Научная статья на тему 'Проблемы формирования экологического стиля мышления при обучении физике в современном профессиональном образовании'

Проблемы формирования экологического стиля мышления при обучении физике в современном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИКА / ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Ирина Сергеевна

В данной статье предложена концепция экологического образования, опирающаяся на формирование экологического стиля мышления, который позволяет увидеть экологический смысл в традиционных элементах естественнонаучного образования. Основной идеей автора является ориентация студента на поиск, опознание и формулировку экологически значимых характеристик фактов, понятий, законов и теорий учебной дисциплины, содержащихся в учебниках, задачниках, предъявляемых на учебном занятии, изучаемого самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования экологического стиля мышления при обучении физике в современном профессиональном образовании»

УДК 504:37.03

Пономарева Ирина Сергеевна

преподаватель Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа iponoma@yandex.ru Ponomareva Irina Sergeevna Teacher of Khanty-Mansiysk Technological and Pedagogical College iponoma@yandex.ru

Проблемы формирования экологического стиля мышления при обучении физике в современном профессиональном образовании

Problems of ecological thinking style formation in teaching physics of modern

professional education

Аннотация. В данной статье предложена концепция экологического образования, опирающаяся на формирование экологического стиля мышления, который позволяет увидеть экологический смысл в традиционных элементах естественнонаучного образования. Основной идеей автора является ориентация студента на поиск, опознание и формулировку экологически значимых характеристик фактов, понятий, законов и теорий учебной дисциплины, содержащихся в учебниках, задачниках, предъявляемых на учебном занятии, изучаемого самостоятельно.

Ключевые слова: стиль мышления, научный стиль мышления, экологический стиль мышления, экологическое образование, физика, обучение физике

Annotation. This article deals with the concept of environmental education, based on the formation of ecological thinking style that lets you see ecological meaning in the traditional elements of science education. The main idea is to focus the student's finding, identification and formulation of environmentally relevant characteristics of the facts, concepts, laws and theories of the discipline contained in textbooks, books of problems imposed in the classroom, studied independently.

Keywords: style of thinking, the scientific way of thinking, ecological style of thinking, environmental education, physics, teaching physics

Необходимость экологического образования и воспитания пропагандируется в течение нескольких десятилетий, формируя

определённый традиционный фон для исследователей в теории и методике обучения физике, который проявляется в большей или меньшей степени в содержании практически любых дидактических исследований в этой области [1,2,3]: теперь уже трудно найти участников образовательного процесса, хоть немного сомневающихся в актуальности этой проблематики.

Профессиональное образование также неизменно является объектом приложения усилий исследователей образовательных аспектов экологии и проблем, связанных с развитием мышления обучающихся. Особую роль в решении обозначенных проблем всегда играл процесс обучения физике [4].

Обособившийся и актуализировавшийся в последнее десятилетие вопрос о формировании и последующем развитии экологического стиля мышления студентов решительно обусловливается формулировкой современных целей профессионального образования, внося существенные коррективы в традиционные элементы обучения физике [5]. Об объективном повышении интереса молодёжи к многообразным особенностям устройства окружающего мира и путях его использования в обучении физики указывают многие современные исследователи [6].

В предъявляемой автором концепции экологического образования при выполнении любых дидактических заданий в содержании обучения физике на первое место выносится выделение экологически значимых элементов, непременно содержащихся в каждом дидактическом задании, в явной или, чаще, неявной форме.

Это выделение может быть осуществлено как преподавателем физики, так и студентами, занимающимися в аудитории или самостоятельно. Данная организационно-методическая модель направляет студента колледжа на поиск, опознание и формулировку экологически значимых целей и задач, средств и методов учебной деятельности, на осознанное выявление существенных экологических дидактических элементов в любом разбираемом материале, а при самостоятельном выполнении заданий преподавателя, обучаемый студент пользуется заданными или самостоятельно выбранными экологическими ориентирами.

Экологически направленное конструирование методики обучения физике заставляет тщательно переосмыслить процедуру изучения студентами учебного материала, обычная лекция модифицируется в экологическую лекцию, обычный семинар - в экологический семинар, обычная лабораторная работа - в экологическую лабораторную работу, экскурсия - в экологическую экскурсию.

Любая наперёд заданная задача по физике трансформируется студентом в экологическую задачу, любой физический эксперимент - в экологический эксперимент. Студенты выискивают сами и побуждают уже

любого преподавателя группировать свои рассуждения вокруг экологических аспектов обсуждаемых вопросов, а одной из главных тем обсуждения на переменах становятся темы экологического содержания.

Задания преподавателя приобретают новый (экологический) смысл: провести экологическое наблюдение, оценить экологическое содержание задачи из задачника по физике, найти экологический смысл каждой новой изучаемой темы, каждого физического понятия, физической величины, закона, теории. А найденные таким образом элементы знаний выстраиваются в особый взгляд на мир - экологическую картину мира, построение которой является логическим завершением активного использования экологического стиля мышления.

Особо стоит подчеркнуть, что в настоящей статье речь идет не о традиционном использовании в рутинном процессе обучения физике заранее подготовленных задач с экологическим содержанием, как это рекомендуется классическими авторами, и не о разработке каких-либо особых и специальных экологических лабораторных работ, и не о проведении широко растиражированных в методической литературе экологических лекций по физике с заранее и тщательно отобранным и адаптированным экологическим материалом. Нет, задача формирования экологического стиля мышления направляет студентов находить экологический смысл в задачах из традиционных, массовых и всем известных задачников по физике, неожиданно обнаруживать новое для них экологическое содержание в предъявляемом на занятии традиционном дидактическом материале, а также во всех известных в современной методике обучения видах познавательной деятельности.

Один из осуществлённых вариантов, найденных практикующими педагогами, содержится в методике составления и пересоставления задач по физике [7], в нашей концепции применяемый для определения явной формулировки и последующей конверсификации экологического содержания задачи.

Сфокусированные на прагматических запросах практикующего преподавателя направления развития экологического стиля мышления в курсе физики колледжа могут быть представлены в следующем перечне:

1. Реализация межпредметных связей физики с экологией (предшествующие: школьные учебные предметы; сопутствующие: фундаментальные (биология, химия) и профессиональные дисциплины; последующие (дисциплины специализации).

2. Использование общих и частных примеров воздействия человека на природу, поиск экологической пользы, экологического вреда, непосредственных и опосредованных экологических последствий.

3. Использование примеров воздействия природы на человека, установившихся способов взаимных отношений, экологического симбиоза.

4. Использование примеров рационального и нерационального природопользования, их рассмотрение с точки зрения.

5. Демонстрация роли, управляющего прикладного и фундаментального значения знаний по физике в осуществлении охраны окружающей среды.

6. Способы и попытки осуществления самостоятельной систематизации экологических знаний на основе физических понятий, законов, теорий.

7. Обсуждение и решение задач по физике с учетом глобальных и региональных экологических последствий.

8. Изучение нового и повторение изученного ранее теоретического материала с обязательным экскурсом в различные области экологии.

9. Акцентирование экологических проблем при постановке учебных физических экспериментов, фронтальных лабораторных работ.

10. Поиск благоприятных и неблагоприятных экологических последствий любого изучаемого физического явления, закона, теории, прибора, установки, устройства, технологического процесса.

12. Обнаружение неожиданного экологического содержания в фактах, понятиях, законах, теориях физики.

В процессе обучения физике экологическое воспитание максимально обеспечивается, если используются формы обучения, максимально соответствующим актуальным новообразованиям личности. Реализации этой идеи хорошо соответствует разрабатываемая нами методика, включающая модель деятельности учителя физики, модель деятельности студента, а также модели отдельных форм учебных занятий (лекций, семинаров, самостоятельной работы, экскурсий), методов обучения, направленных на переформулирование решаемых студентами задач, выполняемых ими лабораторных работ. Междисциплинарные аспекты, так или иначе проявляющиеся при формировании экологического стиля мышления, не противоречат современным перспективам дидактики межпредметных связей [8], и полностью соответствуют задачам формирования у молодых людей адекватной картины мира, научного миропонимания, современного непротиворечивого научного мышления.

Практическое воплощение данной концепции определяет радикально новый взгляд на способы осуществления экологического образования и воспитания, выводя на первый план формирование экологического стиля мышления студента. Все остальные компоненты экологического образования

и воспитания являются следствием и могут быть сформированы студентами самостоятельно.

Литература

1. Аитов А.Н. Процесс формирования понятия об экологическом кризисе с помощью программированного упражнения //Образование, наука и техника: XXI век (Сборник научных статей). Выпуск 7. - Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2009. - С.25-30.

2. Челнокова М.В. Учебная экскурсия как форма экологического образования школьников //Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педвузе: Материалы Международной научно-практической конференции 13-14 сентября 2006 года. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - С.268-271.

3. Андрющенко В.А., Яворук О.А. Специфика организации исследовательской работы учащихся по физике с экологической тематикой //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 8. С. 13-24.

4. Володарский В.Е. Развитие мышления учащихся в работе с физическими задачами: Научно-метод. изд. для учителей, студентов, учащихся. - Барнаул; Новокузнецк: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1996. 267 с.

5. Яворук О.А., Пономарева И.С. Особенности формирования экологического стиля мышления при обучении физике студентов колледжа //Педагогическое образование и наука. 2012. № 5. С. 108-111.

6. Акименко С.Б. об исследовании интереса молодёжи к естественным наукам и путях его повышения (по результатам анкетирования студентов) //Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 9-3 (16). С. 9-10.

7. Гринченко Н.А. Методика составления и пересоставления задач по физике с производственно-техническим профориентационным региональным содержанием //Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 11 -3 (18). С. 1517.

8. Яворук О.А. Перспективы дидактики межпредметных связей // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; URL: www.science-education.ru/102-6031 (дата обращения: 06.03.2014).

References

1. Aitov A.N. The process of concept forming concerning the ecological crisis through programmed exercises //Obrazovanie, nauka i tehnika: XXI vek (Sbornik nauchnyh statey). Vypusk 7. - Kanty-Mansiysk: YuGU, 2009. - P.25-30.

2. Chelnokova M.V. Learning excursion as a form of environmental education students //Teoretiko-metodologicheskie osnovy sovershenstvovaniya estestvennonauchnogo i tehnologicheskogo obrazovaniya v shkole i pedvuze: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii 13-14 sentyabrja 2006. - Chelyabinsk: Izd-vo IIUMC «Obrazovanie», 2006. - P.268-271.

3. Andrjushhenko V.A., Yavoruk O.A. Specific Organization of Pupils' Research Work in Physics with Ecological Topics //Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 8. P.13-24.

4. Volodarski V.E. Development of students' thinking in dealing with physical problems: Nauchno-metod. izd. dlya uchiteley, studentov, uchashhihsya. -Barnaul; Novokuzneck: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 1996. 267 s.

5. Yavoruk O.A., Ponomareva I.S. Developing specifics of ecological perceptual style in teaching physics at college //Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 5. P. 108-111.

6. Akimenko S.B. On the interest research of youth in science and ways to increase (according to the questionnaire of students) //Research Journal of International Studies. 2013. № 9-3 (16). P. 9-10.

7. Grinchenko N.A. Methodic of compilation and recompilation for problems in physics with the technical and professionally directed regional content //Research Journal of International Studies. 2013. № 11-3 (18). P. 15-17.

8. Yavoruk O.A. Perspectives of Interdisciplinary Didactics //Modern problems of science and education. 2012. № 2. URL: www.science-education.ru/102-6031 (date accessed: 06.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.