ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
НА. БУРЛАКОВ
Никита Алексеевич БУРЛАКОВ — аспирант кафедры предпринимательства и управления жилищно-коммунальным хозяйством СПбГЭУ.
В 2014 г. окончил СПбГЭУ.
Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — банки с государственным участием, корпоративное управление в кредитных организациях, банковский маркетинг.
^ ^ ^
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СФЕРЕ ЗАКУПОК* *
Важным направлением в совершенствовании процесса проведения государственных закупок региона является повышение эффективности размещения заказов государственными учреждениями [3; 4]. В условиях наращивания объемов государственного заказа в ряде регионов недостаточно ограничиваться одной лишь разработкой нормативной базы, внедрением мер по повышению прозрачности закупок и противодействию коррупции.
В 2014 г. система государственных закупок Российской Федерации претерпела существенные изменения. Взамен утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6], ранее регулирующего процесс осуществления закупок, с 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [7]. Среди основных новаций Закона № 44-ФЗ стоит отметить создание единой информационной системы в сфере закупок на базе уже существующего официального сайта по размещению информации о государственных закупка появление антидемпинговых мер, увеличение количества способов определения поставщика и усиление мер по контролю за проведением закупок. Таким образом, закон о контрактной системе ориентирован на регулирование полного цикла закупок и существенно расширяет границы прозрачности их проведения.
В условиях низкой оперативности удовлетворения государственных учреждений товарами, работами, услугами необходимо повышать эффективность процесса управления государственными закупками. Вместе с тем в настоящее время наибольшую актуальность приобретают также задачи, связанные с оптимизацией затрат регионального бюджета на организацию закупок. Ключевым инструментом снижения бюджетных расходов является проведение единой политики, направленной на оптимизацию взаимодействия органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями. Такое взаимодействие является частью внутренних факторов, обусловливающих функционирование контрактной системы. К внутренним факторам также относятся: квалификация сотрудников, информационное обеспечение и процесс принятия решений.
В настоящий момент основной проблемой в исследовании существующего бизнес-процесса организации закупок является отсутствие документов, регламентирующих процесс взаимодействия органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями. Порядок организации закупок государственных учреждений регламентируется лишь внутренним положением о закупках. И поскольку
98
ГРНТИ 06.75.02 © Н.А. Бурлаков, 2014
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
99
отсутствует регламентированное взаимодействие, необходимо не просто переосмысление моделей управления закупками, а попросту проектирование их «с нуля» в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ.
В рамках исследования направлений по оптимизации внутренних факторов управления контрактной системой региона представляется необходимым провести анализ существующих бизнеспроцессов, связанных с закупками государственных учреждений. Бизнес-процесс представляет собой последовательные, взаимосвязанные мероприятия, описывающие потребление ресурсов с целью преобразования их в результат [2]. На рисунке представлена схема процесса взаимодействия бюджетных учреждений с уполномоченным органом в процессе организации и проведения закупки путем проведения процедуры торгов.
При рассмотрении основных звеньев существующей системы организации закупок в регионе следует выделить государственные учреждения, играющие в настоящее время важную роль в процессе выполнения государственного заказа.
Особое место во взаимодействии региональных учреждений Санкт-Петербурга в области закупок занимает ГКУ «Централизованная бухгалтерия» (далее — ГКУ «ЦБ»), функционирующее во всех районах города. Созданные в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2004 г. № 90-рп «О государственных учреждениях централизованных бухгалтериях администраций районов Санкт-Петербурга» государственные учреждения такого типа уполномочены вести бухгалтерский учет, выполнять функции по планированию и исполнению бюджета.
Подведомственные учреждения
Учреждения сферы Учреждения сферы
образования культуры
Спортивные учреждения
Предоставление перечня нужд учрежден ия
Заявка на формирование и корректировку плана процедур закупок и плана-графика
Заявка на размещение заказа
Заявка на разработку проектносметной документации
Государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия»
Разработка проектносметной документации для подведомственного учрежден ия;
Предоставление технической документации для проверки, согласования и размещения в ЕИС
• Формирование плана процедур закупок и плана-графика в соответствии с бюджетной росписью учреждения;
• Подготовка документации по закупке в соответствии с заявкой и объемами финансирования
• Осуществление технического надзора за выполняемыми на государственных объектах работами
Главный распорядитель бюджетных средств
Юридический отдел Отдел образования Отдел здравоохранения Отдел культуры
Отдел физической культуры и спорта Отдел закупок
1_ _
X
• Подготовка проекта договора на поставку/оказание услуг/выполнение работ и согласование документации руководителем соответствующего структурного подразделения;
• Проверка технического задания на соответствие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и лимитов финансирования;
• Корректировка строк плана процедур закупок подведомственного учреждения в случае необходимости внесения изменений;
• Формирование инструкции по закупке и размещение в Единой информационной системе.
Рис. Процесс взаимодействия бюджетных учреждений с уполномоченным органом в процессе организации и проведения закупки путем проведения процедуры торгов
100
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ГКУ «ЦБ» в зависимости от поручений учредителя участвует в процессе предоставления услуг по организационно-техническому обеспечению процедур, связанных с размещением государственного заказа. Однако регламентом данного учреждения фактически не установлены полномочия, выполняемые в рамках существующей системы организации закупок, что, в свою очередь, не позволяет выявить и проконтролировать ключевые процессы. Следовательно, отсутствие должностных инструкций по деятельности в сфере закупок, штатная численность сотрудников, установленная руководителем исходя из существующих вакантных ставок, а также нерегламентированное выполнение учреждением ГКУ «ЦБ» функций в настоящий момент не позволяют смоделировать бизнес-процессы закупок государственных органов региона.
Следующая организация, участвующая в процессе выполнения государственного заказа бюджетными и казенными учреждениями региона, — ГБУ «Служба заказчика». Ее основная задача — реализация полномочий администраций районов в сфере обеспечения контроля за выполнением капитального и текущего ремонта помещений подведомственных учреждений, разработка проектно-сметной документации, осуществление технического надзора за выполняемыми на государственных объектах работами. В области взаимодействия с другими учреждениями района в сфере закупок деятельность ГБУ «Служба заказчика» также не регламентирована. Поэтому в данных условиях трудно поддаются оценке процессы разработки проектно-сметной документации, в том числе порядок предоставления исходных данных, взаимодействие с ГКУ «ЦБ» в области объемов финансирования, а также предельные сроки выполнения работ.
На фоне вышеупомянутых бюджетных учреждений наиболее эффективно работа в сфере закупок налажена в администрациях районов города, поскольку взаимодействие внутренних структурных подразделений регулируется Регламентом работы администрации в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа (далее — Регламент). Основными положениями данного документа устанавливаются не только предельные сроки выполнения процессов, связанных с разработкой закупочной документации внутри государственного упреждения, но и порядок контроля за деятельностью подведомственных упреждений в сфере закупок.
Приведенная схема наглядно отображает взаимодействие государственных заказчиков с учредителем (главным распорядителем денежных средств) в рамках организации процесса закупок. В настоящий момент отсутствуют нормативные правовые акты, способные регламентировать весь процесс взаимодействия от планирования закупок, их организации и заключения государственного контракта.
Изменениями в законодательстве обусловлена потребность в реорганизации системы государственного заказа путем реинжиниринга существующих бизнес-процессов органов исполнительной власти, участвующих в размещении закупок. Реинжиниринг представляет собой фундаментальное переосмысление бизнес-процессов с целью повышения хозяйственной и экономической деятельности учреждения, в основе которого лежат как нормативные, так и организационно-распорядительные документы [1].
В Санкт-Петербурге предпосылки реинжиниринга процессов управления закупками возникли с принятием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 г. № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» [5], в соответствии с которым система организации закупок Санкт-Петербурга принимает централизованную структуру. Частью 3.1 ст. 3 постановления установлено, что казенные и бюджетные учреждения города, чьи закупки превышают начальную (максимальную) цену контракта в 3 млн руб. и до 50 млн руб. обязаны размещать их централизованно через уполномоченные органы. В рассматриваемом примере процесса взаимодействия бюджетные и казенные учреждения сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и молодежной политики в большинстве случаев подведомственны администрациям районов Санкт-Петербурга.
Таким образом, политика Правительства Санкт-Петербурга, направленная на централизацию закупок с 1 января 2015 г., не решит задачу повышения эффективности государственных закупок, поскольку в настоящее время отсутствуют документы, определяющие зону ответственности и порядок взаимодействия учреждений в рамках ведомств. Выходом из сложившейся ситуации может рассматриваться перепроектирование существующих бизнес-процессов в области государственных закупок. В качестве ключевых направлений следует выделить: разработку методики описания процессов (межведомственного) взаимодействия исполнительных органов власти и учреждений, выявление ключе-
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
101
вых процессов и регламентацию предельных сроков их выполнения. Иными словами, в условиях стремительного развития и внедрения информационных технологий в контрактную систему без переосмысления «картины процессов» невозможно совершенствовать процесс проведения и повышать эффективность государственных закупок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов Е.П., Рощина И.В. Реинжиниринг организационной структуры управления муниципальными финансами в условиях административной, бюджетной реформ // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Экономика». 2009. № 4.
2. Вайцеховская С.С., Фролова Т.Ю., Ямщикова Ю.О. Управление бизнес-процессами на предприятии // Современные направления теоретических и прикладных исследований. 2013. № 1.
3. Гаджиева В.Т. Государственные заказы как инструмент государственного финансового регулирования экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1 (14).
4. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Направления развития институционального регулирования государственных закупок // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2. С. 22-30.
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 г. № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 14.01.2014).
6. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2005. 28 июля.
7. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апр.