Научная статья на тему 'Проблемы формирования и получения знаний в системе образования'

Проблемы формирования и получения знаний в системе образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
326
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / НЕТОКРАТИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / IDENTITY / INFORMATION / KNOWLEDGE / SKILLS / EXPERIENCE / NETOCRACY / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панов Анатолий Иванович, Алябьева Т.К., Гончаров А.С.

В статье рассматриваются и анализируются некоторые сопоставительные аспекты создания и функционирования системы познания. От информации к знаниям и далее к умениям, от них к навыкам и, в конечном счёте, переход к нетократии. Проблемы, возникающие в этом процессе, создают большие трудности для студентов при формировании их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation and getting of knowledge in the education system

In this article some comparative aspects of the creation and operation of the learning system are examined and analyzed. From information to knowledge and then to skills, and from the skills to experience and eventually move to netocracy. Problems arising in the process create great difficulties for students in forming their identity.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и получения знаний в системе образования»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин =

А.И. ПАНОВ доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и права МГОУ*

Т.К. АЛЯБЬЕВА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права МГОУ

А.С. ГОНЧАРОВ аспирант кафедры политологии и права МГОУ

Проблемы формирования и получения знаний в системе образования

«Все люди от природы стремятся к знанию».

Аристотель

В статье рассматриваются и анализируются некоторые сопоставительные аспекты создания и функционирования системы познания. От информации к знаниям и далее к умениям, от них к навыкам и, в конечном счёте, переход к нетократии. Проблемы, возникающие в этом процессе, создают большие трудности для студентов при формировании их личности.

Ключевые слова: образование, личность, информация, знание, умения, навыки, нетократия, глобализация.

Panov A.I., Alyabyeva T.K., Goncharov A.S. The problems of formation and getting of knowledge in the education system. In this article some comparative aspects of the creation and operation of the learning system are examined and analyzed. From information to knowledge and then to skills, and from the skills to experience and eventually move to netocracy. Problems arising in the process create great difficulties for students in forming their identity.

Keywords: education, identity, information, knowledge, skills, experience, netocracy, globalization.

* Панов Анатолий Иванович, e-mail: ponchik.92@bk.ru

Нынешнее время получило название информационной эры. По всей видимости, от множества информации, поступающей в мозг человека. Но современным учёным и не очень учёным необходимо понять простой вопрос, от какого порогового уровня мы будем считать объём информации. Например для того чтобы запрячь лошадь в телегу человеку необходимо совершить около ста операций. Почти столько же, что и лётчику самолёта - истребителя для того, чтобы взлететь. Это первое. Второе - полезность и нужность этой информации. И третье, самое главное - иметь много информации это ещё совсем не значить иметь знание. Рассмотрим по линейке следующие этапы познания истины: 1 - информация, 2 - знание, 3 - умения, 4 - навыки. В перспективе нетократия.

Мир забит информацией. Для чего?

Приведём высказывание мирового светила в области психологии И.В. Смирнова: «Современное состояние науки и техники позволяет совершенно незаметно для сознания человека вводить в его память любую информацию без его ведома, которая усваивается как пища и становится своей... Человек говорит со своим собеседником по мобильному телефону. Разговор перехватывается и к разговору человека добавляется специально закодированный «шум». При этом люди не осознают, что к их разговору добавляются кодированные инструкции, которые воздействуют на их сознание. Через несколько дней после такого специального кодирования сознания человека с помощью мобильного телефона он бессознательно начинает выполнять все приказы, которые были вложены в его голову. Появляется возможность психологически зомбировать человека»1.

Она сама начинает себя создавать и поэтому человек разумный бьёт тревогу - информация начинает манипулировать людьми. Так было со времён, когда человек стал отходить от знаний, но не в такой степени и не с такой силой влияния. Начало - это энергия, затем информация, затем знания, затем умения, затем навыки, затем власть знания (нетократия). Сегодня образование, не замечая, не переходит в систему получения знания, с последующим переходом к умениям, а становится на путь потери знания и ухода от него, получения минимума знаний за ширмой большой

1 См.: Тайна зомбирования человека близка к разгадке. mindwar.ru/?p=98; cryptogsm.ru> news/79 (Дата обращения 21.05.13 г.)

массы информации. А если мало знаний, то тем более мало умений, и естественно ещё меньше людей, имеющих навыки, и в целом человечество уводится от нетократии, т.е. от власти знания. Для понимания этого процесса необходимо определить различия между информацией и знанием, после этого мы перейдём к процессу, умело скрывающему от нас знания. Именно процесс глобализации создаёт условия для отсечения массы людей от знаний и знания. Почему и для чего это делается, попробуем разобраться в этой статье.

Говоря о высшем образовании, мы подразумеваем подготовку в первую очередь студента, а затем послевузовское образование внутри самой системы. Что собой сегодня представляет студент? Это вчерашний школьник, напичканный информацией, в лучшем случае запомнивший отдельные её блоки. Российский ЕГЭ только подтверждает и закрепляет эту информацию для поступления в вуз. Где здесь воспитание личности? Где здесь научение творческому подходу к своей будущей специальности? В лучшем случае ознакомление с информационными технологиями. Но это не технологии получения знаний.

Россия была брошена двадцать лет назад в управленческие информационные системы, а это не только вчерашний день к познанию мира, но и уже тупиковое направление. Оно ложно и по форме и по существу. Учёные бьют тревогу, но чиновники от образования с ещё большей настойчивостью навязывают уже устаревшие управленческие информационные системы и информационные технологии и часто утверждают, что это и есть технологии знаний. Это терминологическое несоответствие не только отражает завуалированный увод от знаний, но и качественное передёргивание сути проблем, концепций и границ понятий. Школьник, затем студент получает большие объёмы широкодоступной информации, и при этом он уводится не только от полезной информации, но и главное - от знания. И мы всё больше осознаём недостаточность знаний.

Поэтому «Знание» становится ключевым условием новой экономики, глобальной гиперконкуренции и парадигмы глобального менеджмента, тем самым входя в противоречие с политикой получения знания. Необходимость знания для массы народа входит в противоречие с построением нового мирового порядка с резким разделением лиц, обладающих знаниями, и лиц, для которых будет доступна

только информация. Время неумолимо требует уже целой индустрии знаний, работников со знаниями, знаний как капитала, систем поддержки знаний, управления знаниями, производства знаний, организационного обучения, гиперзнаний и т. д. Наблюдается интересная закономерность: самыми богатыми, так называемыми цивилизованными, являются страны с капиталом в форме хорошего образования и человеческих ресурсов, а самые бедные опираются только на природное сырьё, иногда внешне являясь богатыми, но ничего не значащими в принятии решений глобального масштаба. Это и доказывает, что природные ресурсы сами по себе не являются ресурсами при отсутствии знаний.

Советский Союз был силён не только тем, что имел прекрасную образовательную школу, дающую знания, но и обладал ресурсами. Люди же, обладавшие знаниями, сами по себе становились не только ресурсом, но и силой, внушавшей опасения для своих конкурентов. Недаром отец американского атомного подводного флота адмирал X. Риковер 4 октября 1957 г. вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли заявил в Конгрессе США: «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования». Характерно и название закона, принятого в США в 1958 г.: «Закон об образовании в целях национальной обороны»1.

Эта опасность становилась реальностью, но Гарвардский проект разрушения СССР стал и разрушением системы образования. В результате основное внимание Запада направлено теперь именно на разрушение системы образования, существовавшей в СССР, по наследству перешедшей к государствам - участникам СНГ. Необходимо учитывать, что западная модель образования как минимум двухуровневая. Первый высший для элиты - здесь готовят для получения знаний. И второй уровень для массы - большой, разрекламированный и направленный только на отбор выдающихся от природы детей для дальнейшей их обработки с целью использования в своих интересах.

1 См.: Коропченко А.А. Образовательная политика государства и её влияние на социальную безопасность общества // Образование и общество. 2009, №3. jeducation.ru>3_2009/4.html (Дата обращения 18.10.2019 г.)

Нынешний Закон об образовании призван послужить пересозданию населения РФ «по образу и подобию» жителей колониальной страны. Дети «элиты» будут «образовываться» за рубежом, аборигенам же «лишние» знания ни к чему, много думать вредно. Об этом ещё д-р Геббельс в своё время говаривал: дешёвые зрелища, секс, пойло для «унтерменшей» достаточно1.

Сегодня многие возмущаются обилием информации, но никто не говорит о переизбытке знаний. Единственное сократовское «Я знаю, что я ничего не знаю» подталкивает людей к поиску знаний, овладению ими. При этом нужно помнить, что знания - это не высокий уровень информации: расширенной, комплексной, повышенной, имплицитной, совокупной и т. д., но всё же информации, есть переработанная информация в применении к развитию человека, его индивидуальной творческой личности. Оно направлено на достижении цели, к сожалению иногда и не всем полезной. От информации к знаниям как более высокой ступени познания. Этому процессу способствует книга. Но как пишет А. ГОРБУНОв (вице-президент, исполнительный директор АСКР), «общий тираж выпущенных книг снизился во всех странах, притом очень сильно. Только в Казахстане выпуск книг (по тиражам) остался на уровне 1990 г. (28,7 млн. экз.). В Беларуси к уровню 1990 г. он составил 90,7%, Азербайджане - 46,7%. В России выпуск литературы в 2007 г. составил всего 42,9%, Украине - 32,1%, Армении - 21,2%, Кыргызстане - 11,26%, Таджикистане - 7,6% от уровня 1990 года. ... Если в 1990 году практически во всех бывших союзных республиках средний тираж книги был выше 10 тысяч экземпляров, в настоящее время он колеблется от 6119 экземпляров в России до 998 в Армении»2.

Знание - это уже целенаправленное действие. А какова цель у обладающего знаниями? Вдруг он захочет именно власти, ибо знание и есть власть. Сегодня информация выдается за знание, В действительности же знание - это уже переработанная информация. Это анализ и действие. «От живого созерцания (информация. - авт. А.П.), к абстрактному мышлению (знанию. - авт. А.П.) и от него к прак-

1 «Древний Прокруст здесь, что называется, отдыхает» (Дата обращения 18.10.2019 г.)ruskline. ш/... rl/.../drevnij_prokrust_zdes_chto_nazyvaetsya_otdyhaet...

2 Книги в СНГ: сегодня и вчера. pro-books.ru>sitearticles/5798 (Дата обращения 18.10.2019 г.)

тике (умению. - авт. А.П.) - таков диалектический путь познания истины...», - писал вождь российских большевиков В.И. Ленин1. Довольно чёткая формула, но для современности уже далеко не полная. Ибо не охватывает такую составляющую, как качество. А качество - это взаимосвязь описаний и объектов, в том числе и политической деятельности по поводу образования. Информация не предопределяет действия, а знания уже готовят нас к действиям, т.е. умениям. Я узнаю, как водить автомобиль, прочитав книгу, но я не могу водить автомобиль потому, что не умею. В современной России подготовлена масса так называемых менеджеров по всем областям науки и производства, но дела не идут, экономика всё более разваливается - не умеют. В начале так называемой перестройки в России людей оторвали не только от знания, но и от умения, т.е. от практики. Результат плачевный. Знания - это огромное общественное благо всех народов Земли. Информация годится для манипуляций знаниями в лучшем случае, но не для созидания. А вот дальнейшее развитие процесса познания приводит к власти знания - нетократии в том или ином её виде. На этом этапе человечество будет знать свои пути развития и в силу самосохранения не допустит применения знаний в ущерб самому себе. Первый пример уже есть, по всей видимости, даже ярые милитаристы стали понимать, что применение ядерного оружия смертельно для всех. И хотя запасы есть и ведутся его дальнейшие разработки, но направлены они на мирное его применение.

Власть, ориентированная на развитие своего государства большое внимание уделяет образованию. В своё время в СССР были проекты перехода к всеобщему высшему образованию. Недавно об этом говорили в Белоруссии, до кризиса. Япония и Южная Корея де-факто уже давно реализуют всеобщее высшее образование, находясь в лидерах инновационного развития, при этом не имея природных ресурсов. Всеобщее высшее образование - это требование современного технологического уклада жизни общества не только для созидателей новых знаний и разработчиков технологий, но и для обычных их потребителей и пользователей. Среди лиц с высшим образованием ниже уровень

1 Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч., т. 29, с. 152.

преступности, выше продолжительность жизни, отсюда социальная стабильность в обществе и в результате выше общий потенциал социума. Чем больше в государстве образованных людей, тем выше потенциал развития общества, тем свободнее его граждане, тем независимее государство. Это относится ко всем странам бывшего СССР.

На международном уровне: согласно принятой ООН в 2000 г. «Декларации тысячелетия» была поставлена цель обеспечения доступа детей всего мира к начальному образованию, которая должна была быть достигнута к 2015 г., но она выполнена не полностью. Прекрасно декларированная и направленная не на получение знаний, а на информатизацию населения. «Ноутбук - каждому ребенку» - система, через которую ребёнок будет прикреплён к источнику передачи информации и манипулирования его сознанием, а образование останется на уровне начального. Обслуге не нужны большие знания.

Следующим этапом являются умения, т.е. практика как подтверждение полученных знаний и их проверка. Можно вспомнить французского писателя Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), заявившего: «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться» и сказать: «Мало обладать знаниями, надо ещё уметь ими пользоваться». И здесь нельзя брать пример с российской системы управления образованием. На протяжении последних двадцати лет разрыв между знаниями и умениями, т.е. практикой только увеличивается. Подтверждением этому является практически полное уничтожение производства в России и превращение её в сырьевой придаток так называемых развитых государств. Вузы же переполнили рынок юристами и экономистами, которые мало что умеют делать - производить. Поиски выхода из этого тупика занимают большое место в различных декларативных документах российских чиновников, но эта телега не сдвинется с места, пока в неё не будет запряжена лошадь. Лошадь - это потребности производства. А их нет, производство уничтожено.

Знание - сила,знание - власть!

Таким образом, современный мир предъявляет новые требования к процессу познания. Глобализация и массовая информатизация зачастую дают информацию без знаний, Знания же необходимы человеку для его выживания на планете Земля. А ведь человек приходит в этот мир пол-

ностью разумным, т. е. на 100% Разумным. И современная система образования - оболванивания начинает вытеснять его творческий потенциал. В то же время информация становится основным инструментом манипуляций и сокрытия от народов именно знаний. Проблемы формирования и получения знаний в системе образования Содружества Независимых Государств (СНГ) неотделимы от таких же проблем в общемировом масштабе и от того, как мы их с вами разрешим, зависит наше будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.