Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОБЛЕМА / КОНТРОЛЬ / MUNICIPALITIES / BUDGET / FINANCIAL RESOURCES / PROBLEM / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шимко А.С., Кочубей Е.И.

В данной работе освещаются проблемы финансирования муниципалитетов в России. Это важный, не до конца решенный вопрос реформы местного самоуправления, проводимой в стране в наше время. В статье идет описание двух подходов на развитие муниципалитетов. В системе местного самоуправления России существует ряд проблем, требующих решения. Эти данные нашли свое отражение в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FINANCING OF MUNICIPALITIES IN RUSSIA

This paper about problems of financing municipalities in Russia. This is an important issue of the reform of local self-government, carried out in the country in our time. The article describes two approaches to the development of municipalities. In Russia, there are a number of problems in the system of local government that need to be addressed. These data are in this work.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В РОССИИ»

УДК 338.984

Шимко А.С. студент

факультет Менеджмента Кочубей Е.И., к.филос.н.

доцент

кафедра бизнес-процессов и экономической безопасности Академия Маркетинга и социально-информационных

технологий - ИМСИТ Россия, г. Краснодар

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

В РОССИИ

Аннотация: в данной работе освещаются проблемы финансирования муниципалитетов в России. Это важный, не до конца решенный вопрос реформы местного самоуправления, проводимой в стране в наше время. В статье идет описание двух подходов на развитие муниципалитетов. В системе местного самоуправления России существует ряд проблем, требующих решения. Эти данные нашли свое отражение в данной работе.

Ключевые слова: муниципалитеты, бюджет, финансовые ресурсы, проблема, контроль.

Shimko A.S.

student of the faculty of Management Academy of Marketing and socially-information

technologies - IMSIT Russia, Krasnodar Kochubey E.I. Candidate of Philosophy Associate Professor of the Department of Business Processes

and Economic Security in Academy of Marketing and Social Information

technologies - IMSIT Russia, Krasnodar THE PROBLEM OF FINANCING OF MUNICIPALITIES IN

RUSSIA

Abstract: this paper about problems of financing municipalities in Russia. This is an important issue of the reform of local self-government, carried out in the country in our time. The article describes two approaches to the development of municipalities. In Russia, there are a number ofproblems in the system of local government that need to be addressed. These data are in this work.

Keywords: municipalities, budget, financial resources, problem, control.

Финансирование муниципалитетов - важный, не до конца решенный вопрос реформы местного самоуправления, проводимой в стране в наше

время. Обнаружилось противоречие между обязанностями органов местного самоуправления и нормативами их финансирования. В мировой практике есть два подхода.

Первый - американский, заключается в том, что муниципальными услугами должны пользоваться избиратели местной власти и плательщики налогов в местный бюджет. При этом никто не ставит задачу уравнять уровень услуг в разных поселениях.

Второй подход - европейский, обозначает, что каждый гражданин, независимо от места жительства, должен получать примерно равный объем услуг на местном уровне.

Существуют различные источники доходов муниципальных бюджетов. В первом случае подавляющую их часть составляют налоги с местного населения, во втором - дотации из центрального правительства.

Американский подход не вписывается в российскую действительность, не соответствуя ценностям и традициям. Он усиливает разницу экономического положения муниципалитетов. Сегодня существуют различия в условиях жизни и предоставляемых муниципальных услугах на разных территориях. Курс на европейскую модель приводит к снижению эффективности деятельности муниципалитетов и ориентировки на нужды жителей. В будущем это будет способствовать увеличению числу иждивенцев в обществе.

До настоящего времени данные проблемы не решены.

Происходит следование общественной теории самоуправления, что предполагает наличие у муниципалитетов в Российской Федерации определенных функций, обеспечиваемых за счет получаемых ресурсов, но никак не означает реальной независимости местного самоуправления от государственной власти. Муниципальные образования испытывают недостаток в бюджетной самостоятельности. Действующая в России система распределения доходов между субъектами негативно влияет на самостоятельность муниципальных образований и отрицательно сказывается на стимулировании их развития.

В Российской Федерации был проведен ряд реформ, которые не смогли решить проблему дефицита бюджета муниципалитетов. Кроме частичной финансовой независимости муниципальных образований, существует тенденция на снижение финансовой и экономической автономности местного самоуправления.

Доля собственных средств в бюджетах муниципальных образований в ходе изменений налогового и бюджетного законодательства снижалась и в настоящее в среднем составляет от 5% до 50%, в зависимости от статуса муниципального образования. К примеру, доля собственных доходов в бюджетах городских округов превышает 50%, что говорит о низкой дотационной зависимости таких образований. Иначе обстоит ситуация в формировании бюджетов муниципальных округов и поселений. Бюджеты этих муниципальных образований формируются в основном за счет дотаций

и субвенций, а доля собственных доходов в них не превышает 30%. Это обстоятельство ведет к формированию материальной зависимости муниципальных образований от отчислений из бюджетов других уровней и затрудняет выполнение муниципальными органами своих функций. Осуществление межбюджетных трансфертов используется в практике многих стран для выравнивания сбалансированности бюджетов разных уровней. Такая политика снижает заинтересованность муниципальных образований в развитии своего социально-экономического потенциала.

Из-за того, что большую часть доходов местных бюджетов составляют материальные отчисления из бюджетов других уровней, муниципальные образования ставят своей целью исполнение минимального перечня своих расходных обязательств, в то время как любое развитие, экономическое в том числе, предполагает долгосрочное инвестирование средств. Необходимо наличие у муниципальных образований собственных средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться для осуществления своих обязательств.

Система местного самоуправления эффективна только при наличии достаточных материально-финансовых средств. Этот вопрос актуален для местных властей, не располагающими финансовыми ресурсами в настоящее время, необходимыми для развития территории муниципального образования, финансового обеспечения иных затрат. В связи с этим необходим поиск действенных механизмов и способов увеличения доходности местных бюджетов, создание нового финансового механизма балансирования муниципальных бюджетов. В первую очередь он должен основываться на законодательно установленных доходных и расходных полномочиях, финансово выгодных для всех уровней власти.

Действующее законодательство несовершенно. Налоговая база местных образований недостаточна для покрытия всех расходных обязательств, в связи с чем необходимо развивать законодательство в сторону увеличения налоговой базы муниципальных образований. По налоговому законодательству местные власти могут вводить лишь налоги, установленные федеральной властью, устанавливать налоги на муниципальном уровне они не вправе.

В некоторых муниципальных образованиях основные расходы составляет обеспечение деятельности бюджетных учреждения, а выделение средств на другие обязательства производится по остаточному принципу. В связи с этим осуществление долгосрочных проектов и обязательств за счет местного бюджета затруднительно. Проблемы возникают и при решении мелких вопросов местного уровня. Решение данной проблемы видится в планировании долгосрочного развития муниципалитетов и в закреплении за местными бюджетами источников дохода на договорной основе. Необходимо принять Федеральный закон, содержащий в себе принципы наделения органов местного самоуправления отдельными федеральными и региональными полномочиями с обязательной передачей соразмерных финансовых и материальных ресурсов.

Финансовые средства должны поступать не в муниципальный бюджет, а на специально предназначенный расчетный счет. Глава муниципального образования будет являться вторичным распорядителем такого счета.

Проблема развития системы местного самоуправления состоит в том, что реформы в данной области идут в разрез от сложившейся ситуации. Решение данной проблемы базируется на комплексном исследовании накопившегося опыта функционирования органов муниципальной системы власти. В прогнозном периоде на этой основе должно осуществляться построение позитивных усовершенствований модели функционирования местного самоуправления.

Бытует мнение, что у государственной власти вырабатывается недоверие к местному самоуправлению как к публичному институту. Использование бюджетных средств зачастую происходит нерационально из-за недостаточного контроля со стороны государства.

Для повышения эффективности системы контроля за деятельностью органов муниципальных образований в сфере исполнения местного бюджета необходимо осуществить ряд мер, в частности:

-законодательное усовершенствование системы государственного контроля за легитимностью деятельности органов местного самоуправления;

-увеличение ответственности муниципальных органов власти при исполнении ими местного бюджета.

От системы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и объема задействованных в бюджетах финансовых средств зависит непосредственное решение социальных задач в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации. Развитие межбюджетных отношений и улучшение финансового положения муниципальных органов зависит от формирования прочной финансовой базы, определяющейся законодательством, которое закрепляет правовые гарантии местного самоуправления в сфере финансовой независимости. Для этого необходимо развитие по пути увеличения налогового потенциала местных образований, осуществления ими независимой бюджетной политики. Наряду с этим, полный отказ от финансирования муниципальных образований из бюджетов других уровней невозможен. Такая помощь должна предоставляться при реальном объективном недостатке бюджетного потенциала.

Использованные источники:

1. Агаян Ш.А., Мурадова С.Г., Пирская Е.В. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. 2014. № 3 (63).

2. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления // Финансы. 2008. № 4.

3. Марчева Л.М. Проблемы финансирования местного самоуправления // Философия. Социология. Политология. 2012. № 1.

4. Немирова Г.И., Мохнаткина Л.Б. Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях расширения глобальной интеграции

// Финансовый журнал. 2014. № 2.

5. Шинкарева О.В. О внешнем финансовом контроле в системе муниципального самоуправления в РФ // Финансы. 2015. № 6.

УДК 611:612

Ширкова Т.Г. студент 5 курса Сатановский М.А. ассистент

кафедра ортопедической стоматологии Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.

Вернадского» Сатановский А.М.

врач

ГБУЗ «Крымский республиканский стоматологический центр»

Россия, г. Симферополь ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СТУДЕНТОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОСЛОЖНЕНИЙ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Аннотация: авторы рассматривают роль студентов-медиков в санитарно-просветителъной работе с больными сахарным диабетом. Проведенный цикл занятий с пациентами в рамках школы здоровья способствовал большей приверженности больных к назначаемому лечению, проведению самоконтроля веса, артериального давления, уровня глюкозы.

Ключевые слова: сахарный диабет, самоконтроль, школа здоровья

Shirkova T.G. student

Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Crimean Federal

University named after V.I. Vernadsky

Russia, Simferopol Satanovskiy M.A. associate Professor Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Crimean Federal

University named after V.I. Vernadsky

Russia, Simferopol Satanovskiy A.M. doctor "The Crimean Republican Dental Center"

Russia, Simferopol POTENTIAL ROLE OF STUDENTS IN PREVENTION OF COMPLICATIONS OF SUGAR DIABETES

Abstract: the authors consider the role of medical students in the health education work with patients with diabetes mellitus. The conducted series of sessions with patients within the health school promoted greater adherence of patients to prescribed treatment, self-control of weight, blood pressure, glucose level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.