ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
А. Ю. ФЕДОРОВА
В данной статье основное внимание уделяется сущности муниципальных финансов, анализу формирования доходов и осуществления расходов бюджета городского округа город Тамбов. Выделяются основные проблемы, возникающие в ходе бюджетного процесса муниципального образования.
Ключевые слова: городской округ, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета.
Финансовое обеспечение муниципальных образований является одним из самых сложных вопросов, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, составляет одну из основ конституционного строя РФ, оно призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого муниципального образования [2].
Для этого в распоряжение муниципальных образований передаются финансовые и материальные ресурсы, за счет которых местные органы публичной власти организуют на территории муниципальных образований предоставление населению соответствующих товаров и услуг.
Вместе с тем, реализация органами местного самоуправления своих полномочий также зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы - бюджет. Поэтому проблема повышения эффективности формирования и использования средств бюджета муниципальными образованиями на сегодняшний день является очень актуальной.
Муниципальные финансы, являясь составной частью централизованных финансов, представляют совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач на территории муниципального образования [1].
Муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования муниципального сектора экономики наиболее значимых программ развития муниципального сектора, организаций и
учреждений бюджетной сферы и т. п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития территории.
Экономическое содержание муниципальных финансов составляет движение финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образование и использование на этой основе доходов местного самоуправления в результате приведения в действие соответствующих финансовых механизмов и инструментов. Финансовыми инструментами и механизмами выступают в данном случае налоговые и неналоговые платежи, муниципальные займы, средства финансовой помощи, муниципальные заказы и программы и т. п.
С этой точки зрения муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
- государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
- собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т. п.);
- заемных средств или муниципального кредита [4].
Соотношение этих трех основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к
наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.
Другими словами, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от самой финансовой деятельности органов местного самоуправления - от степени профессионализма органов, занимающихся организацией финансовой работы [7].
Сущность муниципальных финансов наиболее полно реализуется через категорию муниципального (местного) бюджета, в основе которой лежат бюджетные отношения, возникающие в процессе движения бюджетных ресурсов в форме образования и использования муниципальных доходов.
Таким образом, экономическое содержание местного бюджета как синтетической категории муниципальных финансов составляет движение бюджетных ресурсов в публично-правовой форме, образование и использование на этой основе муниципальных доходов в результате приведения в действие бюджетных механизмов и инструментов.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].
Бюджет является основным финансовым документом муниципального образования. Он фиксирует основные направления использования средств муниципального образования и основные источники поступления финансовых ресурсов для их финансирования.
Бюджет муниципального образования городского округа - город Тамбов формируется в соответствии с решением «О бюджете городского округа - город Тамбов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» № 475 от 28 декабря
2011 г. [3; 5].
В соответствии с решением о бюджете городского округа - город Тамбов на 2012 г. общий объем доходов городского бюджета прогнозируется в сумме 3 088 275,0 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, в сумме 567 191,9 тыс. руб.; общий объем расходов городского бюджета в сумме 3 340 383,3 тыс. руб.; верхний предел муниципального внутреннего долга городского округа - город Тамбов на 01 января 2013 г. в сумме 1 248 917,4 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям городского округа - город Тамбов - 0 тыс. руб.; прогнозируемый дефицит городского бюджета в сумме 252 108,3 тыс. руб.
На 2013 г. прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 3 102 834,2 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, в сумме 571 034,7 тыс. руб.; общий объем расходов городского бюджета в сумме 3 102 834,2 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 77 570,9 тыс. руб.; верхний предел муниципального внутреннего долга городского округа -город Тамбов на 01 января 2014 г. в сумме 1 248 917,4 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям городского округа - город Тамбов -
0 тыс. руб.; дефицит (профицит) городского бюджета не прогнозируется.
На 2014 г.: прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 3 209 360,3 тыс. рубл., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, в сумме 576 764,7 тыс. руб.; общий объем расходов городского бюджета в сумме 3 209 360,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 160 468,0 тыс. руб.; верхний предел муниципального внутреннего долга городского округа - город Тамбов на 01 января 2015 г. в сумме 1 248 917,4 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям городского округа - город Тамбов - 0 тыс. руб.; дефицит (профицит) городского бюджета не прогнозируется [3].
Общий объем доходов в 2012 г. сократился по сравнению с 2011 г. на 369 076,8 тыс. руб., и составил 3 088 275,0 тыс. руб. Данное сокращение связано с уменьшением поступлений налоговых и неналоговых доходов на 220 300,7 тыс. руб. и безвозмездных поступлений на 148 776,1 тыс. руб.
Наибольший объем финансирования из бюджета городского округа - город Тамбов в 2012 г. отмечается по направлениям «образование» -
1 457 839,0 тыс. руб. и «ЖКХ» - 870 116,6 тыс. руб. Наименьший объем средств бюджета городского округа - город Тамбов в 2012 г. направлен на финансирование здравоохранения и спорта 16 707,7 тыс. руб., из которых 10 500,0 тыс. руб. -на физическую культуру и спорт. Значительное сокращение расходов на здравоохранение обусловлено передачей полномочий по осуществлению данного вида расходов на уровень субъекта РФ. Таким образом, с 2013 г. расходы на здравоохранение будут финансироваться из областного бюджета Тамбовской области.
Расходы на общегосударственные вопросы в 2012 году увеличились до 336 439,1 тыс. руб., также увеличились и расходы на социальную политику до 69 682,5 тыс. руб. и на образование до 1 457 839,0 тыс. руб.
Значительно сократились расходы на национальную экономику на 13 293,9 тыс. руб. и составили 8 173,1 тыс. руб. [3].
Основные показатели бюджета городского округа - город Тамбов постоянно изменяются. Изменение бюджетных показателей во многом определяется финансовой обстановкой на территории муниципального образования и приоритетами проводимой экономической и социальной политики. Необходимо грамотное и качественное распределение бюджетных и финансовых ресурсов, направляемых на решение социальных и экономических задач муниципального образования.
Несбалансированность бюджета городского округа город Тамбов (дефицит в размере 252 108,3 тыс. руб.) и проблемы, возникающие в бюджетном процессе муниципального образования, говорят о необходимости оптимизации его доходов и расходов.
Опыт формирования бюджетов муниципальных образований в соответствии с нормами Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ показывает, что предусмотренные законодательством процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований не позволяют обеспечить эффективное и обоснованное распределение финансовой помощи между местными бюджетами [4].
В настоящее время еще не разработана система показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов. В связи с этим органы государственной власти субъектов РФ не могут обеспечить в полном объеме распределение финансовой помощи местным бюджетам по объективным методикам и критериям.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления не только за счет финансовых ресурсов, но и материальных средств. Муниципальное имущество необходимо органам местного самоуправления для формирования неналоговых доходов местных бюджетов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики, поддержки среднего и малого предпринимательства, а также развития рыночных механизмов использования земли и имущества. [6]
Наибольшей проблемой муниципального хозяйствования является жилищно-коммунальное хозяйство, бремя содержания которого в полном
объеме возложено на органы местного самоуправления. Однако основной задачей реформы ЖКХ является не поиск дополнительных средств на финансирование отрасли, но и создание стимулов у предприятий ЖКХ, поставщиков тепла и энергии по улучшению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в целях предоставления качественных услуг населению.
Проведение любой реформы невозможно до тех пор, пока сами граждане не начнут контролировать качество предоставляемых услуг и самостоятельно определять направления их финансирования и порядок оплаты. В связи с этим важно, чтобы функции заказчика жилищно-коммунальных услуг были переданы от дирекций единого заказчика непосредственно представителям населения, которые получат право выбора поставщика соответствующих услуг. Кроме того, модернизацию предприятий коммунального хозяйства и проведение жилищно-коммунальной реформы тормозит проблема задолженностей муниципальных образований, в том числе в сфере жилищнокоммунального хозяйства [6].
Одной из основных форм взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями и организациями является муниципальный заказ на выполнение работ по благоустройству территории, строительству и ремонту объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социальнокультурных потребностей населения муниципального образования. Создание эффективной системы муниципального заказа позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции, более экономичное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие занятости населения муниципальных образований.
На современном этапе развития рыночной экономики роль государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского и хозяйственного оборота резко идет на убыль. В связи с этим возникает необходимость преобразования государственных и муниципальных предприятий и учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в частные коммерческие организации. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства и муниципальных образований от обязанности финансового обеспечения таких организаций по смете доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.
Несоответствие законодательно установленных полномочий органов местного самоуправле-
ния по формированию доходов и расходов местных бюджетов оборачивается снижением ответственности за проведение на местах рациональной и прозрачной налогово-бюджетной политики, что, в свою очередь, ведет к росту финансовой нагрузки на федеральный и региональный бюджеты, отсутствию сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Не вызывает сомнений необходимость создания методической основы формирования местных бюджетов по доходам и расходам, учитывающей сложившуюся региональную дифференциацию развития производительных сил, различия в природных и климатических условиях осуществления хозяйственной деятельности, инфраструктуре, национальных, экологических условий и прочих факторов, характеризующих конкретную территорию.
Основной проблемой в настоящее время является не полное использование предоставленных средств в местный бюджет. Администрация муниципального образования составляет проект расходов бюджета на текущий год, однако по завершению его выясняется, что средства, предоставленные муниципальному образованию, не используются в полном объеме. Безусловно, администрация осуществляет расходование по существующему у них плану, но в случае избытка бюджета следовало бы направить средства на дополнительные вложения [6].
Данные проблемы затрагивают лишь проблемы в предоставлении финансовых средств из бюджетов различных уровней. Существует множество проблем, касающихся всех сфер формирования и расходования финансовых ресурсов местных бюджетов, требующих незамедлительного их решения.
Для улучшения ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности местных бюджетов на решение местных проблем необходимо разработать целую систему возможных направлений оптимизации доходов и расходов местных бюджетов. Необходимо ее законодательное закрепление и регулирование и наиболее оптималь-
ное использование в зависимости от специфики конкретного муниципального образования.
Литература
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. URL: http:// www.bdkodeks.ru
2. Конституция Российской Федерации 12.12. 1993 г. // Российская газета. 2009. 21 янв.
3. О бюджете городского округа - город Тамбов на
2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Решение от 28.12.2011. № 475. URL: http://
www.regfin.tambov.ru
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 №131-Ф3 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
5. Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: положение от 30 сентября 2011, №6976. URL: http:// www.regfin.tambov.ru
6. Соколова А. А. Проблемы формирования бюджетов муниципальных образований. URL: http:// abiturient.ncstu.ru
7. Юрьева Г. И. Муниципальные финансы и бюджетный учет в системе местного самоуправления: учеб. пособие. М., 200б.
* * *
PROBLEMS OF FORMATION OF BUDGETS MUNICIPAL LEVEL
A. Yu. Fedorova
In this article the main attention is paid to essence of municipal finance, the analysis of formation of the income and implementation of expenses of the budget of the city district the city of Tambov, their analysis and an assessment becomes. The main problems arising during the budgetary process of municipality are allocated.
Key words: city district, budget, budget income, budget expenses.