Научная статья на тему 'Проблема долгов коммерческих организаций в Республике Армения'

Проблема долгов коммерческих организаций в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / REPUBLIC OF ARMENIA / COMMERCIAL ORGANIZATION / FINANCIAL RESPONSIBILITIES / ENTREPRENEURSHIP / OVERDUE ACCOUNTS RECEIVABLE / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авакян Б. А.

В статье исследована структура обязательств и просроченных задолженностей крупных и средних коммерческих организаций нефинансового сектора экономики Республики Армения (РА), а также данные о накопившихся обязательствах по кредитам и займам этих организаций за период 1995-2014 гг. Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что собственные (внутренние) ресурсы развития коммерческих организаций РА очень ограничены и зависят, прежде всего, от доступности банковских кредитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of debts of commercial organizations in the Republic of Armenia (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes the structure of financial obligations and overdue accounts of largeand medium-scale commercial organization in the non-financial sector of the Republic of Armenia, as well as data about accumulated debt for loans and credits of such organization over the period between 1995 and 2014. The author concludes that internal resources of commercial organizations in the Republic of Armenia are very limited and depend primarily on the accessibility of bank credits

Текст научной работы на тему «Проблема долгов коммерческих организаций в Республике Армения»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПРОБЛЕМА ДОЛГОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Б.А. Авакян,

заместитель главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье исследована структура обязательств и просроченных задолженностей крупных и средних коммерческих организаций нефинансового сектора экономики Республики Армения (РА), а также данные о накопившихся обязательствах по кредитам и займам этих организаций за период 1995-2014 гг. Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что собственные (внутренние) ресурсы развития коммерческих организаций РА очень ограничены и зависят, прежде всего, от доступности банковских кредитов.

Ключевые слова: Республика Армения, коммерческая организация, финансовые обязательства, предпринимательская деятельность, просроченная задолженность, финансово-экономический кризис.

У03(2Ар)74я431

Согласно статье 2 («Предпринимательская деятельность») Гражданского кодекса Республика Армения «Предпринимательством является независимая, основанная на собственном риске деятельность юридического лица, основной целью которой является получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или предоставления услуг» [1]. Статья 50 («Понятие юридического лица») кодекса определяет, что юридическим является лицо, которое обладает отдельной собственностью и несет ответственность по своим обязательствам этой собственностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность, выступать в суде в качестве истца или ответчика.

Как известно, юридическими лицами могут быть организации по роду своей деятельности преследующие цель полу-

2500

2000

чения прибыли (коммерческие), или не преследующие цели получения прибыли (некоммерческие) и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческой организацией, могут быть созданы в виде экономических сообществ и обществ. Кооперативы, в зависимости от рода их деятельности, могут быть организациями, преследующими цель получения прибыли (коммерческими) или не имеющими подобной цели (некоммерческими).

Согласно законодательству некоммерческие организации, наряду со своей основной деятельностью, могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, но только в тех случаях, когда это служит целям, для осуществления которых они созданы.

1500

1000

500

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ^■ГосударственныПдолгРА, млрд. драм —^СоотаошенлегосудлрственогодолгаРА кВВП, %

График 1. Динамика показателей государственного долга РА и соотношения государственного долга к ВВП [4]

© ПСЭ, 2016 169

Таблица 1

Внутренний и внешний государственный долг РА в 2013—2015 годах и его структура [2, 3]

ми, с помощью которых создается экономическая среда. Они создают рабочие места и обеспечивают население рабочими местами, следовательно, и доходами, одновременно обеспечивая львиную долю денежных поступлений государственного бюджета страны.

В любой стране отношения, связанные с долговыми обязательствами, имеют существенное воздействие на формирование предпринимательской среды и уровень экономической активности. Показатели государственного долга (внутреннего и внешнего) РА приведены в таблице 1, из которой следует, что по состоянию на 31.12.2015 г. государственный долг РА перешёл границы 5 млрд долларов США и составил 5071,031 млн долл. (рост по сравнению с предыдущим годом составил 629,511 млн долл.), 85% которого выпало на долю внешнего долга, а 15% — на долю внутреннего. Примечательно, что существенную долю внутреннего долга (86,9%) составили государственные займы, приобретённые резидентами РА.

Необходимо отметить, что в 2000 г. соотношение государственный долг РА / ВВП составляло 49%, которое, понизившись в 2008 году, достигло своего самого низкого уровня (16%). Оно резко возросло в 2009 году, составив 41%, а в 2014 году составило 43,6% (см. график 1).

В перспективе неблагоприятного развития такого важного показателя макроэкономики как государственный долг РА (достаточно отметить, что если в 2013 г. процентные выплаты правительства РА составили ВВП 1,09%, то в 2014 г. — 1,27%), важное значение приобретает изучение, анализ динамики данных, структуры долга коммерческих организаций и разработка соответствующих поручений. Как известно, долги коммерческих организаций делятся на 2 группы. Дебиторский долг (accounts receivable) — это сумма долга организации, подлежащая уплате со стороны юридических или физических лиц (дебиторов), которая сформировалась в результате экономических взаимоотношений последних. Кредиторский долг (accounts payable) — это временно привлеченные средства со стороны организаций, которые подлежат возврату соответствующим юридическим или физическим лицам (кредиторам).

В таблице 2 приведена динамика кредиторских и дебиторских долгов организаций РА в 1995-2014 гг. Из данных таблицы можно сделать следующие выводы:

- в 2000 г. по сравнению с 1995 г. кредиторские долги возросли на 424,4%, дебиторские долги — на 370,3%, то есть показатель «опережения» кредиторских долгов по отношению к дебиторским долгам составил 1,146. Эти показатели в 2005 г. по сравнению с 2000 г. составили соответственно 62,8%, 73,7%, 0,852, в 2010 г. по сравнению с 2005 г. соответственно 103,3%,

Таблица 2

Кредиторские и дебиторские долги крупных и средних нефинансовых коммерческих организаций РА,

в млн драмах [5, 6, 7, 8, 9, 10]

31.12. 2013 31.12. 2014 31.12. 2015 Изменение: 2015 г. по сравнению с 2014 г.

Государственный долг РА 1861265,9 2109590,8 2453111,5 343520,7

4588,467 4441,524 5071,031 629,511

в том числе:

внешний долг 15811615,9 1797860,5 2084748,1 286887,6

3899,063 3785,208 4309,557 524,349

в том числе:

Долг правительства РА 1375441,8 1588895,8 1854320,3 265424,5

3390,063 3345,255 3833,220 487,965

Долг центрального банка РА 206174,1 208964,7 230427,8 21463,1

508,269 439,953 476,337 36,384

Внутренний долг 279650,0 311730,3 368363,3 56633,0

689,404 656,316 761,475 105,159

в том числе:

Государственные займы, приобретенные резидентами РА 273506,0 289443,1 320019,5 30576,4

674,258 609,392 661,539 52,147

Государственные займы в иностранной валюте, приобретенные резидентами РА 1906,5 19367,8 47382,3 28014,5

4,700 40,777 97,948 57,171

Кредиты и займы 3245,1 1899,9 0,0 -1899,9

8,000 4,000 0,000 -4,000

Внутренние гарантии 992,3 1019,5 961,5 -58,0

2,446 2,146 1,988 -0,158

Примененный обменный курс драм РА/доллар США 405,64 474,97 483,75 8,78

Примечание: в числителе — млн драм, в знаменателе — млн долларов США.

Коммерческие организации вместе с частными предпринимателями формируют основу предпринимательства любой страны. Они являются теми основными звеньями или ячейка-

Год Кредиторские долги В том числе просроченные Дебиторские долги В том числе просроченные Превышение кредиторских долгов над дебиторскими Превышение просроченных кредиторских долгов над просроченными дебиторскими долгами Долги по линии кредитов и займов банков

1995 139731,0 9770,0 116248,0 13356,0 23483,0 - -

1997 228771,0 24598,0 130309,0 7735,0 98462,0 16863,0 -

1999 531799,0 42006,0 519989,0 26594,0 11810,0 15412,0 -

2001 543827,0 36804,0 398668,0 49529,0 145159,0 - -

2003 436326,0 12679,0 266581,0 6474,0 169745,0 6205,0 -

2005 372441,0 19506,0 317207,0 60279,0 55234,0 -40773,0 -

2007 289289,1 1228,0 366344,6 1040,8 -77055,5 187,2 -

2009 334474,0 732,1 372814,2 3056,7 -38340,9 -2324,6 1114396,3

2011 675190,1 207,7 571403,9 6649,6 103786,2 -6441,9 1618844,6

2012 553547,4 743,7 558013,5 13334,5 -4466,1 -125908,0 1935534,5

2013 602481,8 822,5 613088,8 13708,9 -10606,5 -12886,4 1891425,7

2014 661145,5 1995,5 663200,5 16377,0 -2055,0 -14381,5 2374998,1

Всего 19952014 гг. 8613659,0 365245,2 7650581,3 365839,1 963377,5 -93440,1 10138018,8

Справочно: среднегодовой обменный курс драма РА к доллару США в 1995-2014 годах составлял соответственно: в 1995 г. — 405,9, в 1997 г. — 490,8, в 1999 г. — 535,1, в 2001 г. — 555,1, в 2003 г. — 578,8, в 2005 г. — 457,7, в 2007 г. — 342,1, в 2009 г. — 363,3, в 2011 г. — 372,7, в 2012 г. — 372,5, в 2013 г. — 401,7, в 2014 г. — 415,9.

2628,3

-1-1-1-1-Г-1-1-1-1-Г-1-11995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Годы

График 2. Обязательства крупных и средних коммерческих организаций РА нефинансовой сферы

в 1995-2014 гг. [5, 6, 7, 8, 9, 10]

152,7%, 0,889, в 2014 г. по сравнению с 2010 г. - 131,2%, 136,9%, 0,958. В общем, в 2014 году по сравнению с 1995 г. эти показатели составили 473,2%, 570,5%, 0,829;

- в 1995-2014 гг. превышение кредиторских долгов над дебиторскими составило 963,1 млрд драм, превышение дебиторских долгов над кредиторскими 138,1 млрд драм.

Приведённые данные свидетельствуют об углублении «долгового кризиса» между коммерческими организациями РА при котором «все должны всем». Доказательством отмеченного является превышение просроченных кредиторских долгов по отношению к просроченным дебиторским долгам в 1995-2014 гг., которое составило 93,4 млрд драм (причём, эта величина в 2012-м году составляла 125,9 млрд драм, в 2015 — 12,9 млрд драм, в 2014 г. — 14,4 млрд драм), а просроченные дебиторские долги — соответственно 7650,6 млрд драм, 558,0 млрд драм, 613,1 млрд драм и 663,2 млрд драм.

Исходя из анализа динамики обязательств и просроченных долгов коммерческих организаций РА за 1995-2014 годы, следует, что обязательства по среднегодовым показателям 1995-2014 гг. составили 926,3 млрд драм, из которых просроченные долги 11,5 млрд драм (1,2%). Причём, кредиторские долги составили по отношению ко всем 56,6% (417,0 млрд

драм), в том числе — просроченные долги 1,1% (9,9 млрд драм), а обязательства по полученным кредитам и займам составили 43,4% (551,6 млрд драм), из которых просроченные долги 0,4% (или 3,7 млрд драм).

По сравнению с 1995 годом был замечен резкий рост обязательств коммерческих организаций РА в 1997 году (рост составил примерно в 2 раза, дойдя до 307,6 млрд драм), в 1998 году по сравнению с предыдущим годом рост долговых обязательств составил 2,1 раза, достигнув 650,4 млрд драм. Рост обязательств продолжался до 2001 года (в 2000 году он составил 763,7 млрд драм), после чего было замечено понижение обязательств (в 2006 году составив 653,7 млрд драм). Начиная с 2007 года рост обязательств продолжился, он дошёл до пика в 2014 году (составив 2628,3 млрд драм), по отношению к 2006 году составил 402,1% (см. график 2).

Из графика 2 следует, что в период с 1995-2014 годов на обязательства организаций РА существенное воздействие оказали азиатский и мировой финансово-экономический кризисы соответственно 1997-1998 годов и 2008-2009 годов. Изменения обязательств организаций РА в до — и послекризисные годы наилучшим образом отражают ту тесную связь, которая существует между отмеченными двумя явлениями (кризиса-

1995

2000

2005

2010

2014

¡Просроченные обязательства

'Кредиторские долги

Просроченные кредиторские долги

J Долшпополученным кредитами займам

Пр осроченные долпто полу ч енным кредшамп займам

График 3. Структура обязательств и просроченных долгов крупных и средних нефинансовых коммерческих

организаций РА, в % [5, 6, 7, 8, 9, 10]

1 7 1

700

670

< 640

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и* 610

ч

580

550

£ 520

О 490

Ё i1 460

i 430

ч ÍT 400

К 370

И 340

а. о 310

fc¡ р 280

О* я 250

й 220

190

160

130

675,2 661

593 V 5 43,4 С 02,5

531 / Í53 5

503, /

/ 4' >4.5 /

4У-

\ 390,9

372, 1

3 ¿8,1

347/ ( 349,2 >

1 89,3

22«, SJ

_ L39.7

171

1995 1996 19971998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Годы

График 4. Кредиторские задолженности крупных и средних коммерческих организаций нефинансовых отраслей в 1995-2014 годах

ми и долговыми обязательствами). Примечательно также, что если в 1995-2000 гг. обязательства организаций РА (первый этап обязательств), начиная с 2000 г. стабилизировались и до 2006 г. включительно показывали стабильность и динамику понижения (второй этап), то, начиная с 2006 г. начался третий этап роста обязательств, который дошёл до своего пика в 2014 г. и по сравнению с 2013 г. возрос на 122,3% (см. график 3).

Иными словами, если «азиатский» кризис, начавшись в 1995-м году «стабилизировался» спустя 5 лет и начал терять свой темп, то внезапность наступления мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. была лишь кратковременным предвестником более серьезных изменений. Так, рост долговых обязательств коммерческих организаций продолжился в 2008-2014 гг., имея более быстрый темп.

Такова «судьба» стран имеющих малую и открытую экономику в современном глобальном мире, в котором преобладают экономические отношения интеграции и взаимозависимости. Поэтому были не обоснованы и не аргументированы мнения премьер-министров тех времён о том, что экономические кризисы не будут касаться экономики РА, поскольку она в общем слабо интегрирована в мировую экономику и не представлена на рынке ценных бумаг. На самом деле мы имеем дело с другой реальностью, а способы проявления кризиса налицо. Эту простую истину надо понимать, и в будущем, в подобных случаях, надо учитывать и разрабатывать соответствующие антикризисные программы (что с нашей стороны не было сделано в обоих случаях). Более того, коммерческие организации РА были преданы стихии экономических кризисов, в результате чего они оказались в «капкане» обязательств. То, что в 2008-2009 гг. мировой экономический кризис имел большую «глубину» (не имеем в виду только падение ВВП на 14% в 2009 г. и последующее значительное замедление экономического роста) наглядно подтверждается на графике 4.

Из графика 4 следует, что кредиторские долги организаций РА имели почти такое же «поведение», что и их обязательства. Основное отличие состоит в том, что кредиторские задолженности в указанном промежутке времени достигли своего «пика» в 2011 г., а не в 2012 г. (что было заметно в отношении обязательств), и если показатель обязательств 2013 г. по сравнению с 2012 г. понизился, то кредиторские долги 2013 г. по сравнению с 2012 г. только возросли.

Динамика кредиторских долгов коммерческих организаций нефинансовой сферы РА в 1995-2014 гг. приведена на графике 5. На графике показаны долги коммерческих организаций РА, образовавшиеся по полученным кредитам и займам.

Если судить исходя из данных приведенных на графике 5, то становится очевидным, что долги, полученные за кредиты и

займы, скачкообразно возросли именно в 1995-2014 гг. (рост в 1998 г. по сравнению с 1995 г. составил около 8 раз), после чего, начиная с 1999 по 2006 гг., они увеличились на 247,8%. С 2007 г. отмеченные долги имели скачкообразный рост. Достаточно отметить, что полученные за кредиты и займы долги организаций РА в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом возросли на 167,4%, в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом - на 160,7%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. - на 122,1%. Показатель 2012 г. превзошел показатель 2006 г. на 537,0%, то есть финансово-экономическое состояние организаций РА (имеем ввиду собственно воспроизводство ресурсов и в первую очередь денежных средств) год от года, начиная с 1995 г., было близко к «кризисному» состоянию, которое особенно ярко видно в 2006-2007 и последующих годах. Примечательно, что эти долги продолжали расти вплоть до 2012 г. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. они снизились на 5,3%, а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. они снова возросли на 127,3%.

Долги коммерческих организаций РА за полученные кредиты и займы в период 1995-2014 гг. имели тенденцию постоянного роста и в структуре обязательств этих организаций вместо 9,6% в 1995 г. в 2014 г. составили 74,8% (в 2013 г. - 72,0%). В той же пропорции (в составе 100%) изменились только кредиторские долги в составе только обязательств. Отметим также, что в ряду 1995-2014 гг. 2014 г. имел самый высокий показатель, что означает спад внутренних воспроизводительных возможностей организаций РА.

Подобная зависимость коммерческих организаций от банковской системы объясняется ростом кредитных вложений коммерческих банков. Достаточно отметить, что кредитные вложения коммерческих банков в отрезке 1995-1998 гг. увеличились на 257,1%, в основном за счет роста краткосрочных кредитных вложений (которые в 1997 году составляли всего 99,9%). Кредитные вложения коммерческих банков в 1999-2006 гг. возросли на 319,0% (за счет роста проходных долгосрочных кредитных вложений, в результате чего долгосрочные кредитные вложения всего в составе кредитных вложений 1999 г. с 49,5% в 2006 г. достигли 63,2%). Быстрый рост кредитных вложений наблюдается особенно в 2006-2008 гг. (в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом они возросли на 124,1%, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом — на 177,9%, в 2008 г. — на 148,9%). Они продолжали расти также и в последующие годы и в 2014 году составили 1994,5 млрд драм (что превысило уровень 2006 г. около 8,4 раз, а уровень 2009 г. — более чем на 275%). В отмеченном периоде нужно считать положительным явлением увеличение части долгосрочных кредитов в составе кредитных вложений коммерческих банков, которое в 2014 г. составило 82,8%.

2000 1900 Н

1967,2

1545,8

1995 199Ъ1997 19981999 2000 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Годы

График 5. Долги средних и крупных коммерческих организаций нефинансовых отраслей, образовавшиеся по полученным кредитам и займам в 1995-2014 годах

Долги коммерческих организаций РА по отраслям экономики. Заметный интерес представляет структура кредиторских и дебиторских долгов организаций РА по отдельным отраслям экономики. В составе как кредиторских, так и дебиторских долгов большая часть приходится на долю промышленности. Так, в 1995 г. в составе кредиторских долгов доля промышленности составила 58,1%, строительства — 7,2%, транспорта — 4,1%, связи — 2,7%. В составе дебиторских долгов вес указанных отраслей составил соответственно 49,8%, 5.7%, 5,0%. В 2000 г. в составе кредиторских долгов организаций РА доля промышленности составила 71,2%, в составе дебиторских долгов — 55,0%, в 2005 г. соответственно 74,2% и 76,5%, в 2009 г. — 51,2% и 54,8%, в 2010 г. — 46,6% и 49,0%, в 2013 г. — 53,7% и 54,9%, в 2014 г. — 58,9% и 54,9%. Эти данные за 1995-2014 гг. в итоговой величине составили 59,2% и 58,0%. В 2014 г. кредиторские долги промышленности составили 661,1 млрд драм, а дебиторские — 663,2 млрд драм. Этот рост долгов по сравнению с долгами предыдущего года увеличился соответственно на 58,6 млрд драм и 50,1 млрд драм. В последние годы значительно увеличились также и коммерческие долги, которые в 2014 г. составили 22% кредиторских долгов и 23,9% дебиторских долгов, т.е. по отношению к долгам предыдущего года они увеличились соответственно на 36,8 и 25,1 млрд драм.

Промышленные обязательства в основном формируются из суммы показателей его трех составляющих — «Горнодобывающей промышленности и использования открытых рудников», «Обрабатывающей промышленности» и «Снабжения электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом».

В 2011 г. на долю кредиторских долгов промышленности (262,6 млрд драм) 16,7% выпало на первую из вышеперечисленных подотраслей, 47,4% — на вторую, 35,9% — на третью. В общей величине дебиторских долгов промышленности доля отмеченных подотраслей (в 2011 г. — 254, 6 млрд драм) составила соответственно 7,9%, 52,3%, и 39,8%.

В 2012 г. 9,1% кредиторских долгов промышленности (298,9 млрд драм) выпало на горнодобывающую промышленность и использование открытых рудников, 53,1% — на обрабатывающую промышленность, а 37,8% — на снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом. В составе дебиторских долгов (284,0 млрд драм) доля отмеченных подотраслей составила соответственно 8,3%, 54,0%, и 37,7%. Эти показатели в 2013 году по части кредиторских долгов (323,4 млрд драм) составили соответственно 13,0%, 44,0% и 43,0%, а по части дебиторских долгов (336,6 млрд драм) — 10,2%, 46,2% и 43,6%.

Эти показатели по части кредиторских долгов (389,5 млрд драм) в 2014 г. составили соответственно 11,4%, 50,3% и 38,3%,

а по части дебиторских долгов (346,4 млрд драм) — 7,4%, 52,7% и 39,9% (таблица 3).

Долги организаций РА по линии банковских кредитов и займов к концу 2013 года составили 71,2% (11,0% — на горнодобывающую промышленность и использование открытых рудников, 31,6% — на обрабатывающую промышленность, 28,6% — на снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом), на строительство — 2,8%, на торговлю — 11,2%, на перевозки и складское хозяйство — 3,4%, остальное (11,4%) — на другие подотрасли.

Эти показатели на 2014 год составили соответственно 1967,2 млрд драм, 71,5% (10,8%, 36,7%, 24,0%), 2,2%, 12,2%, 1,7%, 12,4% (таблица 3).

По нашему мнению, с целью разрешения проблем, связанных с выполнением обязательств и выплатой просроченных долгов, необходимо, чтобы правительством были предприняты ряд мер, основные из которых заключаются в следующем:

Необходимо разработать и представить на утверждение Национального Собрания РА закон «О программе по первоочередным мероприятиям оздоровления экономики Республики Армения». Целью такой программы должно стать преодоление кризисных явлений в экономике с применением инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, притом желательно, чтобы программа предусматривала трехлетний горизонт мероприятий, с разбивкой по годам и конкретным мероприятиям.

Основным содержанием программы должны стать мероприятия, направленные на уменьшение долговых обязательств коммерческих организаций, представленных в реальном секторе экономики: промышленности, в том числе — горнодобывающей и обрабатывающей, секторе снабжения электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, транспортном и складском хозяйстве. Основной раздел программы следует посвятить диагностике возникновения кризисных ситуаций и предпосылок (в том числе — пропусков и недочетов в законодательстве), которые привели к углублению долгового кризиса вместо того, чтобы способствовать его разрешению.

Нами предлагается провести анализ, состоящий из следующих этапов: 1) выявление объектов исследования; 2) определение критериев оценки кризисной ситуации; 3) определение ответственных за проведение отдельных мероприятий лиц; 4) анализ бизнес-среды; 5) обоснование предположений; 6) разработка программы и выбор стратегии ее развития. В качестве основной цели программы должна быть принята та, что коммерческая организация не только будет в состоянии продолжить свою деятельность, но и согласно плану действий сможет про-

Таблица 3

Кредиторские и дебиторские долги организаций в РА и их структура в 2012—2014 годах [5]

Показатель Всего Из них

Горнодобывающая промышленность и использование открытых рудников Обра-батыва- ющая промышленность Снабжение эл. энергией, газом, паром и кондиционированным воздухом Строитель-ство Розничная и оптовая торговля Перевозки и складское хозяйство Другие подотрасли

2014 год

Кредиторские долги 661145,5 44288,5 195809,9 149380,5 43079,6 145169,3 16106,7 67311,0

100,0 6,7 29,6 22,6 6,5 22,0 2,4 10,2

Из них просроченные 1995,5 0,0 308,6 90,4 265,0 2,8 5,2 1323,5

100,0 0,0 15,5 4,5 13,3 0,1 0,3 66,3

Дебиторские долги 663200,5 25632,0 182484,9 138311,2 34264,1 158518,7 18433,5 105556,1

100,0 3,9 27,5 20,9 5,2 23,9 2,8 15,9

Из них просроченные 16377,0 0,0 1648,0 12789,0 379,3 374,3 8,9 1177,5

100,0 0,0 10,1 78,1 2,3 2,3 0,1 7,2

Превышение кредиторских долгов над дебиторскими -2055,0 18656,5 13325,0 11069,3 8815,6 -13349,3 -2326,8 -38245,3

100,0 -907,9 -648,4 -538,7 -429,0 649,6 113,2 1861,1

Превышение просроченных кредиторских долгов над просроченными дебиторскими долгами -14381,5 0,0 -1339,3 -12698,6 -114,3 -371,4 -3,7 145,8

100,0 0,0 9,3 88,3 0,8 2,6 0,0 -1,0

2013 год

Кредиторские долги 602481,8 41921,2 142420,9 139019,6 62026,8 108434,9 36372,9 72285,5

100,0 7,0 23,6 23,1 10,3 18,0 6,0 12,0

Из них: 822,5 0,0 364,7 88,7 0,0 64,9 102,1 202,1

100,0 0,0 44,3 10,8 0,0 7,9 12,4 24,6

дебиторские 613088,2 34466,9 155274,6 146861,8 27177,3 133368,2 15972,8 99966,6

100,0 5,6 25,3 24,0 4,4 21,8 2,6 16,3

Из них просроченные 13708,9 0,0 1541,7 10156,1 386,3 259,2 118,1 1247,5

100,0 0,0 11,2 74,1 2,8 1,9 0,9 9,1

Превышение кредиторских долгов над дебиторскими -10606,5 7454,3 -12853,7 -7842,2 34849,5 -24933,3 -20400,1 13119,0

100,0 -70,3 121,2 73,9 -328,6 235,1 192,3 -123,7

Превышение просроченных кредиторских долгов над просроченными дебиторскими долгами -12886,4 0,0 -1177,1 -10067,5 -386,3 -194,3 -16,0 -1045,2

100,0 0,0 9,1 78,1 3,0 1,5 0,1 8,1

Долги по линии банковских кредитов и займов 1545771,8 169558,9 488081,0 441726,3 43456,0 172924,8 52923,6 177101,2

100,0 11,0 31,6 28,6 2,8 11,2 3,4 11,5

2012 год

Кредиторские долги 553547,4 27164,7 158598,7 113130,7 57823,9 98542,2 37446,6 60840,6

100,0 4,9 28,7 20,4 10,4 17,8 6,8 11,0

Из них просроченные 743,7 0 256 162,9 2,3 174,3 28,6 119,6

100,0 0,0 34,4 21,9 0,3 23,4 3,8 16,1

Дебиторские долги 558013,5 23510 153446,2 107043,2 38117,1 110274,8 20901,7 104720,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100,0 4,2 27,5 19,2 6,8 19,8 3,7 18,8

Из них просроченные 13334,5 3,5 601 11112,9 348,4 89,3 247,6 931,8

100,0 0,0 4,5 83,3 2,6 0,7 1,9 7,0

Превышение кредиторских долгов над дебиторскими -4466,1 3654,7 5152,5 6087,4 19706,9 -11732,6 16544,9 -43879,9

100,0 -81,8 -115,4 -136,3 -441,3 262,7 -370,5 982,5

Превышение просроченных кредиторских долгов над просроченными дебиторскими долгами -12590,8 -3,5 -345 -10950 -346 85 -218,9 -812,4

100,0 0,0 2,7 87,0 2,7 -0,7 1,7 6,5

Примечание: в числителе — млн драм, в знаменателе — в процентах к общему.

вести конкретные мероприятия с целью недопущения нового долгового кризиса.

Замораживание долговых обязательств сроком от 1 до 3-х лет также может привести к разрешению ситуации. Если коммерческие банки и другие кредитные организации пойдут на уступки и предоставят реальному сектору возможность отсрочки по выплате долгов и выполнению обязательств, то велика вероятность того, что правительство в свою очередь предоставит таким банкам налоговые каникулы и другие льготы. 1 74

С целью увеличения «собственных» ресурсов коммерческих организаций нами предлагается внедрить более широкую практику применения ускоренной амортизации, которая позволяет создать амортизационный фонд, состоящий из собственных финансовых средств организации. Средства амортизационного фонда могут быть использованы как для простого воспроизводства, так и для усовершенствования имеющихся технологий и внедрения новых. Такая практика позволит уменьшить потребности коммерческих организаций в дорогих креди-

тах и других заимствованиях, которые предлагаются банками ке, которая не показывает устойчивую тенденцию к росту. Для

и другими кредитными организациями. решения этой проблемы необходимо развивать финансовый

Еще одна проблема связана с деятельностью финансово- рынок Армении таким образом, чтобы на нем были представ-

го рынка. Общепринятая практика предоставления кредитов лены не только коммерческие банки, но и такие участники

местными банками такова, что реальному сектору экономики рынка, каковыми являются: инвестиционные банки и фонды,

не предоставляются «дешевые деньги», притом в таком коли- пенсионные фонды, инвестиционно-дилерские организации,

честве и на тех условиях, которые устраивали бы коммерческую трастовые, страховые компании, венчурные компании, проме-

организацию. А международные кредитные организации не жуточные заемщики, а также международные организации,

заинтересованы в предоставлении кредитов такой экономи- занятые кредитованием бизнеса.

Литература

1. Гражданский кодекс Республики Армения. — Ереван: ЗАО «Официальный бюллетень РА», 2011. — С.8.

2. Социально-экономическое положение РА за январь-декабрь 2014 года. — Ереван: НСС РА, 2015. — С.106.

3. Социально-экономическое положение РА за январь-декабрь 2015 года. — Ереван: НСС РА, 2016. — С.106.

4. Государственный долг Республики Армения. — Ереван: Министерство финансов РА, 2015. — С. 6.

5. Статистический ежегодник Армении 2015. — Ереван: НСС РА, 2016, с. 393-395.

6. Статистический ежегодник Армении 2014. — Ереван: НСС РА, 2015, с. 396-398.

7. Статистический ежегодник Армении 2011. — Ереван: НСС РА, 2012, с. 403-406.

8. Статистический ежегодник Армении 2007. — Ереван: НСС РА, 2008, с. 383-385.

9. Статистический ежегодник Армении 2004. — Ереван: НСС РА, 2005, с. 414-418.

10. Статистический ежегодник Армении 1997, 1998. — Ереван: НСС РА, 2001, с. 366-369.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Г.Ж. Аллаева,

старший преподаватель кафедры экономики и маркетинга Ташкентского государственного технического университета

[email protected]

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития инновационной энергетики в Республике Узбекистан и роль инновационной энергетики в устойчивом развитии топливно-энергетического комплекса. Приводятся данные по прогнозным темпам роста мировой экономики, среднеразвитых стран и Узбекистана, факторы обеспечения роста ВВП в увязке с эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, а также показаны удельные капитальные вложения и стоимость производства электроэнергии при использовании различных видов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Исследуются перспективы развития ВИЭ, а также меры по вовлечению ВИЭ в энергетический баланс республики.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, топливно-энергетический комплекс, устойчивое развитие экономики, энергобаланс, энергоструктура, энергоемкость ВВП, возобновляемые источники энергии, инновационная энергетика, энергетические ресурсы, инвестиции, удельные капиталовложения, стоимость электроэнергии.

УДК 621.31:338 (075.8)

В условиях глобальной мировой конкуренции преимущество имеют те страны, которые смогли создать развитую инфраструктуру и институты по разработке, коммерциализации и внедрению инноваций. Ныне, когда все страны, хотя и в разной мере, испытывают последствия финансово-экономического кризиса, понятно, что из сложившейся ситуации с наименьшими потерями выйдут те из них, в которых своевременно будут приняты меры по перевооружению производства и освоению новых технологий, обеспечению за счет этого выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими издержками. Одной из важнейших мер по преодолению последствий финансово-экономического кризиса является ускоренное инновационное развитие топливно-энергетического комплекса. Это направление было и остается приоритетным в политике Республики Узбекистан [9].

Важным результатом экономических реформ, осуществляемых в Узбекистане, стало техническое и технологическое обновление одной из ключевых отраслей реального сектора — топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Принятыми мерами руководства страны Узбекистан еще в 1995 г. добился нефтяной и, в целом, энергетической независимости. В настоящее время, учитывая самообеспеченность республики, принимаются меры для среднесрочного и долгосрочного удовлетворения ее потребностей необходимыми качественными энергоресурсами на основе устойчивого инновационного развития отрасли.

Топливно-энергетический сектор играет ключевую роль в развитии экономики Узбекистана: в этот сектор направляется почти 50% капиталовложений, он дает 7% общего объема валового внутреннего продукта (ВВП). Осуществляются конкретные меры по повышению эффективности использования мощностей электростанций, снижению удельной энергоемкости, сокращению доли природного газа за счет увеличения использования угля в процессе энергопроизводства, на основе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, внедрения ресурсосберегающих технологий, и, как результат, обеспечение надежного и качественного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией в долгосрочной перспективе [1].

В то же время, в условиях глобализации мировой экономики, сокращения прироста невозобновляемых энергетических ресурсов, усиления конкуренции на мировых рынках жидких углеводородов и твердых видов топлива для обеспечения устойчивого экономического развития все большее значение приобретает модернизация существующих и разработка и внедрение новых технологий на предприятиях топливно-энергетического комплекса республики, а также поиск и широкое вовлечение новых альтернативных источников энергии в энергетический баланс страны. Также, одной из главных проблем в настоящее время является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не всегда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.