Научная статья на тему 'Проблемы формирования бизнес-процессов взаимодействия государственных учреждений Санкт-Петербурга в сфере закупок'

Проблемы формирования бизнес-процессов взаимодействия государственных учреждений Санкт-Петербурга в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТ-РАКТНАЯ СИСТЕМА / РЕИНЖИНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / GOVERNMENT PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / REENGINEERING / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлаков Никита Алексеевич

В статье рассматривается проблема несовершенства законодательства в области взаимодействия органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями в сфере государственных закупок. Исследуются основные факторы, обусловливающие функционирование контрактной системы региона. Выявляется необходимость моделирования и оптимизации бизнес-процессов органов исполнительной власти в области государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурлаков Никита Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation problems of procurement business processes interaction between government institutions in St. Petersburg

The paper deals with the problem of imperfect legislation in the field of government institutions interaction with subordinate institutions in the sphere of public procurement. Examines main factors causing functioning of the contract system in the region. Identifies requirements for a modeling and optimization the business processes of the government institutions in the field of public procurement.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования бизнес-процессов взаимодействия государственных учреждений Санкт-Петербурга в сфере закупок»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

НА. БУРЛАКОВ

Никита Алексеевич БУРЛАКОВ — аспирант кафедры предпринимательства и управления жилищно-коммунальным хозяйством СПбГЭУ.

В 2014 г. окончил СПбГЭУ.

Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — банки с государственным участием, корпоративное управление в кредитных организациях, банковский маркетинг.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СФЕРЕ ЗАКУПОК* *

Важным направлением в совершенствовании процесса проведения государственных закупок региона является повышение эффективности размещения заказов государственными учреждениями [3; 4]. В условиях наращивания объемов государственного заказа в ряде регионов недостаточно ограничиваться одной лишь разработкой нормативной базы, внедрением мер по повышению прозрачности закупок и противодействию коррупции.

В 2014 г. система государственных закупок Российской Федерации претерпела существенные изменения. Взамен утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6], ранее регулирующего процесс осуществления закупок, с 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [7]. Среди основных новаций Закона № 44-ФЗ стоит отметить создание единой информационной системы в сфере закупок на базе уже существующего официального сайта по размещению информации о государственных закупка появление антидемпинговых мер, увеличение количества способов определения поставщика и усиление мер по контролю за проведением закупок. Таким образом, закон о контрактной системе ориентирован на регулирование полного цикла закупок и существенно расширяет границы прозрачности их проведения.

В условиях низкой оперативности удовлетворения государственных учреждений товарами, работами, услугами необходимо повышать эффективность процесса управления государственными закупками. Вместе с тем в настоящее время наибольшую актуальность приобретают также задачи, связанные с оптимизацией затрат регионального бюджета на организацию закупок. Ключевым инструментом снижения бюджетных расходов является проведение единой политики, направленной на оптимизацию взаимодействия органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями. Такое взаимодействие является частью внутренних факторов, обусловливающих функционирование контрактной системы. К внутренним факторам также относятся: квалификация сотрудников, информационное обеспечение и процесс принятия решений.

В настоящий момент основной проблемой в исследовании существующего бизнес-процесса организации закупок является отсутствие документов, регламентирующих процесс взаимодействия органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями. Порядок организации закупок государственных учреждений регламентируется лишь внутренним положением о закупках. И поскольку

98

ГРНТИ 06.75.02 © Н.А. Бурлаков, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

99

отсутствует регламентированное взаимодействие, необходимо не просто переосмысление моделей управления закупками, а попросту проектирование их «с нуля» в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ.

В рамках исследования направлений по оптимизации внутренних факторов управления контрактной системой региона представляется необходимым провести анализ существующих бизнеспроцессов, связанных с закупками государственных учреждений. Бизнес-процесс представляет собой последовательные, взаимосвязанные мероприятия, описывающие потребление ресурсов с целью преобразования их в результат [2]. На рисунке представлена схема процесса взаимодействия бюджетных учреждений с уполномоченным органом в процессе организации и проведения закупки путем проведения процедуры торгов.

При рассмотрении основных звеньев существующей системы организации закупок в регионе следует выделить государственные учреждения, играющие в настоящее время важную роль в процессе выполнения государственного заказа.

Особое место во взаимодействии региональных учреждений Санкт-Петербурга в области закупок занимает ГКУ «Централизованная бухгалтерия» (далее — ГКУ «ЦБ»), функционирующее во всех районах города. Созданные в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2004 г. № 90-рп «О государственных учреждениях централизованных бухгалтериях администраций районов Санкт-Петербурга» государственные учреждения такого типа уполномочены вести бухгалтерский учет, выполнять функции по планированию и исполнению бюджета.

Подведомственные учреждения

Учреждения сферы Учреждения сферы

образования культуры

Спортивные учреждения

Предоставление перечня нужд учрежден ия

Заявка на формирование и корректировку плана процедур закупок и плана-графика

Заявка на размещение заказа

Заявка на разработку проектносметной документации

Государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия»

Разработка проектносметной документации для подведомственного учрежден ия;

Предоставление технической документации для проверки, согласования и размещения в ЕИС

• Формирование плана процедур закупок и плана-графика в соответствии с бюджетной росписью учреждения;

• Подготовка документации по закупке в соответствии с заявкой и объемами финансирования

• Осуществление технического надзора за выполняемыми на государственных объектах работами

Главный распорядитель бюджетных средств

Юридический отдел Отдел образования Отдел здравоохранения Отдел культуры

Отдел физической культуры и спорта Отдел закупок

1_ _

X

• Подготовка проекта договора на поставку/оказание услуг/выполнение работ и согласование документации руководителем соответствующего структурного подразделения;

• Проверка технического задания на соответствие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и лимитов финансирования;

• Корректировка строк плана процедур закупок подведомственного учреждения в случае необходимости внесения изменений;

• Формирование инструкции по закупке и размещение в Единой информационной системе.

Рис. Процесс взаимодействия бюджетных учреждений с уполномоченным органом в процессе организации и проведения закупки путем проведения процедуры торгов

100

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ГКУ «ЦБ» в зависимости от поручений учредителя участвует в процессе предоставления услуг по организационно-техническому обеспечению процедур, связанных с размещением государственного заказа. Однако регламентом данного учреждения фактически не установлены полномочия, выполняемые в рамках существующей системы организации закупок, что, в свою очередь, не позволяет выявить и проконтролировать ключевые процессы. Следовательно, отсутствие должностных инструкций по деятельности в сфере закупок, штатная численность сотрудников, установленная руководителем исходя из существующих вакантных ставок, а также нерегламентированное выполнение учреждением ГКУ «ЦБ» функций в настоящий момент не позволяют смоделировать бизнес-процессы закупок государственных органов региона.

Следующая организация, участвующая в процессе выполнения государственного заказа бюджетными и казенными учреждениями региона, — ГБУ «Служба заказчика». Ее основная задача — реализация полномочий администраций районов в сфере обеспечения контроля за выполнением капитального и текущего ремонта помещений подведомственных учреждений, разработка проектно-сметной документации, осуществление технического надзора за выполняемыми на государственных объектах работами. В области взаимодействия с другими учреждениями района в сфере закупок деятельность ГБУ «Служба заказчика» также не регламентирована. Поэтому в данных условиях трудно поддаются оценке процессы разработки проектно-сметной документации, в том числе порядок предоставления исходных данных, взаимодействие с ГКУ «ЦБ» в области объемов финансирования, а также предельные сроки выполнения работ.

На фоне вышеупомянутых бюджетных учреждений наиболее эффективно работа в сфере закупок налажена в администрациях районов города, поскольку взаимодействие внутренних структурных подразделений регулируется Регламентом работы администрации в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа (далее — Регламент). Основными положениями данного документа устанавливаются не только предельные сроки выполнения процессов, связанных с разработкой закупочной документации внутри государственного упреждения, но и порядок контроля за деятельностью подведомственных упреждений в сфере закупок.

Приведенная схема наглядно отображает взаимодействие государственных заказчиков с учредителем (главным распорядителем денежных средств) в рамках организации процесса закупок. В настоящий момент отсутствуют нормативные правовые акты, способные регламентировать весь процесс взаимодействия от планирования закупок, их организации и заключения государственного контракта.

Изменениями в законодательстве обусловлена потребность в реорганизации системы государственного заказа путем реинжиниринга существующих бизнес-процессов органов исполнительной власти, участвующих в размещении закупок. Реинжиниринг представляет собой фундаментальное переосмысление бизнес-процессов с целью повышения хозяйственной и экономической деятельности учреждения, в основе которого лежат как нормативные, так и организационно-распорядительные документы [1].

В Санкт-Петербурге предпосылки реинжиниринга процессов управления закупками возникли с принятием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 г. № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» [5], в соответствии с которым система организации закупок Санкт-Петербурга принимает централизованную структуру. Частью 3.1 ст. 3 постановления установлено, что казенные и бюджетные учреждения города, чьи закупки превышают начальную (максимальную) цену контракта в 3 млн руб. и до 50 млн руб. обязаны размещать их централизованно через уполномоченные органы. В рассматриваемом примере процесса взаимодействия бюджетные и казенные учреждения сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и молодежной политики в большинстве случаев подведомственны администрациям районов Санкт-Петербурга.

Таким образом, политика Правительства Санкт-Петербурга, направленная на централизацию закупок с 1 января 2015 г., не решит задачу повышения эффективности государственных закупок, поскольку в настоящее время отсутствуют документы, определяющие зону ответственности и порядок взаимодействия учреждений в рамках ведомств. Выходом из сложившейся ситуации может рассматриваться перепроектирование существующих бизнес-процессов в области государственных закупок. В качестве ключевых направлений следует выделить: разработку методики описания процессов (межведомственного) взаимодействия исполнительных органов власти и учреждений, выявление ключе-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

101

вых процессов и регламентацию предельных сроков их выполнения. Иными словами, в условиях стремительного развития и внедрения информационных технологий в контрактную систему без переосмысления «картины процессов» невозможно совершенствовать процесс проведения и повышать эффективность государственных закупок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов Е.П., Рощина И.В. Реинжиниринг организационной структуры управления муниципальными финансами в условиях административной, бюджетной реформ // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Экономика». 2009. № 4.

2. Вайцеховская С.С., Фролова Т.Ю., Ямщикова Ю.О. Управление бизнес-процессами на предприятии // Современные направления теоретических и прикладных исследований. 2013. № 1.

3. Гаджиева В.Т. Государственные заказы как инструмент государственного финансового регулирования экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1 (14).

4. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Направления развития институционального регулирования государственных закупок // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2. С. 22-30.

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 г. № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 14.01.2014).

6. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2005. 28 июля.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.