Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагитова К. А.

Принятая «Государственная концепция миграционной политики до 2025 года» учитывает все проблемы, связанные с реализацией права на свободу передвижения, но не содержит конкретных способов решения этих накопившихся вопросов. В статье рассматриваются проблемы формирования единой государственной нормотворческой политики в сфере регулирования миграционных процессов. Автор раскрывает правовую основу регулирования миграционных процессов, приводит примеры их действия. Автор приходит к выводу, что единая государственная нормотворческая политика находится в недоработанном состоянии и требует оперативных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING A UNIFIED STATE STANDARD-MAKING POLICY IN THE FIELD OF REGULATION OF MIGRATION PROCESSES

The adopted "State Concept of Migration Policy until 2025" takes into account all the problems associated with the realization of the right to freedom of movement, but does not contain specific ways to resolve these accumulated issues. The article deals with the problems of formation of a unified state rule-making policy in the field of regulation of migration processes. The author reveals the legal basis for the regulation of migration processes, gives examples of their operation. The author comes to the conclusion that the unified state rule-making policy is in an unfinished state and requires prompt changes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

К.А. Сагитова, студент

Башкирский государственный университет

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-3-162-165

Аннотация. Принятая «Государственная концепция миграционной политики до 2025 года» учитывает все проблемы, связанные с реализацией права на свободу передвижения, но не содержит конкретных способов решения этих накопившихся вопросов. В статье рассматриваются проблемы формирования единой государственной нормотворческой политики в сфере регулирования миграционных процессов. Автор раскрывает правовую основу регулирования миграционных процессов, приводит примеры их действия. Автор приходит к выводу, что единая государственная нормотворческая политика находится в недоработанном состоянии и требует оперативных изменений.

Ключевые слова: свобода передвижения, миграционная политика, нормотворчество, правовое регулирование, гражданство.

Целесообразно выделить три группы интересов в отношении миграции, которые, кстати говоря, в некоем смысле противоречат друг другу: национально-государственные; региональные и муниципальные; производственно-корпоративные. В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [1], Правительство РФ «обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики». На сегодняшний день непосредственное регулирование миграции также возложено на Главное управление по вопросам миграции МВД России, которое организационно подведомственно Правительству РФ.

Не так давно, в 2012 году была разработана и одобрена Концепция государственной миграционной политики до 2025 года [2]. Все основные принципы, которые должны быть реализованы как в правовом регулировании самого государственного управления в области миграции, так и исполнении законодательства в сфере миграционных отношений, присутствуют в этом программном акте.

Правила миграционного законодательства применяются Министерством внутренних дел России обособленно к различ-

ным категориям перемещающихся лиц. Конечно же целесообразно здесь выделить две основные категории: собственные граждане и иностранные граждане (также лица без гражданства, приравненные по статусу к иностранным гражданам, но только не пользующиеся покровительством какого-либо из ныне существующих государств). Основной поток мигрантов, по данным Федеральной миграционной службы России в 2015 году, это: граждане Кыргызстана, Армении, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана. Со временем некоторые мигранты решают получить гражданство России. Например, в 2014 году выход из гражданства РФ осуществили всего 10 человек, а принято в гражданство РФ и восстановлено в гражданстве РФ - 157 791 человек, в 2015 году принято в гражданство России 209 799 человек [3]. Нормы нашего законодательства ранее, до 24 июля 2020 г. требовали от иностранцев в заявлении о приобретении ими гражданства России сведения также о том, что человек вышел из прежнего своего гражданства, либо обязательство об отказе от имеющегося своего гражданства (документ, подтверждающий указанные сведения).

Миграционное законодательство, основанное на принципе свободы передвиже-

ния не может никак замедлять процессы «обезлюдивания» некоторых регионов. Малонаселенность - плохой тренд, нужно, чтобы переселяющиеся мигранты «не концентрировались в итак густонаселенных районах России» [4, с. 185]. Законодательно - это можно регулировать исключительно выделив на переселение финансового обеспечения из государственного бюджета, применяя методы экономического поощрения. Например, государство могло бы отменить налоги на прибыль на подобных малонаселенных территориях.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, согласно пункту 36 части девять Указа Президента РФ «Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации» участвует в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за рубеж и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.

Основным внешнеполитическим органом государственной власти России является Министерство иностранных дел, которое выдает в установленном порядке основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, оформляет в установленном порядке паспортно-визовую документацию и рассматривает вопросы гражданства и решает иные вопросы, связанные с миграцией [5]. Таким образом, МИД РФ является одним из важнейших органов, на которые возлагаются полномочия по обеспечению проведения единой, согласованной миграционной политики России вне пределов страны. Реализацией упомянутых выше функций МИД РФ осуществляет еще одну функцию - функцию оповещения зарубеж-

ной общественности и государственных органов о стратегии и тактике, мерах и требованиях, содержащихся в российском законодательстве о миграции.

Государственное управление процессами миграции было возложено на Федеральную миграционную службу России, подведомственную Правительству России. Указом Президента РФ данная служба в апреле 2016 года была ликвидирована, а ее полномочия были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. Еще совсем недавно миграционная служба сама выходила из состава МВД - в 2004 году, что исключило ее из перечня правоохранительных органов. Это привело к ограничению некоторых полномочий сотрудников ФМС, связанных с правоохранительной деятельностью. Данная служба даже подготовила законопроект под наименованием «Об иммиграционном контроле», где были расширены полномочия сотрудников ФМС вплоть до создания силовой структуры, сотрудникам которых разрешалось бы использовать военное снаряжение. Летом 2015 года по данным сайта ФМС России после сокращения штата в службе трудилось 36 тысяч человек. В 2016 году Президент предложил сократить численность этой структуры еще на 30%. Будет ли упразднение Федеральной миграционной службы, и передача ее функций системе МВД способствовать росту эффективности государственного управления в области иммиграции? Ответ на этот вопрос можно, обозначить проанализировав недостатки управленческого воздействия на сферу миграции, а именно выявленные недостатки в соблюдении миграционного законодательства. Сайт Генеральной прокуратуры России опубликовал представление о необходимости ликвидации наиболее типовых случаев несоблюдения законодательства об миграции. Это: проблема фиктивной регистрации.

Проблемы формирования единой государственной нормотворческой политики в сфере регулирования миграционных процессов на современном этапе развития не только существуют, но и требуют оперативного решения. К сожалению, приходится признать, что изменения, которые

вносятся в законодательство об основаниях получения гражданства, о въезде в Российскую Федерацию иностранцев, о правовом статусе иностранных граждан в России достаточно хоатичны и трудно в них распознать какую-либо логику.

То для приобретения гражданства России требуется отказ от своего гражданства, то - не требуется. То государство ведет политику усложнения положения иностранных граждан в сфере получения разрешения на трудовую деятельность, то освобождает от этой обязанности временно проживающих иностранных граждан. То государство ведет непримиримую борьбу с нелегальной миграцией, создает для этого специальный орган исполнительной власти, то ликвидирует ее. Скалдывается впечатление, что законодательство меняется в зависимости, какие интересы лоббирует в то или иное время законодательный орган. Это может быть либо национально-государственные интересы, связанные с

нальные и муниципальные, либо - производственно-корпоративные, когда крупные работодатели, использующие иностранную рабочу силу, заинтересованы в ограничении прав иностранных граждан. С одной стороны, например, борьба с нелегальной миграцией заканчивается заключением нарушителя в центр содержания иностранных граждан, что оборачивается расходами из федерального бюджета на содержание иностранцев из стран ближнего зарубежья. Быстрое приобретение гражданства и прекращение ими нелегального пребывания в России также не будет способствовать их культурной ассимиляции на территории России. Мигранты, обычно проживают закрытыми анклавами, общаются только между собой, часто не владеют русским языком. К сожалению, уже выросло постсоветское поколение граждан стран ближнего зарубежья, которые не обучались русскому языку в общеобразовательных школах времен СССР.

безопасностью государства, либо - регио-

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 15 октября 2020 г. № 341-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).

2. Концепция государственной миграционной политики Российской федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года с распределением по регионам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (дата обращения: 25.04.2022).

4. Воробьева О.Г., Топилин Д.В. Анализ миграционных процессов по данным переписей населения в России // Экономика региона. - 2016. - №1. - С. 175-188.

5. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 1 ноября 2021 г. № 621) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).

PROBLEMS OF FORMING A UNIFIED STATE STANDARD-MAKING POLICY IN THE FIELD OF REGULATION OF MIGRATION PROCESSES

K.A. Sagitova, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The adopted "State Concept of Migration Policy until 2025" takes into account all the problems associated with the realization of the right to freedom of movement, but does not contain specific ways to resolve these accumulated issues. The article deals with the problems of formation of a unified state rule-making policy in the field of regulation of migration processes. The author reveals the legal basis for the regulation of migration processes, gives examples of their operation. The author comes to the conclusion that the unified state rule-making policy is in an unfinished state and requires prompt changes.

Keywords: freedom of movement, migration policy, rule-making, legal regulation, citizenship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.