Научная статья на тему 'Проблемы этики в философии К. Э. Циолковского'

Проблемы этики в философии К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
193
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы этики в философии К. Э. Циолковского»

повысить противопожарную защиту объектов подземной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения мегаполисов.

Список использованной литературы

1. Сысоева Т.П., Бельшина Ю.Н. Эффективность применения портативных приборов при исследовании пожаров/ Интернет-журнал «Технология техносферной безопасности» - Вып. № 1. - 2015.

2. Кильдюшевский М.В. Экономика пожарной безопасности: Учеб. пособ. Воронеж: ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2012. - 218 с.

ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Е.Ю. Ветохина, студентка, Ю.В. Попова, преподаватель,

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж,

г. Воронеж

Космизм, понимаемый в широком смысле как представление о мире в его целостности или в узком смысле как учение о космической экспансии человечества является национальной чертой русской философии, которая находит подтверждение в работах многих её представителей. Но только к середине XIX века она оформилась в оригинальное течение, получившее название русского космизма.

Особое место среди русских космистов занимает К.Э. Циолковский, который не только был автором «Космической философии», но и предложил научно-техническое решение выхода человека в Космос, став тем самым «отцом» русской космонавтики. Он писал: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» [1]. Вечную философскую проблему «человек и Космос» он переводит на новый уровень, поскольку именно у русского учёного человек превращается в активную силу, преодолевающую земные границы и воздействующую на Космос. Он считает, что человек включён в космическую жизнь Вселенной, человеческая цивилизация зависит от эволюции космоса. В неопубликованной работе «Необходимость космической точки зрения» он писал: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения» [2]. Применяя космические пространственно-временные масштабы к человечеству, К.Э. Циолковский считает, что, хотя по сравнению с вечным Космосом человечество молодо и только начинает своё развитие, хотя в силу земных законов бытия оно с той же необходимостью, как оно возникло, должно погибнуть, связь человечества с Космосом, освоение новых видов вещества и энергии откроет ему выход в Космос и, следовательно, путь к непрерывному прогрессу и бессмертию.

К.Э. Циолковский считает, что существует минимум три фактора увеличения потенциала бессмертия человеческой цивилизации. Это научно-технический прогресс, расширенное воспроизводство разумных существ и расселение их в Космосе, объединение космической цивилизации в одно целое. С того момента, когда человечество начнёт реализовывать эти факторы своего существования, «не природа будет играть и распоряжаться им, а он природой», -пишет учёный в неопубликованной работе «Этика, или Естественная основа нравственности» (1902-1903 гг.) Другими словами, во-первых, человечество призвано глобально и бесконечно совершенствовать космическую природу при одновременном вечном самосовершенствовании; во-вторых, быть в этом процессе активным началом.

Отсюда становится понятным, почему Циолковский считал этику стержнем своей «космической философии». Её предмет - «оценка жизни и существования» человека и человечества, а главные вопросы, которые она решает, - вопросы о смысле и цели жизни, о её бессмертии. Отвечая на эти вопросы, учёный утверждал вечное изначальное стремление человека, связанного прочными узами с Космосом, к счастью, общечеловеческому благу, самосовершенствованию, которые не только определяют цель его жизни, но и, в конечном итоге, бессмертие.

К.Э. Циолковский различает земное и космическое существование человечества: земное это его «младенческое состояние», оно наполнено несовершенством, страданиями, болезнями, природными катаклизмами, космическое бытие человечества совершенно иное высшее его состояние, оно истинно и могущественно. Учёный утверждает: «Вселенная, в общем, не содержит горести и безумия. Её радость и совершенство производятся ею самой. Они вполне естественны и неизбежны, как неизбежно, чтобы каждое животное сторонилось боли и других страданий. Только на земле у низших животных и даже человека пока не хватает для этого ни сил, ни умения, а в космосе их достаточно. Со временем будет достаточно и у будущих далёких потомков человечества. Одним словом, живая Вселенная, сама по себе, довольна и разумна»

[3].

Человечество активно избавляется от таких форм жизни, которые приносят страдание, и повсеместно распространяет принцип «истинного себялюбия» или «разумного эгоизма», главное правило которого: «Делающий добро другим делает его себе». Циолковский пишет: «Этика космоса, т.е. сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых или начинающих своё развитие животных» [4]. Космическая философия русского учёного панэтична. По его мнению, человечество в настоящем и будущем должно руководствоваться категорическим императивом: запрещается всё, что ведёт ко злу. Все космические цивилизации, которые были или ещё будут, привержены принципам всеобщего счастья, являющимся, таким образом, вечными и космически всеобщими. В результате космическая этика превращается в колоссальный, пронизывающий время и пространство, объединяющий их гарант бессмертия человеческой цивилизации, способный противостоять как природным, так и социальным

катастрофам.

Заслуга К.Э. Циолковского как философа-космиста состоит в том, что он осуществил переход от объяснения Космоса к его преобразованию, что он предложил практические решения в освещении этой важнейшей для человеческой цивилизации цели. Имеется в виду, прежде всего его план освоения ближнего космоса, его переустройство для удовлетворения растущих потребностей человечества.

Этот план излагался в различных работах Циолковского, в том числе в известном варианте главной его работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926 г.), и включал следующие этапы:

1. Полное преобразование Земли для обеспечения потребностей человечества.

2. Освоение околоземного пространства.

3. Колонизация других планет и дальнего Космоса, распространение «ударной волны разума» по неживой материи.

4. Преобразование биологического вида Homo sapiens, возникновение расы высокоорганизованных разумных существ, приспособленных к жизни в открытом Космосе.

Этот план, подкреплённый открытием реальных способов преодоления человеком земного тяготения и осуществлением космических полётов, был равен открытию Коперника. Если Коперник разрушил представление об исключительности Земли во Вселенной, то К.Э. Циолковский своей знаменитой формулой «Человечество не останется на Земле» преодолел для человека земное тяготение и открыл человеку дорогу во Вселенную, превратил его в «фактор эволюции Космоса».

Список использованной литературы

1. Из письма К.Э. Циолковского В.Н. Воробьеву от 12 авг. 1911 г. - Собр. соч., Т. II. М., Изд-во АН СССР, 1954. - С. 3.

2. Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. История русской философии: Учеб. для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - С.248.

3. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе. Тула, 1986. - С. 306-307.

4. Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга, 1930. - С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.