В.М. Лысков,
А.В. Фефелов
Иркутская государственная экономическая академия
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩИХ АРТЕЛЕЙ СТАРАТЕЛЕЙ
Золото - важнейший стратегический металл для экономики любой страны. По наличию у страны золотого запаса определяют, во многом, ее мощь. В России за последние годы золотой запас сильно сократился. Но в тоже время, Россия принадлежит к списку стран мира, где ведется добыча этого стратегического металла в достаточно больших объемах и тем самым оказывает существенное влияние на мировой рынок золота.
До последнего времени МОНОПОЛИЯ государства существовала и на добычу золота, и на его последующую реализацию. Все звенья «золотой цепи» - золотодобывающие предприятия, старательские артели, аффинажные заводы, ювелирные мастерские, Госкомдрагмет - прочно скреплялись между собой государственными деньгами. В наиболее сложном положении оказываются артели старателей.
В настоящее время старательские артели занимают ведущее место в золотодобыче страны, так за 1996 год ими добыто более половины золота в России, при этом наблюдается устойчивая тенденция по увеличению их доли добычи.
В начале года ( а технология золотодобычи имеет четко выраженный годовой цикл) государство авансировало старательские артели примерно на 25% годового производства. На эти деньги золотодобытчики закупали необходимые горюче-смазочные материалы, технику и оборудование; из них же выплачивалась зарплата. Именно эти денежные средства закладывают базу, являются стартовым началом и определяют дальнейшую
работу в течении всего промывочного сезона. Добываемое золото затем отправляли «специальной связью» (структура, созданная для передвижения особо ценных грузов по стране) на аффинажные заводы, где оно превращалось в особые слитки банковской чистоты (пробы 0.9999 -«четыре девятки»). После этого слитки поступают в Госкомдрагмет при Минфине Российской Федерации, который, получив золото, перечислял деньги аффинажному заводу, а последний уже производил окончательный расчет со старательскими артелями.
Вопрос финансирования во всей этой цепочке является ключевым при ведении добычных работ в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Изначально в стране велась политика по специализации районов в зависимости от того, какие богатства они таят в себе. Если европейская часть территории более разносторонне развита в промышленном плане, то люди, проживающие в северной ее части, практически не имеют альтернативы в выборе рода занятий, что во многом определяет их образ жизни.
Технология ведения разработок россыпных месторождений золота в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пока не позволяет вести круглогодичную добычу.Кроме того технология добычи требует значительных ежегодных вложений.
Это относится и к ведению работ по подготовке песков к выемке и промывке, и к закупке новой техники. В связи со сложными климатическими и геоло-
гическими условиями в районах ведения работ техника не выдерживает и уже после второго года ее эксплуатации требует значительных средств на восстановление и ремонт.
Все это можно делать за счет средств, получаемых от реализации продукции (золота), но первый металл начинает поступать лишь в середине года (июнь-июль месяц), а основные расходы приходятся на первую половину года.
Золото - это специфическая продукция, которая во все времена была объектом строгой секретности и особого внимания со стороны государства, так как является источником пополнения золотого запаса государства. Именно поэтому большого выбора при сбыте продукции у золотодобытчиков не существовало и практически не существует в настоящее время.
Все добываемое золото следует всегда отдавать государству через аффинажный завод (всего в России их пять, крупнейшими являются Красноярский, Новосибирский и Приокский).
Одной из особенностей золотодобывающей промышленности является предварительное авансирование работ по добыче под будущее золото в связи с сезонным характером ведения добычи драгоценных металлов. Если ранее это были в полном смысле этого слова аван-
ками для стимулирования заемщика финансовых средств к скорейшему возврату ссуд, кредитов и процентов по ним.
Основа данного способа кредитования основана на том, что кредит выдается под определенный процент на золото, добытое в предшествующем кредитуемому периоде. В 1995 году этот процент составлял 25 процентов, в 1996 году он остался на том же уровне. При этом сумма кредита закрепляется к тому количеству золота, под которое он был дан, по цене на дату выдачи кредита. При возврате выполнятся расчет сумм, требуемых для погашения, исходя из того самого количества золота, под который он выдавался. Возвратить требуется процент, исчисляемый по формуле:
Л% - Зя *(Цб*Кл*Кс),
(О
где:
Л% - сумма процента, исчисленного по ставке "Либор", тыс. руб.;
3„ - количество золота, под которое был выдан кредит, гр.;
Цб - цена за грамм золота на момент выдачи кредита, тыс. руб./гр.;
К, - коэффициент ставки "Либор" (каждый месяц свой). В течении месяца ставка не меняется (табл. 1), доли ед.
Ставка "Либор" в долях ед.
Таблица 1
июнь
0,03
июль
0,036
август
0,042
сентябрь
0,048
октябрь
0,055
ноябрь
0,062
декаорь
0,069
сы, то в последние годы эти выплаты производятся в форме кредита. Еще в 1992 году выдавались авансы под будущее золото в размере 80% всей добычи. В
1994 году авансирование, а по сути кредитование, проводилось при условии возврата сумм кредита и процента по нему по ставке банковского процента. С
1995 года внедрен новый механизм кредитования на основе ставки "Либор" -ставки применяемой лондонскими бан-
Кс - коэффициент соотношения цены золота в момент платежа по гашению (Цг) и в момент получения кредита (Цб), доли ед.:
Цг
Кс= ------- , (2)
Цб
Если кредит в срок до 15 декабря не будет возвращен, по кроме ставки "Либор" на сумму накручивается еще и
банковский процент за каждый просроченный день.
В связи с тем, что цена на золото меняется, изменение ее приурочено и зависит от стоимости золота на Лондонской Валютной Бирже и, таким образом, жестко соотносится с курсом доллара, который по решению Правительства РФ заключен в "коридор". Цена золота не растет адекватно росту цен на материальные ресурсы и оборудование, рост которых в меньшей степени зависит от динамики курса доллара. В сдерживании курса доллара есть и положительный момент, так как это не ведет к сильному завышению коэффициента соотношения цен базисного и расчетного периодов (Кс) и, соответственно, к увеличению платы по ставке "Либор" при возврате кредита.
Схема финансирования золотодобывающей промышленности ( оплата за сданное золото и авансирование) в основном, пока осталась прежней (рис. 1).
решения, незначительностью количества банков, обладающих лицензиям на право ведения дел с золотом, претворение данного новшества в жизнь тормозится.
В конце 1993 года вышел Указ Президента России «О регулировании рынка драгоценных металлов в Российской Федерации», в соответствии с которым возможности выйти на этот рынок получили коммерческие банки. В мае 1994 года три банка -Промстройбанк России, Автобанк и Инкомбанк - получили от Центрального банка первые лицензии, давшие им право покупать драгоценные металлы у добывающий предприятий, продавать их Центробанку и уполномоченным на проведение этих операций структурам, а также использовать в качестве залога по кредитным соглашениям. К началу текущего года подобными лицензиями обладали уже около сорока российских коммерческих банков. Таким образом, хотя Указ и не лик-
Схема финансирования предприятий золотодобывающей промышленности
Рис. 1
-ТЕ
Министерство Гос Комитет по I Аффинажным Головное
финансов драгметаллам іавод 1 предприятие,
и драгкамням Г| і— дооываюшее
золото
ООО, АО, кооперативы. Артели старателен и д]
_
-
В последнее время в связи со сложной ситуацией в стране и отсутствием денег в бюджете для того, чтобы как-то выжило население золотодобывающих районов, а также в целях развития рынка драгоценных металлов и перехода экономики на "рыночные рельсы" у предприятий появилась возможность вести расчеты по золоту с банками. Но в связи с неразвитостью юридических механизмов реализации данного
видировал монополию государства на торговлю драгоценными металлами (ранее операции с ними могли совершать только Центральный банк, Внешторгбанк, Госкомдрагмет), он тем не менее ее сильно поколебал.
Впрочем, брешь, пробитая в этой крепости банками, на поверку оказалась едва заметной. Казалось бы, ничто не препятствовало получившим лицензию банкам начать авансирование золотодо-
бычи. Однако воспользоваться предоставленными Указом правами они не спешили. В частности, не сочли возможным выдавать добывающим золото предприятиям годичные кредиты. Например, банк «Российский кредит» финансирует золотодобытчиков на срок от двух до трех месяцев. Максимальный трехмесячный срок кредита установило и большинство других коммерческих банков.
Не проявляют банки особого интереса и к покупке золота у добывающих предприятий. Причины понятны: во-
первых, золото обходится банкам значительно дороже, чем государству. Дело в том, что если старатели продают золото государству, то они получают на руки по 68 тысяч рублей за каждый грамм золота; если же золото продается банкам, то по существующей практике старатели обязаны уплатить государству налог на добавленную стоимость в сумме 20.0%. Понятно, что этот налог старателями просто должен быть закложен в цену золота.
Во-вторых, банк не имеет права реализовать приобретенное золото на внешнем рынке. Единственное, что он может сделать, это продать золото государству по устанавливаемой государством же цене. Ограничения не позволяют банкам использовать все возможности рынка, в результате чего золото как актив становится неликвидным.
Сама по себе схема авансирования золотодобычи коммерческими банками почти не отличается от государственной. Добытое на средства банка золото поступает на тот же аффинажный завод. Единственное отличие: в сопроводительных документах указывается, что полученные слитки поступают в распоряжение такого-то банка, и государство их не оплачивает. Банк получает слитки и после этого производит окончательный расчет со старателями по ценам Госком-драгмета. Авансирование банки производят, как правило, в пределах тех же 25%. Хотя размер аванса может быть и больше, в частности, он зависит от того, в какой фазе находится старательское
производство ( например, добыт песок или это только предстоит сделать).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что с момента выхода президентского указа банки авансировали добычу золота на порядок меньше, чем государство. Предполагалось, что в 1995 году государство закупит около 70 тонн золота, а 60 тонн предполагалось купить Центральному банку через систему уполномоченных банков. Однако по сведениям компании «Росзолото», банки в 1995 году заключили соглашения о приобретении лишь 5 тонн золота.
Авансирование добычи золота -достаточно рискованное мероприятие. За 70 лет, в течение которых им занималось государство, выработались определенные методы.
Золотодобытчики знают, что шутить с государством -совсем не то, что шутить с коммерческими банками. Гораздо сложнее. Год работы на этом золотом рынке показал, что у промышленников существует великое множество разработанных форс-мажорных обстоятельств - от отключенного электричества до залитой делянки, когда погибают все бухгалтерские книги.
Кроме того, себестоимость добычи у большинства предприятий уже вплотную приблизилась к той цене, по которой они реализуют металл государству. Поэтому они, как правило, стараются золото не сдавать, пополняя черный рынок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от
4.01.92 №10 “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением”, в ред. постановления Правительства РФ от 22.02.93 №152.
2. Распоряжение Правительства РФ от
4.01.92 №11-р “Вопросы комитета Драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве экономики и финансов РФ и российской корпорации “Алмаззолото”.
3. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 №214 “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР.”
4. Постановление Правительства РФ от
26.02.92 №117 “О работе артелей старателей на территории РФ”.
5. Постановление Совета Министров и Правительства РФ от 21.05.93 №480 “О мерах по содействию частной инициативе в горной промышленности”.
6. Указ Президента РФ от 16.12.93 №2148 “О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ”.
7. Киселева Е. Золотая цепь. Комерсантъ №41-42 от 14 ноября 1995 года. Стр. 58- 62
© В.М. Лысков, А.В. Фефелов