УДК 338.984
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ, КАЗЕННЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Митева Дарья Николаевна, студентка Овчинникова Ирина Васильевна, ст. преподаватель Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева
Рассмотрено государственное финансирование бюджетных, казенных и автономных учреждений. Реформа учреждений бюджетной сферы, а так же правовой статус учреждений бюджетной сферы.
Принятый 08.05.2010 года № 83-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» различает три типа государственных (муниципальных) учреждений: бюджетные, автономные и казенные учреждения. Самое главное их отличие состоит в том, что все три типа учреждений -государственные или муниципальные, отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства.
Казенные учреждения всецело находятся на бюджетном финансировании и лишены правом заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью. В состав закрепляемого имущества входит движимое и недвижимое имущество. Учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами.
Бюджетные учреждения финансируются за счет субсидий из бюджета на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, средств из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходов от оказания платных услуг. Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленного на праве оперативного управления особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам учреждения.
Автономные учреждения осуществляют деятельность за счет субсидий из бюджета на выполнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем и вырученных сумм от оказания платных услуг. Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.
Современный экономический словарь дает следующее определение бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование - это предос-
тавленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны. [1]
По данным Министерства Финансов в Российской Федерации действует 201 тысяча 648 государственных (муниципальных) учреждений из них 4% составляют автономные учреждения, 10% казенные и бюджетные учреждения- 86%.
Таким образом видно, что самую большую долю в удельном весе занимают именно бюджетные учреждения. В свою очередь на расширенной коллегии Министерства Финансов глава ведомства Антон Силуанов заявил о намерении сократить количество бюджетных учреждений и тем самым повысить конкуренцию между ними. Между тем бюджетное финансирование таких учреждений планируется повысить по разработанной Министерством Финансов приоритетной политике на 3 года (2013-2015). Сейчас, основные расходы приходятся на оборону и социальную политику, а затраты на образование и здравоохранение будут урезаны.
В 2013 году на социальные обязательства из федерального бюджета было выделено 3901,4 миллиарда рублей, в 2014 года траты на социальную политику составили 4008,5 миллиарда рублей, а в 2015 году эта сумма увеличится до 4197 миллиардов. Выходит, что удельный вес расходов на социальную политику в ближайшие три года будет чуть выше трети всех расходов страны.
Целью реформы является повышение эффективности работы бюджетных учреждений. С момента введения реформы прошло совсем немного времени, следовательно, судить о ее результатах еще рано. Тем не менее хочется надеяться, что цель будет достигнута, несмотря на трудности и сложившуюся экономическую ситуацию в стране.
Список литературы:
1. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. -М: ИНФРА-М, 2006;
2. Федеральный закон от 08.05.2010 N 8Э-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
3. Поляков Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б.Поляка - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007;
4. Е.А.Малинина. Деятельность бюджетных учреждений в условиях реформированного Бюджетного кодекса; «БиНО: бюджетные учреждения», 2008, №2, стр. 12-26;
5.Официальный сайт Министерства финансов РФ [http://minfin.ru/ru/]
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Мосько Татьяна Валерьевна, аспирант Белорусский государственный педагогический университет
имени М. Танка
В статье представлены данные по оценке современного использования туристско-рекреационного потенциала Гомельской области. Автором изучены особенности развития санаторно-курортного и гостиничного хозяйств как важных факторов, определяющих развитие туристской инфраструктуры.
Значительный интерес к туристско-рекреационным исследованиям обусловлен динамичным развитием туризма как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах. Гомельская область обладает богатым природным и историко-культурным потенциалом для успешного развития туристско-рекреационной деятельности.
В 2012 году в регионе осуществляли туристическую деятельность 81 организация, что на 20 больше, чем в 2011 году. Численность организованно выезжавших из региона за рубеж туристов составила 35212 и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 15704 человек. В страны СНГ организованно выехало 25767 туристов, в страны вне СНГ - 9445, что больше уровня 2011 года на 11236 и 4468 человек соответственно. Наиболее посещаемыми зарубежными странами в 2012 году традиционно оставались Болгария, Египет, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось около 80% от общего числа организованно выезжавших за рубеж туристов [1].
Численность туристов, организованно выезжавших из Гомельской области, по-прежнему преобладает над численностью посетивших регион. Численность прибывших в 2012 году составила 1467 туристов, что на 245 человек меньше, чем в 2011 году. Из стран СНГ прибыло 565 туристов (на 144 человека больше уровня 2011 года). Лидирующие позиции среди стран СНГ по организованным туристам сохранились за Россией и Украиной. Среди стран вне СНГ лидерами по числу посещений Гомельской области в 2012 году являлись Германия, Италия, Литва, Турция. На долю этих стран приходилось более половины от общего числа туристов из стран вне СНГ.
В 2012 году, так же как и в 2011 году, средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Гомельской области составила 4 дня.