Научная статья на тему 'Проблемы формирования человеческого капитала в России'

Проблемы формирования человеческого капитала в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕСУРСЫ / ПРОБЛЕМАТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОК / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / HUMAN CAPITAL / RESOURCES / PROBLEMS / FORMATION / DEVELOPMENT / ENTERPRISE / MARKET / EDUCATION / EMPLOYMENT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева Ульяна Николаевна

В развитии экономики любой страны движущей силой является человек, способный к инновационной деятельности. Сегодня человек рассматривается как один из видов капитала и как основной фактор эффективного использования любого капитала вообще и человеческого капитала в частности. В связи с тем, что уровень развития экономики страны определяется уровнем человеческого развития, уровнем человеческого капитала и эффективностью его использования, актуальным представляется исследование в данной статье основных проблем формирования человеческого капитала в условиях современной российской экономики. Дифференцированность подходов и методов современной экономической теории к раскрытию сущности человеческого капитала является дополнительным сдерживающим фактором на пути обеспечения эффективного им управления. Целью данного исследования является раскрытие категории человеческого капитала как чрезвычайно весомой составляющей национального богатства, которая требует разработки инструментария информационного обеспечения состояния, определения проблематики формирования и тенденций развития. Основными методами, которые были использованы в ходе работы, являются: изучение и обобщение результатов современных наработок по теме, анализ и синтез проблематичных вопросов, сравнение и определение ключевой проблематики, присущей отечественному рынку человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL FORMATION IN RUSSIA

In the development of the economy of any country, the driving force is a person who is capable of innovation. Today, a person is considered as one of the types of capital and as the main factor for the effective use of any capital in general and human capital in particular. Due to the fact that the level of development of the country's economy is determined by the level of human development, the level of human capital and the efficiency of its use, it seems relevant to study in this article the main problems of forming human capital in the modern Russian economy. The differentiation of the approaches and methods of modern economic theory to the disclosure of the essence of human capital is an additional deterrent on the way to ensure effective management. The purpose of this study is to reveal the category of human capital as an extremely significant component of national wealth, which requires the development of tools for information support of the state, the problems of formation and development trends. The main methods used in the course of work are: the study and synthesis of the results of modern developments on the topic, the analysis and synthesis of problematic issues, the comparison and definition of key issues inherent in the domestic human capital market.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования человеческого капитала в России»

Mikhaleva Ulyana Nikolaevna PROBLEMS OF HUMAN ...

economic sceinces

УДК 330

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

© 2018

Михалева Ульяна Николаевна, старший преподаватель кафедры «Экономика» Донской государственный технический университет (344002, Россия, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, e-mail: uralochkka@mail.ru)

Аннотация. В развитии экономики любой страны движущей силой является человек, способный к инновационной деятельности. Сегодня человек рассматривается как один из видов капитала и как основной фактор эффективного использования любого капитала вообще и человеческого капитала в частности. В связи с тем, что уровень развития экономики страны определяется уровнем человеческого развития, уровнем человеческого капитала и эффективностью его использования, актуальным представляется исследование в данной статье основных проблем формирования человеческого капитала в условиях современной российской экономики. Дифференцированность подходов и методов современной экономической теории к раскрытию сущности человеческого капитала является дополнительным сдерживающим фактором на пути обеспечения эффективного им управления. Целью данного исследования является раскрытие категории человеческого капитала как чрезвычайно весомой составляющей национального богатства, которая требует разработки инструментария информационного обеспечения состояния, определения проблематики формирования и тенденций развития. Основными методами, которые были использованы в ходе работы, являются: изучение и обобщение результатов современных наработок по теме, анализ и синтез проблематичных вопросов, сравнение и определение ключевой проблематики, присущей отечественному рынку человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, ресурсы, проблематика, формирование, развитие, предприятие, рынок, образование, занятость, управление.

PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL FORMATION IN RUSSIA

© 2018

Mikhaleva Ulyana Nikolaevna, senior lecturer, Department of Economics" Don State Technical University (344002, Russia, Rostov on Don, Gagarin square 1, e-mail: uralochkka@mail.ru)

Abstract. In the development of the economy of any country, the driving force is a person who is capable of innovation. Today, a person is considered as one of the types of capital and as the main factor for the effective use of any capital in general and human capital in particular. Due to the fact that the level of development of the country's economy is determined by the level of human development, the level of human capital and the efficiency of its use, it seems relevant to study in this article the main problems of forming human capital in the modern Russian economy. The differentiation of the approaches and methods of modern economic theory to the disclosure of the essence of human capital is an additional deterrent on the way to ensure effective management. The purpose of this study is to reveal the category of human capital as an extremely significant component of national wealth, which requires the development of tools for information support of the state, the problems of formation and development trends. The main methods used in the course of work are: the study and synthesis of the results of modern developments on the topic, the analysis and synthesis of problematic issues, the comparison and definition of key issues inherent in the domestic human capital market.

Keywords: human capital, resources, problems, formation, development, enterprise, market, education, employment, management.

В современных теориях капитала сам капитал трактуется как способность определенных ресурсов к созданию доходов и прибыли. Человек в свете современных теорий является тем капиталом, который может быть идентифицирован не только как капитал, способный к обеспечению доходов своему владельцу, то есть человеку, но и как капитал, способный создавать доходы предприятию в результате приложения своих физических и интеллектуальных способностей к ресурсам предприятия, что, в сущности, и представляет собой основой рост национального богатства страны. То есть человек становится центром экономических процессов, основой и движущей силой экономического развития.

Таким образом, способность человека к совершению работы по созданию любых материальных и нематериальных ценностей является способностью к получению доходов и прибылей, то есть подтверждением того, что это является капиталом. Вопрос измерения такой способности тесно связано со стоимостью человеческого капитала с одной стороны, и адекватной компенсацией расходов на осуществление работы, которая обеспечивает сохранение и развитие такой способности, - с другой. Значительный вклад в исследование человеческого капитала во взаимосвязи с факторами его формирования внесли такие ученые, как: Гильдингерш М.Г., Алексеева И.А., Гречко М.В., Гончаров И.В., Каменецкий В.А., Кончакова Л.Н., Чугунова С.В., Леманова П.В., Нович-кова В.И., Носаков В.Н., Пивоваров В.И., Мазур В.В.,

Федотова В.Г., Фирсова С.А., Первухина Н.А., Шумар М.С., Эскиев М.А., Арсаханова Х.С. [1-12] и другие. Последние исследования показывают, что формирование человеческого капитала как основной составляющей национального богатства, требует положительных сдвигов на уровне государства. В то же время отсутствует инструментарий измерения и оценки эффективности формирования человеческого капитала на микроуровне, что приводит к несогласованности различных уровней единой экономической системы.

Человек формируется в определенных условиях, характеризующихся многими факторами, которые непосредственно будут влиять на уровень развития и качества человеческого капитала. К таким факторам следует отнести: социальные, экономические, экологические, культурные и т. п. Понимание чрезвычайной важности человеческого капитала в становлении глобальной экономики привели к созданию программ по изучению его развития и сохранения такими организациями, как: Всемирный банк, Организация Объединенных Наций, Freedom House и др. [8, с. 52].

Формирование человеческого капитала - это процесс, который происходит на индивидуальном, предпринимательском и государственном уровне и предусматривает в результате инвестиции в здоровье, образование, культурное развитие, воспитание, создание производительных способностей человека [10, с. 54]. В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматри-

экономические науки

Михалева Ульяна Николаевна ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

вают в широком и узком смысле. В узком смысле одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом он является вследствие того, что становится источником будущего удовлетворения потребностей или будущих заработков, или того и другого вместе [11, с. 443]. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) [12, с. 176]. Человеческий капитал в своей основе объединяет две определяющие составляющие, которые обусловливают особенность данной категории, ее отличие от других категорий, характеризующих роль и место человека в современном мире, а также в определенной степени могут объяснить интерес к ней со стороны как ученых, так и практиков.

Основными сферами деятельности, которые формируют человеческий капитал, являются: научно-образовательный комплекс, система охраны здоровья и окружающей среды, которая непосредственно формирует условия жизни и быта человека [7, с. 29]. Формирование человеческого капитала являет собой непрерывный процесс, который протекает с разной интенсивностью в разные периоды и зависит как от факторов, влияющих на его становление, так и от источников инвестирования. Этот процесс зависит от личных характеристик (составляющие элементы человеческого капитала), и от большого количества внешних факторов (экономических, социальных, природных, институциональных) [4, с. 33]. Для эффективного управления этим процессом большое значение имеет научная классификация этих факторов по различным признакам. По мнению ученых В. Пивоварова и В. Мазур, внешние факторы по степени влияния можно классифицировать таким способом:

1) по фазам воспроизводства: формирования человеческого капитала и использования человеческого капитала;

2) по характеру воздействия в процессе воспроизводства: интенсивные и экстенсивные;

3) по степени воздействия: макроэкономические; ме-зоэкономические; микроэкономические; личные;

4) по характеру воздействия: прямые и косвенные;

5) по результатам воздействия: положительные и отрицательные;

6) по содержанию: научно-технические; политико-правовые; демографические; социальные; культурные; экономические; организационно-экономические; экологические [9, с. 173-175].

В 2017 году специалистами Всемирного экономического форума во главе с немецким экономистом Клаусом Швабом было опубликовано исследование о том, как различные страны развивают свой человеческий капитал. На форуме понятие человеческого капитала определяется как: «люди, имеющие знания и навыки, которые позволяют создавать ценность в глобальной экономической системе» [13]. Каждой стране (из 130 стран) выставляли оценки от 0 до 100 баллов по четырем тематическим измерениям и пяти возрастным категориям. Первые места в рейтинге заняли Норвегия, Финляндия, Швейцария, США, Дания, Германия и Новая Зеландия. Пять последних позиций отдали Мали, Эфиопии, Сенегалу, Мавритании и Йемену. Россия получила 72,16 баллов и заняла 16-е место [13]. Кроме того, РФ вошла в первую десятку по уровню распространения среднего образования и количеству рабочих с неполной занятостью. Наиболее низкие оценки страна получила за такие тематические измерения как уровень занятости в высокотехнологичных предприятиях, количество людей, получающих профессионально-техническое образование и уровень безработицы. Несмотря на достаточно высокую позицию по исследованиям Всемирного экономического форума, объективная картина состояния человеческого капитала России является далекой от лидеров рейтинга [5, с. 49]. В стране происходят процессы сокращения численности и старения населения - носителя данного

капитала, увеличение трудовой миграции и снижение качества образования.

Сокращение человеческого капитала вузов России, по данным исследования М. Гильдингерша и И. Алексеевой, происходит на фоне постоянного сокращения количества высших учебных заведений, число которых сократилось на 149 вузов к 2016 году по сравнению с 2013 годом. Тем не менее, ученые также отмечают, что происходит изменение качественных характеристик человеческого капитала системы высшего образования. Так, доля лиц с учеными степенями в общей численности научно-педагогических кадров постоянно увеличивается: доля кандидатов наук в общей численности персонала возросла с 2011/12 уч. г. на 8% и составила в 20016/17гг. - 59%, а доля докторов наук составила в этом же году составила - 16%, также возросла по сравнению с 2011/12 уч. года на 3,5%. О качественных изменениях также свидетельствуют данные о количестве публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в SCOPUS и WEB of SCIENCE, которое ежегодно увеличивается, так например в 2005 г количество публикаций составило 69 тыс. 623, а уже в 2017 - 99 тыс. 567, что на 30% больше [1, с. 35].

Не смотря на изменения качественной характеристики человеческого капитала в РФ, как показывают исследования отечественных ученых, работодатели в большинстве случаев не удовлетворены уровнем знаний принятых на работу сотрудников, их не устраивают практические навыки, актуальность знаний и уровень необходимых умений работников. С учетом текущих тенденций без перемен на рынке труда число занятых в возрасте 26-30 лет сократится к 2030 г. на 43%, как подсчитали исследователи Высшей школы экономики РФ (НИУ ВШЭ) [3, C. 6-8].

Причиной возникновения такой ситуации является то, что россияне, чаще всего, получают «образование ради образования», и в дальнейшем работают не по специальности на работах, не требующих высокой квалификации. Главным образом, это происходит по причине деструктивных процессов, которые не способствуют ни созданию рабочих мест и благоприятных условий труда на предприятиях, ни подготовке качественных квалифицированных кадров [14, с. 21].

Политика государства в отношении высших учебных заведений должна быть направлена не столько на увеличение количества учащихся, обучающихся на контракте, сколько на повышение качества знаний студентов и на обоснованное реформирование системы образования, которая не во всем успевает за изменениями окружающего мира и только частично соответствует современному рынку труда [6, с. 349]. Кроме того, потеряна социальная функция учебных заведений, что является закономерным следствием глобализационных процессов, деструктивных явлений в экономике, негативного влияния информационных технологий на формирование мировоззрения молодежи, изменения ценностных ориентиров в обществе и т.п.

Следует отметить, что человеческий капитал является единственным активным капиталом, тогда как все остальные капиталы являются пассивными, поскольку они все без исключения подчиняются человеку и действуют в соответствии с его волей [2, с. 247]. Учитывая эту позицию, инвестирование в другие виды капитала, минуя человеческий, оказываются недостаточно результативными. В процессе формирования человеческого капитала следует учитывать, что работники обычно не желают постоянно работать на одном месте, а стремятся, пусть к минимальному, однако к росту в карьере.

Учитывая перечисленные проблемы формирования человеческого капитала в России, можно предложить следующие меры для их решения:

- приведение финансирования сфер образования и здравоохранения к уровню стран с высоким уровнем развития человеческого капитала;_

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)

203

Mikhaleva Ulyana Nikolaevna PROBLEMS OF HUMAN ...

economic sceinces

- установление достойных государственных гаран- Статья поступила в редакцию 29.10.2018 тий минимального социального обеспечения; Статья принята к публикации 27.11.2018

- стимулирование экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда наемных работников;

- создание общенациональной и региональных программ здравоохранения по улучшению репродуктивного здоровья населения и борьбы с курением;

- модернизация системы образования и развитие высококвалифицированной рабочей силы;

- стимулирование самозанятости и предпринимательства для лиц, возвращающихся после трудовой деятельности за рубежом с целью сокращения масштабов трудовой миграции населения;

- разработка системы мотивационных мероприятий для «закрепления» выпускников вузов на предприятиях России;

- предоставление вузам рычагов влияния на контингент учеников для подготовки качественных квалифицированных кадров, необходимых для экономики нового времени.

Выводы. Проанализировав состояние человеческого капитала России, приходим к выводу, что оно находится на грани необратимых процессов по причине экономических проблем, нарушения генофонда, подрыва основ медицинской и образовательной сфер, активной миграции населения. Для качественного формирования и повышения конкурентоспособности человеческого капитала в России необходимо осуществить большое количество преобразований на микро- и макроуровне в социально-экономической сфере страны. Поэтому политика государства в направлении образования, здравоохранения, профессиональной подготовки, мобильности рабочей силы и других направлений «человеческих инвестиций» должна стать отдельным направлением регулятивной функции правительства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гильдингерш М.Г., Алексеева И.А. Современные тенденции формирования человеческого капитала высших учебных заведений // Экономика труда. 2018. Том 5. № 1. С. 29-42

2. Гречко М.В., Гончаров И.В. Человеческий капитал, человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал: взаимосвязь и различие категорий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67). С. 243-249.

3. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона //НИУВШЭ. 2018. 64 с.

4. Каменецкий В.А. Главное в вопросе о человеческом капитале // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 2 (20). С. 31-35.

5. Кончакова Л.Н., Чугунова С.В. Человеческий капитал и инвестиции в человеческий капитал предприятия //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 48-50.

6. ЛемановаП.В. Способность к труду, трудовой потенциал личности в аспекте представлений о человеческом капитале // Научное обозрение. 2014. № 12-1. С. 346-350.

7. Новичков В.И., Новичкова В.И. Преумножение духовно-нравственных основ в человеческом капитале современного российского общества // Человеческий капитал. 2013. № 1 (49). С. 27-33.

8. Носаков В.Н., Носаков И.В. Системный подход к человеческому капиталу при создании инновационного продукта // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 50. С. 50-54.

9. Пивоваров В.И., Мазур В.В. К вопросу о человеческом капитале //Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 4 (49). С. 172-176.

10. Федотова В.Г. Заботясь о человеческом и социальном капитале: публичное социальное знание // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 48-58.

11. Фирсова С.А., Первухина Н.А. Гуманизация труда в эволюции терминов:от человеческих ресурсов к человеческому капиталу // Евразийский юридический журнал. 2018. № 6 (121). С. 442-444.

12. Эскиев М.А., Арсаханова Х.С. Требования к человеческому капиталу в современных условиях // Известия Чеченского государственного университета. 2017. № 2 (6). С. 174-178.

13. World economic forum // Global human capital report 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/ docs/WEF_Global_Human_Capital_Report_2017.pdf (Дата обращения: 05.11.2018)

14. Шумар М.С. Требования к человеческому капиталу в современных условиях // Стратегии бизнеса. 2016. № 11 (31). С. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.