Научная статья на тему 'Проблемы формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в Российской Федерации'

Проблемы формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
557
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / IDENTITY / CIVIL IDENTITY / CONSOLIDATION OF SOCIETY / ETHNO-CULTURAL DIVERSITY / CULTURAL DIVERSITY / INTERETHNIC COMMUNICATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федулова Алла Викторовна

Кономические и демографический кризисы, рост националистических движений и ксенофобии предопределяют важность сохранения сегодня единства и общих ценностей полиэтнического и многоконфессионального населения Российской Федерации и ценностно-ориентированных подходов в управлении социальными процессами. Глобальные и непрерывно протекающие процессы социальных изменений современных обществ, когда с развитием новых коммуникационных технологий и доступности получения информации человек стал открыт различным реальностям и культурным паттернам сиюминутно и независимо от своего географического местоположения, одновременно ведут к размыванию традиции и исторической памяти. Это актуализирует вопрос о жизнесмысловых ориентирах человека, его самоопределении в обществе. Одним из фундаментальных феноменов является идентичность как мировоззренческое понятие и инструмент конструирования, детерминирующее поведение человека. Общество категоризирует и определяет идентичности своих членов определенным образом и ожидает их соответствующее поведение, однако взгляды на идентичность могут быть разными. В современном российском обществе возникают множество проблем в процессе формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в разных сферах и институтах общества коммуникативными методами и инструментами. Концепт гражданской идентичности как формы групповой идентичности имеет важное прикладное назначение: культурно разнообразное население страны можно объединить, сплотить на фундаменте гражданской идентичности; будущее страны зависит и то того, важно и то, что новые поколения, выросшие в новой России, будут принимать как свою идентичность, их гражданская позиция, сопричастность и отношение к жизни, к тому, что происходит в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в Российской Федерации»

■ ■ ■ Проблемы формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в Российской Федерации

Федулова А.В.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Москва, Российская Федерация.

Аннотация: Экономические и демографический кризисы, рост националистических движений и ксенофобии предопределяют важность сохранения сегодня единства и общих ценностей полиэтнического и многоконфессионального населения Российской Федерации и ценностно-ориентированных подходов в управлении социальными процессами. Глобальные и непрерывно протекающие процессы социальных изменений современных обществ, когда с развитием новых коммуникационных технологий и доступности получения информации человек стал открыт различным реальностям и культурным паттернам сиюминутно и независимо от своего географического местоположения, одновременно ведут к размыванию традиции и исторической памяти. Это актуализирует вопрос о жизнесмысловых ориентирах человека, его самоопределении в обществе.

Одним из фундаментальных феноменов является идентичность как мировоззренческое понятие и инструмент конструирования, детерминирующее поведение человека. Общество категоризирует и определяет идентичности своих членов определенным образом и ожидает их соответствующее поведение, однако взгляды на идентичность могут быть разными. В современном российском обществе возникают множество проблем в процессе формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в разных сферах и институтах общества коммуникативными методами и инструментами. Концепт гражданской идентичности как формы групповой идентичности имеет важное прикладное назначение: культурно разнообразное население страны можно объединить, сплотить на фундаменте гражданской идентичности; будущее страны зависит и то того, важно и то, что новые поколения, выросшие в новой России, будут принимать как свою идентичность, их гражданская позиция, сопричастность и отношение к жизни, к тому, что происходит в стране.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, консолидация общества, этнокультурное разнообразие, культурное разнообразие, межнациональная коммуникация, глобализация

Для цитирования: Федулова А.В. Проблемы формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в Российской Федерации // Коммуникология. 2018. Том № 6. №6. С. 81-87. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-6-81-87.

Сведения об авторе: Федулова Алла Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии знания Высшей школы современных социальных наук (факультет), МГУ. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 13А. E-mail: vshssn@gmail.com.

Статья поступила в редакцию: 02.10.2018. Принята к печати: 03.12.2018.

Глобальные и непрерывно протекающие процессы социальных изменений современных обществ, когда с развитием новых коммуникационных технологий и доступности получения информации человек стал открыт различным реальностям и культурным паттернам, сиюминутно и независимо от своего географического местоположения. Одновременно с этим ослабевает значение традиции и исторической памяти, встает вопрос о том, что может быть жизнесмысловыми ориентирами человека, его самоопределения в обществе.

Выбор культурной идентичности в условиях культурного разнообразия

Экономические и демографический кризисы, рост националистических движений и ксенофобии предопределяют важность сохранения сегодня единства и общих ценностей полиэтнического и многоконфессионального населения Российской Федерации и ценностно-ориентированных подходов в управлении социальными процессами.

Одним из фундаментальных феноменов является идентичность как мировоззренческое понятие и инструмент конструирования, детерминирующее поведение человека. Дискурс о содержании понятия идентичности ведется со времени античности, но остается и сегодня по-прежнему актуальным.

Влияние на выбор идентичности оказывает культурное разнообразие. Человек подвержен влиянию множества групп, постоянно меняющихся социальных контекстов, и его идентичность, формируемая жизненным опытом на протяжении жизни, может развиваться и меняться. В тех условиях, когда человек начинает отказываться от традиций, исторической и культурной памяти народа, для него уже становится не столь очевидным, что следует ему делать или кем быть. Он окружен огромным числом знаков и символических ресурсов, оторванных от традиции, несущих присущие только им цели и ценности современных институтов, во многом опираясь на современные средства коммуникации для наиболее эффективной передачи своих «сообщений» индивидам о том, какими они и их идентичность должны быть. Возрастает роль общественного дискурса, поскольку любые значения могут быть оспариваемы и деконструируемы. В этом смысле идентичности могут рассматриваться как способы мышления, которые проявляются в определенных социальных и исторических контекстах, т.е. не определяются самим отдельно взятым индивидом.

Идентичность членов многонационального общества

Общество категоризирует и определяет идентичности своих членов определенным образом и ожидает их соответствующее поведение, однако взгляды на идентичность могут быть разными. Возникли новые коммуникационные форматы: режимы выбора, организация и представление информации, которые создают условия для идентификации «Я», дают новые возможности и модели выбора. Они направляют форму и содержание социального взаимодействия индивидов, могут ограничивать социальное пространство и диктовать сценарии

поведения, действия. Это обстоятельство дополнительно усложняется в условиях недостаточно четко функционирующих моделей межкультурной коммуникации в многонациональной стране.

Озабоченность мотивами групп влияния и самоопределением человека дали новый импульс к изучению процессов идентификации. Центр внимания сместился к коллективной идентичности и результатам коллективных самоопределений с ориентацией на гендер/пол, расу/этничность, и классы ввиду активизации и распространения в последние три десятилетия социальных и национальных движений, социальные и политические последствия, возникающие в результате таких коллективных самоопределений. То есть в современном обществе ведется «борьба за идентичность» в разных сферах и институтах общества коммуникативными методами и инструментами.

Социологическое переосмысление идентичности

В социологическом аспекте идентичности на первый план выступает «групповое» содержание идентичности - социальная, идентичность, соотношение индивидуальной и социальной идентичностей. Социальная идентичность - это по своей сути идентичность группы; как ее виды выделяют культурную, национальную, этническую, конфессиональную идентичность, или другие, которые одни исследователи считают самостоятельными, другие - пересекающимися или взаимно дополняющими. Идентичность как «тождественность» первоначально определяли по наличию общих черт и характеристик, однако в современных исследованиях акцент делают на отличии, индивидуализации, разграничении себя, своей группы от «других». Одним из таких критериев является отношение «личное (частное) - общественное», как приоритет личных или общественных ценностей индивида при определении своей идентичности.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв., произошло разрушение многих привычных норм оказали значимое влияние на современную идентичность и требуют ее переосмысления. В современном постоянно меняющемся культурно разнообразном мире социальные практики постоянно исследуются, проверяются и преобразуются. В границах национальных государств становится проблемой внутренняя и внешняя миграция ввиду массовости ее потоков, изменяющих в сравнительно короткие сроки этнокультурный и социальный облик исторически сложившихся национальных образований. Значительный приток населения в инокультурную среду нарушает сложившийся там уклад жизни, этничность, культурные практики и формы хозяйственной деятельности.

Национальная политика Российской Федерации и соблюдение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов

Российское государство постоянно подчеркивает важность заботы о человеке. Самое главное и ценное, что есть в стране - это люди, их благополучие и жизнеустройство. Для человека важно иметь чувство принадлежности, ощуще-

ние себя частью целого. И то, как он себя определяет, формирует свою идентичность, сохранив свой культурный код, и сможет понять культуру другого, развивать межкультурную коммуникацию важно для сохранения единства многонациональной страны. Как отмечает Президент Российской Федерации В.В. Путин, вопросы «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?» возникают у наших граждан все чаще.

Сохранение суверенитета и развитие страны невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, что только оно способно противостоять внешним и внутренним вызовам. В преамбуле Конституция Российской Федерации прямо записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

8 декабря 2018 г. была принята обновленная Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.1, нацеленная на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны; на предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений.

Разрушение многих привычных норм оказали значимое влияние на современную идентичность и требуют ее переосмысления. В современном постоянно меняющемся культурно разнообразном мире социальные практики постоянно исследуются, проверяются и преобразуются. В границах национальных государств становится проблемой внутренняя и внешняя миграция ввиду массовости ее потоков, изменяющих в сравнительно короткие сроки этнокультурный и социальный облик исторически сложившихся национальных образований. Значительный приток населения в инокультурную среду нарушает сложившийся там уклад жизни, этничность, культурные практики и формы хозяйственной деятельности.

В принятой 31 октября 2018 г. новой «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»2, названы два фак-

1 Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666. (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2018 № 703).

2 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622.

тора как определяющие современные тенденции в сфере миграции населения в Российской федерации - экономический и социальный, что указывает на важность последнего. В числе целей Концепции (Часть III, п.14.) прямо указано поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения (русской культуры, русского языка и) историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

Выводы

Таким образом, концепт гражданской идентичности как формы групповой идентичности имеет важное прикладное назначение: культурно разнообразное население страны можно объединить, сплотить на фундаменте гражданской идентичности; будущее страны зависит и то того, важно и то, что новые поколения, выросшие в новой России, и наиболее активная составляющая молодежь и студенты (см. Назарова, 2017), будут принимать как свою идентичность, их гражданская позиция, сопричастность и отношение к жизни, к тому, что происходит в стране.

Источники

Бауман З. (2008). Текучая современность. СПб.: Питер [Bauman Z. (2000) Liquid Modernity. Cambridge: Polity ISBN 0-7456-2409-X].

Воронцов С.А., Понеделков А.В., Шарков Ф.И. (2018). О ценностных основаниях и коммуникативных факторах консолидации современного российского общества // Коммуникология. Т.6. №3. С. 58-69.

Куропятник А.И. (2016). Идентичность и культура в контекстах иммиграции // Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 16. № 3. С. 496-509.

Российская идентичность в социологическом измерении (2007). Аналитический доклад. М.: ИНИОН РАН.

Маршак А.Л. (2014) Культурная идентичность как фактор укрепления целостности России // Гуманитарий Юга России. № 4. С. 50-54.

Мамедов А.К., Якушина О.И. (2015) Теоретические подходы к пониманию идентичности в современной социологической науке // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. № 1. С. 43-60.

Назарова Е.А., Тория Ж.Н. (2017). Особенности формирования гражданской идентичности в студенческой среде Карачаево-Черкесской Республики: социологический анализ // Социология образования. №1. C.33-42.

Федулова А.В., Соловьева И.А. (2017). Формирование человеческого капитала выпускника вуза в условиях реформирования российского образования // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. Т. 1. № 4. С. 397-408.

Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Кузнецова А.Ю. (2016). Российская идентичность русского севера: история и проблемная современность // Вестник СПбГУ. Сер. 12 Социология. № 1. С. 127-140.

Шарков Ф.И. (2015) Генезис социологических школ и теорий коммуникации // Коммуни-кология. Том 3. № 4. C. 5-30.

Этническое и религиозное многообразие России (2018). / Колл. монография 2-е изд. / Ред. Тишков В.А., Степанов В.В. М.: ИЭА РАН. 561 с. ISBN: 978-5-4211-0205-2.

Benet-Martinez V., Hong Y-Y (2014). Oxford Handbook of Multicultural Identity. NY: Oxford Univ. Press.

Giddens A. (1991). Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, 1991.

Fox M. (2007). A New Look at Personal Identity // Philosophy Now. Vol. 62. P 10-11. Kehily M. (2009). What is identity? A Sociological perspective. ESRC Seminar. UK. Luckmann T. (2006). Personal Identity as a Sociological Category. Zagreb. Stryker S., Burke P.J. The past, present, and future of an Identity theory // Social Psychology Quarterly. Special Millenium Issue. 2000. Vol. 63. No. 4.

Stanford Encyclopedia of Philosophy, SEP. [el. source]: https://plato.stanford.edu/.

■ ■ ■ Problems of Formation of Civil Identity and Intercultural Communication in the Russian Federation

Anna V. Fedulova A.

Lomonosov Moscow State University (MSU), Moscow, Russia.

Abstract. Economic and demographic crises, the growth of nationalist movements and xenophobia predetermine the importance of preserving the unity and common values of the multi-ethnic and multi-religious population of the Russian Federation and of value-oriented approaches in managing social processes. The global and continuously occurring processes of social change in modern societies, when with the development of new communication technologies and the availability of information people has become open to various realities and cultural patterns instantly and independently of their geographic location, simultaneously lead to the erosion of tradition and historical memory. This actualizes the question of the living sense-points of a person, his self-determination in society.

One of the fundamental phenomena is identity as a worldview concept and a tool of construction, determining human behavior. Society categorizes and defines the identities of its members in a certain way and expects their respective behavior, but views on identity may be different. That is, in modern society there is a 'struggle for identity' in different spheres and institutions of society with communicative methods and tools. Civil identity as a form of group identity has an important practical purpose: a culturally diverse population of the country to unite, to unite on the Foundation of civic identity; the future of the country depends on that, it is important that the new generation, who grew up in the new Russia, will be taken as their identity, their citizenship, ownership and attitude to life, to events in the country. One of the fundamental phenomena is identity as a worldview concept and a tool of construction determining human behavior. The discourse on the content of the concept of identity has been conducted since antiquity, but remains relevant.

Keywords: identity, civil identity, consolidation of society, ethno-cultural diversity, cultural diversity, interethnic communication, globalization

For citation: Fedulova A.V. Problems of formation of civil identity and intercultural communication in the Russian Federation. Communicology (Russia). 2018. Vol. 6. No.6. P. 81-87. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-6-81-87.

Inf. about the author: Fedulova Alla Victorivna, Cand. Sc. (Soc.), associate professor at the Higher school of modern social sciences (faculty), MSU. Address: 119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory 1, bld. 13A. E-mail: vshssn@gmail.com.

Received: 02.10.2018. Accepted: 03.12.2018.

References

Bauman Z. (2008). Fluid Modernity. SPb.: Peter (In Rus.) [Bauman, Zygmunt (2000) Liquid Modernity. Cambridge: Polity ISBN 0-7456-2409-X].

Benet-Martinez V., Hong Y-Y (2014). Oxford Handbook of Multicultural Identity. New York: Oxford University Press.

Ethnic and religious diversity of Russia (2018). 2nd ed. / Ed. Tishkov V.A., Stepanov V.V. Moscow: IEA RAN (In Rus.).

Fedulova A.V., Soloviev I.A. (2017). Formation of human capital of a University graduate in the conditions of reforming Russian education. Bulletin of the Udmurt University. Sociology. Political science. International relations. Vol.1. No. 4. P. 397-408 (In Rus.).

Fox M. (2007). A New Look at Personal Identity. Philosophy Now. Vol. 62. P. 10-11. Giddens A. (1991). Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford. Kehily M. (2009). What is identity? A Sociological perspective. ESRC Seminar. UK. Kuropyatnik A.I. (2016). Identity and culture in contexts of immigration. VestnikRUDN. Series: Sociology. Vol. 16. No. 3. P. 496-509 (In Rus.).

Luckmann T. (2006). Personal Identity as a Sociological Category. Zagreb. Mamedov A.K., Yakushina O.I. (2015) Theoretical approaches to Identity in contemporary social science. Moscow University Herald. Series 18: Sociology and political science. No. 1. P. 43-60 (In Rus.).

Marchak A.L. (2014). Cultural identity as a factor of strengthening the integrity of Russia. Humanities of the South of Russia. No. 4. P. 50-54 (In Rus.).

Nazarova E.A., Toria Z.N. (2017). Features of formation of civil identity in the student environment of the Karachay-Cherkess Republic: sociological analysis. Sociology of education. No. 1. P. 33-42. (In Rus.).

Russian Identity in the Sociological dimension (2007). Analytical Report. M.: INION RAS (In Rus.). Shabaev YP., Sadokhin A.P., Kuznetsov A.Y (2016). The Russian identity of Russian North: history and contemporaneity problem. Herald of St. Petersburg University. Ser. 12: Sociology. No. 1. P. 127-140 (In Rus.).

Sharkov F.I. (2015). Genesis of sociological schools and communication theories. Vol. 3. No.4. P. 5-30 (In Rus.).

Stanford Encyclopedia of Philosophy, SEP [el. source]: https://plato.stanford.edu/. Stryker S., Burke P.J. (2000).The past, present, and future of an Identity theory. Social Psychology Quarterly. Special Millenium Issue. Vol. 63. No. 4.

Vorontsov S.A., Pondelkov, A. V., Sharkov F.I. (2018). On the Value bases and Communicative factors of consolidation of modern Russian society. Communicology. Vol. 6. No. 3. P. 58-69 (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.