Научная статья на тему 'Проблемы энергообеспечения и энергосбережения Дагестана'

Проблемы энергообеспечения и энергосбережения Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
472
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы энергообеспечения и энергосбережения Дагестана»

Омаров Ш.К.

Проблемы энергообеспечения и энергосбережения Дагестана

Одной из наиболее актуальных проблем социально-экономического развития регионов Северного Кавказа Российской Федерации является выработка и реализация органами государственной власти субъектов Федерации политики в сфере энергообеспечения и энергосбережения.

Ускоренное развитие экономики республик Северного Кавказа, экономический рост и улучшение качества жизни населения требуют все более значительных затрат топливно-энергетических ресурсов.

Рост спроса на энергию и энергоносители внутри СКФО сталкивается с ограничениями, связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита энергии. Все более актуальным становится вопрос о необходимости опережающего развития энергетической инфраструктуры. При этом все понимают, что развитие энергетики должно происходить на новой, современной технической, технологической и организационной основе.

Успешно решить данную задачу возможно совместными скоординированными усилиями на федеральном и региональном уровне.

Необходимо отметить, что в силу исторических особенностей развития энергосистемы Российской Федерации, (а она создавалась и развивалась как единая централизованная система СССР, управляемая из одного центра), в стране накоплен опыт решения задач строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Существуют отработанные и перспективные образцы техники, проектные решения, технологии, есть опыт планирования, развития и реализации организационно-технических схем строительства и эксплуатации крупных энергетических объектов, пока еще сохранились кадры, умеющие решать такие задачи.

Подтверждением этого является одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации № 215-р от 22 февраля 2008 года Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Не останавливаясь на достоинствах и недостатках данного документа, отметим, что в Генеральную схему включены энергетические объекты тепловых станций мощностью выше 500 МВт, гидростанции мощностью выше 300 МВт и все объекты атомной генерации, независимо от их мощности, а также электрические сети напряжением от 220 кВ и выше, межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.

Развитие объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности должно происходить на уровне субъектов Российской Федерации, т. е. на региональном и межрегиональном уровне. И здесь вопросов гораздо больше.

Дело в том, что опыта развития региональной гражданской электроэнергетики средней и малой мощности в регионах страны практически нет. Только в Дагестане имеется пример строительства собственными силами Дагэнерго Гунибской ГЭС. Справедливости ради надо отметить, что у нас существует достаточное количество примеров использования отечественных электроэнергетических установок средней и малой мощности в основном

военного назначения и создания на их базе локальных систем энергоснабжения закрытых (изолированных) по оборонным соображениям или природно-географическим условиям территорий или объектов.

Но для нормального развития электроэнергетики регионального уровня, развития, базирующегося на действии рыночных механизмов, этого явно недостаточно. Отсутствует соответствующая нормативно-правовая база, ограничены технические и топливные возможности объектов средней и малой электроэнергетики, не проработаны механизмы их интеграции в существующую единую энергосистему, инвестиционные схемы финансирования, взаимодействия с сетевыми и сбытовыми компаниями, и как следствие - велики рыночные риски реализации данных проектов.

Предполагается, что развитие федерального оптового рынка электроэнергии должно повысить эффективность процесса производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии, а также способствовать увеличению инвестиций в отрасль. Но рыночный механизм несовершенен и одним из основных его недостатков является непредсказуемость рынка. После разукрупнения «ЕЭС» непосредственно в Дагестане количество шахматных отключений электричества в Махачкале даже возросло.

В регионах - лидерах экономического развития страны, а это, прежде всего Москва и Московская область, Санкт-Петербург, нефтегазодобывающие регионы, отмечается опережающий спрос на электричество в производственных целях. Хочется подчеркнуть, речь идет о платежеспособном спросе, когда энергия и другие ресурсы могут приобретаться по фактически любым предложенным ценам. В этих условиях возникает угроза дефицита энергии, предлагаемой на рынке по ценам, которые способны оплатить предприятия, расположенные в других регионах страны.

В результате, до момента насыщения рынка, то есть до появления на нем достаточного количества предложения энергии, многие регионы страны могут столкнуться с дефицитом электрической энергии. Особенность отрасли является то обстоятельство, что насыщение рынка произойдет только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей.

Как известно, сроки строительства крупных энергетических объектов федерального уровня составляют в лучшем случае несколько лет, затраты на начало производства продукции (барьеры входа) на электроэнергетическом рынке также достаточно высоки.

Грядущий возможный дефицит энергии делает все более актуальным задачу обеспечения энергетической безопасности региона. Ключевым вопросом при этом является вопрос о том, какой вид топлива может быть использован для увеличения производства электрической и тепловой энергии и решения проблемы энергетической безопасности региона.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом вопросе весьма ограничена. Как известно, по Конституции вопросы использования ядерной энергии относятся к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Помимо того в силу политических

причин а также повышенной сейсмичности Северного Кавказа строительство ядерных установок здесь нежелательно. Регулирование газовой отрасли по действующему российскому законодательству также сосредоточено на федеральном уровне и фактически не содержит компетенции региональных органов государственной власти.

Ситуация с крупномасштабным использованием гидроэнергетических ресурсов отличается от ситуации с газом тем, что станции мощностью менее 300 мегаватт могут быть сооружены с согласия региональных и местных властей региональными энергетическими компаниями. Таких в Дагестане три «Сулакэнерго», «Чиркейгэсстрой» и филиал «Росгидро»

Таким образом, основные для развития энергетических мощностей северокавказских регионов России виды топливно-энергетических ресурсов: газ, ядерная энергия и уголь находятся вне компетенции региональных органов власти.

Можно сделать вывод, что существующий правовой механизм и сложившаяся система отношений с крупными участниками топливного рынка практически исключает для большинства субъектов Российской Федерации возможность самостоятельно определять вид первичных топливно-энергетических ресурсов, используемых для выработки энергии, и определяющих структуру топливно-энергетического баланса территории.

В этих условиях энергообеспечение регионов может быть осуществлено через развитие энергетических объектов средней и малой мощности, которые составляют основу региональной энергетики. Для решения этих вопросов необходимо предпринимать шаги по использованию местных и альтернативных видов топливно-энергетических ресурсов. В большинстве регионов СевероКавказского федерального округа, это, прежде всего, использование возможностей малой гидроэнергетики, торф, древесные отходы, энергия ветра, тепла Земли, а также солнца.

Проблема состоит в том, что в такой постановке задача развития региональной энергетики ставится в Российской Федерации впервые, и, к сожалению, она не подкреплена достаточным научно-техническим заделом, необходимыми организационно-правовыми, финансовыми механизмами и ресурсами.

Для развития региональной энергетики необходимы согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур, направленные на решение целого комплекса проблем технического, технологического, топливного, территориального, организационного, нормативно-правового, научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня.

Второй, не менее, а может быть и более важной темой, является энергосбережение.

В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года было сказано о необходимости «кардинально повысить эффективность потребления энергии. Это вопрос нашей

конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности».

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 действующего Федерального закона «Об энергосбережении» принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов предусматривается в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Эта норма в условиях, мягко скажем, невысокой активности федеральных органов власти в вопросе создания законодательных основ энергосбережения в Российской Федерации, серьезно ограничивает возможности регионов по стимулированию энергосбережения и повышению эффективности потребления энергии.

На примере Республики Дагестан мы хотели рассмотреть некоторые проблемы разработки и реализации региональной политики энергосбережения.

Республика Дагестан располагает ограниченными запасами собственных традиционных топливно-энергетических ресурсов, при этом основной для региона вид топлива - газ, - на территории Дагестана добывается до 15% от объёмов потребления Общее поступление газа на рынок республики за январь-декабрь 2007 года (с учетом транзитного газа) составило 3304,6 млн. куб. метров (больше января-декабря 2006 г на 4,7 млн. куб. метров; больше января-декабря 2005 г на 206,8 млн. куб. метров). Основным поставщиком газа является ООО "Межрегионгаз" - 85,4 % поставок. В объёме потребляемого газа, доля населения составляет 73,4%, т.е. 2423,8 млн. куб. метров, другими потребителями - 880,8 млн. куб. метров. При этом добыча газа составила 436,3 млн. куб. метров.

Средний уровень газификации жилья по РД составил 88,4%, в т.ч. по сельским горным районам составляет 18-20%, а в целом по региону - 67%. Доля газа в топливном балансе области превышает 70%.

Потребление электрической энергии в Дагестане не обеспечивается наличием мощностей по ее производству. За счет производства электрической энергии на территории региона покрывается около 85 процентов объема электропотребления региона. Возможности по увеличению производства электроэнергии на территории области с использованием традиционных ресурсов и технологий являются весьма ограниченными.

Потребление электрической энергии в области превышает 6,5 млрд. киловатт-часов, потребление тепловой энергии вплотную приблизилось к 5 млн. гигакалорий. Всего на нужды электротеплоснабжения и транспорта в регионе расходуется 8 миллионов тонн условного топлива.

В результате известных решений Правительства Российской Федерации по увеличению стоимости газа на внутреннем рынке и либерализации оптовых рынков электроэнергии и газа в период до 2012 года, стоимость основных для региона топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет стремительно расти темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию. Такое

увеличение стоимости энергоносителей в условиях стабилизирующейся экономики Дагестана является беспрецедентным.

Прогноз затрат организаций бюджетной сферы Дагестана на основные топливно-энергетические и коммунальные ресурсы показал, что к 2012 году расходы на оплату этих ресурсов вырастут по сравнению с 2007 годом в 3-4 раза.

При этом необходимо отметить, что основной экономический эффект и доходы от роста цен на энергоресурсы будут получать и использовать организации и центры, расположенные за пределами региона в Пятигорске. В силу отмеченных обстоятельств задача повышения эффективности потребления энергии для развития Дагестана является приоритетной.

Органы государственной власти области активно занимаются разработкой и реализацией политики повышения эффективности использования энергии и ресурсосбережения. Первым шагом на этом пути стало бы принятие в 2010году Народным собранием РД Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Продолжением этой работы стало принятие в мае 2010 года Программы социально-экономического развития Республики Дагестан до 2016 года, в развитие положений которого должна быть принята комплексная целевая программа «Энергосбережение в Республике Дагестан» на 2011-2016 годы.

В своей деятельности органы государственной власти области исходят из понимания того, что снижение энергоемкости - это не только экономия энергоресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечить ускоренное развитие экономики региона, сократить потребность во вводе новых энергетических мощностей.

Вопросы производства энергии напрямую связаны с эффективным ее использованием, поэтому вопросы энергообеспечения и энергосбережения неразрывно связаны между собой и должны рассматриваться в одном контексте.

Органы государственной власти Республики Дагестан поддерживают внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий в экономику региона, и будут оказывать организационную, нормативно-правовую и экономическую поддержку при реализации энергоэффективных проектов на своих территориях.

Значительное повышение энергопотребления в РД диктует необходимость строительства новых энергетических объектов, иначе республика в перспективе останется энергодефицитным регионом.

В период до 2020 года в республике имеется реальная возможность строительства 12 новых крупных и средних ГЭС суммарной мощностью 1414 МВт и среднегодовой выработкой 4,2 млрд. кВт.ч. электроэнергии (см. Приложение к т.1, раздел 4, табл. 4.3). Также в планах расширение Чиркейской ГЭС с установкой дополнительных обратимых гидроагрегатов в режиме гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС), в результате чего ее мощность увеличится на 500 МВт, а годовая выработка электроэнергии - на 1500,0 кВт.ч.

Кроме того, в РД велики возможности строительства малых гидроэлектростанций. У дагестанских энергетиков имеется положительный опыт эксплуатации малых ГЭС, построенных по собственной технологии «Прометей». Основными положительными факторами, определяющими актуальность строительства малых ГЭС по данной технологии, являются незначительные (не более 2 лет) сроки строительства и реализации проекта в целом, обеспечивающие ускоренный ввод мощностей и быстрый возврат вложенных инвестиций, простота и надежность конструкций оборудования, гибкость в эксплуатации - возможность изменения объема производимой электроэнергии в зависимости от нужд потребителей. До 2020 года на водотоках республики возможно строительство 13 малых ГЭС суммарной мощностью 89,12 МВт и среднегодовой выработкой 419,4 млн. кВт.ч.

Республика Дагестан является одним из крупных субъектом России по ресурсам возобновляемых источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой и т.д.) и имеет потенциальную возможность их вовлечения в энергетический баланс региона. В настоящее время в республике имеются все объективные предпосылки к широкому производству и внедрению оборудования, работающего на базе возобновляемых источников энергии:

- высокие цены на органическое (традиционное) топливо;

- наличие большого числа мелких потребителей энергии, удаленных от источников энергии и центров ее распределения (хутора, фермы, мелкие крестьянские хозяйства и т.д.), строительство линий электропередач или газопроводов к которым экономически невыгодно;

- наличие значительной научной базы разработок по использованию возобновляемых источников энергии;

- возможность обеспечения экологической безопасности отдельных городов и населённых пунктов со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.

В структуре потенциальных запасов возобновляемых источников энергии в РД, наибольшую долю занимает геотермальная энергетика. Республика является уникальной геотермальной провинцией, где широко распространены термоаномальные зоны с локальными структурами и необычайно высокими пластовыми давлениями и температурами 1.

В перспективе, за счет использования выявленных в Приморском Дагестане перспективных геотермальных месторождений, возможно строительство двухконтурных геотермальных электростанций на низкокипящих рабочих телах с теплообменником-испарителем, бинарным энергоблоком и обратной закачкой отработанных вод.

1 По термической напряженности недр Дагестан превосходит все известные осадочные бассейны СНГ, за исключением Камчатки и Курильских островов, а по разведанным запасам геотермальных вод для теплоснабжения занимает первое место в РФ (86.2 тыс. м /сутки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.