Научная статья на тему 'Проблемы финансирования спортивных организаций'

Проблемы финансирования спортивных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
917
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЦЕНА УСЛУГИ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FINANCING / SPORT ORGANIZATIONS / PRICE OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS SERVICE / PECULIARITIES OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY / INDEPENDENT ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Н. Ю.

В статье рассмотреныосновные проблемы финансирования спортивных организаций, возникающие в связи с переходом от муниципальных бюджетных учреждений к автономным. Проанализированы плюсы и минусы перехода организации на автономию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SPORT ORGANIZATIONS FINANCING

The article deals with the main problems of financing of sports organizations, arising from the transition from municipal budgetary institutions to autonomous. Analyzed the pros and cons of organizing the transition to autonomy.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования спортивных организаций»

Рис. 2. Число статей, опубликованных российскими авторами, в ответ на вложенные деньги

Как можно видеть из приведенного графика, несмотря на значительный рост финансирования, отдача от финансирования, то есть количество публикуемых статей в индексируемых изданиях, имеет нисходящий тренд.

Таким образом, финансирование науки со стороны государства находится в тесной взаимосвязи с публикационной активностью, о чем свидетельствует полученный коэффициент корреляции, но эффективность финансирования науки продолжает уменьшаться, так как темпы публикационной активности в несколько раз меньше темпов роста финансирования научноисследовательской деятельности [11, 12].

Литература

I. Галстян А. Ш., Глушко Д. С., Минаков В. Ф., Шиянова А. А. Повышение эффективности работы предприятий электросвязи на основе различных вариантов вложения средств // Инфокоммуникационные технологии. - 2007. - № 3. - С. 114-119.

2. Минаков В. Ф., Корчагин Д. Н., Король А. С., Галстян А. Ш., Азаров И. В. Оптимизация автоматизированных систем межбанковских расчетов // Финансы и кредит. - 2006. - № 20 (224). - С. 17-21.

3. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е., Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Обобщенная экономико-математическая модель распространения

и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 47 (302). - С. 49-54.

4. Галстян А. Ш., Шиянова А. А., Минаков В. Ф. Моделирование стратегического развития рынка страхования в России: проблемы

и пути их решения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 2 (41). - С. 256-260.

5. Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Модель диверсификации затрат в системе автострахования // Сборник научных трудов Sworld. -

2009. - Т. 7. № 2. - С. 88-91.

6. Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Основные направления модернизации системы ОСАГО на российском страховом рынке //

НаукаПарк. - 2013. - № 6-1 (17). - С. 34-39.

7. Галстян А. Ш., Шиянова А. А. Основные тенденции развития российского рынка страхования // Вестник Северо-Кавказского

федерального университета. - 2013. - № 4 (37). - С. 233-237.

8. Галстян А. Ш., Шиянова А. А., Минаков В. Ф. Моделирование стратегического развития рынка страхования в России: проблемы

и пути их решения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 2 (41). - С. 256-260.

9. Шиянова А. А. Моделирование затрат в системе автострахования: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Ставрополь: 2008. - 22 с.

10. Баша Н. В., Томша П. П., Лобанов О. С. Классификация показателей эффективности НИОКР по уровням управления научной деятельностью // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 338.

II. Лобанов О. С., Баша Н. В., Томша П. П. Трансформация информационного пространства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга как системный процесс // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -С. 328.

12. Баша Н. В. Экономическая эффективность научно-исследовательских организаций // Международный научно-

исследовательский журнал. - 2014. - № 6-2 (25). - С. 12-13.

Борисова Н.Ю.

Студентка. Финансовый Университет при Правительстве РФ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены- основные проблемы финансирования спортивных организаций, возникающие в связи с переходом от муниципальных бюджетных учреждений к автономным. Проанализированы плюсы и минусы перехода организации на автономию.

Ключевые слова: финансирование, спортивные организации, автономное учреждение, цена услуги автономного учреждения, особенности финансово-хозяйственной деятельности.

Борисова Н.Ю.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Ларина Л.Б. , Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Москва PROBLEMS OF SPORT ORGANIZATIONS FINANCING

Abstract

The article deals with the main problems of financing of sports organizations, arising from the transition from municipal budgetary institutions to autonomous. Analyzed the pros and cons of organizing the transition to autonomy.

Keywords: financing, sport organizations, independent establishment, price of autonomous institutions service, peculiarities of financial and economic activity.

«Через тернии к звездам.......

В настоящее время в деятельности спортивных организаций накопилось множество проблем. Они связаны и с недостаточной пропагандой физкультуры и спорта, и с не полной укомплектованностью спортивных школ тренерским составом, с отсутствием условий для «выращивания. перспективных спортсменов. В конечном итоге все эти проблемы упираются в недостаточное финансирование.

Еще десятилетие назад дети обучались в спортивных школах бесплатно, финансирования из бюджета было достаточно и на спортивные мероприятия, и на участие в соревнованиях и зачастую на экипировку спортсменов. Сегодня практически каждый спортсмен сталкивается с проблемами финансирования. Дети имеют возможность порадовать родителей не только успехами, но и

6

«ценниками», за неуплату которых предоставление услуг будет прекращено. В спортивных школах не хватает инвентаря, а заработная плата далеко не всех педагогов дополнительного образования в полной мере удовлетворяет потребности последних. В спортивную группу готовы взять и совершенно не одаренного ребенка, но имеющего возможность оплачивать занятия, отбор зачастую не проводится. Высококвалифицированные педагоги, вместо того, чтобы взращивать новых рекордсменов, вынуждены заниматься подработками. Да и иметь в группе преуспевающие таланты далеко не всегда выгодно.

Конечно, на базе любой спортивной школы создаются группы спортивного совершенствования, в них включают ребят, имеющих звания, выше кандидата в мастера спорта России. На этап высшего спортивного мастерства тренер имеет право принять перспективных спортсменов, попавших в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показавших стабильные высокие результаты, выполнивших норматив Мастера Спорта России. Но и тут возникают проблемы финансирования, связанные с участием спортсменов и тренеров в соревнованиях. Тренер должен вывозить группы на длительные соревнования, при этом командировочные с трудом покрывают расходы. Спортивные школы являются бюджетными учреждениями, каждое из которых составляет определенную смету и осуществляет работу в соответствии с ней. При планировании расходов также возникают проблемы. Например, на спортивное мероприятие включены в смету расходы на пять спортсменов, а по отборочному нормативу отобрано семь, что делать спортивной организации? Или допустить перерасход в надежде на дальнейшую экономию средств, или финансировать только самых одаренных. В этом случае сложно не ошибиться, так как в силу особенностей развития детей результаты в определенных дисциплинах проявляются у всех в разное время. Очень часто все финансирование ложится на плечи родителей, так как далеко не во всех школах сегодня существует возможность проследить процесс движения бюджетных средств, выделенных на детей. Кроме того, существуют и другие вопросы - например, финансирование учащихся спортивных школ старше 18 лет; не доходят до спортсменов средства, выделяемые на членов сборной при проведении соревнований. Вопиющий факт, что большая часть сборной нашей великой державы покупает форму для выезда на старты международного уровня за свой счет. Перечисленные проблемы требуют решения, в том числе путем рационального финансирования спортсменов и спортивных организаций.

Стоит начать с определения понятия спортивной организации. В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]: «физкультурно-спортивная организация - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида, независимо от его организационно-правовой формы». Важно отметить, что первичными организациями физкультурно-спортивной направленности считаются те, в которых проводится учебно-тренировочная работа и различные формы физкультурно-оздоровительных занятий с населением разных социальных и демографических групп (спортивные секции, кружки, клубы, школы). Более крупные организации основываются на первичных организациях. Крупные организации создаются для повышения эффективности и организационного руководства (спортивные общества, объединения, организации, союзы, лиги, комитеты, конфедерации). Превалирующая часть подобных учреждений являются бюджетными.

Сегодня наблюдается ухудшение ситуации с финансированием, в связи с переходом от муниципальных бюджетных учреждений к автономным. Это связано с внесением изменений в Федеральный закон РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее по тексту Закон № 174-ФЗ) [2]. В зависимости от того, кто является собственником имущества, учреждения бывают государственными, частными, муниципальными. Муниципальные и государственные учреждения могут быть либо автономными, либо казенными, либо бюджетными. Классическим вариантом учреждения являются бюджетные и частные учреждения, их статусы сходны. От бюджетных и частных учреждений существенно отличается автономное. Хочется процитировать зам.главу администрации подмосковного г.Дубна Николая Мадфеса [3]: «В России уже несколько лет действует закон об автономных бюджетных учреждениях. Изменение типа учреждения из обычного в автономное не является реорганизацией. Например, оно имеет статус школы искусств, впоследствии оно так же останется школой искусств. Стоит отметить, что автономное учреждение сходно с бюджетным, но наделено дополнительными обязанностями. Эта форма осуществления деятельности более рыночная. Подобное учреждение приближается по своим правам к предприятиям, которые являются коммерческими организациями, одновременно относится к некоммерческим организациям».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №174-ФЗ, автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее - РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. Стоит отметить, что существует два варианта создания автономной организации: либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия/государственного учреждения, либо путем учреждения. В первом случае решение о создании принимает муниципальное образование, а во втором Правительство РФ.

Для автономных учреждений существуют определенные ограничения по распоряжению имуществом, установленные Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 [4]. Самостоятельно автономное учреждение распоряжается следующими категориями имущества:

• недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за счет собственных средств, или же указанное в ст. 3 Закона № 174-ФЗ «недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем (собственником)». Но такое в принципе невозможно, так как представляется сомнительным, что какое-либо юридическое или физическое лицо подарит автономному учреждению объект недвижимости. За счет выручки от предпринимательской деятельности формируются собственные средства организации. Направления расходования выручки, полученной за счет оказания автономным учреждением платных услуг, должны быть закреплены в его уставе

• Приобретаемые автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности материальные запасы

• движимое имущество, не включенное в категорию особо ценного движимого имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ [5] таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности. Однако законодатель не разъяснил, как быть с приобретенным, например, объектом недвижимости? Остается только надеяться, что данная неясность будет разрешена уже в ближайшее время;

Автономное учреждение не может распоряжаться следующим имуществом:

• недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;

• особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);

• земельными участками на праве бессрочного пользования;

• особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;

• некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ - от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения - от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

7

Организации необходимо сформулировать сумму особо ценного движимого имущества, не допуская превышения её допустимого значения.

Учредитель (собственник) также контролирует осуществление автономными учреждениями крупных сделок. Для сделок с имуществом автономного учреждения крупной сделкой, согласно ст. 14 Закона № 174-ФЗ, считается сделка по реализации, передаче в залог или иному отчуждению имущества автономного учреждения, если стоимость реализуемого или передаваемого имущества превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения по его бухгалтерской отчетности на последнюю дату.

Автономное учреждение может оказывать платные услуги. Учредитель определяет размер уплаты за платные услуги. Процесс регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, oказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг» [6].

Хочется сказать, что расчет oплаты за оказание платных услуг не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги. Под экономически обоснованными затратами нужно понимать следующие затраты: затраты на оплату труда, коммунальные платежи, затраты на приобретение расходных материалов, другие затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. Все это также должно учитываться при организации деятельности спортшколы. Но даже если размер оплаты делается минимальным, количество учащихся и возможных плательщиков может увеличиваться.

Хочется отмеить плюсы перехода к статусу автономного учреждения:

• в соответствии со ст. 145 НК РФ [7] автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС. Льготой имеют право пользоваться только те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн. руб.

• Автономные учреждения в сфере образования используют упрощенную систему налогообложения, если их доходы по итогам девяти месяцев года, в котором подано заявление о переходе на УСН, не превысили 45 млн. руб. (п. 2.1 ст. 346 НК РФ).

Однако, стоит отметить, что распространены случаи, когда автономное учреждение не подавало документы на продление пользования льготой и лишалось её.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами его уставной деятельности. От учредителя требуется формулировать все имеющиеся ресурсы и затраты. Сложность перехода к автономным учреждениям в плане организации документального процесса, учета особенностей деятельности и других факторов является второй проблемой финансирования спортивных организаций в РФ.

Прeдседатель по труду и социальной политике Игорь Чернышев [8] отметил: «Финансирование, которое дается учрeждению на выполнение государственного задания, должно соответствовать реальному положению дел: условно говоря, если государство дает семь копеек на выполнение задания, которое стоит десять копеек, то ничего хорошего из этого не выйдет». Ясно видна третья проблема финансирования спортивных организации: достаточно трудно четко сформулировать государственное задание для спортсменов, результат которых зависит, к примеру, от готовности команды другой страны. Также прослеживается недостаточное финансирование государственных заказов на старты различных уровней. Четвертую проблему порождает ориентированность автономных учреждений на получение дохода от предпринимательской деятельности в силу недостаточного бюджетного финансирования. Тем самым, усилия тренеров сконцентрированы на оказание платных услуг людям, далеким от большого спорта. Тренер заинтересован лишь в ежегодном наборе детей, но никак не в совершенствовании их мастерства и переводу на бюджетную основу.

Сегодня предоставлена большая свобода и независимость в распоряжении ресурсами для автономных учреждений. В зарплате руководителей автономных учреждений будет базовый оклад, гарантированные выплаты и премирование: часть - от выполнения госзадания, а часть - от предпринимательской деятельности, причем вторая часть будет доминировать в автономном учреждении. В этом прослеживается и пятая проблема. Как сказал кто-то мудрый: «Независимость порождает произвол». Например, в неравномерной выдаче заработной платы. Также спортшколам рекомендуется устанавливать надбавки к зарплате за высокие достижения, работу с инвалидами, многоплановость выполняемой работы. Но для автономных учреждений не каждый учредитель учитывает эти рекомендации в должной мере, предполагая, что автономное учрeждение может обеспечить надбавками персонал за счет предпринимательской деятельности. В организации тренировочного процесса немаловажную роль играет тренер, его отношение к делу. Сегодня мало энтузиастов, готовых работать за копейки. Дeятельность и хорошие результаты необходимо поощрять!

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ, на автономные учреждения уже не распространяются требования бюджетного законодательства о порядке расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении, о необходимости расходовать их строго по статьям сметы расходов и доходов, о порядке расходования средств путем размещения государственного или муниципального заказа уполномоченным органом (организации аукциона, конкурса, проведения котировок цен), о сложной и занимающей длительное время процедуре выделения средств по сметному финансированию Казначейство не контролирует более распоряжение указанными средствами. С одной стороны, это повышает самостоятельность учреждений, а с другой возникает новая проблема: бюджетное законодательство практически не ограничивает автономные учреждения в распоряжении внебюджетными доходами. Это зачастую приводит к нецелевому использованию средств. В то же время не во всех спортивных организациях в должной мере обеспечили открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности, устава автономного учреждения, его лицензии, аудиторского заключения и плана финансово-хозяйственной деятельности заинтересованным лицам.

Подводя итог, можно сказать, что основной проблемой, связанной с финансовым обеспечением деятельности спортивных организаций, является нецелевое, с точки зрения главной задачи - подготовки спортивных кадров, использование администрацией учреждений бюджетных и внебюджетных средств; противопоставление администрации спортивных организаций тренерскому составу и учащимся спортивных школ; отсутствие системы контроля за направлением расходования денежных средств не только со стороны учредителей, но и отсутствие общественного контроля, например, со стороны заслуженных деятелей спорта.

Но все-таки, хочется быть оптимистом. Несмотря на то, что в данной работе сформулированы многочисленные проблемы финансирования спортивных организаций в РФ, хочется надеяться, что российский спорт ждет большое и светлое будущее, которое будет обеспечено не только трудолюбием и талантом юных дарований, не только спортсменами, тренирующими зарубежом, не только энтузиазмом тренеров, но и даже спонсорами, которых так не хватает. Определенный оптимизм вызывает желание депутатов Г осударственной Думы предусмотреть увеличение расходов федерального бюджета на физкультуру и спорт в 2014 году.

В завершение хочется процитировать 26-кратного чемпиона мира по плаванию Майкла Фелпса: «Если это важно для тебя - ты найдешь время, возможность и способ. Если нет - оправдание». Сегодня российским спортсменам придется жить под таким девизом, и, несмотря на все, с гордостью отстаивать честь Родины! Ведь это так приятно...Слышать российский гимн на пьедестале почета.

ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"

8

3. «Вести Дубны» N5 от 11 февраля 2010 года, интервью с Николаем Мадфесом

4. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность"

5. Гражданский кодекс РФ, часть 1

6. Постановление Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг»

7. Налоговый кодекс РФ часть 1

8. Официальный сайт законодательной думы Томской области, http://duma.tomsk.ru, статья «Автономное, бюджетное и казенное учреждения»

Киреева Н.А.

Профессор, доктор экономических наук, Саратовский социально-экономический институт, Российского экономического

университета им. Г.В. Плеханова

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены этапы формирования продовольственной системы России, выявлены причин, сдерживающие ее развитие. Цель исследования - показать особенности современного этапа национальной продовольственной системы, определить перспективы ее развития. Особое место в статье занимают проблемы совершенствования агропродовольственной политики.

Ключевые слова: продовольственная система, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, Всемирная торговая организация.

Kireeva N.A .

Professor, Doctor of Economic Sciences, Saratov Social and Economic Institute Russian Economic University. GV Plekhanov FOOD SYSTEM RUSSIA: QUARTER OF A CENTURY OF TRANSFORMATION

Abstract

The article describes the steps of forming a food system themes Russia, revealed the reasons hindering its development. Studies of goal -is to show features of the present stage of the Food of the national system, to determine the prospects of its development. A special place is occupied by the article on the problem of improving agri-policy as a prerequisite for the revival of the Russian of the Food System.

Keywords: food system, agribusiness, government regulation, the World Trade Organization.

Реформирование российской экономики, начавшееся в 90-х гг. прошлого века, сопровождалось многочисленными болезненными процессами (гиперинфляция, разрыв межхозяйственных связей, рост социальной и региональной дифференциации, дефолт и др.). Тем не менее, можно констатировать, что переход к рыночной экономике произошел, несмотря на несовершенство рыночной среды и практически «зародышевое» состояние институтов роста.

Каков же итог трансформации продовольственной сферы России? Выбранная модель реформирования данного сектора экономике подвергалась и подвергается наибольшей критике, как среди ученых-экономистов, так и среди практиков. Уже ни один год многие эксперты пророчат полную потерю продовольственной независимости страны и невозможность восстановления позиций российского сельского хозяйства и пищевой промышленности. В связи с этим возникают вопросы: пострадала ли отечественная продовольственная система в большей степени, чем другие сферы экономики? Или она сохранила внутреннюю устойчивость за счет своей отраслевой специфики и социальной значимости? Каковы основные факторы, определяющие потенциал ее дальнейшего развития? Что принципиально отличает существующую в настоящее время продовольственную систему России от агропромышленного комплекса «допереходного» периода? Для ответа на эти вопросы сделана попытка на основе результатов анализа основных отраслей, составляющих материальную систему продовольственной системы (сельское хозяйство и пищевая промышленность), отразить области согласия, а также различия во мнениях. Но еще важнее то, что сделана попытка предложить рекомендации по дальнейшим конструктивным действиям в отношении тех направлений агропродовольственной политики, которые необходимы для дальнейшего развития продовольственной системы.

Прежде всего, следует определиться с генезисом «российская продовольственная система». Развитие мирового аграрного производства, усложнение его структуры, вычленение из его состава самостоятельных отраслей, связанных с обслуживанием, переработкой, упаковкой привели к формированию целой цепочки отраслей, связанных с сельским хозяйством. Результатом агропромышленной интеграции, начиная с середины ХХ в.в большинстве развитых стран, стало формирование многоотраслевого комплекса. Согласно западной традиции данный комплекс взаимосвязанных отраслей получил название «агробизнес». В отечественной науке и практике утвердился термин «агропромышленный комплекс» (АПК).

Коренная трансформация институциональных основ функционирования российского АПК с начала 90-х гг. прошлого века, переход к рыночным отношениям, развитие мирового продовольственного хозяйства и включение России в мирохозяйственные связи предопределили новый этап в развитии АПК, который можно охарактеризовать как формирование национальной продовольственной системы. В отличие от АПК как совокупности взаимосвязанных отраслей национальная продовольственная система рассматривается с точки зрения открытой рыночной системы, встроенной в мирохозяйственные связи. В качестве ее основных элементов выступают: отечественное производство продуктов питания, формирующее предложение на внутреннем рынке; международная торговля продовольствием; вывоз и ввоз капитала, технологий, связанных с агробизнесом; производственная, рыночная инфраструктура; научные исследования и подготовка кадров; институты межнациональных торговых соглашений. Отличительной особенностью продовольственной системы является ее функционирование на основе рыночного механизма «спрос - предложение», новая институциональная структура, определяющая отношения собственности, реинтеграция межотраслевых связей. Проникновение достижений научно-технического прогресса в отдельные сферы сельского хозяйства и переработки, активное присутствие ТНК, усиление позиций крупных агропродовольственных холдингов - неотъемлемые черты формирования национальной продовольственной системы. Ее формирование принципиальным образом меняет структуру продовольственного рынка, условия и факторы, оказывающие влияние на предложение ресурсов продовольствия и спрос на него, а также стратегии компаний, которые все более становятся ориентированными на поиск новых конкурентных преимуществ. В результате существенным образом меняется и результативность функционирования продовольственного хозяйства. В структуре национальной продовольственной системы формируются и развиваются многоотраслевые продовольственные комплексы, кластеры взаимосвязанных отраслей, объединяющие сельское хозяйство, переработку, торговлю, производство средств производства для агробизнеса, науку и т.д. Если при исследовании АПК как совокупности отраслей преимущественно рассматриваются факторы, определяющие предложение, то при исследовании продовольственной системы - факторы, определяющие предложение, спрос, рыночную, институциональную структуру, масштаб и уровень конкуренции, экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

Разделение понятий «АПК» и «продовольственная система» важно в методологическом плане исследования формирования последней, так как это дает возможность комплексно и более глубоко определить закономерности и перспективы ее развития. В формировании отечественной продовольственной системы выделяются несколько этапов (табл.)

Как видно, на смену этапа коренной реорганизации агропромышленного комплекса России пришли этапы адаптации и медленного восстановления утраченного потенциала аграрного сектора.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.