Научная статья на тему 'Проблемы финансового оздоровления экономики РФ'

Проблемы финансового оздоровления экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / БАНКИ / ФОНДЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синцов В.О.

В статье рассматривается оздоровление экономики, влияние финансовой политики России на формирование финансовой базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансового оздоровления экономики РФ»

достаточных для достижения поставленных целей, план-задание. Сравнивая программу мероприятия как комплекс плановых действий, направленных на результат, и итоговый документ как фактический результат работы, мы оцениваем качество работы.

Оценив качество мероприятий, составляющих план деятельности контрольно-счетных органов, можно проанализировать эффективность деятельности аудиторских направлений, получить общую картину качества реализации плана работы контрольного органа, то есть его деятельности.

Качественное оценивание дает ответ на вопрос, находится ли работа в зоне допустимого качества, удовлетворяет ли предъявленные требования потребителя или заказчика. Содержательность качественных оценок усиливается, если они также включают оценку работы по таким критериям, как своевременность, полнота, достоверность и объективность, сложность и новизна.

В связи с этим появилась возможность производить анализ по двум базовым критериям: соответствия эталону и совокупности свойств завершенной деятельности (выполненной работы), характеризующих удовлетворение требований ее потребителя или заказчика.

Подходы к оценке эффективности работы контрольно-счетных органов, критерии, показатели и коэффициенты, которые базируются на количественных характеристиках, в основном, пригодны, хотя многие потеряли актуальность, нуждаются в корректировке, доработке, от некоторых необходимо отказываться.

Предложенные подходы и критерии, отражающие качественную сторону оценки эффективности, целесообразно использовать в комплексе с «количественными» критериями и показателями, так как они дополняют друг друга, обеспечивают целостную картину, что снижает риски односторонней, необъективной оценки.

Список использованной литературы:

1. Двуреченских В.А. Основы государственного аудита // Электронный ресурс. Сайт контрольно-счетной палаты г. Москва. URL:http://www.ksp.mos.ru/ /ru/info/publications_staff/index.php?id_4=18612.

2. Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методологические основы оценки эффективности государственного финансового контроля//Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. -2001. -№ 1. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2001/bulletin/schpal1372001bull1-12.htm.

3. Шарин В.И. Оценка эффективности деятельности контрольно-счетных органов: вопросы методологии // Электронный ресурс. Сайт счетной палаты Свердловской области. URL: http://spso66.ru/ocenka-effektivnosti-deyatelnosti-kontrolno-schetnyx-organov-voprosy-metodologii/.

4. Яруллин Р. Р., Закирова Р. Р. Пути совершенствования финансово-бюджетного контроля в РФ// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 55 - 57.

5. Яруллин Р. Р., Сиразева Э.А. Основные недостатки и меры по совершенствованию существующей системы государственного финансового контроля// Инновационная наука: международный научный журнал: в 5 ч. 2016. №4. Ч. 2. С. 114 - 115.

© Сибиряков А.А., Яруллин Р. Р., 2016

УДК 336.1

В.О. Синцов

УГАТУ, студент Научный руководитель: Р.Р. Яруллин д.э.н., профессор ИНЭФБ, БашГУ

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Аннотация

В статье рассматривается оздоровление экономики, влияние финансовой политики России на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

формирование финансовой базы

Ключевые слова

Расходы, бюджет, банки, фонды, финансовая политика государства.

Для развития «новой экономики» требуются новые способы финансирования. Но структурные финансовые изменения не могут быть проведены оперативно, новые институты и инструменты нуждаются в длительном периоде освоения, они должны стать привычными для экономических агентов и только тогда смогут использоваться в автоматическом режиме. Соответственно можно утверждать, что с позиций финансирования прогнозный период распадается на два этапа. Первый период создания новой финансовой структуры, когда основная масса финансирования попадает в ключевые проекты при поддержке и под патронажем государства. Второй - период стационарного режима финансирования. На первом этапе средства, поступающие в систему, должны быть ограничены (в противном случае теряется денежная стабильность). При этом возникает задача отбора ключевых, «локомотивных» государственных программ, эшелонирования государственных программ и государственной поддержки во времени.

Сегодняшние оценки реального сектора со стороны финансового сектора инерционны. Соответственно удовлетворение повышенного спроса на финансовые ресурсы в рамках реализации прогноза представляется проблематичным. Одна из немногочисленных возможностей структуризация (точнее - институциализация) этого спроса. О чем идет речь? Сейчас трудно убедить руководство банка, что в его интересах кредитовать производителя отечественных автомобилей, а не импортера иномарок: весь его опыт свидетельствует об обратном. Но если, предположим, автопроизводитель предъявляет спрос на финансирование проекта, который является составной частью некоторой государственной программы (предполагающей определенные стимулы и гарантии), а программа в свою очередь соответствует некоторой государственной стратегии долгосрочного развития (индикативному плану), тогда ситуация заметно меняется. Но самое главное -кардинально меняется оценка проекта финансовым агентом.

В определенной институциональной реструктуризации нуждается не только спрос, но и предложение финансовых ресурсов. Предполагаем, что в этой части, прежде всего, необходимо создание системы банков развития, их переориентация с перераспределения государственных ресурсов в первую очередь на перераспределение рисков, а также развитие рефинансирования. Высокие темпы развития сами выступают как мощный финансовый ресурс, позволяющий достигать не только целевых социально-экономических, но и функциональных показателей, характеризующих эффективность государства. Это подтверждают и наши прогнозные построения. Так, расчеты по конструктивному прогнозу института народнохозяйственного прогнозирования РАН в сравнении с инновационным вариантом сценарных условий долгосрочного прогноза Минэкономразвития показывают, что к 2020 г. физический объем ВВП оказывается на 20% выше. При сходных инфляционных условиях расходы расширенного правительства на образование, здравоохранение, экономику в соответствии с конструктивным прогнозом на 10% выше, расходы на национальную оборону и безопасность финансируются в полном объеме в соответствии с масштабными программами перевооружения. Финансовых ресурсов оказывается достаточно для выплаты пенсий в необходимом объеме. При этом достигается и сбалансированность бюджета, и снижение налогового бремени с 37 до 34% ВВП.

Российское государство более двух десятилетий было сконцентрировано на трансформации административно-плановой социалистической системы хозяйствования в рыночную систему хозяйствования и преодолении последующих социально-экономических шоков. В результате сформировался воспроизводственный механизм, составные части которого обладают различными целями, вплоть до противоположных. В перспективном периоде государство, реализуя политику развития, может и должно способствовать сближению и согласованию интересов субъектов воспроизводства.

Федеральное правительство обладает мощными финансовыми активами в виде средств резервного фонда, фонда национального благосостояния, ликвидного пакета акций, которые в настоящее время практически не участвуют в решении задач экономического развития. В качестве целей бюджетной политики принимаются бездефицитный бюджет, снижение доли государственных расходов в ВВП и иные показатели, которые при ориентации на социально-экономический результат должны были бы являться внешними ограничениями бюджетной политики. Формирование резервных фондов рассматривается исключительно как финансовые вложения за границу. Переориентация финансовой политики на цели социально-экономического развития (средне- и долгосрочные) - важное условие реализации имеющегося у России

потенциала. Речь не идет о латании дыр или финансировании неэффективности. Речь идет о вложениях в основной капитал и в человека, повышающих его квалификацию и способность к труду. Формы таких вложений со стороны государства могут быть самыми разнообразными: региональные фонды развития, система банков развития, финансовые рынки и производные инструменты.

Современное финансовое состояние субъектов Федерации и в еще большей степени органов местного самоуправления практически исключает даже проработку серьезных проектов развития без внешней поддержки финансовыми ресурсами (со стороны федерального правительства, российского бизнеса, международных организаций или иностранного бизнеса). Решение этой проблемы в перспективном периоде предполагает императивное перераспределение налоговых поступлений с федерального уровня на низовые уровни, ослабление законодательных ограничений на заимствования для целей развития субъектами Федерации и органами местного самоуправления. В частности, значимую (до 30%) долю рентных доходов (НДПИ, экспортная пошлина) можно прямо перераспределять в доходы бюджетов соответствующих уровней пропорционально численности постоянного населения на подведомственных территориях, а налогообложение прибыли осуществлять по месту ее образования. В результате произойдет перераспределение в структуре долей бюджетных доходов. По расчетам в рамках конструктивного прогноза прогнозу института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук доля федерального бюджета снижается с 60% в настоящее время до 53-54% к 2020 г., а консолидированных бюджетов субъектов РФ соответственно возрастает до 46-47%, что делает низовую систему бюджетов субъектом, а не объектом социально-экономической политики.

Список использованной литературы:

1. Яруллин Р. Р., Скобелева Т. В., Создание корпоративных ценностей путь к деловому успеху компании // Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (20 июня 2015 г.). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 163-165.

2. Яруллин Р. Р., Муллагалина Г.Р, Причины экономических санкций против России //Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: Аэтерна, 2015.- С. 90 - 92.

3.Яруллин Р. Р., Ховалыг, А.А., Проблемы финансирования малого бизнеса в России //Проблемы исследования финансово-экономических процессов в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции (27-28 июня 2014 г., Уфа): в 2 ч. 4.I / отв. ред. Г. А. Галимова.-Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 184-186.

4. Яруллин Р. Р., Марданова Р.Ш., Функционирование банковской системы в условиях санкций // Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 87 - 89.

© Синцов В.О., 2016

УДК 378

А. В. Синчуков

Кандидат педагогических наук, доцент Кафедра высшей математики РЭУ им. Г.В.Плеханова г. Москва, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Статья посвящена обзору проблем и положений в области реализации прикладной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.