дальнейшего развития инновационной энергетики в республике требуется принятие следующих мер:
— государственные субсидии (как мера, которую невозможно избежать на начальном этапе) в научно-исследовательские работы по ВИЭ, в создание пилотных и демонстрационных проектов по использованию ВИЭ, по стимулированию привлечения средств частных инвестиций;
— создание специального фонда по развитию ВИЭ, объединенного с фондом по экономии топливно-энергетических ресурсов;
— в законодательном порядке введение фиксированных СЗТ (специальных закупочных тарифов) на период не менее 15-20 лет с дифференциацией тарифов по видам ВИЭ (солнце, ветер, гидроэнергия, биомасса и т.д.), по регионам страны (энергодефицитные районы, в зависимости от наличия потенциала тех или иных видов ВИЭ);
— включению в обязательном порядке в бизнес-планы новых инвестиционных проектов — потребителей энергии, самостоятельного раздела, предусматривающего создание локального источника по использованию ВИЭ, покрывающего потребности потребителя в энергии в объеме не менее 5% (возможно и больше в зависимости от региона) от заявленной мощности подсоединения к центральной электрической или тепловой системе (эта система предлагается в замен действующей в других странах системы, устанавливающей соответствующую плату за подключение новых предприятий к электрическим сетям общего пользования);
— введение бальной системы (LEED), позволяющей быстро произвести оценку зданий на предмет ее соответствия требованиям (рекомендациям, предложениям) по энергобережению, разработать для зданий с различными баллами соответствующие мероприятия по использованию ВИЭ для частичного покрытия собственной потребности в энергии.
Таким образом, принятие данных мер должно стимулировать ускоренное развитие инновационной энергетики в республике Узбекистан, что в свою очередь будет способствовать устойчивому развитию не только топливно-энергетического комплекса республики, но и национальной экономики в целом.
Литература
1. О приоритетах развития промышленности в Республике Узбекистан в 2011-2015 годах: Постановление Президента И. Каримова от 15 декабря 2010 года. // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2010. — № 50. — ст. 472; 2011. — № 50. — ст. 512.
2. Постановление Президента И. Каримова №ПП-1668 от 27.12.2011 г. «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2012 год» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2011.
3. Национальный доклад по Республике Узбекистан / Д. Абдусаламов; Сост. в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН «Повышение синергетического эффекта национальных программ стран-членов СНГ по энергоэффективности и энергосбережению для повышения их энергетической безопасности». — Ташкент: ГАК «Узбекэнерго», 2013.
4. Увраимов И.А. Обзор ключевых трендов на мировом и центральноазиатском нефтегазовом рынке // Узбекский журнал нефти и газа. Спец выпуск. Ташкент. — 2013. — май. — С.28-35.
5. Аллаев К.Р. Энергетика мира и Узбекистана. — Ташкент: «Молия», 2007. — С.388.
6. Альтернативные источники энергии: возможности использования в Узбекистане: Аналитический доклад / Центр экономических исследований. ПРООН, 2011. — 74 с.
7. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб. пособие / А.А. Андрижиевский, В.И. Володин. — Мн.: Выш. шк., 2005. — 294 с.
8. Бикеева Э. Энергетическая политика в Узбекистане: перспективы развития энергетического сектора и ориентиры диверсификации баланса первичных энергоносителей в рамках перехода к ресурсосберегающей модели развития: Аналитический доклад. ИПМИ 2015 г.
9. Аллаева Г.Ж. Энергосбережение как фактор повышения эффективности при внедрении инновационных технологий на предприятиях ТЭК // Проблемы энерго- и ресурсосбережения. — 2014. — №4. — С. 212-215.
БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ В БРАЗИЛИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.Г. Ишмуратова,
начальник отдела экономики Научно-производственной фирмы «Биомаг» (г. Уфа),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье обобщается опыт Бразилии в преодолении бедности. Рассмотрены причины бедности, пути и проблемы ее преодоления. Быстрый экономический рост рассматривается как главный фактор в борьбе с бедностью, хотя в последнее время отмечался приоритет социальных программ в экономике, что негативно отразилось на ее темпах развития
Ключевые слова: Бразилия, развивающаяся экономика, демократия, бедность, социальное неравенство, обусловленные денежные трансферты
УДК 330 ББК: У9(7Бр)0-18,0 , Т3(7Бр)5/6,02
Бразилия всегда была страной контрастов. Занимая шестое место в рейтинге крупнейших экономик мира и четвертое место среди демократических государств по численности населения, Бразилия представляет собой большую страну с огромными амбициями. В то же время любой приехавший в
Бразилию может сказать, что в стране имеются такие проблемы, как неравенство и бедность. Несмотря на современные ландшафты и продвинутые технологии, утонченность образованных представителей среднего и высшего классов общества, 60% населения страны живет в бедности. Распределение богатства