Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленов О.Н., Морозова В.Н., Шилова И.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сопоставлением профессиональных и образовательных стандартов. В работе представлены способы достижения единых подходов к оценке качества подготовки выпускников вузов представителями рынка труда и сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беленов О.Н., Морозова В.Н., Шилова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF UNIFORM CRITERIA FOR ASSESSING THE QUALITY OF GRADUATES BY REPRESENTATIVES OF THE LABOUR MARKET AND THE EDUCATION SECTOR

The article deals with issues related to the comparison of professional and educational standards. The paper presents the ways of achieving a common approach to assessing the quality of training for graduates by labor market representatives and the academic environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

О. Н. Беленов, В. Н. Морозова, И. В. Шилова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 сентября 2016 г.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с сопоставлением профессиональных и образовательных стандартов. В работе представлены способы достижения единых подходов к оценке качества подготовки выпускников вузов представителями рынка труда и сферы образования. Ключевые слова: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, профессиональные компетенции, компетентностный подход, критерии оценки компетенций.

Abstract: the article deals with issues related to the comparison of professional and educational standards. The paper presents the ways of achieving a common approach to assessing the quality of training for graduates by labor market representatives and the academic environment.

Key words: professional standards, educational standards, professional competence, competence approach, competence evaluation criteria.

В постиндустриальной экономике повышаются запросы работодателей в отношении качества подготовки специалистов, но при условии отсутствия системной взаимосвязи между высшим образованием и рынком труда возникает существенный дисбаланс между требованиями к выпускникам со стороны работодателей и уровнем подготовки студентов в учебных заведениях.

Взаимоотношения между работодателями и выпускниками высших учебных заведений следует строить на основе удовлетворения обоюдных интересов, которые возникают в ходе их взаимодействия. Необходимо учитывать, что каждый из участников этого процесса (работодатели, выпускники и представители высшей школы) преследует свои интерес и цели, но в то же время вынуждены идти навстречу требованиям другой стороны и должен активно взаимодействовать с целью выявления потребностей в специалистах и определения уровня их подготовки. Необходимым условием обеспечения высокого качества высшего образования является включение представителей реального сектора экономики, объединений работодателей в работу по постановке целей, реализации образовательного процесса и оцениванию его результатов. В настоящее время одним из направлений осуществления данного ус-

© Беленов О. Н., Морозова В. Н., Шилова И. В., 2016

ловия является разработка и применение профессиональных стандартов [1].

Профессиональные стандарты (ПС) - комплекс документов, представляющих актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты начали разрабатываться в нашей стране в середине 1990-х гг. по инициативе представителей бизнес-сообщества. В создании единой методологии разработки и механизмов внедрения в практику профессиональных стандартов как одного из элементов национальной системы квалификаций серьезную роль сыграл Российский союз промышленников и предпринимателей. В 2012 г. государственные институты активно включились в процесс создания национальной системы квалификаций, сегодня разработку профессиональных стандартов координирует Министерство труда России, и в течение 2013 г. был принят ряд документов, закрепивших единый подход к разработке профессиональных стандартов. К настоящему моменту утвержденные профессиональные стандарты включены в Национальный реестр профессиональных стандартов, в котором выделяются области, виды и наименования профессиональной деятельности. В последней актуальной версии реестра (от 15 августа 2016 г.) насчитывается 818 видов профессиональной деятельности.

Разработка профессионального стандарта начинается с определения основной цели конкретного вида профессиональной деятельности. Далее проводится анализ ее структуры и с учетом сложившегося в данном производственном процессе разделения труда выделяются обобщенные трудовые функции (ОТФ). В состав ОТФ входит определенный набор трудовых функций (ТФ), в описании которых указываются составляющие ее действия [2].

Для каждой профессии определено несколько квалификационных уровней. Например, для области профессиональной деятельности «Финансы и экономика» в профессии «бухгалтер» выделено два уровня, для профессии «специалист по страхованию» - три уровня квалификации. Для описания определенного уровня каждой профессии используется таблица, представляющая общие требования к профессии для данного уровня квалификации, должностные обязанности и соответствующие им основные умения и навыки, а также знания, необходимые для выполнения соответствующих должностных обязанностей. В ПС достаточно детально проработаны функции и задачи профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, знания и умения, которыми должен владеть специалист для эффективного решения профессиональных задач. В ПС используется традиционная терминология «необходимые умения и навыки», но смысловая составляющая применяемых формулировок в определенной мере сопоставима с компетентностным подходом, применяемым в ФГОС ВО [там же].

Тем не менее при более детальном сравнительном анализе ПС в области профессиональной деятельности «Финансы и экономика» и ФГОС ВО по направлению подготовки «Экономика» выявляется наличие различных подходов к предъявляемым уровням умений, знаний и навыков выпускников вузов. В требованиях, предъявляемых выпускникам вузов профессиональными и образовательными стандартами, наблюдается несогласованность, определяемая различиями в терминологии и концептуальными расхождениями [3].

Требования к соискателям на вакансии специалистов в области финансов и экономики содержат множество названий конкретных видов деятельности и функций, от сотрудников требуется не столько хорошая фундаментальная подготовка, сколько умение осуществлять эти заявленные виды деятельности.

В образовательном стандарте по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриат) существуют два уровня квалификации: «академический» и «прикладной» бакалавр, соответственно

«академические бакалавры» предназначены для осуществления таких видов деятельности, как рас-четно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и педагогическая, а «прикладные бакалавры» - учетная, расчетно-финансовая, банковская, страховая. Профессиональные задачи, на которые ориентирована программа по подготовке бакалавров в рамках каждого вида деятельности, описаны в ФГОС ВО в достаточно обобщенной форме без излишней детализации. Профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, которые должны быть сформированы в соответствии с ФГОС ВО в результате обучения, также отражают скорее общие требования к способности выполнять определенные функции в рамках различных видов деятельности (расчетно-экономической, банковской и т.д.).

Вопросы связи профессиональных и образовательных стандартов актуальны для представителей рынка труда, для которого необходима модель профессионального образования, развивающаяся под влиянием его запросов и сфокусированная на подготовке квалифицированных работников, отвечающих потребностям работодателей.

В рамках проекта программы Европейского Союза «Эразмус плюс» «COMPLETE - Создание центров по развитию компетенций и навыков трудоустройства» (Establishment of Centers for Competence and Employability Development), реализуемого в Воронежском университете, проводился опрос работодателей и выпускников. Одной из задач исследования была оценка несоответствий потребностей и ожиданий представителей бизнеса в отношении выпускников вузов, а также выявление основных причин нежелания принимать на работу молодых специалистов.

Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о существовании заметных различий в отношении мотивов отказа от трудоустройства выпускников вузов по мнению представителей исследуемых аудиторий. Студенты и выпускники основной причиной отказа от трудоустройства считают недостаточный уровень профессиональных компетенций, в первую очередь связанных с практической составляющей («отсутствие опыта работы по специальности» - 59,60 % и 46,40 %, «недостаточная практическая подготовка» -61,70 % и 46,40 % соответственно). Другая актуальная проблема, связанная с трудоустройством, по мнению представителей этих аудиторий, обусловлена их собственными завышенными требованиями, предъявляемыми к будущему месту ра-

боты. Студенты и выпускники полагают, что «высокие ожидания по поводу уровня заработной платы» - 63,80 % и 67,90 %, «нежелание начать карьеру с низовых ступеней» - 48,30 % и 54,80 % соответственно являются одной из причин отказа в приеме на работу.

С точки зрения работодателей, базовые профессиональные навыки, включая практические, вызывают меньше нареканий и реже являются причиной отказа от трудоустройства выпускников вузов. Данные опроса свидетельствуют, что в значительно меньшей степени воронежские работодатели удовлетворены уровнем развития таких ключевых компетенций, как склонность к саморазвитию, навыки коммуникации, способность получать результат, восприимчивость к новому. Две трети участников анкетирования в этой группе отметили «низкую производственную дисциплину, недостаточный уровень ответственности» и «низкий уровень мотивации к труду и профес-

Подготовка выпускников, отвечающих требованиям представителей рынка труда и обладающих необходимыми компетенциями, предполагает разработку единой системы диагностических средств, которая бы позволяла адекватно оценивать уровень выпускника на основе объективных критериев.

Одним из механизмов независимой оценки образовательных программ и подтверждением их качества выступает профессиональная общественная аккредитация (ПОА).

Успешное прохождение вузом ПОА - это одновременно и признание со стороны работодателей, и

сиональной деятельности» как один из мотивов неготовности принимать на работу молодых специалистов. Современный подход предполагает при решении проблемы трудоустройства выпускников вузов использовать принцип личност-но ориентированного трудоустройства, при котором учитываются не только профессиональные, но и личностные характеристики выпускника, которые необходимо увязать с актуальными и перспективными кадровыми потребностями предприятия. Основываясь на результатах опроса руководителей компаний, среди компетенций, остро востребованных воронежским менеджментом, можно выделить способности принимать нестандартные решения, работать с людьми, решать проблемы, готовность к инновациям, эмоциональную стабильность, умение избегать возникновения конфликтных ситуаций. Сравнительные данные причин отказа от трудоустройства представлены в таблице.

гарантия для студентов, что освоенные ими образовательные программы актуальны для рынка труда.

Факультет международных отношений Воронежского государственного университета в 2016 г. представлял для профессиональной общественной аккредитации четыре образовательные программы: международные отношения (бакалавриат), зарубежное регионоведение (бакалавриат), международные отношения (магистратура), зарубежное регионове-дение (магистратура). Аккредитацию проводила экспертная комиссия Торгово-промышленной палаты Воронежской области (ТПП ВО). В соответствии

Т а б л и ц а

Мотивы отказа от трудоустройства выпускников

Мотивы отказа от трудоустройства выпускников Студенты (240 заполненных анкет), % Выпускники (92 заполненные анкеты), % Работодатели (29 заполненных анкет), %

Завышенная оценка личного профессионального потенциала 29,60 45,20 27,60

Нежелание начать карьеру с низовых ступеней 48,30 54,80 41,40

Высокие ожидания по поводу уровня заработной платы 63,80 67,90 31,00

Психологическая неготовность к работе 47,10 44,00 48,30

Недостаточная теоретическая подготовка 16,70 7,10 44,80

Недостаточная практическая подготовка 61,70 46,40 34,50

Низкий уровень мотивации к труду и профессиональной деятельности 16,70 9,50 62,10

Отсутствие навыков работать в команде 17,90 14,30 17,20

Отсутствие опыта работы по специальности 59,60 46,40 20,70

Низкая производственная дисциплина, недостаточный уровень ответственности 13,30 16,70 62,10

Отсутствие желания к профессиональному развитию 8,80 7,10 44,80

с решением ПОА факультет получил свидетельство о профессиональной общественной аккредитации сроком на 5 лет для всех заявленных программ. Данные программы были признаны отвечающими требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля [4].

Для оценки качества подготовки выпускников эксперты разработали и использовали несколько критериев, среди которых успешное прохождение выпускниками процедуры независимой оценки квалификаций; соответствие профессиональным стандартам сформулированных в образовательной программе результатов; соответствие учебных планов компетенциям и результатам обучения; соответствие профессиональным задачам материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических ресурсов; наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников работодателями; подтвержденное участие работодателей в образовательном процессе [5].

Каждый из обозначенных критериев в свою очередь оценивался исходя из четырех-пяти показателей. Так, для оценки повышения качества подготовки выпускников учитывалось сотрудничество с научными организациями в области повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; участие преподавателей в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и форумах, методических советах, в научно-исследовательских проектах по профилю деятельности работодателя; эффективность работы органов студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений, студенческих отрядов.

Отдельно рассматривалось наличие инновационной площадки, центра прикладных квалификаций, центров по развитию компетенций и навыков трудоустройства.

Одним из важнейших критериев выступало соответствие профессиональным стандартам сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональных компетенций. В условиях когда профессиональные стандарты не утверждены, ориентиром для выпускников-международников выступает то, что сформулированные в профессиональной образовательной программе планируемые результаты освоения профессиональных компетенций полностью соответствуют квалификационным требованиям и должностным инструкциям сотрудников МИД РФ и его представительств, экспертов, ана-

литиков, консультантов отделов международного сотрудничества организаций, учреждений, ориентированных на международную сферу.

Приближению образовательных стандартов к требованиям работодателей способствует активное участие последних в образовательном процессе по направлениям подготовки. В целях совершенствования содержания образовательных программ представители от работодателей (Представительство МИД РФ, Управление международного сотрудничества и др.) приглашаются к обсуждению проектов учебных планов по направлениям. Так, по предложению работодателей и согласованию с ними в учебный процесс на факультете международных отношений введены такие дисциплины, как основы проектной деятельности, дипломатический протокол и этикет, методы политического анализа. Представители работодателей ведут курс «Основы проектной деятельности», курируют написание аналитической записки в рамках документально-ознакомительной или производственной аналитической практики. В рамках производственной практики на 3-м курсе бакалавриата на базах практики читаются отдельные лекции. Все программы практик согласованы с работодателями. Представители работодателей приглашаются в ВГУ на установочные и заключительные собрания по практикам, на производстве курируют практикантов, определяют индивидуальные задания для студентов по согласованию с кафедрой, что отражается в дневнике по практике. Работодатели имеют возможность предложить темы выпускных квалификационных работ. Зачастую темы выбираются по итогам производственной практики после 3-го курса.

Фонды оценочных средств подлежат согласованию с работодателями. Так, по направлению «Международные отношения» все фонды оценочных средств согласованы с работодателем в лице Представительства МИД г. Воронежа. Промежуточные результаты освоения студентами профессиональных и общекультурных компетенций (итоги промежуточных аттестаций) обсуждаются на заседании кафедр и минимум два раза в год на заседании ученого совета факультета с принятием плана корректирующих мероприятий. В тесном сотрудничестве с непосредственными работодателями - Управлением таможенной службы - с сентября 2016 г. началась реализация магистерской программы «Менеджмент таможенных услуг».

Работодатели присутствуют также на дне открытых дверей для абитуриентов.

Студенты факультета, обучающиеся на выпускных курсах, имеют возможность пройти обучение в Центре подготовки специалистов компании «ЛТ08» в течение двух семестров, после чего будут трудоустроены в компанию. Центр проводит обучение по дополнительной программе в области 1Т-технологий, бизнес-процессов, в сфере экономики. Бесплатное обучение, в котором теория сочетается с практикой, стипендия, диплом по окончании обучения, трудоустройство и карьерные возможности международного уровня делают центр востребованным среди студентов 3-4-го курса бакалавриата и 1-2-го курса магистратуры [6].

Одним из критериев оценки при проведении аккредитации выступало количество участников и победителей конкурсов профессионального мастерства (по специальности). Применительно к студентам факультета речь шла о моделировании деятельности международных организаций (модели ООН), наличии международных сертификационных экзаменов по определению уровня владения профессиональным иностранным языком и др. За последние три года студенты имеют более 150 сертификатов участников международных, региональных конкурсов в рамках профессиональной деятельности в области международных отношений. Среди них дипломы участников Моделей ООН и сертификаты лучших делегатов; сертификаты об уровне владения профессиональным иностранным языком; сертификаты победителей конкурса переводчиков.

Студенты факультета, большинство из которых являются обладателями сертификатов программ международной академической мобильности, победителями целого ряда конкурсов, подтверждающих успешное освоение профессиональных компетенций, активно участвуют в молодежных общественных объединениях, являются постоянными участниками Моделей ООН, по мнению экспертов, задают достаточно высокую планку для оценки профессионального мастерства.

О системном характере учета достижений студентов - участников молодежных общероссийских, региональных, муниципальных объединений, сборных команд - свидетельствуют ежегодные отчеты о достижениях студентов факультета международных отношений всех уровней отдельно по направлениям: «Научная деятельность студентов», «Достижения во внеучебной работе», «Международная активность студентов ФМО». Факультет использует ряд мер стимулирования студентов, имеющих достижения в межвузовских и региональных соревнованиях, конкурсах, смотрах. Каждый

семестр проходят заседания стипендиальной комиссии факультета международных отношений о назначении повышенной академической стипендии за достижения в учебной, научно-исследовательской, культурно-творческой, спортивной и общественной деятельности студентам факультета, обучающимся за счет средств федерального бюджета по очной форме. При отборе студентов для участия в международных обменных программах преимущество имеют активные участники конференций, молодежных объединений, сборных команд и др.

Отдельное внимание профессионально-общественная аккредитация уделила показателям ресурсного обеспечения подготовки профессиональных кадров на факультете; обеспеченности интеграции научной, образовательной и воспитательной деятельности. Повышению качества подготовки выпускников способствует эффективное сотрудничество ППС с научными организациями. Все преподаватели участвуют в международных и региональных конференциях, повышении квалификации.

В качестве рекомендаций было отмечено участие преподавателей, реализующих программы, в создании центров оценки и сертификации квалификаций на базе организаций - потенциальных работодателей; интенсификация работы по анализу рынка труда в части информирования студентов и выпускников о наличии вакансий не только на региональном рынке труда [7].

В соответствии с рекомендациями ПОА [там же] в целях содействия профессиональному росту выпускников предусмотрены следующие меры: расширение мероприятий по качественной адаптации выпускников на рынке труда и первом рабочем месте, особенно в части знакомства с нормами трудового права, взаимодействия в трудовом коллективе, управления стрессовыми состояниями и т.д.

Высокую оценку получила практика ежегодного мониторинга закрепленности выпускников в соответствии с полученной квалификацией. В связи с этим полезными представляются такие рекомендации ПОА, как расширение инструментария используемых профориентационных методик для молодых специалистов: самостоятельный анализ рынка труда, навыки самопрезентации, навыки самоанализа мотивации, навыки планирования карьеры; продолжение ведения базы данных выпускников для анализа карьерной траектории выпускников.

Для профориентации студентов с целью дополнительной мотивации использования молоды-

ми специалистами (выпускниками программы) полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков хорошо зарекомендовала себя практика проведения мастер-классов, тренингов с участием зарубежных и российских специалистов, теоретиков и практиков. Эффективными представляются также практикуемые на факультете разъяснения студентам специфики профессиональной деятельности с привлечением выпускников факультета, действующих практиков.

Возвращаясь к вопросу о границах соответствия учебных планов запрашиваемым работодателями результатам освоения профессиональных компетенций, отметим, что добиться полного совпадения профессиональных и образовательных стандартов - задача амбициозная, но вряд ли осуществимая. Дело в том, что учесть все запрашиваемые работодателями компетенции вузу сложно не столько в силу «ограниченной емкости» учебного плана, сколько в силу «разноплановости» запросов. Другое дело, что максимальное приближение профессиональных и образовательных стандартов, а также выработка единых критериев оценки качества подготовки выпускников представителями профессионального сообщества и академической среды - это возможный и реально выверенный вектор развития образования, а также мощный рычаг для повышения конкурентоспособности образовательной программы и востребованности выпускника одновременно.

Воронежский государственный университет Беленое О. Н., доктор экономических наук, профессор, проректор по международному сотрудничеству и маркетингу, декан факультета международных отношений E-mail: belenov@vsu. ru Тел.: 8 (473) 220-88-69

Морозова В. Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и мировой политики факультета международных отношений

E-mail: morozova@ir.vsu.ru Тел.: 8 (473) 224-74-02

Шилова И. В., преподаватель кафедры международной экономики и внешнеэкономической деятельности

E-mail: shilova.irina05@gmail.com Тел.: 8 (473) 224-74-02

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов В. И. Профессиональные стандарты: от разработки к применению / В. И. Блинов [и др.] // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. -С. 5-13.

2. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты». - Режим доступа: http:// www.profstandart.rosmintrud.ru/

3. Кузнецова Т. А. Согласование квалификационных требований, предъявляемых профессиональными и образовательными стандартами к выпускникам вузов / Т. А. Кузнецова, Н. Н. Матушкин, С. И. Пахомов // Мониторинг образования. -2009. - № 4. - С. 3-9.

4. Центр делового образования Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» : реестр аккредитованных программ. - Режим доступа: http://www.vrn-ok.com/241.html

5. Критерии и показатели профессионально-общественной аккредитации // Заключение по экспертизе образовательных программ «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», реализуемых в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». - 2016, февраль.

6. Центр подготовки специалистов «ATOS ». -Режим доступа: ru.atos.net

7. Заключение по экспертизе образовательных программ «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», реализуемых в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». - 2016, февраль.

Voronezh State University

Belenov O. N., Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice-Rectorfor Marketing and International Cooperation, Dean of the International Relations Faculty

E-mail: belenov@vsu.ru

Tel.: 8 (473) 220-88-69

Morozova V. N., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of International Relations and World Politics Department, International Relations Faculty

E-mail: morozova@ir.vsu.ru

Tel.: 8 (473) 224-74-02

Shilova I. V., Lecturer of the International Economics and Foreign Economic Activity Department

E-mail: shilova.irina05@gmail.com

Tel.: 8 (473) 224-74-02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.