Научная статья на тему 'Проблемы фармацевтической логистики в северных районах России'

Проблемы фармацевтической логистики в северных районах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СЕВЕР РОССИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцева И.А., Романова В.Ю.

В данной статье будут рассмотрены особенности логистики фармацевтических средств Дальнего Востока, с учетом его климатических, экономических и прочих особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурцева И.А., Романова В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы фармацевтической логистики в северных районах России»

ПРОБЛЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ логистики В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ РОССИИ

© Бурцева И. А.* *, Романова В.Ю.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье будут рассмотрены особенности логистики фармацевтических средств Дальнего Востока, с учетом его климатических, экономических и прочих особенностей.

Ключевые слова логистика, север России, фармацевтические препараты.

Логистикa фaрмацевтических средств требует безопасности доставки, cоблюдения санитарный норм и строгих сроков доставки, все эти критерии составляют эффективность логистики фармацевтической продукции. Логистика фармaцевтических средств на Cеверо-Востоке cчитается самой малоразвитой среди других регионов страны, что делает изучение данной темы наиболее актуальной.

Целью данного исследования является изучение особенностей логистики Северо-Востока, причин слабой инфраструктуры, и рассмотрение возможных путей решения выявленных нами проблем. Рассмотрим понятие фармацевтической продукции.

Фармацевтический продукт - лекарственное средство,предназначенное для человека, или ветеринарный продукт, представленный в лекарственной окончательной форме. Объемы потребления такой продукции постоянно растут. Обостряется проблема безопасности доставки и сохранения при этом качества лекарственных средств.

Процесс логистики фармацевтической продукции представляет собой поток фармацевтических товаров, реализуемых перемещением в пространстве от производителя к потребителю и сопровождаются подготовкой товаров к отгрузке, погрузкой на транспортные средства, перевозками, разгрузкой и хранением на складах перед непосредственным потреблением. В этой логистической цепочке наблюдаются отступления от правил транспортировки, складирования и производства продукции в плане сохранности товаров и соблюдения санитарных норм. Это свидетельствует о недосаточно высоком уровне организационной культуры участников логистической системы.

Логистические услуги по доставке фармацевтических продуктов потребителям опираются на процессы транспортировки, складирования, хране-

* Студент 4 курса кафедры Экономики и управления персоналом.

* Студент 4 курса кафедры Экономики и управления персоналом.

56 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ния, регулирования запасов и другие процессы, связанные с потоками информации и документации. Таким образом, формируется цепь поставок, в которой задействованы производители, поставщики, транспортники, потребители и др. [1].

Нерaзвитость рыночной инфрaструктуры при значительных расстояниях достaвки означает, что зачастую не используются рациональные вaриан-ты транспортирования и хранения фармацевтических товаров, что приводит к большим транспортным и складским издержкам. Рост цен на фармацевтические товары требует решения задач, связанных с тем, что транспортные издержки во многих случаях доходят до двух третей цены продукта. Что особо заметно в северных районах России, из-за слабо развитой инфраструктуры.

Особенностями управления товародвижением фармацевтической продукции на современном рынке являются:

- огромный ассортимент фармацевтической продукции;

- специфика требований к технологиям производства,

- ранения, транспортирования, температурные режимы, длительность хранения;

- невозможность продления срока годности;

- наличие на рынке контрафактной продукции;

- отсутствие, зачастую, на предприятиях систем менеджмента качества и безопасности;

- тсутствие информационных систем учета перемещения готовой продукции, вспомогательных материалов [2].

Кроме того, очень важная особенность заключается еще и в том, что предельные сроки и условия перевозки регламентируются специальными правилами в зависимости от вида транспорта. Причем многие правила разработаны более 20-30 лет назад и не пересматривались до настоящего времени.

Кроме основного фактора температуры на качество и безопасность фармакологических товаров способны оказать негативное влияние вибрация, уровень влажности и свет.

Большое количество посредников между производителем и конечным потребителем усложняет задачу выполнения необходимых требований. Это и многократная перегрузка на разные виды транспорта в разных климатических зонах, и сезонные изменения погоды, когда товары подвергаются значительным температурным изменениям. Отсутствие провайдеров специализированных услуг по доставке фармацевтических товаров, требующих соблюдения температурного режима в логистической цепи, приводит к необходимости сертификации транспортных средств и складов, оснащенных специальным холодильным оборудованием. Действующие логистические операторы могут оказывать влияние и контролировать только упаковку то-

Логистика

57

варов, маршрут движения, работу перевозчиков и время доставки. Вне их контроля остаются: погода, непредвиденные задержки в пути, перегрузки и размещение грузов в транспортных средствах и на складах.

На фармацевтическом рынке Северо-восточного федерального округа представлено значительное число производителей практически всех форм собственности, формируется высокий уровень конкуренции во всех территориях региона, что находит свое отражение в уровне доступности, качества и безопасности лекарственных препаратов для населения. Вполне естественно значительная часть крупных поставщиков лекарственных средств стремится к монополии за счет поглощения мелких компаний, включения демпинговых механизмов, различных вариантов рекламных компаний, ангажирования лечащих врачей, которые рекомендуют пациентам применять препараты именно этой фирмы и т.п. Рынок фармацевтики нуждается во внедрении механизмов регулирования со стороны органов исполнительной и законодательной власти региона, в частности с точки зрения антимонопольной политики, рационального ценообразования и формирования открытых конкурсов на закупку лекарств и средств медицинского назначения.

Закупка лекарственных препаратов это комплексный многоэтапным процесс, в котором принимают участие организации различных форм собственности, отраслевые министерства, а также производители лекарственных средств. Следует отметить определенный уровень несовершенства законодательных и нормативных актов РФ, регулирующих эту сферу деятельности, а также наличие структур, препятствующих эффективному функционированию и поступательному развитию системы закупки фармацевтических препаратов и средств медицинского назначения.

В навозящее время в севереых района с целью повышения эффективности управления этой деятельностью внедряются процедуры, которые позволяют осуществлять отбор наиболее экономически эффективных основных лекарственных средств, предназначенных для борьбы с распространенными заболеваниями. Это дополняется количественным расчетом потребностей в фармацевтических препаратах, предварительным отбором поставщиков, формированием системы управления закупками лекарственных средств, мониторингом деятельности поставщиков и др. Если система этих процедур дает сбой из-за личной заинтересованности ответственный лиц или блокады гласности, то сокращается число участников торгов, ограничивается выбор и повышаются цены на лекарства. Региональным руководителям различного уровня пока не хватает опыта организации системы закупок, адаптированной к условиямрынка, что требует совершенствования механизмов комплексного подхода к стратегии закупок лекарственных средств.

В случаях, отсутствия или искажения объективной информация о наличии лекарственных средств на рынке, конкурентоспособных ценах на них, качестве медикаментов и оценке деятельности поставщиков, это становится

58 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

причиной возникновения ситуации, когда приобретaются лекарственные препараты низкого качества по завышенным ценам. Отсутствие подготовленных маркетологов в региональной системе закупок лекарственных cредств может обречь ее функционирование на неудачу.

Любая система здравоохранения работает в условиях ограничения ресурсов, что формирует необходимость правильного выбора в условиях рынка. Здесь работает принцип - «достижение максимального результата при минимальных затратах». Наиболее эффективным методом снижения затрат на закупку лекарственных средств является использование ограниченного перечня лекарственных препаратов для регулярной закупки за счет бюджетных средств, который составлен на базе формулярного перечня. Этот метод уже более 20-ти лет используют во многих экономически рфзвитых и развивающихся странах. Объем заказа основывается на точной оценке реальной потребности в лекарственных препаратах, что позволяет избежать дефицита одних и избытка других лекарственных средств.

Фармацевтический рынок Северо-Востока России отличается от рынков других регионов. Довольно часто при его оценке и мониторинге различными маркетинговыми агентствами не учитывается специфика региона: низкая плотность населения, климатические особенности севера, вахтовые методы работы значительной части предприятий Крайнего Севера РФ, разрушение привычных транспортных связей, особенности распространения заболеваний, рыночные предпочтения клиентов и т.п. В то же время имеются работы, содержащие данные о том, что делается попытка учитывать особенности региона. Специалистами разработан подход к выделению схожих по уровню фармацевтической обеспеченности регионов из всей совокупности субъектов РФ с использованием методов кластерного анализа. В качестве критериев было выбрано восемь показателей, отражающих как социальноэкономическое развитие регионов, так и развитие системы здравоохранения и лекарственного обеспечения.

В первый кластер вошли четыре из девяти территорий ДФО (Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край, Еврейская АО). Эта группа характеризовалась самыми низкими значениями всех социально-экономических показателей. К третьему кластеру также были отнесены четыре дальневосточных региона (Амурская область, Хабаровский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия)).

Якутия (Республика Саха) является самым крупным регионом России с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала. Особенности транспортной инфраструктуры и климатических условий приводят к значительному удорожанию стоимости лекарственных препаратов на территории всей республики [3].

Кроме того, общий перечень проблем фармацевтического рынка дополняет недостаточно до настоящего времени решаемая проблема о качествен-

Логистика

59

ном и своевременном обеспечении жителей Дальнего Севера России по программе ДЛО. Средств, отпускаемых на одного льготника, как правило, не хватает. В то же время, фaрмацевгический рынок региона насыщен всевозможными лекарственными средствами. На складах крупных дистрибьюторов находится до 6 тыс. наименований лекарств. Доля местных производителей в этом объеме неизмеримо мала.

Эффективность производства медицинских услуг в северных районах остается невысокой. Чтобы исправить ситуацию, Правительство РФ разработало Концепцию развития системы здравоохранения до 2020 г. Региональные реформы, проводимые в рамках концепции, уже дают первые результаты - в структуре отрасли происходят существенные изменения. Планируемые изменения настолько масштабные, что ЛПУ которые не готовы к ним, рискуют не только упустить новые возможности по освоению регионального рынка здравоохранения, но и оказаться в стороне от инновационных изменений [4].

Из рассмотренной нами информации мы можем выделить следующие основные проблемы логистических услуг при доставке и хранении фармацевтических продуктов на Северо-Востоке:

1) низкая плотность населения;

2) вахтовые методы работы значительной части предприятий Крайнего Севера России;

3) разрушение привычных транспортных связей;

4) особенности распространения заболеваний;

5) рыночные предпочтения клиентов и т. п.

Перечисленные выше проблемы характерны в особенности для РС(Я), что делает осуществления логистических услуг в данном регионе России затруднительным по отношению к другим регионам России. Для решения вышеперечисленных проблем Правительством РФ была разработана Концепция развития системы здравоохранения до 2020 г. Согласно которой эффективность медицинских и фармацевтических услуг должна повыситься. Данное решение Правительства РФ нам кажется весьма концептуальной и перспективной. Но будет ли достаточно принятия данной меры для разрешения всех выявленных нами проблем логистики северных регионов России [5].

Нами предложены следующие рекомендации по решению данных проблем:

1. Улучшение инфраструктуры на севере России;

2. Использование передовых технологий для транспортировки особых фармацевтических препаратов;

3. Поддержка не государственных логистических компаний;

4. Строгий контроль деятельности не государственных логистуисче-кий компаний;

60 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

5. Создание системы логистики лекарственных препаратов подстроенных под климатические условия Северо-востока, а именно, создание такой системы, в которой основная нагрузка логистический процессов будет приходиться не на зимний период времени;

6. Развитие собственного производства лекарственных препаратов, с целью снижения ввоза импортных средств.

Список литературы:

1. http://greencar.at.ua/publ/obshhie_temy_po_logistike/bezopasnost_logistiche-skikh uslug pri dostavke i khranenii farmacevticheskikh produktov/7-1 -0-613.

2. Медицинская библиотека. Раздел «Книги и руководства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=view-article&artid=3407.

3. http ://www. medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3407.

4. http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=919.

5. http ://www. marketing. spb.ru/mr/healthcare/evolution. htm?printversion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.