Финансовый капитал
УДК 336.13
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
О.А. ШИЛКИНА, старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов
E-mail: [email protected] Высшая школа государственного аудита Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
Предмет, тема, цель работы. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в условиях развития рынка жилищно-коммунальных услуг. Цель работы - совершенствование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Метод и методология. Применяется методология современного научного познания в сфере предпринимательской деятельности, а также общенаучные методы статистического анализа, использования категориального аппарата.
Результаты. Рассмотрены вопросы ресурсного обеспечения модернизации объектов коммунальной инфраструктуры как в части оказания государственной поддержки сферы жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., так и других способов финансирования предприятий ЖКХ. Перечислены возможные формы привлечения кредитных ресурсов в данную отрасль. Дан анализ условий выдачи кредитов малым и средним предприятиям с целью развития коммунальной инфраструктуры.
Область применения результатов. Полученные предложения могут быть использованы в рамках реализации государственной политики по модернизации коммунальной инфраструктуры. Рекомендации можно применить в процессе разработки прогрессивной системы кредитования отрасли с участием фонда содействия реформирования ЖКХ. Гглавной
целью такой системы является беспроцентное или льготное кредитование программ капитального и текущего ремонта жилищного сектора.
Выводы. Жилищно-коммунальная сфера страны требует формирования системы стратегического управления на федеральном и городском уровнях. Особое внимание уделено необходимости подготовки специализированных кадров в рассматриваемой области. Выполнение данных рекомендаций возможно только при активном содействии государственных структур, так как практика показывает, что именно государственное регулирование экономических процессов коммунальной сферы - обязательный компонент федеральной и региональной политики в данной области.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура, бюджетное финансирование, кредитные ресурсы, федеральная целевая программа
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. Один из приоритетов национальной жилищной политики - обеспечение комфортных
условии проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В ходе реализации основных направлении нового этапа1 целевоИ программы «Жилище»2 в 2002-2010 гг. были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Однако неразрешенных вопросов в отрасли осталось немало. Сегодня по-прежнему остаются неурегулированными проблемы погашения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ за потребленные топливно-энергетические ресурсы перед поставщиками и бюджетами всех уровней. Причиной этого является бюджетное недофинансирование, несбалансированность тарифной политики и неэффективной деятельности самих предприятий, а также отсутствие у предприятий ЖКХ доступа к дешевым кредитным ресурсам. Так, например, по данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, кредиторская задолженность за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы организациями жилищно-коммунального хозяйства за январь 2013 г. составила 402,1 млрд руб., дебиторская - 467,7 млрд руб.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации, чтобы прекратить разрушение жилищного фонда и производственно-технической базы коммунального хозяйства, необходимо увеличить эффективность работы предприятий ЖКХ, повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ.
Для достижения этих целей была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы3 (ФЦП). В состав ФЦП входит ряд
1 Одобрено Указом Президента РФ от 29.03.1996 № 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище».
2 Федеральная целевая программа утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы».
3 Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».
подпрограмм. Мероприятия по финансированию строительства, реконструкции или модернизации коммунальных объектов предусмотрены подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (далее - Подпрограмма).
Основная цель Подпрограммы - создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Задача Подпрограммы - оказание государственной поддержки субъектам Российской Федерации в завершении строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в 2008-2010 гг. в рамках аналогичной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
На сегодняшний день государственная поддержка в рамках реализации Подпрограммы оказывается путем предоставления бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме субсидий на софинансирова-ние мероприятий по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. На реализацию Подпрограммы в 2011-2015 гг. за счет всех источников финансирования предусмотрены средства в объеме 28 912,02 млн руб., в том числе: средства федерального бюджета - 12 546,63 млн руб.; средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 16 365,39 млн руб.
В настоящее время наиболее распространенными схемами финансирования модернизации, реконструкции и нового строительства коммунальной инфраструктуры являются:
- плата за подключение новых абонентов;
- собственные источники финансирования предприятий коммунального комплекса;
- банковские кредиты.
Вместе с тем одной из основных причин недофинансирования и низкого уровня инвестиций в сфере ЖКХ является отсутствие долгосрочных дешевых источников финансирования, которые необходимы для осуществления проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных жилых домов без резкого увеличения финансовой нагрузки на потребителей.
Привлечение кредитных ресурсов может осуществляться в следующих формах:
- банковский кредит;
- товарный кредит;
- лизинг оборудования;
- бюджетный кредит;
- связанный кредит;
- заем от финансовой или нефинансовой организации.
Для получения кредита обязательно должен быть подтвержден источник возврата кредита. Он подтверждается договорами, по которым заемщик будет получать свои доходы, и расчетами достаточности этих доходов, для того чтобы расплатиться за кредит и проценты.
Как правило, условия предоставления кредитов следующие: для целей энергосбережения кредиты обычного коммерческого банка предоставляются исходя из 12-14% годовых на срок, до 4 лет, иногда -до 7 лет при полном гарантировании всей суммы займа и процентов. В ОАО «Сбербанк России», к примеру, возможно предоставление кредита на срок до 7-10 лет при выполнении следующих условий:
- положительный баланс предприятия в течение 1,5 лет;
- полная гарантия за предоставляемый кредит плюс проценты (принимается бюджетная гарантия, банковская, поручительство и т.п., залог имущества не принимают);
- показан источник возврата кредита и процентов;
- собственное финансирование составляет не менее 30%;
- размещение счетов предприятия в филиале ОАО «Сбербанк России».
При соблюдении этих условий возможно получение кредита под 10-12% годовых, с отсрочкой выплаты тела кредита на 1,5-2 года с дальнейшими платежами (ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными).
Кредит на реализацию проектов малого и среднего бизнеса выдает ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» через региональный банк или через муниципальный (региональный) фонд содействия малому бизнесу в сумме до 150 млн руб. на срок до 7 лет. Получить его могут следующие компании:
- предприятия малого и среднего бизнеса (оборот до 1 млрд руб. в год);
- муниципальные предприятия в случае, если при этом на подряде у них оказываются малые предприятия, продукция или услуги которых оплачиваются из кредита;
- лизинговые компании - представителям малого (среднего) бизнеса.
Наиболее сложным при привлечении кредитов в развитие коммунальной инфраструктуры является наличие квалифицированного заемщика и предоставление гарантий. Кроме того, в настоящее время кредитные организации требуют утвержденных схем ресурсоснабжения и программ комплексного развития.
Мировой опыт показывает, что государственное регулирование экономических процессов в сфере ЖКХ - обязательный компонент современной политики. Здесь необходимы меры государственного экономического регулирования и поддержки. Актуальной проблемой в связи с этим является бюджетное финансирование. В настоящее время бюджетная поддержка выражается в выделении субсидий малоимущим слоям населения, предоставлении целевых бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, ежегодных дотациях субъектам РФ на подготовку жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сфера ЖКХ требует непрерывного и тщательного изучения со стороны как государственных властей всех уровней, так и профильных научных институтов. Достижение положительного результата в данном случае зависит во многом от подготовки специалистов-руководителей в сфере коммунальной инфраструктуры. Именно профессионально подготовленные кадры позволят обеспечить высокий уровень функционирования предприятий ЖКХ, что повлечет за собой повышение инвестиционной привлекательности этой отрасли для инвесторов.
Однако решение названной проблемы может быть достигнуто лишь при активной прямой и косвенной поддержке государства. В первую очередь необходимо совершенствование имеющейся нормативно-правовой базы, чтобы дать возможность предприятям коммунальной сферы свободно осуществлять деятельность, согласованную с интересами граждан Российской Федерации. При формировании государственной политики в сфере коммунального хозяйства, как и в любой другой сфере, целесообразно учитывать накопленный положительный опыт зарубежных стран. Все эти условия позволят достигнуть максимального эффекта в снижении негативных факторов, ограничивающих финансовую обеспеченность в одной из наиболее сложных и актуальных сфер нашего государства.
Список литературы
1. Вотякова И.В., Филиппова Н.А. Модернизация в сфере ЖКХ: актуальные проблемы // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11. С.66-68.
2. Гапоненко Н.П., Махова Е.И. Модернизация экономических отношений в процессе реформирования ЖКХ // Социальная политика и социология. 2009. № 7. С. 132-138.
3. Дронов А.А. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства России и перспективах реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. № 7. С. 12-18.
4. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика / под ред. В.З. Черняк. М.: КноРус, 2007. 392 с.
5. Зуева А.С. Финансирование крупных государственных экономических проектов по принципу программно-целевого бюджетирования // Обеспечение эффективного инвестирования, бюджетирования и целевого использования средств при реализации государственных экономических проектов в условиях финансово-экономических кризисов: материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. 518 с.
6. Иванов А.В. Особенности управления и государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Строительство: налогообложение, бухучет. 2008. № 2. С. 2-7.
7. Кириллова А.Н. Проблемы управления жилищным фондом и механизм привлечения финансовых ресурсов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999. № 5. С. 41-47.
8. Корнеева Н.В., Гераськина И.Н. Приоритетные направления решения проблем ресурсосбережения в сфере ЖКХ Республики Мордовия // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 9. С. 16-24.
9. Лимаренко В.И. Финансово-экономические механизмы реформирования ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2002. № 10. С. 43-50.
10. Николаева Е.И. Экономическое содержание категорий «инновация» и «модернизация» в ЖКХ // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 5. С. 109-112.
11. Пронина Л.И. Новации в финансировании ЖКХ // Бюджет. 2013. № 2. URL: http://bujet.ru/ article/219792.php.
12. Румянцева Е.Е. Жилищно-коммунальный комплекс России: проблемы теории и практики управления. М.: РАГС, 2006. 160 с.
13. Рыбалова О. Устранение нарушений в сфере ЖКХ // Законность. 2012. № 1. С. 32-35.
14. Ряховская А.Н. Теория крайностей в действии: внедрение саморегулирования в ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 260-263.
15. Ряховский Д.И. Государственный протекционизм в условиях мирового финансового и экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 19-20.
16. Сазонов С.П. Завьялов Д.Ю. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения // Финансы. 2006. № 1. С. 19-21.
17. Стукалов А.В. К вопросу об отнесении предприятий ЖКХ к естественным монополиям // Конкурентное право. 2013. № 3. С. 10-13.
18. Чанышев И.Р. Экономическое содержание жилищно-коммунального комплекса в условиях его реформирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 44. С. 20-29.
19. Шайдуллин И.Б. Проблемы отрасли и подходы к их решению // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999. № 2. С. 20-26.
20. Экономическая безопасность реализации федеральных целевых программ: монография / под общ. ред. А.В. Молчанова. М.: Московский университет МВД России, 2012. 246 с.
Finance and Credit Financial Capital
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
PROBLEMS OF FINANCING THE MODERNIZATION OF PUBLIC UTILITIES INFRASTRUCTURE FACILITIES
Ol'ga A. SHILKINA
Abstract
Subject The subject of research is the economic relations arising in the course of the housing and utilities services market development.
Objectives The objective of the study is to improve the modernization of public utilities infrastructure facilities.
Methods I applied a methodology of modern scientific knowledge in the sphere of entrepreneurship, general scientific methods of statistical analysis, and the framework of categories and concepts. Results I considered the issues related to provision of resources for modernization of public utilities infrastructure facilities as part of State support to the public utilities sector under implementation of Federal Targeted Program on Housing for 2011-2015, as well as other ways of financing of housing and utilities enterprises. The study includes a list of possible forms of credit resource attraction to the sector. I analyzed the terms of lending to small and medium-sized enterprises aimed at the public utilities infrastructure development. Conclusions and Relevance The housing and utilities sector of the country requires building a system of strategic management at federal and municipal levels. Particular focus is on specialist training for the sector. The implementation of these recommendations is possible only with active assistance of State agencies, as practice shows that State regulation of economic processes in the public utilities sphere is an essential component of federal and regional policy of the sector. The findings may be useful during the State policy implementation on public utilities infrastructure modernization. The recommendations may serve as a basis for developing a progressive lending system with the participation of the Housing and Utilities Reform Assistance Fund. The main purpose of the system is interest-free or concessional lending to programs for capital and operating repairs of the housing sector.
Keywords: housing and utilities services, public utilities, municipal, infrastructure, budgetary financing, loans, federal targeted program
References
1. Votyakova I.V., Filippova N.A. Modemizatsiya v sfere ZhKKh: aktual'nye problemy [Modernization in the housing and utilities sector: actual problems]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 11-2, pp. 66-68.
2. Gaponenko N.P., Makhova E.I. Modernizatsiya ekonomicheskikh otnoshenii v protsesse reformirov-aniya ZhKKh [Modernization of economic relations in the course of reforming the housing and utilities sector]. Sotsial 'naya politika i sotsiologiya = Social Policy and Sociology, 2009, no. 7, pp. 132-138.
3. Dronov A.A. O sostoyanii zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Rossii i perspektivakh reformirovaniya [On condition of the housing and public utilities sector of Russia and prospects for reform]. Zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera ZhKKh = ZKH: Director and Chief Accountant Magazine, 2001, no. 7, pp. 12-18.
4. Zhilishchno-kommunal'noe khozyaistvo: razvi-tie, upravlenie, ekonomika [Housing and utilities sector: development, management, economy]. Moscow, KnoRus Publ., 2007, 392 p.
5. Zueva A.S. Finansirovanie krupnykh gosudarst-vennykh ekonomicheskikh proektov po printsipu pro-grammno-tselevogo byudzhetirovaniya. Obespechenie effektivnogo investirovaniya, byudzhetirovaniya i tselevogo ispol'zovaniya sredstv pri realizatsii gos-udarstvennykh ekonomicheskikh proektov v usloviyakh finansovo-ekonomicheskikh krizisov: materialy mezh-vuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh [Financing major national economic projects based on performance budgeting. In: Ensuring the effective investment, budgeting and targeted use of funds when implementing State economic projects in conditions of financial and economic crises: materials of in-teruniversity research and practice conference of young scientists]. Moscow, Academy of Economic Security of RF Ministry of Internal Affairs Publ., 2010, 518 p.
6. Ivanov A.V. Osobennosti upravleniya i gos-udarstvennogo regulirovaniya v sfere zhilishchno-
kommunal'nogo khozyaistva [Specifics of management and State regulation in the sphere of housing and utilities]. Stroitel'stvo: nalogooblozhenie, bukhuchet = Construction: Taxation, Accounting, 2008, no. 2, pp. 2-7.
7. Kirillova A.N. Problemy upravleniya zhilishch-nym fondom i mekhanizm privlecheniya finansovykh resursov [Problems of housing stock management and a financial resource attraction mechanism]. Zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera ZhKKh = ZKH: Director and Chief Accountant Magazine, 1999, no. 5, pp. 41-47.
8. Korneeva N.V., Geras'kina I.N. Prioritetnye naprav-leniya resheniya problem resursosberezheniya v sfere ZhKKh Respubliki Mordoviya [Priority areas of solving resource conservation problems in the housing and utilities sector of the Republic of Mordovia]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 9, pp. 16-24.
9. Limarenko V.I. Finansovo-ekonomicheskie mekhanizmy reformirovaniya ZhKKh [Financial and economic mechanisms for the housing and utilities sector reform]. Zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera ZhKKh = ZKH: Director and Chief Accountant Magazine, 2002, no. 10, pp. 43-50.
10. Nikolaeva E.I. Ekonomicheskoe soderzhanie kategorii "innovatsiya" i "modernizatsiya" v ZhKKh [Economic substance of the innovation and modernization categories in the housing and utilities sector]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy = Economics and Management: New Challenges and Perspectives, 2013, no. 5, pp. 109-112.
11. Pronina L.I. Novatsii v finansirovanii ZhKKh [Innovation in financing the housing and utilities sector]. Byudzhet = Budget, 2013, no. 2. Available at: http://bujet.ru/article/219792.php.
12. Rumyantseva E.E. Zhilishchno-kommunal'nyi kompleks Rossii: problemy teorii i praktiki upravleniya [The housing-and-municipal complex of Russia: problems of theory and practice of management]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publ., 2006, 160 p.
13. Rybalova O. Ustranenie narushenii v sfere ZhKKh [Corrective actions in the sphere of housing and utilities]. Zakonnost' = Law, 2012, no. 1, pp. 32-35.
14. Ryakhovskaya A.N. Teoriya krainostei v dei-stvii: vnedrenie samoregulirovaniya v ZhKKh [The theory of extremes in action: implementation of self-regulation in the housing and utilities sector]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 1, pp. 260-263.
15. Ryakhovskii D.I. Gosudarstvennyi protektsion-izm v usloviyakh mirovogo finansovogo i ekonomi-cheskogo krizisa [State protectionism in conditions of global financial and economic crisis]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2009, no. 4, pp. 19-20.
16. Sazonov S.P., Zav'yalov D.Yu. Zhilishchno-kommunal'noe khozyaistvo: problemy i resheniya [Housing and utilities sector: problems and solutions]. Finansy = Finance, 2006, no. 1, pp. 19-21.
17. Stukalov A.V. K voprosu ob otnesenii pred-priyatii ZhKKh k estestvennym monopoliyam [On designating housing and utilities enterprises to the category of natural monopolies]. Konkurentnoe pravo = Competition Law, 2013, no. 3, pp. 10-13.
18. Chanyshev I.R. Ekonomicheskoe soderzhanie zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa v usloviyakh ego reformirovaniya [Economic substance of the housing and utilities complex in conditions of its reformation]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'= National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 44, pp. 20-29.
19. Shaidullin I.B. Problemy otrasli i podkhody k ikh resheniyu [Problems of the industry and the approaches to their solution]. Zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera ZhKKh = ZKH: Director and Chief Accountant Magazine, 1999, no. 2, pp. 20-26.
20. Ekonomicheskaya bezopasnost' realizatsii federal'nykh tselevykhprogramm: monografiya [Economic security of the federal target programs implementation: a monograph]. Moscow, Moscow University of Ministry of Interior of Russia Publ., 2012, 246 p.
Ol'ga A. SHILKINA
Moscow State University, Moscow, Russian Federation [email protected]